Научная статья на тему 'Методика преподавания экономических дисциплин в условиях реформирования системы высшего образования'

Методика преподавания экономических дисциплин в условиях реформирования системы высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1277
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ECONOMIC DISCIPLINES / TEACHING METHODS / LEVEL OF EDUCATION / TEST CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярыгина Неля Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы экономического образования в высших учебных заведениях и современные требования к преподаванию экономических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of eaching economic discipline in terms of reforming the higher education system

The article considers the problems of economic education in higher education institutions and modern requirements for teaching economics.

Текст научной работы на тему «Методика преподавания экономических дисциплин в условиях реформирования системы высшего образования»

науч.-практ. конф. по проектам программы «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования», Минобразования России (29 декабря 2001 г.). - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. -С. 135-139.

4. Калмыков С.В. Организация и становление университета в переходный период. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2005. - С. 71-82.

5. Фомицкая Г.Н. Актуальные вопросы организации рейтинговой системы контроля знаний студентов [Текст]: монография. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2004. - 65 с.

6. Чучалин А., Боев О. Кредитно-рейтинговая система // Высшее образование в России. - 2004.- № 3.- С. 34-39.

Цыренжапова Сэсэгма Дамбиевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.

Tsyrenzhapova Sesegma Dambievna, candidate of pedagogical sciences. senior lecturer, Buryat State University, Ulan-Ude, Smolin Str., 24a.

УДК 378.1 © Н.А. Ярыгина

Методика преподавания экономических дисциплин в условиях реформирования системы высшего образования

Работа выполнена в рамках госзадания по теме № 461201

«Методология аналитической деятельности управления образованием»

В статье рассматриваются вопросы экономического образования в высших учебных заведениях и современные требования к преподаванию экономических дисциплин.

Ключевые слова: экономические дисциплины, методики преподавания, уровень образования, тестовый контроль.

N.A. Yarygina

Methodology of teaching economic disciplines in terms of reforming the higher education system

The article considers the problems of economic education in higher education institutions and modern requirements for teaching economics.

Keywords: economic disciplines, teaching methods, level of education, test control.

Проблема экономического образования в высших учебных заведениях, как и проблема высшего образования в целом, раскрывается в различных аспектах. Большая часть гуманитарных дисциплин, в отличие от естественных наук, очень остро реагирует на изменение динамики общественной жизни. В немалой степени это относится и к экономическому образованию. Тем не менее какие бы не сложились обстоятельства, высшее об-

разование всегда выделялось своей устойчивостью, основательностью и солидностью.

Одной из актуальных в настоящий момент является проблема методики преподавания экономических дисциплин. В условиях реформирования системы высшего образования всё больше внимания уделяется самостоятельной работе студентов.

В данной статье проведен анализ основных направлений развития высшего экономического образования в России, а также особое внимание уделено методике преподавания экономических дисциплин.

Общеизвестно, что методика преподавания определяет эффективность образовательного процесса. Однако при переходе на тестовый контроль усвоения студентами содержания дисциплин и применение стандартизированных методов значительно снижается роль преподавателя в процессе обучения. В то же время степень подготовки и результативность образования находятся в прямой зависимости от взаимодействия преподавателя и студента.

И преподаватель, и студент к учебному процессу должны подходить творчески. Очень важно студенту научиться свободно ориентироваться не только в сымитированных, но и реальных экономических процессах. Необходимо уходить от так называемого шаблонного обучения, когда студенты «натаскиваются» на решение определенного типа задач, а формирование их экономического мышления приносится в жертву числу рассмотренных задач.

В подготовке студентов не последнюю роль играет самостоятельная работа, ведь именно развитие навыков их личного поиска при выполнении контрольных, курсовых и рефератов по экономическим дисциплинам, использование методических материалов и учебной литературы даст ощутимый результат, особенно при активном внедрении в учебный процесс возможностей сети Интернет. Общение студентов с преподавателем с помощью Интернета раздвигается не только в пространстве, но и во времени.

Обращая внимание на комплектование спецкурсов и экономических дисциплин по выбору студентов, следует отметить, что это не должно быть самоцелью, т.к. всякий выбор должен совпадать с основным направлением подготовки. Также следует отметить что, альтернативные дисциплины, находящиеся в блоке учебного плана как дисциплины по выбору, необходимо формировать на равнозначном уровне сложности.

Необходимо сказать, что роль методики в современном мире не только не снижается, но и постоянно возрастает, поэтому и само содержание экономических дисциплин зависит от того, какую именно методику мы применяем. Это можно обозначить следующими моментами, представленными на рис. 1.

Следовательно, методика - не только наука и учебная дисциплина, но и действующий рычаг постижения современной экономической реальности.

Методика преподавания экономических дисциплин предназначена для обеспечения наглядности и доступности изложения материала, а также высокого теоретического уровня преподавания, т.к. неразрывно связана с содержанием экономической науки и ее методологией.

