Научная статья на тему 'ЭТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ[198] ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К СМЕРТИ'

ЭТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ[198] ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К СМЕРТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНАТОПСИХОЛОГИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ЛИЧНОСТНЫЕ ОПРОСНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаврилова Т.А.

Статья посвящена методологическим аспектам психологического исследования отношения человека к собственной смертности (аутомортальности). Рассмотрена проблема специфического для танатопсихологии исследовательского инструментария и представлены два разработанных автором статьи методических приема. Выделены этические проблемы танатопсихологических исследований и намечены пути их решенияThe article is devoted to methodological aspects of psychological study of personal attitudes to own mortality (auto-mortality). The problem-specific research tools are discussed. Ethical issues research of death attitudes was highlighted

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ[198] ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К СМЕРТИ»

специальных дисциплин; интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения поставленной задачи, так как при создании конечного продукта проекта студенты сталкиваются с необходимостью использования языков программирования, прикладных программ.

Таким образом, разработанный еще в начале ХХ века на основе прагматической педагогики Дж.Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Интерес к применению проектного обучения в высших учебных заведениях России в начале XXI века заметно усилился. Идет переосмысление, модификация и коррекция метода применительно к новым условиям функционирования учебных заведений и требованиям времени.

Использованные источники: 1.Капранова В.А. Проектное обучение в вузе: исторические и технологические аспекты / В.А. Капранова // Известия ВГПУ, №3(264), 2014. - С. 78 - 80.

УДК 159.9.07

Гаврилова Т.А., кандидат психологических наук доцент кафедры психологии образования Дальневосточный федеральный университет

Россия, г. Владивосток ЭТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ198

ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К СМЕРТИ

Статья посвящена методологическим аспектам психологического исследования отношения человека к собственной смертности (аутоморталъности). Рассмотрена проблема специфического для танатопсихологии исследовательского инструментария и представлены два разработанных автором статьи методических приема. Выделены этические проблемы танатопсихологических исследований и намечены пути их решения.

Ключевые слова: танатопсихология, методология психологического исследования, профессиональная этика, личностные опросники.

The article is devoted to methodological aspects of psychological study of personal attitudes to own mortality (auto-mortality). The problem-specific research tools are discussed. Ethical issues research of death attitudes was highlighted.

Keywords: tanatopsychology, a methodology of psychological research, professional ethics, personality questionnaires

Увеличение количества самоубийств, стремительно развивающаяся наркотизация населения, повышение их интереса к

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект №15-06-10120.

"Теория и практика современной науки" №6(6) 2015

1541

экстремальным формам проведения досуга, предпочтение виртуального мира реальному - все это свидетельствует о происходящем в современном мире снижении для человека ценности собственной жизни. При этом тема смерти в наше относительно мирное время стала медийной звездой. Она «бомбардирует» нас в фильмах, книгах, новостях, текстах современной рок- и рэп - музыки. Впрочем, более всего актуализируют танатические переживания новые социальные реалии: мы живем в ситуации беззащитности перед угрозой терроризма. А «старение» населения? Смертность в стране превышает рождаемость и потому молодым чаще приходится жить в окружении старых людей, для которых тема смерти (Гаврилова Т.А., 2011) особенно актуальна.

Танатопсихологическая тематика научных исследований -устоявшаяся повестка в зарубежной науке. В последние годы интерес к проблеме отношения человека к смерти начинает становится все более отчетливым и в отечественной психологической науке (Баканова А.А., 2014).

Эмпирические исследования танатических переживаний наталкиваются на целый ряд специфических проблем. Например, как можно оценить страх смерти испытуемого, - особенно детского и подросткового возраста, - без создания у него состояния эмоционального дискомфорта? Эта проблема, кстати, относится вообще к исследованию любых тревог и страхов, но редко акцентируется в контекстах, далеких от танатического. В англо-американских исследованиях детства и юности танатопсихологические проблемы уже прочно закрепили свой статус и методические традиции исследования. К ним относятся (по H.Wass, 1995) : ориентация на косвенные методы получения информации (например, на анализ взрослыми своих детских переживаний); систематические наблюдения; обобщение клинических случаев. Применение методов прямого опроса должно проходить в условиях «сочувствующего внимания», с контролем за состояниями детей на всем протяжении ситуации исследования.

