УЕБТЫНС
мвви
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
УДК 378
В.И. Тельной
ФГБОУВПО «МГСУ»
ОСОБЕННОСТИ ЛЕКЦИЙ КАК ВИДА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ СО СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
С учетом ограниченного аудиторного времени рассмотрены методические аспекты подготовки и проведения лекций со студентами-заочниками. Показаны значение и возможности наиболее эффективных типов лекций: установочных, обзорных и итоговых для организации самостоятельной работы студентов в межсессионный период.
Предложено использовать сочетание объяснительно-иллюстративного и проблемного методов изложения материала на лекции.
Изложены подходы по применению информационных технологий при чтении лекций.
Ключевые слова: виды учебной работы, графические дисциплины, заочная форма обучения, лекция, межсессионный период, формы обучения.
Учебно-воспитательный процесс со студентами заочной формы обучения университета в целом сформировался и отвечает требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и учебных планов. Он включает в себя применение трех традиционных организационных форм обучения [1]: 1) групповой (лекции, практические занятия и т.д.); 2) парной (преподаватель — студент); 3) индивидуальной или индивидуально-обособленной самостоятельной работы студентов (рис. 1).
Рис. 1. Организационные формы обучения со студентами-заочниками
Практика преподавания со студентами-заочниками показала, что одним из важных видов занятий с ними является лекция. По графическим дисциплинам предусмотрена небольшая доля часов (25...30 %) аудиторной работы с преподавателем, а большая часть отводится на самостоятельную работу студентов в межсессионный период. Вполне понятно, что за такое время полно и всесторонне изложить содержание материала дисциплин невозможно. Отсюда следует, что при чтении лекций со студентами-заочниками необходимо отходить от установившегося в очной форме обучении стиля лекторской деятельности, т.е. от относительно устойчивых приемов и способов чтения обычных лекций, во-первых, и ломать определенные традиции, взгляды и привычки, во-вторых.
Иными словами, нельзя слепо заимствовать даже хорошо себя зарекомендовавшие формы и способы чтения лекций при очной форме обучения. Следует изыскивать новые, особые подходы к их проведению с учетом специфики заочной формы обучения. В этом мы видим одну из основных задач совершенствования этого вида занятий.
Опыт чтения лекций по графическим дисциплинам позволил выработать некоторые рациональные, но нашему мнению, методы и приемы построения и изложения материала на таких занятиях.
Прежде всего, следует отметить, что лекция для студентов-заочников имеет не столько информативный характер, как для студентов-очников, сколько моти-вационный характер, а в чем-то даже и прикладной характер [2]. Многолетний опыт преподавания для студентов заочной формы обучения все больше убеждает нас в том, что лекция является основой для организации самостоятельной работы в межсессионный период. Преподаватель на таком занятии выступает носителем и передатчиком не только и даже не столько знаний, сколько методики овладения ими, приемов организации сознательной самостоятельной работы студентов с учебниками и учебными пособиями.
Таким образом, основным назначением лекции является доведение до студентов главного содержания темы и учебных вопросов, перспектив их развития, а также последовательности и методики их самостоятельного изучения.
Определяя содержательную часть каждой лекции, преподаватель обязан исходить из важности учебного материала, степени его отражения в учебных пособиях и методических указаниях, а также учитывать состав обучающихся и их практический опыт работы.
При подготовке к лекции преподавателю следует отбирать самый существенный материал, определять последовательность и логику его изложения. Для передачи обучающимся информации необходимо четко определять узловые, проблемные вопросы, предельно сжато и ясно раскрыть их сущность и давать своего рода «заряд» для самостоятельной работы.
По дидактическому назначению наиболее эффективными считаются следующие типы лекций для студентов-заочников: установочные, обзорные и итоговые (заключительные) (рис. 2) [3—8].
