Научная статья на тему 'Особенности награждения педагогических работников государственными, ведомственными и другими наградами (на примере Кировской области)'

Особенности награждения педагогических работников государственными, ведомственными и другими наградами (на примере Кировской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
квота / награждение / образовательные организации / педагогические работники / почетное звание / quota / awards / educational organizations / teaching staff / honorary title

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пивоваров Александр Анатольевич

Награждение педагогических работников в отличие от сотрудников иных организаций и учреждений имеет целый ряд особенностей. В первую очередь выбор кандидата на награждение отличается большой субъективностью. Здесь нельзя, как в других областях народного хозяйства, измерить вклад работника, например, количеством выточенных деталей, длиной железнодорожных путей, безаварийным налетом часов, другими «оцифрованными» показателями. Однако при желании эти показатели можно выделить, хотя бы условно. К таким показателям следует отнести результаты обучающихся, полученные в различных оценочных процедурах (Всероссийских проверочных работах, на государственной итоговой аттестации), а также достижения обучающихся в различных конкурсах, олимпиадах школьников. Другими показателями педагогического мастерства могут стать результаты участия педагогов в профессиональных конкурсах, публикации и издание методической литературы, общественная и социальная активность, однако вряд ли их можно признать абсолютно объективными, поскольку общероссийских результатов по ним не подводится. Таким образом, проблема объективности награждения педагогических работников остается открытой. В настоящей статье автор попытался предложить ответы на интересующие педагогических работников вопросы по особенностям их награждения. Итоговые таблицы, представленные в статье, получены в результате мониторинга, ежегодно проводимого институтом развития образования Кировской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of awarding teaching staff by state, departmental and other awards (by the example of the Kirov region)

Awarding teaching staff, unlike employees of other organizations and institutions has a number of features. First of all, choosing a candidate for an award is highly subjective. Here it is impossible, as in other areas of the national economy, to measure the contribution of a worker, for example, by the number of carved details, the length of railway lines, accident-free flight hours, and other "digitized" indicators. However, if desired, these indicators can be distinguished, at least conditionally. These indicators include the results of students obtained in various assessment procedures (All-Russian Test Work, at the State Final Certification) and achievements of students in various competitions, school Olympiads. Other indicators of pedagogical mastery may be the results of teachers’ participation in professional competitions, publications and editions of methodological literature, public and social activity. However, they cannot be hardly objective, since there are no all-Russian results based on them. Thus, the problem of the objectivity of rewarding teaching staff remains open. In this article, the author has tried to propose answers to the questions that interest pedagogical staff about the particularities of awards distribution. The final tables presented in the article were obtained as a result of monitoring conducted annually by the Institute for Educational Development of the Kirov Region.

Текст научной работы на тему «Особенности награждения педагогических работников государственными, ведомственными и другими наградами (на примере Кировской области)»

УДК

37.078

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Пивоваров А. А. Особенности награждения педагогических работников государственными, ведомственными и другими наградами (на примере Кировской области) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 3-21. - URL: https:// koirojoumaL.ru/reaLises/g2024/05apr2024/kvo101/

Пивоваров Александр Анатольевич | alanpi2008@mail.ru

Кандидат педагогических наук

Старший методист центра науки и инноваций

ИРО Кировской области

Особенности награждения

педагогических работников государственными, ведомственными и другими наградами (на примере Кировской области)

Аннотация. Награждение педагогических работников в отличие от сотрудников иных организаций и учреждений имеет целый ряд особенностей. В первую очередь выбор кандидата на награждение отличается большой субъективностью. Здесь нельзя, как в других областях народного хозяйства, измерить вклад работника, например, количеством выточенных деталей, длиной железнодорожных путей, безаварийным налетом часов, другими «оцифрованными» показателями. Однако при желании эти показатели можно выделить, хотя бы условно. К таким показателям следует отнести результаты обучающихся, полученные в различных оценочных процедурах (Всероссийских проверочных работах, на государственной итоговой аттестации), а также достижения обучающихся в различных конкурсах, олимпиадах школьников. Другими показателями педагогического мастерства

могут стать результаты участия педагогов в профессиональных конкурсах, публикации и издание методической литературы, общественная и социальная активность, однако вряд ли их можно признать абсолютно объективными, поскольку общероссийских результатов по ним не подводится. Таким образом, проблема объективности награждения педагогических работников остается открытой. В настоящей статье автор попытался предложить ответы на интересующие педагогических работников вопросы по особенностям их награждения. Итоговые таблицы, представленные в статье, получены в результате мониторинга, ежегодно проводимого институтом развития образования Кировской области.

