Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНАЖЕРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ У СТУДЕНТОВ УДМУРТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА'

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНАЖЕРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ У СТУДЕНТОВ УДМУРТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
92
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ / ПЛАВАТЕЛЬНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Машанов Вадим Сергеевич, Анисимова Александра Юрьевна, Горбунов Евгений Олегович, Машанов Сергей Иванович

В статье рассматривается динамика изменения результатов у студентов-девушек 2-го курса УдГУ на занятиях по плаванию с использованием нестандартных плавательных тренажеров. Представлены показатели: безостановочное и плавание способом кроль на груди во временном отрезке 12 минут, 50 м кролем на груди в полной координации, 25 м кролем на груди в полной координации, 25 м кролем на спине в полной координации. Оценивались показатели: 12-минутное плавание (количество метров); на дистанциях 25 метров и 50 метров - время прохождения дистанции; также в статье подробно описан алгоритм проведенного исследования. Всего в исследовании приняли участие 60 студентов-девушек, обучающихся в УдГУ. Данные исследования показывают нам уровень подготовленности студентов, динамику изменения результатов при использовании нестандартного плавательного тренажера. Данные исследования используются для статистического анализа и дальнейшего улучшения методики работы с плавательным тренажером на занятиях по плаванию у студентов неспортивного профиля обучения. Научная новизна работы состоит в том, что в процессе исследования получены новые данные о развитии физических качеств студентов - девушек второго курса УдГУ, с использованием нестандартных плавательных тренажёров на занятиях по физической культуре. Применение плавательных тренажеров положительно скажется на улучшении результатов. Практическая значимость. Мы рекомендуем использовать совокупный показатель для внедрения тренажеров на занятиях по дисциплине «Плавание». Цель исследования - раскрыть роль и значение тренажеров в развитии физических качеств на занятиях по плаванию. Материалы. Контроль результативности проплывания заданных отрезков, характеристик отдельных элементов техники у студенток на занятиях по плаванию. Методы исследования. Основными методами в нашей работе послужили: внедрение нестандартного плавательного тренажера, педагогическое тестирование, анализ показателей результатов и статистический анализ полученных данных. Результаты. Нами предложена экспериментальная методика, основанная на применении нестандартных плавательных тренажеров на занятии по плаванию непосредственно в воде. Заключение. Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод, что применяемые плавательные тренажеры являются эффективным тренировочным средством. Тренажеры увеличивают скорость передвижения, мощность гребкового движения, совершенствуют технику, скоростную выносливость, общую выносливость, способствуют улучшению результата с меньшим тренировочным объемом и количеством занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Машанов Вадим Сергеевич, Анисимова Александра Юрьевна, Горбунов Евгений Олегович, Машанов Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGY OF USING TRAINING SIMULATORS AT SWIMMING LESSONS AMONG THE STUDENTS OF UDMURT STATE UNIVERSITY

The article considers the dynamics of the results change among female students of the 2nd course at Udmurt State University (UdSU) at swimming lessons using non-standard swimming simulators. The following indices are presented: non-stop swimming and front crawl within 12 minutes, 50 m front crawl in full coordination, 25 m front crawl in full coordination, 25 m back crawl in full coordination. We estimated the following indices:12-minutes swimming (meters); at 25 and 50 meters distances - time of the distance overcoming; the article also describes the detailed algorithm of the held research. In general, 60 female students, who study at UdSU took part in the study. These studies show us the level of students’ readiness, the dynamics of results change while using a non-standard swimming simulator. The presented research work is used for statistical analysis and further improvement of methods of working with a swimming simulator at swimming lessons among non-sports profile students. The scientific novelty of the work is in the fact that during the research we received new data concerning the development of students’ physical qualities - the girls of the second course at Udmurt State University, using non-standard swimming training simulators at physical culture classes. The use of swimming simulators will positively affect the results improvement. Practical significance. We recommend using the cumulative index for training simulators introduction at “Swimming” lessons. The aim of the study is to reveal the role and purpose of the simulators in physical qualities development at swimming lessons. Materials. Monitoring the effectiveness of swimming the set parts of the distance, the characteristics of the separate technique elements among female students at swimming lessons. Research methods. The main methods in our research work were the following: the introduction of a non-standard swimming simulator, pedagogical testing, analysis of results indices and statistical analysis of the data obtained. Results. We offered the experimental methodology based on the use of non-standard swimming simulators during swimming lessons directly at in water. Conclusion. The carried out research proves that the used swimming simulators form an effective training tool. The simulators increase the speed of movement, the power of the rowing movement, improve the technique, speed endurance, general endurance, improve the result with less training volume and number of lessons.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНАЖЕРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ У СТУДЕНТОВ УДМУРТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»

