style wrestlers", Theory and Practice of Physical Culture, No. 5, pp. 19.
2. Martirosov, E.G., Semenov, M.M., Martirosova, K.E., Romanova, T.F. and Baluchi, R. (2013), "Morphological characteristics of female freestyle wrestlers", Moscow University Anthropology Bulletin, No. 2, pp. 63-85.
3. Turmanidze, V.G., Fomenko, A.A., Turmanidze, A.V., Sinelnikova, T.V. and Gorskaya, I.Yu. (2020), "Assessment of psychophysiological status for Greco-Roman style wrestlers of different weight categories", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 183, No. 5, pp. 443-447.
4. Tarakanov, B.I., Apoyko, R.N., Petrov, S.I. and Vorobyova, N.V. (2020), "Improving the system of monitoring and evaluating sports and technical indicators of highly qualified women wrestlers", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 3-5.
5. Fomenko, A.A., Gorskaya, I.Yu. and Talamova, I.G. (2017), "Morphofunctional status of qualified Greco-Roman wrestlers of different weight categories", Physiotherapy and sports medicine, Vol. 139, No. 1, pp. 26-34.
6. Krikukha, Yu.Yu., Kuznetsova, I.A. and Fomenko A.A. (2016), "Functional readiness of Greco-Roman wrestlers of various qualifications", Modern problems of science and education, No. 6, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25814 (date accessed: 01.02.2022).
7. Sergievich E.A. and Fomenko A.A. (2014), "Comprehensive use of physical means of recovery in the shock microcycle of the special-preparatory stage by Greco-Roman wrestlers of the highest ranks", Actual problems of training highly qualified wrestlers, materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Omsk, pp. 179-185.
Контактная информация: fom7@mail.ru
Статья поступила в редакцию 18.04.2022
УДК 796.015.527.6
МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ КОР-ТРЕНИРОВКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ СТУДЕНТОВ
Михаил Александрович Холод, старший преподаватель, Белорусский национальный технический университет, Минск, Республика Беларусь
Аннотация
Разработана методика применения кор-тренировки для повышения уровня силовой выносливости студентов, отличительные особенности которой заключаются в оценке морфофункцио-нальных характеристик мышц кора и выявлении отклонений в их состоянии на основе установленных критериев и обоснованных оценочных шкал с последующим использованием средств, направленных на устранение двигательных компенсаций, разбалансированности в архитектонике мышц-стабилизаторов пояснично-тазобедренного комплекса, и воздействием стимулирующих физических нагрузок на отстающие и/или имеющие низкий уровень развития различные сегменты мышц кора. Эффективность разработанной методики доказана статистически достоверным улучшением показателей функционально-морфологических свойств мышц-стабилизаторов таза, бедра и позвоночного столба студентов экспериментальных групп.
Ключевые слова: мышцы кора; пояснично-тазобедренный комплекс; мышцы-стабилизаторы, методика; силовая выносливость; студенты.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p469-475
METHODOLOGY OF USING CORE TRAINING TO INCREASE THE LEVEL OF STRENGTH ENDURANCE OF STUDENTS Mikhail Aleksandrovich Kholad, the senior teacher, Belarusian National Technical University,
Minsk, Republic of Belarus
Abstract
The method of using the core training to increase the level of strength endurance of students has been developed, the distinctive features of which are to assess the morphofunctional characteristics of the
core muscles and to identify deviations in their condition based on established criteria and reasonable evaluation scales, followed by the use of means aimed at eliminating motor compensations, imbalance in the architectonics of the stabilizer muscles of the lumbo-pelvic-hip complex, and the effect of stimulating physical exertion on lagging and/or having a low level of development of various segments of the cortex muscles. The effectiveness of the developed technique has been proven by statistically significant improvement in the indicators of functional and morphological properties of the pelvic, hip and spinal column stabilizer muscles of students of experimental groups.
Keywords: core muscles, lumbo-pelvic-hip complex, stabilizer muscles, methodology, strength endurance, students.
