УДК 378.22:619
Р.А. Рубцова, канд. биол. наук, доц.,
В.Л. Щекотуров, канд. вет. наук, доц.
ВГМХА им. Н. В. Верещагина
Переход учебного процесса на новый стандарт подготовки ветеринарных врачей
Аннотация: В статье описан переход учебного процесса на новый стандарт подготовки ветеринарных врачей. Отражены основные направления ФГОС ВПО. освещены результаты работы факультета ветеринарной медицины за прошедший период, задачи факультета.
Ключевые слова: факультет ветеринарной медицины, учебная работа
Федеральным законом РФ от 10 ноября 2009 г № 260 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установлены сроки перехода на обучение по стандартам высшего профессионального образования третьего поколения.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. № 2011 утвержден Федеральный Государственный стандарт Высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 111801.65 «Ветеринария» (квалификация (степень) «специалист».
Настоящий ФГОС ВПО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов по направлению подготовки (специальности) 111801.65 Ветеринария образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами на территории Российской Федерации), имеющими государственную аккредитацию.
Право на реализацию основных образовательных программ высшее учеб-
ное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В настоящем стандарте имеются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции
- их выделено (ОК-1; до ОК-30);
ПСК - профессионально-специализированные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
Общая трудоемкость освоения ООП рассчитывается в зачетных единицах. Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Нормативный срок освоения ООП
для очной формы обучения, включая каникулы - 5 лет. Трудоемкость в зачетных единицах - 300 часов.
Квалификация (степень) выпускника - специалист.
Область профессионально деятельности специалистов включает: сохранение и обеспечение здоровья животных и человека, профилактика особо опасных болезней животных и человека, улучшение продуктивных качеств животных, диагностику и профилактику болезней различной этиологии, лечение животных, судебно-ветеринарную экспертизу, государственный ветеринарный надзор, разработку и обращение лекарственных средств для животных.
Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: сельскохозяйственные, домашние, лабораторные, экзотические, дикие и промысловые животные, птицы, пчелы, рыбы, гидробионты и другие объекты морского и речного промысла, клеточные культуры, микробиологические и вирусные штаммы, сырье и готовая продукция животного и растительного происхождения, продукция пчеловодства, корма и кормовые добавки, места их заготовки и хранения, лекарственные средства и биологические препараты, технологические линии по производству препаратов, продуктов и кормов, помещения для содержания животных, пастбища, водоемы, убойные пункты, скотомогильники, транспортные средства для перевозки животных, продукции животного и растительного происхождения, а также предприятия по производству, переработке, хранению, реализации пищевых продуктов и кормов животного и растительного происхождения.
Специалист по направлению подготовки (специальности) 111801.65 ветеринария готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- врачебная;
- экспертно-контрольная;
- организационно-управленческая;
- производственно-технологическая;
- проектно-консультативная;
- образовательно-воспитательная;
- научно-исследовательская.
Учебные циклы, разделены и проектируемые результаты их освоения
С.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл - 35 зачетных единиц.
Базовая часть - 26 зачетных единиц.
Вариативная часть - 9 зачетных единиц.
С.2. Общепрофессиональный ветеринарно-биологический цикл - 122 зачетные единицы.
Базовая часть - 103 зачетных единиц.
Вариативная часть - 19 зачетных единиц.
С.3. Профессиональный цикл - 113 зачетных единиц.
Базовая часть - 81 зачетная единица.
Специализация «Ветеринарная фармация» - 12 зачетных единиц.
Вариативная часть - 20 зачетных единиц.
Физическая культура - 2 зачетные единицы.
Учебная и производственная практика, научно-исследовательская работа (практические умения и навыки определяются ООП вуза) - 22 зачетных единицы.
Итоговая государственная аттестация - 6 зачетных единиц.
До введения нового ФГОСа на факультете велась подготовка студентов по специальности 111201.65 «Ветеринария» с присвоением квалификации «Ветеринарный врач». Срок обучения - 5 лет или 260 недель для освоения основной образовательной программы подготовки ветеринарного врача, в том числе: теоретическое обучение - 168 недель;
экзаменационные сессии - 21 неделя; государственные экзамены - 4 недели; каникулы - 38 недель; практики - 28 недель, из них: учебные практики - 14 недель; производственные практики -14 недель.
С 01 сентября 2011 года обучение студентов 1 курса будет проводиться по новому стандарту, студенты 2, 3, 4 и 5 курсов - по стандарту 2000 года.
