Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ПАРАМЕТРОВ СКОРОСТИ ПЛАВАНИЯ НА ДИСТАНЦИИ 100 МЕТРОВ КРОЛЕМ НА ГРУДИ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ'

ДИНАМИКА ПАРАМЕТРОВ СКОРОСТИ ПЛАВАНИЯ НА ДИСТАНЦИИ 100 МЕТРОВ КРОЛЕМ НА ГРУДИ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
172
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАМЕТРЫ ПЛАВАНИЯ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / РАЗЛИЧНЫЕ УЧАСТКИ ДИСТАНЦИИ / КРОЛЬ НА ГРУДИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карпов В.Ю., Некрасова М.В., Краснов Р.Б., Гарина Е.В.

Цель исследования - определить особенности изменения параметров скорости плавания и юных пловцов на дистанции 100 м кролем на груди. Методика и организация исследования. Скорость плавания определялась по времени проплывания отрезка, темп - по времени пять двойных гребков, длина гребка - по величине скорости, деленной на темп. Исследование проводилось в период сентябрь-ноябрь 2019 г. на базе спортивного клуба РГСУ, в нем принимали участие 126 юных пловцов в возрасте 10-17 лет. В ходе исследования анализировались показатели динамики скорости плавания, темпа и длины гребков у юных пловцов на дистанции 100 м кролем на груди на различных 25-метровых отрезках. Определена взаимосвязь показателей как между собой на различных участках дистанции, так и между анализируемыми характеристиками, выявлялись вклады факторов в скорость плавания, коэффициенты контрастности темпа и длины гребков. Результаты исследования и выводы. Первый 25-метровый отрезок на дистанции 100 м кролем на груди юные пловцы преодолевают наиболее быстро. Во всех возрастных группах по мере приближения к финишу темп снижается, особенно на заключительном отрезке. У 10-13-летних пловцов длина гребка постепенно увеличивается, на финишном отрезке существенно уменьшается, а у 14-17-летних пловцов данный показатель изменяется волнообразно. У юных пловцов вклады факторов длины и темпа гребков в скорость плавания на различных участках дистанции постоянно меняются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Карпов В.Ю., Некрасова М.В., Краснов Р.Б., Гарина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

10-17 YEAR-OLD’S 100M FREESTYLE SWIMMING SPEED, STROKE PACE AND LENGTH PROFILING STUDY

Objective of the study was to analyze the modern swimming speed control profiles in the youth 100m freestyle. Methods and structure of the study. We rated the swimming speed in every 25m segment; stroke pace by five double stroke tests; and the stroke length by segmental swimming speed divided by the relevant stroke pace. The study was run in September-November 2019 at the Russian State Social University’s and Moscow State Medical University’s swimming facilities, with the 10-17 year-old swimmers (n= 26) sampled for the tests. Results and conclusion. We found the 100-meter freestyle swimming speed control patterns fairly individual, with every analyzed age group found swimming faster the first 25 meters (within one-percent significance rate). This startup acceleration appears largely due to the jump start, since the water start was found of insignificant contribution to the segment 1 speed. The study found wavelike variations and correlations of the segmental speeds, stroke length and stroke pace in the 100m freestyle in every age group. The findings on the age-specific segmental stroking patterns are recommended being taken in account by the junior swimmers’ training and competitive systems. The study found the first 25m segment speed in the 100m freestyle being the fastest in the junior sample, with every age group tested with the stroke pace sags on the distance, particularly in the final 25m segment.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ПАРАМЕТРОВ СКОРОСТИ ПЛАВАНИЯ НА ДИСТАНЦИИ 100 МЕТРОВ КРОЛЕМ НА ГРУДИ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ»

ДИНАМИКА ПАРАМЕТРОВ СКОРОСТИ ПЛАВАНИЯ НА ДИСТАНЦИИ 100 МЕТРОВ КРОЛЕМ НА ГРУДИ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

УДК/UDC 796.012.412.7

Поступила в редакцию 26.04.2021 г.

