Научная статья на тему 'Об уровне общей выносливости у студенток и его динамике в течение учебного года'

Об уровне общей выносливости у студенток и его динамике в течение учебного года Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Доронин А. М., Козлов И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об уровне общей выносливости у студенток и его динамике в течение учебного года»

ОБ УРОВНЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОК И ЕГО ДИНАМИКЕ

В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА

А.М. Доронин, И. С. Козлов

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших показателей двигательной подготовленности студенток, тесно связанных с эффективностью деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, а, значит, и с показателями физического компонента их здоровья, является уровень общей выносливости [3, б и др.]. В связи с этим не могут не вызывать тревоги сведения о низком уровне общей выносливости и его отрицательной динамике в течение как учебного года, так и всего процесса обучения студенток современных вузов [4, 7 и др.].

В то же время большинство таких исследований проводилось на примере одного вуза, что может отражать эффективность воспитания именно в этом учебном заведении (а также, добавим, в школах того региона, откуда в вуз поступает наибольшее число абитуриентов), либо изучалась динамика уровня выносливости путём его измерения у студенток различных курсов, что лишь косвенно может отражать его динамику, либо уровень выносливости определялся у студенток специальных медицинских групп, что оставляет без внимания проблему развития общей выносливости у большого числа практически здоровых студенток [1, 2, 5, В, 9, 10 и др.].

В связи с этим представляется актуальным исследование динамики уровня общей выносливости у студенток современных вузов как критерия эффективности его развития в процессе физического воспитания.

МЕТОДИКА

Были протестированы студентки трёх вузов Южного федерального округа: Адыгейского государственного университета (АГУ), Майкопского государственного технологического университета (МГТУ) и Славянского-на-Кубани педагогического института (СГПИ). Применялись два теста: бег на 2000 м, рекомендованный программой по физической культуре, и безнагрузочный фитнес-тест, разработанный компанией Polar. Результатом безнагрузочного фитнес-теста Polar являлся индекс индивидуальной аэробной подготовленности Own Index - аналог относительного (относительно веса тела) показателя максимального потребления кислорода (процедура тестирования и оценки подробно описана на сайте компании http://www.polar.fi). Тестирование в беге на 2000 м и фитнес-тесте Polar производилось два раза: в начале и конце учебного года у одних и тех же испытуемых. Безнагрузочный фитнес-тест Polar применялся параллельно с бегом на 2000 м в связи с тем, что результат в беге на выносливость может в большой мере определяться мотивированностью испытуемых, а также уровнем их волевых качеств, а не показателями деятельности кардиореспираторной и двигательной систем, что снижает его значимость как характеристики физического компонента здоровья.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В результате проведённых исследований было установлено, что уровень общей выносливости у обследованных студенток трёх вузов по результатам бега на 2000 м крайне низкий. Так, у студенток АГУ в сентябре только на первом и втором курсах средние результаты могли быть оценены в один бал. На третьем и четвёртом курсах средние результаты выходят за нижнюю границу системы оценки. Не намного лучше положение в МГТУ и СГПИ: в МГТУ в начале учебного года средние результаты студенток первого и второго курсов соответствуют оценке "2 балла", третьего курса - "1 балл" и четвёртого курса - "0 баллов"; в СГПИ в начале учебного года только средний результат первокурсниц может быть оценен в 2 балла, студенток второго курса - в 1

балл, и студенток третьего и четвёртого курса - в 0 баллов. В целом средние результаты по трём вузам следующие: первокурсницы - 2 балла, второй курс - 1 балл, третий и четвёртый курсы - 0 баллов. В течение учебного года ни на одном курсе в обследованных вузах не было зарегистрировано достоверных изменений. Также слабо выражена динамика показателей общей выносливости в течение учебного года по результатам трёх вузов в целом.

В то же время, как видно на рис. 1, во всех трёх вузах на первом, втором, третьем и четвёртом курсах наблюдается слабо выраженная, но отрицательная динамика показателей выносливости в беге (увеличение времени пробегания 2000 м).

