Научная статья на тему 'Внедрение ФГИС «Моя школа» в регионе: опыт, проблемы, решения'

Внедрение ФГИС «Моя школа» в регионе: опыт, проблемы, решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая образовательная среда / ФГИС «Моя школа» / цифровые образовательные сервисы / цифровой образовательный контент / цифровой наставник / digital educational environment / "My School" federal state information system / digital educational services / digital educational content / digital mentor

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулагин Дмитрий Юрьевич, Пустоваченко Нина Николаевна

Одним из ключевых аспектов статьи является опыт внедрения и апробации федеральной государственной информационной системы «Моя школа» (далее — ФГИС «Моря школа») и ее цифровых сервисов в общеобразовательных организациях Калининградской области. Авторы статьи, являясь региональными координаторами проекта, детально описывают свой опыт по вовлечению всех участников образовательных отношений в реализацию проекта. Представлены результаты проделанной работы по освоению и применению функциональных возможностей платформы «Моя школа» в образовательном процессе, а также результаты анкетирования учителей по использованию платформы, демонстрирующие уровень владения сервисами, отношение учителей к функционалу системы и ее эффективности в образовательном процессе. Авторы статьи также делятся результатами и успехами, которые были достигнуты благодаря внедрению ФГИС «Моя школа» и ее цифровых сервисов. Они указывают на положительные изменения, произошедшие в образовательном процессе, а также на развитие навыков и компетенций учащихся. В статье также раскрываются проблемы, с которыми столкнулись координаторы проекта при внедрении платформы. Предлагаются пути решения этих проблем, описывается опыт по работе с педагогическими кадрами. Именно работа с учителями играет важную роль в успешной реализации проекта, и авторы статьи подробно описывают свой опыт по взаимодействию с педагогами и помощи им в освоении платформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулагин Дмитрий Юрьевич, Пустоваченко Нина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the "My School" Federal state information system in the Kaliningrad region: experience, problems, solutions

One of the key aspects of the article is the experience of implementing and testing of "My School" Federal state information system and its digital services in general education institutions in the Kaliningrad region. The authors of the article, who are regional project coordinators, provide a detailed description of their experience in involving all participants of the educational process in the implementation of the project. The results of the accomplished work in mastering and applying the functional capabilities of the "My School" platform in the educational process are presented. Additionally the article shows the results of a survey of teachers on the using of the platform, demonstrating the level of mastery of the services, teachers' attitude towards the system's functionality, and its effectiveness in the educational process. The authors of the article also share the results and successes that have been achieved through the implementation of the "My School" platform and its digital services. They point out positive changes that have occurred in the educational process, as well as the development of students' skills and competencies. The article also highlights the problems faced by the project coordinators during the implementation of the platform. They suggest ways to solve these problems and share their experience in working with teaching staff. Working with teachers plays an important role in the successful implementation of the project, and the authors of the article provide a detailed description of their experience in interacting with educators and assisting them in mastering the platform.

Текст научной работы на тему «Внедрение ФГИС «Моя школа» в регионе: опыт, проблемы, решения»

УДК

371.3

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Внедрение ФГИС «Моя школа» в регионе: опыт, проблемы, решения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 22-43. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/05apr2024/ kvo102/

Кулагин Дмитрий Юрьевич | kulagin@baltinform.ru

Начальник центра информатизации образования Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Пустоваченко Нина Николаевна | n.pustovachenko@baltinform.ru

Заместитель начальника центра информатизации образования Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Внедрение ФГИС «Моя школа» в регионе: опыт, проблемы, решения

Аннотация. Одним из ключевых аспектов статьи является опыт внедрения и апробации федеральной государственной информационной системы «Моя школа» (далее — ФГИС «Моя школа») и ее цифровых сервисов в общеобразовательных организациях Калининградской области. Авторы статьи, являясь региональными координаторами проекта, детально описывают свой опыт по вовлечению всех участников образовательных отношений в реализацию проекта. Представлены результаты проделанной работы по освоению и применению функциональных возможностей платформы «Моя школа» в образовательном процессе, а также результаты анкетирования учителей по использованию платформы, демонстрирующие уровень владения сервисами, отношение учителей к функционалу системы и ее эффективности в образовательном процессе.

Авторы статьи также делятся результатами и успехами, которые были

достигнуты благодаря внедрению ФГИС «Моя школа» и ее цифровых сервисов. Они указывают на положительные изменения, произошедшие в образовательном процессе, а также на развитие навыков и компетенций учащихся. В статье также раскрываются проблемы, с которыми столкнулись координаторы проекта при внедрении платформы. Предлагаются пути решения этих проблем, описывается опыт по работе с педагогическими кадрами. Именно работа с учителями играет важную роль в успешной реализации проекта, и авторы статьи подробно описывают свой опыт по взаимодействию с педагогами и помощи им в освоении платформы.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, ФГИС «Моя школа», цифровые образовательные сервисы, цифровой образовательный контент, цифровой наставник.

