Научная статья на тему 'Методика преподавания вопросов права в школьном курсе обществознания'

Методика преподавания вопросов права в школьном курсе обществознания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовое воспитание / нормы права / правовой казус / игровые технологии / legal education / rules of law / legal incident / gaming technologies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курмашева Анастасия Ришатовна

В данной статье рассматривается изменение подходов к вопросу преподавания права в российской системе образования. Автор предлагает интегрировать правоведческий материал во все темы курса «Обществознание» в основной и средней школе. Данное нововведение поможет в задаче преодоления фрагментарного мировоззрения, которое складывается у школьников в результате разрозненного преподавания школьных предметов. Школьный курс обществознания должен развивать социально-адаптивные возможности человека, понимание прав и свобод как высшей ценности, тем самым готовить учащихся к выполнению функций активного члена гражданского общества. В статье предлагаются примеры интеграции норм права в обществоведческий курс с учетом включения в предметное содержание правового компонента с 9-го по 11-е классы. В статье анализируется использование игровых методик и работа с правовыми источниками на уроках обществознания. Подробно разбирается применение метода анализа правового казуса на уроках обществознания. Подчеркиваются такие плюсы данной методики, как возможность отображения прямой связи между нормами права и всеми сторонами жизни общества, подготовка обучающихся к выполнению обязанностей гражданина, знакомство с правилами межличностных отношений в многоконфессиональном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of legal issues teaching in a school social studies course

This article discusses changing approaches to the issue of teaching law in the Russian education system. The author proposes to integrate legal material into all topics of the Social Studies course in primary and secondary schools. This innovation will help in the task of overcoming the fragmented worldview that schoolchildren develop as a result of fragmented teaching of school subjects. The school social studies course should develop the socially adaptive capabilities of the individual, respect for human rights and freedoms as the highest value, thereby preparing students to perform the functions of an active member of a civil society. The article offers examples of the integration of legal norms into a social science course, considering the inclusion of a legal component into the subject content from 9th grade to 11th one. The use of gaming techniques and a work with legal sources in social studies lessons is analyzed. The application of the method of analyzing a legal case in social studies lessons is examined in detail. The advantages of this methodology are emphasized, such as the ability to display a direct connection between the rules of law and all aspects of society, preparing students to fulfill the duties of a citizen, and familiarity with the rules of interpersonal relations in a multi-religious society.

Текст научной работы на тему «Методика преподавания вопросов права в школьном курсе обществознания»

УДК

372.83

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Курмашева А. Р. Методика преподавания вопросов права в школьном курсе обществознания // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 1 (21) / апрель. — С. 63-70. — URL: https://koirojoumal.ru/ realises/g2024/05apr2024/kvo105/

Курмашева Анастасия Ришатовна | [email protected]

Методист кафедры общего образования

Калининградский областной институт развития образования Калининград,Россия

Методика преподавания вопросов права в школьном курсе обществознания

Аннотация. В данной статье рассматривается изменение подходов к вопросу преподавания права в российской системе образования. Автор предлагает интегрировать правоведческий материал во все темы курса «Обществознание» в основной и средней школе. Данное нововведение поможет в задаче преодоления фрагментарного мировоззрения, которое складывается у школьников в результате разрозненного преподавания школьных предметов. Школьный курс обществознания должен развивать социально-адаптивные возможности человека, понимание прав и свобод как высшей ценности, тем самым готовить учащихся к выполнению функций активного члена гражданского общества. В статье предлагаются примеры интеграции норм права в обществоведческий курс с учетом включения в предметное содержание правового компонента с 9-го по 11-е классы. В статье анализируется использование игровых методик и работа с правовыми источниками на уроках обществознания. Подробно разбирается применение метода анализа правового казуса на уроках обществознания.

Подчеркиваются такие плюсы данной методики, как возможность отображения прямой связи между нормами права и всеми сторонами жизни общества, подготовка обучающихся к выполнению обязанностей гражданина, знакомство с правилами межличностных отношений в многоконфессиональном обществе.

Ключевые слова: правовое воспитание, нормы права, правовой казус, игровые технологии.

