Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В ВУЗЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ПЕДАГОГИКА / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LITERARY STUDY OF LOCAL LORE / PEDAGOGY / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / TEACHER / STUDENTS / EDUCATIONAL PROCESS / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аметова Эльмира Куртмоллаевна

В статье рассматривается такой культурный и социальный феномен, как литературное краеведение, выделяется его значимость как методического средства изучения русской литературы в рамках высшего учебного заведения. Определяется степень влияния литературного краеведения на формирование у студенческой молодежи ряда моральных, нравственных, личностных и гражданских качеств. Обосновывается функциональная значимость использования материалов литературно-краеведческого характера в процессе гуманитарного познания. Выделяются основные специфические черты, подтверждающие актуальность и необходимость применения этих методов в практике преподавания в вузах Российской Федерации.The article considers such a cultural and social phenomenon as literary study of local lore, highlights its importance as a methodological tool for studying Russian literature within the framework of a higher educational institution. The degree of influence of literary studies on the formation of a number of moral, ethical, personal and civic qualities among students is determined. The functional significance of the use of materials of a literary and local history character in the process of humanitarian knowledge is substantiated. The main specific features that confirm the relevance and need for the application of these methods in teaching practice in universities of the Russian Federation are highlighted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В ВУЗЕ»

Педагогика

УДК 371

кандидат филологических наук Аметова Эльмира Куртмоллаевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО

РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается такой культурный и социальный феномен, как литературное краеведение, выделяется его значимость как методического средства изучения русской литературы в рамках высшего учебного заведения. Определяется степень влияния литературного краеведения на формирование у студенческой молодежи ряда моральных, нравственных, личностных и гражданских качеств. Обосновывается функциональная значимость использования материалов литературно-краеведческого характера в процессе гуманитарного познания. Выделяются основные специфические черты, подтверждающие актуальность и необходимость применения этих методов в практике преподавания в вузах Российской Федерации.

Ключевые слова: литературное краеведение, педагогика, высшее учебное заведение, высшее профессиональное образование, педагог, обучающиеся, образовательный процесс, профессиональная деятельность.

Annotation. The article considers such a cultural and social phenomenon as literary study of local lore, highlights its importance as a methodological tool for studying Russian literature within the framework of a higher educational institution. The degree of influence of literary studies on the formation of a number of moral, ethical, personal and civic qualities among students is determined. The functional significance of the use of materials of a literary and local history character in the process of humanitarian knowledge is substantiated. The main specific features that confirm the relevance and need for the application of these methods in teaching practice in universities of the Russian Federation are highlighted.

Keywords: literary study of local lore, pedagogy, higher educational institution, higher professional education, teacher, students, educational process, professional activity.

Введение. Высшее образование характеризуется, в первую очередь, воздействием на профпригодность выпускника-специалиста и его востребованностью на международном, государственном и региональном рынках труда. Изначально выпускник ориентируется именно на последний, поскольку не имеет профессионального опыта и почти не имеет представления о специфике работы той или иной организации, поскольку сейчас большинство вузов ориентировано на предоставление теоретических знаний о предмете будущей деятельности студента. Особенно это касается гуманитарных специальностей (педагогических, лингвистических, исторических и т. д.). Базовые профессиональные навыки и умения формируются, таким образом, на региональных предприятиях. Именно это обусловливает необходимость в изучении литературного краеведения в процессе обучения, которое формирует общекультурный и патриотический базис человека, определяющие отношение к профессиональной деятельности в условиях актуального регионального рынка труда.

Литературное краеведение способствует не только повышению качества образования, но и укреплению связи с историческим прошлым региона. Так, студент, изучая настоящий предмет, знакомится не только с литературным произведением и его контекстом, но и с целым рядом значимых не только для региона, но и для страны литературных имен. Это обеспечивает получение и усвоение знаний и литературоведческого (например, студент применяет знания литературно-краеведческого плана для создания алгоритма анализа литературного произведения, учится анализировать его с разных точек зрения, используя при этом исторический и литературный контекст), и исторического (учится ориентироваться и правильно использовать исторические данные в рамках какого-либо исследования литературной жизни региона), и даже географического (осваивает и оперирует географическими, политическими и демографическими, топонимическими фактами, опираясь на которые создает фундаментальную базу для исследования литературного наследия региона) характера, что влияет на становление гражданской позиции личности, ее моральных принципов, а также социально значимых начал.

