Научная статья на тему 'Архивные материалы как исторический источник изучения зарождения высшего ветеринарного образования России'

Архивные материалы как исторический источник изучения зарождения высшего ветеринарного образования России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
271
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / ВЫСШЕЕ ВЕТЕРИНАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ / КАЗАНЬ / УНИВЕРСИТЕТ / ВЕТЕРИНАРНЫЙ ИНСТИТУТ / ПРОФЕССОРА И ПРЕПОДАВАТЕЛИ / RUSSIA / HISTORICAL SOURCE / ARCHIVAL DOCUMENTS / HIGHER VETERINARY EDUCATION / PUBLISHING COMPANIES / KAZAN / UNIVERSITY / VETERINARY INSTITUTE / PROFESSORS AND TEACHERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гильмутдинова Ольга Михайловна

В статье на основе архивных материалов показано зарождение высшего ветеринарного образования на Востоке России. Анализируются попытки создания ветеринарного обучения на основе практических навыков без глубокого изучения ветеринарной медицины. На примере Казанской учебной фермы раскрывается отсутствие перспективы этого направления. Подчеркивается участие прессы в привлечении внимания общества к проблемам ветеринарии. Автор выделяет определяющую роль Казанского университета в формировании ветеринарного института. Ученые университета разработали проект создания высшего ветеринарного учебного учреждения, который был реализован в реформе 1873 года. Ведущие профессора университета приняли участие в организации учебного процесса в институте. Автор анализирует состав профессоров и преподавателей, выделяя их профессиональные знания и владение современной методикой преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHIVAL DOCUMENTS AS THE HISTORICAL SOURCE OF THE STUDY OF THE ORIGIN OF HIGHER VETERINARY SCHOOL EDUCATION IN RUSSIA

In the article origin of higher school education in the East of Russia is reconstructed on the base of archival documents. The author analyzes the attempts to create veterinary education on the base of the practical skills without deep research of veterinary medicine. On the example of Kazan educational farm absence of perspective of this direction is confirmed. Underlines the participation of press in public drew to veterinary problems. The author distinguishes important role of Kazan University in veterinary institute formation. Scientists of university elaborate the program, which was realized in reform of 1873 year. Leading professors took part in organize of teaching process in institute. Professors and teachers are studied by the author, underlined their professional knowledge and modern methods of teaching.

Текст научной работы на тему «Архивные материалы как исторический источник изучения зарождения высшего ветеринарного образования России»

УДК 930.253

АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ВЕТЕРИНАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

О.М. Гильмутдинова

Аннотация. В статье на основе архивных материалов показано зарождение высшего ветеринарного образования на Востоке России. Анализируются попытки создания ветеринарного обучения на основе практических навыков без глубокого изучения ветеринарной медицины. На примере Казанской учебной фермы раскрывается отсутствие перспективы этого направления. Подчеркивается участие прессы в привлечении внимания общества к проблемам ветеринарии. Автор выделяет определяющую роль Казанского университета в формировании ветеринарного института. Ученые университета разработали проект создания высшего ветеринарного учебного учреждения, который был реализован в реформе 1873 года. Ведущие профессора университета приняли участие в организации учебного процесса в институте. Автор анализирует состав профессоров и преподавателей, выделяя их профессиональные знания и владение современной методикой преподавания.

Ключевые слова: Россия, архивные материалы, исторический источник, высшее ветеринарное образование, периодические издания, Казань, университет, ветеринарный институт, профессора и преподаватели.

ARCHIVAL DOCUMENTS AS THE HISTORICAL SOURCE OF THE STUDY OF THE ORIGIN OF HIGHER VETERINARY SCHOOL EDUCATION IN RUSSIA

O. Gilmutdinova

Abstract. In the article origin of higher school education in the East of Russia is reconstructed on the base of archival documents. The author analyzes the attempts to create veterinary education on the base of the practical skills without deep research of veterinary medicine. On the example of Kazan educational farm absence of perspective of this direction is confirmed. Underlines the participation of press in public drew to veterinary problems. The author distinguishes important role of Kazan University in veterinary institute formation. Scientists of university elaborate the program, which was realized in reform of 1873 year. Leading professors took part in organize of teaching process in institute. Professors and teachers are studied by the author, underlined their professional knowledge and modern methods of teaching.

