Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОК'

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОК Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
53
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ / ТРЕНАЖЕРНЫЕ УСТРОЙСТВА / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / ВОЛЕЙБОЛИСТКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Никитина Лилия Мидхатовна, Никитин Сергей Валерьевич

Введение. Актуальность исследования заключается в том, что для совершенствования учебно-тренировочного процесса волейболисток необходимо применение специального оборудования и различных тренажёрных устройств, позволяющих строго индивидуализировать тренировочный процесс и тем самым повысить его эффективность. Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить значимость применения комплексов упражнений с тренажёрными устройствами в учебно-тренировочном процессе волейболисток, для повышение физической и техническому подготовленности волейболисток. Методы и организация исследования. Были использованы следующие методов исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, математическая статистика. При организации исследования все занимающиеся были разделены на две группы: контрольная и экспериментальная, по 10 человек в каждой. Исследования проводились поэтапно. На первом этапе были определены цели, задачи и методы исследования. На втором этапе проводилось тестирование физической и технической подготовленности волейболисток. Затем проводились тренировочные занятия на протяжении семи месяцев. В экспериментальной группе применялась специальная программа упражнений. На третьем этапе было проведено повторное исследование волейболисток. На четвертом этапе обработка результатов исследования. Результаты исследования. В начале исследования в исходных показателях физической и технической подготовленности контрольной и экспериментальной групп достоверных различий не выявлено (p<0,05). При исследовании физической и технической подготовленности волейболисток в экспериментальной группе в конце эксперимента темпы прироста были выше. Таким образом можно сделать вывод, что предлагаемые нами комплексы упражнений, с применением тренажерных устройств, эффективны. В ходе проведенных исследований были разработаны практические рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Никитина Лилия Мидхатовна, Никитин Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF TECHNICAL MEANS IN THE TRAINING PROCESS OFFEMALE VOLLEYBALL PLAYERS

Introduction. The relevance of the study lies in the fact that in order to improve the educational and training process of volleyball players, it is necessary to use special equipment and various training devices that allow you to strictly individualize the training process and thereby increase its effectiveness. The purpose of the study: to theoretically substantiate, develop and experimentally test the significance of the use of exercise complexes with training devices in the educational process of volleyball players, to improve the physical and technical fitness of volleyball players. Methods and organization of the study. The following research methods were used: analysis of scientific and methodological literature, pedagogical experiment, testing, mathematical statistics. When organizing the study, all students were divided into two groups: control and experimental, 10 people each. The research was carried out in stages. At the first stage, the goals, objectives and methods of research were determined. At the second stage, the physical and technical readiness of volleyball players was tested. Then training sessions were held for seven months. In the experimental group, a special exercise program was used. At the third stage, a second study of volleyball players was carried out. At the fourth stage, the processing of the research results. Research results. At the beginning of the study, there were no significant differences in the initial indicators of physical and technical readiness of the control and experimental groups (p<0.05). When studying the physical and technical readiness of volleyball players in the experimental group, at the end of the experiment, the growth rates were higher. Thus, we can conclude that the sets of exercises we offer, with the use of training devices, are effective. In the course of the research, practical recommendations were developed.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОК»

6. Novikova, T.G. (2006), "Management of education development. Technologies for achieving results", Telecommunications and informatization of education, No. 4, pp. 38-43.

Контактная информация: evelina.muhina.sm@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.01.2022

УДК 796.325

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

ВОЛЕЙБОЛИСТОК

Лилия Мидхатовна Никитина, старший преподаватель, Сергей Валерьевич Никитин,

преподаватель, Казанский (Приволжский) Государственный Университет, Казань

Аннотация

Введение. Актуальность исследования заключается в том, что для совершенствования учебно-тренировочного процесса волейболисток необходимо применение специального оборудования и различных тренажёрных устройств, позволяющих строго индивидуализировать тренировочный процесс и тем самым повысить его эффективность. Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить значимость применения комплексов упражнений с тренажёрными устройствами в учебно-тренировочном процессе волейболисток, для повышение физической и техническому подготовленности волейболисток. Методы и организация исследования. Были использованы следующие методов исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, математическая статистика. При организации исследования все занимающиеся были разделены на две группы: контрольная и экспериментальная, по 10 человек в каждой. Исследования проводились поэтапно. На первом этапе были определены цели, задачи и методы исследования. На втором этапе проводилось тестирование физической и технической подготовленности волейболисток. Затем проводились тренировочные занятия на протяжении семи месяцев. В экспериментальной группе применялась специальная программа упражнений. На третьем этапе было проведено повторное исследование волейболисток. На четвертом этапе обработка результатов исследования. Результаты исследования. В начале исследования в исходных показателях физической и технической подготовленности контрольной и экспериментальной групп достоверных различий не выявлено (p<0,05). При исследовании физической и технической подготовленности волейболисток в экспериментальной группе в конце эксперимента темпы прироста были выше. Таким образом можно сделать вывод, что предлагаемые нами комплексы упражнений, с применением тренажерных устройств, эффективны. В ходе проведенных исследований были разработаны практические рекомендации.