В настоящее время студентам читаются курсы по 48 дисциплинам, в том числе ведутся учебные занятия по 6-ти элективным курсам. Обучение проводилось в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта утвержденного Министерством образования РФ в 2000 году. Рабочие учебные программы и учебно-методические комплексы по дисциплинам разработаны на основе «Примерных учебных программ» рекомендуемых УМО по специальности и соответствуют требования ГОСа.
За истекшие 33 года, на факультете, подготовлено 1744 ветеринарных врачей, 130 (7,1 %) из них закончили академию с «красным дипломом». Пять выпускников защитили докторские диссертации и свыше 40 - кандидатские (3,2 %). В настоящее время многие из выпускников работают преподавателями на кафедрах факультета. Анализ «за-крепляемости» специалистов показал, что по специальности работают до 75 % выпускников. Рекламаций на выпускников не поступало и зарегистрированных в службе занятости по Вологодской области не имеется.
Об уровне подготовки специалистов можно судить по результатам экзаменационных сессий, движению контингента студентов и итогам Государственных экзаменов. Так, за последние 5 лет без «троек» зимнюю экзаменационную сессию сдают от 41 до 49 %, студентов, из них от 10 до 15 % - на «отлично». Летнюю сессию без «троек» сдают от 38 до
43 % и на «отлично» - 8-9 % (табл. 1, 2).
Выпускники сдают 3 экзамена Государственной аттестационной комиссии: «Практические навыки», «Блок заразных болезней» и «Блок незаразных болезней». Средний балл составляет 4,35 (табл. 3) по заочному и 4,30.(табл. 4).
По итогам как летней, так и зимней экзаменационных сессий, а также по собственному желанию ежегодно отчисляется от 2 до 10 % студентов (табл. 5).
В 1997 году было открыто заочное отделение факультета. На заочном отделении ведется подготовка ветеринарных врачей на коммерческой основе. На отделение зачисляются абитуриенты, имеющие среднее специальное образование. За 13 лет выпущено 400 специалистов с высшим образованием.
С 1999 года, по просьбе Департамента сельского хозяйства Вологодской области, ведется специализированная подготовка студентов старших курсов по трем направлениям: эпизоотология и инфекционные болезни животных, ветеринарное акушерство и гинекология, ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов растительного и животного происхождения. Выпускникам специализированных групп, успешно сдавшим выпускной комплексный экзамен, выдается сертификат, подтверждающий специализированную подготовку в том или ином направлении. За прошедшие 10 лет такой сертификат получили 204 (36,8 %) выпускника.
Сегодня на факультете обучаются: на очном отделении - 283 студента, в том числе на платной основе - 9 (13 %) студентов, по целевому обучению - 36 (19 %) студентов, на заочном отделении
- 175 студентов из 175 (100 %) на платной основе.
В состав факультета входят 3 кафедры: анатомии и физиологии; внутренних незаразных болезней, хирургии и акушерства; эпизоотологии и микробио-
Молочнохозяйственный вестник, № 1, II кв. 2011
Таблица - 1 Результаты зимней экзаменационной сессии
2005/2006 2006/2007 2007/2008 2008/2009 2009/2010
Коли- чество студен- тов На отлично, % Без троек, % Коли- чество студен- тов На отлично, % Без тро- ек, % Коли- чество сту- дентов На от- лич- но, % Без тро- ек, % Коли- чество сту- дентов На от- лич- но, % Без тро- ек, % Коли- чество сту- дентов На от- лич- но, % Без тро- ек, %
ВСЕГО 308 11,4 44,8 297 14,5 49,2 271 15,2 46,8 232 9 49,1 212 10,4 45,3
Таблица - 2 Результаты летней экзаменационной сессии
