Научная статья на тему 'Ритм длительного бега как фактор, определяющий проявление общей выносливости у студенток'

Ритм длительного бега как фактор, определяющий проявление общей выносливости у студенток Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
161
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫНОСЛИВОСТЬ / ДЕВУШКИ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ENDURANCE / GIRLS / TESTING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Козлов Игорь Сергеевич, Грекалова Ирина Николаевна

Целью исследования являлось определение ритма пробегания дистанции 2000 метров студентками во время тестирования общей выносливости. В исследовании приняли участие 38 студенток, не занимающихся спортом (возраст 18,2±1,65 лет, рост 169±8,9 см, вес 63,4±5,62 кг). Для определения времени пробегания 100-метровых отрезков дистанции использовался анализ видеозаписи бега с частотой съёмки 25 кадров в секунду. Время пробегания каждого из 100-метровых отрезков дистанции находилось как среднее арифметическое преодоления соответствующего отрезка всеми испытуемыми. Было показано, что студентки, не занимающиеся спортом, начинают бег значительно быстрее средней скорости бега, что приводит к появлению декомпенсированного утомления, снижению скорости бега и результата бега в целом. Это может существенно искажать оценку общей выносливости по результатам в беге на 2000 метров и требует обучения студенток равномерному бегу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Козлов Игорь Сергеевич, Грекалова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rhythm of long distance running as a factor defining manifestation of general endurance

The aim of this study was the evaluation of rhythm of 2000-metres running of female students during testing of general endurance. Thirty-eight female students without sports experience took part in the investigation (age 18.2±1.65 years, height 169±8.9 cm, weight 63.4±5.62 kg). For fixation of 100-metres running time we used the analysis of videotaping (25 frames per second). All participants in appropriate part of distance have calculated time of each 100-metres distance as arithmetic average of running time. It has been shown that female students without sports experience start 2000-metres running significantly faster than average running speed, which may be a reason for expressed fatigue, decrease of running speed and final result. It may significantly distort the assessment of general endurance under 2000-metres running results and it requires training of female students to even running.

Текст научной работы на тему «Ритм длительного бега как фактор, определяющий проявление общей выносливости у студенток»

УДК 796:338.28; 796.078

РИТМ ДЛИТЕЛЬНОГО БЕГА КАК ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ПРОЯВЛЕНИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОК

Игорь Сергеевич Козлов, доцент,

Ирина Николаевна Грекалова, старший преподаватель,

Адыгейский государственный университет (АГУ), Майкоп

Аннотация

Целью исследования являлось определение ритма пробегания дистанции 2000 метров студентками во время тестирования общей выносливости. В исследовании приняли участие 38 студенток, не занимающихся спортом (возраст 18,2±1,65 лет, рост 169±8,9 см, вес 63,4±5,62 кг). Для определения времени пробегания 100-метровых отрезков дистанции использовался анализ видеозаписи бега с частотой съёмки 25 кадров в секунду. Время пробегания каждого из 100-метровых отрезков дистанции находилось как среднее арифметическое преодоления соответствующего отрезка всеми испытуемыми. Было показано, что студентки, не занимающиеся спортом, начинают бег значительно быстрее средней скорости бега, что приводит к появлению декомпенсированного утомления, снижению скорости бега и результата бега в целом. Это может существенно искажать оценку общей выносливости по результатам в беге на 2000 метров и требует обучения студенток равномерному бегу.

Ключевые слова: выносливость, девушки, тестирование.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.02.96.p78-80

RHYTHM OF LONG DISTANCE RUNNING AS A FACTOR DEFINING MANIFESTATION OF GENERAL ENDURANCE Igor Sergeevich Kozlov, the senior lecturer,

Irina Nikolaevna Grekalova, the senior teacher,

Adyghe State University, Maykop

Annotation

The aim of this study was the evaluation of rhythm of 2000-metres running of female students during testing of general endurance. Thirty-eight female students without sports experience took part in the investigation (age 18.2±1.65 years, height 169±8.9 cm, weight 63.4±5.62 kg). For fixation of 100-metres running time we used the analysis of videotaping (25 frames per second). All participants in appropriate part of distance have calculated time of each 100-metres distance as arithmetic average of running time. It has been shown that female students without sports experience start 2000-metres running significantly faster than average running speed, which may be a reason for expressed fatigue, decrease of running speed and final result. It may significantly distort the assessment of general endurance under 2000-metres running results and it requires training of female students to even running.

Keywords: endurance, girls, testing.

ВВЕДЕНИЕ

Общая выносливость является одной из важнейших физических способностей, развитию которой уделяется значительное внимание в физическом воспитании студенток. Роль общей выносливости в структуре двигательной подготовленности студенток обусловлена тем, что уровень общей выносливости во многом отражает качество функционирования важнейших систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, системы крови, опорно-двигательной. В связи с этим уровень общей выносливости рядом авторов рассматривается как один из показателей физического здоровья человека [1, 3]. Между тем при определении уровня общей выносливости, особенно у девушек, имеющих низкий уровень двигательной подготовленности и небольшой опыт занятий физическими упражнениями, возникает ряд трудностей, подчас приводящих к искажению оце-

нок уровня общей выносливости. Одной из таких сложностей теоретически может являться несформированность навыка равномерного преодоления дистанции в длительном беге при тестировании выносливости. Однако данных о сформированности этого навыка у студенток в литературе не имеется. В связи с этим целью исследования являлось определение ритма пробегания дистанции 2000 метров студентками во время тестирования общей выносливости.