Ключевые слова: технические средства, техническая подготовка, физическая подготовка, контрольные тесты, тренажерные устройства, спортивная тренировка, волейболистки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p267-271

USE OF TECHNICAL MEANS IN THE TRAINING PROCESS OF FEMALE

VOLLEYBALL PLAYERS

Liliya Midkhatovna Nikitina, the senior teacher, Sergey Valeryevich Nikitin, the teacher, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan

Abstract

Introduction. The relevance of the study lies in the fact that in order to improve the educational and training process of volleyball players, it is necessary to use special equipment and various training devices that allow you to strictly individualize the training process and thereby increase its effectiveness. The purpose of the study: to theoretically substantiate, develop and experimentally test the significance of the use of exercise complexes with training devices in the educational process of volleyball players, to improve the physical and technical fitness of volleyball players. Methods and organization of the study. The following research methods were used: analysis of scientific and methodological literature, pedagogical experiment, testing, mathematical statistics. When organizing the study, all students were divided into two

groups: control and experimental, 10 people each. The research was carried out in stages. At the first stage, the goals, objectives and methods of research were determined. At the second stage, the physical and technical readiness of volleyball players was tested. Then training sessions were held for seven months. In the experimental group, a special exercise program was used. At the third stage, a second study of volleyball players was carried out. At the fourth stage, the processing of the research results. Research results. At the beginning of the study, there were no significant differences in the initial indicators of physical and technical readiness of the control and experimental groups (p<0.05). When studying the physical and technical readiness of volleyball players in the experimental group, at the end of the experiment, the growth rates were higher. Thus, we can conclude that the sets of exercises we offer, with the use of training devices, are effective. In the course of the research, practical recommendations were developed.

Keywords: technical means, technical training, physical training, control tests, simulators, sports training, volleyball players.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития волейбола, тренировочный процесс волейболисток невозможно представить без технических средств, которые стали неотъемлемой частью системы спортивной подготовки. Они позволяют эффективно развивать разнообразные двигательные качества и способности, совмещать совершенствование технических умений, создавать необходимые условия для точного контроля и управления важнейшими параметрами тренировочной нагрузки.

Применение технических средств позволяет строго индивидуализировать тренировочный процесс и тем самым повысить егоэффективность.

Данное исследование диктуется необходимостью совершенствования учебно-тренировочного процесса волейболисток.

Целью настоящего исследования является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка значимости применения комплексов упражнений с применением технических средств в учебно-тренировочном процессе волейболисток для повышения специальной физической и технической подготовленности.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

При выполнении данной работы использовались следующие методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Педагогический эксперимент.

3. Тестирование.

4. Математическая статистика.

Анализ научно-методической литературы - Изучение и анализ специальной литературы по теме исследования показал, что современный уровень теории и практики волейбола требуют расширения и дополнения. И характеризуется дальнейшим поиском эффективных средств и методов специальной физической и технической подготовки волейболисток, то есть применения комплексов упражнений с использованием технических средств, направленных на совершенствование специальной физической и технической подготовленности волейболисток.

Педагогический эксперимент позволил осуществить апробацию разработанных комплексов упражнений с использованием технических средств с целью повышения специальной физической и технической подготовленности волейболистов. Нами были разработаны 5 комплексов упражнений для повышения специальной физической и технической подготовленности волейболисток с применением технических средств. Микроцикл составлял 3х1х2х1, где три дня - это учебно-тренировочные занятия, один день - восстановительные мероприятия, следующие два дня - учебно-тренировочные занятия и один день выходной. Комплексы упражнений №1 «Упражнения с применением координационной дорожки с барьерами для развития скоростно-силовых и координационных способно-

стей» и №2 «Упражнения с применением эспандера «Вертикальный прыжок»» с применением технических средств для повышения специальной физической подготовленности волейболисток проводились в течение 20 минут в конце подготовительной части тренировочного занятия.

