Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС О РОДНОМ КРАЕ "ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ"'

ДИАГНОСТИКА УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС О РОДНОМ КРАЕ "ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г. ИСКИТИМ / "СЕРДЦЕ ИСКИТИМА" / УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРОЕКТ / МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладкова В.А.

В статье рассматривается диагностика учащихся на познавательный интерес о родном крае. Диагностика проводилась до экскурсии по родному городу и после экскурсии.The article discusses the diagnosis of students on the cognitive interest of his native land. Diagnosis was carried out before tours of the native city and after the tour.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС О РОДНОМ КРАЕ "ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ"»

студентов в борьбе с эпидемиями в крае206. Пресса свидетельствует о весомом вкладе Казанского ветеринарного института в развитии

207

ветеринарии Восточного региона страны . Представленный материал вызывает живой интерес у студенческой аудитории. Таким образом, многоплановая преподавательская работа позволяет переломить отношение студентов к истории как абстрактной науке и оценить ее как полезную и важную отрасль знания, необходимую в их дальнейшей деятельности.

Использованные источники:

1. Ветеринарный отряд для борьбы с сапом // Волжский вестник. - Казань, 1894. 11 (23) июля.

2. Ветеринарные деятели в науке и в жизни. Ланге И.Н. // Вестник общественной ветеринарии, 1896. - № 6. С. 226-230.

3. Гильмутдинова О.М., А.С. Хакимова. Содружество ученых и становление высшего ветеринарного образования в России в последней трети XIX века // Казанский педагогический журнал. - Казань, 2015. - № 6. С 420-422.

4. Гильмутдинова О.М. Пресса как исторический источник изучения становления высшего ветеринарного образования на востоке России (70-90-е годы XIX века) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: научно-теоретический и прикладной журнал. - Тамбов, 2014. - № 10 (48). Часть II. - С. 55-56.

5. Дифтеритная эпидемия в Казанской губернии // Волжский вестник. -Казань, 1895. 23 ноября.

УДК 371

Гладкова В.А. магистрант Новосибирский государственный педагогический университет Россия, г. Новосибирск

ДИАГНОСТИКА УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС О РОДНОМ КРАЕ «ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ СВОЙ

КРАЙ»

В статье рассматривается диагностика учащихся на познавательный интерес о родном крае. Диагностика проводилась до экскурсии по родному городу и после экскурсии.

Ключевые слова: г. Искитим, «Сердце Искитима», учебное исследование, проект, методы географического исследования.

206 Ветеринарный отряд для борьбы с сапом // Волжский вестник. - Казань, 1894. 11 (23) июля.

207 Ветеринарные деятели в науке и в жизни. Ланге И.Н. // Вестник общественной ветеринарии, 1896. - № 6. С. 226.

The article discusses the diagnosis of students on the cognitive interest of his native land. Diagnosis was carried out before tours of the native city and after the tour.

Keywords: the town of Iskitim, "Heart of Iskitim", educational research, project, methods of geographical research.

Диагностика проводилась среди 25 учащихся 11 класса МБОУ - СОШ № 3 г. Искитима. Им было предложено ответить на вопросы анкеты до экскурсии и после того как они побывали на экскурсии по г.Искитиму. Анкета состояла из 17 вопросов, в которой было 10 вопросов касающихся знания о родном г. Искитиме и 7 вопросов, касающихся понимания таких понятий как «учебное исследование» и «проект», о знании методов географического исследования, о применении географических знаний в повседневной жизни и т.д. Вопросы анкеты

1. Какой год официально считается годом рождения г. Искитима?

2. В каком году было второе рождение города и с чем оно связано?

3. Перечислите первые русские поселения, с которых начинался Искитим

4. В каком году впервые на карте страны появился рабочий поселок Искитим?

5. Как называлась раньше и как называется сейчас самая первая и самая длинная улица города?

6. Какое предприятие г. Искитима является градообразующим?

7. Что является символом Искитима и почему?

8. Почему Искитим называют городом, строящим города?

9. По Вашему мнению, какое место в городе можно назвать Сердцем Искитима? Почему?

10. К вам приехали близкие или хорошие друзья из другого региона. Как вы считаете, какие достопримечательности г. Искитима могли бы их заинтересовать?

11. Что вы понимаете под понятиями «учебное исследование» и «проект»?

