Научная статья на тему 'Государственная аккредитация СГГА - шаг к совершенствованию деятельности академии'

Государственная аккредитация СГГА - шаг к совершенствованию деятельности академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККРЕДИТАЦИЯ / ТЕСТИРОВАНИЕ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпик Александр Петрович, Ащеулов Владислав Андреевич, Горбенко Сергей Миронович, Синякин Анатолий Константинович

В статье рассмотрены основные этапы подготовки академии к государственной аккредитации, приведены критерии оценки и полученные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпик Александр Петрович, Ащеулов Владислав Андреевич, Горбенко Сергей Миронович, Синякин Анатолий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная аккредитация СГГА - шаг к совершенствованию деятельности академии»

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ СГГА-

ШАГ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКАДЕМИИ

Александр Петрович Карпик

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, ректор, доктор технических наук, профессор, тел. (383)343-39-37, e-mail: [email protected]

Владислав Андреевич Ащеулов

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск,

ул. Плахотного, 10, проректор по учебной работе, кандидат технических наук, доцент, тел. (383)343-39-88, e-mail: [email protected]

Сергей Миронович Горбенко

ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная геодезическая академия», 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, начальник учебного управления, кандидат технических наук, доцент, тел. (383) 361-07-26, e-mail: [email protected]

Анатолий Константинович Синякин

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск,

ул. Плахотного, 10, советник при ректорате по учебно-методической работе, кандидат технических наук, доцент, тел. (383)343-39-88, e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены основные этапы подготовки академии к государственной аккредитации, приведены критерии оценки и полученные результаты.

Ключевые слова: аккредитация, тестирование, критерии, показатели.

STATE ACCREDITATION OF SSGA IS A STEP TO THE IMPROVEMENT OF ITS WORK

Alexander P. Karpik

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Rector, Ph. D. of technical sciences, professor, tel. (383)343-39-37, e-mail: [email protected]

Vladislav A. Asheulov

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Vice rector for academic work, Ph. D. of technical sciences, professor, tel. (383)343-39-88, e-mail: [email protected]

125

Организация высшего образования

Sergey M. Gorbenko

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Depertament of study, chief, Ph.D. of technical sciences, lecturer, tel. (383)361-07-26, e-mail: [email protected]

Anatoly K. Sinyakin

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Rector Counsellor, Ph.D. of technical sciences, professor, tel. (383)343-39-88, e-mail: [email protected]

The main stages of the academy preparing to State accreditation are considered. Some valuation criteria and the results obtained are given.

Key words: accreditation, testing, criteria, indices.

Коллектив ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная геодезическая академия» (СГГА) в 2011/2012 учебном году начал активную фазу подготовки к процедуре государственной аккредитации, которая является по сути подведением итогов деятельности вуза за последние пять лет.

Фактически подготовку к процедуре очередной госаккредитации академия проводила непрерывно в течение последних пяти лет, решая стратегическую задачу получения статуса университета. В рамках решения этой задачи проделана большая работа как по изменению внешнего имиджа вуза, так и по улучшению различных сторон деятельности академии: выполнен капитальный ремонт учебного и лабораторного корпусов, студенческих общежитий, благоустроена территория около главного корпуса; закуплена и установлена компьютерная техника, учебное оборудование, значительно увеличено количество компьютерных классов и мультимедийных аудиторий, произошло информационное насыщение сайта академии, библиотека академии перешла на электронный доступ к библиотечным фондам; практически реализована система дистанционного обучения, на кафедрах широко внедряются компьютерные технологии оценки знаний; произошел качественный прорыв в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации; по линии выполнения хоздоговорных работ продолжилось привлечение средств на развитие академии; получили развитие международные связи, на более высокий уровень вышло проведение традиционного научного конгресса и выставки «Интерэкспо ГЕО-Сибирь».

Процедура госаккредитации регламентирована рядом нормативных актов федерального и ведомственного уровня, важнейшими из которых являются «Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. № 184 и «Критерии показателей, необходимые для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального образования», утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. № 2267.

126

Организация высшего образования

Исходя из особенности нынешнего состояния профессионального образования России, а именно, одновременной подготовки специалистов как по государственным образовательным стандартам (ГОС-2), так и по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), утвержденные критерии госаккредитации учитывают эту особенность, а также те тенденции, которые получили развитие в сфере профобразования в последние годы. Критерии показателей госаккредитации разделены на две группы.

