Научная статья на тему 'Содружество ученых и становление высшего ветеринарного образования в России в последней трети XIX века'

Содружество ученых и становление высшего ветеринарного образования в России в последней трети XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
345
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ученые / Казанский университет / ветеринарный институт / Казань / высшее ветеринарное образование / ветеринарная медицина / восток России / scientists / Kazan University / Veterinary Institute / Kazan / higher veterinary education / veterinary medicine / east of Russia

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гильмутдинова Ольга Михайловна, Хакимова Анора Салиховна

В статье на основе архивных документов показана роль ученых Казанского университета в формировании высшего ветеринарного образования в Казани в последней трети XIX века. Анализируется деятельность профессоров университета в ветеринарном институте по созданию учебной и научной базы, подготовке студентов. Исследуется содружество ученых Казанского университета и ветеринарного института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гильмутдинова Ольга Михайловна, Хакимова Анора Салиховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTISTS’ COLLABORATION AND ESTABLISHMENT OF HIGHER VETERINARY EDUCATION OF RUSSIA AT THE LATE THIRD OF THE XIX CENTURY

In the article the role of Kazan University’s scientists in formation of higher veterinary education in Kazan at the late third of the XIX century is reconstructed on the base of archival documents. The authors analyze the activity of University’s professors occupied with formation of educational and scientific base and students training in Veterinary Institute. The authors investigate the collaboration of Kazan University and Veterinary Institute scientists.

Текст научной работы на тему «Содружество ученых и становление высшего ветеринарного образования в России в последней трети XIX века»

УДК 930.253

СОДРУЖЕСТВО УЧЕНЫХ И СТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШЕГО ВЕТЕРИНАРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА

О.М. Гильмутдинова, А.С. Хакимова

Аннотация. В статье на основе архивных документов показана роль ученых Казанского университета в формировании высшего ветеринарного образования в Казани в последней трети XIX века. Анализируется деятельность профессоров университета в ветеринарном институте по созданию учебной и научной базы, подготовке студентов. Исследуется содружество ученых Казанского университета и ветеринарного института.

Ключевые слова: ученые, Казанский университет, ветеринарный институт, Казань, высшее ветеринарное образование, ветеринарная медицина, восток России.

SCIENTISTS’ COLLABORATION AND ESTABLISHMENT OF

HIGHER VETERINARY EDUCATION OF RUSSIA

AT THE LATE THIRD OF THE XIX CENTURY

O. Gilmutdinova, A. Khakimova

Abstract. In the article the role of Kazan University’s scientists in formation of higher veterinary education in Kazan at the late third of the XIX century is reconstructed on the base of archival documents. The authors analyze the activity of University’s professors occupied with formation of educational and scientific base and students training in Veterinary Institute. The authors investigate the collaboration of Kazan University and Veterinary Institute scientists.

Keywords: scientists, Kazan University, Veterinary Institute, Kazan, higher veterinary education, veterinary medicine, east of Russia.

Ветеринарное образование в России начало формироваться в начале XIX века. В его основу было положено научное направление, предусматривающее подготовку ветеринара как высококвалифицированного специалиста и образованного человека. В программу обучения ветеринарного лекаря помимо специальных входил широкий спектр естественнонаучных дисциплин.

Неотъемлемой частью его образования было знание русского и иностранного языков, литературы. По этой системе готовили ветеринарных специалистов в академиях, преимущественно для армии, обеспечить такой уровень подготовки могли университеты. Согласно университетскому уставу 1804 года при медицинских отделениях университетов создавались кафедры скотолечения с целью обучения будущих медицинских врачей ветеринарным наукам. Однако реализация этой задачи протекала с большими трудностями. Серьезным препятствием в подготовке ветеринарного специалиста в России было отсутствие собственных преподавателей, разработанных программ.

В Казани основой ветеринарного образования стала кафедра скотолечения при отделении врачебных наук университета, начавшая свою деятельность в 1822 году. Она

сыграла значительную роль в становлении ветеринарного образования в восточном регионе страны. Изучение отдельных разрозненных ветеринарных дисциплин было приведено в систему.