УДК

371.3

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Внедрение ФГИС «Моя школа» в регионе: опыт, проблемы, решения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 22-43. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/05apr2024/ kvo102/

C 2019 года Калининградская область участвует в реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (далее — ЦОС): все школы региона оснащены компьютерным и интерактивным оборудованием, выполнены работы по расширению каналов связи и подключению школ к единой сети передачи данных, проведены работы по модернизации локальных вычислительных сетей. Но главной задачей проекта является внедрение на базе созданной инфраструктуры цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности. Эти ресурсы доступны всем участникам образовательного процесса на платформе ФГИС «Моя школа»1. Система разработана Министерством просвещения Российской Федерации в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» и в настоящее время выступает для всех участников образовательных отношений единой точкой доступа к цифровым сервисам и контенту для использования на уроках и во внеурочной деятельности [7]. В тексте постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 года № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» дается четкое определение понятиям «цифровые образовательные 1

сервисы» и «цифровой образовательный контент». Так, цифровые образовательные сервисы — это «цифровые решения, предоставляющие возможность приобретения знаний, умений и навыков, в том числе дистанционно, и обеспечивающие автоматизацию образовательной деятельности» [Цит. по: 6]. Цифровой образовательный контент (далее — ЦОК)

- это «материалы и средства обучения и воспитания, представленные в цифровом виде, включая информационные ресурсы, а также средства, способствующие определению уровня знаний, умений, навыков, компетенции и достижений обучающихся» [Цит. по: Там же].

В настоящее время в системе доступны следующие цифровые сервисы:

- «Аналитика» — статистические данные об активности пользователей системы (доступны администраторам школьного, муниципального и регионального уровней);

- «Библиотека» — общая база контента, содержащего готовые уроки и ато-мизированный контент поставщиков, прошедших государственную экспертизу (около 13 тыс. ресурсов);

- «Библиотека Минпросвещения» — цифровой образовательный контент, разработанной ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», являет собой разработки готовых уроков с 3-го по 11-е классы (по 23 предметам);

1 Федеральная государственная информационная система «Моя школа» доступна по ссылке: https://myschool.edu.ru.

УДК

371.3

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Внедрение ФГИС «Моя школа» в регионе: опыт, проблемы, решения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 22-43. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/05apr2024/ kvo102/

- «Билет в будущее» — учебные материалы профориентационного проекта;

- «Российская электронная школа» — интерактивные уроки для учащихся с 1-го по 11-й класс, разработанные лучшими учителями страны;

- «Цифровой помощник ученика» — сервис, который предлагает подбор верифицированного цифрового учебного материала; помогает составить индивидуальный учебный план, учитывая интересы и способности учащегося [4]; подготовиться к ВПР или ОГЭ (по 10 предметам: «Биология», «География», «Информатика», «История», «Литература», «Математика», «Обществознание», «Русский язык», «Физика», «Химия») учащимся 5-9-х классов;

- «Цифровой помощник учителя» — сервис, который использует экспертные системы искусственного интеллекта для автоматизации проверки домашних заданий, планирования рабочих программ и поддержки преподавателей [Там же] и подготовки к аттестации;

- «Цифровой помощник родителя» — проактивный сервис, обеспечивающий автоматизированный подбор и поступление детей в общеобразовательные

организации, а также организации дополнительного образования, запись на участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях [Там же];

- «Сферум» — информационно-коммуникационная образовательная платформа для учителей и учеников;

- «Тесты» — подсистема для создания тестов различного уровня сложности и проведения тестирования и опросов;

- «Файлы» — подсистема для облачного хранилища файлов и организации совместной работы с документами (просмотр, редактирование);

- «Электронный журнал / дневник»;

- «Художественная литература» — цифровая коллекция произведений русских классиков.

В ближайшее время система пополнится такими сервисами, как «Дополнительное образование», «Цифровой психолог», «Система управления в образовательной организации».

На этапе создания цифровых сервисов ФГИС «Моя школа» общеобразовательные организации региона активно участвовали в апробации сервисов» [1, с. 45] (таблица 1).

УДК

371.3

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Внедрение ФГИС «Моя школа» в регионе: опыт, проблемы, решения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 22-43. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/05apr2024/ kvo102/

Таблица 1 — Перечень образовательных организаций, принявших участие в апробации цифровых сервисов

Наименование цифрового сервиса Период апробации Участники апробации

«Аналитика» Декабрь 2022 г. — август 2023 г. Калининградский областной институт развития образования

«Библиотека Минпросвещения» Март 2022 г. — май 2022 г. Калининградский областной институт развития образования, МБОУ гимназия № 7 г. Балтийска имени К. В. Покровского, МБОУ «СОШ п. Нивенское», МАОУ СОШ № 57 г. Калининграда

«Сферум» Октябрь 2020 г. — декабрь 2020 г. МБОУ гимназия № 7 г. Балтийска имени К. В. Покровского, МАОУ «Лицей № 10» г. Советска, МАОУ «Гимназия № 2 г. Черняховска»

«Цифровой помощник ученика» Май 2023 г. МАОУ гимназия № 32 г. Калининграда, МАОУ СОШ № 25 с УИОП г. Калининграда

«Цифровой помощник учителя» Ноябрь 2023 г. — декабрь 2023 г. МАОУ СОШ № 6 с УИОП г. Калининграда, МАОУ СОШ № 57 г. Калининграда, МАОУ «СОШ г. Зеленоградска»

«Цифровой помощник родителя» Декабрь 2023 г. Калининградский областной институт развития образования, МАОУ ООШ п. Мельниково, МАОУ «Гимназия "Вектор" г. Зеленоградска», МАОУ ООШ п. Грачевка, АНО лицей «Ганзейская ладья», МАОУ гимназия № 32 г. Калининграда

Замечания и предложения участников апробации были учтены в процессе доработки системы, а наработанный опыт региона как флагмана проекта ЦОС был представлен на федеральном уровне в качестве руководства по внедрению компонентов системы в общеобразовательных организациях.

