Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГА АУТЕНТИЧНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК МЕТОДА РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ'

ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГА АУТЕНТИЧНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК МЕТОДА РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
36
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТЕНТИЧНОСТЬ / АУТЕНТИЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / СМЫСЛ / СМЫСЛОПОРОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Герасимович И.С.

В приведенном материале описывается исследование, целью которого было выяснение эффективности тренинга аутентичного движения, как метода развития рефлексивности. Реализованная в исследовании тренинговая программа базируется на положениях психологии человеческого бытия, интегративной танцевально-двигательной и телесно ориентированной психотерапии.The article deals with the research, the aim of which is to clarify the effectiveness of the authentic movement training, as a method of development of reflexivity. Implemented in the research training program is based on the provisions of psychology of human existence, integrative dance-movement and body-oriented psychotherapy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГА АУТЕНТИЧНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК МЕТОДА РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ»

3. Гаврилова Т.А. Первый опыт осознания аутомортальности // Человек.Сообщество.Управление. КубГУ. 2011. - №3.- С.4-17.

4. Гаврилова Т.А. Об адаптации опросника «Профиль аттитьюдов по отношению к смерти - переработанный» (DAP-R) П.Т.П.Вонга, Г.Гиссера и Дж.Т.Рикера // Теоретическая и экспериментальная психология, 2011. - Т.4. -№1. - С.46-57

5. Захаров А.И. Детские неврозы. СПб.: РЕСПЕКС, 1995. - 192 с.

6. Фейфел Г. Смерть - релевантная переменная в психологии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М.Занадворова, Ю. Овчинниковой. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - С.49 - 58.

7. Wass H. Death in the lives of children and adolescence //Dying: Facing the facts / ed. by H. Wass and R. A. Neymeyer. - 3d ed. - Washington.: Taylor&Francis, 1995. - P.269-301.

УДК 159.9.072.433

Герасимович И.С., магистрант 2 курс направление «Психолого-педагогическое образование» магистерская программа «Психология организационно-

управленческой деятельности» факультет психологии и педагогики, ФГБОУВПО «Омский государственный педагогический университет», Россия, г. Омск ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГА АУТЕНТИЧНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК МЕТОДА РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ

Аннотация: В приведенном материале описывается исследование, целью которого было выяснение эффективности тренинга аутентичного движения, как метода развития рефлексивности. Реализованная в исследовании тренинговая программа базируется на положениях психологии человеческого бытия, интегративной танцевально-двигательной и телесно ориентированной психотерапии.

Ключевые слова: аутентичность, аутентичное движение, рефлексия, рефлексивность, смысл, смыслопорождение.

Abstract: The article deals with the research, the aim of which is to clarify the effectiveness of the authentic movement training, as a method of development of reflexivity. Implemented in the research training program is based on the provisions of psychology of human existence, integrative dance-movement and body-oriented psychotherapy.

Keywords: authenticity, authentic movement, reflection, reflexivity, meaning, generation of meaning.

В психологической науке утвердилась мысль, что рефлексия является центральным механизмом мышления и самосознания личности, внутренним условием ее саморазвития. Индивидуальным, присущим каждой конкретной личности модусом рефлексии, выступает такое свойство, как

рефлексивность, которое способствует постижению человеком внутреннего мира и преобразованию смысловых структур собственного сознания.

Согласно А. В. Россохину, рефлексивность включает в себя компонент активного субъектного смыслопорождения, и постижения глубинных смыслов человеческого бытия. В существующих на данный момент средствах и методах развития рефлексивности акцент делается на интеллектуальной либо коммуникативной составляющей этого свойства. Пытаясь восполнить этот пробел, мы «вышли» на феномен аутентичности. Данный психологический феномен является определяющим в свободном раскрытии субъектности человека, его способности выражать подлинно присущие ему личностные смыслы. Аутентичность характеризуется способностью придерживаться своего индивидуального «авторского» способа взаимодействия с собой и окружающим, проявлять свою субъектность. Наиболее свободно открыть свою аутентичность и следовать ей позволяет опыт телесно-ориентированной и танцевально-двигательной терапии. Именно на этих подходах и базируется практика аутентичного движения.

Мы предположили, что практика аутентичного движения является эффективным методом развития рефлексивности. Аутентичное движение представляет собой уникальное, индивидуальное, субъектное, свободно порождаемое движение, которое является экстериоризированным проявлением внутреннего плана деятельности личности, «разворачиванием» вовне смысловых образований личности.

В ходе исследования нами была разработана и реализована программа развития рефлексивности личности, в форме тренинга аутентичного движения. В экспериментальную группу нашего исследования вошли студенты 1-5 курсов вузов г. Омска (ОмГПУ, ОмГУ, ОГИС) в количестве 16 человек из которых 7 юношей, 9 девушек. Средний возраст испытуемых -21,5 лет. Для проверки достоверности изменений нами была составлена аналогичная контрольная группа. С целью определения уровня рефлексивности испытуемых, нами была применена методика А.В. Карпова. Измерения по данной методике проводились до тренинговой работы в экспериментальной и контрольной группах и через полтора месяца после проведения тренинговой программы.

Для установления статистической значимости полученных результатов, нами был применен метод математической обработки данных критерий Вилкоксона, который показал, что сдвиг показателя уровня рефлексивности в сторону увеличения в экспериментальной группе значим на уровне 0,05 (Ткр.(0,05)=5; Ткр.(0,01)=0; Тэмп=3; Тэмп.<Ткр.(0,05). Это свидетельствует о достоверности повышения уровня рефлексивности у участников экспериментальной группы после проведения тренинга. В случае контрольной группы статистически значимых изменений не произошло, и

показатели рефлексивности участников контрольной группы сохранились на прежнем уровне (Ткр.(0,05)=5; Ткр.(0,01)=1; Тэмп.=36; Тэмп.>Ткр.).

Таким образом, мы можем говорить о том, что участие в тренинге аутентичного движения позволило испытуемым из экспериментальной группы повысить уровень собственной рефлексивности. Мы полагаем, что это было достигнуто за счет повышения уровня осознанности внутреннего и внешнего плана танцевального движения, приобретения способности к глубинному анализу, свободному и аутентичному выражению в танце смыслов собственного бытия.

Использованные источники:

1. Гиршон А.Е. Истории, рассказанные телом. Практика Аутентичного Движения - СПб.: Речь, 2010. - 160 с.

2. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал, 2003, № 5, С. 45-57.

3. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. - СПб.: Речь, 2010. - 286 с.

4. Осин Е. Аутентичность // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия, 2004, №5, С. 88-93.

5. Развитие профессиональной рефлексии: учебное пособие для вузов / под ред. Г.С. Пьянковой; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. -Красноярск, 2009. - 244 с.

6. Россохин А.В. Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе - М.: Когнито-Центр, 2010. - 303 с.

7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2007. - 350 с.

УДК 930.2

Гильмутдинова О.М., кандидат исторических наук, доцент доцент кафедры «История и связи с общественностью» Казанский национальный исследовательский технический

университет им. А.Н. Туполева (КАИ)

Россия, г. Казань

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ:

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Показана специфика преподавания истории в техническом вузе. Акцентируется роль краеведения в изучении курса. Подчеркивается связь с профилем вуза в ходе изучения истории.

Ключевые слова: история, профиль вуза, технический вуз, краеведение, преподаватель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.