DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-199
УДК 378
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ
МЕДИАКОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
ПОСРЕДСТВОМ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Е.В. Касьянова (Красноярск, Россия) К.В. Сафонов (Красноярск, Россия)
Аннотация
Проблема и цель. В настоящее время проблемы медиапространства молодежи и в целом общества исследуются многими учеными. Среди этих проблем - обеспечение условий для обучения созданию медиаконтента студентами технических специальностей. В контексте решения этой проблемы необходимо определение перечня компетенций как планируемых результатов обучения дисциплине «Информационные технологии в цифровой экономике». Цель статьи - классифицировать комплекс медио-компетенций студентов и разработать методику их развития на основе реализации медиаобразователь-ных проектов в предметной подготовке.
Методология исследования основана на анализе и обобщении нормативно-правовых документов в сфере высшего образования, научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом, и опыте реализации медиаобразовательных проектов студентами различных направлений подготовки.
Результаты исследования. На основе компе-тентностного подхода уточнены и сформулированы планируемые результаты обучения при реализации медиаобразовательных проектов, направленные на формирование профессиональных и универсальных компетенций студентов. Предложена практико-ориентированная схема реализации ме-диаобразовательного проекта, удовлетворяющая этим результатам.
Заключение. Предложенные в статье уточненные результаты обучения могут быть использованы для организации оценки результатов реализации медиаобразовательных проектов при разработке различного вида медиаконтента. Применение разработанной практико-ориентированной схемы реализации медиаобразовательных проектов возможно на базе других дисциплин и направлений обучения.
Ключевые слова: компетенции, медиаком-петенции, медиаобразовательный проект, медиаконтент, анимация, университетское телевидение.
Постановка проблемы. Современный человек постоянно находится в цифровом медиапространстве, каждое его действие становится составляющей медиасреды, частью коммуникаций с обществом и миром. Еще в прошлом столетии известные ученые М. Маклюэн, Д. Бэлл и Э. Тоффлер высказались, что, благодаря появлению и внедрению принципиально новых цифровых систем получения, передачи и обработки информации, человечество переживает новую революцию в области коммуникаций, которая ведет к формированию новой среды и возникновению особого вида человеческой формации - информационного общества.
В общем понимании термина медиа - это не просто система средств массовой информа-
ции и массовых коммуникаций, это сложная система социокультурных и информационных взаимодействий [McLuhan, 1964]. Цифровое общество, где медиа становятся опорой цивилизованного государства, являются средой для взаимодействия человека с технологиями, общества с техническими средствами, получило название «медиасреда» или «медиапространство».
Медиаканалы воздействуют на все органы чувств, и их воздействие на человека очень велико. В этой связи наибольшему влиянию подвержены самые незащищенные слои населения - дети, молодежь и пенсионеры. Роль медиа в жизни молодого поколения очень значительна, поскольку именно в этом возрасте, от 15 до 29 лет, формируется представление о мире
и собственной роли в нем, обществе и профессиональной принадлежности [Лазарева, Перевозова, 2015].
И.В. Жилавская, изучая вопросы влияния медиапространства на психологию молодежи, отмечает, что медиатехнологии позволяют молодому поколению организовать свои ресурсы и управлять самоорганизацией, позволяют самовыражаться и реализовывать права и свободы, приобретенные в процессе развития общества [Жилавская, 2013].
Поколение Z не видит свою жизнь без компьютеров и цифровых гаджетов, но имеет множество дополнительных шансов в творческом воплощении своих медийных идей. На помощь здесь приходят школьные и вузовские телестудии. Университетские медиацентры - это современные структуры, которые продвигают образовательное учреждения в медиапростран-стве через журналистский кружок, пресс-службу или студенческую редакцию [Романов, 2017]. Из всех видов традиционных медиа наиболее сложным в плане реализации и создания творческого медиапродукта является разработка потокового видео - анимации и видеороликов. Эта медиапродукция сочетает в себе силу печатного слова прессы, визуальность, уместность звукового сопровождения аудиальной составляющей, а также привносит свои аспекты в форме сценария и режиссуры.
В процессе разработки анимации студенты могут проявить себя во множестве направлений - поиске и систематизации информации, разработке визуального контента и его художественном дизайне, режиссуре и монтаже в специальных программных пакетах. При подготовке информационного контента студенты учатся мыслить самостоятельно, улучшают свои навыки коммуникации, развивают креативность и творческие способности [Гегелова, Исмаилова, 2016]. При этом разработанный медиаконтент имеет шанс быть опубликованным на различных медиаканалах - на университетском корпоративном телевидении, в группах социальных сетей университета и блогах отдельных читателей. Возможные проблемы создания медиакон-
тента для университетских средств массовой информации рассматривались авторами в предыдущих публикациях [Касьянова, 2018].
