Научная статья на тему 'Сущность личностного компонента готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников'

Сущность личностного компонента готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ К СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ / СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ / READINESS STRUCTURE / ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / PERSONAL COMPONENT / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PRESCHOOL CHILDREN / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATION / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / EMOTIONAL WELL-BEING / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY QUALITIES / SOCIAL AND HOUSEHOLD ORIENTATION / READINESS FOR SOCIAL AND HOUSEHOLD ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барцаева Елена Васильевна

В статье представлен компонентный состав готовности к социально-бытовой ориентации детей дошкольного возраста. Раскрыты основные составляющие личностного компонента готовности к социально-бытовой ориентации детей дошкольного возраста: ценностные ориентации, мотивация, эмоциональное благополучие, качества личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барцаева Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF THE PERSONAL COMPONENT OF READINESS FOR SOCIAL AND DOMESTIC ORIENTATION OF PRESCHOOLERS

The article presents the component composition of readiness for social orientation of preschool children. The article reveals the main components of the personal component of readiness for social and domestic orientation of preschool children: value orientation, motivation, emotional well-being, personality quality.

Текст научной работы на тему «Сущность личностного компонента готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников»

рассматриваемой проблемы, а предлагает лишь некоторые из путей её решения. Более глубокого изучения, на наш взгляд, требуют вопросы индивидуализации профессионального самоопределения в условиях совместной профориентационной работы школы и вуза, её дифференциации в зависимости от региональных потребностей рынка труда, методики изучения и формирования у учащихся определённых профессиональных способностей. Совместная работа школы и вуза по профессиональному самоопределению учащихся рассматривается нами как важнейшая составляющая педагогического процесса среднего общеобразовательного учреждения. Реализация вышеназванных и других мероприятий позволит школе полнее решать задачу по оказанию помощи своим выпускникам в выборе профиля и профессии. Пора «профессиональных исканий» будет сведена до минимума. Выпускники школы смогут себя реализовать в выбранной ими профессии в полном объеме. Работа будет в дальнейшем приносить им не только материальное вознаграждение, но и моральное удовлетворение.

Литература:

1. Программы элективных курсов. Технология. Предпрофильное обучение. 9 класс / под. ред. В.А. Кальней. - М.: Изд-во Дрофа, 2006. - 105[7]с. - (Элективные курсы).

2. Таланова С. И. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 226-228. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1918/ (дата обращения: 27.03.2018).

3. Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. синица. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 144 с.

4. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / Чистякова Светлана Николаевна. - М.: Издательский цент «Академия», 2005. - 128с.

Педагогика

УДК: 373.2(045)

соискатель кафедры педагогики / старший преподаватель кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Барцаева Елена Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ К СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ

ОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье представлен компонентный состав готовности к социально-бытовой ориентации детей дошкольного возраста. Раскрыты основные составляющие личностного компонента готовности к социально-бытовой ориентации детей дошкольного возраста: ценностные ориентации, мотивация, эмоциональное благополучие, качества личности.

Ключевые слова: социально-бытовая ориентация, готовность к социально-бытовой ориентации, структура готовности, личностный компонент, дети дошкольного возраста, ценностные ориентации, мотивация, эмоциональное благополучие, качества личности.

Благодарности: статья подготовлена в рамках гранта на проведение НИР по научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева) по теме «Изучение и состояние сформированности готовности к социально-бытовой ориентации детей дошкольного возраста в организациях дополнительного образования».

Anmtation. The article presents the component composition of readiness for social orientation of preschool children. The article reveals the main components of the personal component of readiness for social and domestic orientation of preschool children: value orientation, motivation, emotional well-being, personality quality.

Keywords: social and household orientation, readiness for social and household orientation, readiness structure, personal component, preschool children, value orientation, motivation, emotional well-being, personality qualities.

Acknowledgements: The article is prepared within the grant for research on scientific activity of partner universities on network interaction (South Ural state University of Humanities and education and Mordovian State Pedagogical Institute) on the topic of «The study and the state of readiness for the social orientation of children of preschool age in the organizations of additional education».

