Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ПЛАВАНИИ СПОСОБОМ КРОЛЬ НА СПИНЕ НА ДИСТАНЦИЯХ 50 И 100 МЕТРОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ИХ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ, ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ПЛАВАНИИ СПОСОБОМ КРОЛЬ НА СПИНЕ НА ДИСТАНЦИЯХ 50 И 100 МЕТРОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ИХ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ, ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПОРТСМЕНЫ / КРОЛЬ НА СПИНЕ / ДИСТАНЦИИ / ТЕХНИКО - ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ВЗАИМОСВЯЗЬ / МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилипко Ольга Александровна

В статье рассмотрены вопросы, связанные с моделированием структуры соревновательной деятельности и специ- альной подготовленности спортсменов, специализирующихся в плавании способом кроль на спине на дистанциях раз- личной длины. Автором изучены технико - тактические действия квалифицированных пловцов различных дистанцион- ных специализаций. Охарактеризованы их психофизиологические и морфофункциональные особенности. Определены показатели, влияющие на эффективное преодоление дистанций 50 и 100 метров способом кроль на спине. Разработаны модельные характеристики квалифицированных спортсменов, выступающих в плавании на спине на дистанциях 50 и100 метров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пилипко Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING THE STRUCTURE OF COMPETITIVE ACTIVITY AND SPECIAL TRAINING OF QUALIFIED ATHLETES THAT SPECIALIZE IN BACK STROKE SWIMMING AT DISTANCES OF 50 AND 100 METERS ON THE BASIS OF THEIRMORPHO-FUNCTIONAL, TECHNICAL, TACTICAL AND PSYCHO-PHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS

In the article the questions connected with modeling the structure of competitive activity and special training of athletes that specialize in back stroke swimming at distances of varying lengths. The author has studied the technical and tactical actions skilled swimmers remote different specializations. Their physiological and morphological and functional features were characterized. Identified factors influencing effective overcoming distances of 50 and 100 m backstroke. Developed model characteristics of qualified athletes, who competed in the backstroke at 50m and 100m.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ПЛАВАНИИ СПОСОБОМ КРОЛЬ НА СПИНЕ НА ДИСТАНЦИЯХ 50 И 100 МЕТРОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ИХ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ, ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ»

раза жизни воспитанников учреждений дополнительного образования в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности : дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Рихтер Ольга Викторовна. - Ставрополь, 2003. - 221 с.

6. Соловьева Н. И. Здоровьесберегающая система образования в обеспечении формирования культуры здо-

рового образа жизни учащихся : дисс. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Соловьева Наталья Ивановна. - Ставрополь, 2005. - 195 с.

7. Соцюлопчна енциклопедiя [укладач В. Г. Городянен-ко]. - К. : «Академвидав», 2008. - 456 с.

МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ПЛАВАНИИ СПОСОБОМ КРОЛЬ НА СПИНЕ НА ДИСТАНЦИЯХ 50 и 100 МЕТРОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ИХ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ, ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Пилипко Ольга Александровна

Харьковская государственная академия физической культуры кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры водных видов спорта

MODELING THE STRUCTURE OF COMPETITIVE ACTIVITY AND SPECIAL TRAINING OF QUALIFIED ATHLETES THAT SPECIALIZE IN BACK STROKE SWIMMING AT DISTANCES OF 50 AND 100 METERS ON THE BASIS OF THEIR MORPHO-FUNCTIONAL, TECHNICAL, TACTICAL AND PSYCHO-PHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS

Pilipko Olga , Kharkiv state academy of physical culture, candidate of pedagogical sciences, associate professor,, professor of the department of water sports

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены вопросы, связанные с моделированием структуры соревновательной деятельности и специальной подготовленности спортсменов, специализирующихся в плавании способом кроль на спине на дистанциях различной длины. Автором изучены технико - тактические действия квалифицированных пловцов различных дистанционных специализаций. Охарактеризованы их психофизиологические и морфофункциональные особенности. Определены показатели, влияющие на эффективное преодоление дистанций 50 и 100 метров способом кроль на спине. Разработаны модельные характеристики квалифицированных спортсменов, выступающих в плавании на спине на дистанциях 50 и 100 метров.