Рассмотрению теоретических основ и изучению феномена литературного краеведения в образовательном процессе посвящены труды некоторых отечественных ученых, таких как Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев, Н.Г. Перевозчикова, С.В. Пугачев, А.П. Радищев, М.В. Суслова и другие.

Цель работы - выявление специфики и целесообразности использования материалов литературно-краеведческого характера на занятиях по русской литературе в вузах.

Изложение основного материала статьи. Литературное краеведение - это область науки, предусматривающая изучение разного рода печатных периодических и непериодических краеведческих региональных источников, литературных изданий об исследуемой территории, а также произведений писателей и поэтов, творчество которых территориально обусловлено. Однако не стоит относить его исключительно к литературоведению, поскольку часто формируется и реализовывается на стыке различных научных дисциплин, представляясь тем самым междисциплинарной областью науки.

К основным задачам литературного краеведения можно отнести:

- изучение национальной и региональной культуры;

- определение контекста литературного конкретного произведения и всего творчества писателя;

- определение степени влияния личной и социальной жизни писателя на его творчество;

- ознакомление с культурными, социальными, политическими предтечами художественного произведения;

- установление связи между историческими и территориально-демографическими событиями и их описанием в художественных произведениях.

Таким образом, литературное краеведение не предполагает изучение лишь литературного произведения и биографических фактов его автора, а позволяет обучающемуся обратиться к региональной истории, которая

является важным звеном в системе национальной истории. Это позволяет расширить кругозор и эрудицию студента, сформировать определенный фундамент, который станет важной основой для его дальнейшей профессиональной и творческой деятельности.

«В литературном краеведении следует различать две разновидности: собственно литературное краеведение, занимающееся установлением биографических и творческих связей писателей с тем или иным краем, выяснением литературных мест, и литературоведческое краеведение, помогающее выяснить вопросы, связанные с мироощущением писателя как уроженца определенного региона, с его творческой лабораторией, природой его художественных образов и т.п.» [6, с. 87] - пишет Т.А. Сироткина.

Собственно литературное краеведение имеет особенное значение на первоначальном этапе его исследования, поскольку считается основой для разработки регионального компонента литературного образования любого края, области, а литературоведческое краеведение имеет большее значение при изучении историко-литературного курса в качестве основного компонента литературного образования [6, с. 87].

Отсюда видно, что такой вид исследовательской деятельности выступает в качестве целостной системы, включающей в себя компоненты различных научных знаний и позволяющей расширить базу знаний краеведческого и литературного характера студента, а также сформировать его региональное самосознание. Этим определяется целесообразность использования материалов литературного краеведения на занятиях по русской литературе в вузах. Студент, владеющий знаниями о родном крае, о его культуре и литературе, имеет более глубокое самосознание и осознание место региональной культуры и литературы в национальных масштабах и общем литературном процессе государства.

В связи с этим можно условно сформировать уровневую (поэтапную) концепцию, которая будет отвечать вышеуказанным разновидностям. Дело в том, что литературно-краеведческие исследования - особая область, нуждающаяся в определенных ресурсах со стороны обучающихся. Таким образом, познавательная литературно-краеведческая деятельность студентов условно подразделяется на четыре этапа:

- первичная обработка уже существующих и общедоступных знаний о регионе. Их можно получить несколькими путями: 1) от компетентного педагога, свободно оперирующего данными литературно-краеведческого плана; 2) из учебно-методической литературы (учебных пособий, учебников, лекций и т.д.); 3) из интернета и средств массовой информации; 4) на лекциях, конференциях и лекториях по соответствующим дисциплинам;

- самостоятельный поиск информации, вычленение частного из общего. На этом этапе активизируются различные мозговые процессы, обеспечивающие познавательную деятельность. Студент углубляется в обработку информации, найденной самостоятельно, учится «правильно» искать ее, дифференцировать и вычленять необходимые дефиниции, формирует собственную систему научного знания. В этом случае используется профессиональная и специальная научная литература, а также периодические и непериодические издания литературно-краеведческого характера, то есть упор делается исключительно на авторитетные источники;

- непосредственно исследовательская деятельность, заключающаяся в сборе, обработке, оперировании и научном или публицистическом изложении полученных литературно-краеведческих материалов в виде научно-исследовательских и соответственно публицистических статей. Этот этап характеризуется углубленным изучением материала, связанного с культурой региона, работой с научными историческими источниками, формированием своей позиции и изложении ее в грамотном виде для последующего развития темы и продления исследования;

- представление полученных результатов исследования широкой аудитории на семинарах, университетских, региональных и общегосударственных научных конференциях, а также консилиумах и т.д. Студент здесь публично представляет собой полноценно сформировавшегося исследователя, оперирующего литературно-краеведческими знаниями о регионе, а также публикует результаты исследования в научных и публицистических изданиях.

