Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / МЕТОД / ОЦЕНКА / РУССКИЙ ЯЗЫК / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аннатаганова Огульнияз Бердыевна, Чаканова Марал Халмурадовна

В данной работе рассматривается вопрос обучения русскому языку в технических вузах. Проведен перекрестный и сравнительный анализ систем обучения русскому языку как иностранному языку. Даны рекомендации по внедрению технологий в отрасль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE IN A TECHNICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

This paper considers the issue of teaching the Russian language in technical universities. A crosssectional and comparative analysis of the systems of teaching Russian as a foreign language has been carried out. Recommendations are given on the introduction of technologies in the industry

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

УДК 811.161

Аннатаганова Огульнияз Бердыевна

Международный университет нефти и газа имени Ягшигельды Какаева

г. Ашхабад, Туркменистан Чаканова Марал Халмурадовна Международный университет нефти и газа имени Ягшигельды Какаева

г. Ашхабад, Туркменистан

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Аннотация

В данной работе рассматривается вопрос обучения русскому языку в технических вузах. Проведен перекрестный и сравнительный анализ систем обучения русскому языку как иностранному языку. Даны рекомендации по внедрению технологий в отрасль.

Ключевые слова Анализ, метод, оценка, русский язык, обучение.

Annataganova Ogulniyaz Berdyewna

International oil and gas university Ashgabat, Turkmenistan Chakanova Maral Halmuradowna

International oil and gas university Ashgabat, Turkmenistan

METHODOLOGY OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE IN A TECHNICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Abstract

This paper considers the issue of teaching the Russian language in technical universities. A cross-sectional and comparative analysis of the systems of teaching Russian as a foreign language has been carried out. Recommendations are given on the introduction of technologies in the industry

Keywords

Analysis, method, assessment, Russian language, training.

Глобализация мира способствует динамичной интеграции систем профессионального образования в международное образовательное пространство. Задача профессиональных учебных заведений сегодня состоит в том, чтобы подготовить специалистов с личными и профессиональными качествами, которые помогут им интегрироваться в экономику. Серьезное переосмысление структуры, содержания и предоставления высшего образования в последние десятилетия делает невозможным включение его в национальную структуру. Расовые и территориальные границы становятся все более размытыми, особенно с учетом развития мировых экономических и социальных процессов. В процессе современного образования студенты инженерных специальностей должны обладать способностью быть самостоятельными, мобильными экспертами международного уровня и иметь высокий уровень коммуникативных навыков, чтобы суметь уверенно интегрироваться в профессиональную среду. Являясь частным случаем вышеуказанной глобальной миссии, русские классы дают студентам

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»

возможность приобрести актуальные знания, необходимые для участия в педагогической и научной деятельности основных факультетов Технического университета.

Русский язык как иностранный - один из самых сложных языков для изучения студентами технического вуза. Возникают трудности в восприятии фонетических особенностей русского языка, восприятии речи, понимании грамматики, трудности в выражении мыслей в письменной и устной речи. Курсы обучения русскому языку как иностранному в неязыковых вузах направлены на формирование устойчивых навыков: чтение, письмо, аудирование. Не менее важно приобретение способности разбираться в источниках информации, критически мыслить и обсуждать их.

Практика преподавания русского языка как иностранного студентам инженерных специальностей показывает, что владение нейтральным и научным стилем говорения на русском языке необходимо для успешного учебного процесса. Сочетание знания «языка здравого смысла» и «научного стиля речи» позволяет достичь главной цели: понимания технического языка на неродном языке. Помимо изучения предметной технической и научной терминологии, расширение российской области знаний является само собой разумеющимся и предсказуемым. Невозможно свободно владеть какой-либо частью языка - общий язык в сочетании с научной компетенцией составляют общую основу для уверенного использования языка.

При изучении русского языка преподаватели системно работают со студентами технических специальностей, целью которой является:

• Присвоение научно-технической терминологии и синтаксической структуры научных и специальных технических лекций;

• Развитие навыков анализа текстовых структур, написания отчетов и информации;

• Возможность извлечения прослушанных текстов на образовательные, научные и профессиональные темы.