Таким образом, умение создавать визуальный контент способствует:
- повышению личностной значимости среди своего и профессионального окружения;
- повышению качества деятельности медиа-центров в образовательных организациях;
- расширению перечня каналов для публикации;
- освоению новых возможностей для дополнительного заработка.
И здесь важна вовлеченность студентов в деятельность медиаобразовательного пространства университета, поскольку она позволит раскрыть таланты, выбрать жизненную стратегию и будет способствовать повышению уровня общей образованности современной молодежи, принося тем самым максимальную пользу обществу.
Дисциплина «Информационные технологии в цифровой экономике» осваивается студентами направления 090301 Информатика и вычислительная техника в Сибирском государственном университете имени академика М.Ф. Решет-нева (СибГУ) на первом курсе. Одна из осваиваемых общепрофессиональных компетенций: способен осваивать методики использования программных средств для решения практических задач (ОПК-9) - планируется к освоению средствами этой дисциплины в части владения навыками создания документов, презентаций или видеороликов.
Однако в рамках указанного курса не планируется освоение студентами универсальных компетенций, необходимых для успешного обучения, - командная работа, самоорганизация и развитие коммуникаций. Но ведь универсальные (ключевые) компетенции - это общие (универсальные) способности и умения, которые позволяют человеку понимать ситуацию в общем, достигать желаемых и требуемых результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающей динамики современного цифро-визированного общества [Иванова, 2007].
С И
я
а
с
и'
к
м н
и ^
д и 8
0
1
к
м рр
н и
Ни
с и
о
[-4
0
ё
и
РМ
1
I
и
>>
0
1
и м V
к
ь
[-4 <
э
с
к
н и
и
Заметим, что в настоящее время недостаточно изучены состав компетенций, которые могут быть освоены в рамках курса, и условия его оптимальной реализации с учетом множества внешних и внутренних факторов. Это будет способствовать повышению качества образовательного процесса в целом и в частности обеспечению условий для создания востребованных обществом информационных продуктов.
Технология медиаобразовательных проектов является оптимальным компонентом общекультурной подготовки молодежи к жизни в новых информационных условиях и направлена на формирование культуры восприятия и анализа медиаинформации, на овладение навыками работы с современными медиа. При этом через проектную деятельность возможно реализовать знания, полученные в процессе образования.
Проведенный анализ выявил наличие проблемы: какие необходимо создать педагогические условия для обучения созданию медиакон-тента студентов технических специальностей.
Цель исследования - классифицировать комплекс медиокомпетенций студентов и разработать методику их развития на основе реализации медиаобразовательных проектов в предметной подготовке.
Методологию исследования составил анализ научных источников в области проектной деятельности. Рассмотрев различные педагогические технологии [Мезенцева, 2018], авторы пришли к заключению, что создание медиаконтента для медиапространства университета и молодежных сообществ наилучшим образом будет реализовано на основе медиаобразо-вательных проектов.
Проектная деятельность - это форма организации совместной деятельности обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели, где цель - это решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Проект, результатом которого является медиапродукт (продукт в сфере средств массовой информации), принято называть медиа-
проектом. При этом медиапроект, созданный в рамках образовательного учреждения, принято считать медиаобразовательным проектом.
По мнению И.В. Фатеевой, «медиаобразо-вательными... могут называться только такие проекты, которые специально созданы в учебных целях (независимо от учредителя, аудитории и области распространения, масштаба предприятия), а также учреждены учебными заведениями (так называемая корпоративная пресса учебных заведений). В отношении последних стоит заметить, что они могут активно использовать коммерческие механизмы функционирования (привлекать рекламу, использовать профессиональных сотрудников, вводить оплату труда нештатных авторов и т.д.); и тем не менее функционирование в стенах учебных заведений и учет их потенциальных образовательно-воспитательных воздействий на контингент учащихся неизбежно придают им характер медиа-образовательного проекта» [Фатеева, 2015].
И.В. Жилавскя рассматривает медиаобра-зовательные проекты лишь в контексте средств массовой коммуникации, не соотнося их понимание с образовательными учреждениями: «...под медиаобразовательными проектами СМИ мы понимаем ограниченное во времени интеллектуальное и технологическое действие субъектов медиадеятельности, направленное на создание уникального информационного продукта, имеющего социальное значение и формирующего медиасреду» [Жилавская, 2013].
Подводя итог, можно сказать, что медиа-образовательный проект - это уникальная медиа-образовательная деятельность, имеющая начало и конец во времени и направленная на создание определенного медиапродукта [Фатеев, 2010].
Технология медиаобразовательных проектов является оптимальным компонентом общекультурной подготовки молодежи к жизни в новых информационных условиях и направлена на формирование культуры восприятия и анализа медиаинформации, на овладение навыками работы с современными медиа. При этом через проектную деятельность возможно реализовать знания, полученные в процессе образования.