Ключевые слова: квота, награждение, образовательные организации, педагогические работники, почетное звание.

УДК

37.078

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Пивоваров А. А. Особенности награждения педагогических работников государственными, ведомственными и другими наградами (на примере Кировской области) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 3-21. - URL: https:// koirojoumaL.ru/reaLises/g2024/05apr2024/kvo101/

Введение

Социально-общественный смысл любого награждения заключается в выделении индивида из себе подобных посредством различных знаков и символов. Это могут быть предметы роскоши, автомобили, золото, квартиры, почетные звания, ордена и медали, грамоты. Здесь принципиально то, что церемония награждения обязательно должна быть публичной. Важно, чтобы окружающее сообщество видело и знало, что среди них живет заслуженный человек. Поэтому награда может иметь две составляющие: внешнюю — медали, знаки, ордена, погоны, памятные вещи — и внутреннюю: премии, льготы, компенсации, путевки и т. д.

В педагогической практике российской системы образования высшими педагогическим наградами считаются поощрения Министерства просвещения и государственные награды.

Несмотря на высокую социальную значимость и актуальность, предложенная автором тема очень редко освещается в педагогических публикациях. По мнению автора, причина заключается в недостаточной объективности самого процесса награждения [2]. Как следует из приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 01.07.2021 года № 400 «О ведомственных наградах Министерства просвещения Российской Федерации» (приложение 1, п. 3), награды выполняют две основные функции: 1) признание профессиональных заслуг награждаемого, как правило, за большой период работы; 2) стимулирование к творчеству более

молодого поколения работников [4]. При этом в наградных листах зачастую сложно определить, за какое конкретно достижение производится награждение. Например, в приказе по этому поводу указано, что почетное звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» присваивается «за значительные заслуги в области воспитания детей и молодежи; значительные успехи в реализации молодежной политики; многолетний добросовестный труд в области воспитания детей и молодежи» [Цит. по: Там же]. Какие же это «значительные заслуги» и что такое «добросовестный труд», в чем все это измеряется и с чем сопоставляется, до сих пор остается не вполне ясным, недостаточно четким и конкретным.

Иногда награждение происходит в соответствии с разнарядкой, известной под термином «квота». Это сделано для того, чтобы награды разделить пропорционально количеству педагогических работников разных организаций и территорий. Поэтому, чтобы не потерять «место», производится активный поиск подходящего кандидата в муниципальном образовании и образовательных организациях.

Государственные награды Российской Федерации

В предлагаемых ниже таблицах автором представлены наиболее значимые государственные награды, которыми отмечаются педагогические работники системы образования России. Конечно, встречаются и совершенно

УДК

37.078

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Пивоваров А. А. Особенности награждения педагогических работников государственными, ведомственными и другими наградами (на примере Кировской области) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 3-21. - URL: https:// koirojoumaL.ru/reaLises/g2024/05apr2024/kvo101/

неожиданные награды, но это скорее исключение из правил. Следует подчеркнуть, что в предлагаемой статье автор проводит анализ наград только федерального уровня.

Все цифровые данные получены автором на основе мониторинга, ежегодно проводимого ИРО Кировской области по этому направлению. При этом вначале

производится сбор данных по образовательным округам, а затем делается общий свод по региону (об образовательных округах — см. ниже).

Например, в таблице 1 представлены результаты награждения педагогов Кировской области за последние четыре года традиционными педагогическими наградами федерального уровня.

Таблица 1 — Общее количество педагогов, отмеченных государственными наградами в период с 2021 по 2023 годы

Вид награды 2021 г. 2022 г. 2023 г. ИТОГО

Почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» 3 0 5 8

Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени 0 0 0 0

Почетная грамота Президента Российской Федерации 2 1 2 5

Благодарность Президента Российской Федерации 5 1 2 8

ИТОГО 10 2 9 21

Как видно из представленной таблицы, чаще всего педагогические работники награждаются почетным званием «Заслуженный учитель Российской Федерации» и благодарностью Президента Российской Федерации. За рассматриваемые три года ни один педагогический работник не был удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Это вполне оправдано, поскольку получение почетного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации» предполагает большие преимущества в дальнейшем (в том

числе в пенсионном обеспечении), чем награждение иными наградами. Кроме того, почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» гарантирует получение звания «Ветеран труда» и соответствующие льготы и преимущества перед другими пенсионерами.