Введение. В условиях современного образования особую актуальность приобретает проблема подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни, где ключевое положение занимает взаимодействие с социумом и ориентация в нем. Это, в свою очередь, обеспечивается сформированностью такой интегративной характеристики личности как готовность к социально-бытовой ориентации, которая рассматривается в нашем исследовании с опорой на работы Н. В. Рябовой [18] и Т. А. Парфеновой [13]. Ключевое понятие определяется нами применительно к категории детей дошкольного возраста как сложная структура, проявляющаяся в овладении детьми элементарными социально-бытовыми знаниями и умениями, практико-ориентированным опытом, которая способствует развитию качеств личности, усвоению социальной роли, норм социального поведения, освоению различных видов деятельности, в том числе -социально-бытовой, а также познанию окружающей социально-бытовой среды и включение в нее [1].

Изложение основного материала статьи. В условиях модернизации педагогического образования, когда методологическую основу составляет деятельностный подход, важно, чтобы личностные качества, знания и умения реализовались в той или иной деятельности. Поэтому в нашем исследовании интерес представляет обоснование структуры готовности к социально-бытовой ориентации дошкольников, под которой понимается объемное образование, состоящее из многих компонентов.

Анализ литературных источников свидетельствует, что структурные компоненты готовности представлены в работах В. И. Горовой, А. Б. Боровкова, К. К. Платонова, В. Н. Дружинина и др. Так, В. И. Горовая выделяет следующие компоненты готовности: мотивационный, когнитивный, технологический, личностный; А. Б. Боровков - мотивационные, познавательные, эмоционально-волевые

качества; И. Б. Готская - мотивационный, познавательный, волевой; С. Л. Рубинштейн - мотивы, способности [17]; К. К. Платонов в структуре готовности к деятельности выделяет моральную, психологическую и профессиональную готовность.

С учетом исследований Н. В. Рябовой [18] и Т. А. Парфеновой [13], структурными компонентами готовности к социально-бытовой ориентации в нашей работе являются: личностный, когнитивный и деятельностный. В рамках данной статьи охарактеризуем составляющие личностного компонента готовности.

Указанный компонент включает в себя новую социальную позицию ребенка; выражается в отношении дошкольника к различным видам деятельности, к окружающим людям, к самому себе. Наполняемость содержания данного компонента представлена ценностными ориентациями, мотивацией; эмоциональным благополучием, качествами, характеризующими свойства личности.

Остановимся на рассмотрении ценностных ориентаций. Так, М. Рокич определяет ценности как руководящие принципы жизни человека [16]; по мнению М. В. Гамезо, Л. М. Орлова, они являются самыми значимыми характеристиками личности, которые выражают ее отношения к тем или иным сторонам окружающей действительности [3]; согласно М. И. Еникееву, определяют всю жизнедеятельность личности; Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспиров трактуют как отношение человека к тем или иным материальным или духовным ценностям, система убеждений, установок, предпочтений, которая выражена в его сознании и поведении [7]; А. Г. Здравомыслов определяет как «относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и устойчивых благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности» [4, с. 238].

Ценностные ориентации можно классифицировать следующим образом: З. И. Равкин выделяет: Добро, Истину, Красоту, Человека, Свободу, Мир, Труд, Справедливость, Равенство [15]; В. А. Караковский включает в состав общечеловеческих ценностей, такие, как «Земля», «Отечество», «Семья», «Труд», «Знания», «Культура», «Мир» и «Человек»; И. Я. Лернер - здоровье, познание, социальную справедливость, истину, свободу, честь, достоинство, природу, культуру родного края [11].

Согласно ФГОС ДО деятельность дошкольных организаций направлена на развитие ребенка с целью успешной его адаптации в окружающей социокультурной среде. Одно из направлений ФГОС является социально-коммуникативное развитие, предусматривающее «... усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности» [21]. Ценностные ориентации оказывают непосредственное влияние на деятельность человека и его эмоциональное состояние. Таким образом, ценостным ориентациям в нашем исследовании отводится ведущая роль.

Далее остановимся на рассмотрении такой составляющей личностного компонента готовности, как мотивация. Анализ литературы свидетельствует, что проблема мотивации ребенка непосредственно связана с успешностью его адаптации в обществе. Исследователи (Л. И. Божович, Н. И. Гуткина, В. Д. Шадриков и др.) отмечают, что мотивы являются структурным звеном деятельности, и оказывают непосредственное влияние на все ее этапы. Р. Д. Санжаева считает, что мотивация связана с возникновением, направлением и осуществлением конкретных форм деятельности.

