© И.В. Митрофанова, 2007
ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
И.В. Митрофанова
Дидактика (от гр. «поучительный, наставительный») - это часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения, то есть цели, содержание, закономерности и принципы обучения, а также воспитание в процессе обучения.
Если говорить о подходе к преподаванию, то в педагогических вузах он может быть сведен к следующему требованию: знать методику преподавания и следовать ей. Для университетов характерна иная парадигма: хорошо знать свой предмет и уметь ясно его излагать. В чем недостаток такого подхода? Весьма часто, как показывает опыт, фундаментальная подготовка выпускников университетов не компенсирует их неумения ориентироваться в стандартных методических ситуациях. Между тем научные и учебные традиции университетов во многом опираются на глубокое изучение фундаментальных основ предмета и выработку умений, навыков самостоятельной работы. Именно такая подготовка будущего преподавателя позволит избежать шаблонности и ремесленничества.
Поэтому в практике многих университетов, в том числе и в Волгоградском государственном университете, считается целесообразным читать курс основ дидактики вместе с общими вопросами частной методики, формируя дидактику предмета, в нашем случае - экономической теории. При этом конкретная методика преподавания конкретного предмета отбирает из огромного объема дидактики те вопросы, которые продуктивно используются в приложениях к частной методике в виде рекомендаций, связанных с отбором учебного материала, организации лекций и семинаров, самостоятельной и научной работы студентов, то есть практической деятельностью преподавателя. Естественно, что усвоение любой учебной информации, в том числе и методической, всеми
обучаемыми происходит лишь в процессе применения изучаемого материала, вот почему особое внимание следует уделять структуре лекционного курса и семинарских занятий.
К важным дидактическим компонентам относятся: цели обучения, типология и структура лекционных и практических занятий, другие формы обучения, методы обучения, организация самостоятельной познавательной и научной деятельности студентов.
Современная экономическая теория как результат синтеза разных направлений выполняет двойственную функцию: с одной стороны, ее категориально-понятийный аппарат служит основой преподавания прикладных, специальных дисциплин, с другой - способствует формированию научного экономического мышления.
Несмотря на то что экономическую теорию принято считать фундаментальной дисциплиной, преподаватели не могут пассивно ожидать, пока научное сообщество сформирует новую - цельную и непротиворечивую -парадигму, не вправе пользоваться устаревшим теоретическим базисом, поэтому следует заниматься постоянным отбором и систематизацией всех тех элементов экономической теории (будь то экономик-с или политэкономия), которые позволяют понять и с той или иной мерой удовлетворительности объяснить главные социально-экономические процессы современности.
Говоря об особенностях методики лекционной работы, напомним, что на них отводится более 72 учебного времени. Лекция в переводе с латинского означает «чтение». Цель лекции -формирование основы для последующего усвоения учебного материала. Задача лектора состоит не только в том, чтобы помочь студентам понять и усвоить теоретический материал, но и в том, чтобы научить их логически мыслить и ознакомить с методологией науки.
Узловой проблемой лекционной работы в процессе преподавания курса экономической теории, особенно исходя из того, что данный предмет читается студентам всех специальностей, является отбор тем и вопросов лекции. Критериями такого отбора могут быть: степень сложности темы и ее место в логической структуре курса, связь с конкретной специальностью. В программу систематического курса включаются, как правило, лекции, являющиеся наиболее сложными в теоретическом отношении.
Надо сказать, что в условиях совершенствования преподавания общественных наук в вузах на основе развития инициативы, повышения ответственности и расширения прав кафедр сами вузы могут определять объем изучаемого материала, руководствуясь общим количеством часов. Тенденция к сокращению тематики курса предполагает, что узловые вопросы исключенных тем должны быть отражены в лекциях по смежным темам с указанием необходимости их детального изучения при самостоятельной подготовке. Аналогичным образом решается вопрос о степени подробности раскрытия темы. Самое трудное заключается в том, чтобы тема и курс в целом не потеряли своей цельности и логической стройности. Это может быть достигнуто благодаря тому, что в лекции должно прослеживаться, как возникло данное явление, какие этапы прошло оно в своем развитии, чем, наконец, стало.