2005/2006 2006/2007 2007/2008 2008/2009 2009/2010
Коли- чество студен- тов На от- лич- но, % Без тро- ек, % Коли- чество сту- дентов На от- лич- но, % Без тро- ек, % Коли- чество сту- дентов На от- лич- но, % Без тро- ек, % Коли- чество студен- тов На от- лич- но, % Без тро- ек, % Коли- чество студен- тов На от- лич- но, % Без тро- ек, %
ВСЕГО 380 7,7 42,7 362 8,3 42,7 340 6,8 37,0 299 8,9 36 283 8,12 25
Таблица - 3 Результаты государственных экзаменов на очном отделении факультета ветеринарной медицины
Блоки дисциплин
и О Практические навык и Незаразные болезни Инфекционные и инвазионные болезни
5 X Результаты экзаменов Результаты экзаменов Результаты экзаменов *
X <
и |_
с ОТЛИЧНО хорошо удовлет с отлично хорошо удовл с отлично хорошо удовлет о
2 с с С с
и га га га с
ю ю ю с
ш £ со ш »X со ш ш »X со ш ш »X га ю
и и и о со % о О I °/о о о I % X о. и О О I °/о о о I °/о о о I % X о. и О О I °/о о о I °/о о о I °/о X 4 »X X
га Ч 0 5 С О В) о с; х о ф В) (Ц * 5 Ш ф * 5 В) (Ц * 5 В) (Ц * 5 Ш ф * 5 Я н В) (Ц * 5 В) Щ * 5 Ш ф * 5 ф а и 1 а
|_ * ч а и * и ьг и а и Ьй и ьг и а и а и и
ю о о Г\] 78 30 38,5 36 46,2 12 15,4 4,23 38 48,7 29 37,2 11 14,1 4,35 39 50,0 28 35,9 11 14,1 4,36 4,31
2007 66 42 63,6 18 27,3 6 9,1 4,39 46 69,7 26 21,2 6 9,1 4,61 32 48,5 26 39,4 8 12,1 4,36 4,45
со о о Г\] 82 46 56,10 26 31,71 9 10,98 4,40 34 41,46 39 47,56 9 10,98 4,30 26 31,71 35 42,68 21 25,61 4,06 4,25
2009 68 39 57,36 24 35,29 5 7,95 4,5 36 52,95 22 32,35 10 14,70 4,38 32 47,06 24 35,29 12 17,65 4,29 4,39
2010 69 34 49,28 26 37,68 9 13,4 4,36 38 55,07 28 40,58 3 4,35 4,72 24 34,78 28 40,58 17 24,64 4,10 4,39
ОБРАЗОВАНИЕ
Молочнохозяйственный вестник, № 1, II кв. 2011
Таблица - 4 Результаты государственных экзаменов на заочном отделении факультета ветеринарной медицины
, Блоки дисциплин £
и Практические навыки Незаразные болезн* Инфекционные и инвазионные болезни £
с Результаты экзаменов Результаты экзаменов Результаты экзаменов с
т отлично хорошо удовлет е; отлично хорошо удовл е; отлично хорошо удовлет с с с с
и н со ш ш ю со ш ш ю со ш ш ю ю
Года Количес ников Кол-во студенте °/о Кол-во студенте °/о Кол-во студенте % 5 X ч ф а и Кол-во студенте °/о Кол-во студенте °/о Кол-во студенте % 5 X ч ф а. и Кол-во студенте °/о Кол-во студенте °/о Кол-во студенте °/о >5 5 X а V а и 5 X а V а и
Ю О О ГЧ 55 29 52,73 81 38,18 5 6,41 4,44 24 43,37 25 45,45 6 10,91 4,33 19 34,55 25 45,46 11 20,0 4,14 4,30
2007 41 25 61,0 14 34,1 2 4,9 4,56 46 39,0 15 36,6 9 24,4 4,07 10 24,4 20 48,8 11 26,8 3,98 4,20
со о о ГЧ 31 13 47,93 17 54,85 1 3,22 4,39 10 32,26 17 54,85 4 12,9 4,19 13 41,93 13 41,93 5 16,13 4,26 4,28
2009 54 26 48,15 23 42,59 5 9,26 4,20 31 57,41 17 31,48 6 11,11 4,46 30 55,56 19 35,18 5 9,26 4,46 4,37
2010 49 23 47,00 24 48,94 2 4,06 4,43 14 28,57 27 55,10 8 16,33 4,12 11 22,45 30 61,23 8 16,32 4,06 4,33
Таблица - 5 Студенты, участвующие в экзаменационных сессиях (средний балл студентов, отчислено)
Зимняя сессия количество годы студентов средний балл отчислено % Летняя сессия количество годы студентов средний балл отчислено %
2005/2006 308* 3,87 7 2,3 2005/2006 380 4,05 8 2,1
2006/2007 297* 3,94 11 3,7 2006/2007 362 4,10 21 5,8
2007/2008 271* 4,00 9 11,2 2007/2008 340 3,9 11 3,23
2008/2009 232* 3,85 4 5,8 2008/2009 299 4,01 7 2,34
2009/2010 212* 3,86 6 2,83 2009/2010 283 3,95 11 3,88
2010/2011 189* 3,71 8 4,23 2010/2011 - - - -
* Примечание: студенты 5-го курса в 9-ом семестре находятся на производственной практике и не участвуют в зимней экзаменационной сессии
СП
ы
ОБРАЗОВАНИЕ
логии.