1. Критерии соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям образовательных стандартов.

Поскольку на госаккредитацию выносятся только те основные образовательные программы, по которым уже состоялся выпуск специалистов (или должен состояться выпуск в год проведения процедуры госаккредитации), то рассмотрим только критерии соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям ГОС-2. Таких критериев пять:

1.1. Обязательный минимум содержания основной профессиональной образовательной программы.

Включает в себя 7 показателей:

-100 % наличия обязательных дисциплин федерального компонента в учебном плане, расписании занятий, экзаменационных ведомостях;

- 100 % наличия рабочих программ дисциплин;

- выполнение требований к общему количеству часов теоретического обучения;

- выполнение требований к объему учебной нагрузки по циклам дисциплин ГСЭ, ЕН, ОПД, СД;

- выполнение требований к объему учебной нагрузки по дисциплинам;

- наличие в рабочих программах дисциплин минимума содержания;

- наличие дисциплин по выбору студента, устанавливаемых вузом.

Как видим, этот критерий предъявляет требования к содержанию учебных планов направлений подготовки и специальностей и рабочих программ дисциплин.

1.2. Сроки освоения основной профессиональной образовательной программы.

Включает в себя 9 показателей:

- выполнение требований к общему сроку освоения ООП;

- выполнение требований к продолжительности теоретического обучения;

- выполнение требований к продолжительности всех видов практик;

- выполнение требований к продолжительности каникул;

- выполнение требований к продолжительности экзаменационных сессий;

- выполнение требований к продолжительности государственной (итоговой) аттестации;

- выполнение требований к общему объему каникулярного времени в учебном году;

127

Организация высшего образования

- выполнение требований к максимальному объему учебной нагрузки студента в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы;

- выполнение требований к среднему объему аудиторных занятий студента в неделю (очная форма получения образования), объем аудиторных занятий в неделю (очно-заочная (вечерняя) форма получения образования), объем аудиторных занятий в учебном году (заочная форма получения образования).

Таким образом, при выполнении требований этого критерия, необходимо тщательно проработать графики учебного процесса.

1.3. Результаты освоения основной образовательной программы.

Включает в себя 6 показателей:

- доля студентов, освоивших дисциплины федерального компонента ГОС ВПО для каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей не менее 60 %;

- тематика не менее 90 % курсовых работ (проектов) соответствует профилю дисциплин по каждой ООП;

- обеспечение документами не менее 100 % всех видов практик по ООП;

- обеспечение документами по организации государственной (итоговой) аттестации выпускников;

- соответствие требованием ГОС ВПО количества и перечня государственных экзаменов (итоговых экзаменов) по ООП; заметим, что к ООП нашей академии этот показатель не применяется;

- не менее 80 % студентов имеют положительные оценки по государственным экзаменам (итоговым экзаменам).

1.4. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.

Включает в себя 2 показателя:

- 100 % обеспечение всех видов занятий по дисциплинам учебного плана учебно-методической документацией;

- наличие возможности доступа всех студентов к фондам учебно-методической документации и изданиям по основным изучаемым дисциплинам, в том числе доступ к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями.

1.5. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.

Включает в себя 3 показателя:

- не менее чем у 50 % преподавателей по основной образовательной программе базовое образование соответствует профилю преподаваемых дисциплин;

- соответствие требованиям ГОС ВПО доли преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание;

- 100 % штатных преподавателей по образовательной программе принимают участие в научной и/или научно-методической творческой деятельности.

128

Организация высшего образования

В соответствии с действующим Положением на процедуру государственной аккредитации выносятся укрупненные группы специальностей (УГС), в которых осуществлен выпуск хотя бы по одному направлению подготовки или специальности.

В СГГА таких - 8:

1. 02 - Естественные науки.

2. 08 - Экономика и управление.

3. 09 - Информационная безопасность.

4. 12 - Геодезия и землеустройство.

5. 17 - Оружие и системы вооружения.

6. 20 - Приборостроение и оптотехника.

7. 23 - Информатика и вычислительная техника.

8. 28 - Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды.