Правовое воспитание — это межпоколенческий трансфер правовой культуры, принципов, опыта и механизмов разрешения споров в обществе. Под правовой культурой понимают специфическую совокупность ее элементов и их расположение, которое обеспечивает целостность структуры и сохранение ее основных функций и свойств. Чем выше уровень правовой культуры, тем качественнее и эффективнее деятельность всех институтов общества. Ведь уровень правовой культуры граждан является показателем зрелости всей правовой системы государства.

УДК

372.83

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Курмашева А. Р. Методика преподавания вопросов права в школьном курсе обществознания // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 1 (21) / апрель. — С. 63-70. — URL: https://koirojoumal.ru/ realises/g2024/05apr2024/kvo105/

Еще в 30-х годах XX века А. С. Макаренко, в своей теории воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, благодаря которому формируются общественные отношения, указывал на важность формирования сознательного отношения детей к праву и дисциплине [3]. Однако вследствие существования в той эпохе политического режима вопрос формирования правового воспитания школьников решался лишь методом преподавания основ Советской Конституции.

Начиная с периода «оттепели» был пересмотрен формат правового воспитания в школе и начали вводиться в учебную программу такие курсы, как «Основы политических знаний», «Основы Советского государства и права» и др.

В последующий период 80-90-х годов в связи с ростом преступности в стране в целом и среди молодежи в частности, правовое воспитание было включено в систему дополнительного образования, за что ходатайствовали правоохранительные органы. Стал популярен формат встреч с работниками правоохранительных структур, просмотр учебных фильмов. На таких занятиях правовые представления тесно связывались с реальными проблемами. Это привело к возрастанию интереса обучающихся к актуальным проблемам общества, но по факту они все еще демонстрировали неглубокие и несистемные знания в вопросах права, были неспособны принимать верные практические решения.

В 2000-х годах задачи построения правового демократического государства были неотделимы от повышения уровня правовой культуры, и школьный курс обществознания должен был развивать социально-адаптивные возможности личности, понимание прав и свобод как высшей ценности, тем самым готовить учащихся к выполнению функций активного члена гражданского общества. Поэтому модуль правового образования занял достойное место в кусе обществознания как основной, так и средней школы.

Современные реалии ставят перед школой задачу преодоления фрагментарного мировоззрения, которое складывается у школьников в результате разрозненного преподавания школьных предметов. Поэтому происходит повсеместное внедрение интегративных процессов в обучение, формируются метапредметные связи. Обществознание как учебная дисциплина является идеальным плацдармом для создания у обучающихся целостного представления о свойствах и закономерностях окружающей действительности. Во многом именно от учителя обществознания зависит степень понимания процессов, происходящих в обществе, уровень правосознания и вопросы профилактики правонарушений среди подростков, а также умение детей отстоять свои гражданские права в случае необходимости.

Сегодня в арсенале педагогов можно обнаружить огромное количество

УДК

372.83

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Курмашева А. Р. Методика преподавания вопросов права в школьном курсе обществознания // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 1 (21) / апрель. — С. 63-70. — URL: https://koirojoumal.ru/ realises/g2024/05apr2024/kvo105/

методов и средств обучения для успешного и эффективного преподавания права на уроках обществознания, имеющих деятельностную направленность. Но данные методы действуют только при соответствии конкретным требованиям (например, соблюдение дидактической последовательности при выполнении упражнений). В такой последовательности сначала используются упражнения на запоминание учебного материала и лишь после этого — на применение этого материала в практических ситуациях. Заключительным этапом в данной последовательности является решение творческих, нестандартных задач, формирующих у обучающихся навыки проблемно-поисковой работы.

Использование имитационно-игрового моделирования дает возможность отразить в образовательном процессе максимально приближенные к реальности ситуации и поставить перед обучающимися вопросы, требующие сиюминутного практического решения. Чаще всего такое моделирование на уроках обществознания осуществляется в форме деловых и ролевых игр, когда воссоздается предметное, правовое и социальное содержание какой-либо деятельности, а также специфическое эмоциональное отношение школьников к ситуации, вероятность столкнуться с которой в реальной жизни достаточно высока.

Использование игровых методик подразумевает организацию и развитие диалогового общения, делает работу школьников увлекательной, позволяя

решать совместно задачи, значимые для каждого. Перед обучающимися ставится цель вжиться в определенный образ, который они будут воплощать в ходе игры. Игра должна вестись по четким, заранее выработанным правилам. Учитель определяет проблему, которую будет иллюстрировать эта игра, ситуацию, действующих лиц и время. После необходимо обсудить все произошедшее за время игры, чтобы определить полученный учащимися познавательный опыт, осознать его ценность.