Keywords: Russia, historical source, archival documents, higher veterinary education, publishing companies, Kazan, university, veterinary institute, professors and teachers.

Масштабные реформы, начавшиеся в нашей стране в 90-е годы ХХ века, охватили все стороны жизни общества. В изменившихся исторических условиях пристальное внимание общества обращено и к высшей школе. Наиболее чутко на вызовы времени откликнулась гуманитарная область знания, прежде всего - история. Отсутствие идеологического давления на историческую науку, характерное для советского периода, положило начало разработке новых подходов в развернувшемся процессе переосмысления прошлого. Следствием этого становится возросший интерес к отечественной истории как, своего рода, попытке разобраться в происходящих переменах и определить вектор движения с помощью накопленного исторического опыта. Значимым становится направление исследований локальной и региональной истории, в котором объектом изучения является не государство, а общество с его ценностными ориентирами и проблемами;

сам человек является активным субъектом исторического процесса [1]. В этой связи обращение к истокам формирования Высшей школы на востоке России представляется вполне правомерным и обоснованным. Объектом исследования стал ветеринарный институт в Казани во время реформ последней трети XIX века.

В этот период Казань была центром Казанского учебного округа, включавшего в себя Казанскую, Вятскую, Симбирскую, Самарскую, Саратовскую и Астраханскую губернии. Казанский университет (1804) достижениями в области науки и образования принес известность городу и краю. Благодаря деятельности университета, Казань становится и центром ветеринарного образования. Выдающиеся результаты, полученные казанскими учеными в области естествознания и медицины, создавали реальные предпосылки для развития такой области науки, как ветеринарная медицина. В 1873 году учреждается Казанский

ветеринарный институт [11, с.1]. Учебное учреждение, созданное в эпоху великих реформ Александра II, развивалось в тесном взаимодействии с университетом, более сорока лет оставаясь единственным по подготовке высококвалифицированных ветеринарных

специалистов. Ученые, трудившиеся в институте, внесли весомый вклад в образование, науку и практическую ветеринарию [2].

Базу данного комплексного исследования составили архивные материалы, извлеченные из фондов Национального архива Республики Татарстан (НАРТ). Пласт оказался довольно значительным по объему и разнохарактерным по составу. Источники можно подразделить по характеру на ряд групп: 1) документы делопроизводства и статистические материалы;

2) послужные (формулярные) списки;

3) документы личного происхождения. Массив извлеченных источников потребовал проведения их сравнительного анализа и углубленного исследования. В соответствии с выявленными документами, многие из которых были введены в научный оборот впервые, была определена научная проблематика. Она охватывает вопросы зарождения ветеринарного образования, роль университета в учебном процессе и научных исследованиях, общественную деятельность профессоров и преподавателей.

Документы делопроизводства извлечены из следующих фондов: Казанского ветеринарного института (ф. 574), Казанского учебного округа (ф. 92), Казанского университета (ф. 977): описи «Совет», «Ректор», Медицинский факультет», «Канцелярии Казанского губернатора» (ф. 1), «Казанской учебной фермы» (ф. 472).

Становление ветеринарной медицины как самостоятельной ветви высшего образования в России имеет свои особенности. У истоков формирования определились два

противоположных направления: практически-прикладное и научное. Интерес исследователя привлекли отчеты различных ведомств 40-х - 60-х годов Х1Х века, руководивших образовательными структурами либо финансировавших учебные учреждения России: Министерства народного просвещения, Министерства внутренних дел, Государственных имуществ. В них нашли отражение такие важные вопросы, как состояние ветеринарного дела в России в целом и ветеринарного образования в частности, высветились проблемы финансирования. Источники, характеризующие уровень обеспеченности ветеринарными специалистами различных регионов страны, помогли обозначить проблему острой их нехватки в Восточном регионе, указать на

размеры ущерба, наносимого экономике России. Проведенный анализ свидетельствовал о назревшей необходимости и возможности создания на востоке профильного учебного центра по подготовке ветеринарных врачей.

