Научная статья на тему 'Методика развития общей выносливости у студенток нефизкультурных вузов'

Методика развития общей выносливости у студенток нефизкультурных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
762
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / СТУДЕНТКИ / МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ / OVERALL ENDURANCE / STUDENTS / SET OF METHODS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов Игорь Сергеевич

Автором предложена методика развития общей выносливости, состоящая из двух блоков: 1) методика обучения рациональному дыханию и равномерному преодолению дистанции, а также формирования мотивации и развития волевых качеств; 2) собственно методика развития общей выносливости. В ходе педагогического эксперимента показано, что разработанная методика более эффективна, чем традиционная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SET OF METHODS TO DEVELOP OVERALL ENDURANCE OF GIRLS-STUDENTS OF NOT SPORTS HIGH SCHOOLS

The author of the paper suggests a new set of methods to develop overall endurance, comprised of two major blocks: 1) teaching of breathe efficiently and cover the distance evenly, together with shaping athlete's motivation and will; 2) developing overall endurance proper. The described pedagogical experiment confirms the efficiency of these methods compared to traditional ones.

Текст научной работы на тему «Методика развития общей выносливости у студенток нефизкультурных вузов»

программы при рациональном сочетании с другими средствами физического воспитания достоверно (р<0,01) повысился уровень наиболее значимых качеств развития силы и силовой выносливости студентов, которые отвечают потребностям юношей 18-20 лет, обучающихся в высших учебных заведениях гуманитарного профиля, что подтверждено экспериментальными данными.

ЛИТЕРАТУРА

1. Губа, В.П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи : учеб. пособ / В.П.Губа, О.С.Морозов, В.В. Парфенен-ков. - М. : Советский спорт, 2008. - 206 с.

2. Ланда, Б.Ф. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учеб. пособие / Б.Ф. Ланда. - М. : Советский спорт, 2005. -192 с.

3. Программа физического воспитания студентов высших учебных заведений / В.М. Колос, Н.Л. Петров [и др.]. - Минск : [б.и.], 1992. - 52 с.

4. Смирнов, Ю.А. Атлетизм как средство физического воспитания студентов вузов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Смирнов Ю.А. - СПб., 2000. - 23 с.

5. Физическая культура студента : учебник / под ред. В.И. Ильинича. - М. : Гардарики, 2001. - 447 с. : ил.

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОК НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ

Игорь Сергеевич Козлов, старший преподаватель,

Адыгейский государственный университет (АГУ) г. Майкоп

Аннотация

Автором предложена методика развития общей выносливости, состоящая из двух блоков: 1) методика обучения рациональному дыханию и равномерному преодолению дистанции, а также формирования мотивации и развития волевых качеств; 2) собственно методика развития общей выносливости. В ходе педагогического эксперимента показано, что разработанная методика более эффективна, чем традиционная.

Ключевые слова: общая выносливость, студентки, методика развития.

SET OF METHODS TO DEVELOP OVERALL ENDURANCE OF GIRLS-STUDENTS OF NOT SPORTS HIGH SCHOOLS

Igor Sergeevich Kozlov, the senior teacher,

Adygei state university,

Maikop

Abstract

The author of the paper suggests a new set of methods to develop overall endurance, comprised of two major blocks: 1) teaching of breathe efficiently and cover the distance evenly, together with shaping athlete’s motivation and will; 2) developing overall endurance proper. The described pedagogical experiment confirms the efficiency of these methods compared to traditional ones.

Keywords: overall endurance, students, set of methods of development.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших показателей двигательной подготовленности студенток, тесно связанным с эффективностью деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, а, значит, и с показателями физического компонента их здоровья, является уровень общей выносливости. В связи с этим не могут не вызывать тревоги появляющиеся сведения о низком уровне общей выносливости и его отрицательной динамике у студенток современных вузов в течение как учебного года, так и всего

процесса обучения [1, 3 и др.].

Поэтому целью исследования являлись разработка и экспериментальное подтверждение эффективности методики развития общей выносливости у студенток.

МЕТОДИКА

Как было установлено в предшествующих исследованиях [2], на проявление общей выносливости в длительном беге у студенток могут оказывать негативное влияние нерациональное дыхание и отсутствие навыка равномерного преодоления дистанции. Поэтому разрабатываемая методика развития выносливости состояла из двух блоков: 1) методика обучения рациональному дыханию (на два шага вдох через рот, на два шага выдох через рот) и равномерному преодолению дистанции, а также повышения мотивации и развития волевых качеств; 2) собственно методика развития общей выносливости.

Первый блок методики был рассчитан на восемь занятий, в течение которых планировалось и осуществлялось обучение рациональному дыханию и равномерному пробеганию дистанции.