Мероприятия по внедрению системы ФГИС «Моя школа» начались в августе 2022 года с массовой загрузки списка общеобразовательных организаций,

муниципальных образований, учетных записей региональных координаторов и педагогических работников, чьи аккаунты на тот момент имелись на едином портале государственных и муниципальных услуг. Эта работа была проведена централизованно специалистами ФГАНУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования».

Параллельно в регионе была создана структура координирующей команды,

УДК

371.3

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Внедрение ФГИС «Моя школа» в регионе: опыт, проблемы, решения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 22-43. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/05apr2024/ kvo102/

состоящей из региональных и муниципальных координаторов и школьных администраторов, что позволило оперативно приступить к работе и предоставить доступ к системе координаторам и

администраторам. В настоящее время, благодаря данной проектной структуре, оперативно решаются все проблемные вопросы пользователей системы (рисунок 1).

Рисунок 1 — Организационная структура внедрения ФГИС «Моя школа»

На начальном этапе внедрения системы региональные и муниципальные координаторы сталкивались с рядом проблем и сложностей, связанных не только с недоработками функционала системы и ее технической поддержки, но и уровнем

компетенций самих администраторов. Кроме того, на начальном этапе у пользователей возникало множество ошибок авторизации, техническая поддержка не справлялась с такими объемами заявок, поступающих от пользователей со всей страны.

УДК

371.3

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Внедрение ФГИС «Моя школа» в регионе: опыт, проблемы, решения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 22-43. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/05apr2024/ kvo102/

Все эти факторы порождали нежелание педагогов, имеющих многолетний опыт применения коммерческих образовательных платформ, использовать ФГИС «Моя школа»; негативный фон поддерживался также и родительской общественностью, резко отрицательно настроенной к экспериментам по циф-ровизации в школе.

Для оперативной поддержки пользователей и снятия напряженности был создан региональный чат «Моя школа — 39», выделен телефон «горячей линии», создан специализированный раздел на сайте Калининградского областного института развития образования, назначен дублер муниципальных координаторов из числа сотрудников центра информатизации образования, организованы онлайн-консультации и т. д.

Особое внимание уделялось просветительской работе среди учителей и родителей: проводились обучающие

вебинары в рамках работы Калининградского областного института развития образования2, выездные семинары для педагогов по теме «Цифровые инструменты ФГИС "Моя школа" для

педагога», онлайн-семинары в рамках Августовского педагогического форума, тренинги для руководителей общеобразовательных организаций и администраторов; началась реализация проекта «Цифровые наставники» [2, с. 29]; осуществлялось повышение квалификации учителей по дополнительной профессиональной программе «Применение цифровых технологий в образовании в условиях информационного общества»3 и пр.

Проведенные мероприятия на этапе внедрения позволили региону достигнуть высоких результатов и быть в числе наиболее успешных в Российской Федерации. На начальном этапе (декабрь 2022 года) доступ к ФГИС «Моя школа» имели 75,3 % педагогических работников. В настоящее время 100 % учителей, 57,5 % учеников и одна треть родителей имеют возможность пользоваться информационной системой [9]. Этому способствовало проведение ряда мероприятий федерального уровня: смена команды технической поддержки; передача функций информационно-методической поддержки пользователей ФГИС «Моя школа» Государственному университету просвещения; создание

2 Афиша и записи мероприятий лектория центра информатизации образования Калининградского областного института развития образования доступны по ссылке: https://lectorium.baltinform.ru .

3 Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Применение цифровых технологий в образовании в условиях информационного общества» доступна по ссылке: https://koiro.edu.ru/portfolio-item/primenenie-cifrovyh-tekhnologij-v-obrazovanij-v-usloviyah-informacionnoqo-obshchestva .

УДК

371.3

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Внедрение ФГИС «Моя школа» в регионе: опыт, проблемы, решения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 22-43. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/05apr2024/ kvo102/

специализированного портала4; проведение массовых обучающих вебинаров; заключение договора о сотрудничестве Государственного университета просвещения и Калининградского областного института развития образования; обеспечение оперативного взаимодействия между региональной командой и специалистами технической и информационно-методической поддержки посредством чата «ЦОС. Калининградская область»; проведение курсов повышения квалификации для администраторов образовательных организаций, муниципальных и региональных координаторов, педагогов образовательных организаций по взаимодействию с компонентами цифровой образовательной среды.

В настоящее время региональные координаторы озабочены вопросами применения ресурсов ФГИС «Моя школа» педагогами; одновременно с этим необходимо выявить пользовательские проблемы при использовании ее ресурсов, проанализировать ее методический потенциал и практическую ценность внедренных решений для образовательного процесса. С этой целью авторами настоящей работы был проведен анонимный опрос педагогов Калининградской области,

результаты которого не только должны стать основанием новой модернизации функционала системы и ее контента, но и учитываться в ходе планирования дальнейшей информационно-методической работы в регионе.

Анкета включала 20 вопросов (приложение 1). В опросе принял участие 721 учитель (12 % от общего количества учителей в регионе). Результаты анкетирования показали, насколько регулярно учителя используют цифровые сервисы ФГИС «Моя школа» в образовательном процессе: «постоянно» — 17,6 % респондентов; «часто» — 30,5 %; «иногда» — 30,8 %; «редко» — 16,9 %; «никогда» — 3,5 %; «другое» — 0,7 % («один раз в неделю», «некогда пользоваться», «когда дает администрация», «нет доступа», «очень редко»).