ВВЕДЕНИЕ
Сокращение в учебных планах первой ступени получения высшего образования количества обязательных часов по дисциплине «Физическая культура», а также снижение к четвертому курсу у студентов уровня статической силовой выносливости и стабилизационных свойств мышц кора, совместно с отсутствием средств, целенаправленно воздействующих на пояснично-тазобедренный комплекс в процессе физического воспитания, актуализирует целесообразность разработки методики применения кор-тренировки, направленной на повышение уровня силовой выносливости [1, 2]. Это обусловлено тем, что ее отличительной особенностью выступает повышение состояния функционально-морфологических характеристик мышц-стабилизаторов таза, бедра и позвоночного столба и их устойчивости к воздействию физических нагрузок, путем использования определенных средств физического воспитания. Помимо этого, значимость кор-тренировки заключается в улучшении функциональной предрасположенности к физической активности, а не в развитии мышечной гипертрофии [3-5].
Таким образом, целью исследования явилось экспериментальное обоснование эффективности методики применения кор-тренировки для повышения уровня силовой выносливости студентов.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Достижение поставленной цели осуществлялось посредством применения следующих методов: анализ и обобщение научно-методической литературы; скрининг основных двигательных паттернов; контрольно-педагогические испытания; педагогический эксперимент; методы математико-статистического анализа данных.
Настоящее исследование проводилось с ноября 2021 г. по апрель 2022 г. в рамках второго этапа формирующего педагогического эксперимента (32 занятия: два занятия в неделю, где продолжительность каждого составляла два академических часа). Апробация разработанной методики осуществлялась в контексте учебной программы дисциплины «Физическая культура» для специальностей Белорусского национального технического университета, а именно при изучении раздела «Атлетическая гимнастика». Для этого из числа студентов отнесенных к основному и подготовительному учебным отделениям были сформированы две контрольные (КГ1 - 40 юношей средним возрастом 18,4±0,3; КГ2 -40 девушек средним возрастом 18,3±0,3) и две экспериментальные группы (ЭГ1 - 40 юношей средним возрастом 18,4±0,3; ЭГ2 - 40 девушек средним возрастом 18,3±0,2).
Содержание занятий в контрольных группах соответствовало учебной программе и предполагало решение задач по формированию правильной техники выполнения силовых упражнений. На использование типичных для атлетической гимнастики средств, специфика которых заключается в целенаправленном воздействии на скелетную мускулатуру мышечного корсета отводилось 20-25 минут основной части занятия.
В экспериментальных группах разработанная методика применялась в аналогичных временных параметрах и ее отличительные особенности заключались в постановке определенных педагогических задач:
1. Коррекция техники выполнения основных двигательных паттернов (сгибание и разгибание рук в упоре лежа, приседание с руками над головой).
2. Повышение уровня статической силовой выносливости мышц кора.
3. Достижение гармоничности архитектоники физических и физиологических свойств мышц кора.
Сформулированные задачи необходимо решать в строго установленной последовательности, что существенно влияет на получаемый результат (качество и степень сформированное™ позитивного системного структурного следа). Решение обозначенных задач в виде структурированных этапов осуществлялось путем применения ряда определенных методических подходов, в соответствии с выявленными исходными показателями свойств мышц кора в процессе предварительного тестирования их состояния [6]. Так, методический подход при реализации действий, направленных на коррекцию техники выполнения основных двигательных паттернов, заключался в первостепенном определении правильности их реализации посредством сопоставления с техническим шаблоном и последующим применением четырех блоков корригирующих упражнений (ингибирование ^ удлинение ^ активация ^ интеграция). Методический подход для достижения гармоничности архитектоники физических и физиологических свойств мышц кора заключался в реализации действий по исправлению разбалансированности силовых способностей между его сегментами, установление которых осуществлялось на основании сопоставления зафиксированных результатов статической силовой выносливости мышц-стабилизаторов с установленными нормами для коэффициентов гармоничности и последующим корригированием и/или повышением их состояния. Специфика методического подхода, направленного на повышение уровня силовой выносливости мышц кора, заключалась в первостепенном выявлении наиболее отстающих сегментов и/или имеющих низкий уровень развития, посредством сопоставления результатов статической силовой выносливости мышц-стабилизаторов с выведенными нами оценочными таблицами для обучающихся и воздействием физических нагрузок стимулирующего характера [7, 8].