Проблема дальнейшего развития ветеринарии вызвала интерес в обществе, чему в значительной степени способствовала периодическая печать 40 - 50-х годов Х1Х века. Ценный материал для изучения этой важной темы содержится в фондах Научной библиотеки Казанской государственной академии ветеринарной медицины. Выявленные источники свидетельствуют о том, что периодические издания различной

направленности проявили обеспокоенность судьбой значимой для страны отрасли, остро выделяя наболевшие вопросы и вызывая читателей на дискуссию. Развернувшееся обсуждение отчетливо высветило два противоположных подхода в осуществлении ветеринарного обучения: практически-прикладного и научного [4, с.78]. Сторонники практического направления в случае его реализации указывали на значительную экономию бюджетных средств. Напротив, выступающие за полноценное развитие высшего ветеринарного образования объясняли его значимость необходимостью успешной борьбы с губительными заболеваниями животных, представлявшими угрозу самой жизни человека. Правительство все-таки склонялось к первому варианту и в середине 40-х годов Х1Х века приступило к действиям.

Ценный материал об истоках практического ветеринарного обучения в крае был извлечен из фонда 472 «Казанская учебная ферма». С 1841 года в 8 губерниях России, Казанской в том числе, создаются учебные фермы для подготовки их образцовых руководителей. На фермы принимались юноши из государственных крестьян в возрасте от 17 до 20 лет. СевероВосточная (Казанская) учебная ферма была открыта в 1845 году. Источники (отчеты о деятельности фермы, деловая переписка и др.) позволили подтвердить направленность деятельности фермы как сугубо практическую со сравнительно невысоким уровнем образования. Подготовка была нацелена на «обучение простым способам врачевания» [5, л.3]. Вместе с тем, документы свидетельствуют о большой заинтересованности и поддержке Министерства государственных имуществ в развитии этой значимой, как предполагалось, реформы. Это нашло отражение не только в финансировании, но и помощи ученого комитета ведомства в постановке

образования в созданном учреждении. Благодаря усилиям министерства, стремившегося обеспечить учебный процесс всем необходимым, была сформирована библиотека, оборудован ветеринарный кабинет [6, л.28]. На ферму отправлялась новейшая литература по ветеринарной медицине со специальными комментариями о достоинствах той или иной работы [7, л.17]. Практически-прикладной характер подготовки, осуществляемый на Казанской учебной ферме, способствовал распространению ветеринарных знаний среди населения, борьбе с невежеством и предрассудками. За квалифицированной помощью активно обращались жители окрестных селений, однако у обучающихся были возможности для оказания лишь первой помощи, так как уровень подготовки не позволял им лечить серьезные болезни.

Выявленные источники позволили определить дальнейшую бесперспективность практической направленности ветеринарного обучения и насущную необходимость введения научного подхода. [8, л.70]. Обеспечить этот уровень могли академии, университеты и иные структуры высшего образования.

Значимость Казанского университета в становлении такой новой для Восточного региона ветви высшей школы, как отраслевой институт, представлена материалами обширного университетского фонда (ф. 977). В извлеченных документах содержатся свидетельства того, что именно в университете зарождается ветеринарное образование. В 1845 году профессор университета Ф. Брауэль разработал программу высшего ветеринарного образования, рассчитанную на 5 лет обучения. Она включала в себя широкий спектр общеобразовательных, специальных теоретических и клинических дисциплин [9]. В дальнейшем эта программа легла в основу деятельности Дерптского, Харьковского и Казанского ветеринарных институтов.

Материалы данного фонда позволяют в динамике проследить длительный и сложный процесс создания института в Казани и обозначить роль университета как определяющую. Особого внимания заслуживают протоколы Совета университета, отражающие ход обсуждения вопроса о необходимости открытия в Казани самостоятельного высшего ветеринарного учебного заведения. Документы, датируемые 1862 годом, свидетельствуют об основательном подходе ученых в решении важного вопроса, готовности оказать реальную помощь в его реализации [10, л.238]. Следует подчеркнуть, что замысел предполагал коренные

преобразования всего ветеринарного дела в крае. Инициатива университета не была реализована в тот период, но предложение было настолько хорошо аргументировано, что правительство использовало его при проведении реформы ветеринарного образования в 1873 году [11, л.2].