Если рассматривать данные за последние три года по типу населенных пунктов, где работают сотрудники системы образования, то мы получим следующую картину — таблица 2.

УДК

37.078

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Пивоваров А. А. Особенности награждения педагогических работников государственными, ведомственными и другими наградами (на примере Кировской области) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 3-21. - URL: https:// koirojoumaL.ru/reaLises/g2024/05apr2024/kvo101/

Таблица 2 — Распределение педагогов, награжденных государственными наградами по типу населенных пунктов в период с 2021 по 2023 годы

Типы населенных пунктов 2021 г. 2022 г. 2023 г. ИТОГО

Село / деревня 2 0 3 5

Поселок городского типа / центр муниципалитета 0 0 4 4

Город 8 2 2 12

ИТОГО 10 2 9 21

Больше всего награжденных государственными наградами педагогов работает в городах (12 наград), что значительно превышает количество награжденных, работающих на селе или в поселках городского типа, даже с учетом предоставляемой квоты. Вероятно, это является следствием того, что большая часть педагогических работников сосредоточена в городах.

Если брать во внимание тип образовательной организации, то здесь подавляющее преимущество принадлежит общеобразовательной организации как наиболее массовой в российской педагогической практике во всех регионах (таблица 3).

Две нижних строчки с нулями необходимы для того, чтобы дать более полное представление о типах образовательных организаций. Кроме того, из этой таблицы можно сделать вывод о том, что работники организаций дополнительного образования и школ-интернатов за указанный период времени государственными наградами не награждались.

По форме собственности наблюдается примерное равновесие муниципальной и государственной форм собственности (таблица 4).

Информация по занимаемым педагогическими работниками должностям представлена в таблице 5.

УДК

37.078

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Пивоваров А. А. Особенности награждения педагогических работников государственными, ведомственными и другими наградами (на примере Кировской области) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 3-21. - URL: https:// koirojoumaL.ru/reaLises/g2024/05apr2024/kvo101/

Таблица 3 — Распределение награжденных государственными наградами педагогов по типу образовательных организаций в период с 2021 по 2023 годы

Тип образовательной организации 2021 г. 2022 г. 2023 г. ИТОГО

Дошкольные образовательные организации 1 1 1 3

Общеобразовательные организации 8 1 8 17

Профессиональные образовательные организации 1 0 0 1

Организации дополнительного образования 0 0 0 0

Школы-интернаты для детей-сирот, в том числе с ОВЗ 0 0 0 0

ИТОГО 10 2 9 21

Таблица 4 — Распределение награжденных государственными наградами по форме собственности образовательных организаций в период с 2021 по 2023 годы

Форма собственности образовательной организации 2021 г. 2022 г. 2023 г. ИТОГО

Муниципальная 5 1 5 11

Государственная 5 1 4 10

ИТОГО 10 2 9 21

УДК

37.078

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Пивоваров А. А. Особенности награждения педагогических работников государственными, ведомственными и другими наградами (на примере Кировской области) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 3-21. - URL: https:// koirojoumaL.ru/reaLises/g2024/05apr2024/kvo101/

Таблица 5 — Распределение количества награжденных государственными наградами работников системы образования по занимаемым должностям в период с 2021 по 2023 годы

Должность 2021 г. 2022 г. 2023 г. ИТОГО

Учитель, преподаватель 7 1 7 15

Руководитель 0 1 0 1

Заместитель руководителя 2 0 1 3

Старший воспитатель 0 0 1 1

Педагог-психолог 1 0 0 1

ИТОГО 10 2 9 21

Кировская область территориально разделена на семь образовательных округов с примерно равной численностью населения. Исключение здесь составляет Кировский образовательный округ с областным центром, в котором проживает около 500 000 человек [6]. Разделение территории Кировской области на образовательные округа, подчиненные Министерству образования региона, сделано в целях повышения эффективности и оперативности управления системой образования субъекта Федерации [3].

Каждый образовательный округ включает в себя несколько муниципальных образований, в которых работают муниципальные и государственные (подчиненные Министерству образования Кировской области) образовательные организации. Некоторые государственные

образовательные организации являются своеобразными «опорными» школами, объединяющими вокруг себя несколько муниципальных школ в так называемый школьный образовательный округ без ведомственной подчиненности [1].