ABSTRACT

In the article the questions connected with modeling the structure of competitive activity and special training of athletes that specialize in back stroke swimming at distances of varying lengths. The author has studied the technical and tactical actions skilled swimmers remote different specializations. Their physiological and morphological and functional features were characterized. Identified factors influencing effective overcoming distances of 50 and 100 m backstroke. Developed model characteristics of qualified athletes, who competed in the backstroke at 50m and 100m.

Ключевые слова: квалифицированные спортсмены, кроль на спине, дистанции, технико - тактические действия, морфофункциональные особенности, психофизиологические показатели, взаимосвязь, модельные характеристики.

Key words: qualified athletes, backstroke, range, technical and tactical actions, morphofunctional, psychophysiological indexes, correlation, model characteristics.

Постановка проблемы. Современная подготовка пловцов высокого класса основана на результатах изучения различных направлений, среди которых важное место отводится анализу структуры соревновательной деятельности и специальной подготовленности.

Значительное расширение соревновательной программы за счёт проведения коммерческих стартов, увеличение арсенала дистанций, на которых выступают спортсмены, жёсткая конкуренция в борьбе за сотые доли секунды диктуют необходимость поиска новых путей оптимизации системы подготовки пловцов экстра-класса, требуют творческого подхода к решению вопросов индивидуализации их соревновательной деятельности.

Данные научные исследования выполнены в рамках темы Сводного плана НИР в области физической куль-

туры и спорта на 2011-2015 г.г.: «Моделирование технико-тактических действий квалифицированных спортсменов в плавании и скоростно-силовых дисциплинах легкой атлетики».

Анализ последних исследований и публикаций. Одним из перспективных направлений исследования в современном спорте является моделирование соревновательной деятельности на основе изучения целого комплекса мор-фофункциональных, технико-тактических и психофизиологических особенностей спортсмена. Моделирование позволяет раскрыть резервы достижения запланированных показателей соревновательной деятельности, определить основные направления совершенствования подготовленности, установить оптимальные уровни развития различных ее сторон, а также связи и взаимоотношения между

ними [6].

К настоящему времени предпринято немало попыток по созданию моделей исторической и многолетней динамики спортивных результатов [8], модельных характеристик спортсменов различной квалификации и уровней подготовленности [3, 9], моделей тренировочного процесса [10, 12] и других объектов спортивной деятельности. В плавании значительный экспериментальный материал накоплен по определению основных компонентов структуры соревновательной деятельности и специальной подготовленности, выявлению их значимости для достижения высоких результатов при проплыванни дистанций различной длины [2, 5, 11 и т.д.].

Однако, несмотря на значительные успехи в этой области, существует ещё ряд аспектов, изученных не в полной мере.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. В современной научно - методической литературе представлено большое количество работ, посвящённых рассмотрению структур соревновательной деятельности и специальной подготовленности квалифицированных спортсменов - пловцов. Однако комплексное исследование взаимосвязи между основными компонентами этих структур представлено не достаточно [1, 4].

При этом специалисты в основном сосредотачивают своё внимание на способе плавания кроль на груди [7], в то время как нюансы других спортивных способов остаются в меньшей степени охваченными их вниманием.

Комплексное научно - обоснованное решение вопроса о моделировании соревновательной практики, затрагивающее различные способы плавания, позволит открыть новые перспективы в решении проблемы рационализации соревновательной деятельности в современном спортивном плавании.

Цель статьи - моделирование структуры соревновательной деятельности и специальной подготовленности квалифицированных спортсменов, специализирующихся в плавании способом кроль на спине на дистанциях 50 и 100 метров на основе анализа их морфофункциональных, технико-тактических и психофизиологических особенно-

стей.

Задачи исследования:

1. Исследовать технико-тактические действия квалифицированных спортсменов - пловцов во время преодоления ими дистанций 50 и 100 метров способом кроль на спине.