Наряду с этим значение логической завершенности лекции усиливается факторами психологического характера (особенно для заочников). Всякая попытка начать очередную лекцию с окончания изложения предыдущей темы мешает продуктивному использованию лекционного времени. Сообщение в пределах одной лекции разрозненных материалов снижает степень восприятия даже у наиболее способных и дисциплинированных студентов, регулярно посещающих лекции. Если одну тему, ввиду ее большого объема, целесообразно разделить на две лекции, следует стремиться, чтобы эти части были максимально цельными, завершенными.
При разработке категориального аппарата темы лекции необходимо углубить научный подход к объяснению сущности ряда категорий, особенно таких, наименования которых
имеют широкое применение в обыденном языке: стоимость, цена, прибыль, доход и пр. В лекциях необходимо обращать внимание на то, что объективные экономические категории и совпадающие с ними по названию хозяйственные явления играют разную роль, и содержание их зачастую не совпадает.
Научное мировоззрение предполагает умение мыслить, эффективным же методом развития такого умения является самостоятельная работа студентов с произведениями классиков экономической мысли и другими первоисточниками.
Развитию самостоятельного мышления и глубокому усвоению теоретического материала способствует разбор лектором задач и упражнений. Например, если преподаватель рассматривает вопрос об эластичности спроса по цене, он не должен ограничиваться только приведением формулы. Важно на примере показать, как спрос на разные товары по-разному реагирует на 1%-е изменение цены.
Желательно, чтобы лекция в гармоничном соотношении содержала в себе теоретические положения темы, данные новейших исследований и фактические материалы.
В процессе чтения лекций проявляются особенности применения требований формальной логики. В современных условиях, когда многие студенты имеют широкие профессиональные и непрофессиональные контакты с разными сферами общественного производства, пользуются несистемными источниками информации, их лексикон изобилует неточными понятиями и формулировками, лектор должен обращать внимание студентов на необходимость систематизации имеющихся у них сведений и знаний в сочетании со знаниями, получаемыми из лекций, добиваться точности формулировок, их непротиворечивости, последовательности и обоснованности.
С точки зрения выявления структуры сложных явлений и понятий часто бывает полезно перечислить по пунктам их основные черты и свойства.
Опыт показывает, что в самом начале работы студенты еще недостаточно владеют техникой записи лекций, конспектирования. Поэтому нужно попутно, в ходе изложения темы в популярной форме рассказывать им об основных правилах поиска литературы и о
специальных приемах и методах работы с ней. Полезно периодически просматривать конспекты лекций и первоисточников студентов. Такой просмотр, являясь одной из форм контроля за работой студентов, позволяет лектору лучше ориентироваться в масштабах и формах помощи студентам.
Обратимся к процессу чтения лекции. Здесь большую роль играет личность лектора, владение им основами ораторского искусства. Более сложная аудитория требует более высокого уровня самоотдачи и профессионального мастерства.
При работе со студенческой аудиторией важным является духовный контакт лектора со слушателями. Это обеспечивает доброжелательность студентов по отношению к лектору, а следовательно, и высокий уровень их работоспособности.
Большое значение имеет эмоциональнопсихологическое воздействие лектора на слушателей. Необходимо чутко относиться к настроению слушателей, вовремя замечать его перемены, оценивать степень утомленности студентов и управлять аудиторией ораторскими приемами, например, меняя темп лекции.
Одним из типичных недостатков в лекторской практике является такой способ чтения лекции (особенно для заочников), когда между аудиторией и лектором устанавливается видимость контакта, основанная на приспособлении лектора к примитивным требованиям студентов. Лектор идет на поводу у слушателей и диктует им краткий конспект, состоящий из набора неполных определений, образующих как бы схематический костяк курса экономической теории. Такой подход утверждает студента во мнении, что изучение первоисточников - дело лишнее, поскольку конспект лекции создает иллюзию полной исчерпанности проблематики курса записанными под диктовку формулировками.
Учитывая сложность системы внутренних связей методики лекционной работы, преподаватель должен обращать внимание на необходимость заблаговременного планирования основных методических линий лекционного курса, подготовки и разработки специальных материалов, не надеясь на свою способность решать методические задачи по вдохновению в процессе чтения лекции. В ус-
ловиях сокращенности многих курсов экспромты иногда могут привести к просчетам и невосполнимым потерям времени.