Отраслевые награды Министерства просвещения Российской Федерации

Больше всего отмеченных ведомственными наградами Министерства просвещения Российской Федерации — 717 педагогических работников (таблица 6), при этом наибольшее количество награжденных (628 человек) отмечены Почетной грамотой Министерства просвещения Российской Федерации, что вполне оправдано и объяснимо их большей численностью среди всех педагогических работников системы образования Кировской области.

УДК

37.078

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-методический электронный журнал

Пивоваров А. А. Особенности награждения педагогических работников государственными, ведомственными и другими наградами (на примере Кировской области) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 3-21. - URL: https:// koirojoumaL.ru/reaLises/g2024/05apr2024/kvo101/

Таблица 6 — Общее количество педагогических работников, отмеченных отраслевыми наградами в период с 2021 по 2023 годы

Нагрудный знак «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации» Почетная грамота Министерства просвещения Российской Федерации Благодарность Министерства просвещения Российской Федерации

2021 г.

32 202 1

2022 г.

26 213 2

2023 г.

23 213 5

ИТОГО

81 628 8

Наибольшее количество награждаемых педагогов работает в образовательных организациях, расположенных в городской местности, — 60 %, из поселков городского типа — 18,7 % и организаций сельской местности — 21,3 % (таблица 7).

За три последних года Почетной грамотой Министерства просвещения Российской Федерации были отмечены работники всех типов образовательных организаций. Так, 57,4 % награжденных педагогов работают в общеобразовательных организациях (включая школы-интернаты для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья)1; 1

23,6 % являются работниками дошкольных образовательных организаций; 2,9 % — работниками органов управления образованием; 9 % — работниками профессиональных образовательных организаций; 7 % — работниками дополнительного образования (таблица 8).

Интересно, что 67,4 % награжденных Почетной грамотой Министерства просвещения Российской Федерации являются работниками муниципальных образовательных организаций и 32,6 % — работниками областных государственных образовательных организаций (таблица 9).

1 В таблицах ниже более детальное разделение на подтипы образовательных организаций обосновано целью показать их социальную значимость и необходимостью более внимательного их рассмотрения.

УДК

37.078

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Пивоваров А. А. Особенности награждения педагогических работников государственными, ведомственными и другими наградами (на примере Кировской области) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 3-21. - URL: https:// koirojoumaL.ru/reaLises/g2024/05apr2024/kvo101/

Таблица 7 — Количество награжденных педагогов, работающих в образовательных организациях, расположенных в населенных пунктах различных типов, в период с 2021 по 2023 годы

Типы населенных пунктов 2021 г. 2022 г. 2023 г. ИТОГО

Село / деревня 53 51 49 153

Поселок городского типа / центр муниципалитета 48 44 42 134

Город 134 145 151 430

ИТОГО 235 240 242 717

Таблица 8 — Количество награжденных работников системы образования по типу образовательных организаций, в которых они работают, в период с 2021 по 2023 годы

Тип образовательной организации 2021 г. 2022 г. 2023 г. ИТОГО

Дошкольные образовательные организации 56 56 57 169

Общеобразовательные организации 133 132 141 406

Профессиональные образовательные организации 23 24 18 65

Организации дополнительного образования 15 18 17 50

Школы-интернаты для детей-сирот, в том числе с ОВЗ 4 1 1 6

Органы управления образованием 4 9 8 21

ИТОГО 235 240 242 717

УДК

37.078

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Пивоваров А. А. Особенности награждения педагогических работников государственными, ведомственными и другими наградами (на примере Кировской области) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 3-21. - URL: https:// koirojoumaL.ru/reaLises/g2024/05apr2024/kvo101/

Таблица 9 — Количество награжденных педагогов, работающих в образовательных организациях в зависимости от формы собственности образовательной организации, в период с 2021 по 2023 годы

Форма собственности образовательной организации 2021 г. 2022 г. 2023 г. ИТОГО

Муниципальная 151 166 166 483

Государственная 84 74 76 234

ИТОГО 235 240 242 717

Почетное звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации»

Количество награжденных Почетным званием «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» педагогических и иных работников образовательных организаций в три раза превышает количество награжденных руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров. Так, в таблице 10 представлено общее количество награжденных работников системы образования почетным знаком «Почетный работник сферы образования Российской Федерации». Все данные взяты из отчетов образовательных округов. Все процентные соотношения ниже вычисляются, исходя

из этого количества награжденных (208 человек).