Реализация медиобразовательных проектов предоставляет широкие возможности для формирования ключевых (универсальных) компетенций - развитие учебно-познавательной, исследовательской, коммуникативной, социальной и информационно-коммуникационной деятельности, способствующей повышению уровня активности, индивидуализации образовательного процесса, проявлению самостоятельности в планировании, организации и контроле своих действий.
В плане развития профессиональных компетенций медиаобразовательные проекты предоставляют более широкие возможности, касающиеся выбора методов решения поставленной задачи и, как следствие, применения различных технологий реализации и их синтеза. Осознавая личную значимость результатов проекта, студенты более заинтересованы в поисках путей решения проблемы, с большим интересом осваивают программные продукты, реализуют креативные идеи, оценивают роль знаний в социальной практике. Кто умеет использовать технологии создания информации, тот легко ориентируется в информационных потоках, понимает скрытый смысл публикуемого медиаконтента, имеет повышенный рейтинг в социальном медиапро-странстве и, что является наиболее значимым, может самостоятельно создавать медиапродук-ты, принося тем самым пользу обществу.
Обзор научной литературы. Компетентностью подход в образовании получил развитие в нашей стране сравнительно недавно -в конце XX - начале XXI столетия, заменив зна-ниевый, основанный на информированности. Компетентностный подход выдвигает на первый план способность будущего выпускника в освоении приемов решения практических и профессиональных задач. Одна из задач образования должна заключаться в том, чтобы помочь обучаемым самостоятельно решать проблемы в новых, незнакомых ситуациях, а не увеличивать их информированность [Сальникова, 2011].
Компетенциивобразованиепришлиизбизне-са, где признанным родоначальником компетент-ностного подхода является Дэвид Макклелланд
[McClelland, 1978]. Основные характеристики компетенций, по его мнению, в том, что они: а) должны быть измеримыми; б) должны надежно отличать лучших работников от средних и худших [Кудрявцева, 2011]. Последователи Д. Мак-клелланда Л. Спенсер-младший и С. Спенсер предложили следующее определение компетенций: базовые качества индивида, влияющие на эффективность и (или) качество выполняемой им деятельности [Спенсер, Спенсер, 2010].
В российском образовании до сих пор так и не сложилось единого мнения по поводу единой трактовки понятий «компетенция» и «компетентность». В научном сообществе исследователи объясняют эти связанные между собой понятия по-разному. А.В. Хуторской дает общее понимание данных терминов: «...Мы будем пытаться разделять данные понятия, имея в виду под компетенцией некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью - уже состоявшееся его личностное качество (характеристику)» [Хуторской, 2002]. Г.А. Сергеев понимает компетенцию как совокупность взаимосвязанных качеств личности, заданных по отношению к определенному кругу предметов или процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. При этом компетентность определяется как владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Получается, что компетенции выступают как цели образовательного процесса, а компетентность - как результат, совокупность личностных качеств специалиста [Сергеев, 2010].
Е.О. Иванова видит компетенцию как синтез традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями обучаемого, с его самосознанием и самоанализом в ходе познавательной деятельности [Иванова, 2007]. Чаще всего в рассмотренных определениях присутствуют такие термины, как «качество деятельности», «качество личности», «личностные качества» специалиста или индивида. Все эти понятия связаны при формулировках терминов «компетенция» и «компетентность». Таким образом,
<
И £ а
4
tí PQ
5 s
ES
W H
S
и ^
д и s
0
1
к
W PQ H
и ft с £tí
и
о
[-4
0
ё и ft
1 I
>>
0
1
и w tr
s
Ь
1-й <
G
«
s к
H
и
W PQ
можно сказать, что качество результатов образовательной деятельности будет меняться при различных качествах личности. И на все это накладываются профессиональные знания, умения и навыки, приобретаемые в процессе обучения.
Сегодня в западной традиции принято делать упор на развитие личностных характеристик, способствующих профессиональному успеху. В российских вузах по-прежнему образовательный процесс нацелен на формирование у будущих специалистов профессиональных компетенций. Авторам видится необходимым соблюдение баланса между формированием личностных качеств, принятых как soft skills, и профессиональных, hard skills, особенно на первом курсе обучения, когда среди студентов не выстроены коммуникации.
К ряду общепрофессиональных компетент-ностей для студентов технических направлений можно отнести так называемую медиаком-петенцию, осваиваемую в процессе создания медиаконтента. Основоположник медиаобразо-вания в России профессор А.В. Федоров определяет медиакомпетентность как восприятие, создание и передачу сообщений посредством технических и семиотических систем с учетом их ограничений, основанную на критическом мышлении и способности к медиатизированному диалогу с другими людьми [Федоров, 2007].
