Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ'

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / ИСТОРИЯ / ПРОФИЛЬ ВУЗА / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильмутдинова О.М.

Показана специфика преподавания истории в техническом вузе. Акцентируется роль краеведения в изучении курса. Подчеркивается связь с профилем вуза в ходе изучения истории.Peculiarity of history teaching in higher technical institution is shown. Country knowledge role in course studying is emphasized. Connection with profile of higher technical institution in history learning is emphasized.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ»

показатели рефлексивности участников контрольной группы сохранились на прежнем уровне (Ткр.(0,05)=5; Ткр.(0,01)=1; Тэмп=36; Тэмп.>Ткр.).

Таким образом, мы можем говорить о том, что участие в тренинге аутентичного движения позволило испытуемым из экспериментальной группы повысить уровень собственной рефлексивности. Мы полагаем, что это было достигнуто за счет повышения уровня осознанности внутреннего и внешнего плана танцевального движения, приобретения способности к глубинному анализу, свободному и аутентичному выражению в танце смыслов собственного бытия.

Использованные источники:

1. Гиршон А.Е. Истории, рассказанные телом. Практика Аутентичного Движения - СПб.: Речь, 2010. - 160 с.

2. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал, 2003, № 5, С. 45-57.

3. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. - СПб.: Речь, 2010. - 286 с.

4. Осин Е. Аутентичность // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия, 2004, №5, С. 88-93.

5. Развитие профессиональной рефлексии: учебное пособие для вузов / под ред. Г.С. Пьянковой; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. -Красноярск, 2009. - 244 с.

6. Россохин А.В. Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе - М.: Когнито-Центр, 2010. - 303 с.

7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2007. - 350 с.

УДК 930.2

Гильмутдинова О.М., кандидат исторических наук, доцент доцент кафедры «История и связи с общественностью» Казанский национальный исследовательский технический

университет им. А.Н. Туполева (КАИ)

Россия, г. Казань

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ:

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Показана специфика преподавания истории в техническом вузе. Акцентируется роль краеведения в изучении курса. Подчеркивается связь с профилем вуза в ходе изучения истории.

Ключевые слова: история, профиль вуза, технический вуз, краеведение, преподаватель.

SYSTEM OF METHODS IN HISTORY TEACHING IN HIGHER

TECHNICAL INSTITUTION EDUCATION: CHARACTERISTIC

PECULIARITY

Peculiarity of history teaching in higher technical institution is shown. Country knowledge role in course studying is emphasized. Connection with profile of higher technical institution in history learning is emphasized.

Keywords: history, profile of higher institution education, technical higher institution education, country knowledge, teacher.

Развитие высшей школы в третьем тысячелетии во многом определяется запросами общества. Сегодня на рынке труда востребован не узкоквалифицированный специалист, а образованный человек, обладающий широтой кругозора, умеющий использовать полученные знания не только в рамках своей специальности, но и в других областях практической деятельности.

В непростых условиях происходит формирование менталитета современного молодого человека, так как с созданием рыночной экономики изменениям подвергаются социальные отношения, меняются ценностные ориентиры. Эти процессы требуют серьезного осмысления. В этой связи важная роль в системе высшего образования должна принадлежать гуманитарному циклу дисциплин, истории - прежде всего. В.О. Ключевский писал, что история ничему не учит, но сурово наказывает за невыученные уроки. Ответственная задача стоит перед преподавателем истории: помочь будущим специалистам ориентироваться в сложных реалиях современной действительности, а для этого необходимо знать и верно оценивать прошлое своей страны. Научное мировоззрение и способность к критическому мышлению необходимы наряду с использованием исторических познаний в конкретной профессиональной деятельности.

В высшей школе процессы образования и воспитания взаимосвязаны. Сегодня на повестке дня все острее высвечивается проблема воспитания гуманной, толерантной личности, умеющей жить в полиэтническом сообществе. Этот процесс сложный и многоплановый, поэтому имеет смысл обращение к историческому прошлому нашей страны, в котором тесно переплелись судьбы различных народов и конфессий.

Преподавание истории в профильном вузе, безусловно, имеет свою специфику. Важно убедить будущих инженеров, менеджеров в том, что в современном мире знание истории так же необходимо, как овладение избранной специальностью.

По нашему глубокому убеждению, учебные лекции по истории должны содержать в себе элементы просветительства. В этой связи вполне правомерно введение краеведения, играющего важную роль в формировании устойчивого интереса к истории. Казань, отметившая свое тысячелетие, предоставляет исследователю богатые возможности. Интерес, в частности,

вызывает казанское студенчество в дореволюционный период, его проблемы и устремления. Студенческая аудитория живо откликается на документальные свидетельства о национальном, вероисповедном составе студентов, их материальном положении, стипендиях и размере оплаты за

9П1

обучение и др .