Информация для связи с автором: vu2014@mail.ru

Доктор педагогических наук, профессор В.Ю. Карпов1 М.В. Некрасова2 Доцент Р.Б. Краснов3 Е.В. Гарина4

Фоссийский государственный социальный университет, Москва 2Пензенский государственный университет, Пенза 3Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва

10-17 YEAR-OLD'S 100М FREESTYLE SWiMMiNG SPEED, STROKE PACE AND LENGTH PROFiLiNG STUDY

Dr. Hab., Professor V.Y. Karpov1 M.V. Nekrasova2

Associate Professor R.B. Krasnov3 E.V. Garina

1Russian State Social University, Moscow 2Penza State University, Penza

3Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow

Аннотация

Цель исследования - определить особенности изменения параметров скорости плавания и юных пловцов на дистанции 100 м кролем на груди. Методика и организация исследования. Скорость плавания определялась по времени проплывания отрезка, темп - по времени пять двойных гребков, длина гребка - по величине скорости, деленной на темп. Исследование проводилось в период сентябрь-ноябрь 2019 г. на базе спортивного клуба РГСУ, в нем принимали участие 126 юных пловцов в возрасте 10-17 лет. В ходе исследования анализировались показатели динамики скорости плавания, темпа и длины гребков у юных пловцов на дистанции 100 м кролем на груди на различных 25-метровых отрезках. Определена взаимосвязь показателей как между собой на различных участках дистанции, так и между анализируемыми характеристиками, выявлялись вклады факторов в скорость плавания, коэффициенты контрастности темпа и длины гребков. Результаты исследования и выводы. Первый 25-метровый отрезок на дистанции 100 м кролем на груди юные пловцы преодолевают наиболее быстро. Во всех возрастных группах по мере приближения к финишу темп снижается, особенно на заключительном отрезке. У 10-13-летних пловцов длина гребка постепенно увеличивается, на финишном отрезке существенно уменьшается, а у 14-17-летних пловцов данный показатель изменяется волнообразно. У юных пловцов вклады факторов длины и темпа гребков в скорость плавания на различных участках дистанции постоянно меняются.

□ и

Ключевые слова: параметры плавания, участки дистанции, кроль на груди.

юные спортсмены, различные

Abstract

Objective of the study was to analyze the modern swimming speed control profiles in the youth 100m freestyle.

Methods and structure of the study. We rated the swimming speed in every 25m segment; stroke pace by five double stroke tests; and the stroke length by segmental swimming speed divided by the relevant stroke pace. The study was run in September-November 2019 at the Russian State Social University's and Moscow State Medical University's swimming facilities, with the 10-17 year-old swimmers (n= 26) sampled for the tests.

Results and conclusion. We found the 100-meter freestyle swimming speed control patterns fairly individual, with every analyzed age group found swimming faster the first 25 meters (within one-percent significance rate). This startup acceleration appears largely due to the jump start, since the water start was found of insignificant contribution to the segment 1 speed. The study found wavelike variations and correlations of the segmental speeds, stroke length and stroke pace in the 100m freestyle in every age group. The findings on the age-specific segmental stroking patterns are recommended being taken in account by the junior swimmers' training and competitive systems. The study found the first 25m segment speed in the 100m freestyle being the fastest in the junior sample, with every age group tested with the stroke pace sags on the distance, particularly in the final 25m segment.

Keywords: swimming parameters, junior athletes, various distance segments, front crawl.

£ Г.

CL

4—

о

OJ и

CL

' "О С

га

^

О (U .с H

Введение. Постоянный рост спортивных результатов в плавании обязывает специалистов искать новые пути совершенствования технической подготовки спортсменов [1, 2]. Особую значимость приобретают вопросы установления закономерностей влияния длины и темпа гребков на скорость плавания на различных участках соревновательной дистанции [3, 4].

Цель исследования - определить особенности изменения параметров скорости плавания и юных пловцов на дистанции 100 метров кролем на груди.

Методика и организация исследования. Скорость плавания определялась по времени проплывания отрезка, темп плавания - по времени пяти двойных гребков, длина гребка - по величине скорости, деленной на темп плавания. Исследование проводилось в период сентябрь-ноябрь 2019 г. на базе РГСУ и Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова, в нем принимали участие 126 юных пловцов в возрасте 10-17 лет.

72

http://www.teoriya.ru

№8^ 2021 Август | August

Результаты исследования и их обсуждение. Параметры скорости плавания на различных участках 100-метровой дистанции кролем на груди у юных пловцов изменяются по-разному. Все анализируемые возрастные группы занимающихся (10-17 лет) первые 25 м проплывают быстрее (однопроцентный уровень значимости). Это обусловлено выполнением старта с тумбочки, так как начало дистанции толчком от бортика из воды не приводит к достоверному улучшению результата на этом отрезке.