А.В. Федоровым предложена классификация показателей медиакомпетентности личности. В рамках текущего исследования авторов интересует практико-операционный (деятельностный) показатель, который отражает умения индивида выполнять выборку медиа среди всего множества медиаконтента, разрабатывать собственный медиаконтент и распространять его по каналам массовой информации, а также связанные с этим умения по самообразованию в медийной сфере.
Проведя анализ научных источников по применению медиаобразовательных проектов в учебном процессе, можно сказать, что еще не сложилось четкое определение термина «медиаобразовательный проект» [Фатеева, 2015; Лебедева, 2018]. В первую очередь данный термин рассматривается с точки зрения
журналистики [Парамонова, 2017; Шестерки-на, Марфицина, 2019]. Немало исследований посвящено педагогическим основам создания медиапродукта и медиапроектирования [Баканов, 2017; Вершинин, 2017]. В то же время исследователями ведется анализ визуального восприятия медиапроекта при продвижении в вебе [Бодрунова, Якунин, 2016; Михалева, 2019] и в социальных сетях [Морозова, 2018]. Технология медиапроектов используются сегодня для освоения социальных компетенций студентами немедийных специальностей [Дубовер, 2018], создания видеоблогов [Петрова, 2018].
Актуальны и востребованы междисциплинарные, ориентированные на профессиональную подготовку медиапроекты как части обучения иностранному языку, о чем свидетельствует мировой опыт в работах зарубежных авторов [Barrett, 2006; Ohler, 2005].
Но при этом, как правило, в данных исследованиях не рассматривается специфика реализации медиаобразовательных проектов на базе технических специальностей для медиапро-странства технического вуза и цифровых молодежных сообществ.
Это приводит к непониманию сущности организации проектной работы всеми субъектами образовательного процесса.
Результаты. Авторами были реализованы медиаобразовательные проекты для студентов направления обучения 090301 Информатика и вычислительная техника СибГУ г. Красноярска на базе курса «Информационные технологии в цифровой экономике». Организация проектной деятельности проводилась в микрогруппах по 2-3 студента в условиях распределения ролей, разбиения пути к цели проекта на подзадачи и определения сроков решения каждой. Контент разрабатывался на основе технологий перекладной анимации в программе «Anime Studio». Всего было реализовано более 20 проектов. Поддержка проектного метода осуществлялась на базе облачных технологий платформ Google и Trello.
Для уточнения результатов обучения по медиапроектной технологии в качестве практико-ориентированных этапов реализации
выделялись: работа с информацией и структуризация, дизайн-конструирование и программно-техническая реализация (рис.).
Постановка проблемы рассматривалась со студентами на лекциях, тема задания выдавалась как «образовательный заказ» от университета, заинтересованными сторонами которого выступили подразделения университета и медиапространства организации в целом.
Представление результатов проекта предполагает публикацию контента в медиапространстве университета или в социальных сетях, оценка результатов - через интернет-голосование.
На основе выделенных практико-ориенти-рованных этапов реализации медиаобразова-тельного проекта проведено уточнение планируемых результатов обучения, которые представлены четырьмя блоками.
Рис. Схема реализации медиаобразовательных проектов на основе практико-ориентированных этапов Fig. Scheme of implementation of media education projects based on practice-oriented stages
Блок 1. Работа с текстовой информацией Знать правила композиции литературного сценария. Уметь искать и редактировать текстовую информацию, проводить стилевую обработку, составлять сценарный текст.
Блок 2. Дизайн-конструирование Знать способы и принципы видео- и фотосъемки, основы художественного дизайна. Уметь вести поиск готовых изображений, создавать графические объекты - фиксировать
<
PQ И
£
%
С PQ
S
S
а
ш н S и
Рн
S
Я
>>
0
1
и
0
1
щ
PQ H
и
Рн
с
и о
Î-.
о у
ö F
Рн
а
i и
s
b и
I
с
« s
н
и
и
M
на камеру фото- и видеоизображения, создавать 2d- и 3d-объекты, вести обработку и редактирование изображений в редакторах.
Блок 3. Программно-техническая реализация
Знать принципы монтажа, форматы графических файлов. Уметь подбирать и осваивать программные продукты для реализации медиа-проекта в соответствии с формой и технологией воплощения идеи медиапроекта, сочетать различные технологии обработки визуальной информации, записывать и обрабатывать звуковую информацию.
Блок 4. Коммуникации и работа в команде
Уметь вести предпроектный анализ (каналы публикации медиа и их свойства, требования потребителей медиа), распределять роли в команде, планировать работу по этапам, генерировать идеи для улучшения качества результата проекта.
Заключение. Реализация медиобразова-тельных проектов предоставляет широкие возможности для формирования ключевых (универсальных) компетенций - развитие учебно-познавательной, исследовательской, коммуникативной, социальной и информационно-коммуникационной деятельности, способствующей повышению уровня активности, индивидуализации образовательного процесса, проявлению самостоятельности в планировании, организации и контроле своих действий.