Как уже отмечалось, достоверных изменений ни на одном из курсов обследованных вузов между результатами в беге на 2000 м в начале и конце учебного года не обнаружено, но стабильное снижение (пусть и слабо выраженное во всех обследованных группах испытуемых) позволяет говорить об общей тенденции. Отметим также, что на старших курсах величины снижения результатов в беге на 2000 м в течение учебного года более выражены (различия величин снижения результатов на разных курсах достоверны, р<0,01). В целом данные о низком уровне и неярко выраженной отрицательной динамике результатов в беге на 2000 м у студенток позволяют говорить о невысокой эффективности процесса развития выносливости.

!□ I 1 "Г[ч

*5

iu

!4

1.3

I.»

IS

Рис. І. Динамика результатов в беге на 2000 м в течение учебного года у студенток трёх вузов Южного федерального округа

Показатель выносливости, рассчитанный по вариабельности сердечного ритма в покое (Own Index), оценивается выше, чем результаты в беге на 2000 м. Так, в начале учебного года показатели Own Index у студенток первых трёх курсов АГУ могли быть оценены как "средние", а на четвёртом курсе - "нормальные". В двух других вузах на первых двух курсах уровень Own Index "средний", на третьем и четвёртом - "нормальный". В целом в трёх обследованных вузах уровень показателя Own Index на пер-вом-третьем курсах - "средний", на четвёртом - "нормальный". Отрицательная динамика индекса индивидуальной аэробной подготовленности Own Index в течение учебного года у обследованных студенток на третьем и четвёртом курсах ещё более выражена, чем результатов в беге на 2000 м. Так, на третьем и четвёртом курсах в каждом из трёх обследованных вузов в конце учебного года показатель Own Index оказался ниже, чем в начале, но на четвёртом курсе в АГУ и на третьем и четвёртом курсе СГПИ различия достигли достоверных величин. В трёх вузах в целом величины Own Index оказались достоверно ниже в конце учебного года, чем в его начале на третьем и четвёртом курсах.

В то же время на втором курсе в АГУ и первом курсе МГТУ и СГПИ, а также на

первом курсе в целом по трём вузам показатель Own Index в течение учебного года незначительно вырос (рис. 2, различия недостоверны).

В целом итоги анализа уровня индекса индивидуальной подготовленности Own Index и его динамики в течение учебного года у обследованных студенток позволяют сделать несколько заключений.

Во-первых, физическое состояние студенток на третьем и четвёртом курсах заметно ухудшается в течение учебного года. Очевидно, это является следствием чрезмерной учебной нагрузки на фоне прогрессирующей гиподинамии вследствие уменьшения числа занятий по физической культуре. Это подтверждается и более выраженной, чем на младших курсах, отрицательной динамикой результатов в беге на 2000 м.

Во-вторых, вероятно, увеличивающийся объём двигательной активности в целом (вследствие роста длительности занятий по физической культуре: четыре академических часа в неделю в вузе после двух часов в неделю в общеобразовательной школе) на первом-втором курсах способствует некоторому неярко выраженному улучшению физического состояния девушек. В связи с этим отрицательная (пусть слабо выраженная) динамика результатов в беге на 2000 м у студенток 1-2 курса, очевидно, обусловлена иными факторами.

ъо ■ 1,0 -НО --1,0 ■

a-to ■ -40 --40 -

-

-40 -

Рис. 2. Динамика индекса индивидуальной подготовленности Own Index в течение учебного года у студенток трёх вузов Южного федерального округа

Наконец, в-третьих, педагогические наблюдения, проводившиеся во время тестирования выносливости в беге на 2000 м, позволили сделать предположения (требующие подтверждения или опровержения) о нерациональном дыхании на дистанции и темпе её прохождения, что могло оказывать прямое влияние на результаты тестирования, явиться одной из причин различия оценок результатов в беге на 2000 м и индекса индивидуальной подготовленности Own Index у студенток.

