Научная статья на тему 'РЕГИОНОВЕДЕНИЕ В КУРСЕ ИСТОРИИ В ПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ'

РЕГИОНОВЕДЕНИЕ В КУРСЕ ИСТОРИИ В ПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНОВЕДЕНИЕ / ИСТОРИЯ / ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ПРЕССА / КАЗАНЬ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / ВЕТЕРИНАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гильмутдинова О.М.

В статье показана роль регионоведения в курсе истории. Выделена специфика преподавания в высшем техническом учебном заведении. Характеризуется пресса как важный источник в изучении истории.The role of region knowledge in the history course is shown. Teaching peculiarity in technical higher educational institution is distinguished. Press as the important source in history investigation is characterized.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гильмутдинова О.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНОВЕДЕНИЕ В КУРСЕ ИСТОРИИ В ПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ»

Использованные источники:

1. Гильмутдинова О.М. Высшая школа и общественная жизнь Казани в последней трети XIX века // Казанская наука. - Казань, 2015. - № 3. С. 28-30.

2. Гильмутдинова О.М. О некоторых аспектах методики преподавания истории в вузе // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - Казань, 2013. - № 4 (19). С. 116.

УДК 930.2

Гильмутдинова О.М., кандидат исторических наук, доцент доцент кафедры «История и связи с общественностью» Казанский национальный исследовательский технический

университет им. А.Н. Туполева (КАИ)

Россия, г. Казань

РЕГИОНОВЕДЕНИЕ В КУРСЕ ИСТОРИИ В ПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ

В статье показана роль регионоведения в курсе истории. Выделена специфика преподавания в высшем техническом учебном заведении. Характеризуется пресса как важный источник в изучении истории.

Ключевые слова: регионоведение, история, высшее техническое учебное заведение, пресса, Казань, исторический источник, ветеринарное образование.

REGION KNOWLEDGE IN THE HISTORY COURSE IN PROFILE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The role of region knowledge in the history course is shown. Teaching peculiarity in technical higher educational institution is distinguished. Press as the important source in history investigation is characterized.

Keywords: region knowledge, history, higher technical education institution, press, Kazan, historical source, veterinary education.

Развитие современной исторической науки характеризуется появлением новых подходов в осмыслении не только самого исторического процесса, но и объекта исследования. Набирает силу тенденция в изучении региональной и локальной истории. В этой связи обращение к проблеме введения регионоведения в курс истории как фактора, способствующего углубленному изучению этой базовой дисциплины, представляется вполне правомерным и обоснованным. Преподавание истории в профильном высшем учебном заведении, а именно в техническом, имеет свою специфику. Трудность заключается в том, что будущие инженеры и менеджеры не всегда понимают необходимость изучения этого предмета. В то же время, общество заинтересовано не только в узкоквалифицированных специалистах, но и образованных людях. Важной задачей преподавания истории является формирование устойчивого интереса у студентов, понимание того, что они учатся анализировать, сравнивать, думать и понимать прошедшее, чтобы ориентироваться в настоящем. В решении этой

"Теория и практика современной науки" №6(6) 2015

1550

непростой проблемы значимая роль отводится знакомству с историческим материалом с учетом профиля высшего учебного заведения. Разумеется, не каждую историческую тему возможно раскрыть применительно к ее пригодности для будущей профессиональной деятельности обучающихся. Такая задача не ставится. Важно формировать у них умение искать и устанавливать причинно-следственные связи, делать заключения и выводы. Такой предметный подход диктует логику построения лекционного курса. Пристальное внимание уделяется вопросам, имеющих отношение к будущей профессии, таким, как промышленная революция и ее достижения, роль науки в обществе и крупные научные открытия, их применение и т.д. В этой связи представляется правомерным обращение к плодотворной деятельности казанских ученых Х1Х-ХХ веков. На обсуждение выносятся выступления на тему «Н.И. Лобачевский и его роль в развитии математики», «А.Н. Туполев: вклад в развитие авиации», «С.П. Королев и освоение космоса» и др. Личности ученых, работавших в Казанском авиационном институте вызывают особый интерес. В учебном процессе важная роль отводится музею истории Казанского авиационного института. Его фонды активно использует при подготовке эссе или иных авторских студенческих работ.