В плане развития профессиональных компетенций медиаобразовательные проекты предоставляют более широкие возможности выбора методов решения поставленной задачи и, как следствие, применения различных технологий реализации и их синтеза. Осознавая личную значимость результатов проекта, студенты более заинтересованы в поисках путей решения проблемы, с большим интересом осваивают программные продукты, реализуют креативные идеи, оценивают роль знаний в социальной практике. Кто умеет использовать технологии создания информации, тот легко ориентируется в информационных потоках, понимает скрытый смысл публикуемого медиаконтента, имеет повышенный рейтинг в социальном медиапространстве и, что
является наиболее значимым, может самостоятельно создавать медиапродукты, принося тем самым пользу обществу.
Компетенции, приобретаемые в процессе реализации медиаобразовательного проекта должны быть не только профессиональными, но и универсальными - умение налаживать коммуникации, организовывать работу команды, распределять задания и ставить сроки их выполнения.
Авторами было определено, что знания и умения, планируемые для освоения студентами в процессе реализации медиаобразовательных проектов, соответствуют планируемым результатам освоения медиакомпетентнции в отношении ее деятельностного показателя.
Предложенные знания и умения, объединенные в блоки, могут быть применены не только для создания анимации, но и для разработки иного визуального контента - видео, интернет-ресурсов, печатной продукции.
Эти выводы подтверждаются результатами изучения отношения студентов, большинство которых медиаобразовательный проект рассматривают как возможность не только получения профессиональных и универсальных компетенций, но и как возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
В дальнейшем планируется провести оценку планируемым результатам освоения компетенций до и после организации медиаобразова-тельного проекта при получении медиаконтен-та, готового к публикации.
Библиографический список
1. Баканов Р.П. Педагогические приемы, направленные на эффективное освоение студентами дисциплины «Выпуск учебного медиапроекта» (Опыт Казанского университета) // Знак: проблемное поле медиао-бразования. 2017. № 4 (26). C. 34-45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30485022 (дата обращения: 27.04.2020).
2. Бодрунова С.С., Якунин А.В. Метод эвристической экспертизы дизайна медиапроек-та: опыт междисциплинарного подхода // Медиаскоп. 2016. № 3. С. 17. URL: http://
www.mediascope.ru/node/2181 (дата обращения: 27.04.2020).
3. Вершинин В.А. Новые формы и методы учебного медиапроектирования // Дизайн СМИ: Тренды XXI века 2017. № 3. С. 15-25. URL: 11. https://elibrary.ru/item.asp?id=36590506 (дата обращения: 27.04.2020).
4. Гегелова Н.С., Исмаилова А.А. Учебное телевидение в российских вузах // Вестник Российского университета дружбы народов. Литературовдение. Журналистика. 2016. № 4. С. 175-180. URL: https://elibrary. 12. ru/item.asp?id=27467943 (дата обращения: 27.04.2020).
5. Дубовер Д.А. Развитие социальных компетенций у студентов технических специальностей средствами медиаобразователь-ной проектной деятельности // Мир науки. 2018. № 6 (6). С. 22. URL: https://mir-nauki. 13. com/33pdmn618.html (дата обращения: 27.04.2020).
6. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежи: монография. М: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. 243 с. URL: http://mic.org.ru/ phocadownload/monografiaya-zhilavskaya- 14. mom.pdf (дата обращения: 27.04.2020).
7. Жилавская И.В. Медиаобразовательные технологии печатных СМИ // Вестник московского университета. 2011. № 5. С. 107-118. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17071253 (дата обращения: 27.04.2020).
8. Иванов Д.А. Компетентности и компетент-ностный подход в современном образовании. М.: Чистые пруды, 2007. 32 c. URL: 15. https://search.rsl.ru/ru/record/01003382302 (дата обращения: 27.04.2020).
9. Иванова Е.О. Компетентностью подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим [Электронный ресурс] // Эйдос: интернет-журнал. 2007. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.
htm (дата обращения: 27.04.2020). 16.
10. Касьянова Е.В. Особенности и ресурсное обеспечение организации корпоративного телевидения для опорного университета // Экология медиасреды: проблемы медиабе-
зопасности и разумного использования коммуникативных ресурсов. М., 2018. С. 211-220. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36316942 (дата обращения: 27.04.2020). Кудрявцева Е.И. Компетенция как ключевое понятие актуальной теории и практики менеджмента // Управленческое консультирование. 2011. № 2. С. 143. URL: https:// cyberleninka.ru/artide/n/kompetentsiya-kak-klyuchevoe-ponyatie-aktualnoy-teorii-i-praktiki-menedzhmenta (дата обращения: 27.04.2020). Лазарева В.Н., Перевозова О.В. Влияние медиасреды на профессиональное сознание молодежи // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2015. № 2 (14). С. 201-206. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=24107897 (дата обращения: 27.04.2020).