Исследователи, занимавшиеся изучением возрастных особенностей старших дошкольников, изучавшие проблему мотивационной составляющей, выделяют мотивы поведения, присущие дошкольникам. В. С. Мухина, Я. Л. Коломинский рассматривают мотивы, которые связаны с интересом дошкольников ко взрослым, стремлением быть похожими на них, налаживание и сохранение позитивных взаимоотношений со взрослыми [12]. Рассмотрим подробнее виды мотивов, способствующих готовности к социально-бытовой ориентации.

Среди мотивов деятельности дошкольников нередко называют мотивы личных достижений, самолюбие, самоутверждение. Эти мотивы проявляются в притязаниях дошкольника на главные роли в играх, на позицию отличника, в обидчивости или восторге ребенка. У детей дошкольного возраста наблюдаются соревновательные мотивы (выигрыш, победа). Специфичными для дошкольников являются игровые мотивы, которые связанные с заинтересованностью к процессу игры, а также с желанием и готовностью могут превратить в игру любую деятельность. Период дошкольного детства - период интенсивного развития нравственных мотивов, влияющих на отношение ребенка к другим людям; начинается усвоение ребенком этических норм, принятых в обществе, он стремится оценивать поступки позиций норм морали, регулировать свое поведение согласно этим нормам, у него появляются моральные переживания. По мнению Л. И. Божович, высокой степени развития у старших дошкольников достигают познавательные мотивы, проявляющиеся в интересе. Они становятся самостоятельными мотивами действий дошкольника, которые направляют его поведение.

Следующая составляющая личностного компонента - эмоциональное благополучие. По мнению Н. Губина, эмоции являются одним из главных регуляторов деятельности; К. Изард указывает, что эмоции мотивируют, организуют и направляют восприятие, мышление и действия [6]; Н. В. Иванова считает, что эмоции во многом определяют поведение ребенка [5]; Е. В. Кучерова указывает, что эмоции «.... регулируют поведение и деятельность в соответствии потребностям и интересам детской личности» [9]; по мнению В. А. Барабанщикова эмоции регулируют взаимоотношения человека с миром.

Эмоциональное благополучие в развитии личности ребенка связано с содержанием его деятельности, взаимодействием со взрослыми и сверстниками. Одним из фундаментальных условий эмоционального благополучия ребенка является удовлетворение потребности в общении со взрослым (Л. Н. Башлакова, М. И. Лисина, В. Р. Лисина, В. А. Петровский, Т. А. Репина). По мнению Н. Ю. Сергеевой, эмоциональное благополучие связано с самыми значимыми характеристиками жизнедеятельности ребенка: межличностными отношениями в семье, комплексом отношений, в которые дошкольник вступает (взаимоотношения с учителем и сверстниками) и т.д. Одним из фундаментальных условий эмоционального благополучия ребенка является удовлетворение потребности в общении со взрослым (Л. Н. Башлакова, М. И. Лисина, В. Р. Лисина, В. А. Петровский, Т. А. Репина).

Таким образом, для нас важно, что эмоции оказывают влияние на развитие личностности ребенка дошкольного возраста, определяют индивидуально-типологические особенности, характер, поведение, благоприятно воздействуют на его деятельность, обусловливая ее ход и результат.

Рассмотрим последнюю составляющую личностного компонента готовности - качества, характеризующие свойства личности. Согласно анализу трудов ученых, именно в дошкольном возрасте происходит первоначальное фактическое складывание личности ребенка [10]. Поэтому важно выделить личностные качества дошкольника, необходимые для формирования готовности к социально-бытовой ориентации.

А. И. Крупнов рассматривает такие качества, как любознательность, инициативность, организованность, общительность предприимчивость, трудолюбие, настойчивость, ответственность, коллективизм и др. [8]. Л. И. Уманский указывает на следующие свойства личности: 1) организаторское чутье, включающее психологическую избирательность, психологический такт; 2) эмоционально-волевые качества, включающие энергичность, требовательность, критичность; 3) склонность к организаторской деятельности, включающая устойчивой интерес, потребность и готовность к организаторской деятельности [20]. Л. И. Анцыферова,

B. А. Петровский [14] и др. указывают на такое качество личности, как целеустремленность;

C. Л. Рубинштейн [17], А. Н. Леонтьев [10] - рефлексия, свой образ; В. А. Петровский [14] и К. А. Абульханова - свобода, ответственность, способность развиваться, саморазвиваться; В. Д. Шадриков, В. И. Моросанова - независимость и самодетерминация; В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев - саморегуляция. Н. В. Бордовская описывает: ответственное, терпимое отношение, положительное мышление и отношение к миру [2]. В. С. Селиванов выделяет следующие свойства личности: активность, чуткость, скромность, образованность, благородство. Таким образом, в рамках нашего исследования с учетом требований ФГОС ДО, интерес представляют такие качества, характеризующие свойства личности, как активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, проявляющиеся у детей по отношению к окружающему миру; к деятельности; к другим людям; к себе; к вещам и др.