Рис. 2. Методические аспекты лекций для студентов заочной формы обучения
Установочная лекция призвана пробудить или усилить интерес к познанию, развить другие его мотивы, помочь обучаемым сориентироваться в литературе. Она несет в себе наибольшую психологическую нагрузку для преподавателя. От нее во многом зависят его дальнейшие взаимоотношения с аудиторией. По первой (установочной) лекции уже можно судить, установилась ли обратная связь преподавателя со студентами в процессе изучения курса или нет.
Проводя установочную лекцию, следует исходить из того, что большинство студентов имеет поверхностное представление о графических дисциплинах, а также о сумме тех знаний и навыков, которые им предстоит приобрести в процессе заочного обучения. Поэтому на первой лекции следует изложить сведения о предмете и структуре дисциплины; раскрыть ее практическую направленность и содержание основных разделов; дать представление об основных категориях и понятиях графических дисциплин; показать роль и значение дисциплин для студентов с целью расширения их пространственного кругозора и мышления, способности анализировать условия различных задач и выбирать оптимальные алгоритмы их решения; разъяснить порядок изучения разделов дисциплин и отдельных тем; дать указания по организации самостоятельной
работы студентов в межсессионный период; указать перечень основной и дополнительной литературы.
Опыт работы показывает, что для активизации работы студентов, повышения их ответственности за обучение, развития творчества и инициативы необходимо выдавать им домашние контрольные задания по наиболее важным темам и вопросам. Содержание контрольных заданий должно доводиться до студентов уже на первом занятии с тем, чтобы они имели возможность проконсультироваться у преподавателей и выяснить неясные вопросы по оформлению эпюров и заданий до проведения экзаменационной сессии.
Обзорная лекция является одним из основных видов обучения студентов-заочников и основой для проведения практических занятий по дисциплине. Она близка к установочной лекции, но имеет более информативный характер. Здесь преобладает, как правило, монолог преподавателя, учебный материал подается в расчете на самостоятельную работу студентов. Преподаватель излагает основные учебные вопросы, предусмотренные программой, проводит их анализ, делает необходимые выводы. Однако внимание студентов может быть снижено если до них будет доведена только структура подлежащего изучению материала. Поэтому необходимо доводить до них алгоритмы решения конкретных позиционных и метрических задач, которые будут использованы в ходе самостоятельной работы.
В целях активизации познавательной деятельности студентов рассматриваются различные варианты решения задач, а также может осуществляться проверка знаний путем проведения фронтального или тестового опроса.
Итоговая (заключительная) лекция, как правило, завершает изучение теоретического курса, обобщает изученный материал за весь период изучения.
При подготовке этой лекции целесообразно учесть пробелы в знаниях студентов, выявленные на практических занятиях, в процессе опросов и дать рекомендации по их устранению, а также довести особенности сдачи экзамена по предмету.
На итоговой лекции преподаватель выделяет основные вопросы изучаемой дисциплины, показывает, каким образом можно использовать полученные знания в своей практической деятельности и при изучении других дисциплин.
Успех любой лекции, в первую очередь, зависит от преподавателя, подготовка которого должна всегда соответствовать уровню современных требований. Подготовка преподавателя к лекции начинается, прежде всего, с определения цели каждого занятия и учебных вопросов, методов и приемов ее проведения, активизации работы студентов с учетом их подготовки и опыта, а также проблемности учебных вопросов и перспектив их развития. Все это направлено на повышение интереса к рассматриваемой теме и качества ее усвоения студентами.
Опыт убеждает, что в ходе чтения лекций не следует стремиться к освещению всех вопросов в равной степени, поэтому важно выделить узловые, проблемные вопросы и раскрыть их таким образом, чтобы вызвать у студентов устойчивый интерес к систематической самостоятельной работе.
Что же касается формы изложения материала, то она, на наш взгляд, должна сочетать в себе традиционный (объяснительно-иллюстративный) и про-
блемный методы обучения, учитывая при этом характер, сложность и важность рассматриваемых вопросов, их роль и место в графических дисциплинах и учебном процессе.