Из награжденных знаком «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» 23 % работают в образовательных организациях, расположенных в сельской местности; 13 % — в поселках городского типа; 64 % — в городе (таблица 11).

Из числа награжденных знаком «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» 24,5 % — работники дошкольных образовательных организаций; 55,8 % — общеобразовательных организаций; 7,2 % — представители органов управления образованием (таблица 12).

УДК

37.078

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Пивоваров А. А. Особенности награждения педагогических работников государственными, ведомственными и другими наградами (на примере Кировской области) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 3-21. - URL: https:// koirojoumaL.ru/reaLises/g2024/05apr2024/kvo101/

Таблица 10 — Общее количество работников системы образования, отмеченных знаком «Почетный работник сферы образования Российской Федерации», в период с 2021 по 2023 годы

Руководители, заместители руководителей, главные бухгалтера Педагогические и иные работники

2021 г.

7 22

2022 г.

13 33

2023 г.

32 101

ИТОГО ЗА 3 ГОДА

52 156

ВСЕГО НАГРАЖДЕНО: 208

Таблица 11 — Количество награжденных знаком «Почетный работник сферы образования Российской Федерации», работающих в образовательных организациях, расположенных в населенных пунктах различных типов, в период с 2021 по 2023 годы

Типы населенных пунктов 2021 г. 2022 г. 2023 г. ИТОГО

Село / деревня 3 16 29 48

Поселок городского типа / центр муниципалитета 3 6 18 27

Город 19 36 78 133

ИТОГО 25 58 125 208

УДК

37.078

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Пивоваров А. А. Особенности награждения педагогических работников государственными, ведомственными и другими наградами (на примере Кировской области) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 3-21. - URL: https:// koirojoumaL.ru/reaLises/g2024/05apr2024/kvo101/

Таблица 12 — Количество награжденных знаком «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» в зависимости от типов образовательных организаций в период с 2021 по 2023 годы

Тип образовательной организации 2021 г. 2022 г. 2023 г. ИТОГО

Дошкольные образовательные организации 13 16 22 51

Общеобразовательные организации 13 37 66 116

Профессиональные образовательные организации 3 7 6 16

Организации дополнительного образования 2 1 5 8

Школы-интернаты для детей-сирот, в том числе с ОВЗ 0 0 2 2

Органы управления образованием 3 5 7 15

ИТОГО 34 66 108 208

Среди награжденных знаком «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» — педагогические работники из образовательных учреждений всех форм собственности: 71,6 % — из муниципальных организаций; 28,4 % — из государственных образовательных организаций (таблица 13).

Среди награжденных работников системы образования 58 человек (27, 9 %) занимают руководящие должности (директор / заведующий, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заведующий учебной частью, начальник отдела); 72,1 % — педагогические (таблица 14).

УДК

37.078

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Пивоваров А. А. Особенности награждения педагогических работников государственными, ведомственными и другими наградами (на примере Кировской области) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 3-21. - URL: https:// koirojoumaL.ru/reaLises/g2024/05apr2024/kvo101/

Таблица 13 — Количество награжденных знаком «Почетный работник сферы образования Российской Федерации», работающих в образовательных организациях в зависимости от формы собственности образовательной организации, в период с 2021 по 2023 годы

Форма собственности образовательной организации 2021 г. 2022 г. 2023 г. ИТОГО

Муниципальная 18 43 88 149

Государственная 8 17 34 59

ИТОГО 26 60 122 208

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 14 — Количество награжденных знаком «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» в зависимости от занимаемой должности в образовательный организации

в период с 2021 по 2023 годы

Должность 2021 г. 2022 г. 2023 г. ИТОГО

Воспитатель (включая старшего) 7 10 19 36

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе 6 8 14 28

Учитель / преподаватель 9 21 54 84

Директор /заведующий 2 8 16 26

Главный специалист по опеке и попечительству 2 0 0 2

Музыкальный руководитель 0 1 3 4

Инструктор по физической культуре / тренер 2 1 1 4

Учитель-логопед 1 0 0 1

Учитель-дефектолог 0 0 1 1

Старший вожатый 0 1 0 1

Педагог-организатор 1 1 1 3

УДК

37.078

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Пивоваров А. А. Особенности награждения педагогических работников государственными, ведомственными и другими наградами (на примере Кировской области) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 3-21. - URL: https:// koirojoumaL.ru/reaLises/g2024/05apr2024/kvo101/