2. Охарактеризовать психофизиологические и морфо-функциональные особенности спортсменов, специализирующихся в плавании способом кроль на спине.

3. Определить наиболее значимые компоненты структуры соревновательной деятельности и специальной подготовленности, влияющие на результат в плавании на дистанции 50 и 100 метров способом кроль на спине.

4. Разработать модельные характеристики квалифицированных спортсменов, специализирующихся в плавании способом кроль на спине на дистанциях 50 и 100 метров, на основе учета их психофизиологических, морфофункци-ональных и технико-тактических особенностей.

Изложение основного материала. Исследования проводились во время чемпионатов и Кубов Украины по плаванию в период с 2013 по 2015 г.г. Обследуемая группа состояла из участников полуфинальных и финальных заплывов на дистанциях 50 и 100 метров способом кроль на спине. Все спортсмены, участвующие в эксперименте, являлись кандидатами и членами сборной команды Украины по плаванию, имели звание МСУ МСМК.

В качестве основных показателей, отображающих особенности технико-тактических действий спортсменов в процессе преодоления ими дистанции 50 метров способом кроль на спине, нами были определены: скорость, темп и «шаг» цикла гребковых движений, которые оценивались на таких участках как: отрезок 0-15 м; участок 15-25м; отрезок 25-35м; участок 35-45м; отрезок 45-50 м.

Полученные в ходе исследований данные представлены в таблице 1.

Исходя из полученных цифровых значений рассматриваемых показателей можно отметить, что спортсмены преодолевают спринтерскую дистанцию 50 метров с выраженной тенденцией снижения скорости от старта к финишу ( рис.1 ).

Таблица 1

Средние значения показателей технико - тактических действий квалифицированных пловцов на дистанции 50 метров

способом кроль на спине

Показатели технико - тактических действий Участки соревновательной дистанции, м

0-15м 15-25м 25-35м 35-45м 45-50м

Скорость плавания, м/с 2,49 1,70 1,73 1,71 1,29

«Шаг» цикла гребковых движений, м 1,9 2,0 2,0 1,6

Темп, цикл/мин 53,9 51,6 50,8 50,2

з,сю 2,50

2,сю

1-:' ---.---

S >rl

1,СЮ

о. о

О, 5 О

О,СЮ

0-15 15-25 25-35 : 4-5 -5 О

Рис. 1. Динамика показателя скорости плавания в процессе преодоления спортсменами дистанции 50 метров способом кроль на спине

Максимальная скорость имеет место на участке «0 - 15 дистанции преодолевается относительно равномерно.

метров», что обусловлено спецификой плавательных действий на этом отрезке дистанции. Самым сложно проходимым участком является отрезок «45-50 метров», где спортсмены заметно теряют скорость. Средняя же часть

Схожую со скоростью динамику изменения при про-плывании спортсменами дистанции 50 метров демонстрирует показатель темпа гребковых движений (рис.2).

Рис.2. Динамика показателя темпа гребковых движений при проплывании дистанции 50 метров способом кроль на спине

Как видно из рисунка 2 наибольшее значение темпа у спортсменов отмечается на отрезке 15-25 метров, наименьшее - на последних (финишных) 5-ти метрах. При этом в процессе преодоления дистанции имеет место планомерное его снижение от старта к финишу.

В свою очередь «шаг» цикла гребковых движений в

первой половине соревновательной дистанции несколько увеличивается (от 1,9 до 2,0 м). Затем максимально удерживается спортсменами на достигнутых величинах. И лишь на последних метрах дистанции снижается до минимальных значений - 1,6 м (рис.3).

Рис.3. Динамика показателя «шага» цикла гребковых движений при проплывании дистанции 50 метров способом кроль на спине

Уменьшение «шага» цикла гребковых движений на финише спортсмены пытаются компенсировать за счет удержания темпа.

На дистанции 100 метров скорость, темп и «шаг» цикла гребковых движений оценивались на стартовом, пово-

ротном, финишном, отрезках, участках дистанционного плавания.