При этом, однако, не стоит забывать тот факт, что обсуждение тревог может оказывать иногда не столько психотравмирующее, сколько психотерпевтирующее влияние. В свое время Г. Фейфель, изучая установки безнадежно больных людей на близость смерти, был удивлен тем, что большинство пациентов не продемонстрировали реакции избегания интервьюирования, охотно говорили о своих мыслях и чувствах по отношению к смерти и даже благодарили интервьюеров за возможность разделить с ними те мысли, о которых другие не хотели слушать.

Другой трудностью в проведении систематического эмпирического исследования отношения человека к смерти является проблема методических средств. Для изучения неосознаваемой тревоги смерти

обычно используют традиционные проективные инструменты - ТАТ, Роршах, ассоциации, незавершенные предложения, тахистоскопические проекции и кожно-гальваническую реакцию. Для измерения осознаваемой тревоги исследователи поначалу использовали грубо сконструированные шкалы самоотчета, состоящие из прямых вопросов. Впоследствии были сделаны разработки более валидных и надежных методик исследования. К их числу относят Шкалу Тревоги Смерти / Death anxiety Scale (DAS) (D.Templer,1970)199 и Профиль Аттитьюдов по Отношению к Смерти / Death Attitudes Profile - Revised (DAP-R) П.Т.П.Вонга, Г.Гиссера и Дж.Т.Рикера200, также адаптированного нами к российской популяции. (Гаврилова Т.А.,2011).

Помимо инструментальных трудностью в изучении отношения человека к смерти является и то, что оно подвержено влиянию социокультурных и ситуационных факторов. Этничность, социально-экономический статус, личный опыт достаточно сильно влияют на уровень и структуру озабоченности людей темой смерти. Поэтому данные, полученные в одном исследовании, обобщать можно только с большой осторожностью. Например, известная американская исследовательница отношения к смерти в детском и подростковом возрастах Х.Вэсс (1995), обобщая данные многочисленных работ по изучению детских страхов смерти, обращает внимание, что большинство полученных выводов относится к белым детям среднего класса . Она отмечает, что в связи с удобством изучения именно данной группы детей, солидных сравнительных исследований страхов детей, живущих в других социальных и экономических условиях в США пока не проводилось.

В рамках проводимых нами исследований возрастно-половых особенностей отношения человека к смерти нами было разработано 2 методических приема для изучения этих переживаний. Первый прием заключался в ретрофлексивных опросах взрослых людей об особенностях их детских и подростковых переживаний по поводу осознания неизбежной конечности их жизни. В частности, таким образом были получены данные о возрастах, наиболее чувствительных к возникновению первых подобных осознаний и переживаний, а также - о стимулах, провоцирующих такие осознания. В наших опросах (N= 414, возраст респондентов 19-35 лет) таким периодом, как и следовало ожидать, оказался период от 5 до 13 лет (M=9,5 лет, SD=3,83) с «пиками» в 5-7 и 9-11 лет. Наши данные частично согласуются с клиническими данными А.И. Захарова (1995) о том, что при нормальном развитии страх смерти должен быть переработан к 7 годам; возникновение этого страха в более поздних возрастах он рассматривает как невротический симптом. Однако, мы сомневаемся, что те 21,7% людей разного возраста, которые называли возраст 9-11 лет как возраст первого в

199 Адаптирован к российской популяции (Гаврилова Т.А, 2001)

200 Адаптирован к российской популяции (Гаврилова Т.А.,2011).

жизни осознания собственной смерти и имели по этому поводу негативные переживания, могли быть квалифицированы как невротики. По-видимому, мы имеем дело с разными типами отношения к смерти и осмысление их психологического статуса и роли в жизни личности требует более глубоких и систематических исследований.