Сделанные заключения определяют значимость разработки эффективной методики развития общей выносливости у студенток, а подтверждение или опровержение предположений о неэффективном дыхании и темпе преодоления тестовой дистанции студентками позволяют рассчитывать на получение данных, способных обосновать необходимость соответствующего раздела в этой методике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурдыгина, Е.В. Методика занятий оздоровительной аэробикой для реабилитации здоровья студенток с нарушениями функций позвоночника : автореф. дис. ...

|п I TF □ 'І: і-трс □ ■£ і-трс □■I ЬТ[Д |

U.S

i.-s

1

а

а

-ТТ

.тт

■Я

мггу сгтг

Візи

Ji a-ріп

З1

канд. пед. наук / Бурдыгина Е.В. - Волгоград, 2003.

2. Дуруда, А.Н. Развитие общей выносливости с использованием ациклических физических упражнений у студенток с дисфункцией системы кровообращения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Дуруда А.Н. - Омск, 1997.

3. Ефимова, И.В. Особенности изменений физической и функциональной подготовленности студенток с разным исходным уровнем показателей / И.В. Ефимова, Е.В. Будыка, Е.Н. Прошкина // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2000. - № 2. - С. 22-25.

4. Заболотний, А.Г. Учёт соразмерности уровня развития кондиционных двигательных качеств как условие эффективной физической подготовки (на примере девушек) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Заболотний А.Г. - Майкоп, 2005.

5. Змачинский, А.А. Анализ показателей физического развития и физической подготовленности студентов-первокурсников БГТУ / А.А. Змачинский, Е.И. Долинин // Здоровье студенческой молодежи : достижения науки и практики на современном этапе : материалы 3 Международ. науч.-практ. конф. - Минск, 2002. - С. 29-30.

6. Ковтун, Л.И. Методика воспитания скоростных способностей и выносливости у студенток для подготовки и выполнения комплекса ГТО : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ковтун Л.И. ; КГИФК - Киев, 1988.

7. Козлов, Р.С. Формирование физической культуры личности студентов вузов на занятиях в секции по общей физической подготовке : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Козлов Р.С. - Майкоп, 2005.

8. Мякишев, В.А. Развитие выносливости у студентов МФТИ посредством бега в медленном темпе / В. А. Мякишев // Актуальные проблемы сохранения и укрепления здоровья молодежи Сибирского региона : материалы международ. науч.-практ. конф. - Иркутск, 2006. - С. 104-105.

9. Немцева, Н.А. К проблеме воспитания выносливости у студентов вузов / Н.А. Немцева [и др.] // Проблемы физического воспитания и спорта: реалии и перспективы : сб. науч. тр. каф. лёгкой атлетики Ин-та физ. культуры и дзюдо АГУ. -АГУ, 2004. - С. 68-75.

10. Токмакова, О.Н. Совершенствование физической подготовленности студенток специального медицинского отделения вуза на основе расширенного использования дозированной ходьбы и бега : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Токмакова О.Н. ; РГАФК. - М., 1999.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ НАГРУЗКИ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ТРЕНИРОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БИАТЛОНИСТОВ

К. С. Дунаев

Проектировочная и практическая части технологии построения системы целевой физической подготовки зависит от прогнозируемой величины спортивнотехнического результата, который служил целостным ориентиром для обоснования и проектирования (моделирования) внешних (комплекса основных соревновательных действий, величин физических нагрузок и т.п.) и внутренних (биофункциональных) параметров тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов.

Для анализа динамики нагрузки в макроцикле была взята количественная характеристика работы, выполненная в годичном цикле тренировки А. Маковеевым при подготовке к Универсиаде (2005 г.) где он завоевал две золотые медали (на дистанции 10 км с результатом 0:25:41.1 и 12.5 км - 0:36:03.5).

На рис. 1 и 2 представлена динамика выполненной работы с использованием модельно-целевых спортивных упражнений (передвижение на лыжах и лыжероллерах в 3-4-й зонах интенсивности); смешанных (передвижение на лыжах и лыжероллерах во 2-й зоне интенсивности, в имитации и кроссе с имитацией во 2-4-й зонах интенсивности, в кроссе по трассам, моделирующим основные параметры соревновательной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.