Должность 2021 г. 2022 г. 2023 г. ИТОГО

Педагог дополнительного образования 0 3 1 4

Заведующий учебной частью 0 1 0 1

Мастер производственного обучения 1 1 1 3

Методист 0 3 1 4

Начальник отдела 0 1 2 3

Специалист 0 1 2 3

ИТОГО 31 61 116 208

Заключение

В заключение сделаем общий свод по таблицам и сформулируем итоговый вывод. Итак, среди всех педагогов, награжденных федеральными наградами, несмотря на квоты и регулирования, 60,8 % работают в городе; 21,8 % — в сельской местности, 17,4 % — в поселках городского типа. Данный факт можно объяснить тем, что в сельской местности работает значительное количество педагогов предпенсионного и пенсионного возраста, которые свои награды уже получили. Кроме того, городские учителя работают в ситуации повышенной конкуренции со стороны более молодых коллег, что заставляет их быть более мобильными, постоянно повышать свою квалификацию и профессиональное мастерство, участвуя в профессиональных конкурсах, осваивая педагогические инновации,

добиваясь более высоких профессиональных успехов и результатов.

Общее количество награжденных наградами федерального уровня (почетным званием «Заслуженный учитель Российской Федерации», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, почетной грамотой Президента Российской Федерации, благодарностью Президента Российской Федерации, нагрудным знаком «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации», почетной грамотой Министерства просвещения Российской Федерации, благодарностью Министерства просвещения Российской Федерации, знаком «Почетный работник сферы образования Российской Федерации») в зависимости от типа населенных пунктов представлено в таблице 152.

2 Номера столбцов (№ 2, № 7, № 11) означают номер соответствующей таблицы в настоящей статье.

УДК

37.078

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Пивоваров А. А. Особенности награждения педагогических работников государственными, ведомственными и другими наградами (на примере Кировской области) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 3-21. - URL: https:// koirojoumaL.ru/reaLises/g2024/05apr2024/kvo101/

Таблица 15 — Общее количество награжденных наградами федерального уровня работников системы образования в зависимости от типа населенных пунктов

Типы населенных пунктов № 2 № 7 № 11 ИТОГО

Село / деревня 5 153 48 206

Поселок городского типа / центр муниципалитета 4 134 27 165

Город 12 430 133 575

ИТОГО 21 717 208 946

Так, 946 — общее количество награжденных: 21 — государственными наградами, 717 — отраслевыми ведомственными, 208 — отдельно выделенная

категория работников системы образования, награжденных почетным знаком «Почетный работник сферы образования Российской Федерации». Среди них: работников муниципальных организаций

— 68 %, государственных — 32 %. Результат вполне ожидаемый, поскольку муниципальных образовательных организаций в регионе большинство. Среди них — учреждения дошкольного образования, организации дополнительного образования детей и значительная часть организаций общего образования (таблица 16)3.

Таблица 16 — Распределение награжденных вышеотмеченными наградами федерального уровня работников системы образования по форме собственности образовательных организаций

Форма собственности образовательной организации № 4 № 9 № 13 ИТОГО

Муниципальная 11 483 149 643

Государственная 10 234 59 303

ИТОГО 21 717 208 946

3 Номера столбцов (№ 4, № 9, № 13) означают номер соответствующей таблицы в настоящей статье.

УДК

37.078

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Пивоваров А. А. Особенности награждения педагогических работников государственными, ведомственными и другими наградами (на примере Кировской области) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 3-21. - URL: https:// koirojoumaL.ru/reaLises/g2024/05apr2024/kvo101/

Количество награжденных в зависимости от типа образовательной организации следующее: представителей организаций общего образования — 57 %; 23 % — работники учреждений дошкольного образования; представители органов

управления системой образования составляют всего 3,8 %. Уточним при этом, что представители органов управления не считаются работниками образовательных организаций всех типов (таблица 17)4.