В воспитании нравственных основ нельзя обойти вниманием и такое качество личности, как милосердие, причем, весьма активное, выражающееся в бескорыстной помощи. Думается, в наш непростой век прагматизма и расчета оно особенно необходимо обществу. Убедительным, на наш взгляд, является обращение к примерам благотворительности. Это движение широко развернулось в России, в Казани в том числе, в XIX веке. Оно охватило не только людей обеспеченных, но и учащуюся молодежь. Благотворительность осуществлялась в различных формах, в том числе -организации концертов, чтении публичных лекций. Сбор средств шел в пользу нуждающихся.

Именно такой комплексный подход, объединяющий образование и воспитание, способствует освоению курса «История».

В современных учебных планах значительную часть времени отводится на самостоятельное изучение курса «История». При ее осуществлении важна роль преподавателя202. В практику прочно вошла такая форма, как написание рефератов с их последующим обсуждением. Возвращаясь к необходимости преподавания истории с учетом профиля вуза, следует подчеркнуть, что такие темы, как «Казанский авиационный институт в годы Великой Отечественной войны», «Роль ученых Казанского авиационного института в развитии отечественного самолетостроения» и др. интересны и значимы для будущих специалистов - инженеров, менеджеров. От студента требуется изложение собственного суждения, умение аргументированно отвечать на заданные вопросы. Задача преподавателя -вовлечь как можно больше слушателей в завязавшуюся дискуссию. Такая форма деятельности способствует приобретению знаний и выработке навыков общения с аудиторией, что весьма значимо для будущей практической деятельности.

Способность к критическому анализу прошедшего является неотъемлемой частью изучения курса «История». Изучение краеведческого материала позволяет формировать личность думающую, патриотично настроенную. Эти качества необходимы специалисту высокой квалификации, активному гражданину общества.

201 Гильмутдинова О.М. Высшая школа и общественная жизнь Казани в последней трети XIX века // Казанская наука. - Казань, 2015. - № 3. С. 30.

202 Гильмутдинова О.М. О некоторых аспектах методики преподавания истории в вузе // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - Казань, 2013. - № 4 (19). С. 116.

Использованные источники:

1. Гильмутдинова О.М. Высшая школа и общественная жизнь Казани в последней трети XIX века // Казанская наука. - Казань, 2015. - № 3. С. 28-30.

2. Гильмутдинова О.М. О некоторых аспектах методики преподавания истории в вузе // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - Казань, 2013. - № 4 (19). С. 116.

УДК 930.2

Гильмутдинова О.М., кандидат исторических наук, доцент доцент кафедры «История и связи с общественностью» Казанский национальный исследовательский технический

университет им. А.Н. Туполева (КАИ)

Россия, г. Казань

РЕГИОНОВЕДЕНИЕ В КУРСЕ ИСТОРИИ В ПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ

В статье показана роль регионоведения в курсе истории. Выделена специфика преподавания в высшем техническом учебном заведении. Характеризуется пресса как важный источник в изучении истории.

Ключевые слова: регионоведение, история, высшее техническое учебное заведение, пресса, Казань, исторический источник, ветеринарное образование.

REGION KNOWLEDGE IN THE HISTORY COURSE IN PROFILE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The role of region knowledge in the history course is shown. Teaching peculiarity in technical higher educational institution is distinguished. Press as the important source in history investigation is characterized.

Keywords: region knowledge, history, higher technical education institution, press, Kazan, historical source, veterinary education.

Развитие современной исторической науки характеризуется появлением новых подходов в осмыслении не только самого исторического процесса, но и объекта исследования. Набирает силу тенденция в изучении региональной и локальной истории. В этой связи обращение к проблеме введения регионоведения в курс истории как фактора, способствующего углубленному изучению этой базовой дисциплины, представляется вполне правомерным и обоснованным. Преподавание истории в профильном высшем учебном заведении, а именно в техническом, имеет свою специфику. Трудность заключается в том, что будущие инженеры и менеджеры не всегда понимают необходимость изучения этого предмета. В то же время, общество заинтересовано не только в узкоквалифицированных специалистах, но и образованных людях. Важной задачей преподавания истории является формирование устойчивого интереса у студентов, понимание того, что они учатся анализировать, сравнивать, думать и понимать прошедшее, чтобы ориентироваться в настоящем. В решении этой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.