Назрела насущная необходимость в создании центра ветеринарного образования на востоке страны. Это хорошо понимали ученые Казанского университета, чьи достижения в области естествознания и медицины создали реальные предпосылки для развития такой области науки, как ветеринарная медицина. Поэтому отнюдь не случайно среди профессоров медицинского факультета возникла идея об основании высшего ветеринарного учебного заведения в Казани. Значительный научный потенциал и солидная учебная база университета могли оказать весомую помощь в решении вопроса.

Идея начала приобретать реальные очертания, когда на заседании Совета медицинского факультета от 20 апреля 1862 года был рассмотрен вопрос о необходимости создания ветеринарного училища, либо отделения при университете. Совет выразил уверенность, что «такое учреждение было бы в высшей степени полезным не только для востока России, но и всей Империи» [4, Л. 238].

Предложение было настолько убедительно аргументировано, что правительство

использовало его при проведении реформы ветеринарного образования в 1873 году. Реформа первоначально включала в себя преобразование Дерптского и Харьковского ветеринарных училищ в институты. Затем 31 мая 1873 года последовало высочайшее Повеление «Об учреждении в Казани высшего учебно-практического заведения, имеющего целью образование ученых ветеринаров». Институт был открыт 22 августа 1874 года (по старому стилю).

Ведущие профессора университета приняли участие в организации учебного процесса в ветеринарном институте. Глубокие профессиональные знания, научная эрудиция, широкая образованность способствовали квалификационной подготовке ветеринарных специалистов - практиков и ученых. Ученые Казанского университета сыграли важную роль в формировании новых научных направлений ветеринарной медицины.

Основы кафедры физиологии с гистологическим кабинетом были заложены в 1875 году Н.О. Ковалевским. Продолжил эту деятельность его ученик, доктор медицины И.Г. Навалихин. Благодаря усилиям Навалихина кабинет физиологии пополнялся богатыми коллекциями зоотомических, гистологических, эмбриологических

препаратов, что положительно влияло на постановку курса.

С 1876 года курс фармакологии с рецептурой начал читать крупный фармаколог, физиолог и анатом И.М. Догель. Его исследования в области физиологии кровообращения были признаны этапными. Догель преподавал в институте 36 лет, в учебный процесс широко ввел эксперимент [11, с. 668 - 669]. В лаборатории Догеля успешно трудились начинающие

исследователи, сыгравшие важную роль в развитии ветеринарной медицины. К их числу относился профессор Г.И. Гумилевский.

Кафедру хирургии с 1881 года возглавил профессор университета Л.Л. Левшин. Он читал теоретический курс общей хирургии. Помимо глубоких теоретических знаний он обладал большим практическим опытом (работал в госпиталях в русско-турецкую войну 1877 - 1878 гг.). В ходе занятий, проходивших в тесном сотрудничестве преподавателей университета и института, отрабатывались новые методики, способы обезболивания, дальнейшего

послеоперационного лечения.

Значение естественнонаучных дисциплин в формировании ветеринарного врача трудно

переоценить. С 1880 года студенты изучали эти предметы непосредственно в институте. Заслуживает внимания уровень постановки преподавания химических дисциплин, осуществляемых профессорами университета. С 1884 года в течение почти двух десятилетий неорганическую химию преподавал ординарный профессор Ф.М. Флавицкий, ученик Бутлерова, обладавший, по отзывам его коллег, «выдающейся научной энергией» [5, л. 1]. Он был широко известен своими научными трудами. В течение 20 лет биологическую химию вел профессор, доктор медицины А.Я. Щербаков. Это был талантливый, энергичный ученый и педагог.

Усилиями ученых в химический кабинет были приобретены необходимые химические материалы, посуда, таблицы, из-за границы выписано оборудование. В кабинет регулярно поступали журналы физико-химического общества [5, л. 19]. При кабинете была создана лаборатория медицинской химии (1888 г.), в которой студенты занимались не только в часы занятий, но и в свободное время.