Высокая текучесть современной образовательной системы с ее своевременной адаптацией к инновациям позволяет широко использовать информационно-коммуникационные технологии в обучении русскому языку: электронные средства обучения, интерактивные тренажеры, различные формы программных выступлений и проектов, электронные переводчики, словари и т.п. справочная форма. Использование этих технологий позволяет создать электронное образовательное пространство для студентов, изучающих русский язык. К электронным ресурсам, широко используемым при изучении русского языка как иностранного, относятся так называемые «подкасты». Это файлы в формате видео и аудио, которые стали актуальной альтернативой теле- и радиопрограммам, не требующим использования специальных каналов вещания. Подкастинг включает в себя производство и распространение аудиоресурсов. Подкасты используются для распространения видео- и аудиоинформации в Интернете. С помощью этого метода обработки информации, учащиеся могут получить доступ к ресурсам в классе и при самостоятельном обучении.

Задача поиска русскоязычного материала по определенной теме создает определенные трудности для изучающих иностранный язык из-за недостаточного знания русского языка. Возникает проблема в быстрой формулировке запроса, выявлении и выборе необходимой информации из контекста, найденного в поисковой системе. Студенты технических вузов часто не владеют навыками пользования словарями и учебниками. Прежде чем углубляться в специфику поиска и обработки технической информации, преподаватели должны поставить задачи по поиску и обработке текстовых тем, доступных учащимся. Приобретенные навыки затем используются в работе с прикладными техническими текстами. Для достижения успешных результатов учителя русского языка как иностранного должны использовать на занятиях несколько видов работы и широкий спектр учебно-методических материалов, чтобы дать учащимся возможность приобретать специальные знания и развивать комплексные умения по предмету.

Для учителей очень важно помочь учащимся преодолеть психологические барьеры. Страх

совершить ошибку и показать незнание становятся серьезными препятствиями для автоматизированных языковых навыков. Это также затрудняет применение полученных знаний в жизни. При выборе конкретных методов обучения преподаватели должны учитывать индивидуально-личностные особенности учащихся и помогать им преодолевать психологические трудности. Умение педагогов учитывать индивидуальные потребности и психологические особенности учащихся на практике напрямую влияет на эффективность их дальнейшего образования. Список использованной литературы:

1. Альтбах Ф.Дж. Тенденции в глобальном высшем образовании, мониторинг академической революции. Основные тенденции развития высшего образования, глобальные и Болонские измерения. Москва, 2010.

2. Алленова И.В. Веб-квест в организации проектной деятельности студентов неязыковых вузов по русскому языку // Вестник науки и образования, 2020. № 6-2 (84).

3. Тюменцева Е.В. Ионкина Е.С. Харламова Н.В. Харламов О.С. Специфика обучения иностранных студентов инженерных специальностей в условиях современного технического вуза // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса, 2017. Т. 11. №. 1.

4. Филимонова Н.Ю., Горьковская В.Д., Харламова Н.В. Подготовка к курсовым работам по НСР с применением информационных технологий // Вестник ТулГУ. Серия «Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. Вып. 10. Ч. 1. ТулГУ. Тула, 2011. 99 с.

©Аннатаганова О.Б., Чаканова М.Х. 2022

УДК 371.3

Каштальян Виктория Юрьевна Ступников Олег Иванович

г. Пятигорск, РФ

НЕОБХОДИМОСТЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОЛУЧЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос о необходимости и востребованности дистанционного обучения в получении дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова

Дистанционное обучение, дополнительное образование, профессиональное образование.

Kashtalian Viktoriia Iurevna, Stupnikov Oleg Ivanovich

Pyatigorsk, Russia

THE NEED FOR DISTANCE LEARNING IN OBTAINING ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Abstract

This article discusses the issue of the need and relevance of distance learning in obtaining additional professional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.