Комплексы упражнений №3" Упражнения с применением тренажера «Обруч на шесте» для тренировки точности передачи мяча», №4 «Упражнения с применением тренажера «Мишень-ловушка» для тренировки точности нападающего удара» и №5 «Упражнения с применением тренажера «Мишень-ловушка» для тренировки точности подачи» с применением технических средств для повышения технической подготовленности волейболисток проводились в течение 30 минут в основной части учебно-тренировочного занятия. В четвертый день микроцикла у волейболисток были восстановительные мероприятия. В седьмой день микроцикла был выходной день.

Метод тестирования включил в себя нижеперечисленные тесты.

Для определения специальной физической подготовки использовались тесты:

1. Метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками( сидя).

2. Челночный бег 6x5 м.

3. Прыжок в длину с места толчком обеих ног (см).

4. Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами (см).

Для определения специальной технической подготовки использовались тесты:

1. Тест на точность передачи мяча сверху двумя руками.

2. Тест на точность подач мяча.

3. Тест на точность выполнения нападающих ударов.

Математическая статистика. Определение достоверности различий выборочных средних проводилось с помощью критерия Стьюдента.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования проводились на базе СДЮСШОР «Юность» г. Казань. С целью проверки результативности, предлагаемых нами упражнений с использованием технических средств для повышения специальной физической и технической подготовленности у волейболисток, был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 20 человек, находящиеся на этапе совершенствования спортивного мастерства 3-го года обучения.

Все занимающиеся были разделены на 2 группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), по 10 человек в каждой.

Исследование проводились поэтапно.

На первом этапе выявлялась актуальность и уровень разработанности проблемы исследования путем изучения и анализа литературы. Были определены цели, задачи и методы исследования.

На втором этапе мы провели тестирование специальной физической и технической подготовленности волейболисток. Далее в экспериментальной группе на протяжении семи месяцев на тренировочных занятиях применялась специальная программа упражнений.

На третьем этапе было проведено повторное исследование волейболисток.

Четвертый этап посвящен обработке результатов исследования и разработке практических рекомендаций.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В начале исследования в исходных показателях специальной физической и технической подготовленности волейболисток контрольной и экспериментальной групп достоверных различий не выявлено (р<0,05). При исследовании специальной физической подготовленности волейболисток в экспериментальной группе в конце эксперимента темпы

прироста были выше. Так в «Метании набивного мяча 1 кг двумя руками из-за головы сидя» в экспериментальной группе результат улучшился на 8,1% (гр 7,95 > гкр 2,101) и является достоверным, в контрольной группе результат положительно изменился на 0,4% (1р 0,15 < гкр 2,101), что является статистически не значимым изменением. Данное различие результата между группами статистически значимо (1р 2,21 > гкр 2,101).

Результат в контрольном тесте «Челночный бег 6х5 м» в экспериментальной группе уменьшился на 4,7% (гр 2,04 < гкр 2,101), а в контрольной группе - на 0,4% (гр 0,18 < Лр 2,101). Разница в межгрупповых показателях является статистически не значимой (1р 0,91 < &р 2,101).

В экспериментальной группе в тесте «Прыжок в длину» результат увеличился на 4,7% (1р 2,49 > гкр 2,101). В контрольной группе результат положительно изменился на 1,6% (гр 0,68 < гкр 2,101). Разница в показателях между группами является недостоверной (1р 1,08 < Иф 2,101).

Результат в тесте «Прыжок вверх» в экспериментальной группе увеличился на 18,2% (гр 2,80 > &р 2,101), в контрольной группе - на 2,8% (гр 0,43 < &р 2,101). При этом разница в межгрупповых показателях является статистически значимой (гр 2,19 > гкр 2,101).

Разница в межгрупповых показателях технической подготовленности была более выраженной в экспериментальной группе.

Так разница показателей в тесте на точность передачи мяча сверху двумя руками на 18% лучше в экспериментальной группе, что является статистически достоверной (гр 2,71 > гкр 2,101).

Разница показателей в тесте на точность подач мяча составила 24%, что является статистически достоверной (гр3,08 > гкр2,101).

В тесте на точность выполнения нападающих ударов разница между показателями экспериментальной и контрольной групп составила 32%, что также является статистически достоверной (гр 4,95 > гкр 2,101).

ВЫВОДЫ

Таким образом, в результате сравнительного анализа полученных результатов можно сделать вывод, что к окончанию эксперимента волейболистки экспериментальной группы имели более высокие показатели физической и технической подготовленности, чем их сверстницы. Все это указывает на эффективность предлагаемых нами комплексов упражнений с применением технических средств.