Таким образом, разработанная методика применения кор-тренировки для повышения уровня силовой выносливости студентов заключалась в оценке морфофункциональ-ных характеристик мышц кора, выявлении отклонений в их состоянии на основе установленных критериев и обоснованных оценочных шкал с последующим решением педагогических задач в строго установленной последовательности посредством использования определенных методических подходов (устранение двигательных компенсаций ^ исправление разбалансированности в архитектонике мышц-стабилизаторов пояснич-но-тазобедренного комплекса ^ повышение уровня статической силовой выносливости наиболее отстающих и/или имеющих низкий уровень развития сегментов мышц кора) и применением средств, направленных на коррекцию техники двигательных паттернов, улучшение состояния мышц кора по показателям гармоничности и воздействием стимулирующих физических нагрузок для повышения уровня силовой выносливости студентов (таблица 1) [1, 2, 7, 8].
В начале и в конце второго этапа формирующего педагогического эксперимента у испытуемых проводились скрининг основных двигательных паттернов, изучение гармоничности архитектоники физических и физиологических свойств мышц кора, а также определялся уровень силовой выносливости различных сегментов мышц кора и общей физической подготовленности. Эффективность разработанной методики оценивалась путем сравнения результатов указанных показателей между студентами экспериментальных и контрольных групп.
Таблица 1 - Экспериментальная методика применения кор-тренировки для повышения уровня силовой выносливости студентов_
Этап Специфика отклонения Характеристика средств Параметры нагрузки
I этап - коррекция техники выполнения двигательных паттернов (устранение компенсаторных движений) Компенсаторные движения при выполнении двигательного паттерна сгибание и разгибание рук в упоре: - чрезмерный прогиб поясницы; - округление нижней части спины. Последовательное выполнение блоков корригирующих упражнений: I. Снижение чрезмерного тонуса мышц (ингибирование). II. Повышение растяжимости более активных мышц (удлинение). III. Повышение тонуса недостаточно активных мышц (активация). IV. Согласование вовлекаемых в работу мышц кора, интегрированных в двигательном паттерне (интеграция). I. Ингибирование - 1 подход по 30-50 с (динам. режим). II. Удлинение - 1-2 подхода по 30-40 с (стат. режим). III. Активация - 1-3 подхода по 8-12 повторений (динам. режим) или 1-2 подхода по 4-6 повторений (при акценте на кинестезию). IV. Интеграция - 2-3 подхода по 10-12 повторений (динам. режим).
Компенсаторные движения при выполнении двигательного паттерна приседание с руками над головой: - чрезмерный наклон корпуса вперед; - чрезмерный прогиб поясницы; - округление нижней части спины - асимметричное расположение таза.
II этап - улучшение состояния мышц кора по показателям гармоничности Дисбалансированность между сегментами мышц кора: - соотношение латеральных сторон туловища (К>0,95); - соотношение сгибателей туловища к разгибателям (К<1,0); - соотношение латеральных сторон к разгибателям туловища (К<0,75). Последовательное выполнение (определенных по направленности) блоков физических упражнений: I. Повышение растяжимости более активных мышц. II. Задействование менее активных мышц. III. Повышение силовой выносливости менее активных мышц I. 1 подход по 30-40 с (стат. режим). II. 4-6 подходов по 10 с (акцент на кинестезию). III. 2-3 подхода по 2060 с (стат. режим); или 2-3 подхода по 15-20 повторени (динам. режим).
III этап - повышение силовой выносливости мышц кора Отстающие и/или имеющие низкий уровень развития статической силовой выносливости сегменты мышц кора Статические и динамические упражнения, направленные на повышение силовой выносливости определенных сегментов мышц кора, выполняемые на стабильных и нестабильных поверхностях 3-4 подхода по 20-60 с (стат. режим) или 3-4 подхода по 12-20 повторений (динам. режим)
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
По результатам скрининга техники выполнения двигательных паттернов у студентов контрольных групп количество компенсаторных движений по окончанию эксперимента не изменилось, в то время как у всех испытуемых экспериментальных групп зафиксированы устранения двигательных компенсаций (таблица 2).