Первый 25-метровый отрезок юные пловцы в возрасте 10-11 лет в среднем проплывали со скоростью 1,44 м/с ^=17,36 с), 12-13 лет - 1,63 м/с ^=15,34 с), 14-15 лет -1,78 м/с ^=14,04 с), 16-17 лет - 1,91 м/с ^=13,09 с).

На втором отрезке скорость заметно снижается и, соответственно, составляет в возрасте 10-11 лет - 1,31 м/с ^=19,08), 12-13 лет - 1,50 м/с ^=16,67 с), 14-15 лет -1,56 м/с ^=16,03 с), 16-17 лет - 1,64 м/с ^=15,24 с).

На третьем отрезке (50-75 м) скорость плавания несущественно изменяется по сравнению со вторым 25-метровым отрезком. В одних возрастных группах (12-13, 16-17 лет) она недостоверно снижается, в других (10-11, 14-15 лет), наоборот, несущественно повышается.

Во всех возрастных группах на четвертом заключительном отрезке (75-100 м) дистанции скорость плавания достоверно снижается. Наиболее выраженное изменение скорости на финише выявлено у 10-11-летних пловцов (18,8 %, р<0,01). Также достоверно она снижается и в других возрастных группах: 12-13 лет - 17,3 % (р<0,01), 14-15 лет - 12,0 % (р<0,01), 16-17 лет - 3,8 % (р<0,05). Таким образом, нами выявлены специфичные изменения скорости плавания кролем на груди на различных участках 100-метровой дистанции у спортсменов разного возраста.

С возрастом нами выявлено существенное улучшение спортивного результата в плавании на 100 м кролем на груди: 10-11 лет - 77,54 с; 12-13 лет - 68,52 с; 14-15 лет - 63,22 с; 16-17 лет - 59,82 с.

Показатели темпа гребков на различных участках дистанции также существенно изменяются. Во всех возрастных группах по мере приближения к финишу темп снижается, особенно на заключительном отрезке. Вместе с тем, выявлена и такая закономерность: с возрастом снижается темп гребков, особенно на первой половине дистанции.

Коэффициент контрастности (сравнение темпа на первом и четвертом отрезках) наибольший у 10-11-летних пловцов (К=1,18 ед.), а наименьший - у 16-17-летних спортсменов (К=1,08 ед.). Это указывает на то, что с возрастом повышается стабильность показателей темпа гребков, хотя на финишном отрезке она существенно снижается: в возрасте 10-15 лет - при однопроцентном уровне значимости (сравнение с первым отрезком), в 16-17 лет - при пятипроцентном уровне значимости.

Анализ показателей длины гребков на различных участках 100-метровой дистанции показывает специфичность изменения данной характеристики. У 10-13-летних пловцов длина гребка постепенно увеличивается, а на финишном отрезке существенно уменьшается. У 14-17-летних пловцов данный показатель изменяется волнообразно. Высокая стабильность показателей длины гребка выявлена у 16-17-летних занимающихся.

Таким образом, в анализируемом возрастном диапазоне (10-17 лет) нами выявлены специфические изменения скорости плавания, длины и темпа гребков, которые необходимо учитывать в тренировочном процессе и, особенно в процессе соревновательной деятельности юных пловцов.

Анализ коэффициентов вариации показателей скорости плавания показывает, что данные характеристики изменяются на различных участках дистанции: наиболее вариабельны-

ми являются показатели скорости плавания у 10-11-летних спортсменов ^=4,2-9,8 %), а у пловцов в возрасте 16-17 лет отмечаются наименьшие данные показатели ^=3,5-6,4 %). Наименьшая вариативность выявлена на первом 25-метровом отрезке, а наибольшая - на последнем отрезке дистанции. Во всех случаях показатели вариативности не превышают 10 % уровень, что указывает об однородности анализируемых данных.

Показатели вариативности темпа гребка более выражены ^=4,8-12,5 %), особенно у начинающих пловцов (10-11 лет). Это говорит о высокой вариабельности данного параметра у начинающих пловцов: одни занимающиеся акцентируют темп плавания, другие выделяют наиболее важной длину гребка. Только у 16-17-летних спортсменов прослеживается небольшой размах (максимальный и минимальный показатели темпа). Наиболее вариабельными следует считать показатели темпа на заключительном 25-метровом отрезке, а наименьший показатель коэффициента вариации выявлен на первом отрезке. Данная закономерность прослеживается во всех возрастных группах.

