Научная статья на тему 'Особенности формирования креативных способностей у детей дошкольного возраста'

Особенности формирования креативных способностей у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СПОСОБНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / СТРЕМЛЕНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / CREATIVITY / CREATIVE PROCESS / ABILITY / ACTIVITY / PERSONAL QUALITIES / ASPIRATION / MORAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худайбергенова Гулистан Худияровна

В данной статье раскрываются многие качества личности дошкольника, важное место среди которых можно отвести творческим способностям. Создавая творческие произведения, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. В дошкольном образовательном учреждении творчество развивается через различные виды деятельности ребенка, такие как: игровая, коммуникативная, продуктивная и другие. Поэтому важно начинать формирование творческих способностей уже в дошкольном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худайбергенова Гулистан Худияровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF CREATIVE ABILITIES IN PRESCHOOL CHILDREN

This article reveals many of the personality traits of a preschooler, an important place among which can be given to creative abilities. Creating creative works, the child reflects in them his understanding of life values, his personal qualities. In a preschool educational institution, creativity develops through various activities of the child, such as: play, communicative, productive and others. Therefore, it is important to begin the formation of creative abilities already in preschool age.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования креативных способностей у детей дошкольного возраста»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Худайбергенова Г.Х. Email: Khudaibergenova682@scientifictext.ru

Худайбергенова Гулистан Худияровна - докторант, кафедра психологии,

Нукуский государственный педагогический институт, г. Нукус, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье раскрываются многие качества личности дошкольника, важное место среди которых можно отвести творческим способностям. Создавая творческие произведения, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. В дошкольном образовательном учреждении творчество развивается через различные виды деятельности ребенка, такие как: игровая, коммуникативная, продуктивная и другие. Поэтому важно начинать формирование творческих способностей уже в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: креативность, творческий процесс, способность, деятельность, личностные качества, стремление, нравственные ценности.

FEATURES OF THE FORMATION OF CREATIVE ABILITIES IN PRESCHOOL CHILDREN Khudaibergenova G.&

Khudaibergenova Gulistan Hudiyarovna - Doctoral Student, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY, NUKUS STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, NUKUS, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article reveals many of the personality traits of a preschooler, an important place among which can be given to creative abilities. Creating creative works, the child reflects in them his understanding of life values, his personal qualities. In a preschool educational institution, creativity develops through various activities of the child, such as: play, communicative, productive and others. Therefore, it is important to begin the formation of creative abilities already in preschool age.

Keywords: creativity, creative process, ability, activity, personal qualities, aspiration, moral values.

УДК 373.373.2

Актуальность работы состоит в том, что современное быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и инновационных идей, не шаблонные, привычные действия, а подвижность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению проблем. Креативная деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая творческие произведения, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства [2]. Поэтому важно начинать формирование творческих способностей уже в дошкольном возрасте. Новые государственные стандарты дошкольного образования предполагают, что в процессе личностного становления ребенок постепенно приобретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность, как способность не только поддерживать свои отношения со средой, но и создавать новые.

Личность дошкольника складывается из многих качеств, важное место среди которых можно отвести творческим способностям. Ведь, ребенок, который не просто усвоил программу дошкольного учреждения, а дошкольник, способный к её творческому переосмыслению - вот, что требует современное общество.

Творческий процесс - это особая форма качественного перехода, от уже известного к новому, неизвестному. У детей этот переход осуществляется в процессе многообразных форм поисковой деятельности, направленной на решение новых, необычных для ребенка задач. Чем разнообразнее пробующие действия детей, чем гибче, оригинальное поисковая деятельность, тем больше возможности получить в конечном итоге, новый, необычный результат. В этом процессе ребенком добывается тот новый материал, на основе которого будут затем строиться оригинальные замыслы, идеи, создаваться новые рисунки, постройки и т.д. В связи с этим одна из основных линий разработки проблемы творчества заключается в изучении поисковой деятельности детей. Творчество детей всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для дошкольников, познавших радость первых, пусть пока маленьких, но открытий, удовольствие от своих рисунков, построек и т.д.

Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка. Творческие способности человека выражаются в его умении находить особый взгляд на что-то привычное и повседневное. Обязательными компонентами творческих способностей являются творческое воображение и творческое мышление. Мышление дошкольников более свободно и независимо, чем у взрослого, и его нужно развивать от этого будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий на основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина и Л. Кэррола, можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей: ранее развития малыша: ранее плавание, гимнастика, ползание и хождение. Затем ранее чтение, счет, ранее знакомство с различными инструментами и материалами.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования творчески активной личности. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе - способности и склонности. В дошкольном образовательном учреждении творчество развивается через различные виды деятельности ребенка, такие как: игровая, коммуникативная, продуктивная и другие. Разнообразность методов продиктована многогранностью процесса усвоения системы знаний, овладением основами наук, в которые входит в первую очередь игра, являясь одновременно и ведущим видом деятельности данного возраста. Сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры-экспериментирования, игры-забавы и т.п. - все они направлены на формирование творческого потенциала дошкольника. Но формирование творческих способностей будет достигнуто лишь при соблюдении определённых условий: раннее начало творческого развития, свобода в выборе видов деятельности и их многоплановость, создание благоприятной развивающей среды в детском саду, поддержание постоянного интереса к творческой деятельности и других.

Таким образом, осуществление широкого включения в педагогический процесс, разнообразных игр и упражнений на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполнит жизнь детей новым смыслом, создает для

них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости и желания «творить». Работа по формированию творческих способностей будет эффективнее при комплексной работе по предложенной программе, включающей в себя работу не только с дошкольниками, но и с родителями и педагогами. Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе [1].

А также эмоциональная насыщенность процесса детского творчества ведет к интенсификации развития новых мотивов деятельности дошкольников, что существенно перестраивает мотивационно-эмоциональную сферу ребенка и, в конечном счете, способствует формированию эвристической структуры личности.

Список литературы /References

1. Мокеева Т., Кузьменко И.В. Формирование творческих способностей дошкольников // Успехи современного естествознания, 2013. № 10. С. 179-180.

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33060/ (дата обращения: 23.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.