У лекции есть как положительные, так и отрицательные стороны. Плюсы: системность и научность; источник основной информации (при отсутствии учебников); возможность объяснения трудных тем; личное эмоциональное воздействие лектора на студентов; творческое общение лектора с аудиторией; экономный способ получения основных знаний; при активизации мыслительной деятельности улучшается усвоение материала.
Минусы: пассивное восприятие чужих мнений; школярство и отрицательное отношение к самостоятельной работе; неодинаково эффективное восприятие разными студентами одного и того же материала.
Общие требования к лекции:
- научность и информативность:
- доказательность и аргументированность (примеры, факты);
- эмоциональность фона;
- активизация мышления студентов, постановка проблемных вопросов для размышления;
- методическая обработка: выделение главных мыслей и положений, формулировки, термины.
- техническое обеспечение.
Следует учитывать следующие методические положения:
- лекция должна иметь план, которому необходимо следовать;
- в начале лекции следует напомнить прошлый материал, указать место новой темы в курсе;
- использовать индуктивный и дедуктивный методы;
- выделять интонацией выводы по основным положениям;
- в конце лекции делать резюме.
Как правило, в вузах распространены три основных типа лекций: систематические в течение года (для студентов очного обучения), установочные и обзорные. В связи с этим можно разграничить общие особенности и задачи этих типов лекций.
1. Систематические лекции. Занятия на дневном отделении проводятся, как правило, еженедельно по 4 часа, из них
2 часа - семинары. Поэтому лекция студентам дневного отделения должна дать лишь основные понятия по теме курса, указать, в каком направлении следует эту тему изучать подробнее.
План лекций по всей теме обязательно следует дать в начале лекции, чтобы студенты его записали. Практика показывает, что целесообразно освещать в лекции 3-5 вопросов. На методику чтения лекций на дневном отделении влияет то обстоятельство, что студенты-дневники в большей мере используют свои записи лекций при подготовке к семинарским занятиям, к зачетам и экзаменам. Это налагает на преподавателя дополнительные требования: лектору необходимо продумать содержание и последовательность вопросов темы, а также систему доказательств выдвигаемых положений, чтобы она была краткой и доходчивой.
При чтении лекции целесообразно в самом ее начале назвать новые понятия, с которыми студенты познакомятся при изучении темы. При подготовке к семинару, зачету студент будет обращать внимание на эти ключевые понятия, пользоваться экономическим словарем, таким образом, более глубоко усвоит программный материал.
Мы уже отмечали, как важно, чтобы лектор брал на выборку и просматривал записи лекций отдельных студентов и на конкретных примерах разъяснял на потоке, как нужно записывать лекцию по данной дисциплине. Это отнимает всего лишь 5-7 минут, но польза большая. Выборочный просмотр лектором записей студентов позволяет найти правильный темп чтения лекции для данной аудитории и исправлять недостатки в методике изложения материала.
Первые лекции по экономической теории, в которых студент впервые знакомится с незнакомыми ему терминами, должны читаться медленнее, чем последующие. По мере ознакомления с терминологией темп лекций может быть ускорен и доведен до среднего темпа - 20 машинописных страниц за 2 академических часа (!).
Завершающей частью лекции должно быть обобщение изложенного материала по отдельным вопросам и формулировка теоретических и практических выводов. Выводы должны быть сделаны в форме четких тезисов.
2. Установочные лекции читаются студен-там-заочникам в начале учебного года. Их основное назначение - пробудить интерес к изучению экономической теории, дать рекомендации по самостоятельной работе. На первой установочной лекции преподаватель должен сообщить о месте предмета в учебном плане вузовского курса, об основных формах работы (лекции, семинары, контрольные, курсовые работы, зачеты, экзамены), о формах участия студентов в учебно-исследовательской работе, о методических документах кафедры, о рекомендуемой учебной литературе и первоисточниках.
В ряде вузов практикуется отведение на установочные лекции половины всего лекционного фонда по курсу. Разрабатывая планы таких лекций, следует помнить, что в отличие от систематического курса, самостоятельная работа студентам еще только предстоит, это должно отразиться на методике преподавания.