Второй блок методики представлял собой целесообразно организованный процесс собственно развития общей выносливости. Перспективным направлением при разработке методики развития общей выносливости у студенток была принята конверсия соответствующих положений спортивной тренировки. Основными положениями, которыми мы руководствовались при разработке методики развития общей выносливости, были следующие: 1) процесс развития выносливости должен быть непрерывным; 2) объём и интенсивность нагрузки в течение учебного года и времени обучения в вузе должны постепенно увеличиваться; 3) в течение учебного года, месяца, недели нагрузка должна изменяться волнообразно; 4) применение средств и методов развития общей выносливости должно носить цикличный характер; это позволит добиться величины стимула, достаточной для выраженной реакции организма, и обеспечит преемственность в развитии выносливости при исчерпании резервов адаптации к одному виду нагрузки и замене её другим.

Для контроля уровня общей выносливости применялись два теста: бег на 2000 м и безнагрузочный фитнес-тест, разработанный компанией Polar (результат - индекс индивидуальной подготовленности Own Index, аналогичный показателю максимального потребления кислорода относительно веса тела). Процедура тестирования описана на официальном сайте компании (http://www.polar.fi.). В работе использовался монитор сердечного ритма Polar S810i. Полученные при помощи монитора сердечного ритма данные передавались на персональный компьютер через инфракрасный порт, а затем обрабатывались при помощи стандартного программного обеспечения Polar Precision Performance SW 4.01.029.

Применение двух названных тестов обусловлено тем, что результат в беге на 2000 м может быть слабо связан у плохо подготовленных студенток с показателями эффективности деятельности кардиореспираторной системы, а также в связи с тем, что тестирование в беге на 2000 м в помещении трудно выполнимо. Это позволяло получать объективные данные о динамике уровня подготовленности студенток и, что немаловажно, поддерживать интерес к занятиям.

Проверка эффективности разработанной методики проводилась при помощи педагогического эксперимента в два этапа. В начале первого этапа были отобраны контрольная (16 человек) и экспериментальная (18 человек) группы, не имевшие достоверных различий по показателям роста (166±5,3 и 165±5,8 см, соответственно), веса (59,4±5,50 и 59,3±5,94 кг), индекса Кетле (357±24,6 и 359±23,7 г/см) и возраста (17,3±0,67 и 17,3±0,68 лет), общей выносливости и других физических качеств и способностей, контроль которых предусмотрен программой по физической культуре. После реализации первого блока методики развития общей выносливости в экспериментальной группе было произведено сравнение исследуемых показателей у девушек этой

группы в начале и конце первого этапа.

В ходе второго этапа в экспериментальной группе был реализован второй блок методики, доказательство эффективности которой строилось на сравнении результатов девушек в контрольной и экспериментальной группах в начале и конце педагогического эксперимента.

Достоверность различий выборочных данных определялась при помощи однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Как следует из данных, представленных в табл. 1, применение средств, направленных на приобретение навыков рационального дыхания и равномерного преодоления дистанции, уже за восемь занятий оказало выраженное воздействие на результат в беге на 2000 м. Относительные величины прироста (относительно исходного уровня) у испытуемых экспериментальной группы - до 4,1%.

Студентки экспериментальной группы стали начинать дистанцию медленнее, это позволяло им дольше сохранять скорость бега и даже увеличивать её за 300 м до финиша (рис. 1).

Необходимо особо отметить, что выраженный прирост результатов в беге на 2000 м произошёл на фоне стабильности показателя индивидуальной подготовленности Own Index, характеризующего максимальное потребление кислорода на килограмм веса тела (табл. 1). Это позволяет считать, что повышение результата в беге на 2000 м произошло не за счёт физиологических изменений в кардиореспираторной системе студенток, а за счёт повышения степени реализации имеющегося уровня общей выносливости.

Таблица 1

Показатели физической подготовленности студенток в экспериментальной груп-

пе в конце первого этапа формирующего педагогического эксперимента

Показатели Величины ( х±S ) Достоверность различий*

результат абсолютный прирост

Бег 2000 м (с) 684±28,5 21,1 p<0,05

Own Index (мл/кг) 38,4±3,62 0,06 p>0,05

Бег 100 м (с) 17,1 ±0,86 0,04 p>0,05

Поднимание туловища (раз) 40,7±10,00 0,017 p>0,05

*Достоверность различий результатов в экспериментальной группе в начале и конце первого этапа формирующего педагогического эксперимента.

Как следует из анализа данных, представленных в табл. 2, в конце второго этапа формирующего педагогического эксперимента результаты в беге на 2000 м в экспериментальной группе оказались достоверно выше, чем в контрольной. Величина прироста результатов в беге на 2000 м за время эксперимента (один учебный год) в среднем по экспериментальной группе составила 10,1% (относительно исходного уровня). При этом результаты в беге на 2000 м в контрольной группе в течение учебного несколько снизились (-0,7%).

