Научная статья на тему 'Вклад профессора мосина В. В. В подготовку ветеринарных врачей'

Вклад профессора мосина В. В. В подготовку ветеринарных врачей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕТЕРИНАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЕТЕРИНАРНЫЙ ВРАЧ / ИНСТИТУТ / АКАДЕМИЯ / VETERINARY EDUCATION / VETERINARY / INSTITUTE / ACADEMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волков А. Х., Никитин И. Н.

За период работы В.В. Мосина в академии ассистентом, доцентом, профессором, заведующим кафедрой, проректором по учебной работе достигнуты большие успехи в подготовке ветеринарных врачей, совершенствование высшего ветеринарного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRIBUTION OF PROFESSOR MOSIN V.V. IN THE TRAINING OF VETERINARIANS

During the period of work of Vladimir Mosin at the Academy of assistant, associate Professor, Professor and head of Department, Pro-rector on educational work achieved great success in the training of veterinarians and improvement of veterinary higher education.

Текст научной работы на тему «Вклад профессора мосина В. В. В подготовку ветеринарных врачей»

А.А Пузырев // Арх. анат. - 1990. Вып. 5. - С. 55 - 61.

3. Шубич, М.Г. Особенности фундаль-ных желез желудка млекопитающих и их зависимость от типа питания / М. Г. Шубич,

А.А. Фишер, Л.М. Лазарева.// Арх. анат. -1984. Вып. 4. - С. 50-67.

4. Tizzer, E.A. A sporozoan found in the peptic glans of the common mouse // Proc. Soc. Exp. Biol. Med., 1907. Vol. 5. - P. 12-13.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА СТРОЕНИЯ ЖЕЛУДКА У МЛЕКОПИТАЮЩИХ В НОРМЕ И ПРИ КРИПТОСПОРИДИОЗЕ МЫШЕЙ

Васильева В.А., Перфильева Н.П., Хохлова Л.А., Вилкова М.А.

Резюме

В данном исследовании изучалось действие криптоспоридий на желудок мышей. Анализ экспериментального материала показывает, что при криптоспоридиозе мышей развивается выраженная гиперплазия, отечность слизистой, сужение просвета железистых ямок, явления гидропи-ческой и гиалиново-капельной дистрофии.

COMPARATIVE ASSESSMENT STRUCTURE MAMMALS' STOMACH IN NORMAL

AND CRYPTOSPORIDIOSIS IN MICE

Vasilieva V.A., Perfilieva N.P., Khokhlova L.A., Vilkova M.A.

Summary

This study examined the effect of Cryptosporidium in mice stomach. Analysis of experimental material shows that severe hyperplasia, swelling of the mucosa, narrowing of glandular pits, and phenomena of hydropic and vacuolar-water hyaline degeneration can develop in mice at cryptosporidiosis.

УДК 619:614.25

ВКЛАД ПРОФЕССОРА МОСИНА В.В. В ПОДГОТОВКУ ВЕТЕРИНАРНЫХ ВРАЧЕЙ

Волков А.Х. - д.в.н., профессор, зав. кафедрой; Никитин И.Н. д.в.н., профессор, зав. кафедрой Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана

Ключевые слова: ветеринарное образование, ветеринарный врач, институт, академия. Key words: veterinary education, veterinary, Institute, Academy.

В Казанском ветеринарном институте (академии) подготовка ветеринарных врачей осуществляется 143 года. В.В. Мосин участвовал в их подготовке 51 год ассистентом, доцентом, профессором, заведующим кафедрой, проректором по учебной работе. Первый выпуск ветеринарных врачей, в подготовке которых успешно начал молодой ассистент, состоялся в 1951 году в количестве 117 человек, последний выпуск - в 2000 году 260 ветеринарных врачей. За годы его работы академия выпустила 10690 ветеринарных врачей, вооруженных глубокими знаниями оперативной хирургии и других профессиональных дисциплин, которые успешно работали в агропромышленном комплексе Татарстана, России и СССР, в сфере ветеринарии ряда стран Европы (Чехословакии, Польши, Румынии, Болгарии и т.д.), Азии (Китае, Корее, Вьетна-

ме, Монголии и т.д.), Африки (Кении, Чаде, Египте и т.д.).