Лебедева С.В. Проблемы развития школьных медиа: Концепция и основные цели // Знак: Проблемное поле медиаобразования.
2018. № 4 (30). С. 23-27. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=36528986 (дата обращения: 27.04.2020).
Мезенцева О.И. Современные педагогические технологии: учебное пособие для студ.-бакал., обучающ. по пед. направлениям и специальностям. Новосибирск: Немо Пресс, 2018. 140 c. URL: http:// ouartyn.mur.obr55.ru/fMes/2018/12/Учебное--пособие.-О.-И.-Мезенцева-Современные-педагогические-технологии.pdf (дата обращения: 27.04.2020).
Михалева Г.В. Технология использования аудиовизуальных медиатекстов о школе и вузе в медиаобразовательном процессе: на примере Интернета // CREDE EXPERTO: транспорт, общество, образование, язык.
2019. № 2. С. 106-120. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=41105807 (дата обращения: 27.04.2020).
Морозова А.А. Преимущества медиаобрзо-вательных проектов в социальных сетях // Медиасреда. 2018. № 14. С. 175-179. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36498734 (дата обращения: 27.04.2020).
< PQ
Я
a
4
tí PQ
s
ES
W H
5
и ^
Д PQ S
0
1
к
w PQ H
и ft с £tí
и
о
l-ч
0
ё и ft
1 I
>>
0
1
и w V
s
b
1-й <
G
«
s к
H
и
W PQ
17. Парамонова Т.А. Медиаобразовательный проект как инструмент профессионального журналистского образования (региональный опыт реализации медиаобразова-тельных проектов в педагогическом вузе). М., 2017. С. 404-414. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=28819045 (дата обращения: 27.04.2020).
18. Петрова М.В. Видеоблоггинг как инновационная форма проектно-ориентированного обучения иностранному языку студентов-журналистов // Образование и наука. 2018. № 20-3. С. 140-159. DOI 10.17853/1994-56392018-3-140-159.
19. Романов И.В. Медиацентр в современной образовательной организации: цели и задачи деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 4-4. С. 36-39. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=28943972 (дата обращения: 27.04.2020).
20. Сальникова О.А. Ключевые компетенции в современном образовании // Начальная школа плюс до и после. М., 2011. № 12. С. 74-78. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=20315569 (дата обращения: 27.04.2020).
21. Сергеев Г.А. Компетентность и компетенции в образовании. Владимир: Изд-во Владимирского гос. ун-та. 2010. 108 с. URL: https:// search.rsl.ru/ru/record/01004697734 (дата обращения: 27.04.2020).
22. Спенсер Л., Спенсер С. Компетенции на работе. М.: Гиппо, 2010. С. 384 с. URL: https:// search.rsl.ru/ru/record/01004364261 (дата обращения: 27.04.2020).
23. Тарханова И.Ю. и др. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета: кол. монография. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 383 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009900882 (дата обращения: 27.04.2020).
24. Фатеев В.Н. Медиаобразовательные технологии в профессиональном обучении
менеджеров // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2010. Т. 2, № 6. С. 27-34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/medi-aobrazovatelnye-tehnologii-v-professional-nom-obuchenii-menedzherov (дата обращения: 27.04.2020).
25. Фатеева И.А. Новые технологические форматы медиаобразовательных проектов // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). С. 40-46. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23338665 (дата обращения: 27.04.2020).
26. Федоров А.В. Развитие медиакомпетент-ности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 c. URL: https://search.rsl.ru/ru/ record/01007580708 (дата обращения: 27.04.2020).
27. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. М.: Ин-т новых образовательных технологий, 2002. URL: https://www.khutorskoy.ru/ books/bibliography-e.htm (дата обращения: 27.04.2020).
28. Шестеркина Л.П., Марфицина А.Р. Проектная журналистика и современные проблемы журналистского образования // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2019. № 1 (14). С. 40-48. DOI: 10.21209/2658-7114-2019-14-1-40-48
29. Barrett H. Researching and evaluating digital storytelling as a deep learning tool // Society for Information Technology & Teacher Education International Conference. 2006. P. 647-654.
30. McClelland D.C. Managing motivation to expand human freedom // American Psychologist. 1978. № 33 (3). P. 201-210.
31. McLuhan M. Understanding media: The extensions of man. N.Y.: McGraw Hill, 1964. URL: https://www.amazon.com (дата обращения: 27.04.2020).
32. Ohler J. The World of digital storytelling // Learning in the Digital Age. 2005. Vol. 63, № 4. P. 44-47.
DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-199
METHODOLOGY FOR DEVELOPMENT OF STUDENT MEDIA COMPETENCE BY MEANS OF MEDIA EDUCATIONAL PROJECTS
E.V Kasyanova (Krasnoyarsk, Russia) K.V. Safonov (Krasnoyarsk, Russia)
Abstract
Statement of the problem. At present, the problems of the media space of young people and society in general are being investigated by many scientists. Among these problems is the provision of conditions for teaching to create media content by students of technical specialties. In the context of solving this problem, it is necessary to define a list of competences as planned results of training in the discipline "Information technologies in the digital economy".