Другим методическим приемом, разработанным нами, является полупроективная методика выбора наиболее предпочтительных вариантов «послежизни» (Гаврилова, 2011б ). На предварительном этапе при помощи контент-анализа сочинений на тему отношения к возможности продолжения жизни после смерти нами было 9 наиболее часто встречавшихся вариантов такого продолжения. Ими стали: «воссоединение с близкими», «незримое присутствие и созерцание жизни живых», « познание новых миров и ощущений», «освобождение от боли и страданий», «компенсация жизненных лишений», «приобретение сверхъестественных способностей», «обретение свободы и независимости», «воскресение в своем теле», «реинкарнация». В дальнейшем эти варианты были соединены в шкалу, из которой предлагается сделать 3 ранжированных по предпочтительности выбора, вне зависимости от веры в реальность этих вариантов. На наш взгляд, проективность такого приема заключается в том. что выборы подобного рода отражают некие идеалы личности, которые ему было бы трудно артикулировать в вербальной форме. Эти идеалы были названы нами иррациональными идеалами инобытия, содержащими в себе ценностно-смысловые аспекты танатических переживаний личности. Они указывает на содержание той ценности, которая для данной личности связана со смыслом их жизни и утрата которой составляет для нее экзистенциальный смысл смерти. В нашем исследовании, охватившем 417 подростков Приморья, Самарской области и Ростова-на-Дону в возрасте 13-16 лет, доминирующим является такой иррациональный идеал как «воссоединение с близкими» - его стабильно выбирают около 30% во всех выборках. Эта же тенденция подтвердилась и на выборке пожилых людей (60 -90 лет, N=141).4to касается остальных идеалов, то их предпочтения достаточно сильно разнятся от выборки к выборке и от возраста к возрасту и потому их изучение может помочь в понимании социально-психологических и типологических особенностей отношения человека к смерти.

Использованные источники:

1. Баканова А.А. Танатопсихология: современное состояние и основные направления исследований в России // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2014. - N 6(29) [Электронный ресурс]. - URL: http://mprj.ru (дата обращения: 30.10.2015).

2. Гаврилова Т.А. Экзистенциальный страх смерти и танатическая тревога: методы исследования и диагностики // Прикладная психология. М., 2001.- № 6. - С.1-8.

3. Гаврилова Т.А. Первый опыт осознания аутомортальности // Человек.Сообщество.Управление. КубГУ. 2011. - №3.- С.4-17.

4. Гаврилова Т.А. Об адаптации опросника «Профиль аттитьюдов по отношению к смерти - переработанный» (DAP-R) П.Т.П.Вонга, Г.Гиссера и Дж.Т.Рикера // Теоретическая и экспериментальная психология, 2011. - Т.4. -№1. - С.46-57

5. Захаров А.И. Детские неврозы. СПб.: РЕСПЕКС, 1995. - 192 с.

6. Фейфел Г. Смерть - релевантная переменная в психологии // Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М.Занадворова, Ю. Овчинниковой. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - С.49 - 58.

7. Wass H. Death in the lives of children and adolescence //Dying: Facing the facts / ed. by H. Wass and R. A. Neymeyer. - 3d ed. - Washington.: Taylor&Francis, 1995. - P.269-301.

УДК 159.9.072.433

Герасимович И.С., магистрант 2 курс направление «Психолого-педагогическое образование» магистерская программа «Психология организационно-

управленческой деятельности» факультет психологии и педагогики, ФГБОУВПО «Омский государственный педагогический университет», Россия, г. Омск ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГА АУТЕНТИЧНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК МЕТОДА РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ

Аннотация: В приведенном материале описывается исследование, целью которого было выяснение эффективности тренинга аутентичного движения, как метода развития рефлексивности. Реализованная в исследовании тренинговая программа базируется на положениях психологии человеческого бытия, интегративной танцевально-двигательной и телесно ориентированной психотерапии.

Ключевые слова: аутентичность, аутентичное движение, рефлексия, рефлексивность, смысл, смыслопорождение.

Abstract: The article deals with the research, the aim of which is to clarify the effectiveness of the authentic movement training, as a method of development of reflexivity. Implemented in the research training program is based on the provisions of psychology of human existence, integrative dance-movement and body-oriented psychotherapy.

Keywords: authenticity, authentic movement, reflection, reflexivity, meaning, generation of meaning.

В психологической науке утвердилась мысль, что рефлексия является центральным механизмом мышления и самосознания личности, внутренним условием ее саморазвития. Индивидуальным, присущим каждой конкретной личности модусом рефлексии, выступает такое свойство, как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.