Нами анализировалась взаимосвязь показателей длины гребка на различных участках дистанции у пловцов разного возраста. С возрастом значимость коэффициентов корреляции повышается. Наиболее выражена взаимосвязь между показателями длины гребка на смежных участках дистанции. Показатели длины гребков на первом и четвертом 25-метровом отрезках дистанции в основном не коррелируют, только у 16-17-летних пловцов выявлена достоверная взаимосвязь (г=0,566).

Взаимосвязь показателей темпа гребков на различных участках дистанции более выражена: восемь значений коррелируют при однопроцентном уровне значимости. С возрастом взаимосвязь этих показателей темпа усиливается. Наибольшая взаимосвязь выявлена на смежных участках дистанции. Темп гребков на первом и четвертом отрезках дистанции коррелирует только у 16-17-летних пловцов (г=0,565).

В целом динамика взаимосвязи показателей длины гребка и темпа на различных участках дистанции во многом совпадает (см. таблицу). У 10-11-летних мальчиков на первом отрезке скорость плавания определяется в основном темпом гребков (г=0,637), на втором и третьем отрезках прослеживается паритет значимости длины (г=0,558) и темпа (г=0,540), на четвертом отрезке наиболее важными следует считать показатели длины гребков (г=0,638).

У 12-13-летних пловцов выявлены особенности значимости параметров гребка: на первом и третьем отрезках -паритет показателей, на втором - доминирование темпа, на четвертом - длины гребка. У 14-15-летних пловцов на всех участках дистанции выявлено достоверное влияние темпа и длины гребков на скорость плавания, только на первом и третьем отрезках - доминирование темпа, на втором и четвертом отрезках - длины гребка, а у 16-17-летних пловцов на втором и четвертом отрезках - приоритет длины гребков, а на первом - темпа.

В основном выявлена волнообразность значимости факторов длины и темпа гребков в скорость плавания на различных участках 100-метровой дистанции кролем на груди. Данная закономерность выявлена во всех возрастных группах.

Вывод. Первый 25-метровый отрезок на дистанции 100 м кролем на груди юные пловцы преодолевают наиболее быстро. Во всех возрастных группах по мере приближения к финишу темп снижается, особенно на заключительном отрезке. У 10-13-летних пловцов длина гребка постепенно увеличивается, а на финишном отрезке существенно уменьшается, а у 14-17-летних пловцов данный показатель изменяется волнообразно. У юных пловцов вклады факторов длины и темпа гребков в скорость плавания на различных участках дистанции постоянно меняются.

№8 • 2021 Август | August

http://www.teoriya.ru

детско-юношеский спорт

Взаимосвязь скорости плавания с длиной и темпом гребка на различных участках дистанции у юных спортсменов

Параметры Участки дистанции, м

гребка 0-25 25-50 50-75 75-100

10-11 лет

Темп гребков 637 547 540 478

Длина гребков 530 558 572 638

12-13 лет

Темп гребков 610 668 570 430

Длина гребков 575 438 565 637

14-15 лет

Темп гребков 672 570 638 520

Длина гребков 571 625 530 614

16-17 лет

Темп гребков 638 535 625 564

Длина гребков 598 646 610 639

Примечание. Показаны уровни достоверности взаимосвязи: р<0,01, р<0,05.

Литература

1. Мироненко Е.Н. Повышение эффективности гребковых движений в спортивных способах плавания на основе дифференцированного применения упражнений скоростной и координационной

направленности на этапе базовой подготовки: автореф. ... канд.

пед. наук / Е.Н. Мироненко. - Омск, 2003. - 24 с.

Платонов В.Н. Спортивное плавание: путь к успеху. / В.Н. Платонов.

- Киев: Олимпийская литература, 2012. - Т. 1. - 480 с.; Т.2. - 544 с. Погребной А.И. Сравнительный анализ кинематики гребка у пловцов высокой квалификации / А.И. Погребной, А.В. Аришин // Вестник АГУ. - 2016. - № 2 (178). - С. 103-107.

Яценко В. Л. Методика совершенствования техники плавания юных пловцов путем направленного воздействия на кинематическую структуру гребка: автореф. ... канд. пед. наук / В.Л. Яценко.