Особенности традиционного метода изложения материала в отдельном рассмотрении не нуждаются. В основе проблемного метода проведения лекции должен лежать принцип имитации научного исследования, активное участие аудитории в анализе проблемной ситуации. Проблемность лекций представляет собой не монолог лектора, а скорее диалог его со студентами, вместе с которыми он анализирует ту или иную учебную проблему (задачу), делает определенные выводы и ставит задачи на самостоятельную подготовку в межсессионный период.
Сочетание в лекции этих двух методов изложения материала способствует более эффективной передаче студентам знаний, активизации их познавательной деятельности, направленной на разрешение проблемных вопросов, как в ходе проведения занятия, так и в ходе самостоятельной работы. Опыт показывает, что такая направленность лекции развивает у будущих специалистов строительной отрасли навыки самостоятельного анализа, оценки и решения конкретных вопросов теории и практики графических дисциплин.
В процессе лекций можно применять различные методические приемы раскрытия сущности и разъяснения достоверности излагаемого материала с учетом особенностей конкретной темы и конкретной аудитории. В качестве таких приемов могут быть прямые указания на очевидность, несомненность, общеизвестность тех или иных положений, краткие или развернутые ссылки на авторитетный источник информации (ГОСТы, учебники или учебные пособия и т.д.). Положительно зарекомендовали себя также ссылки на личный опыт преподавателя и аудитории, различные виды образного описания или образного представления предметов. Все это способствует доходчивости изложения, помогает студентам достичь больших положительных результатов в изучении дисциплин [9]. Это впечатление еще более усиливается если преподаватель умело сопоставляет правильные и ошибочные варианты решения одной и той же задачи. Выбор той или иной последовательности изложения, а также обоснования принятых графических решений зависит от подготовки (эрудиции) и индивидуальных особенностей преподавателя, стиля его мышления, от характера материала, целевой направленности лекции, состава аудитории и конкретных условий взаимодействия преподавателя со студентами.
В педагогической практике нередко возникает вопрос: каким образом следует начинать диалог с аудиторией? Как можно повысить заинтересованность студентов в ходе лекции?
Изучение опыта передовых, наиболее квалифицированных преподавателей кафедры начертательной геометрии и графики показывает, что, прежде всего, следует выдвинуть перед студентами основную проблему той или иной учебной темы и увязать ее с уже пройденным материалом.
При этом необходимо обратить внимание студентов на то, какое значение имеет изучаемая проблема в курсах других дисциплин.
Естественно, развивать диалог с аудиторией, особенно в начале изучения нового предмета, весьма трудно. Однако это не освобождает преподавателя от
решения задачи активизации познавательной деятельности обучаемых путем постановки перед ними ряда дополнительных вопросов и последовательного их разъяснения. При этом не исключается вопросно-ответное изучение материала. Однако только это еще не делает лекцию проблемной. На наш взгляд, подлинно таковой она станет лишь при условии, если в ходе проведения лекции у студентов возникнет необходимость задавать преподавателю встречные вопросы с тем, чтобы получить на них положительные ответы. В противном случае обучаемые могут оказаться в тупике. Это противоречие должно быть разрешено в ходе занятия совместными усилиями преподавателя и обучаемых.
Опыт показывает также, что конструктивный диалог преподавателя со студентами в ходе проведения лекции возникает лишь в тех случаях, если при этом учитывается уровень знаний обучаемых по конкретной проблеме.
Характер изложения учебного материала во многом определяет и характер работы студентов на занятии. Чтобы повысить внимание каждого обучаемого, преподаватель ориентирует студентов в ходе лекции на то, что часть материала они не найдут в учебниках, а другая часть не излагается на занятиях вообще или излагается конспективно в силу того, что она полностью и четко изложена в учебных пособиях. Следует иметь в виду также необходимость пояснения в ходе лекции категорий и понятий, изложенных в учебниках и учебных пособиях строго научным языком с учетом возможных изменений.
Не менее важным является обучение студентов умению работать на лекции. Психологи установили, например, что подробная запись на лекции препятствует глубокому осмыслению изучаемого материала. Поэтому мы ориентируем студентов на запись не всего материала, а только основных мыслей и положений, выдвигаемых преподавателем.
