ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ СГГА-
ШАГ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКАДЕМИИ
Александр Петрович Карпик
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, ректор, доктор технических наук, профессор, тел. (383)343-39-37, e-mail: rector@ssga.ru
Владислав Андреевич Ащеулов
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск,
ул. Плахотного, 10, проректор по учебной работе, кандидат технических наук, доцент, тел. (383)343-39-88, e-mail: aceulov@mail.ru
Сергей Миронович Горбенко
ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная геодезическая академия», 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, начальник учебного управления, кандидат технических наук, доцент, тел. (383) 361-07-26, e-mail: gorbenkos@ngs.ru
Анатолий Константинович Синякин
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск,
ул. Плахотного, 10, советник при ректорате по учебно-методической работе, кандидат технических наук, доцент, тел. (383)343-39-88, e-mail: rektorat@ssga.ru
В статье рассмотрены основные этапы подготовки академии к государственной аккредитации, приведены критерии оценки и полученные результаты.
Ключевые слова: аккредитация, тестирование, критерии, показатели.
STATE ACCREDITATION OF SSGA IS A STEP TO THE IMPROVEMENT OF ITS WORK
Alexander P. Karpik
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Rector, Ph. D. of technical sciences, professor, tel. (383)343-39-37, e-mail: rektorat@ssga.ru
Vladislav A. Asheulov
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Vice rector for academic work, Ph. D. of technical sciences, professor, tel. (383)343-39-88, e-mail: aceulov@mail.ru
125
Организация высшего образования
Sergey M. Gorbenko
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Depertament of study, chief, Ph.D. of technical sciences, lecturer, tel. (383)361-07-26, e-mail: gorbenkos@ngs.ru
Anatoly K. Sinyakin
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Rector Counsellor, Ph.D. of technical sciences, professor, tel. (383)343-39-88, e-mail: rektorat@ssga.ru
The main stages of the academy preparing to State accreditation are considered. Some valuation criteria and the results obtained are given.
Key words: accreditation, testing, criteria, indices.
Коллектив ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная геодезическая академия» (СГГА) в 2011/2012 учебном году начал активную фазу подготовки к процедуре государственной аккредитации, которая является по сути подведением итогов деятельности вуза за последние пять лет.
Фактически подготовку к процедуре очередной госаккредитации академия проводила непрерывно в течение последних пяти лет, решая стратегическую задачу получения статуса университета. В рамках решения этой задачи проделана большая работа как по изменению внешнего имиджа вуза, так и по улучшению различных сторон деятельности академии: выполнен капитальный ремонт учебного и лабораторного корпусов, студенческих общежитий, благоустроена территория около главного корпуса; закуплена и установлена компьютерная техника, учебное оборудование, значительно увеличено количество компьютерных классов и мультимедийных аудиторий, произошло информационное насыщение сайта академии, библиотека академии перешла на электронный доступ к библиотечным фондам; практически реализована система дистанционного обучения, на кафедрах широко внедряются компьютерные технологии оценки знаний; произошел качественный прорыв в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации; по линии выполнения хоздоговорных работ продолжилось привлечение средств на развитие академии; получили развитие международные связи, на более высокий уровень вышло проведение традиционного научного конгресса и выставки «Интерэкспо ГЕО-Сибирь».
Процедура госаккредитации регламентирована рядом нормативных актов федерального и ведомственного уровня, важнейшими из которых являются «Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. № 184 и «Критерии показателей, необходимые для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального образования», утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. № 2267.
126
Организация высшего образования
Исходя из особенности нынешнего состояния профессионального образования России, а именно, одновременной подготовки специалистов как по государственным образовательным стандартам (ГОС-2), так и по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), утвержденные критерии госаккредитации учитывают эту особенность, а также те тенденции, которые получили развитие в сфере профобразования в последние годы. Критерии показателей госаккредитации разделены на две группы.
1. Критерии соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям образовательных стандартов.
Поскольку на госаккредитацию выносятся только те основные образовательные программы, по которым уже состоялся выпуск специалистов (или должен состояться выпуск в год проведения процедуры госаккредитации), то рассмотрим только критерии соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям ГОС-2. Таких критериев пять:
1.1. Обязательный минимум содержания основной профессиональной образовательной программы.