Начало работы профессора В.В. Мосина проректором совпало с постановлением Совета Министров СССР об образовании крупного научно-исследовательского и учебного центра ветеринарного профиля. За 19 лет его деятельности институт построил собственные здания, новый ветеринарный городок, увеличил прием студентов и выпуск специалистов в три раза, отметил 100-летие своего существования, был награжден высшей государственной наградой - орденом Ленина, был признан несколько раз победителем Всесоюзного конкурса высших сельскохозяйственных учебных заведений, лауреатом Всесоюзной Выставки достижений народного хозяйства.

Ему принадлежат заслуги по совершенствованию высшего ветеринарного образова-

ния, комплектованию кафедр высококвалифицированными профессорами, преподавателями, оснащению учебного процесса современным учебным и научным оборудованием, внедрению программированного обучения, применению телевидения в учебном процессе, повышению качества подготовки специалистов, высоким показателям постановки учебного дела, систематической победе института в соревнованиях высших сельскохозяйственных учебных заведений страны.

В 1959 году было открыто заочное отделение, в октябре 1964 года был создан факультет общественных профессий с тремя отделениями: лектора, общественного руководителя сельского клуба, тренера по видам спорта или судьи. Проректор В.В. Мосин по своим должностным обязанностям был руководителем этого факультета. За первые 8 лет деятельности ФОПа было подготовлено 1335 лекторов по общественно-политической и профессиональной тематике, 260 руководителей сельских клубов и 1286 общественных инструкторов и судей по спорту. Участие в работе ФОПа способствовало повышению качества учебы, культурного уровня студентов и их спортивных достижений.

В 1966 году был открыт факультет повышения квалификации ветеринарных врачей и ученых зоотехников, в 1967 году - факультет повышения квалификации преподавателей вузов и техникумов со всех уголков СССР.

Повышение квалификации ветеринарных врачей проводилось по различным профилям: клинико-эпизоотологическому, болезням молодняка, акушерству и борьбе с бесплодием, ветеринарному контролю за искусственным осеменением, вирусологии, ветери-нарно-санитарной экспертизе и гражданской обороне. Преподаватели повышали квалификацию по хирургии, акушерству, физиологии, патофизиологии, анатомии и основам ветеринарии. Ежегодно повышали квалификации по 500-600 ветеринарных врачей из всех союзных республик, по 100-150 преподавателей вузов и техникумов. Значительно изменился национальный состав студентов: в институте обучались представители 26 национальностей, увеличился удельный вес татар с 16,7 % до 52,8-56,5 %. В связи с увеличением числа студентов возросло количество преподавателей. В 1959-1960 учебном году в институте работали 98 преподавателей (16 докторов, 49 кандидатов и 33 - без степени); 1978-1979 учебном году - 253 (49 докторов, 154 кандидата наук).

Выпуск ветеринарных врачей и ученых

зоотехников в 1959 году составил 198 человек, а в 1978 году увеличился до 486 высококвалифицированных специалистов для сельского хозяйства СССР.

В период работы профессора Мосина В.В. проректором по учебной работе кафедры института в значительной степени были оснащены техническими средствами обучения. В учебном процессе использовались 15 кинопроекционных и киносъемочных аппаратов, 32 эпидиаскопа, 45 диапроекторов, комплексная телеустановка «Свет-15» с передвижной телекамерой. Телевизионные передачи велись в две лекционные аудитории, что позволяло улучшить наглядность излагаемого материала одновременно большому числу студентов. Во время демонстраций операции у животных или других лечебных процедур студенты имели возможность не только видеть их квалифицированное выполнение, но и слышать тоны сердца, следить за изображением электрокардиограммы оперируемого животного. Двойная звуковая связь позволяла вести комментарии из операционной, а лектору -управлять ходом операции из аудитории.

Проректор В.В. Мосин обращал особое внимание на тесную взаимосвязь обучения и воспитания студентов. Для реализации этого положения в институте разрабатывались комплексные планы, рассчитанные на весь период обучения. В планах предусматривались мероприятия, проводимые Учеными советами института и факультетов, парткомом, партбюро факультетов, профкомом и первичными профсоюзными организациями, комитетом ВЛКСМ и первичными комсомольскими организациями, коллективами кафедр.