Выводы. В нашем исследовании структура готовности к социально-бытовой ориентации применительно к детям дошкольного возраста представлена личностным, когнитивным и деятельностным компонентами. Личностный компонент готовности рассматривается как принятие ребенком новой социальной позиции, положительным отношением к дошкольной организации, ко взрослым, самому себе, характеризуется мотивационной направленностью, эмоциональной зрелостью. Данный компонент включает следующие составляющие, значимые для нашего исследования: ценностные ориентации, мотивация, эмоциональное благополучие, качества личности.

Литература:

1. Барцаева, Е. В. Готовность к социально-бытовой ориентации: сущность понятия / Е. В. Барцаева // Социальное партнерство в образовании: тенденции, практики: сборник материалов XI Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти Н. В. Горюнова в 3 ч. Ч 2. - Саранск: ГБПОУ РМ «Саранский государственный промышленно-экономический колледж», 2018. - С. 42-45.

2. Бордовская, Н. В. Диалектика педагогического исследования : монография / Н. В. Бордовская. - М.: КНОРУС, 2016. - 512 с.

3. Гамезо, М. В. Общая психология / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Д. А. Машурцева, Л. М. Орлова. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.

4. Здравомыслов, А. Г. Поле социологии в современном мире / А. Г. Здравомыслов; под общ. ред. Н. И. Лапина; науч. коммент. к твор. биогр. авт. Н. И. Лапина, В. А. Ядова, О. Н. Яницкого, В. Г. николаева. -М.: Логос, 2010. - 408 с.

5. Иванова, Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении / Н. В. Иванова. - Череповец: ЧГУ, 2002. - 150 с.

6. Изард, К. Э. Эмоции человека / К. Изард. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 954 с.

7. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2003. - 176 с.

8. Крупнов, А. И. Психологические проблемы исследования активности человека / А. И. Крупнов // Вопросы психологии. - 1984. - №3. - С. 25-33.

9. Кучерова, Е. В. Эмоциональное благополучие детей как показатель их психологического здоровья / Е. В. Кучерова // А. В. Запорожец и современная наука о детях. - М., 1996. - С. 45-51.

10. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2005. - 352 с.

11. Лернер, И. Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. - Ереван Луйс, 1982. - 93 с.

12. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. - 12-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2012. - 656 с.

13. Парфёнова, Т. А. Особенности формирования готовности к социально-бытовой ориентации обучающихся в начальном общем образовании / Т. А. Парфёнова // Современные наукоемкие технологии. -2016. - № 3 (часть 1). - С. 186-189. - Режим доступа: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35717 (дата обращения: 25.03.2018).

14. Петровский, А. В. Психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: Академия, 2009. - 512 с.

15. Равкин, З.И. Ценностные ориентации как одна из основ стратегии развития образования и предмет историко-педагогических исследований / З. И. Равкин // Аксиологические аспекты историко-педагогического Обоснования отечественного образования. - М.: Институт теоретических педагогических и международных исследований в образовании РАО, 1994. - С. 3-10.

16. Рокич, М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич // Свободная пресса. - 1973. -№5. - С. 20-28.

17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2009. - 713 с.

18. Рябова, Н. В. Дидактическая система формирования деятельности педагога по социально-бытовой ориентации учащихся / Н. В. Рябова; под научн. ред. Ю. В. Варданян; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2008. - 155 с.

19. Санжаева, Р. Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: дис. ... д-ра психол. наук / Санжаева Римма Дугаровна. - Новосибирск, 1997. - 347 с.

20. Уманский, Л. И. Психология организаторской деятельности школьников / Л. И. Уманский. - М.: Просвещение, 1980. - 160 с.

21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.htmI (дата обращения: 25.03.2018).