Полученные цифровые значения исследуемых показателей представлены в таблице 2.

Таблица 2

Средние значения показателей технико - тактических действий квалифицированных пловцов на дистанции 100 метров способом кроль на спине

Показатели технико - тактических действий Участки соревновательной дистанции, м

0-15м 15-25м 25-35м 35-45м 45-50м 50-65м 65-75м 75-85м 85-95м 95-100м

Скорость плавания, м/с 6,4 5,8 6,0 5,6 4,5 8,4 5,9 6,2 5,4 4,6

«Шаг» цикла гребковых движений, м 2,1 2,1 2,2 2,5 2,1 1,9 2,1 1,9

Темп, цикл/мин 49,4 48,6 50,3 28,2 49,2 50,8 56,8 35,3

Из таблицы 2 видно, что спортсмены преодолевают участки дистанционного плавания относительно равномерно, незначительно повышая скорость на отрезках 25-35 м и 75-85 метров. Выраженное снижение скорости происходит перед поворотом (отрезок 45-50 м) и на финишных 95 - 100 метрах, что обьясняется техническими особенностями преодоления данных участков дистанции.

Говоря о темпе гребковых движений, необходимо от-

метить, что спортсмены проплывают соревновательные 100 метров способом кроль на спине с увеличением частоты гребков по ходу дистанции, резко снижая темп при подплывании к поворотному щиту и на финишной прямой (рис. 4).

Несколько иная тенденция имеет место у такого параметра как «шаг» цикла гребковых движений (рис. 5).

Рис. 4. Динамика показателя темпа гребковых движений при проплывании дистанции 100 метров способом кроль на спине

2,6 шаг м 2,4 2,2 2,0

| ■

1,6 1,4 1,2 1,0

0-15 15-25 25-35 35-45 45-50 50-65 65-75 75-85 85-95 95-100

Рис. 5. Динамика показателя «шага» цикла гребковых движений при проплывании дистанции 100 метров способом кроль на спине

Первые 50 метров (особенно по мере приближения к поворотному щиту) спортсмены преодолевают с наращиванием длины гребка. Вторая часть дистанции проплывается с меньшим «шагом».

Таким образом, длина соревновательной дистанции накладывает свой отпечаток на характер технико-такти-

ческих действий спортсменов.

Оценка психофизиологических особенностей спортсменов проводилась по следующим показателям: время двигательной реакции на звуковой раздражитель; чувство времени; частота движений за заданный промежуток времени; сила нервной системы; тип темперамента.

Полученные результаты позволили прийти к выводу о том, что квалифицированные спортсмены, специализирующиеся в плавании кролем на спине на дистанциях 50 и 100 метров, обладают чрезмерным чувством тревожности, быстрой и средней реакцией на звуковой раздражитель, сильной и средней устойчивостью нервной системы. Представители данной специализации преимущественно относятся к двум типам темперамента: сангвиник и меланхолик.

Учитывая тот факт, что особенности телосложения спортсменов подчиняются в большей степени требованиям специализации и обусловлены биомеханическим стереотипом, энергетическими особенностями вида деятельности, в нашем исследовании оценка морфофункци-ональных показателей проводилась по 24 параметрам, охватывающим продольные, поперечные размеры тела, показатели функционирования дыхательной и сердечно -сосудистой систем.

Полученные экспериментальные данные позволили сделать вывод о том, что пловцы - спинисты отличаются большой длиной тела, длиной ног, довольно широкими плечами, они имеют длинные руки, что целесообразно для более активных гребковых движений. Данный факт подтверждает сведения, имеющиеся в литературных источниках [2, 3 и др.].