Лектор должен иметь в виду невозможность всестороннего раскрытия в таких лекциях всех вопросов программы курса. Количество двухчасовой лекции целесообразно ограничить 3-4 вопросами. Включая 3-4 вопроса, план установочной лекции для заочников может быть более развернутым, при этом следует оговорить, какие вопросы будут детально рассмотрены в лекции, а какие должны быть изучены самостоятельно. Совокупность этих центральных вопросов установочной лекции должна дать студенту возможность составить лишь самое общее представление о системе и логике курса экономической теории. Рекомендации по изучению вопросов, оставшихся за пределами лекции, преподаватель может дать во время консультации. Ряд рекомендаций дается в методических разработках кафедр, переиздаваемых ежегодно и учитывающих текущие изменения в тематике и планах лекций.
3. Обзорные лекции читаются перед курсовыми экзаменами и перед государственным экзаменом. Обзорные лекции перед курсовыми экзаменами читаются студен-там-заочникам, прослушавшим лишь установочные лекции. В этом случае лектор должен исходить из того, что основной формой работы студента является самостоя-
тельная. Следовательно, лектор вправе рассчитывать на знания студентов, полученные в результате самоподготовки. Обзорная лекция не должна давать ответы на все вопросы программы курса. Это следует оговорить, так как в вузах довольно широко распространена манера чтения обзорных лекций в форме беглого ответа на все вопросы экзаменационных билетов. Такой подход является одной из причин посредственных знаний студентов.
Прежде всего следует ограничить круг задач, решаемых с помощью обзорных лекций: 1) помочь студентам охватить общим взглядом всю сумму знаний по курсу, привести их в определенную систему; 2) помочь студентам выйти на такой уровень знаний, чтобы, готовясь ответить на любой вопрос экзаменационного билета, они не только хорошо представляли себе, к какой теме курса относится данный вопрос, но и понимали место и значение раскрываемой проблемы в соответствующем разделе курса, в общей логической связи экономических категорий и законов; 3) дать студенту ясные представления о практической значимости знаний экономической теории; 4) помочь студентам систематизировать свои знания по основным направлениям развития экономической теории как науки; 5) акцентировать внимание студентов на новой постановке тех или иных вопросов в курсе экономической теории; 6) уточнить правильность усвоения студентами основных и важнейших положений курса.
Кроме того, при чтении обзорных лекций целесообразно:
- напомнить студентам о порядке организации экзамена, отослать к подготовленным заранее вопросам;
- рекомендуется дать общую характеристику экзаменационных билетов: количество вопросов в билете, содержание, редакция и характер вопросов по первоисточникам, вопросы сверх требований программы;
- следует предупредить студентов, что присутствие на обзорных лекциях не избавляет от необходимости серьезной подготовки к экзаменам.
В переводе с латинского слово «семинар» означает «рассадник», он предполагает диспуты, сообщения, комментарии и заключения.
За долгие годы сложилась традиционная структура проведения семинаров, включающая: вступление к занятию; общее обсуждение основных вопросов плана семинара; решение задач; рефераты, научные сообщения и другие формы самостоятельной работы; письменный контроль знаний; заключение.
Согласно методической традиции, во вступлении преподаватель обычно кратко характеризует основную целевую установку предстоящего собеседования, определяет место темы в общей структуре курса экономической теории, раскрывает содержание и значение изучаемых экономических проблем и первоисточников, показывает значение изучения вопросов темы для практической деятельности.
В заключительном слове преподавателя подытоживается основное теоретическое содержание проведенного занятия, дается итоговая оценка выступлений студентов, степени подготовленности их к занятию, указываются меры по дальнейшему улучшению качества семинарских занятий.
Однако все это неизбежно занимает сравнительно большой удельный вес в 2-часовом семинаре, и тогда на выступление студентов не хватает времени. Поэтому необходимо перестраивать ход семинарского занятия в методическом отношении: по возможности поменьше выступать самому преподавателю, который должен ограничиваться общим руководством коллективного обсуждения и добиваться максимальной активности студентов.
Преподаватель не должен стремиться подменять участников семинара, то есть ничего не делать самому из того, что в состоянии сделать студенты (взять за правило).
Перестройка и совершенствование методики проведения семинаров - сложный, диалектически противоречивый процесс. С одной стороны, важно преодолевать такие недостатки, как явно заниженные требования к учащимся, следствием чего является низкий уровень их самостоятельной работы по подготовке к семинарам; школярство, превращающее семинар в чисто проверочное занятие и простое повторение изученного материала; слабое изучение студентами первоисточников и их слабая активность на занятиях; недостаточная увязка содержания занятий с актуальными проблемами современности (которая
может быть достигнута путем подготовки рефератов, научных сообщений, диспутов); отсутствие разбора мыслительных задач (имитационно-графических, гипотетических или с использованием конкретных данных).
