Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ'

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность / дошкольное образование / личностные качества / характер / темперамент. / personality / preschool education / personal qualities / character / temperament.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмадалиева Фотима Иброхимжоновна

в статье рассматривается методика развития личностных качеств детей дошкольного возраста. Основное внимание уделяется развитию определенных качеств и навыков, которые способствуют их общему росту и благополучию, дано представление о значении методик в содействии позитивному развитию в дошкольном возрасте. С помощью изложенной в статье методологии преподаватели, воспитатели и родители могут создать обогащающую среду для личностного благополучия дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмадалиева Фотима Иброхимжоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR DEVELOPING PERSONAL QUALITIES OF PRESCHOOL CHILDREN

the article discusses the methodology for developing the personal qualities of preschool children. The focus is on developing specific qualities and skills that contribute to their overall growth and well-being, providing insight into the importance of techniques in promoting positive development in preschool years. Using the methodology outlined in the article, teachers, educators and parents can create an enriching environment for the personal well-being of a preschooler.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ»

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ахмадалиева Ф.И.

Ахмадалиева Фотима Иброхимжоновна - магистрант, направление теория и технология обучения и воспитания (дошкольное образование), Андижанский государственный педагогический институт, г. Андижан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается методика развития личностных качеств детей дошкольного возраста. Основное внимание уделяется развитию определенных качеств и навыков, которые способствуют их общему росту и благополучию, дано представление о значении методик в содействии позитивному развитию в дошкольном возрасте. С помощью изложенной в статье методологии преподаватели, воспитатели и родители могут создать обогащающую среду для личностного благополучия дошкольника.

Ключевые слова: личность, дошкольное образование, личностные качества, характер, темперамент.

METHODOLOGY FOR DEVELOPING PERSONAL QUALITIES OF PRESCHOOL

CHILDREN Akhmadalieva F.I.

Akhmadalieva Fotima Ibrokhimdjonovna - Master's student, DIRECTION THEORY AND TECHNOLOGY OF TEACHING AND EDUCATION (PRESCHOOL EDUCATION),

ANDIJAN STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, ANDIJAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses the methodology for developing the personal qualities of preschool children. The focus is on developing specific qualities and skills that contribute to their overall growth and well-being, providing insight into the importance of techniques in promoting positive development in preschool years. Using the methodology outlined in the article, teachers, educators and parents can create an enriching environment for the personal well-being of a preschooler.

Keywords: personality, preschool education, personal qualities, character, temperament.

УДК: 373

Просвещение, духовность и культура являлись вечной мечтою наших предков, как учить подрастающее поколение и вести его к совершенству, стремление воспитать человека совершенным во всех аспектах. И это всегда среди актуальных проблем дошкольного образования. Вот вопросы, которые стоят сегодня перед дошкольным образованием. Как известно, дошкольное образование является главным звеном системы непрерывного образования. Самые базовые фундаментальные знания в дошкольном образовании должно быть сформированы на данном этапе. Система непрерывного образования в нашей стране процесс обновления и модернизации на всех этапах непрерывен для всех звеньев системы образования [1].

В настоящее время в нашей Республике развитие познавательной деятельности детей осуществляется в рамках «Концепции развития дошкольного образования до 2030 года» [2] и учебных программ и учебно-методических комплексов дошкольного образования, особое внимание уделяется расширению их возможностей в ДОО. Развитие познавательной деятельности и личностных качеств дошкольников напрямую связано с эффективной организацией обучения педагогами учебно-воспитательной деятельности. Основная цель дошкольного образования является подготовить творчески и самостоятельно мыслящей личности с развитыми личностными качествами.

В дошкольном возрасте у ребенка развиваются и личностные качества, связанные с отношениями с людьми. Это, прежде всего, внимание к человеку, его заботам, проблемам, переживаниям и неудачам. Сопереживание и забота о людях присутствуют у многих дошкольников не только в игровой обстановке, но и в реальной жизни. В большинстве случаев взрослый педагог дошкольного возраста способен объяснить свои действия с помощью определенных качественных категорий. Поэтому он сформировал принципы нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения. Правда, из-за особой чувствительности детей этого возраста к мнениям, мыслям и действиям других людей внешние проявления соответствующих личностных качеств недостаточно устойчивы.

Основные черты личности отличаются от других. К таким чертам личности относятся, например, экстраверсия и интроверсия, тревожность и эмоциональность и др. Они формируются и закрепляются у дошкольника в условиях сложного взаимодействия многих факторов: генотипа и среды, сознательного и бессознательного, условно рефлекторного обучения, подражания и т.д.

Дошкольный возраст — это критический этап развития ребенка, на котором он начинает исследовать окружающий мир, развивает базовые навыки и формирует свою личность. Именно в это время педагоги и родители играют жизненно важную роль в воспитании личностных качеств и черт характера, которые будут

определять будущее ребенка. В этой статье мы обсудим методику, направленную на развитие личностных качеств детей дошкольного возраста, предоставляя им прочную основу для роста и успеха.