Проведенный комплексный анализ психофизиологи-

Анализ корреляционной взаимосвязи спортивного результата на дистанции 100 метров и показателей, отображающих уровень морфофункционального развития, технико-тактических действий и психофизиологических особенностей спортсменов, позволил определить основные параметры, которые влияют на успешное её проплы-вание. К ним относятся: время преодоления отрезка 15-25 метров (К= 0,56); темп и «шаг» цикла гребковых движений на участке 35-45 и 65-75 метров (Я равен -0,63, 0,65, -0,68 и 0,67 соответственно); темп на отрезке 85-95 метров, время его преодоления (Я равен -0,55 и 0,58 соответственно);

ческих, морфофункциональных и технико-тактических особенностей спортсменов, специализирующихся в плавании способом кроль на спине на дистанции 50 метров, позволил определить ряд показателей, которые наиболее влияют на конечный спортивный результат.

Так из рассматриваемых параметров технико-тактического мастерства на результат проплывания дистанции 50 метров способом кроль на спине наиболее влияет скорость преодоления участка 25-35 метров (Я находится на уровне значений -0,9). Несколько меньшая взаимосвязь имеет место с показателем скорости проплывания первых 15 метров дистанции (Я равен -0,83). Средняя степень корреляционной взаимосвязи со спортивным результатом зафиксирована у таких параметров как: скорость на отрезке 35 - 45 метров и темп гребковых движений на финишных 5-ти метрах (коэффициент корреляции равен 0,58 и 0,52 соответственно).

Среди морфофункциональных и психофизиологических показателей в качестве наиболее важных были выявлены: длина туловища (Я = -0,68), длина плеча (Я = -0,50), длина стопы (Я = -0,58), экскурсия грудной клетки (К= -0,83), реакция на звуковой раздражитель (Я =0,73).

Полученный цифровой материал позволил сформировать профиль квалифицированных спортсменов, специализирующихся в плавании способом кроль на спине на дистанции 50 метров (табл. 3).

темп на участке 95-100 метров (коэффициент корреляции равен -0,67). Значимую степень корреляционной взаимосвязи с результатом на дистанции 100 метров способом кроль на спине демонстрируют также: рост (К= -0,66); длина туловища (К= -0,68); длина голени (К= -0,70); длина стопы (К= -0,78); ширина плеч (К= -0,67); обхват грудной клетки в покое и на вдохе (Я раве -0,57 и -0,77 соответственно); экскурсия грудной клетки (К= -0,79); обхват голени (Я= -0,54).

Модельные значения данных параметров отражены в таблице 4.

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модельные характеристики квалифицированных спортсменов, специализирующихся в плавании на дистанции 50

метров способом кроль на спине

Скорость преодоления участка 2535 метров, м/с Скорость преодоления отрезка 0-15 метров, м/с Темп гребковых движений на участке 45 - 50 метров, цикл/мин Скорость преодоления отрезка 35 - 45 метров, м/с Длина туловища, см Длина плеча, см Длина стопы, см Экскурсия грудной клетки, см Реакция на звуковой раздражитель, мс

1,73 2,49 50,2 1,71 65 38,7 28 10 20,7

Таблица 4

Модельные характеристики квалифицированных спортсменов, специализирующихся в плавании на дистанции 100

метров способом кроль на спине

Время преодоления отрезка 1525 метров, с Темп гребковых движений на участке 35-45, цикл/ мин «Шаг» цикла гребковых движений на участке 35-45, м Темп гребковых движений на участке 65-75, цикл/ мин «Шаг» цикла гребковых движений на участке 65-75, м Темп на отрезке 8595 метров, цикл/мин Время преодоления отрезка 85-95 метров, с Темп на отрезке 95100 метров, цикл/мин

5,62 50,3 2,2 49,2 2,1 56,8 5,46 35,3

Продолжение табл. 4

Рост, см Длина туловища, см Длина голени, см Длина стопы, см Ширина плеч, см Обхват грудной клетки в покое, см Обхват грудной клетки на вдохе, см Экскурсия грудной клетки, см Обхват голени, см

188 64,4 46,8 28,1 45,3 105 109,3 8 38,1

Проведение комплексного анализа позволяет очертить наиболее приоритетные показатели в зависимости от дистанционной специализации спортсмена, что даёт возможность вносить коррективы в процесс его дальнейшей подготовки.