Таким образом, преподавателям целесообразно руководствоваться при проведении семинарских занятий следующими целевыми методическими установками:
- расширять кругозор студентов за счет изучения ими и правильного анализа различной литературы, ознакомления с альтернативными взглядами по актуальным проблемам;
- организовывать обсуждение наиболее сложных вопросов курса экономической теории и дискуссии по спорным проблемам, применяя для этого методы логических заданий, проблемных ситуаций, поисковых вопросов и др.;
- оказывать помощь студентам в приобретении и совершенствовании навыков самостоятельной работы по изучению курса;
- развивать умение анализировать опыт практической работы, творчески использовать получаемые знания для выяснения и решения актуальных вопросов современной экономической действительности, формировать у студентов современный тип экономического мышления;
- прививать студентам необходимые ораторские умения, требующиеся для развернутых выступлений на семинарах, устных выступлениях с рефератами и докладами. Кафедры экономической теории добиваются подъема методического уровня проведения семинаров путем разработки методических документов, в которых вырабатываются единые требования в области методики подготовки и проведения семинаров. Однако при этом должно исключаться их шаблонное использование без учета состава аудитории и других конкретных обстоятельств.
План семинарского занятия обычно привязан к лекционному курсу, но должен также включать вопросы, предполагающие самостоятельную работу студентов с учебной литературой. Соответственно должна указываться литература, при этом важно определить оптимальное количество первоисточников с учетом реальных возможностей студентов. В этих целях
полезно выявить у студентов с помощью анкетирования реальное количество времени, которое они могут посвятить самостоятельной работе по данному предмету, а также учесть их нагрузку по другим дисциплинам. Целесообразно включить такой объем первоисточников, который может быть реально изучен и законспектирован (3-5 монографий, 10-15 статей).
Улучшению изучения первоисточников способствует включение в план семинарского занятия специальных вопросов по ним.
Подготовка к семинарскому занятию в наибольшей мере связана с серьезным продумыванием примерных дополнительных вопросов к основным пунктам плана семинара, что позволяет привлечь внимание студентов к более углубленному их рассмотрению.
Оправдавшим себя методом развития инициативного и творческого участия студентов в семинарских занятиях является выделение так называемых оппонентов по каждому основному выступлению, в обязанность которых входит дать оценку положительных моментов и недостатков выступления участника семинара, определить степень использования первоисточников, сделать необходимые дополнения. В таком случае можно охватить больше студентов, так как за основным выступлением будет более внимательно следить вся группа.
Проведение дискуссий и диспутов требует от преподавателя тщательной подготовки, умения направлять ход обсуждения, объективно анализировать выдвигаемые в ходе дискуссии аргументы, тактично подводить итоги дискуссии, показывать ошибочность отдельных высказываний, не прибегая к указанию фамилий студентов, а обращая внимание на принципиальные оценки высказанных положений.
О качестве семинарского занятия в целом можно судить по следующим критериям: целенаправленность (постановка проблемы, связь с практикой); планирование (выделение главных вопросов); организация (умение вызвать и поддержать дискуссию, анализ ответов и выступлений); стиль проведения - оживленный, проблемный или вялый, то есть не возбуждающий мысль; отношение преподавателя к студентам -уважительное, в меру требовательное или безразличное; отношение студентов к преподавателю; управление группой; заключение препо-
давателя - квалифицированное или неубедительное, не содержащее информации.
Эффективной формой организации и контроля за самостоятельной работой студентов являются задачи.
Они представляют собой не только один из наиболее совершенных видов контрольных заданий, но и выступают как действенный способ обучения, источник учебной информации, важный инструмент установления оперативной обратной связи в процессе руководства самостоятельной работой студентов. По результатам работы студентов над предложенными задачами можно осуществлять необходимую корректировку в учебном процессе: давать по трудно усваиваемым вопросам повторную учебную информацию, оказывать помощь в устранении замеченных пробелов в знаниях и пр.