Мобилизацией педагогического состава института на политическое, экономическое, идеологическое, культурное, спортивное воспитание студентов занимался постоянно проректор В.В. Мосин.

В.В. Мосин уделял большое внимание контролю за усвоением учебного материала студентами. Вначале проводился безмашинный опрос на кафедрах под руководством заведующих. В 1968 г. был создан общеинститутский автоматизированный кабинет программированного опроса студентов, где была смонтирована машина «Знание-3» с индивидуальными пультами. Ежегодно в автоматизированном кабинете проводилось более 15 тысяч опросов (по 10 опросов каждого студента). Для упорядочения такого опроса был разработан сетевой календарный график опроса по всем учебным дисциплинам, что позволяло осуществлять равномерное распреде-

ление машинного опроса студентов.

Было организовано социалистическое соревнование за лучшую академическую группу. В положении об этом, составленном с участием В.В. Мосина, были предусмотрены:

- абсолютная успеваемость, %;

- число отличников и ударников учебы;

- посещаемость студентами лекций и занятий;

- участие в общественной работе по линии Ученого Совета, парткома, комитета ВЛКСМ, профкома;

- качество выполнения общественных поручений.

Ежегодно подводились итоги соревнования, группы - победители награждались:

за первое место - поездка в города-герои Москву, Ленинград, Волгоград и др.;

за второе место - поездка в город Ульяновск;

за третье место - посещение театров г. Казани за счет средств института.

Социалистические соревнования стимулировали повышение качества учебы и, как следствие, высокий уровень подготовки специалистов.

Проректор В.В. Мосин обеспечивал высокий уровень постановки учебной работы на кафедре оперативной хирургии, которой руководил 31 год, чем показывал личный пример образцовой учебно-воспитательной работы. Он требовал от заведующих кафедрами института, преподавателей добросовестной, высококачественной, ответственной работы по обеспечению должного уровня учебной, методической и воспитательной деятельности.

Проректором В.В. Мосиным была разработана и внедрена в институте система количественной оценки деятельности кафедры по всем основным направлениям, которая применялась в 1974-1978 годы. Эта система была прообразом современной рейтинговой оценки деятельности кафедр и отдельных преподавателей. Все кафедры стремились показать более высокие показатели учебной, методической, научной и воспитательной деятельности, так как эта система стимулировала повышение активности и эффективности труда каждого преподавателя.

Несмотря на большую загруженность в учебной и научной деятельности Василий Васильевич не забывал о молодежи. Воспитательная работа осуществлялась в плановом порядке по следующим направлениям: учебное, патриотическое, правовое, нравственно-

эстетическое и спортивно-трудовое. Организующими и направляющими звеньями выступили ректорат, деканаты, комитет комсомола, студенческий совет общежитий и др.

В бытность работы Василия Васильевича многие направления в молодежной политике были возложены на комитет комсомола.

У него были любимые фразы: «Какие планы, комсомол?», «Решение за вами, молодежь!» и т.д.

Из средств, собранных комсомольцами и бойцами стройотрядов, была возведена стела на площади перед академией, посвященная памяти сотрудников и студентов, воевавших в Великой Отечественной войне; бюст Н.Э. Баумана, который установлен в вестибюле академии.

Василий Васильевич был председателем организационного комитета Поволжского регионального этапа Всесоюзной Олимпиады «Студент и научно-технический прогресс».

Обкомом ВЛКСМ и республиканским советом по НИРС вузов ТАССР была высоко оценена роль В.В. Мосина как организатора и наставника молодежи.

Особую роль В.В. Мосин отводил патриотическому воспитанию молодежи. Как участник Великой Отечественной войны, он организовывал всевозможные мероприятия «круглые столы», конкурсы, встречи и т.д.

Особая страница в биографии В.В. Мосина - это хор ветеранов войны и тыла. Гордость республики - в каких только площадках не выступал наш знаменитый хор. Они были первыми, только через несколько лет этот почин был подхвачен другими предприятиями и организациями.

В должность заведующего кафедрой вступил В.В. Мосин, будучи ведущим доцентом, оформивший докторскую диссертацию в 40-летнем возрасте, глубоко освоивший теоретические и практические проблемы учебной дисциплины оперативной хирургии. К этому времени у него был огромный опыт педагогической, научной, методической и воспитательной работы.