12. Какие методы географического исследования вам известны?

13. Умеете ли вы использовать следующие методы при получении знаний: постановка проблемы, опросы, описание, объяснение, наблюдение, использование статистических данных? Какие методы вы применяли при обучении в школе?

14. Применяете ли вы географические знания для объяснения и оценки явлений, процессов, принятия решений в окружающей вас современной жизни?

15. Владеете ли вы навыками самостоятельного планирования, разработки и выполнения проектных заданий?

16. Владеете ли вы основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации?

17. Принимали ли вы когда-нибудь участие в учебно-исследовательской или проектной деятельности?

После получения анкет от учеников, результаты были обработаны и составлена таблица.

Таблица № 1. «Результаты анкетирования учащихся 11-го класса. «Люби и знай родной свой край»» (контрольная группа)

№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 # 11 # 12 # 13 # 14 # 15 # 16 # 17 # % верных

№ ответов

анкеты

1 + - +- - +- + +- + + + - - + + + + + 67%

2 + - - - +- + + + - + - - - - + + - 44%

3 + - - - +- + - + - + - - - + + + + 50%

4 + - + - +- + + + - + - - + + + + + 67%

5 + - - - +- + + - - + - - + + + + - 50%

6 + - - - +- + - + + + - + + + + + + 67%

7 + - + - +- + - - + + 32%

8 + - + - +- + - + - + - + - - - - - 38%

9 - - - - +- + - - - + - - - - - + - 20%

10 + - +- - +- + - + - - - - - - - - - 23%

11 - - +- - +- + - - - - - - - - - - - 12%

12 + - +- - +- - - + - + - - + + - - + 41%

13 + - +- - +- + - + - + - - + + - + - 46%

14 + - + - +- + - + - + - - + - + - + 49%

15 + - + - +- + +- + - + - - + - - - - 35%

16 - - - - +- + - + - - - - + - - + - 26%

17 - - - - - + - - - + - - + - + - + 29%

18 + - + - +- + - + + + - - - + - + - 49%

19 + - + - +- + - + - + - - - + + + + 58%

20 + - + - +- + - + + + - - + + + + + 67%

21 + - +- - +- - - + - + - - + - + + + 46%

22 + - + - +- + - + + + - - + + + + + 67%

23 + - + - +- + - + + + - - + + + + + 67%

24 + - - - +- + - + - + - - + + + + + 55%

25 + - - - +- + - + - + - - - + + - + 44%

Частота 21 0 16 0 24 23 5 20 7 22 0 2 15 14 15 16 14 Средни

ответов й

по каждому вопросу процен т 46%

Примечание: # - компетентностное задание.

Анкетирование учащихся 11 класса школы № 3 г. Искитима показало следующие результаты: 46 % - средний показатель от всех анкетируемых. Это доказывает, что учащиеся практически на половину владеют краеведческим материалом и применяют его в жизни. В анкету для учащихся были включены 8 компетентностных вопросов (10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17). Анализируя данные вопросы можно сделать следующие выводы: никто из учащихся не знает, что такое «учебное исследование» и «проект», на 11

вопрос никто не ответил верно; методы географического исследование известны только 8 % всех учащихся (12 вопрос); 60 % учащихся владеют навыками самостоятельного планирования, разработки и выполнения проектных заданий (15 вопрос); 56 % учащихся принимали хоть раз участие в учебно-исследовательской или проектной деятельности. Частота встречаемости правильных ответов среди этих 8 заданий составила - 49 % -средний уровень сформированности предметных компетенций. Второй раз анкетирование учащихся по тем же вопросам было проведено после экскурсии «Сердце Искитима», где им была рассказана история города Искитима и охарактеризованы основные достопримечательности. Экскурсия - это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед экскурсантом объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними [1].

После получения анкет от учеников, результаты были обработаны и составлена таблица.