В ряду создаваемых кабинетов выделялся минералогический. Его основал доктор минералогии, профессор Ф.Ф. Розен, долгие годы работавший в институте. При его активном участии было приобретено большое количество минералов с моделями по кристаллографии. Уже в 1882 году минералогический кабинет располагал разнообразными экспонатами в количестве 598 единиц [7, с. 70]. За большой вклад в развитие института профессор Ф.Ф. Розен в 1894 году был избран его почетным членом.

В 1894 году к преподаванию курса минералогии приступил доктор минералогии и геогнозии, профессор А.А. Штукенберг [3, л. 5]. Он принимал самое деятельное участие в научных экспедициях, результатами которых были новые интересные экспонаты кабинета. Курс ботаники в институте вел профессор Н.Ф. Леваковский. Его исследования в области экспериментальной морфологии растений К.А. Тимирязев считал наиболее выдающимися [1, с. 402]. Он создал ботанический кабинет.

Содружество ученых университета и ветеринарного института расширялось, чему способствовали достижения ученых-ветеринаров. Оно охватывало учебную, научную и практическую деятельность. Так, например, создатель вакцины против сибирской язвы, передающейся от животного к человеку, профессор института И.Н. Ланге читал курс лекций по эпизоотологии на медицинском факультете университета.

Научные изыскания К.М. Гольцмана под руководством профессора университета И.М. Догеля привели к разработке новых методик и принципов в диагностике и лечении опасных заболеваний. Общества врачей, созданные в университете и ветеринарном институте, совместно трудились по применению

созданных в институте медицинских

препаратов, таких как дифтеритная сыворотка.

Обращение к историческому опыту содружества ученых Казанского университета и Ветеринарного института представляется важным и необходимым для современного образования. Опыт педагогического научного сотрудничества вузов в значительной мере способствует развитию высшего образования в современных условиях.

Литература:

1. История естествознания в России / Под ред. Л.Я. Бляхера и др. - М.: Изд-во академии наук СССР, 1962. - В 3-х томах. - Т. 3. - С. 402.

2. НАРТ (Национальный Архив Республики Татарстан), ф. 92, оп. 1, д. 12324, 15938.

3. НАРТ, ф. 534, оп. 5л., д. 113.

4. НАРТ, ф. 977, оп. Совет, д. 4515.

5. НАРТ, ф. 92, оп. 1, д. 15938.

6. НАРТ, ф. 977, оп. Совет, д. 6226, 5903.

7. Отчет по Казанскому ветеринарному институту за 1882 г. - Казань, 1883. - 7 с.

8. Отчет по Казанскому ветеринарному

институту за 1891 г. - Казань, 1892. - 116 с.

9. Отчет по Казанскому ветеринарному

институту за 1897 г. - Казань, 1898. - 111 с.

10. Отчет по Казанскому ветеринарному

институту за 1899 г. - Казань, 1900. - 188 с.

11. Харкевич Д., Догель И.М. // Большая медицинская энциклопедия. - М.: Изд-во академии наук, 1959. - Т. 9. - С. 668-660.

Сведения об авторах:

Гильмутдинова Ольга Михайловна (г. Казань, Россия), кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и связей с общественностью, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева (КАИ), e-mail: olgagilmutdinova@rambler.ru

Хакимова Анора Салиховна (г. Казань, Россия), кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и связей с общественностью, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева (КАИ).

Data about the authors:

O. Gilmutdinova (Kazan, Russia), candidate of historical sciences, assistant professor at Department of History and Public Affairs, Kazan National Research Technical University of A. Tupolev (KAI), e-mail: olgagilmutdinova@rambler.ru

A. Khakimovа (Kazan, Russia), candidate of historical sciences, assistant professor at Department of History and Public Affairs, Kazan National Research Technical University of A. Tupolev (KAI).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.