УДК 796 DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-94-101

Методика применения тренажеров на занятиях по плаванию у студентов Удмуртского государственного университета

Машанов В.С.', Анисимова А.Ю.2*, Горбунов Е.О.', Машанов С.И

'Институт физической культуры и спорта Российской Федерации

г. Ижевск, Россия himik_07@list.ru lunatik-88@list.ru dsudgu@mail.ru

2Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова

г. Ижевск, Россия ORCID: 0000-0002-5899-9', ffkis@istu.ru*

Аннотация: В статье рассматривается динамика изменения результатов у студентов-девушек 2-го курса УдГУ на занятиях по плаванию с использованием нестандартных плавательных тренажеров. Представлены показатели: безостановочное и плавание способом кроль на груди во временном отрезке 12 минут, 50 м кролем на груди в полной координации, 25 м кролем на груди в полной координации, 25 м кролем на спине в полной координации. Оценивались показатели: 12-минутное плавание (количество метров); на дистанциях 25 метров и 50 метров - время прохождения дистанции; также в статье подробно описан алгоритм проведенного исследования. Всего в исследовании приняли участие 60 студентов-девушек, обучающихся в УдГУ. Данные исследования показывают нам уровень подготовленности студентов, динамику изменения результатов при использовании нестандартного плавательного тренажера. Данные исследования используются для статистического анализа и дальнейшего улучшения методики работы с плавательным тренажером на занятиях по плаванию у студентов неспортивного профиля обучения. Научная новизна работы состоит в том, что в процессе исследования получены новые данные о развитии физических качеств студентов - девушек второго курса УдГУ, с использованием нестандартных плавательных тренажёров на занятиях по физической культуре. Применение плавательных тренажеров положительно скажется на улучшении результатов. Практическая значимость. Мы рекомендуем использовать совокупный показатель для внедрения тренажеров на занятиях по дисциплине «Плавание». Цель исследования - раскрыть роль и значение тренажеров в развитии физических качеств на занятиях по плаванию. Материалы. Контроль результативности проплывания заданных отрезков, характеристик отдельных элементов техники у студенток на занятиях по плаванию. Методы исследования. Основными методами в нашей работе послужили: внедрение нестандартного плавательного тренажера, педагогическое тестирование, анализ показателей результатов и статистический анализ полученных данных. Результаты. Нами предложена экспериментальная методика, основанная на применении нестандартных плавательных тренажеров на занятии по плаванию непосредственно в воде. Заключение. Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод, что применяемые плавательные тренажеры являются эффективным тренировочным средством. Тренажеры увеличивают скорость передвижения, мощность гребкового движения, совершенствуют технику, скоростную выносливость, общую выносливость, способствуют улучшению результата с меньшим тренировочным объемом и количеством занятий.

Ключевые слова: плавание, студенты, совершенствование физических качеств, плавательные тренажеры.

Для цитирования: Машанов В.С., Анисимова А.Ю.*, Горбунов Е.О., Машанов С.И. Методика применения тренажеров на занятиях по плаванию у студентов Удмуртского государственного университета. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физическойкультуры и спорта. 2023; 18(1): 94-101. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-94-101.