Требует уточнения вопрос о вынесении на процедуру госаккредитации УГС 22 - Автоматика и управление, в которую в соответствии с так называемым «переходником» (приказ Минобрнауки от 17.12.2011г. № 201) включена подготовка бакалавров по направлению 221700 «Стандартизация и метрология» (ФГОС), которому по ГОС соответствует ведущаяся в СГГА подготовка специалистов по специальности 200501 «Метрология и метрологическое обеспечение», относящейся к УГС 20 - Приборостроение и оптотехника.

В тех УГС, в которых находятся по две и более ООП, аккредитационной проверке будут подвергаться лишь часть ОНИ. В случае, если ни одна из проверяемых ООП, входящая в какую-либо УГС, не удовлетворит критериям соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников, то вся УГС не будет признана аккредитованной. Поэтому особое внимание следует уделить таким УГС как 12 - Геодезия и землеустройство и 20 - Приборостроение и оптотехника, в рамках которых ведется подготовка соответственно по 14 и 7 ООП ГОС и ФГОС, в то время как аккредитационному тестированию будут подвергнуты выборочно студенты не более 2-3 ООП из этих УГС. Опыт других вузов показывает, что выбор комиссии Рособрнадзора падает на направления подготовки и специальности с наибольшим количеством студентов. Предположительно для 12 УГС тестированию подвергнутся студенты 3-5-х курсов направлений подготовки бакалавров по геодезии и землеустройству, а также студенты 3-5-х курсов специальностей «Прикладная геодезия» и «Городской кадастр». Неясен вопрос с тестированием студентов 2-го курса, которые на 1-м курсе обучались по программе ФГОС.

В СГГА в течение трех лет под руководством учебного управления в каждом семестре проводилось тестирование знаний студентов по контрольноизмерительным материалам Центра государственной аккредитации. Проверочное тестирование проводилось по дисциплинам гуманитарного, естественнонаучного и общепрофессионального блоков для всех специальностей вуза. Результаты поверочного тестирования показали, что не по всем дисциплинам сту-

129

Организация высшего образования

денты показывают знания не ниже критериального значения 60 % и требуются дополнительные организационные меры для достижения требуемого результата. В ходе летней сессии предусматривается более 80 экзаменов провести с использованием компьютерного тестирования. По девяти предметам тестирование будет применяться и во время зачетной недели. Предполагается, что во время летней зачетно-экзаменационной сессии будет проведено около 120 сеансов тестирования.

2. Критерии показателей деятельности, необходимые для определения вида образовательного учреждения высшего профессионального образования: «университет», «академия», «институт».

Рассмотрим интересующий нас случай - вид «университет». В этой группе приказом Рособрнадзора установлено 5 критериев:

2.1. Реализация основных образовательных программ ВПО.

В настоящее время в СГГА осуществляется подготовка кадров по 10 укрупненным группам специальностей, в том числе по 8 УГС технического профиля. Критериальные значения, установленные приказом - не менее 7 УГС всего или не менее 5 УГС технического профиля. Таким образом, нашим вузом данный критерий (показатель) выполнен.

2.2. Реализация образовательных программ послевузовского профессионального образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.2.1. Не менее, чем по 4 отраслям наук, соответствующих образовательным программам, реализуемым в рамках УГС. В СГГА реализуется подготовка аспирантов по 4 отраслям наук, показатель выполняется.

2.2.2. Процент аспирантов, защитившихся в течение одного года после окончания аспирантуры (от числа поступивших) - не менее 25 %.

Все последние 5 лет в СГГА этот показатель был выше 25 %, показатель выполняется.

2.3. Реализация дополнительных профессиональных образовательных программ (ДПО).

Включает в себя 2 показателя:

2.3.1. Ежегодная реализация программ в течение 6 лет, предшествующих аккредитации, не менее, чем по 2 УГС.

В СГГ А последние 6 лет реализовались программы ДПО ежегодно по 3-4 УГС: «Геодезия и землеустройство», «Горное дело», «Приборостроение и землеустройство», «Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды». В целом этот показатель выполняется.

2.3.2. Среднегодовой контингент слушателей программ переподготовки и (или) повышения квалификации с нормативным сроком не менее 72 часов - не менее 100 чел. При этом отметим, что до 2011 г., этот показатель равнялся 50 чел.

130

Организация высшего образования

СГГА в 2011 г. вышел на уровень 100 чел. Таким образом, этот показатель в среднем за последние 5 лет частично выполняется. В целом критерий по ДПО выполнен.