Таблица 2 - Динамика количества двигательных компенсаций в мышцах кора у испытуемых в течение второго этапа формирующего эксперимента_
Основные паттерны движения Типы компенсаторных движений Количество человек с отклонениями
До эксперимента После эксперимента
КГ1 КГ2 ЭГ1 ЭГ2 КГ1 КГ2 ЭГ1 ЭГ2
Приседание с руками над головой Чрезмерный наклон корпуса вперед 8 6 8 6 8 6 - -
Чрезмерный прогиб поясницы 5 8 5 8 5 8 - -
Округление нижней части спины 12 6 12 6 12 6 - -
Асимметричное расположение таза 8 10 8 10 8 10 - -
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа Чрезмерный прогиб поясницы 3 6 3 6 3 6 - -
Округление нижней части спины 8 11 8 11 8 11 - -
Помимо этого, занятия по экспериментальной методике позволили исправить выявленный дисбаланс в развитии силовых способностей между сегментами мышц кора, присутствовавший у студентов экспериментальных групп, в то время как в контрольных группах была установлена не существенная положительная динамика показателей гармоничности архитектоники физических и физиологических свойств пояснично-
тазобедренного комплекса (таблица 3).
Таблица 3 - Количество дисбалансированностей силовых способностей между сегментами мышц кора у испытуемых в течение исследования_
Коэффициенты гармоничности Кол-во испытуемых с дисбалансированностью силовых способностей между сегментами мышц кора
До эксперимента После эксперимента
КГ1 КГ2 ЭГ1 ЭГ2 КГ1 КГ2 ЭГ1 ЭГ2
Соотношение латеральных сторон туловища (К>0,95) 30 38 30 38 28 35 - -
Соотношение сгибателей туловища к разгибателям (К<1,0) 5 4 5 4 4 2 - -
Соотношение латеральных сторон к разгибателям туловища (К<0,75) Правая 7 5 7 5 6 5 - -
Левая 4 7 4 7 4 6 - -
По завершению исследования сравнительный анализ результатов тестирования силовых способностей мышц кора испытуемых во всех исследуемых группах установил статистически значимые изменения (р<0,05) по всем показателям (таблица 4).
Таблица 4 - Динамика результатов показателей статической силовой выносливости мышц кора у испытуемых в течение исследования_
Показатели статической силовой выносливости мышц кора Контингент испытуемых До (Х±о) После (Х±о) Парный двухвыборочный г-тест для средних
г Р гкрит
Левая латеральная планка, с КГ1 72,6±10,2 76,6±9,6 -8,231 5,68Е-10 2,024
КГ2 59,5±10,5 63,1±10,5 -13,508 4,368Е-16
ЭГ1 72,4±10 88,4±7,7 -11,587 4,88Е-14
ЭГ2 59,4±10,3 70,5±8,1 -9,089 4,535Е-11
Правая латеральная планка, с КГ1 80,1±8,3 85,2±9,5 -8,068 9,275Е-10
КГ2 62,9±10,7 67,1±10,7 -15,708 3,311Е-18
ЭГ1 79,8±9 90,6±7,8 -8,950 6,785Е-11
ЭГ2 62,8±10 73,3±8 -10,151 2,246Е-12
Удержание угла 60° сидя, с КГ1 120,1±9,1 128,2±10 -7,953 1,315Е-09
КГ2 99,9±11,3 107,7±11 -22,236 2,194Е-23
ЭГ1 119,7±9,9 138,4±6,3 -12,113 1,283Е-14
ЭГ2 99,7±11,6 115,8±10,8 -22,034 3,03Е-23
Мод. теста Biering-Sorensen, с КГ1 154,9±22,2 164,9±24,1 -10,229 1,814Е-12
КГ2 134,9±18,6 144±19,8 -16,099 1,465Е-18
ЭГ1 154,8±24,7 177,9±13,8 -9,130 4,027Е-11
ЭГ2 134,8±21,1 154,9±20,9 -18,472 1,407Е-20
При этом статистически значимое (р<0,05) превышение результатов экспериментальных групп как у юношей так и у девушек в сравнении с результатами контрольных групп было установлено по следующим показателям: левая латеральная планка - на 11,8 с (15,4 %) у юношей и на 7,4 с (11,7 %) у девушек; правая латеральная планка - на 5,4 с (6,3 %) у юношей и на 6,2 с (9,2 %) у девушек; удержание угла 60° сидя - на 10,2 с (7,9 %) и на 8,1 с (7,5 %) у девушек; мод. теста Ыеп^-Зогешеп - на 13 с (7,8 %) у юношей и на 10,9 с (7,5 %) у девушек, что свидетельствует об эффективности разработанной методики.