Самыми востребованными цифровыми сервисами ФГИС «Моя школа», по мнению учителей, являются «Сферум» (67,3 %), «Электронный журнал / дневник» (54,8 %), «Российская электронная школа» (51,6 %), «Библиотека» (43,1 %), «Библиотека Минпросвещения» (30 %), «Цифровой помощник учителя» (25,1 %) (рисунок 2).

4 Портал информационно-методической поддержки пользователей ФГИС «Моя школа» доступен по ссылке: https://myschool.quppros.ru .

УДК

371.3

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Внедрение ФГИС «Моя школа» в регионе: опыт, проблемы, решения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 22-43. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/05apr2024/ kvo102/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Сферум»

67,3%

«Электронный журнал / дневник» «Российская электронная школа» «Библиотека» «Библиотека Минпросвещения» «Цифровой помощник учителя»

«Тесты»

■ 54,8% 51,6%

43,1%

19,7%

30,0%

«Файлы»

10%

«Художественная литература» «Цифровой помощник ученика» «Цифровой помощник родителя»

8,5% ■ 2,9%

■ 1,9%

Рисунок 2 — Сравнение востребованности учителями цифровых сервисов ФГИС «Моя школа»

Учителя, которые выбирают для работы сервисы «Библиотека» и «Библиотека Минпросвещения», объясняют свой выбор тем, что это

- «возможность облегчить работу, сократив временные затраты на подготовку к уроку» (62,8 %);

- «проверенный и утвержденный ресурс» (40,6 %);

- «вопрос профессионального и личностного развития» (38,8 %);

- «обязательный профессиональный инструмент учителя» (23,3 %).

- «возможность получения дополнительных бонусов (стимулирующие выплаты, возможность работы наставником, экспертом)» (7,8 %);

- «вопрос авторитета и престижа профессии у учеников и их родителей» (3,9 %).

Без использования ФГИС «Моя школа», по

мнению респондентов, затруднительно

- «найти полную и достоверную информацию для подготовки к уроку» (43,6 %);

- «составить план, сценарий учебного занятия в соответствии с рабочей программой» (25,8 %);

- «подготовить полноценный отчет о своей работе» (17,9 %);

- «провести объективную / независимую диагностику знаний и умений учащихся» (24,7 %);

УДК

371.3

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Внедрение ФГИС «Моя школа» в регионе: опыт, проблемы, решения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 22-43. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/05apr2024/ kvo102/

- «организовать коммуникацию с учениками, родителями» (29,4 %);

- «подготовить, провести диагностические работы и проанализировать результаты учеников» (26,6 %);

- «организовать самостоятельную работу учащихся» (30 %);

- «другое» (10,3 %) (среди аргументов: «нет необходимости», «не считаю нужным», «не пользуюсь», «нет материалов по моему предмету (классу)», «затрудняюсь с ответом», «администрация заставляет использовать», «не использую Библиотеку, захожу на ресурсы напрямую, например, в Российской электронной школе»).

Здесь же уместно будет привести ответы учителей на вопросы «Почему Вы выбрали для использования в своей работе ФГИС "Моя школа"?» и «Укажите наиболее значимые для Вас критерии выбора цифрового образовательного контента (выберите два ответа)?» (рисунки 3, 4).

Половина опрошенных учителей считает, что использование цифровых сервисов ФГИС «Моя школа» не повлияло ни на интерес учащихся к предмету, ни на мотивацию к обучению, ни на образовательные результаты, ни на самостоятельность в учебной работе (таблица 2).

Другое

10,7%

В результате самостоятельного решения 8,1%

По рекомендации специалистов методических служб

По рекомендации коллег

29,1%

52,1%

Рисунок 3 — Распределение ответов учителей на вопрос «Почему Вы выбрали для использования в своей работе

ФГИС "Моя школа"?»

УДК

371.3

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Внедрение ФГИС «Моя школа» в регионе: опыт, проблемы, решения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 22-43. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/05apr2024/ kvo102/

Затрудняюсь ответить Положительный отзыв коллег

Удобная навигация

Наличие экспертной оценки размещенных материалов Уникальность материалов, наличие авторских работ

Наличие готовых сценариев занятий

17,6% 21,9%

26,6%

33,6%

39,4%

49,8%

Рисунок 4 — Распределение ответов учителей на вопрос «Укажите наиболее значимые для Вас критерии выбора цифрового образовательного контента»

Таблица 2 — Распределение ответов учителей на вопрос «Как повлияло использование цифровых сервисов ФГИС "Моя школа" на учебную деятельность обучающихся?»

№ п/п Позиция Повысило значи- тельно Повысило Не изменило Снизило Снизило значи- тельно

1. Интерес к предмету 6 % 41,3 % 50,8 % 0,7 % 1,2 %

2. Мотивацию к обучению 4 % 38,4 % 55,2 % 1 % 1,4 %

3. Образовательные результаты по предмету 3,2 % 38 % 56,6 % 1,5 % 0,7 %

4. Самостоятельность в учебной работе 4,5 % 43,6 % 49,4 % 1,5 % 1 %

УДК

371.3

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Внедрение ФГИС «Моя школа» в регионе: опыт, проблемы, решения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 22-43. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/05apr2024/ kvo102/

Примечательно, что от 0,7 до 1,5 % учителей полагают, что использование цифровых сервисов отрицательно сказывается на учебной деятельности обучающихся. В то же время от 3,2 % до 43,6 % учителей имеют противоположное мнение.

По нашему мнению, такая позиция может свидетельствовать о том, что уровень доверия пользователей к информационной системе остается недостаточным, сильно сказываются недоработки системы, устоявшиеся стереотипы и

привязанность к изученным системам, административное давление на учителей с целью достижения показателей «цифровой зрелости»5 сферы общего образования и показателей реализации проекта «Цифровая образовательная среда», на что указывают ответы наших респондентов [5].