Включает в себя 7 показателей:
-100 % наличия обязательных дисциплин федерального компонента в учебном плане, расписании занятий, экзаменационных ведомостях;
- 100 % наличия рабочих программ дисциплин;
- выполнение требований к общему количеству часов теоретического обучения;
- выполнение требований к объему учебной нагрузки по циклам дисциплин ГСЭ, ЕН, ОПД, СД;
- выполнение требований к объему учебной нагрузки по дисциплинам;
- наличие в рабочих программах дисциплин минимума содержания;
- наличие дисциплин по выбору студента, устанавливаемых вузом.
Как видим, этот критерий предъявляет требования к содержанию учебных планов направлений подготовки и специальностей и рабочих программ дисциплин.
1.2. Сроки освоения основной профессиональной образовательной программы.
Включает в себя 9 показателей:
- выполнение требований к общему сроку освоения ООП;
- выполнение требований к продолжительности теоретического обучения;
- выполнение требований к продолжительности всех видов практик;
- выполнение требований к продолжительности каникул;
- выполнение требований к продолжительности экзаменационных сессий;
- выполнение требований к продолжительности государственной (итоговой) аттестации;
- выполнение требований к общему объему каникулярного времени в учебном году;
127
Организация высшего образования
- выполнение требований к максимальному объему учебной нагрузки студента в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы;
- выполнение требований к среднему объему аудиторных занятий студента в неделю (очная форма получения образования), объем аудиторных занятий в неделю (очно-заочная (вечерняя) форма получения образования), объем аудиторных занятий в учебном году (заочная форма получения образования).
Таким образом, при выполнении требований этого критерия, необходимо тщательно проработать графики учебного процесса.
1.3. Результаты освоения основной образовательной программы.
Включает в себя 6 показателей:
- доля студентов, освоивших дисциплины федерального компонента ГОС ВПО для каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей не менее 60 %;
- тематика не менее 90 % курсовых работ (проектов) соответствует профилю дисциплин по каждой ООП;
- обеспечение документами не менее 100 % всех видов практик по ООП;
- обеспечение документами по организации государственной (итоговой) аттестации выпускников;
- соответствие требованием ГОС ВПО количества и перечня государственных экзаменов (итоговых экзаменов) по ООП; заметим, что к ООП нашей академии этот показатель не применяется;
- не менее 80 % студентов имеют положительные оценки по государственным экзаменам (итоговым экзаменам).
1.4. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Включает в себя 2 показателя:
- 100 % обеспечение всех видов занятий по дисциплинам учебного плана учебно-методической документацией;
- наличие возможности доступа всех студентов к фондам учебно-методической документации и изданиям по основным изучаемым дисциплинам, в том числе доступ к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями.
1.5. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Включает в себя 3 показателя:
- не менее чем у 50 % преподавателей по основной образовательной программе базовое образование соответствует профилю преподаваемых дисциплин;
- соответствие требованиям ГОС ВПО доли преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание;
- 100 % штатных преподавателей по образовательной программе принимают участие в научной и/или научно-методической творческой деятельности.
128
Организация высшего образования
В соответствии с действующим Положением на процедуру государственной аккредитации выносятся укрупненные группы специальностей (УГС), в которых осуществлен выпуск хотя бы по одному направлению подготовки или специальности.
В СГГА таких - 8:
1. 02 - Естественные науки.
2. 08 - Экономика и управление.
3. 09 - Информационная безопасность.
4. 12 - Геодезия и землеустройство.
5. 17 - Оружие и системы вооружения.
6. 20 - Приборостроение и оптотехника.
7. 23 - Информатика и вычислительная техника.
8. 28 - Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды.
Требует уточнения вопрос о вынесении на процедуру госаккредитации УГС 22 - Автоматика и управление, в которую в соответствии с так называемым «переходником» (приказ Минобрнауки от 17.12.2011г. № 201) включена подготовка бакалавров по направлению 221700 «Стандартизация и метрология» (ФГОС), которому по ГОС соответствует ведущаяся в СГГА подготовка специалистов по специальности 200501 «Метрология и метрологическое обеспечение», относящейся к УГС 20 - Приборостроение и оптотехника.