Таблица 17 — Количество награжденных наградами федерального уровня в зависимости от типа образовательной организации

Тип образовательной организации № 3 № 8 № 12 ИТОГО

Дошкольные образовательные организации 3 169 51 223

Общеобразовательные организации 17 406 116 539

Профессиональные образовательные организации 1 65 16 82

Организации среднего профессионального образования 0 50 8 58

Школы-интернаты для детей-сирот, в том числе с ОВЗ 0 6 2 8

Органы управления системой образования 0 21 15 36

ИТОГО 21 717 208 946

Распределение награжденных федеральными наградами (государственными наградами и знаком «Почетный работник сферы образования Российской Федерации») по занимаемым должностям

выглядит следующим образом: педагогические работники — 155 человек (67 %), руководители образовательных организаций и управленцы — 74 человека или 33 % (таблица 18).

4 Номера столбцов (№ 3, № 8, № 12) означают номер соответствующей таблицы в настоящей статье.

УДК

37.078

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Пивоваров А. А. Особенности награждения педагогических работников государственными, ведомственными и другими наградами (на примере Кировской области) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 3-21. - URL: https:// koirojoumaL.ru/reaLises/g2024/05apr2024/kvo101/

Таблица 18 — Распределение количества награжденных работников системы образования федеральными наградами

Должность № 5 № 14 ИТОГО

Учитель / преподаватель 15 84 99

Руководитель 1 26 27

Заместитель руководителя 3 29 32

Воспитатель (включая старшего) 1 36 37

Начальник отдела 0 3 3

Специалист 0 3 3

Главный специалист по опеке и попечительству 0 2 2

Педагог дополнительного образования 0 4 4

Музыкальный руководитель 0 4 4

Инструктор по физической культуре / тренер 0 4 4

Методист 0 4 4

Педагог-организатор 0 3 3

Мастер производственного обучения 0 3 3

Учитель-логопед / дефектолог 0 2 2

Старший вожатый 0 1 1

Педагог-психолог 1 0 1

ИТОГО 21 208 229

Таким образом, типичный педагогический работник региональной системы образования, отмеченный наградами федерального уровня, является педагогом (учителем, преподавателем), работающим в городской муниципальной образовательной организации.

При этом необходимо подчеркнуть, что существует ошибочное мнение о том, что педагогические награды способствуют карьерному росту педагогических работников. Это далеко не так. В образовательных организациях пространство карьерного роста очень ограничено.

УДК

37.078

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-методический электронный журнал

Пивоваров А. А. Особенности награждения педагогических работников государственными, ведомственными и другими наградами (на примере Кировской области) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 3-21. - URL: https:// koirojoumaL.ru/reaLises/g2024/05apr2024/kvo101/

Несмотря на то, что национальная система учительского роста (НСУР)5 предполагала введение новых должностей «старший учитель» и «ведущий учитель», федеральный проект «Учитель будущего» национального проекта «Образование» был закрыт, хотя в нем, по мнению автора, были представлены правильные направления и задачи деятельности горизонтальной карьеры для педагога.

Сегодня в этом направлении мы руководствуемся приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 года № 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», в котором отмечено, что «проведение аттестации педагогических работников, имеющих государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия и иные награды, полученные за достижения в педагогической деятельности, либо являющихся призерами конкурсов профессионального мастерства педагогических работников, в целях установления первой или высшей квалификационной категории осуществляется на основе сведений, подтверждающих наличие у педагогических работников наград, званий, знаков

отличия, сведений о награждениях за участие в профессиональных конкурсах» [Цит. по: 5]. Кроме того, «аттестация в целях установления квалификационной категории "педагог-методист" или "педагог-наставник" проводится по желанию педагогических работников. К указанной аттестации допускаются педагогические работники, имеющие высшую квалификационную категорию» [Цит. по: Там же].

Таким образом, карьерный вопрос о профессиональном росте педагога остается открытым. Поэтому, основываясь на данных нашего исследования, практических наблюдениях, результатах анкетирования педагогов, можно выстроить предполагаемый рейтинг мотивации педагогических работников к награждению.

1. Инвестиции в будущее. Награждение высокими наградами федерального уровня гарантирует работнику образования в будущем получение звания «Ветеран труда», предполагающее соответствующие материальные льготы и различные компенсации.

2. Существенное повышение материального благосостояния, поскольку многие награды сопровождаются значительными денежными премиями, вплоть до одного миллиона рублей.

5 Национальная система учительского роста (НСУР) — система аттестации педагогов, обеспечивающая точное отображение уровня преподавания, уровень педагогических компетенций. Несмотря на то, что в последнее время появилось множество документов и методических рекомендаций, касающихся профессионального роста педагогов, автор статьи считает, что проект НСУР был наиболее проработан, сопровождался методическими разъяснениями, а также наиболее точно коррелировал с профессиональным стандартом педагога.