Практические рекомендации. При использовании технических средств в процессе подготовки волейболисток необходимо учитывать следующее:

1. Технические средства не должны препятствовать всестороннему физическому развитию волейболисток, а наоборот, способствовать соразмерности в развитии специальных физических качеств, характерной для каждого этапа многолетней подготовки. Только это позволит создать тот фундамент, на основе которого в дальнейшем могут быть достигнуты высокие спортивные результаты.

2. По всей направленности технические средства должны соответствовать задачам каждого конкретного этапа многолетней подготовки.

3. Применение технических средств должно способствовать формированию у волейболисток такой структуры двигательных навыков в режиме будущей соревновательной деятельности, которая характерна длявысококвалифицированных спортсменов.

4. На этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки целесообразно выполнять упражнения общего и регионального воздействия. На этапе спортивного совершенствования больше уделяется внимания упражнениям локального характера, позволяющим избирательно воздействовать на определенные группы мышц. Более эффективными являются технические средства с обратной связью, позволяющие полу-

чить информацию, как о структуре движений волейболисток, так и о параметрах внешнего воздействия. Повышению качества учебно-тренировочного процесса способствует знание волейболистками модельных или эталонных характеристик, к которым им следует стремиться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данильченко В.А. Использование информационных технологий в процессе обучения технике двигательных действий / В.А. Данильченко, Т.А. Хабинец, Ю. Л. Хлевна // Физическое воспитание студентов. - 2012. - № 3. - С. 29-32.

2. Теория и методика спортивных игр: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Д.И. Нестеровский, В. А. Иванов [и др.] ; под ред. Ю.Д. Железняка. - 8-е изд., перераб. -Москва : Академия, 2013. - 464 с.

3. Молдованова И.В. Концепция интегральной подготовки юных волейболисток / И.В. Молдованова // Вестник педагогических инноваций. - 2017. - № 2 (46). - С. 54-57.

4. Скобликова Т.В. Особенности развития физических качеств и двигательных способностей при подготовке волейболисток / Т. В. Скобликова, Е. Н. Булатова // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2016. - № 1-1 (5). - С. 250-251.

5. Хусейн Саджад Абдуламир Хусейн Применение технических средств в исследовании биомеханической структуры двигательных действий в спортивных играх (на примере волейбола) / Хусейн Саджад Абдуламир Хусейн, Иванов В.А., Вяльцев А.С. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. - 2017. - № 3. - С. 27-41.

6. Эртман Ю.Н. Построение процесса совершенствования подач мяча квалифицированными волейболистками с применением технических средств / Ю.Н. Эртман, А.А. Гераськин // Омский научный вестник. - 2013. - № 1 (115). - С. 156-159.

7. Эртман Ю.Н. Технические средства как основа для совершенствования точности подач в волейболе / Ю.Н. Эртман.// Наука и спорт: современные тенденции. - 2015. - № 2 (7) . - С. 46-54.

REFERENCES

1. Danilchenko, V.A., Khabinets, T.A. and Khlevna, Y.L. (2012), "Use of information technologies in the process of teaching technique of motive actions", Physical Education of Students, Vol. 3, pp. 29-32.

2. Zheleznyak Y.D., Nesterovsky D.I. and Ivanov V.A. (2013), Theory and methodology of sports games: textbook for students of higher education institutions, 2nd ed., Publishing Center «Academy», Moscow.

3. Moldovanova I.V. (2017), "The concept of integrated training of young volleyball players", Bulletin of Pedagogical Innovations, Vol. 2, No.46, pp. 54-57.

4. Skoblikova, T.V. and Bulatova, E.N. (2016), "Peculiarities of development of physical qualities and motor abilities in preparation of volleyball players", Innovative technologies in science and education, Vol. 1-1, No.5, pp. 250-251.

5. Husaein, S.A., Ivanov, V.A. and Vyaltsev, A.S. (2017), "Use of technical means in the study of the biomechanical structure of motor actions in sports games (by the example of volleyball)", Bulletin of Moscow University: Series: Natural Sciences, Vol. 3, pp. 27-41.

6. Ertman, Yu. N. (2013), "The process of improving serves in skilled volleyball players with the use of technical means", Omsk Scientific Bulletin, Vol. 1, No. 115, pp. 156-59.

7. Ertman, Yu.N. (2015), "Technical means as a basis for improving serve accuracy in volleyball", Science and sport: current trends. Vol. 2, No.7, pp. 46-54.

Контактная информация: patricio21074@gmail.com

Статья поступила в редакцию 27.01.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.