Кафедра оперативной хирургии, возглавляемая молодым заведующим, доцентом В.В. Мосиным, стала одной из ведущих выпускающих кафедр, где студенты имели возможность изучать топографическую анатомию, приобретать навыки хирургического лечения животных и самостоятельно осуществлять общий наркоз, местную анестезию перед проведением простых и сложных хирургических операций.

Он через год представил и защитил док-

торскую диссертацию на тему: «Результаты клинико-экспериментальных исследований по применению надплевральной новокаиновой блокады чревных нервов и пограничных симпатических стволов при абдоминальных операциях, воспалении брюшины, органов брюшной и тазовой полостей у животных». Его диссертация была признана актуальной и глобальной по профилю научной деятельности кафедры оперативной хирургии. Как настоящий талантливый ученый, он развивал, расширял и углублял экспериментальные исследования по теме своей докторской диссертации, привлекал к этой проблеме ветеринарных и медицинских хирургов, физиологов, фармакологов и специалистов других профессий. В результате таких исследований получены положительные результаты лечебной и профилактической эффективности при многих болезнях животных, защищены 58 диссертаций его учениками и более 100 диссертаций аспирантами и соискателями других кафедр Казанского и других ветеринарных и сельскохозяйственных институтов.

Об актуальности исследований, их народнохозяйственной эффективности свидетельствует высокая награда Правительства СССР. Коллективу ученых под его руководством присуждена Государственная премия СССР за 1978г. (постановление Правительства СССР от 7 января 1979 г.), многочисленные награды (ордена, медали, почетные звания, дипломы, грамоты).

Особо следует отметить широкое внедрение научных рекомендаций профессора В.В. Мосина в сельскохозяйственное производство, ветеринарную практику.

Сотрудники кафедры и преподаватели других кафедр утверждают, что профессор В.В. Мосин находил время для общения с многочисленными студентами, аспирантами и соискателями. От такого общения он обогащал свою память, получал моральное удовлетворение и всячески стремился помочь в уче-

бе каждому студенту.

Студенческую науку В.В. Мосин рассматривал как трамплин для дальнейшего роста и развития каждого, кто прошел горнило науки в стенах высшего учебного заведения. Каждое заседание студенческого научного кружка при кафедре превращалось в школу познания новых идей, новых знаний, новых практических навыков. Студенты - кружковцы всячески старались не пропускать ни одно заседание, на котором студенческие сообщения обсуждались преподавателями, доцентами и профессором. Получив очередное напутствие, они продолжали научные исследования, достойные внимания широкой научной общественности. Статистика свидетельствует, что три студента - кружковца кафедры оперативной хирургии были удостоены высокой награды - медали Министерства высшего образования СССР и ЦК ВЛКСМ, большое число студентов награждались Дипломом и Почетными грамотами Министерства высшего образования СССР, ЦК ВЛКСМ, грамотами Обкома ВЛКСМ и другими наградами.

Современное поколение ветеринарных хирургов по праву гордится творческим наследием и разносторонним опытом организации учебно-воспитательного процесса и научно - исследовательской работы профессора В.В. Мосина и его соратников.

Заключение. Профессор В.В. Мосин внес большой вклад в подготовку ветеринарных врачей, повышение их квалификации, формирование творческого коллектива преподавателей академии, подготовку докторов и кандидатов наук для высшей ветеринарной школы СССР и научных учреждений ВАСХ-НИЛ, развитие Казанского ветеринарного института, оснащение его современными учебным и научным оборудованием, инструментами и приборами и другими средствами обучения студентов, поднятии престижа академии и профессии ветеринарного врача.

ВКЛАД ПРОФЕССОРА МОСИНА В.В. В ПОДГОТОВКУ ВЕТЕРИНАРНЫХ ВРАЧЕЙ

Волков А.Х., Никитин И.Н. Резюме

За период работы В.В. Мосина в академии ассистентом, доцентом, профессором, заведующим кафедрой, проректором по учебной работе достигнуты большие успехи в подготовке ветеринарных врачей, совершенствование высшего ветеринарного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.