Научная статья на тему 'Лекционный цикл по криминалистике на заочной форме обучения'

Лекционный цикл по криминалистике на заочной форме обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимов Василий Сергеевич

Рассматриваются дидактические вопросы преподавания криминалистики на заочном отделении юридического факультета ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лекционный цикл по криминалистике на заочной форме обучения»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2008. № 2 (15). С. 168-171. © В. С.Максимов, 2008

УДК 343

ЛЕКЦИОННЫЙ ЦИКЛ ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ НА ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ

В.С. МАКСИМОВ

Рассматриваются дидактические вопросы преподавания криминалистики на заочном отделении юридического факультета ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.

На юридическом факультете Омского государственного университета функционирует заочное отделение (6 лет обучения), ускоренное заочное обучение (4,5 года), очнозаочная форма (вечерняя - 4,5 года). Самостоятельная работа студентов-заочников является основой высшего образования. Все остальные формы учебной работы в известной степени имеют вспомогательное значение, однако установочным и обзорным лекциям среди них принадлежит особая роль.

Основная цель установочных лекций по криминалистике состоит в том, чтобы привить студентам интерес к предмету, подготовить их к усвоению идей и методов криминалистики. Лекция достигнет указанных целей, если она учитывает новые достижения криминалистической науки, если теоретические положения рассматриваются через призму положительного опыта правоохранительных органов. Необходимо учитывать, что студенты на установочную лекцию пришли на другой день после очередных экзаменов, выдержали в ходе них значительную психологическую нагрузку, поэтому заинтересованность вызовет только лекция, которая обращена к разуму и эмоциям студентов.

Общеизвестно, что каждый лектор имеет свою особенность методики лекционного материала. Вместе с тем следует помнить об общеобязательных требованиях. Качество лекции будет значительно выше, когда лектор имеет возможность использовать интересные дела из следственной и судебной практики, свои личные наблюдения, факты из своей практической деятельности.

Имеет значение и манера держаться на кафедре. Излишняя жестикуляция может от-

влечь студентов от сути лекции. Вместе с тем не может быть и безразличия лектора к теме. Поэтому, на наш взгляд, хорошая мера страстности лектору необходима.

Поскольку установочная лекция читается в течение 2-4 часов, целесообразно начинать её с сообщения о том, какими учебниками, учебными пособиями, задачниками можно пользоваться. Особое внимание уделить характеристике программы курса «Криминалистика», указать студентам-заоч-никам на те темы, которые хуже усваиваются (например, на наш взгляд, такими темами являются: «Криминалистическая идентификация», «Криминалистическая фотография», «Общие положения криминалистической методики»). Необходимо также довести до сведения студентов разработанный кафедрой минимум литературы по криминалистике. На данной лекции необходимо сообщить заочникам о написании письменной работы, охарактеризовать темы, предложенные в задании, объяснить требования, предъявляемые к письменным работам.

На установочных лекциях студенты должны получить общее представление о данной науке, поэтому первую лекцию целесообразно назвать «Введение в курс криминалистики» и показать в ней предмет науки, место криминалистики в системе правовых наук, систему и методы криминалистики.

Обзорные лекции читаются в то время, когда заочники уже самостоятельно изучили курс или часть курса криминалистики и им предстоит сдавать зачеты или экзамены. В этом случае цель лекции и методика их чтения имеет определенную специфику. Во-первых, лекции должны содержать изложе-

ние основных и сложных тем, так как согласно учебному плану на заочном отделении выделено 26 часов против 52 на дневном. Во-вторых, лекции должны содержать изложение основных проблемных и дискуссионных вопросов.

Проблемная постановка вопросов в обзорной лекции должна обратить внимание студентов-заочников на ещё не решённые пути повышения эффективности процессуальных действий в досудебной стадии и на судебном следствии. Представляется, что лектор должен поставить перед студентами такие проблемы криминалистической науки, которые ещё находятся в стадии теоретической разработки. Например, в лекции «Общие положения криминалистической тактики» целесообразно подробнее остановиться на проблеме следственной ситуации и её роли в раскрытии и расследовании преступлений. Думается, в этой лекции можно осветить систему следственных действий и рассказать о дискуссии по этому вопросу. В лекции «Тактика допроса» акцент сделать на нетрадиционных современных методах допроса. По теме «Общие положения криминалистической методики» весьма желательно, на наш взгляд, показать роль первоначальных следственных действий и затронуть проблему повышения их эффективности. Здесь же рассказать о тактических операциях при расследовании преступлений, о теоретических разработках новых оснований классификации преступлений в методике расследования.

Если в науке по тем или иным вопросам имеются различные точки зрения, то следует обязательно указать на них, чётко изложить сущность основных направлений, назвать их авторов, ясно показать позицию лектора. Так,

говоря о сути тактических операций при раскрытии и расследовании преступлений, лектор должен ознакомить студентов с суждениями

A.В. Думова, Л.Я. Драпкина, Р.С. Белкина,

B.И. Шиканова и других по этой проблеме.

Постановка проблемных вопросов в обзорных лекциях необходима для информации студентов о том, что в криминалистике есть ещё нерешенные вопросы или спорные. Такой методический подход лектора активизирует интерес заочников к учебному курсу.

Лекция направляет самостоятельную работу студентов, поэтому следует настоятельно рекомендовать им конспектировать излагаемый материал и обязательно дать возможность записать дефиниции, выводы, проблемы, ждущие своего разрешения.

Думается, что выбор вида лекций на заочной форме обучения зависит от контингента студентов. Если на курсе большинство студентов работают по юридической специальности, то, как нам представляется, должны преобладать проблемные лекции. Если таких студентов меньшинство, то надо больше читать информационные лекции.

Представляется, что необходим единый методический центр по курсу криминалистики, тогда на каждом юридическом факультете дидактические вопросы криминалистики решались бы единообразно. Настало время коллективно усовершенствовать программу по криминалистике с тем, чтобы она соответствовала современным требованиям подготовки специалистов для правоохранительных органов.

Самым реальным видом помощи сту-дентам-заочникам является создание на кафедре фонда печатных лекционных курсов и лекций, записанных на машинном носителе, магнитофоне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.