Constitution culture: theory and practice

Nikolay G. Mikhailov', Asya M. Agakishieva2, Ekaterina V. Zhebeleva3*

'Moscow City Pedagogical University Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-4101-0910, michailovn@mgpu.ru 2School No. '58 Moscow, Russia ORCID: 0009-0003-0244-9530, asya245479@gmail.com 3Russian State Humanitarian University, Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-1306-8488, e-mail: k.jebeleva2010@yandex.ru*

Abstract: The article considers the dynamics of the results change among female students of the 2nd course at Udmurt State University (UdSU) at swimming lessons using non-standard swimming simulators. The following indices are presented: non-stop swimming and front crawl within 12 minutes, 50 m front crawl in full coordination, 25 m front crawl in full coordination, 25 m back crawl in full coordination. We estimated the following indices:i2-minutes swimming (meters); at 25 and 50 meters distances - time of the distance overcoming; the article also describes the detailed algorithm of the held research. In general, 60 female students, who study at UdSU took part in the study. These studies show us the level of students' readiness, the dynamics of results change while using a non-standard swimming simulator. The presented research work is used for statistical analysis and further improvement of methods of working with a swimming simulator at swimming lessons among non-sports profile students. The scientific novelty of the work is in the fact that during the research we received new data concerning the development of students' physical qualities - the girls of the second course at Udmurt State University, using non-standard swimming training simulators at physical culture classes. The use of swimming simulators will positively affect the results improvement. Practical significance. We recommend using the cumulative index for training simulators introduction at "Swimming" lessons. The aim of the study is to reveal the role and purpose of the simulators in physical qualities development at swimming lessons. Materials. Monitoring the effectiveness of swimming the set parts of the distance, the characteristics of the separate technique elements among female students at swimming lessons. Research methods. The main methods in our research work were the following: the introduction of a non-standard swimming simulator, pedagogical testing, analysis of results indices and statistical analysis of the data obtained. Results. We offered the experimental methodology based on the use of non-standard swimming simulators during swimming lessons directly at in water. Conclusion. The carried out research proves that the used swimming simulators form an effective training tool. The simulators increase the speed of movement, the power of the rowing movement, improve the technique, speed endurance, general endurance, improve the result with less training volume and number of lessons.

Keywords: swimming, students, improvement of physical qualities, swimming simulators.

For citation: Vadim S. Mashanov*, Aleksandra Yu. Anisimova, Evgeniy O. Gorbunov, Sergey I. Mashanov. The methodology of using training simulators at swimming lessons among the students of Udmurt State University. . Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(1): 94-101. DOI: 10.14526/20704798-2023-18-1-94-101.

Актуальность

Плавание - одно из направлений физической культуры, которое как учебный предмет представляет собой область знаний, изучающую законы взаимодействия организма пловца с водной средой, в которой организуются его двигательные действия. [4] Известно, что эффективность продвижения пловца определяется многими факторами, среди которых большое значение имеют как развитие физических качеств, так и пространственные и скоростные характеристики гребка. [2]

Регулярные физические нагрузки в первую очередь стимулируют развитие костно-мышеч-ной системы и активизируют жизненные процессы во всех внутренних органах. [6] Основными физическими качествами, развиваемыми на занятиях в бассейне, можно считать такие скорость, силу и выносливость. Все эти качества в плавании взаимосвязаны и являются неотъемлемой частью друг друга. Для развития данных качеств необходимо достаточно большое количество времени, чего у студентов вуза нет. Занятия по плаванию проходят 2 раза в неделю

по 60 минут. Такого объёма нагрузки недостаточно для полноценного развития физических качеств студентов. В связи с этим мы поставили цель: проверить и экспериментально доказать эффективность нестандартного плавательного тренажера

Материалы и методы

Основными методами в нашей работе послужили: внедрение нестандартного плавательного тренажера, педагогическое тестирование, анализ показателей результатов и статистический анализ полученных данных.

Исследование проводилось в 6 этапов на протяжении 1 семестра на базе УдГУ среди студентов-девушек неспортивного профиля. В исследовании принимали участие студенты 2-го курса 2021 г. поступления.