УДК

37.078

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Пивоваров А. А. Особенности награждения педагогических работников государственными, ведомственными и другими наградами (на примере Кировской области) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 3-21. - URL: https:// koirojoumaL.ru/reaLises/g2024/05apr2024/kvo101/

3. Повышение социального статуса работника в педагогическом коллективе и обществе, возможность выйти в иное социальное пространство, за пределы привычных педагогических понятий.

4. Повышение профессионального мастерства. Подтверждение и укрепление веры в свои силы.

5. Возможность карьерного роста в образовательной организации.

Вполне естественно, в других субъектах Российской Федерации этот рейтинг может быть другим, что объясняется многими факторами: социальными, географическими, национальными, политическими.

В заключение необходимо отметить, что система педагогических наград все же требует дальнейшего совершенствования, большей конкретики, наличия цифровых показателей и критериев педагогических достижений, то есть большей объективности в оценке педагогической деятельности.

Список литературы

1. Киселева, Р. А. Школьный образовательный округ: моделирование сетевого взаимодействия / Р. А. Киселева, А. А. Пивоваров. — Киров: ИРО Кировской области, 2013. — 60 с.

2. Награды и поощрения педагогических работников [Электронный ресурс] // МАОУ «Володарская СОШ». — URL: https://sh-volodarskaya-r56. qosweb.qosusluqi.ru/qlavnoe/naqrady-i-pooschreniya-pedaqoqicheskih-rabotnikov/ (дата обращения:

05.01.2024).

3. Образовательные округа [Электронный ресурс] // Правительство Кировской области. — URL: https:// www.kirovreq.ru/social/education/ obr_okruga.php (дата обращения:

04.02.2024) .

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.07.2021 года № 400 «О ведомственных наградах Министерства просвещения Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальное опубликование правовых актов. — URL: http:// publication.pravo.qov.ru/Document/ View/0001202108300034?ysclid = lr0f 6q2ovo408709471 (дата обращения:

05.01.2024) .

5. Приказ Министерства просвеще-

ния Российской Федерации от 24.03.2023 года № 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [Электронный ресурс] // Официальное опубликование правовых актов. — URL: http://publication.pravo.qov.ru/

document/0001202306020031 (дата обращения: 12.02.2024).

6. Пугач, В. Н. Экспертно-аналитическая оценка возрастного состава кадрового потенциала общеобразовательных организаций Кировской области [Электронный ресурс] / В. Н. Пугач, В. В. Утемов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 17. — URL: http://e-koncept. ru/2016/46371.htm (дата обращения:

06.01.2024) .

УДК

37.078

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Пивоваров А. А. Особенности награждения педагогических работников государственными, ведомственными и другими наградами (на примере Кировской области) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 3-21. - URL: https:// koirojoumaL.ru/reaLises/g2024/05apr2024/kvo101/

Alexander A. Pivovarov

IRO of the Kirov region Kirov, Russia

Features of awarding teaching staff by state, departmental and other awards (by the example of the Kirov region)

Abstract. Awarding teaching staff, unlike employees of other organizations and institutions has a number of features. First of all, choosing a candidate for an award is highly subjective. Here it is impossible, as in other areas of the national economy, to measure the contribution of a worker, for example, by the number of carved details, the length of railway lines, accident-free flight hours, and other ”digitized” indicators. However, if desired, these indicators can be distinguished, at least conditionally. These indicators include the results of

Статья поступила в редакцию 12.01.2024; одобрена после рецензирования 13.02.2024; принята к публикации 03.04.2024.

students obtained in various assessment procedures (All-Russian Test Work, at the State Final Certification) and achievements of students in various competitions, school Olympiads. Other indicators of pedagogical mastery may be the results of teachers' participation in professional competitions, publications and editions of methodological literature, public and social activity. However, they cannot be hardly objective, since there are no all-Russian results based on them. Thus, the problem of the objectivity of rewarding teaching staff remains open. In this article, the author has tried to propose answers to the questions that interest pedagogical staff about the particularities of awards distribution. The final tables presented in the article were obtained as a result of monitoring conducted annually by the Institute for Educational Development of the Kirov Region.

Keywords: quota, awards, educational organizations, teaching staff, honorary title.

The article was submitted 12.01.2024; approved after reviewing 13.02.2024; accepted for publication 03.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.