Помимо этого, в результатах тестирования показателей общей физической подготовленности испытуемых КГ1 и КГ2 достоверные изменения (р<0,05) были зафиксированы в следующих контрольных физических упражнениях: подтягивание на высокой перекладине результат у юношей улучшился на 0,4 повторения (4,6 %); у девушек в тесте сгибание туловища за 1 мин из положения лежа на спине - на 2,1 повторения (4,8 %) соответственно. У испытуемых ЭГ1 и ЭГ2 положительный прирост величин (р<0,05) был установлен по следующим показателям: в тесте наклон вперед из положения сидя результат у юношей улучшился на 1,7 см (26,6 %) и на 2,7 см (23,3 %) у девушек; прыжок в длину с места - на 4,9 см (2,2 %) у юношей и на 3,2 см (1,9 %) у девушек; подтягивание на высокой перекладине - на 0,7 повторения (8,3 %) у юношей; сгибание туловища за 1 мин из положения лежа на спине - на 3,8 повторения (8,6 %) у девушек. Следует отметить, что зафиксированные результаты общей физической подготовленности девушек
экспериментальной группы достоверно (р<0,05) превышали данные контрольной в тестах наклон вперед из положения сидя и сгибание туловища за 1 мин из положения лежа на спине, разница по которым составила 2,6 см (22,2 %) и 2,1 повторения (4,5 %) соответственно. По результатам анализа аналогичных показателей у юношей, значимое (р<0,05) превышение результатов экспериментальной группы над контрольной было установлено только в тесте наклон вперед из положения сидя, по которому отличие составило 1,7 см (26,6 %).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, разработанная методика применения кор-тренировки для повышения уровня силовой выносливости студентов заключается в оценке морфофункциональ-ных характеристик мышц кора, выявлении отклонений в их состоянии на основе установленных критериев и обоснованных оценочных шкал с последующим решением педагогических задач в строго установленной последовательности посредством использования определенных методических подходов и применением средств, направленных на коррекцию техники двигательных паттернов, улучшение состояния мышц кора по показателям гармоничности и воздействием стимулирующих физических нагрузок для повышения уровня силовой выносливости студентов.
Разработанная методика применения кор-тренировки в физическом воспитании студентов позволяет осуществить:
- устранение компенсаторных движений, зафиксированных при скрининге техники выполнения основных двигательных паттернов;
- исправление несоответствий между результатами статической силовой выносливости пояснично-тазобедренного комплекса и параметрами коэффициентов гармоничности;
- достижение положительной динамики показателей, характеризующих состояние силовой выносливости мышц кора, что подтверждено достоверным (р<0,05) превышением результатов тестирования испытуемых экспериментальных групп (ЭГ1, ЭГ2) в сравнении с контрольными (КГ1, КГ2);
- положительное воздействие на развитие силовой выносливости и гибкости.
Таким образом, применение экспериментальной методики кор-тренировки для повышения уровня силовой выносливости студентов обеспечило достоверное развитие показателей силовых способностей мышц кора обучающихся, что в свою очередь способствовало улучшению устойчивости (резистентность) мышц-стабилизаторов к воздействию физических нагрузок и костно-мышечной системы в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Холод М.А. Динамика показателей силовой выносливости мышц кора студентов технического университета в процессе получения высшего образования / М.А. Холод, Р.Э. Зимницкая // Мир спорта. - 2021. - № 2. - С. 103-107.