Выводы:

1. Одним из перспективных направлений исследований в современном спортивном плавании является моделирование структуры соревновательной деятельности и специальной подготовленности на основе комплексного изучения морфофункциональных, технико-тактических и психофизиологических особенностей спортсмена.

2. Технико - тактические действия квалифицированных спортсменов в способе плавания кроль на спине имеют свои особенности в зависимости от длины соревновательной дистанции.

3. Спортсменам, специализирующимся на дистанциях 50 и 100 метров в способе кроль на спине, присущ сильный тип нервной системы. Представители данной специализации преимущественно относятся к типам темперамента: сангвиник и меланхолик.

4. Пловцы - спинисты отличаются большими продольными размерами, хорошо развитой мускулатурой плечевого пояса и рук, «легкими ногами», равномерным уменьшением поперечных размеров сверху вниз.

5. Конечный результат на дистанции 50 метров способом кроль на спине зависит в большей степени от эффективности действий спортсменов во время проплы-вания первой её половины, для достижения высокого результата на дистанции 100 метров более значима вторая половина дистанции.

6. Значимость различных компонентов структуры соревновательной деятельности и специальной подготовленности меняется в зависимости от длины стартовой дистанции.

Перспектива дальнейших научных исследований заключается в моделировании соревновательной деятельности и специальной подготовленности высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в плавании

способами кроль на груди, брас и баттерфляй на дистанциях различной длины.

Список литературы:

1. Бородай А. В. Индивидуализация подготовки высококвалифицированных пловцов - спринтеров на основе изучения структуры соревновательной деятельности и функциональной подготовленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Бородай. - Киев, 1990. - 24 с.

2. Булгакова Н. Ж. Проблема отбора в процессе многолетней подготовки (на материале плавания): автореф. дис. ... д-ра пед. наук /

Н. Ж. Булгакова. - М., 1997. - 65 с.

3. Булгакова Н.Ж. Траектория развития морфо-функциональных показателей как критерии идентификации таланта в спортивном плавании / Н.Ж. Булгакова,

A.А. Кашкин, О.И. Попов, В.В. Смирнов, В.Р. Соломатин, И.В. Чеботарева / Плавание. Исследования, тренировка, гидрореабилитация. - Санкт-Петербург: Издательство ООИ «Плавин», 2003. - С. 153 - 161.

4. Комоцкий В. М. Взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и подготовленности высококвалифицированных пловцов-спринтеров: автореф. дис. . канд. пед. наук / В. М. Комоцкий. - Киев,

1986. - 24 с.

5. Парфенов В. А. Компоненты соревновательной деятельности пловцов высокого класса: [пособие для тренеров и спортсменов] / В. А. Парфенов, Л. В. Парфенова, А.

B. Парфенов [и др.]. — К., 1990. — 176 с.

6. Пилипко О.А. Моделирование выбора спортивной специализации пловцов на основе анализа структуры соревновательной деятельности и специальной подготовленности спортсменов // Методические рекомендации для студентов высших учебных заведений физического воспитания и спорта (магистратура) / О.А. Пилипко, Е.В. По-литько. - Харьков: ХГАФК, 2011. - 48 с.

7. Пилипко О. А. Моделирование профиля высококвалифицированных спортсменок, специализирующихся в плавании способом кроль на груди / О.А. Пилипко // Науковий журнал «Science Rise" № 3/1 (3) 2014. - Харьков,

2014. - С.78 - 86.

8. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 584с.

9. Платонов В.Н. Плавание / [под ред. В. Н. Платонова]. — К.: Олимпийская литература, 2000. — 496 с.

10. Спортивное плавание: путь к успеху: в 2 кн. / под общ. ред. В. Н. Платонова. - К.: Олимпийская литература,

2012. - Кн. 1.- 480 с., Кн. 2.- 544 с.

11. Структура соревнова-тельной деятельности пловца / В. А. Парфенов, А. В. Парфенов, Л. В. Парфенова, В. А. Щербина // Основа тренировочного процесса : [учеб. пособие.] — К., 1992. — 132 с.