Абсолютно к любой теме из раздела «Право» в школьном курсе обществознания можно подобрать подходящую ролевую игру (например, «Избирательный процесс», «Я — предприниматель», «Гражданский процесс», «Устройство на работу», «Права и обязанности членов семьи» и т. д.). В Интернете и методических пособиях существует множество вариантов сценариев к ним.

Но, к сожалению, у игровых технологий есть много недостатков, а именно: необходимость большой предварительной подготовки педагога, наличие проблемы объективного оценивания, вопросы регламента, раскрепощенности детей и т. д. Помимо этого, в связи с сокращением учебных часов по правовому направлению данная методика становится менее удобной для учителя.

В соответствии с ФГОС третьего поколения, отдельного предмета «Право» ни в основной, ни в средней школе больше не существует; сохранены лишь модули

УДК

372.83

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Курмашева А. Р. Методика преподавания вопросов права в школьном курсе обществознания // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 1 (21) / апрель. — С. 63-70. — URL: https://koirojoumal.ru/ realises/g2024/05apr2024/kvo105/

в 7-х и 11-х классах. Но перед учителем обществознания все так же стоит задача объяснить основные принципы и нормы права, помочь обучающимся понять важность изучения права в обществе, разъяснить специфические аспекты права, показать межпредметные связи. Необходимо помнить, что методика преподавания должна быть адаптирована к возрасту и уровню подготовки школьников, а также учитывать их интересы и потребности. Поэтому в настоящее время становится актуально преподавать «Право» не как академическую дисциплину, а как связанную со всеми сторонами социальной жизни систему норм, которой должен руководствоваться каждый человек в своей деятельности.

Подобную связь на уроках обществознания можно сформировать, работая с источниками правовой информации. В такой работе желательно исключить простое конспектирование, его следует заменить составлением сложного плана или упорядоченного комплекса базовых правовых понятий по теме в виде тематического тезауруса. Также не стоит пренебрегать составлением аннотации (краткого свернутого изложения содержания прочитанного без потери смысла) и рецензированием, которое заключается в написании краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному.

В связи с планом по реформированию курса обществознания в целом и возможным сокращением часов данного учебного предмета в школе необходим поиск эффективных методик преподавания,

чтобы данное сокращение не отразилось на качестве знаний обучающихся. Одним из самых подходящих методов оптимизации процесса преподавания обществознания и модуля «Право», по нашему мнению, является метод анализа правовых казусов. Он поможет в работе с существующей острой необходимостью отображения прямой связи между нормами права и всеми сторонами жизни общества. Согласно токовому словарю

С. И. Ожегова, казус — это «сложный, запутанный случай» [Цит. по: 2]. Метод учит школьников применять правовые нормы в реальных жизненных ситуациях, анализировать, обобщать, делать выводы. Использование этого метода предполагает задействование всех шести уровней обучения в соответствии с таксономией Б. Блума: запоминания, понимания, применения, анализа, синтеза и оценки [1]. Разбирая правовые казусы, обучающиеся готовятся к выполнению обязанностей гражданина; учатся уважать права, свободы других людей; знакомятся с правилами межличностных отношений в многоконфессиональном обществе. Именно эти качества являются одними из самых важных в числе планируемых результатов в части гражданского воспитания в соответствии с федеральными рабочими программами по обществознанию.

На нескольких примерах рассмотрим применение метода анализа правовых казусов на уроках обществознания по различным неправовым тематикам.

Для работы школьникам выдается пакет документов, содержащий описание

УДК

372.83

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Курмашева А. Р. Методика преподавания вопросов права в школьном курсе обществознания // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 1 (21) / апрель. — С. 63-70. — URL: https://koirojoumal.ru/ realises/g2024/05apr2024/kvo105/

правового казуса, выдержки из нормативно-правовых актов и вопросы для его анализа. Данная работа может проводиться как в групповой, парной, так и в индивидуальной форме. Благодаря методу анализа правовых казусов обучающиеся знакомятся с правовыми нормами и регулирующими их нормативно-правовыми актами, учатся аргументировать свою позицию, оценивать факты и находить практическое решение могущим возникнуть жизненным ситуациям.