Взаимосвязь методологии и методики преподавания можно проследить на многих примерах. Так, например, неотработанная методика непременно скажется негативно на уровне лекций и семинаров.

Преподавание всех экономических дисциплин ведется на основе общих методических требований. Но для обучения по отдельным дисциплинам требуется своя, специальная, методика, которая сможет отразить специфику содержания предмета. Так, в методике передается неотъемлемое и диалектическое сочетание общего, особенного и единичного. Методика призвана обеспечить реализацию наиболее существенных принципов дидактики в последовательности, представленной на рис. 2.

Научные основы методики пронизывают все звенья учебно-воспитательной работы.

Рис. 1. Эффективность образовательного процесса

В вузовской учебной практике сформировались давно оправдавшие себя следующие формы учебного процесса в преподавании экономических дисциплин: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

студентов, консультации, зачеты, экзамены, различные формы внеаудиторной работы.

Рис. 2. Совокупность дидактических принципов реализуемых методик

Рис. 3. Педагогические требования к содержанию лекции

Рассмотрим лекционную форму преподавания. Она обладает рядом достоинств, представленных на рис. 4.

Рис. 4. Достоинства лекционной формы преподавания

С методической точки зрения было бы неверным разъединение некоторыми кафедрами отдельных звеньев учебного процесса, т.к. ни одно из них не может заменить другие. Наиболее существенные требования к лекции показаны на рис. 3.

Однако лекция имеет и свои недостатки, например: приучает к пассивному восприятию чужих взглядов и мнений, что тормозит самостоятельность мышления; отбивает вкус к самостоятельной работе; многие студенты механически записывают слова лектора, не успевая их осмыслить; обеспечивает лишь минимальную обратную связь от студента к лектору.

В аргументах оппонентов лекции есть доля правды, но одновременно с этим, как показывает опыт высшей школы, отказ от лекций приводит к снижению научного уровня подготовки студентов, нарушению комплексности и равномерности в их работе. Ввиду этого лекция продолжает оставаться основной формой организации учебного процесса в вузе. При правильной методике и целесообразном построении лекционного курса указанные недостатки лекционной формы могут быть преодолены.

Ведущее место лекции в учебном процессе определяется тем, что:

- курс лекций по предмету передает основное его содержание;

- лекции определяют не только сущность, но и профессиональную и теоретическую направленность всего учебного процесса;

- от лекций зависят направление, содержание и эффективность других форм учебного процесса.

Это подкрепляется и тем, что на лекции отводится не менее 50% времени каждой экономической дисциплины.

Современные учебные лекции принято делить на три вида: обзорные, проблемные и предметные (рис. 5).

Рис. 5. Обзорные, проблемные и предметные лекции

В максимальной мере черты обзорной и предметной лекции совмещаются в установочных лекциях, читаемых чаще всего для студентов-заочников. Главные задачи установочной лекции отображены на рис. 6.

Установочная лекция

Рис. 6. Задачи установочной лекции

Но как бы ни отличались учебные лекции по форме и виду, их объединяют общие для них требования к содержанию:

1. Безупречность в научном отношении.

2. Выход за пределы даже самого свежего и удачного учебного пособия.

3. Стимулирование самостоятельного мышления.

4. Грамотность и логичность.

5. Яркость и убедительность.

Лекция должна дать основную направленность на самостоятельную работу или резюмировать изучение вопросов студентами, дать обзор, который помог бы систематизировать знания и накопленную информацию, чтобы впоследствии на ее основании сделать определенные выводы.

Какое место в учебном процессе занимают практические занятия?

Место семинара в системе учебного процесса можно определить следующими особенностями:

- во-первых, на семинарские и практические занятия отводится от 1/3 до 1/2 всего времени, выделяемого на изучение экономических дисциплин;

во-вторых, семинары из всех форм учебной работы предоставляют наиболее удобные способы для основательного изучения экономической теории, выработки самостоятельного творческого мышления у студентов;

- в-третьих, именно с семинаров начинается педагогическая деятельность молодых преподавателей;

- в-четвертых, успех семинара зависит не только и не столько от преподавателей, сколько от студентов.

Нам представляется, что основные функции семинара (в порядке приоритетности) могут быть обозначены следующей последовательностью (рис. 7).

Подготовка к практическому занятию для студентов включает не только сбор информации и материалов для докладов, но и основательное изучение темы и плана занятия с пониманием его целей, задач и методических особенностей. Все вопросы при возникновении проблем с подготовкой студенты могут задать преподавателю на консультации, которые проводятся как в группах, так и индивидуально.

Практическая работа по усвоению определенного материала может сопровождаться как деловой (ролевой) игрой и решением различных экономических ситуаций с помощью компьютера, так и проведением экскурсий или встреч с практиками, преподавателями и студентами других вузов.