МЕТОДИКА

Для определения равномерности прохождения дистанции 2000 метров при тестировании выносливости был проведён педагогический эксперимент, в котором приняли участие 38 студенток первого курса (возраст 18,2±1,65 лет, рост 169±8,9 см, вес 63,4±5,62 кг), не занимающихся спортом. Во время сдачи контрольного норматива в беге на 2000 метров производилась запись забегов на видеокамеру (частота съёмки 25 кадров в секунду) с такой точки, с которой была видна вся беговая дорожка. Это позволяло по видеозаписи определить время на отрезках дистанции по 100 метров всех участников забегов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Как видно на рис. 1, обследованные девушки начинали дистанцию намного быстрее средней скорости (даже для тех результатов, которые были показаны с неравномерным графиком пробегания дистанции). Затем, скорость равномерно снижалась до 700 метров дистанции. После 700 метров происходило резкое падение скорости, и после 800 метров скорость была ниже средней скорости для этого результата. Причём, ещё 200 метров после резкого снижения скорости девушки пытались её поддерживать.

Отрезки дистанции (м)

Рис. 1. Усреднённые данные времени пробегания 100-метровых отрезков дистанции 2000 метров 38 студентками (среднее арифметическое и стандартное отклонение результатов

всех испытуемых)

Однако после середины дистанции с 1000 до 1600 метров происходило постепенное снижение скорости, после чего она до 1900 метров несколько стабилизировалась. На последнем 100-метровом отрезке происходило даже некоторое повышение скорости бега: время пробегания последнего 100-метрового отрезка оказалось меньше, чем предыдущих трёх отрезков. Многие девушки пытались повысить скорость бега на финише, что свиде-

тельствует о мотивированности группы на достижение наивысшего результата, однако в состоянии декомпенсированного утомления у слабо подготовленных занимающихся подобные ускорения могут приводить к негативным для здоровья последствиям и последующему снижению мотивации к занятиям бегом. В то же время, как видно на рис. 1, больше половины дистанции скорость бега оказалась ниже средней.

Во время дистанции наблюдались периоды резкого падения скорости, соотношение времени самого медленного отрезка ко времени самого быстрого в целом по группе составило 1,53 (у отдельных испытуемых, естественно, это соотношение было ещё больше). Сказанное может приводить к выходу за порог анаэробного обмена уже в начале дистанции, накоплению молочной кислоты, иным негативным явлениям, не позволяющим девушкам эффективно поддерживать скорость на второй половине дистанции.

В то же время даже для хорошо тренированных спортсменов оптимальным является вариант прохождения дистанции с равномерной скоростью, на всех отрезках дистанции примерно равной средней скорости [2].

Вывод. Таким образом, неравномерная скорость бега на дистанции 2000 метров у обследованных студенток несомненно являлась фактором, ограничивающим проявление выносливости. В связи с этим обучение студенток равномерному бегу по всей дистанции может являться резервом улучшения результата даже без повышения эффективности деятельности основных функциональных систем организма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Козлов, Р. С. Формирование физической культуры личности студентов вузов на занятиях в секции по общей физической подготовке : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Козлов Р.С. - Майкоп, 2006. - 24 с.

2. Немцев, О.Б. Организация предсоревновательной подготовки бегунов на средние дистанции с учётом особенностей адаптации к бегу по различным покрытиям / О.Б. Немцев, А.В. Полянский // Проблемы физического воспитания и спорта: реалии и перспективы : науч. тр. кафедры лёгкой атлетики ИФК и дзюдо АГУ / Адыгейский гос. ун-т. - Майкоп. 2005. - С. 79-85.

3. Певнева, М.В. Динамика показателей физической подготовленности и функционального состояния у студенток, занимающихся по стандартной программе и занимающихся танцевальной аэробикой / М.В. Певнева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 151-154.

REFERENCES

1. Kozlov, R.S. (2006), Formation of personal physical culture of students at general physical training workshop, dissertation, ASU Press, Maykop, Russia.

2. Nemtsev, O.B. and Polyanskiy, A.V. (2005), "Organization precompetitive training of middle distance runners with consideration of features of adaptation to run on various grounds", Problems of physical education and sport: realities and prospects, ASU Press, Maykop, Russia, pp. 79-85.

3. Pevneva, M.V. (2011), "Dynamics of indicators of physical fitness and functional status among the female students trainees by the standard program and engaged by a dance aerobics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 72, No. 2, pp. 151-154.

Контактная информация: iskzlv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.02.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.