В тех УГС, в которых находятся по две и более ООП, аккредитационной проверке будут подвергаться лишь часть ОНИ. В случае, если ни одна из проверяемых ООП, входящая в какую-либо УГС, не удовлетворит критериям соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников, то вся УГС не будет признана аккредитованной. Поэтому особое внимание следует уделить таким УГС как 12 - Геодезия и землеустройство и 20 - Приборостроение и оптотехника, в рамках которых ведется подготовка соответственно по 14 и 7 ООП ГОС и ФГОС, в то время как аккредитационному тестированию будут подвергнуты выборочно студенты не более 2-3 ООП из этих УГС. Опыт других вузов показывает, что выбор комиссии Рособрнадзора падает на направления подготовки и специальности с наибольшим количеством студентов. Предположительно для 12 УГС тестированию подвергнутся студенты 3-5-х курсов направлений подготовки бакалавров по геодезии и землеустройству, а также студенты 3-5-х курсов специальностей «Прикладная геодезия» и «Городской кадастр». Неясен вопрос с тестированием студентов 2-го курса, которые на 1-м курсе обучались по программе ФГОС.
В СГГА в течение трех лет под руководством учебного управления в каждом семестре проводилось тестирование знаний студентов по контрольноизмерительным материалам Центра государственной аккредитации. Проверочное тестирование проводилось по дисциплинам гуманитарного, естественнонаучного и общепрофессионального блоков для всех специальностей вуза. Результаты поверочного тестирования показали, что не по всем дисциплинам сту-
129
Организация высшего образования
денты показывают знания не ниже критериального значения 60 % и требуются дополнительные организационные меры для достижения требуемого результата. В ходе летней сессии предусматривается более 80 экзаменов провести с использованием компьютерного тестирования. По девяти предметам тестирование будет применяться и во время зачетной недели. Предполагается, что во время летней зачетно-экзаменационной сессии будет проведено около 120 сеансов тестирования.
2. Критерии показателей деятельности, необходимые для определения вида образовательного учреждения высшего профессионального образования: «университет», «академия», «институт».
Рассмотрим интересующий нас случай - вид «университет». В этой группе приказом Рособрнадзора установлено 5 критериев:
2.1. Реализация основных образовательных программ ВПО.
В настоящее время в СГГА осуществляется подготовка кадров по 10 укрупненным группам специальностей, в том числе по 8 УГС технического профиля. Критериальные значения, установленные приказом - не менее 7 УГС всего или не менее 5 УГС технического профиля. Таким образом, нашим вузом данный критерий (показатель) выполнен.
2.2. Реализация образовательных программ послевузовского профессионального образования.
2.2.1. Не менее, чем по 4 отраслям наук, соответствующих образовательным программам, реализуемым в рамках УГС. В СГГА реализуется подготовка аспирантов по 4 отраслям наук, показатель выполняется.
2.2.2. Процент аспирантов, защитившихся в течение одного года после окончания аспирантуры (от числа поступивших) - не менее 25 %.
Все последние 5 лет в СГГА этот показатель был выше 25 %, показатель выполняется.
2.3. Реализация дополнительных профессиональных образовательных программ (ДПО).
Включает в себя 2 показателя:
2.3.1. Ежегодная реализация программ в течение 6 лет, предшествующих аккредитации, не менее, чем по 2 УГС.
В СГГ А последние 6 лет реализовались программы ДПО ежегодно по 3-4 УГС: «Геодезия и землеустройство», «Горное дело», «Приборостроение и землеустройство», «Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды». В целом этот показатель выполняется.
2.3.2. Среднегодовой контингент слушателей программ переподготовки и (или) повышения квалификации с нормативным сроком не менее 72 часов - не менее 100 чел. При этом отметим, что до 2011 г., этот показатель равнялся 50 чел.
130
Организация высшего образования
СГГА в 2011 г. вышел на уровень 100 чел. Таким образом, этот показатель в среднем за последние 5 лет частично выполняется. В целом критерий по ДПО выполнен.
2.4. Выполнение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований.
Включает в себя 5 показателей:
2.4.1. Осуществление фундаментальных и (или) прикладных научных исследований не менее чем по 4 отраслям наук, соответствующих образовательным программам, реализуемым в рамках УГС.