Используя проблемные ситуации, можно и очень полезно побуждать студентов вести мысленный диалог с преподавателем, сравнивать приводимые им положения с ранее известными, проверять прочность аргументации.
Эффективны также приемы, способствующие усилению связи между преподавателем и аудиторией: постановка преподавателем отдельных вопросов к аудитории в целом, предполагающих ответ в виде общей реакции или отдельных реплик, организация разумных (небольших) бесед и полемик со студентами, реакция преподавателя на их ответные действия.
В целях наглядности и иллюстративности лекции следует широко использовать технические средства обучения: макеты, плакаты, диафильмы, стенды, мультимедийные презентации [10]. Их главное назначение состоит в том, чтобы, во-первых, помочь лектору в раскрытии важных и сложных вопросов темы и, во-вторых, облегчить студентам понимание и усвоение основного содержания лекции. Кроме того, благодаря презентациям, преподаватель имеет возможность все время контролировать работу аудитории.
Для увеличения содержательной плотности лекций используется сборник задач по начертательной геометрии, который содержит исходные данные (заготовки) для графического решения различных геометрических задач, а также наглядные изображения (модели) и алгоритмы их решения (рис. 3).
Рис. 3. Страница сборника задач, используемого при чтении лекций по начертательной геометрии
Не менее важна роль преподавателя в осуществлении контроля за активной работой студентов в межсессионный период. Устранению трудностей в изучении студентами графических дисциплин способствует издание учебного пособия, которое содержит указания по методике самостоятельного изучения тем, входящих в учебные планы, и выполнению домашних контрольных заданий и эпюров, а также разработанный преподавателями кафедры контент, размещенный в виде электронного учебно-методического комплекса на сайтах кафедры и университета.
В настоящей статье затронуты лишь некоторые проблемы, связанные с методикой подготовки и проведения лекций со студентами-заочниками. Постоянное изучение передового опыта, поиск новых приемов и способов интенсификации учебно-воспитательного процесса позволят значительно повысить качество подготовки специалистов из числа студентов заочной формы обучения.
Библиографический список
1. Мартынов В.А., Тельной В.И. Методика проведения установочных занятий с заочниками по оперативно-тактическим дисциплинам // Науч.-метод. материалы академии. М. : ВА им. Ф.Э. Дзержинского, 1992. Вып. XXXIII. С. 83—88.
2. Иванов С.А. Особенности лекции-пресс-конференции как формы проведения занятий со студентами заочной формы обучения. Режим доступа: http://do.gendocs.ru/ docs/index-62687.html. Дата обращения: 09.11. 2012.
3. Антипова М.В. Формы организации обучения : методическое пособие. Йошкар-Ола : МарГТУ, 2011. 16 с. Режим доступа: mpfmargtu.ucoz.ru>metod/metodicheskoe_ posobie. Дата обращения: 09.11.2012.
4. Аронова Г.А. Методика обучения взрослых : особенности лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам. Режим доступа: http:// festival.1september.ru/articles/513950/. Дата обращения: 09.11. 2012.
5. Основные виды лекций, используемые при заочной форме обучения // Сайт Сибирского университета потребительской кооперации. Режим доступа: http://www. zipsupc.ru/dzf/pr_metrek2.html. Дата обращения: 15.11. 2012.
6. Анненкова О.С. Лекция как метод обучения в профессиональном образовании // гарантии качества профессионального образования : междунар. Науч.-Практ. Конф. Барнаул, 2010. С. 170—172. Режим доступа: http://elib.Altstu.Ru/elib/disser/ conferenc/2010/01/pdf/170annenkova.рdf. Дата обращения: 06.12. 2012.
7. Полицинский Е.В., Румбешта Е.А. Активизация познавательной деятельности студентов на лекционных занятиях // Вестник ТГПУ 2011. № 6. С. 37—40. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n7aktivizatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti-studentov-na-lektsionnyh-zanyatiyah. Дата обращения: 10.12.2012.