12. Шустин Б. Н. Современная система спортивной подготовки / Б. Н. Шустин. - М: СААМ, 1995. - С. 50-73.

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ «ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ»

Сергеев Геннадий Геннадьевич,

Химкинский техникум межотраслевого взаимодействия, директор, кандидат педагогических наук

Ключевые слова: мотив, мотивация, профессиональная компетентность, интерес, задача, желание, намерение, активность, активизация

При анализе научных первоисточников по педагогике и психологии выявлено, что к освоению социальных и бытовых навыков, как и различных учебных предметов, большинство детей относится безразлично, и это не является для них самоцелью. Они воспринимаются ими через личность человека передающего информацию и трудовые приёмы, а так же свой личный успех в освоении нового навыка или изучаемой дисциплины. Проведённые исследования показали, что в настоящее время около 80% поступающих в профессиональные образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования, к сожалению, не изучали в школе черчение, плохо знают геометрию, а в детские годы имели слабую практику по развитию моторики [1].

Техническое черчение одна из немногих учебных дисциплин, которая составляет основу профессионального образования, формирующего базовые знания, необходимые для изучения специальных дисциплин и приобретения умений по техническим профессиям и специальностям.

С точки зрения психологии личностно-мотивацион-ный аспект при изучении студентом учебной дисциплины «Техническое черчение» играет значительную роль, выступая одним из ключевых факторов направленных на строгое и точное освоение ими стандартов по ЕСКД ( Единая система конструкторской документации ) и эффективную исследовательскую деятельности.

Каждый опытный педагог знает, что самым сложным является подготовка и проведение учебной дисциплины в реальном учебном процесс, спланировать и запустить механизм - мотивов, вызывающих активность и определяющий направление, содержание и поведение студента в его учебно - познавательной деятельности. Установление границ мотива и рассмотрение стадий его формирования позволяют обозначить те психологические компоненты, которые могут входить в структуру мотива. Она формируется на основе исторических условий, социального опыта, ранее усвоенных знаний и приобретённых навыков в учебной деятельности, эстетического развития, имеющих важное для студента значение в жизни или профессиональной деятельности. В ходе исследования установлено,

что для сильных студентов характерна внутренняя мотивация - освоение профессии на высоком уровне и ориентация на получение прочных ЗУН (аббревиатура, образованная из первых букв педагогических понятий «знание», «умение», «навыки»), а для слабых студентов - внешняя мотивация - возможность избежать осуждения и наказания за плохую учёбу.

В связи с тем что, каждому мотиву, который обладает количественными и качественными характеристиками соответствует определенная потребность, то для её удовлетворения преподаватель обязан найти для каждого студента конкретный предмет деятельности.

Одна из важнейших особенностей человека заключается в том, что любая его деятельность является полимотивированной, т. е. в её основе лежит не один какой-то мотив, а определенное множество, совокупность мотивов, находящихся в определенном соотношении друг с другом. Для обозначения влияния всех мотивов на действия человека используют понятие мотивация. В связи с этим можно сказать, что мотив является основной единицей анализа мотивации[7].

Мотивация - это система внешних условий, запускающих внутреннюю энергию и активность личности на достижение высокого результата в её деятельности. Мотивация - это награда, ради которой студент готов не только реализовывать свой деятельностный подход в рамках своих функциональных обязанностей, но и решать новые дополнительные задачи. Мотивированный студент, как правило испытывает истинное удовольствие от своей деятельности в учебном процессе, у студента образно говоря «горят глаза», он каждый день с нетерпением ждёт наступление нового учебного дня и на учёбу идёт «как на праздник», а профессиональная образовательная организация становится для него «вторым домом». Как показывает практика такой студент много и эффективно трудиться, получает высокие результаты в обучении, проявляет стремление, вдохновение в учёбе и самообразовании, активно реализует себя в учебной исследовательской деятельности [5].

Способы, определяющие целенаправленное и разумное воздействие на студента через понимание мотивов его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.