Алгоритм проведения исследования

- на 1-м и 4-м этапе проводился сбор данных контрольных нормативов: 12 минут безостановочного плавания кролем на груди в полной координации, проплывание отрезка 50 метров кролем на груди в полной координации на время, проплывание отрезка 25 метров кролем на груди и спине в полной координации с подсчетом количества циклов движений руками и ногами, 25 метров кролем на груди и спине при помощи ног с подсчетом количества циклов движений ногами, 25 метров кролем на груди и спине с подсчетом количества циклов движений руками.

- На 2-м этапе студенты, принимающие участие в исследовании, были разделены на контрольную и экспериментальную группы.

- На 3-м этапе студентам экспериментальной группы были предложены задания с использованием экспериментального тренажера, контрольной группе - без него.

- На 5-м этапе проводился расчет показателей характеристик движений пловца.

Расчет проводился по формулам:

1. Шаг - расстояние, на которое пловец продвигается за один полный цикл движений. Длину шага вычисляют по формуле: L = s/n, где L - длина шага (м.); s - дистанция (м.); n - коли-

чество циклов.

2. Длительность движений - промежуток времени между началом и окончанием движения, или длительность одного цикла в циклических видах. Для расчета используется следующая формула: й,икл = t/n, где й,икл - средняя длительность одного цикла движений (с.); t -время, затраченное на выполнение всех циклов на измеряемом отрезке (с.); n - количество циклов.

3. Темп - частота движений в единицу времени, или количество циклов движений, выполненных за единицу времени. Темп - величина, обратно пропорциональная й,икл. Темп вычисляется по формуле: f = n/t, где f - темп (цикл/с.); n - количество циклов; t - время, затраченное на выполнение всех циклов на измеряемом отрезке (с.).

4. Средняя скорость проплывания отрезка - скалярная величина, показывающая среднюю скорость преодоления заданной дистанции ^р = s/t; v - скорость (м/с); s - расстояние (м.); t -время (с.).

5. Прирост результатов в процентном соотношении. Pr=x2-x1/x1*100; Pr - прирост в процентном соотношении (%); x1 - исходный результат (в начале эксперимента); x2 - итоговый результат (в конце эксперимента).

- На 6-м этапе проводился анализ полученных результатов.

На 3-м этапе студентам экспериментальной группы были предложены упражнения с использованием нестандартных плавательных тренажеров. Данные тренажеры уменьшают площадь опоры во время выполнения движений в воде, тем самым способствуя развитию физических качеств.

Плавательный тренажер «Обтекатель стопы» (рис. 1) состоит из трех частей: обтекатель, фиксирующий жгут, уплотнитель. Основная часть обтекателя выполнена из трубчатого материала, с одной стороны находится прямой срез, с противоположной - под углом. На корпусе основной части расположены отверстия для установки фиксирующего жгута и уплотнителя.

Рис. 1. Плавательный тренажер «Обтекатель стопы»

Плавательный тренажер «Обтекатель кисти» (рисунок 2) состоит из 4 частей: обтекателя, плоской опоры и 2 фиксирующих жгутов. Основная часть обтекателя выполнена из трубчатого ма-

териала, опора выполнена из твердых полимерных материалов, на ее корпусе располагаются 4 отверстия для крепления фиксирующих жгутов.

Данный этап был разделен на 3 подэтапа:

1. Подготовительный - на этом этапе студенты знакомились с тренажерами, техникой выполнения упражнений с ними. Этап длился 4 занятия, общий объем одного занятия составлял 1200 метров, из них 500 метров с тренажерами.

2. Основной - на этом этапе студенты выполняли тренировочные задания на развитие силовых и скоростно-силовых качеств. Этап длился 18 занятий, общий объём одного занятия - 1500

Рис. 2. Плавательный тренажер «Обтекатель кисти»

метров, из них 1200 метров с тренажерами.

3. Заключительный - на этом этапе нагрузка снижалась. Этап длился 4 занятия общий объем одного занятия составлял 1200 метров, из них 200 метров с тренажерами.

Результаты и обсуждение

Результаты анализа сдачи контрольных испытаний представлены в таблицах и графиках ниже.