Систематическое решение задач по экономической теории способствует закреплению учебного материала, лучшему запоминанию экономических категорий и понятий и вместе с тем позволяет проверить, может ли студент применить свои знания к анализу реальной действительности, сделать обобщения и правильные выводы в конкретной ситуации. Таким образом, одновременно реализуется контролирующая, познавательная, обучающая и воспитательная функции, и задачи по экономической теории предстают важнейшим фактором активизации самостоятельной работы.
Характерной особенностью данных задач является то, что они обязательно строятся на основе выяснения определенных положений экономической теории и, как правило, предполагают использование математических вычислений. Достоинством данных задач является то, что они обязательно предполагают четкий ответ (числовой или сформулированный словами). Это позволяет студентам осуществлять самоконтроль своих знаний в процессе самостоятельной работы.
Следует отметить и такой плюс задач, как универсальность проверки в разных формах: по письменному тексту, при собеседовании, матричный (через ключи к тестам) и др.
Задачи по экономической теории наглядно показывают студенту сложное взаимодействие и взаимосвязь экономических категорий, помогают глубже разобраться в их содержании. Имеющийся опыт достаточ-
но убедительно показал, что именно слабое знание элементарных, общих и специфических экономических категорий, неумение взаимоувязывать их является главной причиной затруднений студентов в понимании содержания, форм и специфики реализации экономических законов, усвоения предмета в целом. Особенно способствуют этому те задачи, в которых синтезируется учебный материал нескольких тем. Подобные задачи помогают не только выяснить знания студентов по нескольким темам курса, но и организовать повторение тех категорий, которые были усвоены ими слабо.
Задачи по экономической теории помогают создавать проблемные ситуации и заставляют студентов самостоятельно искать ответы по важнейшим вопросам теории. В решении задач применяются известные теоретические экономико-математические модели, поскольку методология экономической теории предполагает знание и использование не только качественных, но и количественных методов анализа. Важность этого обусловлена тем, что чем точнее установлена количественная определенность экономических явлений, тем эффективнее могут быть использованы экономические законы на основе выявления оптимальных количественных соотношений различных элементов и факторов экономического развития в данных конкретных условиях.
Решение задач дает возможность преподавателю показать студентам, что изучение экономических отношений успешно лишь при органическом сочетании качественных и количественных методов анализа экономических процессов и категорий. Студент логически подводится к выводу, что количественные экономические показатели служат обязательной формой проявления определенного качественного типа или содержания явления.
Важно обратить внимание на правильное построение задач, так как недопустимо смешивать их с элементарными вычислениями, для которых требуются только определенные математические знания.
Можно выделить несколько типов задач. Наиболее распространенный тип - на выявление знаний формул; в этих задачах даются конкретные цифровые данные, используя которые студент должен, например, подсчитать
количество денег в обращении, эластичность спроса по цене и пр.
Задача может быть дана при усложненных исходных данных, часть которых выясняется косвенным путем; для того чтобы дать ответ, необходимо выяснить экономическую категорию (неизвестную величину) при помощи других экономических категорий, зная ее взаимосвязь с последними (например, связав естественный и фактический уровень безработицы с размером ВВП).
В задачах можно выяснить знание категорий, в случае, если формулы отсутствуют, но есть более или менее четкие понятия, отличительные признаки, дающие возможность с помощью цифровых данных контролировать знание экономических категорий; к примеру, рассчитать среднюю ставку подоходного налога, если соответствующие предельные ставки установлены законодательно и известен размер валового дохода физического лица, а также имеются сведения о законных вычетах, позволяющих снизить облагаемый доход;
Большой интерес представляют ситуационные задачи, при решении которых студент должен сделать вывод, например, с помощью имитационно-графической модели спроса и
предложения определить, как изменится равновесная цена и равновесное количество товара под влиянием неценовых детерминант.
Для решения задач по экономической теории используется в основном аппарат элементарной математики, однако для работы со студентами экономических и математических специальностей целесообразно составлять задачи, основанные на применении относительно простых математико-статистических расчетов, моделей, методов математического программирования и прогнозирования, производственных функций.
Цифровой материал для составления задач может быть как гипотетическим, так и конкретным статистическим, что, в свою очередь, обогащает студентов дополнительными статистическими данными, которые они не всегда могут получить во время лекций и в процессе изучения учебной литературы. Это прививает у них вкус к статистике, вырабатывает навыки и умение анализировать конкретные цифры.
Следует принять за правило: при организации любой формы аудиторной работы слово преподавателя должно быть экономным, продуманным и образным.