2.4. Выполнение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований.

Включает в себя 5 показателей:

2.4.1. Осуществление фундаментальных и (или) прикладных научных исследований не менее чем по 4 отраслям наук, соответствующих образовательным программам, реализуемым в рамках УГС.

Всего в СГГА реализуются исследования по 5 отраслям наук (01.00.00 «Физико-математические науки», 05.00.00 «Технические науки», 07.00.00 «Исторические науки и археология», 08.00.00 «Экономические науки», 25.00.00 «Науки о Земле»), из них отраслей наук, соответствующих реализуемым в СГГА УГС - три: 05,08 и 25. Показатель выполнен частично.

2.4.2. Среднегодовой объем финансирования научных исследований по каждой из отраслей наук, соответствующих ОП, реализуемых в рамках УГС, не менее 3 млн. руб.

Среднегодовой объем финансирования НИР за последние пять лет по реализуемым в рамках УГС отраслям наук составил соответственно: отрасль 05.00.00 «Технические науки» - 36,6 млн. руб., отрасль 08.00.00 «Экономические науки» - 11,9 млн. руб., отрасль 25.00.00 «Науки о Земле» - 31,1 млн. руб. Показатель выполняется полностью.

2.5. Наличие подтвержденных в установленном законодательством порядке результатов научных исследований не менее, чем по 4 отраслям наук, соответствующих реализуемым УГС.

Результаты научных исследований подтверждаются договорами на выполнение научных исследований, выполненные в рамках хоздоговорных работ, актами о выполнении работ, грантами, статьями в научных журналах. Показатель частично выполняется.

2.6. Количество научных публикаций в ведущих российских и зарубежных журналах в расчете на 100 человек научно-педагогического состава - не менее 5 в год.

Этот показатель для СГГА в среднем за последние пять лет равен 16,2. Показатель выполнен.

2.7. Проведение на базе вуза в течение 6 лет, предшествующих аккредитации, международных и (или) всероссийских научно-практических конференций не менее чем по 4 отраслям наук, соответствующим реализуемым УГС, с изданием сборников трудов.

С 2005 г. СГГ А совместно с международным союзом геодезистов проводит международный конгресс «ГЕО-Сибирь», на котором представлены доклады по 3 отраслям наук, соответствующих реализуемым в СГГА УГС. Показатель частично выполнен.

В целом критерий частично выполняется.

131

Организация высшего образования

2.8. Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых образовательных программ.

В этот критерий входит 1 комплексный показатель:

2.8.1. Наличие результатов методической деятельности по ООП в виде:

- учебников, учебных пособий;

- методических, педагогических школ;

- повышение квалификации преподавателей по профилю реализуемых УГС.

По всем УГС в академии ежегодно издаются учебно-методическая литература в виде учебных пособий и учебников. Показатель наличия методических и педагогических школ был введен только приказом Рособрнадзора от 25.10.2011 № 2267 и по нему пока нет подробных разъяснений. Повышение квалификации штатных преподавателей в академии ведется в соответствии с действующим нормативом - 1 повышение квалификации 1 раз в 5 лет. С нашей точки зрения данный критерий выполняется.

Приказом ректора № 1/187 от 10.11.2011 г. создана комиссия по подготовке к государственной аккредитации в составе 24 человек. Приказом закреплены ответственные за мониторинг аккредитационных показателей, план подготовки, график подготовки документов, распределение обязанностей на период проведения государственной аккредитации.

В течение 2011/12 г. коллектив академии проводил работу по подготовке к аккредитации в соответствии с планом. Результаты работы регулярно обсуждались и докладывались на Ученом совете академии и научно-методическом совете.

На основании решения научно-методического совета академии от 13.12.2011 г. приказом ректора сформирована комиссия в составе 17 человек для проверки готовности УМК кафедр по ГОС второго поколения. Комиссией проверено наличие учебных планов, рабочих программ, соответствие их государственным образовательным стандартам, обеспеченность учебно-методической документацией в электронном виде и на бумажных носителях на 15 выпускающих кафедрах.

Все недостатки и недоработки доводятся до сведения заведующих кафедрами.

В целом в СГГА работа по подготовке к государственной аккредитации вступает в завершающую стадию.

Получено 11.06.2012

© А.П. Карпик, В.А. Ащеулов, С.М. Горбенко, А.К. Синякин, 2012

132

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.