Таблица № 2. «Результаты анкетирования учащихся 11-го класса. «Люби и знай родной свой край»», после экскурсии «Сердце Искитима» _(контрольная группа)_

№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 # 11 # 12 # 13 # 14 # 15 # 16 # 17 # % верных ответов

№ анкеты

1 + + + + + + + + + + - - + + + + + 87%

2 + + + + + + + + + + - - - - + + - 69,6%

3 + + + + + + + + + + - - - + + + + 81,2%

4 + + + + + + + + + + - - + + + + + 87%

5 + + + + + + + + + + - - + + + + - 81,2%

6 + + + + + + + + + + - + + + + + + 87%

7 + + + + + + + + + + 58%

8 + + + + + + + + + + - + 63,8%

9 + + + + + + + + + + + - 63,8%

10 + + + + + + + + + 52,2%

11 + + + + + + + + + 52,2%

12 + + + + + + + + + + - - + + - - + 75,4%

13 + + + + + + + + + + - - + + - + - 75,4%

14 + + + + + + + + + + - - + - + - + 75,4%

15 + + + + + + + + + + - - + - - - - 63,8%

16 + + + + + + + + + - - - + - - + - 63,8%

17 + + + + + + + + + + - - + - + - + 75,4%

18 + + + + + + + + + + - - - + - + - 69,6%

19 + + + + + + + + + + - - - + + + + 81,2%

20 + + + + + + + + + + - - + + + + + 87%

21 + + + + + + + + + + - - + - + + + 81,2%

22 + + + + + + + + + + - - + + + + + 87%

23 + + + + + + + + + + - - + + + + + 87%

24 + + + + + + + + + + - - + + + + + 87%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 + + + + + + + + + + - - - + + - + 75,4%

Частота ответов по каждому вопросу 25 25 25 25 25 25 25 25 25 22 0 2 15 14 15 16 14 Средний процент 74,7%

Повторное анкетирование учащихся 1 класса школы № 3 г. Искитима после экскурсии показало следующие результаты: 74,7 % - средний показатель от всех анкетируемых. Это доказывает, что учащиеся после экскурсии владеют краеведческим материалом и применяют его в жизни.

100% 90% 80% 70% 60% 50°% 40% 30% 20% 10% 0%

III

I I I

, III

N

п т ш пгп ыпиншшмшп мшшггшмшмг

11 РГ1М1М ГММ IIII11 ММ 1Р11111 ГП 1111111

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 ■ результаты до экскурсии ■ результаты после экскурсии

Данная диаграмма доказывает нам, что у всех учащихся результаты стали лучше после того как они посетили экскурсию. Экскурсия, помогает учащимся лучше усвоить краеведческие знания.

Использованные источники:

1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М.: Советский спорт, 2012. - 216 с

УДК 101.2

Грязных Д.В., кандидат философских наук, доцент

Россия, г. Тюмень Суворова Л.Г., кандидат философских наук, доцент

доцент кафедры философии Тюменский государственный университет

Россия, г. Тюмень УПРАЖНЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ

Аннотация: Статья посвящена очень сложной и вместе с тем традиционной теме: как преподавать философию в современном вузе? Авторы утверждают, что обращение к классической философской традиции - ключ к пониманию сложившейся практики организации учебных занятий, ее специфики и границ.

Abstract: The article is devoted to a very sophisticated and also traditional theme: how to teach philosophy in the modern University? The authors argue that the classical philosophical tradition - is the key to understanding the established practice of the educational practice, its features and boundaries.

Ключевые слова: философия, философские упражнения, методика преподавания.

Keywords: philosophy, philosophical exercises, methods of teaching.

Применение упражнений в курсе философии, как правило, вызывает отрицательное отношение, поскольку, во-первых, философские вопросы предполагают многообразные пояснения, значительные по объему и весьма разнообразные по форме. Проверка таких письменных ответов занимает много времени, а поэтому не может быть инструментом оперативного контроля знаний. Во-вторых, одни и те же философские проблемы трактуются преподавателями по-разному, а отсюда вытекают трудности в понимании истинности ответов, что не позволяет сделать решения вопросов общезначимыми. В-третьих, далеко не все в философии можно упростить и схематизировать, формализация философских положений зачастую приводит к устранению смысла философского учения. Однако именно этот путь формализации позволяет практически сочетать подобные задачи с техническими средствами обучения.

Анализируя отечественный опыт по созданию философских упражнений, можно указать несколько типов упражнений, которые в некоторой степени учитывают указанные трудности, удовлетворяют требованию однозначности ответа.

Первый тип связан с определением текстов первоисточников. Материалом для такого рода упражнений становятся фрагменты из философских сочинений. Задание этого типа сводятся к ответу на вопрос:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.