1. Поощрять эмоциональный интеллект:

Эмоциональный интеллект формирует основу для здорового социального и эмоционального развития. Дошкольников следует поощрять правильно определять и выражать свои чувства. Педагоги и родители должны создать благоприятную среду, которая подтверждает и поддерживает эмоции детей. Обучение их понимать и регулировать свои эмоции развивает важные личные качества, такие как сочувствие, устойчивость и самосознание.

2. Развивать творчество и воображение:

Дети дошкольного возраста обладают безграничным воображением, которое можно использовать для улучшения своих личных качеств. Вовлечение детей в творческую деятельность, такую как рассказывание историй, рисование, музыку и ролевые игры, помогает развивать их навыки решения проблем, способности критического мышления и находчивость. Поощрение их воображения также развивает такие качества, как адаптивность, любопытство и новаторство.

3. Продвигать независимость и ответственность:

В этом возрасте очень важно дать детям дошкольного возраста возможность стать независимыми учениками и ответственными личностями. Создание им возможностей делать выбор, решать проблемы и брать на себя ответственность за свои действия развивает такие качества, как уверенность в себе, самодисциплина и настойчивость. Простые задачи, такие как уборка игровой площадки, кормление себя или помощь в работе в группе, помогают развивать такие личные качества, как организованность, ответственность и чувство выполненного долга.

4. Развивать социальные навыки:

Дошкольный возраст — лучшее время для развития социальных навыков, когда дети начинают взаимодействовать со своими сверстниками и формировать отношения. Поощрение совместных игр, разрешение конфликтов и соблюдение хороших манер помогает детям развивать такие личные качества, как сотрудничество, сочувствие и уважение. Участие в групповых занятиях, упражнениях по построению команды и поощрение бесед улучшают их коммуникативные навыки, напористость и лидерские способности.

5. Поощрение физическое и психическое благополучие:

От развития личностных качеств зависит и общее самочувствие ребенка. Поощрение физической активности посредством игр, занятий спортом и игр на свежем воздухе помогает развивать такие качества, как настойчивость, решительность и умение работать в команде. Кроме того, введение упражнений на осознанность, простой медитации и дыхательных техник может улучшить психическое благополучие ребенка, развивая такие личные качества, как терпение, самоконтроль и эмоциональная устойчивость.

6. Предоставление положительный пример для подражания и рекомендации:

Дети дошкольного возраста наблюдают за окружающими их взрослыми и учатся у них, поэтому крайне важно предоставлять им положительные примеры для подражания и руководство. Воспитатели и родители должны демонстрировать сочувствие, доброту и честность в своем взаимодействии. Им следует моделировать личные качества, которые они хотят привить детям, воспитывая такие важные ценности, как честность, уважение и справедливость.

Таким образовам, развитие личностных качеств дошкольников закладывает основу их будущих успехов и благополучия. С помощью изложенной выше методологии преподаватели, воспитатели и родители могут создать обогащающую среду, которая развивает эмоциональный интеллект, творческие способности, независимость, социальные навыки, а также физическое и психическое благополучие. Воспитывая эти качества в критические дошкольные годы, мы даем детям необходимые инструменты, позволяющие им уверенно, стойко и позитивно ориентироваться в жизни.

Список литературы /References

1. Tosheva Nurzoda Toshtemirona Maktabgacha ta'lim-tarbiyani tashkil etish. [Matn]: darslik / N.T. Tosheva -Buxoro: "BUXORO DETERMINANTFMCHJning Kamolot nashriyoti, 2022. -396 b.

2. Постановление Президента Республики Узбекистан, «Об утверждении концепции развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года» от 08.05.2019 г. № ПП-4312.

3. Umnova Maxsumaxon Qobuljon Qizi INNOVATSION TA'LIM DAVRIDA BOSHLANG'ICH SINF O'QUVCHILARIDA BILISHGA QIZIQISHINI RIVOJLANTIRISH MASALALARI // SAI. 2023. № Special Issue 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsion-ta-lim-davrida-boshlang-ich-sinf-o-quvchilarida-bilishga-qiziqishini-rivojlantirish-masalalari/ (дата обращения: 28.07.2023).

4. Умнова М.К. ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА В РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

5. Умнова М.К. РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Проблемы педагогики. 2022. №1 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-

distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogicheskih-rabotnikov-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 28.07.2023).

6. Умнова М.К. и др. Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через применение развивающих игр //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 10. - С. 595-600.

7. Umnov Dmitriy Gennadievich. (2021). RESEARCH OF BASIC ECONOMIC KNOWLEDGE AMONG CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE. Galaxy International Interdisciplinary Research Journal, 9(6), 89-96.

8. Умнов Дмитрий Геннадьевич СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки и образования. 2020. №16-1 (94).

9. Умнов Д.Г. ВЛИЯНИЕ МАРКЕТИНГА НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКУЮ КУЛЬТУРУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки и образования. 2021. №16-1 (119).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.