Пакет документов для урока обществознания в 10-м классе по теме «Общество и общественные отношения»

I

Правовой казус № 1

Д. Б. Буйнов на почве неприязненных отношений затеял ссору со своей соседкой А. Р. Куриловой, в резкой форме заявил, что она «уродина», «в голове у нее не все в порядке». Также Д. Б. Буйнов написал неприличную надпись над квартирой А. Р. Куриловой, что засвидетельствовали камеры наблюдения в подъезде.

Правовой казус № 2

Д. Б. Буйнов на почве неприязненных отношений к своей соседке А. Р. Куриловой на общем собрании жильцов дома публично заявил о том, что А. Р. Курилова незаконно сдает свою квартиру мигрантам и на нее необходимо пожаловаться налоговой службе, так как она является мошенницей.

Правовой казус № 3

После того, как Д. Б. Буйнов на почве неприязненных отношений к своей соседке А. Р. Куриловой на общем собрании жильцов дома публично заявил о том, что А. Р. Курилова незаконно сдает свою квартиру мигрантам и на нее необходимо пожаловаться налоговой службе, так как она является мошенницей, А. Р. Курилова не стала стесняться и подала на соседа в мировой суд, потребовав компенсировать ей 200 тыс. рублей за моральные страдания. На процесс А. Р. Курилова привела своих подруг. Они рассказали, что у А. Р. Куриловой была истерика, она плакала после клеветы Д. Б. Буйнова. А. Р. Курилова приложила к иску справку о посещении психотерапевта после данной ситуации. Помимо этого, девушка представила суду документы, подтверждающие, что в результате прокурорской проверки клевета со стороны ее соседа была доказана.

II

Проанализируйте правовые казусы, ответьте на вопросы (вопросы для разных правовых казусов будут одинаковыми).

1. Что, где и когда произошло? Назовите участников. Каких фактов не хватает для полноценного понимания ситуации?

2. Какие законы и другие нормативно-правовые акты (с указанием конкретной статьи) применяются в данном случае?

3. Сформулируйте юридический вопрос от пострадавшего (потерпевшего)? В какой орган обратиться для решения данного вопроса?

УДК

372.83

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Курмашева А. Р. Методика преподавания вопросов права в школьном курсе обществознания // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 1 (21) / апрель. — С. 63-70. — URL: https://koirojoumal.ru/ realises/g2024/05apr2024/kvo105/

4. Какие аргументы может представить каждая сторона (опирайтесь на факты дела и действующее законодательство)?

5. Какое решение должно быть принято по этому вопросу? На чем основано данное решение?

III

Обучающимся предоставляются выдержки из следующих законодательных актов:

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 5.61);

- Уголовный Кодекс Российской Федерации (статья 128.1);

- Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 151).

Пакет документов для урока обществознания в 10-м классе по теме «Религия»

I

Правовой казус № 1

В Интернете появилась видеозапись: одна девушка фотографировала вторую, которая позировала на фоне церкви в распахнутой шубе, нижнем белье и чулках. Третья девушка снимала это на видео, которое затем было опубликовано.

Правовой казус № 2

Пятнадцатилетний Артем и Иван разрисовали стену синагоги неприличными рисунками и были пойманы на месте одним из прихожан.

Правовой казус № 3

Одноклассники Артема и Ивана высмеяли

мальчиков за то, что те попались, и решили показать им, как делать «круто». Вечером пять мальчишек в возрасте от 14 до 16 лет расписали другую стену синагоги словами, в которых четко прослеживалась ненависть к данной религии и ее последователям. Позже они выложили видеозапись в группу класса.

III

Обучающимся предоставляются выдержки из следующих законодательных актов:

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 20.1);

— Уголовный Кодекс Российской Федерации (статьи 148, 214, 280, 282).

Пакет документов для урока обществознания в 9-м классе

по теме «Семья и ее функции»

I

Правовой казус № 1

Ученица 9-го класса Юля не ходит в школу на протяжении трех месяцев. Классный руководитель звонил маме Юли, чтобы узнать причину пропусков, но мама ответила, что она не обязана водить дочь за руку в школу, Юля взрослая, «сама разберется». Школа обратилась за помощью в органы опеки.