Отметим, что эти этапы формируются и получают развитие при помощи педагога (научного руководителя), который внедряет подобную исследовательскую работу в образовательный процесс, используя материалы литературного краеведения, которые так или иначе входят в состав литературного образования, динамично и стремительно изменяющегося с развитием технической базы вуза.

Об этом говорят различные вариативные образовательные программы, учебные пособия, учебники, собрания лекций, а также методические рекомендации для педагогов, владеющие навыками преподавания в этой области. Литературное образование в вузе не только знакомит студентов со сведениями о художественном произведении и его авторе, но и помогает им в освоении художественных ценностей, которые являются основой для формирования эстетического и художественного вкуса.

В связи с этим на территории РФ наблюдается активное внедрение в образовательную программу вузов (особенно федерального значения) регионального компонента по литературному краеведению на базе интерактивного (частично цифрового) обучения. Н.Г. Перевозчикова, касаясь этой темы, отмечает: «Изучение региональной литературы, местного фольклора, нравов и обычаев населения края и т.д. способствует воспитанию местной молодежи в духе высокого патриотизма и национальной гордости» [2, с. 86].

Л.Г. Тараненко считает, что «главной тенденцией развития данного направления является переход от традиционных (печатных) информационных продуктов к электронным» [9, с. 163]. На наш взгляд, этого следовало ожидать, поскольку технический прогресс не может обойти стороной эту сферу деятельности образовательного учреждения. Цифровые технологии не только повлияли на форму информационных продуктов, но и на сущность их представления и распространения. Так, доступ к материалам литературного краеведения стал более открытым, что поспособствовало увеличению интереса к этой отрасли.

Помимо этого, стоит отметить роль педагога в организации литературно-краеведческой работы в вузе, который теперь берет на себя обязанность популяризировать знания о родном крае. Он должен вызывать и поддерживать стремление студентов к изучению литературного краеведения, организовывать занятия по литературе таким образом, чтобы они были максимально полезными и наполненными фактическим материалом; вводить интерактивный элемент в процесс обучения (уметь и создавать мультимедийные проекты о родном крае, владеть цифровыми технологиями для поддержания контакта со студентами, ориентируясь в цифровом пространстве и позволяя им реализовывать потенциал в нем). Таким образом,

личность педагога по литературе отчасти является движущей силой при изучении регионального краеведения на основе различных источников.

Важной специфической чертой можно считать патриотическое воспитание студентов в рамках изучения материалов литературного краеведения, которое отвечает за формирование регионального самосознания личности студента и осознание им важности его родного края в системе общего литературного образования.

С.В. Пугачев в связи с этим пишет следующее: «Патриотическое воспитание заключается в формировании правильных ценностных ориентиров у молодежи посредством изучения истории и культуры своей страны и своего народа в общем, а родного края, родной земли - в частности» [4, с. 79]. Патриотическое воспитание затрагивает и такие функции литературного краеведения, как этнокультурная и этносоциальная, а изучение литературы посредством рассмотрения материалов литературного краеведения помогает решить задачи их реализации.

H.Г. Перевозчикова в своем исследовании отмечает, что повышение общего уровня восприятия и понимание обучающимися литературных произведений, развитие их читательских и коммуникативных умений, а также формирование у них эстетического вкуса будет достигнуто посредством использования материалов литературно-краеведческого характера на занятиях по русской литературе лишь в том случае, если:

- в образовательный процесс в сфере русской литературы включить системный, культурологческий и метапредметный подходы, определяющие степень и качество изучения литературно-краеведческих материалов. Так, системный подход позволяет проследить развитие одного частного явления в целом, культурологический - осмыслить и проанализировать литературные явления (произведения) и осуществить ретроспективные связи исторического материала с современностью, а метапредметный - работать с существующей системой знаний о литературном процессе и т.д.;