- Краснодар, 2002. - 34с.

References

Mironenko E.N. Povyshenie effektivnosti grebkovykh dvizheniy v sportivnykh sposobakh plavaniya na osnove differentsirovannogo primeneniya uprazhneniy skorostnoy i koordinatsionnoy napravlen-nosti na etape bazovoy podgotovki [Increasing rowing performance in sports strokes based on differentiated use of speed and coordination exercises at body conditioning stage]. PhD diss.. Omsk, 2003. 24 p. Platonov V.N. Sportivnoe plavanie: put k uspekhu [Competitive swimming: how to succeed]. V. 2. Мoscow: Sovetskiy sport publ.. 2012. 544 p. Pogrebnoy A.I., Arishin A.V. Sravnitelny analiz kinematiki grebka u plovtsov vysokoy kvalifikatsii [Comparative analysis of stroke kinematics in elite swimmers]. Vestnik AGU. 2016. No. 2 (178). pp. 103-107. Yatsenko V.L. Metodika sovershenstvovaniya tekhniki plavaniya yun-ykh plovtsov putem napravlennogo vozdeystviya na kinematicheskuyu strukturu grebka [Swimming technique building methods for junior swimmers by means of directed influence on stroke kinematic structure]. PhD diss.. Krasnodar, 2002. 34 p.

из ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ u

£ г. CL

ч—

О OJ и

G CL ' -о с

ra

^

О (U .с I—

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО КОМПОНЕНТА СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Бурцев1 Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Бурцева1 Кандидат педагогических наук, доцент В.Ю. Игошин2 поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань

2Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары

УДМ^С 796.332.6+378.037.1

Ключевые слова: спортивная культура студентов, креативный компонент, физкультурно-спортивная деятельность, учебно-познавательная деятельность.

Введение. Одним из ключевых условий повышения эффективности физкультурно-спортивной и учебно-познавательной деятельности студентов является создание творческой образовательной среды, способствующей раскрытию креативного потенциала личности [1].

Цель исследования - экспериментально обосновать эффективность методики развития креативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции физкультур-но-спортивной и учебно-познавательной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методика и организация исследования. Разработанная комплексная методика развития креативного компонента спортивной культуры студентов (ККСКС) содержит пять блоков проблемных заданий, направленных на творческий поиск и продуцирование инновационных решений с целью их практической реализации. В зависимости от степени сложности решения креативных задач мы установили три уровня развития ККСКС: низкий (репродуктивный), средний (оптимизации), высокий (творческий). Для определения уровня развития креативных способностей была разработана комплексная методика психодиагностики уровня развития показателей дивергентного мышления: элективный поиск и вскрытие проблемных ситуаций, моделирование ситуативных факторов, построение алгоритма действий, создание

DEVELOPMENT OF CREATiVE COMPONENT OF STUDENTS' SPORTS CULTURE WHEN iNTEGRATiNG PHYSiCAL EDUCATiON AND SPORTS AND EDUCATiONAL-COGNiTiVE ACTiViTIES

PhD, Associate Professor V.A. Burtsev1 PhD, Associate Professor E.V. Burtseva1 PhD, Associate Professor V.Y. Igoshin2 Volga Region State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan ^Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary

Поступила в редакцию 25.06.2021 г.

воображаемых образов, проектирование инновационных конструктов, креативный мозговой штурм, инсайт.

Результаты исследования и их обсуждение. В конце эксперимента в КГ развитие ККСКС осталось на прежнем уровне, что объясняется недостаточным вниманием к проблематике развития творческого потенциала в образовательном процессе. Вместе с тем в ЭГ по всем диагностируемым показателям дивергентного мышления был отмечен высокий уровень развития креативных способностей, что позволило в полной мере раскрыть творческий потенциал студентов, направленный на эффективное решение практических задач в условиях интеграции образовательного процесса и соревновательной деятельности.

Вывод. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют об эффективности применения методики развития креативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции физкультурно-спортивной и учебно-познавательной деятельности.

Литература

1. Бурцев В.А. Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности [Электронный ресурс] / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, С.В. Сады-кова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=25395 (дата обращения: 29.06.2021).

Информация для связи с автором: volder1968@mail.ru

74

http://www.teoriya.ru

№8^ 2021 Август | August

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.