Таблица 1

Динамика изменения результатов контрольной и экспериментальной групп

ДВЕПЩН 25 KpO.lL на грудн 50 кль на груди 12 пил кремль на 1 рули

Группа Период Ниш эксперимент £ Время (ес-^) 25.73±и2 Прирост рс-эультата * Врал (с-«.) Прирост результата * Расстояние 7 Мрнрест результата

Экспернмеп ™™ группа Конец эксперимент £ Начало эксперимент £ 24.0Я±2.]Г? 23.Я5±2.15 (>,51=0,5 54.3fe4.Si 49.7fe4.4A ] 12,1 Л±1.1

Контракт н группа Конец эксперимент £ 22,№2ДТ 3,5^0,3 2 4й..33±4.35 2,аа=о,2л

и

12

10

Динамика изменения показателей р езул ьтатов ко нтро льной и эксп ерим ентал ьнойгруппы

ПРИ РОСГЬРЬЗУЛЬГАГА В25. кроль мл груди хстдниктиип групп* ■J5Kpo.ii. на груди контрольная групп*

■50 краль на груди эксгнрвнпггллыыя группа В 50крвль на груди контрольная группл Ш2н»&ц)мь.|мгрудннк»рйннггиыи11п)у11м ■12нин. кродьнлрудяиитрольнмфувм

Рис. 3. Динамика изменения результатов контрольной и экспериментальной групп

Время проплывания на отрезке 25 м кролем на груди в полной координации показывает развитие силовых качеств. Данный показатель возрастает как в экспериментальной, так и в контрольной группе, в экспериментальной группе прирост выше, чем в контрольной.

Время проплывания на отрезке 50 м кролем на груди в полной координации показывает улучшение спортивного результата. Прирост

данного показателя в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.

Безостановочное плавание во временном отрезке 12 минут способом кроль на груди в полной координации показывает развитие общей выносливости. Прирост данного показателя наблюдается как в -контрольной, так и в экспериментальной группе, в экспериментальной группе прирост данного показателя в два раза выше.

Таблица 2

Динамика изменения средней скорости проплывания дистанций

Днсгшцш 25 кроль 11а груди 50 кроль ли 1 рудл \2 инн кроль на груди

Группа Период Начало ЭЕСВфШЕКНТ ■ Спорость ГОЬО.М Прирост результата СкО|юеть О.Я$!±О.ОЯ Прирост роупыш Скорость (и/с) й,54±(1,&5 Прирост результата %

Запишет дьная группа Конец ■иосперммент ■ Ц&7±0.] 5,83=0,52 0.<15±О.(И Я. 18=0,74 12,И*±1.М

Начало

■иосперммент в 1Ц£П±0.] 1.0] ±и.гк1

Конец

Енпролк-ш группа ■иосперммент в |.]±о.] 1.М±0.03 2,98=0,27 0,6] ±(1.05 4.95±0.45

Динамика изменения сред ней скорости пропл ы ван и я диета н ци й.

прирост рдалыАТА

I фмь ил груди жпирнюнтялиия труп™ 125 > ро п. на груд* контрмин* Грувги 150 цнмыи груди экслерикнлчтыш групп-з ■ 50 цхмыи груди импрмьнм групгн,

III книуткролк НЛ тп'дизчсгитнмгит^кямгрушы ■ 12 шпут «рОН ГруДК кОЖТрММЙ* Грр1Ш

Рис. 4. Динамика изменения средней скорости проплывания дистанций

Скорость проплывания отрезка 25 м кролем на соревновательной дистанции. Прирост дан-на груди в полной координации показывает спо- ного показателя в экспериментальной группе собность развивать максимальную скорость на выше, чем в контрольной.

минимальном отрезке. Прирост данного пока- Скорость проплывания на временном отрез-зателя в экспериментальной группе выше, чем в ке 12 минут показывает способность удержи-контрольной. вать среднюю скорость продолжительное время.