Всего в СГГА реализуются исследования по 5 отраслям наук (01.00.00 «Физико-математические науки», 05.00.00 «Технические науки», 07.00.00 «Исторические науки и археология», 08.00.00 «Экономические науки», 25.00.00 «Науки о Земле»), из них отраслей наук, соответствующих реализуемым в СГГА УГС - три: 05,08 и 25. Показатель выполнен частично.
2.4.2. Среднегодовой объем финансирования научных исследований по каждой из отраслей наук, соответствующих ОП, реализуемых в рамках УГС, не менее 3 млн. руб.
Среднегодовой объем финансирования НИР за последние пять лет по реализуемым в рамках УГС отраслям наук составил соответственно: отрасль 05.00.00 «Технические науки» - 36,6 млн. руб., отрасль 08.00.00 «Экономические науки» - 11,9 млн. руб., отрасль 25.00.00 «Науки о Земле» - 31,1 млн. руб. Показатель выполняется полностью.
2.5. Наличие подтвержденных в установленном законодательством порядке результатов научных исследований не менее, чем по 4 отраслям наук, соответствующих реализуемым УГС.
Результаты научных исследований подтверждаются договорами на выполнение научных исследований, выполненные в рамках хоздоговорных работ, актами о выполнении работ, грантами, статьями в научных журналах. Показатель частично выполняется.
2.6. Количество научных публикаций в ведущих российских и зарубежных журналах в расчете на 100 человек научно-педагогического состава - не менее 5 в год.
Этот показатель для СГГА в среднем за последние пять лет равен 16,2. Показатель выполнен.
2.7. Проведение на базе вуза в течение 6 лет, предшествующих аккредитации, международных и (или) всероссийских научно-практических конференций не менее чем по 4 отраслям наук, соответствующим реализуемым УГС, с изданием сборников трудов.
С 2005 г. СГГ А совместно с международным союзом геодезистов проводит международный конгресс «ГЕО-Сибирь», на котором представлены доклады по 3 отраслям наук, соответствующих реализуемым в СГГА УГС. Показатель частично выполнен.
В целом критерий частично выполняется.
131
Организация высшего образования
2.8. Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых образовательных программ.
В этот критерий входит 1 комплексный показатель:
2.8.1. Наличие результатов методической деятельности по ООП в виде:
- учебников, учебных пособий;
- методических, педагогических школ;
- повышение квалификации преподавателей по профилю реализуемых УГС.
По всем УГС в академии ежегодно издаются учебно-методическая литература в виде учебных пособий и учебников. Показатель наличия методических и педагогических школ был введен только приказом Рособрнадзора от 25.10.2011 № 2267 и по нему пока нет подробных разъяснений. Повышение квалификации штатных преподавателей в академии ведется в соответствии с действующим нормативом - 1 повышение квалификации 1 раз в 5 лет. С нашей точки зрения данный критерий выполняется.
Приказом ректора № 1/187 от 10.11.2011 г. создана комиссия по подготовке к государственной аккредитации в составе 24 человек. Приказом закреплены ответственные за мониторинг аккредитационных показателей, план подготовки, график подготовки документов, распределение обязанностей на период проведения государственной аккредитации.
В течение 2011/12 г. коллектив академии проводил работу по подготовке к аккредитации в соответствии с планом. Результаты работы регулярно обсуждались и докладывались на Ученом совете академии и научно-методическом совете.
На основании решения научно-методического совета академии от 13.12.2011 г. приказом ректора сформирована комиссия в составе 17 человек для проверки готовности УМК кафедр по ГОС второго поколения. Комиссией проверено наличие учебных планов, рабочих программ, соответствие их государственным образовательным стандартам, обеспеченность учебно-методической документацией в электронном виде и на бумажных носителях на 15 выпускающих кафедрах.
Все недостатки и недоработки доводятся до сведения заведующих кафедрами.
В целом в СГГА работа по подготовке к государственной аккредитации вступает в завершающую стадию.
Получено 11.06.2012
© А.П. Карпик, В.А. Ащеулов, С.М. Горбенко, А.К. Синякин, 2012
132