Становление и развитие высшего ветеринарного образования в Казани представлено источниками фонда 534 «Казанский ветеринарный институт». Они дают возможность на конкретном фактическом материале проследить, как формировался учебный процесс, опирающийся на достижения науки. Концепция согласовывалась с руководством университета. Показательна в этом плане переписка директора института с ректором университета по вопросам учебной и научной деятельности, свидетельствующая о весомой помощи со стороны университета. Цикл естественнонаучных дисциплин студенты-ветеринары обязаны были слушать в университете, что накладывало дополнительную нагрузку на профессорско-преподавательский состав, вызывая сложности с аудиториями, оборудованием и пр. [12, л.60]. Ведущие профессора университета приняли участие в организации нового учебного учреждения.

В создании института важная роль принадлежала попечителю учебного округа П.Д. Шестакову. Документы, извлеченные из фонда попечителя (ф. 92), свидетельствуют о его заинтересованной поддержке в этом многотрудном деле [13]. Действенная помощь попечителя и профессоров университета сделали возможным открытие института, как и предполагалось, 22 августа 1874 года.

Архивные материалы позволяют выявить направление политики правительства в отношении высшей школы, прежде всего, обратившись к преподавательской коллегии. Профессорско-преподавательский состав -интереснейший объект исследования. Всестороннее его рассмотрение базируется на разнохарактерных источниках. Большую значимость представляют формулярные (послужные) списки преподавателей. Они содержат сведения справочного характера: дату рождения, сословное происхождение, вероисповедание (национальная

принадлежность тогда не указывалась), награды за труд. Обстоятельное исследование позволяет определить тенденцию формирования преподавательского состава высшего учебного заведения: отчетливо прослеживается привлечение дворян - выше 55%. В то же время, отметим, что значительную их часть (более 30%) составляли выходцы из потомственного

обедневшего дворянства, не имевшего наследственной собственности; средством их существования был личный труд [14, л.1-7]. По положению в обществе они относились к разночинцам. Это объединяло преподавателей -дворян с другими сословиями.

Довольно высокий процент составляли выходцы из духовенства - около 19% [15, л.21]. В подавляющем большинстве это были преподаватели университета.

Сельское сословие было определено в среднем от 12,4% до 15% [16, л. 13]. Представители купечества, мещан и ремесленников обозначены примерно 11% [17, л.20]. Отметим, что указанная сословная численность не была постоянной и колебалась на протяжении изучаемого периода.

Анализируя вероисповедный состав профессоров и преподавателей, трудившихся в институте, можно утверждать, что он начал формироваться как многоконфессиональный (1875 - 1879гг.). В этот период преподавательская коллегия состояла из четырех вероисповедных категорий - православной, римско-католической, лютеранской,

евангелически-реформатской. Православные составляли значительную часть - 38,6% [18, л. 8]. К православным, в основном, относились русские; удмурты, марийцы, чуваши могли быть представлены единицами. Высокий удельный процент имели лютеране (в данном случае -эстонцы и немцы) - 31,8%. Численность католиков доходила до 4,4% [19, л.7].

С переходом преподавания естественно научных дисциплин из университета непосредственно в институт ситуация несколько изменилась: остались три вероисповедные категории (без евангелически-реформатской). Количество православных возросло до 62,9% [20, л.8]. Лютеране сохранили за собой относительно устойчивую долю в преподавательской коллегии, процент их участия составлял 25,8%, в то время как представительство католиков резко сократилось [21, л.11]. Преподавателей - мусульман, иудеев, других вероисповеданий в институте не было.

Профессорско-преподавательская коллегия в своем составе отражала неоднородность общества в последней трети Х1Х века. Шел процесс размывания сословных перегородок, и это было связано с активной эволюцией России в буржуазное государство. В то же время, на примере Казанского ветеринарного института видно, что академическая политика

правительства подтверждала свою

великодержавную направленность, не отвечающую духу и требованиям времени.