Достаточно высоко учителя оценивают возможности ЦОК для организации образовательного процесса (таблица 3).

Таблица 3 — Распределение ответов учителей на вопрос «Как Вы оцениваете возможности использования цифрового образовательного контента ФГИС "Моя школа" для организации образовательного процесса?»

№ п/п Позиция Продуктивно И продуктивно, и непродуктивно Непродуктивно

1. Персонализированных форм обучения 47,9 % 43,5 % 8,6 %

2. Групповых форм обучения 40,2 % 47,7 % 12,1 %

3. Коллективных форм обучения 42,9 % 46,3 % 10,8 %

4. Проектной формы обучения 46,3 % 43,2 % 10,5 %

5. Дифференциации обучения 50,6 % 40,5 % 8,9 %

5 Цифровая зрелость — это «уровень развития организации или отрасли в рамках реализации мероприятий по цифровой трансформации» [Цит. по: 3].

УДК

371.3

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Внедрение ФГИС «Моя школа» в регионе: опыт, проблемы, решения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 22-43. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/05apr2024/ kvo102/

Респонденты отмечают, что ЦОК используется ими в ходе занятий для решения следующих задач:

- «для предъявления учебной информации (демонстрации объектов, явлений и процессов и т. д.)» (58,3 %);

- «для самостоятельной работы учащихся по изучению нового материала (информационно-справочное обеспечение всех видов занятий; моделирование объектов, явлений и процессов и др.)» (38,8 %);

- «для практической работы учащихся при закреплении материала (формирование навыков и умений различного характера, решение задач, лабораторные работы и т. п.)» (43 %);

- «для автоматизации контроля и оценки знаний учащихся (проведение тестов, контрольных и т. п.)» (27,7 %);

- «я не использую цифровой образовательный контент на уроке» (19,4 %);

- другое («для проработки тем учащимися, отсутствующими на данном уроке», «нет необходимости», «достаточно собственных разработок», «нет в классе технической возможности», «Учи.ру намного интереснее», «использую как дополнительные задания на дом», «мало информации», «проблемы с регистрацией у детей») (1,9 %).

Результаты опроса показывают, что 36,2 % учителей, принимавших участие в анкетировании, имеют опыт проведения уроков с применением сервисов ФГИС «Моя школа» — прежде всего это учителя математики, русского языка и литературы, начальной школы (рисунок 5).

Математика Русский язык Оркужающий мир Литература Информатика Английский язык История Музыка Биология Технология ИЗО Г еография Обществознание ОБЖ Физкультура Физика Немецкий язык Химия

5,8%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5,3%

5,3%

и 4,6%

■ 3,9%

3,6%

2,5%

2,5%

2,1%

2,1%

2,1%

1,8%

1,1%

1,1%

14,9%

14,9%

13,2%

13,2%

Рисунок 5 — Доля учителей, имеющих опыт проведения уроков с применением сервисов ФГИС «Моя школа» (в разрезе предметов)

УДК

371.3

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Внедрение ФГИС «Моя школа» в регионе: опыт, проблемы, решения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 22-43. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/05apr2024/ kvo102/

Учителя считают, что использование ресурсов и сервисов ФГИС «Моя школа» наиболее эффективно на следующих этапах уроков:

- объяснение нового материала — 55,5 %;

- закрепление — 53,5 %;

- мотивация и актуализация знаний

— 32 %;

- выполнение домашней работы — 30,8 %;

- ни один из перечисленных вариантов

— 12,3 %.

Отметим, что 44,8 % учителей применяют в своей работе модели смешанного обучения, предполагающие самостоятельную работу учащихся по подготовке к уроку или изучению нового материала с использованием электронных образовательных материалов; 38,3 % учителей знакомы с этими методиками, но пока не применяют их в работе; 12,6 % учителей считают данные модели обучения достаточно сложными в организационном плане, а 4,3 % учителей принципиально не хотят использовать эти модели в работе.

Опыт организации очного урока с подключением дистанционных учеников (гибридное обучение) имеется у

- 18 % учителей, использующих ресурсы и сервисы ФГИС «Моя школа»;

- 15,7 % учителей, использующих собственные разработки и иные сервисы;

Еще 66,3 % учителей не имеют опыта гибридного обучения.

Здесь важно отметить, что 5 % учителей готовы провести семинар по применению

сервисов ФГИС «Моя школа» на уроке для учителей региона.

Самыми распространенными факторами, влияющими на комфортность работы с цифровыми сервисами ФГИС «Моя школа», по мнению учителей, являются наличие подсказок, понятный интерфейс, наличие большого количества качественной информации, доступность информации и расположение ее в одном месте.