The purpose of the article is to develop and classify the competencies acquired by students in the implementation of media education projects.
The methodology of the study is based on the analysis and synthesis of normative and legal documents in the field of higher education, scientific and research works of international and Russian scientists recognized by the scientific community, and on the experience of implementation of media educational projects by students of various fields of training.
Research results. On the basis of the competence approach, the planned results of training during the implementation of media education projects aimed at the formation of professional and universal competences of students have been clarified and formulated. Practice-oriented scheme of implementation of media educational project satisfying these results is proposed.
Conclusion. The refined training results proposed in the article can be used to organize the assessment of the results of media education projects in the development of various types of media content. Application of the developed practice-oriented scheme of implementation of media education projects is possible on the basis of other disciplines and fields of training.
Keywords: competences, media companies, media education project, media content, animation, university television.
References 4.
1. Bakanov R.P. Pedagogical techniques aimed at effective mastering by students of the discipline "Issue of educational media project" (Experience of Kazan University) // Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya (Sign: problematic field of media education). 2017. No. 4 (26). P. 34-45. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=30485022 (access date: 27.04.2020).
2. Bodrunova S.S., Yakunin A.V. Method of heuris- 5. tic examination of media project design: experience of interdisciplinary approach // Medias-kop. 2016. No. 3. P. 17. URL: http://www.media-scope.ru/node/2181 (access date: 27.04.2020).
3. Vershinin V.A. New forms and techniques
for educational media design // Dizayn SMI: 6. Trendy XXI veka (Media Design: Trends of the 21st Century). 2017. No. 3. P. 15-25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36590506 (access date: 27.04.2020).
Gegelova N.S., Ismailova A. A. Educational television in Russian universities // Vest-nik Rossiyskogo universiteta Druzhby nar-odov. Literaturovdenie. Zhurnalistika (Bulletin of the Russian University of Friendship of Peoples. Literaturovdeniye. Journalism). 2016. No. 4. P. 175-180. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=27467943 (access date: 27.04.2020).
Dubover D.A. Development of social competences in students of technical specialties by means of media educational project activity // Mir nauki (World of science). 2018. No. 6 (6). P. 22. URL: https://mir-nauki.com/33pdmn618. html (access date: 27.04.2020). Zhilavskaya I.V. Media education of youth: monograph. M.: RITs MGGU im. M.A. Sholok-hova, 2013. 243 p. URL: http://mic.org.ru/pho-cadownload/monografiaya-zhilavskaya-mom. pdf (access date: 27.04.2020).
С
PQ £ a
4
с
PQ
s
ES
w
H
5
и ^
д
PQ S
о
ü к
w PQ H
и
ft <
и
о
l-ч
о
ë и ft
s
>>
0
1
и w V
s
Ь
1-й <
G
«
s к
H
и
W PQ
7. Zhilavskaya I.V. Media education technologies of print media // Vestnik moskovskogo univer-siteta (Journal of Moscow University). 2011. No. 5. P. 107-118. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=17071253 (access date: 27.04.2020).
8. Ivanov D.A. Competence and competence approach in modern education. M.: Chistye pru-dy, 2007. 32 p. URL: https://search.rsl.ru/ru/re-cord/01003382302 (access date: 27.04.2020).
9. Ivanova E.O. Competent approach in relation to knowledge-oriented and cultural approaches // Eidos: Internet-journal. 2007. URL: http:// www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm (access date: 27.04.2020).
10. Kasyanova E.V. Features and resource provision for corporate television organization at the flagship university // Media environment: problems of media security and reasonable use of communicative resources. M., 2018. P. 211-220. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=36316942 (access date: 27.04.2020).
11. Kudryavtseva E.I. Competence as a key concept of current theory and practice of management // Upravlencheskoe konsultirovanie (Management consulting). 2011. No. 2. P. 143. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kompetentsiya-kak-klyuchevoe-ponyatie-aktualnoy-teorii-i-praktiki-menedzhmenta (access date: 27.04.2020).
12. Lazareva V.N., Perevozova O.V. Influence of media on professional consciousness of young people // Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tekhnike, prirode i obshchestve (Models, systems, networks in economy, technology, nature and society). 2015. No. 2 (14). P. 201-206. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24107897 (access date: 27.04.2020).
13. Lebedeva S.V. Problems of school media development: Concept and main goals // Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya (Sign: Problematic field of media education). 2018. No. 4 (30). P. 23-27. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=36528986 (access date: 27.04.2020).
14. Mezentseva O.I. Modern pedagogical technologists: educational manual for bachelor students studying in pedagogical fields and specialties. Novosibirsk: OOO Nemo Press, 2018. 140 p.