2. Холод М.А. Определение состояния функциональной симметрии и динамики стабилизационных свойств мышц кора студентов технического университета в процессе получения высшего образования / М.А. Холод // Прикладная спортивная наука. - 2021. - № 1. - С. 12-19.
3. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения : учебник для тренеро] / В.Н. Платонов. - Кн. 2. - Киев : Олимпийская литература, 2015. - 752 с.
4. Gamble P. An integrated approach to training core stability / P. Gamble. // Strength and Conditioning Journal. - 2007. - № 29-1. - P. 58-68.
5. McGill, S.M. Low back disorders: evidence-based prevention and rehabilitation / S.M. McGill. - 2nd ed. - Champaign, IL : Human Kinetics, 2002. - 328 p.
6. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания: учеб.: в 2 т. / Т.Ю. - Киев : Олимпийская литература, 2003. - Т. 1. - 423 с.
7. Холод М.А. Критерии определения состояния мышц кора, обуславливающие направленность физических нагрузок кор-тренировки со студентами / М. А. Холод // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 12 (202). - С. 393-399.
8. Холод М.А. Требования к отбору физических упражнений кор-тренировки со студентами / М.А. Холод, Р.Э. Зимницкая, С.О. Бурков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 12 (202). - С. 399-404.
REFERENCES
1. Kholad, M.A. and Zimnitskaya, R.E. (2021), "Dynamics of indicators of strength endurance of the core muscles of technical University students in the process of obtaining higher education", The world of sports, Vol. 2, pp. 103-107.
2. Kholad, M.A. (2021), "Determination of the state of functional symmetry and dynamics of stabilization properties of the muscles of the core of technical university students in the process of obtaining higher education", Applied sports science, Vol. 1, pp. 12-19.
3. Platonov, V.N. (2015), The system of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications, 2nd ed., Olympic literature, Kiev.
4. Gamble, P. (2007), "An integrated approach to training core stability", Strength and Conditioning, Vol. 29, No 1, pp. 58-68.
5. McGill, S.M. (2002), Low back disorders: Evidence based prevention and rehabilitation, 2nd ed., Champaign, IL, Human Kinetics.
6. Krutsevich, T.Yu. (2003), Theory and methodology of physical education: studies: in 2 volumes, Vol. 1, Olympic Literature, Kiev.
7. Kholad, M.A. (2021), "Criteria for determining the condition of the core muscles, determining the direction of physical activity of core training with students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 12, pp. 393-399.
8. Kholad, M.A., Zimnitskaya, R.E. and Burkov S.O. (2021), "Requirements for the selection of physical exercises core-training with students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 12, pp. 399-404.
Контактная информация: miharaven37@gmail.com
Статья поступила в редакцию 21.04.2022
УДК 796.011.3
ОБОСНОВАНИЕ ШКАЛ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК МЫШЦ КОРА
Михаил Александрович Холод, старший преподаватель, Белорусский национальный технический университет, Минск, Республика Беларусь
Аннотация
В статье раскрывается целесообразность определения состояния морфофункциональных характеристик мышц кора у студентов, во многом обусловленного влиянием образовательного процесса. Воздействие на костно-мышечную систему обучающихся значительного объема физических нагрузок преимущественно статического характера снижает резистентность и повышает риск возникновения различных нарушений не только в свойствах пояснично-тазобедренного комплекса, но также и в функционировании позвоночного столба. В настоящей статье представлены оценочные шкалы критериев, позволяющих установить общее состояние мышц кора студентов, а также обосновывается необходимость повышения их функционально-морфологических характеристик на занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура».
Ключевые слова: шкалы оценки; студенты; мышцы кора; пояснично-тазобедренный комплекс; мышцы-стабилизаторы.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p475-482
SUBSTANTIATION OF SCALES FOR ASSESSING THE STATE OF MORPHOFUNCTIONAL CHARACTERISTICS OF THE CORE MUSCLES
Mikhail Aleksandrovich Kholad, the senior teacher, Belarusian National Technical University,
Minsk, Republic of Belarus