Факторы, препятствующие работе учителя с цифровыми сервисами ФГИС «Моя школа», можно условно сгруппировать в шесть групп:

1) инфраструктурные (нестабильная работа школьного Интернета, долгая загрузка видеороликов, недостаточная оснащенность учебных кабинетов);

2) авторизационные (сложность регистрации для обучающихся и родителей; трудоемкость входа в систему для учителей во время образовательного процесса (переход учителя из кабинета в кабинет требует постоянной авторизации на персональном компьютере); многочисленные авторизации или выбор региона на сервисах внутри платформы; отсутствие регистрации у детей);

3) технические (сбои в работе платформы, в том числе отсутствие полноценной интеграции между сервисами, невозможность открыть несколько вкладок одновременно, невозможность быстрого перехода с одной страницы на другую; необходимость закрыть урок и открыть его заново,

УДК

371.3

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Внедрение ФГИС «Моя школа» в регионе: опыт, проблемы, решения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 22-43. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/05apr2024/ kvo102/

чтобы несколько раз просмотреть элемент урока; отсутствие возможности автоматического выставления оценок в электронный журнал / дневник за выполнение заданий или тестов; невозможность вернуться на исходную страничку или работать с несколькими сервисами одновременно; отсутствие возможности проверить задания, выполняемые учениками, и вообще отследить, выполняли ли они задание);

4) контентные (не по всем предметам и классам разработан контент, отсутствует контент для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; мало материалов для проведения практических работ и тестирования; мелкий шрифт предъявляемого материала для вывода на экран, не всегда открываются электронные образовательные материалы);

5) компетентностные (недостаточность знаний пользователей по работе с цифровыми сервисами, неосведомленность, недостаточность опыта; требуется много времени для отбора контента, просмотра, анализа; негативное отношение к цифровым сервисам со стороны родителей; адаптация к новому);

6) пользовательские (сложность в создании и использовании тестов, отсутствие обратной связи с разработчиками, отсутствие простого формата создания ссылок на облачные файлы, сложность работы с системой поиска, потребность в большем количестве времени для апробации).

На вопрос «Какие главные преимущества использования ФГИС "Моя школа" Вы могли бы назвать?» ответили только 67,6 % опрошенных учителей, не ответили или не видят преимуществ 22,6 %, затруднились с ответом — 9,8 %. В качестве преимуществ ФГИС «Моя школа» по сравнению с другими цифровыми платформами отмечены следующие: верифицированный ЦОК, соответствие электронных образовательных материалов обновленным ФГОС, актуальность, безопасность, доступность, достоверность, полнота, современность контента.

Кроме того, учителя считают, что сценарии уроков, размещенные в «Библиотеке», хорошо разработаны, облегчают ведение и объяснение урока; «Библиотека» содержит большое количество интересных и разнообразных заданий, отсутствует реклама, вся необходимая информация собрана в одном месте, цифровые образовательные ресурсы понятны учащимся, а потому легче ими воспринимаются.

ФГИС «Моя школа» позволяет оценивать знания обучающихся, сократить время подготовки учителя к урокам, создавать тесты для проверки знаний или закрепления материала согласно заданной теме, индивидуальным особенностям детей, сделать уроки интересными, повысить мотивацию и успеваемость обучающихся, использовать электронные образовательные материалы в случае отсутствия обучающегося на уроке.

УДК

371.3

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Внедрение ФГИС «Моя школа» в регионе: опыт, проблемы, решения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 22-43. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/05apr2024/ kvo102/

Респонденты считают, что цифровым сервисам ФГИС «Моя школа» не хватает следующих функциональных возможностей:

- автоматического выставления оценок в электронный журнал;

- полноты ЦОК (не все уроки имеются в «Библиотеке»);

- стабильно работающих ссылок;

- возможности для учителей видеть списки класса (обучающихся, зарегистрированных в системе);

- наличия банка готовых тестов;

- проверки работ с помощью искусственного интеллекта;

- поддержки электронного журнала / дневника;

- планов-конспектов уроков и пр.

Нет сомнения в том, что все перечисленные выше проблемы, связанные с функционалом ФГИС «Моя школа», будут решены федеральными координаторами проекта. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2023 года № 2894-р предполагается, что базовые цифровые сервисы («Библиотека ЦОК», «Цифровой помощник ученика», «Цифровой помощник учителя», «Цифровой помощник родителя», «Цифровое портфолио ученика», «Система управления в образовательной организации») до 2030 года будут ежегодно дорабатываться и обновляться [8].

Авторы настоящей работы также считают важным проведение подобных исследований ежегодно на федеральном уровне для оценки удовлетворенности участников образовательных отношений

функциональными возможностями

системы и ее доработки. Это не только позволит сформировать базу для проведения модернизации функционала, но и будет способствовать повышению уровня интереса и доверия к самой системе со стороны учителей. А на региональном уровне будет продолжена просветительская работа для всех участников образовательного процесса:

- для педагогов — разработка и обучение слушателей по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Применение ФГИС "Моя школа" в образовательном процессе», развитие проекта «Цифровые наставники», проведение конкурса «Лучший урок с "Моей школой"», организация работы постоянно действующего семинара «ФГИС «Моя школа» — основной цифровой инструмент учителя»;

- для учеников — реализация проекта «Учимся сами, учимся вместе, учим друг друга»;

- для родителей — организация цикла обучающих семинаров «ФГИС "Моя школа" — основной цифровой инструмент ученика».

Список литературы

1. Кулагин, Д. Ю. Об апробации федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды в Калининградской области [Электронный ресурс] / Д. Ю. Кулагин, Н. Н. Пустоваченко // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 4 (12) / декабрь. —

УДК

371.3

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Внедрение ФГИС «Моя школа» в регионе: опыт, проблемы, решения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 22-43. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/05apr2024/ kvo102/

С. 43-50. — URL: https://koiroiournal. ru/rea[ises/q2021/24dec2021/kvo405/ (дата обращения: 09.02.2024).

2. Кулагин, Д. Ю. Цифровой наставник

в системе внутришкольного повышения квалификации [Электронный ресурс] / Д. Ю. Кулагин, Н. Н. Пустоваченко // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 4 (20) / декабрь. — С. 25-35. — URL: https://koiroiournal.ru/realises/

q2023/26dec2023/kvo403/ (дата обращения: 09.02.2024).

3. Методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием [Электронный ресурс] // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. — URL: https:// diqital.qov.ru/uploaded/files/mr-po-tst-qk.pdf (дата обращения: 26.02.2024).

4. Паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования» [Электронный ресурс] // Стратегия Российской Федерации. — URL: https://storaqe. strateqy24.ru/fiLes/news/202108/43fb 021bdd716421c34492388e98a41c.pdf (дата обращения: 26.02.2024).

5. Перечень показателей федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. — URL: https://rosstat. qov.ru/storaqe/mediabank/FP0904. htm (дата обращения: 26.02.2024).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 года

№ 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [Электронный ресурс] // Официальное опубликование правовых актов. — URL: http://publication.pravo. qov.ru/document/0001202310120031 (дата обращения: 08.02.2024).

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2022 года № 1241 «О федеральной государственной информационной системе "Моя школа" и внесении изменения в подпункт "а" пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме» [Электронный ресурс] // Официальное опубликование правовых актов. — URL: http://publication.pravo.qov. ru/Document/View/0001202207150030 (дата обращения: 12.02.2024).

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.10.2023 года № 2894-р [Электронный ресурс] // Официальное опубликование правовых актов. — URL: http://publication.pravo. qov.ru/document/0001202310270020 (дата обращения: 12.02.2024).

9. Сервис аналитики ЦОС [Сайт]. — URL: https://data.edu.ru/ (дата обращения: 09.02.2024).

Научно-методический электронный журнал

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Внедрение ФГИС «Моя школа» в регионе: опыт, проблемы, решения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 22-43. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/05apr2024/ kvo102/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета ФГИС «Моя школа»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Имеете ли Вы доступ к ФГИС «Моя школа»?

Выберите один ответ.

- Да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

2. Как часто Вы используете цифровые сервисы ФГИС «Моя школа»?

Выберите один ответ.

- Постоянно;

- часто;

- иногда;

- редко;

- никогда;

- другое (ввести ответ).

3. Какой цифровой сервис ФГИС «Моя школа» Вы используете в своей работе?

Выберите несколько ответов.

- «Библиотека»;

- «Библиотека Минпросвещения»;

- «Помощник ученика»;

- «Помощник учителя»;

- «Помощник родителя»;

- «Российская электронная школа»;

- «Сферум»;

- «Тесты»;

- «Файлы»;

- «Электронный журнал / дневник»;

- «Художественная литература».

4. Вы считаете необходимым использовать Библиотеку цифрового образовательного контента (сервисы «Библиотека», «Библиотека Минпросвещения») в образовательном процессе, так как это ...

Выберите два ответа.

- Вопрос профессионального и личностного развития;

- возможность получения дополнительных бонусов (стимулирующие выплаты, возможность работы наставником, экспертом);

Научно-методический электронный журнал

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Внедрение ФГИС «Моя школа» в регионе: опыт, проблемы, решения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 22-43. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/05apr2024/ kvo102/

- возможность облегчить работу, сократив временные затраты на подготовку к уроку;

- вопрос авторитета и престижа профессии у учеников и их родителей;

- обязательный профессиональный инструмент учителя;

- проверенный и утвержденный ресурс;

- другое (ввести ответ).

5. Из опыта своей работы Вы знаете, что без использования ФГИС «Моя школа» затруднительно ...

Выберите три ответа.

- Найти полную и достоверную информацию для подготовки к уроку;

- составить план, сценарий учебного занятия в соответствии с рабочей программой;

- подготовить полноценный отчет о своей работе;

- провести объективную / независимую диагностику знаний и умений учащихся;

- организовать коммуникацию с учениками, родителями;

- подготовить, провести диагностические работы и проанализировать результаты учеников;

- организовать самостоятельную работу учащихся;

- другое (ввести ответ).

6. Вы выбрали для использования в своей работе ФГИС «Моя школа» ...

Выберите один ответ.

- По рекомендации коллег;

- по рекомендации специалистов методических служб;

- в результате самостоятельного решения;

- другое (ввести ответ).

7. Укажите наиболее значимые для Вас критерии выбора цифрового образовательного контента.

Выберите два ответа.

- Наличие экспертной оценки размещенных материалов;

- уникальность материалов, наличие авторских разработок;

- положительные отзывы коллег;

- наличие готовых сценариев занятий;

- удобная навигация;

- полнота материалов;

- затрудняюсь ответить.

УДК

371.3

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Внедрение ФГИС «Моя школа» в регионе: опыт, проблемы, решения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 22-43. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/05apr2024/ kvo102/

8. Отметьте, как повлияло использование цифровых сервисов ФГИС «Моя школа» на учебную деятельность обучающихся.

Выберите один вариант в каждом ряду.

Интерес к предмету

Повысило значительно Повысило Не изменило Снизило Снизило значительно

Мотивацию к обучению

Повысило значительно Повысило Не изменило Снизило Снизило значительно

Образовательные результаты по предмету

Повысило значительно Повысило Не изменило Снизило Снизило значительно

Самостоятельность в учебной работе

Повысило значительно Повысило Не изменило Снизило Снизило значительно

9. Как Вы оцениваете возможности использования цифрового образовательного контента ФГИС «Моя школа» для организации образовательного процесса?

Выберите один вариант в каждом ряду.