Правовой казус № 2 Во время бракоразводного процесса Ирина изъявила желание забрать себе в качестве моральной компенсации машину супруга стоимостью 1 млн рублей за все измены, что ей приходилось терпеть

УДК

372.83

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-методический электронный журнал

Курмашева А. Р. Методика преподавания вопросов права в школьном курсе обществознания // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 1 (21) / апрель. — С. 63-70. — URL: https://koirojoumal.ru/ realises/g2024/05apr2024/kvo105/

во время брака. Ирина предоставила справку от психотерапевта о том, что она действительно долгое время посещала профессионала для облегчения своих душевных страданий. Но супруг Ирины не согласен отдавать машину, на судебное заседание он привел начальника, который уверяет что подарил ему эту машину за хорошую работу.

Правовой казус № 3

Двенадцатилетний Артем, играя во дворе в мяч, случайно разбил лобовое стекло у припаркованного автомобиля соседа. Сосед выбежал на звуки сигнализации во двор, схватил мальчишку за ухо и потребовал к вечеру 30 тыс. рублей. Испуганный Артем прибежал за помощью к родителям.

III

Обучающимся предоставляются выдержки из следующих законодательных актов:

— Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 5.35, 12.5);

— Семейный Кодекс Российской Федерации (статья 36);

— Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 1073).

Отметим, что подготовка пакета документов для метода анализа правового казуса занимает много времени, однако результативность такого урока гораздо выше обычного, так как реализуется важнейший для обществознания принцип связи обучения с жизнью, способствующий социализации личности.

На уроке обучающиеся приобретают опыт применения полученных компетенций в жизненных ситуациях, осваивают необходимые в современном мире социальные роли активного члена гражданского общества. Использование метода анализа правовых казусов способствует тому, что школьники активно работают на уроке, а учитель сохраняет за собой роль координатора деятельности. Данный метод может стать универсальным способом преподавания права в рамках любой темы, в любом классе, на всех этапах урока; он позволяет уйти от поверхностного изучения основ российского законодательства и поможет избежать правового нигилизма со стороны детей.

Список литературы

1. Гафурова, А. Д. Таксономия образовательных целей Бенджамина Блума [Электронный ресурс] / А. Д. Гафурова // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 237-239. — URL: https:// moluch.ru/archive/396/87608/ (дата обращения: 20.02.2024).

2. Казус [Электронный ресурс] // Толковый словарь Ожегова онлайн. — URL: https://slovarozhegova.ru/word. php?wordid=10449 (дата обращения: 20.02.2024).

3. Макаренко, А. С. Школа жизни, труда, воспитания: Учебная книга по истории, теории и практике воспитания / А. С. Макаренко; сост. и коммент. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова. — Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2007. — 536 с.

УДК

372.83

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Курмашева А. Р. Методика преподавания вопросов права в школьном курсе обществознания // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 1 (21) / апрель. — С. 63-70. — URL: https://koirojoumal.ru/ realises/g2024/05apr2024/kvo105/

Anastasiya R. Kurmasheva

Kaliningrad Regional Institute of Education Development Kaliningrad, Russia

Methodology of legal issues teaching in a school social studies course

Abstract. This article discusses changing approaches to the issue of teaching law in the Russian education system. The author proposes to integrate legal material into all topics of the Social Studies course in primary and secondary schools. This innovation will help in the task of overcoming the fragmented worldview that schoolchildren develop as a result of fragmented teaching of school subjects. The school social studies course should develop the socially adaptive capabilities of the individual, respect for human rights and freedoms

Статья поступила в редакцию 20.02.2024; одобрена после рецензирования 18.03.2024; принята к публикации 03.04.2024.

as the highest value, thereby preparing students to perform the functions of an active member of a civil society. The article offers examples of the integration of legal norms into a social science course, considering the inclusion of a legal component into the subject content from 9th grade to 11th one. The use of gaming techniques and a work with legal sources in social studies lessons is analyzed. The application of the method of analyzing a legal case in social studies lessons is examined in detail. The advantages of this methodology are emphasized, such as the ability to display a direct connection between the rules of law and all aspects of society, preparing students to fulfill the duties of a citizen, and familiarity with the rules of interpersonal relations in a multi-religious society.

Keywords: legal education, rules of law, legal incident, gaming technologies.

The article was submitted 20.02.2024; approved after reviewing 18.03.2024; accepted for publication 03.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.