Также заметим, что в экспериментальной группе во время формирующего педагогического эксперимента наблюдалась выраженная динамика показателя эффективности деятельности кардиореспираторной системы (рис. 2). В это же время в контрольной группе индекс индивидуальной подготовленности Own Index после некоторого повышения в первом семестре, затем снизился после сессии и каникул и незначительно повысился во втором семестре, в целом оставшись ниже исходного уровня (рис. 2).

'начало эксперимента конец эксперимента шш<>штсредняя скорость

Рис. 1. Время преодоления различных отрезков дистанции 2000 м студентками экспериментальной группы в начале и в конце первого этапа формирующего эксперимента

Таблица 2

Показатели физической подготовленности студенток в конце второго этапа _______________формирующего педагогического эксперимента______________________

Показатели Величины ( х±S ) Достоверность различий*

контрольная эксперимент.

Бег 2000 м (с) 699±43,4 634±19,1 p<0,001 33,33

Own Index (мл/кг) 38,4±3,22 41,8±2,46 p<0,01 12,09

Бег 100 м (с) 17,1 ±0,77 17,1±0,79 p>0,05 0,00

Поднимание туловища (раз) 40,5±10,88 41,0±9,22 p>0,05 0,02

*В левой ячейке приведена вероятность ошибки отклонения нулевой гипотезы, в правой ячейке даны расчётные величины Е-критерия по данным однофакторного дисперсионного анализа.

□ Начало эксперимента □ Конец первого семестра □ Начало второго семестра □ Конец эксперимента

Экспериментальная Контрольная

Группы

Рис. 2. Динамика показателя индивидуальной подготовленности Own Index в ходе

формирующего эксперимента

ВЫВОДЫ

Полученные данные позволяют заключить, что в целом предлагаемая методика

развития общей выносливости у студенток оказалась более эффективной, чем традиционная. Её внедрение в практику физического воспитания позволило не только повысить степень реализации имеющихся возможностей в проявлении выносливости, но и добиться стабильного прироста показателей эффективности деятельности кардиорес-пираторной системы в течение учебного года и на этой основе значительно улучшить результаты в беге на 2000 м - основном тесте, рекомендованном программой по физической культуре.

В заключение необходимо также отметить, что внедрение в практику физического воспитания студенток разработанной методики, направленной на развитие общей выносливости, не оказало негативного воздействия на другие физические качества и способности, контроль которых рекомендован программой по физической культуре.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дуруда, А.Н. Развитие общей выносливости с использованием ациклических физических упражнений у студенток с дисфункцией системы кровообращения : автореф. дис. ... канд. пед. наук : спец. 13.00.04 / Дуруда Алевтина Николаевна ; [Алтайский гос. мед. ун- т]. - Омск, 1997. - 24 с.

2. Козлов, И.С. Об особенностях дыхания при нагрузках на выносливость у студенток / И.С. Козлов // Физическое воспитание и спорт : проблемы и решения : науч. тр. каф. лёгкой атлетики Ин-та физ. культуры и дзюдо Адыгейского гос. ун-та. -Майкоп. 2007. - С. 217-223.

3. Козлов, Р. С. Формирование физической культуры личности студентов вузов на занятиях в секции по общей физической подготовке : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Козлов Роман Сергеевич ; [Адыгейский гос. ун-т]. - Майкоп, 2006. - 23 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА МВД РОССИИ КАК СРЕДСТВО

АКТИВИЗАЦИИ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУРСАНТОВ И

СЛУШАТЕЛЕЙ

Тимофей Сергеевич Купавцев, кандидат педагогических наук,

Евгений Викторович Мальченков, соискатель,

Барнаульский юридический институт МВД России (ГОУ ВПО БЮИМВД России)

Аннотация

В работе раскрывается сущность и содержание использования метода проблемного обучения в вузах МВД России, обосновываются особенности применения метода проблемного обучения как средства активизации самосовершенствования обучающихся.

Ключевые слова: вузы МВД России, проблемное обучение, самосовершенствование обучающихся.

THE METHOD OF PROBLEM STUDYNG IN HIGHSCHOOLS OF THE INTHERIOR AS A MEAN FOR PROCESS OF CADETS’ SELF-PERFECTION

Timofey Sergeevich Kupavtsev, the candidate of pedagogical sciences,

Evgeniy Viktorovich Malchenkov, the competitor,

Barnaul Law Institute of the Ministry of Interior of Russia,

Barnaul

Abstract

This work is devoted to the revealing of essence and contents of the problem method usage in higher schools of the Interior. The author analyses the peculiarities of problem method as one of the means which contributes much to the process of cadets’ self-perfection.

Keywords: higher schools of the Interior, problem study, the process of cadets’ self-perfection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.