URL: http://ouartyn.mur.obr55.ru/files/2018/ 12/yHe6Hoe-noco6ue.-0.-M.-Me3eHueBa-C0BpeMeHHbie-ne.qaromHecKMe-TexH0.n0mM. pdf (access date: 27.04.2020).
15. Mikhaleva G.V. The technology of using audiovisual media about school and university in the media education process: on the example of the Internet // Crede Experto: transport, ob-shchestvo, obrazovanie, yazyk (Crede Experto: transport, society, education, language. 2019. No. 2. P. 106-120. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=41105807 (access date: 27.04.2020).
16. Morozova A.A. Advantages of media projects in social networks // Mediasreda, 2018. No. 14. P. 175-179. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=36498734 (access date 27.04.2020).
17. Paramonova T.A. Media education project as a tool of professional journalistic education (regional experience of implementation of media education projects in pedagogical university). M., 2017. P. 404-414. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=28819045 (access date: 27.04.2020).
18. Petrova M.V. Video blogging as an innovative form of project-oriented training students-journalists in a foreign language // Obra-zovanie i nauka (Education and science). 2018. No. 20-3. P. 140-159. DOI 10.17853/19945639-2018-3-140-159
19. Romanov I.V. Media center in modern educational organization: goals-and objectives of activity // Aktualnye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk (Current problems of humanities and natural sciences). 2017. No. 4-4. P. 36-39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 28943972 (access date: 27.04.2020).
20. Salnikova O.A. Key competencies in modern education // Nachalnaya shkola plyus do i posle (Primary school plus before and after). 2011. No. 12. P. 74-78. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=20315569 (access date: 27.04.2020).
21. Sergeyev G.A. Competence and competence in education. Vladimir: Izdatelstvo Vladi-mirskogo gosudarstvennogo universiteta, 2010. 108 p. URL: https://search.rsl.ru/ru/re-cord/01004697734 (access date: 27.04.2020).
22. Spencer L., Spencer S. Competences at work. Moscow: Gippo, 2010. 384 p. URL: https:// search.rsl.ru/ru/record/01004364261 (access date: 27.04.2020).
23. Tarhanova I.Yu. [et al]. Measurement and assessment of the formation of universal competences among students in the development of educational programs of bachelor's degree, master's degree, and spetsialitet: collective monograph. Yaroslavl: RIO YaGPU, 2018. 383 p. URL: https://search.rsl.ru/ru/re-cord/01009900882 (access date: 27.04.2020).
24. Fateyev V.N. Media education technologies in professional training of managers // Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya (Sign: problematic field of media education). 2010. Vol. 2, No. 6. P. 27-34. URL:https://cyberlenin-ka.ru/article/n/mediaobrazovatelnye-tehnolo-gii-v-professionalnom-obuchenii-mened-zherov (access date: 27.04.2020).
25. Fateyeva I.A. New technological formats of media education projects // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta (The Journal of Chelyabinsk State University). 2015. No. 5 (360). P. 40-46. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 23338665 (access date: 27.04.2020).
26. Fyodorov A.V. Development of media competence and critical Thinking of students of pedagogical university. M.: Izdatelstvo MOO
VPP YuNESKO «Informatsiya dlya vsekh», 2007. 616 p. URL:https://search.rsl.ru/ru/re-cord/01007580708 (access date: 27.04.2020).
27. Khutorskoy A.V. General standard content of educational standards. Moscow: Institut novykh obrazovatel'nykh tekhnologiy, 2002. URL: https://www.khutorskoy.ru/books/bibli-ography-e.htm (access date: 27.04.2020).
28. Shesterkina L.P., Marfitsina A.R. Project journalism and contemporary problems of journalistic education // Uchenye Zapiski zabaykal-skogo gosudarstvennogo universiteta (Scientists of the notes of the Transbaikal State University). 2019. No. 1 (14). P. 40-48. DOI: 10.21209/2658-7114-2019-14-1-40-48
29. Barrett H. Researching and evaluating digital storytelling as a deep learning tool // Society for Information Technology & Teacher Education International Conference. 2006. P. 647-654.
30. McClelland D.C. Managing motivation to expand human freedom // American Psychologist. 1978. No. 33 (3). P. 201-210.
31. McLuhan M. Understanding media: The extensions of man. N.Y.: McGraw Hill, 1964. URL: https://www.amazon.com (access date: 27.04.2020).
32. Ohler J. The World of digital storytelling // Learning in the Digital Age. 2005. Vol. 63, No. 4. P. 44-47.
С PQ
£ a
4
с
PQ
s
ES
w
H
5
и ^
д
PQ S
о
ü к
w PQ H
и ft с
и
о
[-4
0
ё и ft
s
1
>>
0
1
и w V
s
b
1-й <
G
«
S К
H U
W PQ