Углубленное исследование становления института диктовало необходимость

привлечения документов иного рода: автобиографий, частных писем, воспоминаний. Источники личного происхождения помогают глубже проникнуть в атмосферу тех лет, воссоздать уровень преподавания, полнее оценить деятельность профессоров и преподавателей. В этой связи особую ценность имеют воспоминания бывших студентов о годах учебы. Характерно, что вспоминая своих учителей, выпускники отмечают в них прежде всего талант исследователя. Научный эксперимент, ставший органичной частью учебного процесса, вызывал у студентов интерес и активность в освоении дисциплин. Заслуживали уважения студентов глубокие профессиональные знания преподавателей, научная эрудиция, а также основательные практические навыки. Об этом свидетельствует и уважительный отзыв об известном профессоре университета Л.Л. Левшине, преподававшем в институте хирургию и имевшем богатый опыт работы в госпиталях в русско-турецкую войну (1877-78 гг.). Автор утверждает, что «деятельность ученых университета вносила в учебный процесс дух академизма и высокой требовательности» [3, л.594]. В источниках личного происхождения содержатся

подтверждения высокого уровня преподавания в целом, подчеркивается умение преподавателей сочетать популярность изложения с научностью. Характерна и высокая оценка нравственных качеств заслуженных профессоров.

Изучение истории ветеринарного образования на Востоке России позволяет охарактеризовать его формирование как противоборство двух противоположных направлений - практического и научного. Процесс завершается созданием высшего учебного учреждения, чья деятельность была ориентирована на единение науки и практики. Разнохарактерные исторические источники подчеркивают определяющую роль ученых казанского университета в дальнейшем развитии этой ветви высшей школы. В комплексе это позволяет понять и оценить всю значимость реформы в ветеринарии как часть масштабной модернизации, начатой Александром II и продолжавшейся в последней трети Х!Х века.

Литература:

1. Gataullina I.A., Gilmutdinova O.M. Russian historical science in the new paradigm conditions. Review of European Studies // Canadian Center of Science and education. - Vol. 7, - N 1. March 2015. -P.158-163.

2. Гильмутдинова О.М., Хакимова А.С. Содружество ученых и становление высшего ветеринарного образования в России в последней трети XIX века // Казанский педагогический журнал. 2015. - №6. С. 420-422.

3. Жирнов А.С. Казанский ветеринарный институт // Вестник общественной ветеринарии. 1905. - № 3. - С.591-596.

4. Значение, образование и качество ветеринарного врача // Записки ветеринарной медицины и скотоводства. СПб, 1848. - № 2. -С.72-78.

5. Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ). Фонд (Ф.) 472, опись (оп.) 1, дело (д.) 88. 1841г. 17л.

6. НАРТ. Ф. 472, оп. 1, д.1. 1841г. 28л.

7. НАРТ. Ф. 472, оп. 1, д. 24. 1847г. 18л.

8. НАРТ. Ф. 472, оп. 1, д. 137. 1852г. 70л.

9. НАРТ. Ф. 977, оп. Медицинский факультет, д. 444, 1845г. 19л.

10. НАРТ. Ф. 977, оп. Совет, д. 4515. 1862г. 239л.

11. Положение о Харьковском и Дерптском ветеринарных училищах, присвоенное и Казанскому. Казань, 1874. В университетской типографии. 9с.

12. НАРТ. Ф. 534, оп. 1, д. 13, 1874г. 68л.

13. НАРТ. Ф. 92, оп. 1, д. 11641. 189л.

14. НАРТ. Ф. 534, оп. 5л, д. 99, 12л.

15. НАРТ. Ф. 534, оп. 5л, д. 53, 9л.

16. НАРТ. Ф. 534, оп. 5 л, д. 72, 11л.

18. НАРТ. Ф. 534, оп. 5л, д. 29, 21л.

19. НАРТ. Ф. 534, оп. 5л, д. 144, 27л.

20. НАРТ. Ф. 534, оп. 2л, д. 45, 19л.

21. НАРТ. Ф. 534, оп. 3л, д. 21, 29л.

Cведения об авторе:

Гильмутдинова Ольга Михайловна (г. Казань, Россия), кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и связей с общественностью, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ), e-mail: olgagilmutdinova@rambler.ru

Data about the author:

O. Gilmutdinova (Kazan, Russia), candidate of historical sciences, associate professor, associate Professor of the Department of history and public relations, Kazan national research technical University. A. Tupolev (KNRTU-KAI), e-mail: olgagilmutdinova@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.