Деловая игра может заключаться в решении различных экономических задач, с обозначенными в них реальными проблемами, которые максимально близки к реальности. Студенты должны проанализировать ситуацию, обсудить суть проблемы и предложить возможные решения, а также выбрать из них лучшие. В работу должно быть вовлечено как можно больше участников. Для этого можно использовать специальные компьютерные программы. Т.к. далеко не все студенты на практическом занятии

Рис. 7. Основные функции семинара

готовы сразу же включиться в игру, будет не лишним провести сначала разминку, а в дальнейшем всячески поощрять студентов за активное участие в работе. Особое внимание следует уделить количеству участников, задействованных в деловой игре, - их не должно быть более 20 человек, а также правилам поведения, т.к. все участники должны проявлять терпимость к любой точке зрения и уважать право каждого на свободу слова.

Таким образом, практическое занятие или семинар дает возможность в свободной обстановке обменяться мнениями, выяснить не до конца ясное и усвоенное, а также самостоятельно изучить рекомендованную научную литературу.

Одной из важных составных частей учебного процесса является текущий и семестровый контроль успеваемости. Подробное рассмотрение итогов контроля позволяет в полной мере оценить постановку учебно-воспитательного процесса в данном высшем учебном заведении. Проведение семестрового контроля позволяет:

- стимулировать самостоятельную работу студентов;

- свести к минимуму число занятий, пропускаемых студентами без уважительной причины;

уменьшить психологическую нагрузку студента при подготовке к экзамену или зачету;

улучшить получение обратной связи с целью дальнейшего совершенствования учебного процесса и методики преподавания.

Столь многообразные функции контроля выдвигают и многоплановые требования к нему (рис. 8).

По видам и формам контроль подразделяется на:

- текущий (семинар, практическое занятие, контрольное занятие, контрольная работа);

- промежуточный (индивидуальное собеседование, зачет, экзамен -если он не единственный);

итоговый (заключительный экзамен по предмету, государственный экзамен, защита дипломной работы).

По методике проведения контроль бывает:

- устным (методом устного опроса);

- письменным (путем письменных ответов);

- в виде защиты разработанных рефератов;

- в виде деловой игры.

Правильная методика проведения контроля побуждает студента изучать большее количество информации и самосовершенствоваться.

Рис. 8. Требования к контролю успеваемости

Подводя итог, можно сделать следующие основные выводы о системе современных требований к качеству преподавания экономических дисциплин:

1. Эффективность образовательного процесса во многом определяется методикой преподавания.

2. Методика - отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету (предметам).

3. Предметом методики преподавания является сам процесс обучения определенной учебной дисциплины.

4. На данный момент лекция является ведущей формой учебного процесса в высшей школе, определяющей его содержание.

5. Практическое занятие или семинар является результатом самостоятельного изучения рекомендованной литературы, позволяет в свободной обстановке обменяться мнениями, выяснить еще не до конца ясное и усвоенное.

6. Растет роль самостоятельной работы в системе высшего образования.

7. Качественная организация контроля - залог стимулирования студента к получению необходимых знаний.

Литература

1. Антипова А.Н., Квашнина С.Н., Новикова С.О. Электронное тестирование в системе повышения качества экологического образования в нефтегазовом вузе // Современные проблемы науки и образования: электрон. науч. журн. -2008. - №4. URL: //vak.ed.gov.ru

2. Главатских К.В. Проблемы экономического воспитания в образовательном процессе школы // Вестник Удмурт. ун-та. - Вып. 2. Философия. Социология. Психология. Педагогика». - 2011.

3. Назарова И.Б. Преподаватели экономических дисциплин: профессиональный потенциал, особенности занятости и трудовой мотивации. - М.: МАКС Пресс, 2005.

4. Прахов И.А. Преподавание экономики: есть ли альтернатива лекциям? // Вопросы образования. - М., 2011. - №1.

5. Савельев В.П., Туляков Ю.Т. Самостоятельная работа - важная составная часть учебного процесса. - Симферополь, 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Проблемы экономического образования. URL: http//www.economicus.ru.

7. Тростановский Ж.С., Эпштейн А.И., Куделко С.М. Вузовское обществоведение глазами студентов // Социологические исследования. - 1992. - № 2.

8. Хасевич Н.П., Сакович М.В. Методика преподавания экономических дисциплин: учеб.-метод. комплекс. - 2006 г.

9. Ярыгина Н.А. Современные требования к преподаванию экономических дисциплин // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология. - 2012. - №2. - С. 352-355.

10. Ярыгина Н.А. Обеспечение непрерывного профессионального образования с сокращением срока обучения // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология. - 2012. - №3(10). - С. 268-270.

Ярыгина Неля Анатольевна, кандидат экономических наук, научный сотрудник научного образовательного центра «Перспектива», Тольяттинский государственный университет, Тольятти, тел.: 8(848)2481475.

Yarygina Nelya Аnatolievna, candidate of economic sciences, researcher, scientific educational center "Perspective", Togliatti State University, Togliatti, ph.: 8(848)2481475.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.