К 70-летию победы в Великой Отечественной войне студенчество активно включилось в подготовку материалов о казанцах-участниках войны. Был собран и обработан большой фактический материал, восстанавливающий картину участия земляков в сражениях, героизма в тылу.

Изучение истории основывается на знании исторических источников. Этому направлению в учебном процессе придается важное значение. Например, в ходе изучения темы «Великие реформы Александра II» обозначается их роль в развитии высшего образования в России, в Казани в том числе. Рассматривается аспект формирования высшего ветеринарного

203

образования в центре Восточного региона страны . Одним из важнейших источников изучения этой проблемы является пресса конца XIX - начала XX века, дающая обширный материал о становлении ветеринарного института, превращении его в крупный образовательный, научный и культурный центр России204. Ценную информацию об этой ветви высшей школы представляют

205

и Казанские издания . На их страницах нашли отражение различные стороны деятельности вуза: вклад профессоров университета в организацию учебного процесса и научных исследований, участие преподавателей и

203 Гильмутдинова О.М., А.С. Хакимова. Содружество ученых и становление высшего ветеринарного образования в России в последней трети XIX века // Казанский педагогический журнал. - Казань, 2015. - № 6. С 420.

204 Гильмутдинова О.М. Пресса как исторический источник изучения становления высшего ветеринарного образования на востоке России (70-90-е годы XIX века) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: научно-теоретический и прикладной журнал. - Тамбов, 2014. - № 10 (48). Часть II. - С. 55.

205 Дифтеритная эпидемия в Казанской губернии // Волжский вестник. - Казань, 1895. 23 ноября._

"Теория и практика современной науки" №6(6) 2015

1551

студентов в борьбе с эпидемиями в крае206. Пресса свидетельствует о весомом вкладе Казанского ветеринарного института в развитии

207

ветеринарии Восточного региона страны . Представленный материал вызывает живой интерес у студенческой аудитории. Таким образом, многоплановая преподавательская работа позволяет переломить отношение студентов к истории как абстрактной науке и оценить ее как полезную и важную отрасль знания, необходимую в их дальнейшей деятельности.

Использованные источники:

1. Ветеринарный отряд для борьбы с сапом // Волжский вестник. - Казань, 1894. 11 (23) июля.

2. Ветеринарные деятели в науке и в жизни. Ланге И.Н. // Вестник общественной ветеринарии, 1896. - № 6. С. 226-230.

3. Гильмутдинова О.М., А.С. Хакимова. Содружество ученых и становление высшего ветеринарного образования в России в последней трети XIX века // Казанский педагогический журнал. - Казань, 2015. - № 6. С 420-422.

4. Гильмутдинова О.М. Пресса как исторический источник изучения становления высшего ветеринарного образования на востоке России (70-90-е годы XIX века) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: научно-теоретический и прикладной журнал. - Тамбов, 2014. - № 10 (48). Часть II. - С. 55-56.

5. Дифтеритная эпидемия в Казанской губернии // Волжский вестник. -Казань, 1895. 23 ноября.

УДК 371

Гладкова В.А. магистрант Новосибирский государственный педагогический университет Россия, г. Новосибирск

ДИАГНОСТИКА УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС О РОДНОМ КРАЕ «ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ СВОЙ

КРАЙ»

В статье рассматривается диагностика учащихся на познавательный интерес о родном крае. Диагностика проводилась до экскурсии по родному городу и после экскурсии.

Ключевые слова: г. Искитим, «Сердце Искитима», учебное исследование, проект, методы географического исследования.

206 Ветеринарный отряд для борьбы с сапом // Волжский вестник. - Казань, 1894. 11 (23) июля.

207 Ветеринарные деятели в науке и в жизни. Ланге И.Н. // Вестник общественной ветеринарии, 1896. - № 6. С. 226.

1552

"Теория и практика современной науки" №6(6) 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.