Персонализированных форм обучения

Продуктивно И продуктивно, и непродуктивно Непродуктивно

Групповых форм обучения

Продуктивно И продуктивно, и непродуктивно Непродуктивно

Коллективных форм обучения

Продуктивно И продуктивно, и непродуктивно Непродуктивно

Проектной формы обучения

Продуктивно И продуктивно, и непродуктивно Непродуктивно

Дифференциации обучения

Продуктивно И продуктивно, и непродуктивно Непродуктивно

Научно-методический электронный журнал

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Внедрение ФГИС «Моя школа» в регионе: опыт, проблемы, решения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 22-43. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/05apr2024/ kvo102/

10. Используете ли Вы цифровой образовательный контент ФГИС «Моя школа» в ходе своих занятий для решения представленных ниже задач?

Выберите несколько ответов.

- Для предъявления учебной информации (демонстрации объектов, явлений и процессов и т. д.);

- для самостоятельной работы учащихся по изучению нового материала (информационно-справочное обеспечение всех видов занятий; моделирование объектов, явлений и процессов и др.);

- для практической работы учащихся при закреплении материала (формирование навыков и умений различного характера, решение задач, лабораторные работы и т. п.);

- для автоматизации контроля и оценки знаний учащихся (проведение тестов, контрольных и т. п.);

- я не использую цифровой образовательный контент на уроке;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- другое (ввести ответ).

11. Имеется ли у Вас опыт проведения уроков с применением сервисов ФГИС «Моя школа»?

Выберите один ответ.

- Да (назовите предмет, тему урока);

- нет.

12. На каких этапах урока использование ресурсов и сервисов ФГИС «Моя школа» наиболее эффективно?

Выберите несколько ответов.

- Мотивация и актуализация знаний;

- объяснение нового материала;

- закрепление;

- домашняя работа;

- ни один из перечисленных.

13. Применяете ли Вы в своей работе модели смешанного обучения, предполагающие самостоятельную работу учащихся по подготовке к уроку или изучению нового материала с использованием электронных образовательных материалов?

Выберите один ответ.

- Да, применяю в своей работе;

- я знаком с этими методиками, но пока не применял(-а) в работе;

- нет, это достаточно сложные в организационном плане модели организации обучения;

- нет, принципиально не хочу использовать в работе эти модели.

Научно-методический электронный журнал

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Внедрение ФГИС «Моя школа» в регионе: опыт, проблемы, решения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 22-43. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/05apr2024/ kvo102/

14. Имеете ли Вы опыт организации очного урока с подключением дистанционных учеников (гибридное обучение)? Используете ли Вы в этом случае ресурсы и сервисы ФГИС «Моя школа»?

Выберите один ответ.

- Да, такой опыт имеется. Ресурсы ФГИС «Моя школа» использую;

- да, такой опыт имеется. Использую для организации только собственные разработки и иные сервисы;

- нет, опыта гибридного обучения не имею.

15. В каком из элементов дидактической цепочки ресурсы и сервисы ФГИС «Моя школа» наиболее эффективны?

Выберите один ответ.

- Объяснение;

- закрепление;

- контроль;

- ни в одном из элементов.

16. Готовы Вы провести семинар по применению сервисов ФГИС «Моя школа» на уроке для учителей региона?

Выберите один ответ.

- Да;

- нет;

- другое (ввести ответ).

17. Какие факторы помогали Вам комфортно работать с цифровыми сервисами ФГИС «Моя школа» (например, интуитивно понятный интерфейс, наличие подсказок и т. д.)?

18. Какие факторы мешали Вам комфортно работать с цифровыми сервисами ФГИС «Моя школа»?

19. Какие главные преимущества использования ФГИС «Моя школа» Вы могли бы назвать?

20. Какого функционала не хватает цифровым сервисам ФГИС «Моя школа»?

УДК

371.3

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Кулагин Д. Ю., Пустоваченко Н. Н. Внедрение ФГИС «Моя школа» в регионе: опыт, проблемы, решения // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2024. - № 1 (21) / апрель. - С. 22-43. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2024/05apr2024/ kvo102/

Dmitry Y. Kulagin

Kaliningrad Regional Institute of Education Development Kaliningrad, Russia

Nina N. Pustovachenko

Kaliningrad Regional Institute of Education Development Kaliningrad, Russia

Implementation of the "My School" Federal state information system in the Kaliningrad region: experience, problems, solutions

Abstract. One of the key aspects of the article is the experience of implementing and testing of "My School” Federal state information system and its digital services in general education institutions in the Kaliningrad region. The authors of the article, who are regional project coordinators, provide a detailed description of their experience in involving all participants of the educational process in the implementation of the project. The results of the accomplished work in mastering and applying the functional capabilities of the "My School" platform in the educational process are

Статья поступила в редакцию 26.02.2024; одобрена после рецензирования 14.03.2024; принята к публикации 03.04.2024.

presented. Additionally the article shows the results of a survey of teachers on the using of the platform, demonstrating the level of mastery of the services, teachers' attitude towards the system's functionality, and its effectiveness in the educational process. The authors of the article also share the results and successes that have been achieved through the implementation of the "My School" platform and its digital services. They point out positive changes that have occurred in the educational process, as well as the development of students' skills and competencies. The article also highlights the problems faced by the project coordinators during the implementation of the platform. They suggest ways to solve these problems and share their experience in working with teaching staff. Working with teachers plays an important role in the successful implementation of the project, and the authors of the article provide a detailed description of their experience in interacting with educators and assisting them in mastering the platform.

Keywords: digital educational environment, "My School" federal state information system, digital educational services, digital educational content, digital mentor.

The article was submitted 26.02.2024; approved after reviewing 14.03.2024; accepted for publication 03.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.