Скорость проплывания на отрезке 50 м кро- Прирост данного показателя в эксперименталь-лем на груди в полной координации показывает ной группе выше, чем в контрольной способность развивать максимальную скорость

Таблица 3

Динамика изменения показателей характеристик движения пловцов кролем на груди на дистанции 25 метров в процентном соотношении

кр||.11. ИЯ Зр> III В II И.1М11 II КМ'>р лпи им II

Гру ипа 1 время и инклы НЕМ Л ЦИКЛЫ 1К1Г-(%) Т по, {%> Утр Г^ Тц ДЛИТ, инкла 1%]

Эсс 1.1МЛ й^ОЫЛД -13^91 1 (ДООД?1 5Л2±0,52 12,11] 3 5.7*Ш0.5]

Ко тральная 3,59^132 I4.63tl.7ft Л.70510.4-I злыл.з о,93±о.ян1 -4.] №0.37

Кроль ни гру .ем при ничиш и рук

Гру ипа 1 время 14] □ цисли П МНК.Ш 1НГ{%) ГтгшЦЧ] Уср сча Тщ ДЛИТ, инкла

Оис исрммсикт 1.1М.1 ЮДОВД 1 ■13ДЗ±], 1К ■3.94=0^5 9,325341 12,7№1„Н 1..9Н 10.17

Еш итр-пль 1мм 0,5£±ЛЛ5 1 ■ гЗ.4 410.3 0,4?±ЯЛМЗ

kpn.ll. 11Я ] Р>111 11|Н| ПИЛ1 hl.ll II II11 □

Гру ипа 1 время П L41IE.HU 11 МНК.1и 1НГ{%> Ртгш1.1Ч4] Тц ДЛИТ, инкла 14)

Эк:

ПП)1ШЕП 1 "

Таблица 4

Динамика изменения показателей характеристик движения пловцов кролем на спине на дистанции 25 метров в процентном соотношении

Гру ипа 1 н[>:мп |4] П ILIIV.II.! Lpii.ii. щ И LIILk.IL! |Нг{%) сшше в 1Ш.1 Гтсш1.44] ■ю1е 1:м1'р |]| ю ¡и IIII 1. ШШ- г%> Тц длсгт. имкпа 44)

ОЕС 11СрММС11ТЛ.1 1.1МЛ 2 ■ 12.791:1.15 2.25=0102

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ко Шр.'.Ь ?.™=0.Н(Н 3.471(1.157 2,195±0,]9 ^710.59

К|Н 1.11. НИ {МИШ1 ГрН ИИЧ'.'ШИ рук

Гру ипа 1 врс>и44> П ILIIV.II.! П МИк.-и |Нг{%) Ртгш1.4Ч4] Уср 1. шш- г%> Тц ^лсгт. имкпа 44)

Оис исрммсикш 1.1М.1 Еш IIIJ4l.IL ШД ■7.407;гОиб& ■ 0,4111 ±0,1344 б-НйНМЗ ■Л}Ц£0,27 &-2НЮ,56 ЬЛ 110,51 2Л9Ю24

kpii.ii. ив саиие м|нм пмчмлм низ

Группа 1ксгкрщ| ■пйш 1врсм!44] И LIILH.IL! 11 Ш1К."Ш 1НГ{%) ¥ тсш1-44] Уср 1. шаг Г%) Тц ,1:1н г. ишаз 44]

КЪтр(мь ноя - 1И.74±1ЛН 23.23=2^9 4,302=0^ л=2,:в 2К.0П312152

Показатель t время (%) показывает изменение результата в проплывании дистанции 25 метров кролем на груди и спине в процентном соотношении. Из таблицы мы видим положительный прирост как в экспериментальной группы, так и в контрольной, но в экспериментальной прирост значительно выше.

Показатели п циклы рук (%) и п циклы ног (%) показывают изменение количества циклов движений рук и ног, затраченных на заданном отрезке в процентном соотношении. Этот показатель напрямую связан с временем проплыва-ния дистанции, а именно, чем больше снижение количества циклов и лучше время преодоления дистанции, тем выше эффективность техники. Из таблицы видно: значительное снижение циклов движения и значительное увеличение результата наблюдается в экспериментальной группе; незначительное снижение, а в некоторых случаях и увеличение циклов движений на фоне улучшения результата отмечено в контрольной группе.