- сформулировать главные принципы отбора литературно-краеведческого материала;

- определить типы заданий по использованию материалов литературного краеведения, нацеленных на разные области восприятия и анализа художественного произведения и его исторического контекста;

- выработать и реализовать на занятиях систему специальных приемов, направленных на исследование программных художественных произведений в системе с краеведческими, выявление их особенностей и различий; создание исследовательских проектов о литературных деятелях, их произведениях с учетом их проблематики, лексики, актуальных для конкретного региона;

- активно использовать дополнительные возможности внеаудиторной работы, самостоятельных возможностей студентов и т.д. [3, с. 21].

Исходя из этого, можно сделать вывод о возможной эффективности использования материалов литературного краеведения на занятиях по русской литературе в случае выполнения вышеуказанных рекомендаций, поскольку они охватывают не только непосредственно процесс обучения, но подготовку к нему, и самостоятельную внеаудиторную работу студентов, что в значительной степени влияет на формирование различных качеств обучающегося.

Литературное краеведение, сформированное и развивающееся на стыке дисциплин, имеет огромное значение в воспитательном и образовательном планах высшего образования, поскольку включает в свой состав:

- сбор регионального фольклора (например, посредством коммуникации с населением региона), который вызывает непосредственный интерес, желание начать исследовательскую деятельность на эту тему;

- изучение исторического и социального контекста литературного произведения (быт, политической и демографической ситуации в регионе на период создания произведения), который позволяет ознакомиться с биографией и творческим наследием писателя, понять идеи его произведений, его значение в национальной системе русской литературы;

- посещение мест, описанных в произведениях авторов, ставших знаменитыми (здесь активизируется желание «своими глазами» увидеть то, о чем писал автор, приобщиться к этому);

- исследовательскую деятельность литературно-краеведческого характера, которая воздействует на формирование личностных и профессиональных качеств студента, позволяет приобщиться к научному миру родного края, внести в его развитие определенный вклад, расширив историческую базу данных региона [5].

Выводы. Резюмируя вышесказанное, отметим, что высшее учебное заведение должно ориентироваться на формирование достаточной научно-исследовательской базы литературно-краеведческого характера, которая подлежит активной эксплуатации в рамках занятий по русской литературе, поскольку это определяет качество полученного образования и уровень профессионального и гражданского воспитания выпускника. Студент, выпускающийся из университета, становится элементом такой глобальной социально-экономической системы, как рынок труда, и, обретя литературно-краеведческие знания, сформируется и как нравственно развитая личность, и как профессионал, и как патриот своего родного края и страны. Это крайне важно при социальном взаимодействии сотрудника (бывшего студента) и работодателя.

Литература:

I. Гладкий Ю.Н, Чистобаев А.И. Регионоведение: учебник для студентов высших учебных заведений / Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев. - М.: Гардарики, 2003. - 48 с.

2. Перевозчикова Н.Г. Литературное краеведение как методическое средство в изучении русской литературы в средних профессиональных образовательных организациях // КПЖ. - 2018. - №1 (126). -С. 84 - 88.

3. Перевозчикова Н.Г. Использование материалов литературного краеведения на занятиях по русской литературе в средних профессиональных образовательных организациях. - М., 2018. - 185 с.

4. Пугачев С.В. Роль историко-литературного краеведения в патриотическом воспитании молодежи // International scientific review. - 2019. - №LXV. - С. 78-80.

5. Радищев А.П. Литературное краеведение: уч. пособ. для студентов-географов / А.П. Радищев. - М.: Просвещение, 1982.

6. Сироткина Т.А. Проблемы литературного краеведения в контексте школьного литературного образования // Вестник ЮУрГГПУ. - 2017. - №2. - С. 86-90.

7. Суслова М.В. Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы для развития интеллектуальных способностей учащихся / М.В. Суслова. - Белгород, 2012. - 165 с.

8. Таланова А.Н. Литературное краеведение: к проблеме литературных источников и исторических материалов // Вестник ННГУ. - 2011. - № 6 - 2.

9. Тараненко Л.Г. Литературное краеведение в библиотеках: новые грани развития // Ученые записки (АГАКИ). - 2017. - №2 (12). - С. 162-165.