На кафедрах работает 26 преподавателей, из них: докторов наук - 3 человека, профессоров - 4 человека, кандидатов наук и доцентов - 19 человек. «Остепененность» по факультету составляет 73,1 процента; по кафедрам: анатомии и физиологии - 75,0 %, внутренних незаразных болезней, хирургии и акушерства - 66,7 %, эпизоотологии и микробиологии - 77,8 процентов.
Большое внимание обращается на повышение квалификации сотрудников кафедр. Особенно молодых преподавателей. Здесь весьма эффективным методом овладения тонкостями профессии является наставничество.
Особое значение придается воспитательной работе со студентами. Эта работа проводится планомерно во время всего периода обучения, как только документы абитуриентов поступают в деканат после зачисления. Студентам прививается любовь к академии и выбранной профессии. Читается курс врачебной этики.
Материальная база факультета, в основном, соответствует, требованиям, предъявляемым к ведению учебного процесса и подготовке специалиста высшей квалификации по специальности «Ветеринария». В то же время необходимо отметить, что значительная часть приборов и оборудования, используемых в учебном процессе, морально и технически устарела. Большинство из них образца 60-70-ых годов выпуска. В течение последних 10 лет современное оборудование (кроме одного автоклава, нескольких микроскопов) и приборы не приобретались. На каждой кафедре имеются компьютеры, электронная пересылка всех документов между кафедрами и академией и другие достоинства.
Научно-исследовательскую работу ведут 17 сотрудников факультета. Научные изыскания направлены на профилактику и лечение болезней живот-
ных и на повышение их продуктивности. Наиболее актуальны НИР по созданию пробиотических лечебно-профилактических средств, по профилактике нарушений воспроизводительной функции самок и борьбе с гельминтозами животных.
За последние 5 лет, по этим направлениям исследований, было подготовлено и защищено 2 докторские и 8 кандидатских диссертаций. Продолжают работу по подготовке к защите диссертаций: докторских - 2 сотрудника и кандидатских - 9 сотрудников и соискателей. По результатам НИР было подготовлено и издано 7 монографий, 209 научных статей и 6 патентов.
Все научные разработки кафедр используются преподавателями при проведении учебных занятий со студентами факультета.
Кроме НИР сотрудников, на факультете, ведется работа студенческих научных кружков. В НИРС участвуют 55 студентов. Направления их исследовательской работы соответствуют направлениям научной работы кафедр. Ежегодно проводятся студенческие научно-практические конференции, на которых студенты докладывают результаты своей работы. Очередная - 29-я научно-практическая студенческая конференция состоялась в апреле 2011 года. В ее работе приняли участие более 50 человек.
Дисциплины учебного плана по подготовке врачей очного и заочного обучения и дисциплины элективных курсов дисциплин обеспечены учебниками в соответствие с существующими нормами. Учебный фонд постоянно корректируется и пополняется современными изданиями.
Значительную работу по методическому обеспечению учебного процесса по специальности ведут сотрудники кафедр факультета. За истекшие 5 лет было подготовлено и издано 7 учебни-
ков и учебных пособий, 83 методических пособия по лабораторно-практической и самостоятельной работе студентов и 46 учебных видеофильмов.
Следует отметить работу сотрудников кафедры внутренних незаразных болезней, хирургии и акушерства по методическому обеспечению учебного процесса.
Методические издания, предлагаемые студентам, подготовлены на высоком методическом уровне с использованием научных достижений и современных технологий преподавания.
К мерам по повышению уровня на -учно-методического и материального обеспечения учебного процесса на факультете можно отнести:
Все преподаватели кафедр обязаны участвовать в научно-исследовательской работе кафедры.
Усилить работу по подготовке и изданию литературы по научно-методиче-
скому обеспечению учебного процесса.
Разработать план-график приобретения и замены неисправных, устаревших и недостающих приборов и оборудования кафедр факультета.
Провести подготовку помещений, приобретение и монтаж оборудования и начать работу «Лечебно-диагностического ветеринарного центра».
Начать подготовку проектно-сметной документации на строительство и оборудование помещений для содержания животных используемых в учебном процессе.
Считаем, что коллектив факультета готов работать по новому ФГОСу и выпускать специалистов, способных конкурировать на рынке труда с выпускниками «столичных» вузов.
R.A. Rubtsova, candidate of biological science, docent V.L. Schekoturov, candidate of veterinary science, docent FGOU VPO Vologda State Dairy Farm Academy
The transition of the educational process for a new standard of training of veterinarians
Abstract: This article describes the transition of the educational process to the new standard preparations for veterinary surgeons. Reflects the main directions of the FGOS VPO. Deals with the results of the Faculty of Veterinary Medicine for pro-who was walking period, the faculty of the problem.
Keywords: Faculty of Veterinary Medicine, study work