Педагогика

УДК -137.146

кандидат педагогических наук, доцент кафедры геометрии и методики преподавания математики Батаева Яха Данилсултановна

Чеченский государственный педагогический университет (г. Грозный); заместитель директора по ОВ Ахмадов Муса Махмудович

ГБОУ "Центр образования" (г. Грозный)

ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПОДГОТОВКЕ

БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ИХ ГОТОВНОСТИ

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Аннотация. Подготовка бакалавров педагогического профиля к обучению детей с ОВЗ требует разрешения противоречий в формировании социально-психологической компетенции. Одной из ее составляющих выступает конфликтологическая компетентность. Поиск конструктивных путей подготовки студентов к реализации инклюзивного обучения обуславливает для их подготовки изучение сущности и особенности социально-психологических конфликтов в процессе обучения детей с ОВЗ. Для полноценной реализации инклюзивного образования необходимо теоретическое осмысление проблемы конфликтов в обучении. Рекомендации практической работы с конфликтами являются важными для подготовки бакалавров педагогического направления для работы с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: конфликт, социально-психологическая компетентность, инклюзивное обучение, социальный конфликт.

Annotation. Preparation of bachelors of pedagogical profile for the education of children with ovz requires the resolution of contradictions in the formation of social and psychological competence. One of its components is conflict-related competence. Search of constructive ways of preparation of students for implementation of inclusive education causes for their preparation studying of essence and feature of social and psychological conflicts in the course of training of children with ovz. For the full implementation of inclusive education requires theoretical understanding of the problem of conflicts in learning. Recommendations of practical work with conflicts are important for training bachelors of pedagogical direction for work with children with OVZ.

Keywords: conflict, socio-psychological competence, inclusive education, social conflict.

Введение. В педагогической науке в связи со сменой образовательной парадигмы и переходом на новый этап обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их жизнедеятельности в условиях массовых общеобразовательных учреждений актуализируется социально значимая проблема разработки научных и методических основ подготовки соответствующего кадрового потенциала. С 2016 года дети с ОВЗ имеют возможность обучаться в стенах школы, в коллективе одноклассников, в прямом взаимодействии с педагогом. Кого считать ребенком с ОВЗ и ребенком-инвалидом. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом или психологическом развитии, которые подтвердила ПМПК и которые препятствуют получению образования без создания специальных условий. Специалисты ПМПК выдают родителям заключение. Этот документ содержит описание состояния высших психических функций ребенка. Заключение включает рекомендации, определяющие образовательную программу, форму обучения и направления работы специалистов сопровождения. Подготовка бакалавров педагогического профиля к обучению детей с ОВЗ требует разрешения противоречий в формировании инклюзивной компетентности педагогов. Инклюзивная компетентность относится к уровню специальных профессиональных компетентностей. Это интегративное личностное образование, обуславливающее способность учителей осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного образования, учитывая разные образовательные потребности учащихся и обеспечивая включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду образовательной организации и создание условий для его развития и саморазвития. В структуру инклюзивной компетентности учителя входят ключевые содержательные (мотивационная, когнитивная, рефлексивная) и ключевые операционные компетенции, которые рассматриваются как компоненты инклюзивной компетентности учителя [8].

Одной из ее составляющих выступает конфликтологическая компетентность. Поиск конструктивных путей подготовки студентов к реализации инклюзивного обучения обуславливает для их подготовки изучение сущности и особенности социально-психологических конфликтов в процессе обучения детей с ОВЗ.

Формулировка цели статьи. Современная наука рассматривает конфликты как неизбежное явление общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы. Всесторонний анализ понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация» в научной литературе показал неоднозначность подходов ученых к его определению. Рассмотрим различные аспекты понятия, выявим сущность и структуру социально-психологического конфликта, сложившиеся к настоящему времени в науке.

Изложение основного материала статьи. Традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю. Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже Х1Х - ХХ вв. Идеи согласий и конфликта, мира и насилия всегда были одни из главных в религиозных течениях. Тема борьбы добра со злом представлена в произведениях культуры и искусства. Обычное сознание также является мощным источником конфликтологических идей, отражением отношения людей к конфликтам разного уровня. Конфликтология включает в себя изучение возникновения, развития и протекания различных конфликтов: от конфликтов в абстрактных системах до конфликтов между социальными группами и отдельными людьми.

В научной литературе нет единого общепризнанного определения понятия "конфликт". Анализ понятия «конфликт» в современной конфликтологической литературе позволяет сделать вывод о том, что большинство определений конфликта носит социологический характер. Среди зарубежных исследователей широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Коузером [7]. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника. Это определение раскрывает конфликт с социологической точки зрения, ибо его сущностью, по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.