Педагогика

УДК 37.043: 371.382

кандидат педагогических наук, доцент Амет-Уста Зарема Ремзиевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ РЕБЕНКА СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ

Аннотация. В статье раскрываются основные этапы и особенности становления этнической идентичности у ребенка старшего дошкольного возраста. Этническая идентичность представляет собой неотъемлемую часть социальной идентичности человека и относится к процессу осознания им своей принадлежности к определенной этнической общности. Несмотря на то, что старший дошкольный возраст -это период нечеткого осознания ребенком своего единства с представителями родного народа и недифференцированного отношения к людям разных национальностей, именно на данном возрастном этапе происходит зарождение основ этнического самосознания. Ситуации широкого межэтнического общения, а также компактность этнического окружения, дают ребенку больше возможностей для приобретения представлений об особенностях культуры, как своего, так и других народов, а также способствует формированию дружеских взаимоотношений.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, этническая идентичность, этапы становления.

Annоtation. The article reveals the main stages and features of the formation of ethnic identity in a child of senior preschool age. Ethnic identity is an integral part of a person's social identity and refers to the process of becoming aware of their belonging to a particular ethnic community. Despite the fact that the senior preschool age is a period of indistinct awareness of the child's unity with the representatives of the native people and undifferentiated attitude to people of different nationalities, it is at this age stage that the foundations of ethnic identity are born. Situations of broad inter-ethnic communication, as well as the compactness of the ethnic environment, give the child more opportunities to acquire ideas about the peculiarities of culture, both of their own and other peoples, and also contributes to the formation of friendly relationships.

Keywords: senior preschool age, ethnic identity, stages of formation.

Введение. Становление этнической идентичности происходит в первые годы жизни человека и является необходимым условием его гармоничного развития. Именно старший дошкольный возраст является определяющим этапом в формировании ценностных ориентаций и выработке норм поведения в широкой полиэтнической среде. Этническая идентичность представляет собой сложное социально-психологическое образование, аккумулирующее в себе различные аспекты развития личности. Поэтому исследуемая проблема находится на стыке научных интересов многих наук - культурологии, этнопедагогики, дошкольной педагогики, психологии, педагогики и других.

Изучением вопросов становления основ этнического самосознания у детей дошкольного возраста занимались: О.И. Михалева [31, Е.К. Суслова [51, В.Ю. Хотинец [81, О.Н. Юденко [91 и др. Ученые акцентируют внимание на том, что старший дошкольный возраст - это период нечеткого осознания ребенком своего единства с представителями родного народа [3, с. 131, а также недифференцированного отношения к людям разных национальностей [9, с. 651. Однако, именно на данном возрастном этапе у ребенка происходит зарождение основ этнического самосознания и формирование когнитивного, эмоционального и поведенческого сходства с представителями своего народа.

Целью статьи является раскрытие основных этапов и особенностей становления основ этнической идентичности у ребенка старшего дошкольного возраста.

Изложение основного материала статьи. Анализ научных источников по проблеме исследования показал, что одной из основных потребностей человека является налаживание разнообразных взаимосвязей с окружающим миром. Данная потребность реализуется посредством отождествления себя с различными социальными группами. Такого рода самоотождествление определяется в науке как «идентичность».

Социальная идентичность - это одна из самых существенных характеристик человека, без которой он не может существовать как сознательная автономная личность.

Изучение научных источников [1; 3; 6; 71 позволяет утверждать, что этническая идентичность представляет собой неотъемлемую часть социальной идентичности человека и относится к процессу осознания им своей принадлежности к определенной этнической общности. В структуру этнической идентичности входят три компонента:

а) когнитивный: представления об особенностях собственной этнической группы и осознание себя ее членом;

б) аффективный: характер отношения к своей этнической группе и членству в ней;

в) поведенческий: умение выстраивать отношения в различных ситуациях межэтнического взаимодействия.

Таким образом, отождествляя себя с родным народом, человек воспринимает себя как его неотъемлемую часть и чувствует непрерывность исторического времени. В то же время самоидентификация поддерживает единство представителей этноса через систему родственных, традиционных, культурных, бытовых, хозяйственных и социальных черт [8, с. 631.

Формируется этническая идентичность в ходе инкультурации, когда индивид осваивает присущие родной культуре духовные, материальные и нормативные ценности, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры, а также отличие от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.