Показатель F темп (%) указывает на изменение частоты движений в единицу времени, или количество циклов движений, выполненных за единицу времени в процентном соотношении. Данный показатель напрямую связан со скоро-

стью передвижения пловца ^р (%), а именно, чем меньше темп и выше скорость, тем мощнее пловец выполняет гребковое движение. Из данных таблицы видно увеличение скорости и снижение темпа движений по всем показателям в экспериментальной группе; у контрольной группы мы наблюдаем тенденцию к увеличению скорости на фоне увеличения темпа движений

Показатель L шаг (%) указывает на изменение расстояния, на которое пловец продвигается за один полный цикл движений в процентном соотношении. Из данных видно, что в экспериментальной группе увеличение данного показателя выше, чем в контрольной.

Показатель изменения длительности движений (Тц длит. цикла %) указывает на изменение промежутка времени между началом и окончанием движения (длительность одного цикла) в процентном соотношении. Этот показатель напрямую связан со скоростью передвижения: чем выше скорость и ниже темп, тем эффективнее техника выполнения. В экспериментальной группе мы видим увеличение данного показателя е на фоне снижения длительности цикла, в контрольной группе - незначительное увеличение скорости на фоне увеличения длительности цикла.

Заключение

По итогам проведенного нами исследования можно сделать вывод, что применяемые плавательные тренажеры являются эффективным тренировочным средством. Тренажеры увеличивают скорость передвижения, мощность греб-кового движения, совершенствуют технику, скоростную выносливость, общую выносливость, способствуют улучшению результата с меньшим тренировочным объемом и количеством занятий. В связи с этим мы считаем, что необходимо исследовать данный тренажер с различных сторон: провести исследование с проверкой влияния выполняемых заданий и различных технических элементов на технику, исследовать развитие всех физических качеств с использованием тренажеров, а также исследовать эффективность применения тренажера в спортивных группах.

Список литературы

1. Викулов А.Д. Плавание : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛА-ДОС-ПРЕСС. 2004: 367.

2. Понимасов О.Е., Николаев С.В. Индивидуально-вариативное целеполагание как условие проектирования стилевых вариаций плава-

ния. Ученые записки университета имени П. Ф Лесгафта. 2013; 11(105): 134-137

3. Распопова Е.А. Методика формирования устойчивого навыка плавания на основе использования средств водных видов. Педагогико-пси-хологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016; 11(1): 5763. DOI 10.14526/01_1111_79.

4. Череп З.П., Заплетина В.В. Отношение студентов к занятиям по плаванию. Научный журнал на тему: Естественные и точные науки, Техника и технологии, Медицинские науки и общественное здравоохранение, Сельскохозяйственные науки, Социальные науки наука. 2020; 2413-6379

5. Яковлев А.Н., Журавский А.Ю., Давыдов В.Ю. Физкультурно-спортивная деятельность на этапе спортивного отбора с учетом типа телосложения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Волгоград. 2014: 156-160.

6. Karpov V.Yu., Medvedev I.N., Komarov M.N., Dorontsev A.V., Kumantsova E.S., Mikhailova O.G. Possibilities of Students' Health Improvement through Physical Training in the Aquatic Environment. Journal Of Biochemical Technology. 2021$ 12 (4): 6771.

Статья поступила в редакцию: 20.02.2023

Машанов Вадим Сергеевич - старший преподаватель, Институт физической культуры и спорта Российской Федерации, Россия, Республика Удмуртия, 426069, г. Ижевск, ул. Студенческая, дом 37, e-mail: himik 07@list.ru

Анисимова Александра Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, 420069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, дом 42, e-mail: ffkis@istu.ru

Горбунов Евгений Олегович - старший преподаватель, Институт физической культуры и спорта Российской Федерации, Россия, Республика Удмуртия, 426069, г. Ижевск, ул. Студенческая, дом 37, e-mail: lunatik-88@list.ru

Машанов Сергей Иванович - старший преподаватель, Институт физической культуры и спорта Российской Федерации, Россия, Республика Удмуртия, 426069, г. Ижевск, ул. Студенческая, дом 37, e-mail: dsudgu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.