8. Морозова Л.Ю. Подготовка и чтение лекций взрослой аудитории // Социальная сеть работников образования. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/ chtenie-lekciy-vzrosloy-auditorii. Дата обращения: 06.12.2013.
9. ПолежаевЮ.О., Тельной В.И. Методика изучения дисциплины «Начертательная геометрия» // Вестник МГСУ 2007. № 1. С. 82—83.
10. Тельной В.И. Применение новых информационных технологий при изучении дисциплины «Инженерная графика» // Интеграция, партнерство и инновации в строительной науке и образовании: научное издание. М. : МГСУ, 2012. С. 786—791.
Поступила в редакцию в феврале 2013 г.
Об авторе: Тельной Виктор Иванович — кандидат военных наук, доцент, доцент кафедры начертательной геометрии и инженерной графики, Московский государственный строительный университет (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8(499)183-24-83, [email protected].
Для цитирования: Тельной В.И. Особенности лекций как вида учебной работы по графическим дисциплинам со студентами заочной формы обучения // Вестник МГСУ 2013. № 12. С. 171—179.
V.I. Tel'noy
LECTURES FEATURES AS A TYPE OF TRAINING IN GRAPHIC DISCIPLINES WITH EXTRA-MURAL STUDENTS
The educational process organization on extra-mural courses in a university is generally developed and corresponds to the requirements of the state educational standards and curricula. It provides a small share of in-class work with teaching staff (25-30 %), and most of the time is devoted to independent work of students in intersessional period.
Due to the limited time the methodical aspects of lecturing in the course of full-time education can't be used with part-time students. The author describes the importance and opportunities of the most effective types of lectures: orientation, overview and summarizing lectures for the organization of students' independent work.
Depending on the nature, complexity and importance of the issues and their role and place in the structure of graphic disciplines and training process it is proposed to use a combination of explanatory-illustrative and problem methods of narration in the lectures. This form of presentation significantly increases the effectiveness of learning.
The proposed approaches to the application of information technology in the process of lecturing is designed to assist the lecturer in disclosing educational topics and facilitates understanding and mastering the lectures content by students.
This technology of training and lecturing for graphic disciplines allows us to significantly increase the amount of material presented, making it more vivid and understandable. It is aimed at improving the training level of a modern civil engineer after part-time education.
Key words: types of educational work, graphic disciplines, extra-mural courses, lecture, intersession period, teaching method.
References
1. Martynov V.A., Tel'noy V.I. Metodika provedeniya ustanovochnykh zanyatiy s za-och-nikami po operativno-takticheskim distsiplinam [The Methodology of the Orientation Sessions with External Students for Operational and Tactical Subjects]. Nauchno-metodicheskiye ma-terialy akademii [Scientific-methodical Materials of the Academy]. Moscow, Military Academy named after F.E. Dzerzhinsky Publ., 1992, vol. XXXIII., pp. 83—88.
2. Ivanov S.A. Osobennosti lektsii-press-konferentsii kak formy provedeniya zanyatiy so studentami zaochnoy formy obucheniya [Features of Lectures-Press Conferences as a Form of Education with Extra-mural Students]. Available at: http://do.gendocs.ru/docs/index-62687. html. Date of access: 09.11.2012.
3. Antipova M.V. Formy organizatsii obucheniya: metodicheskoe posobie [Forms of Training Organization. Teacher Edition]. Yoshkar-Ola, Mari State Technical University, Mar-GTU Publ., 2011, 16 p. Available at: mpfmargtu.ucoz.ru>metod/metodicheskoe_posobie. Date of access: 09.11.2012.
4. Aronova G.A. Metodika obucheniya vzroslykh: osobennosti lektsionnoy formy poda-chi materiala po gumanitarnym distsiplinam [Methods of Teaching Adults: Features of Lecture Presentation on the Humane Disciplines]. Available at: http://festival.1september.ru/ar-ticles/513950/. Date of access: 09.11.2012.
5. Osnovnye vidy lektsiy, ispol'zuemye pri zaochnoy forme obucheniya [Main Types of Lectures Used in Extra-mural Education]. Available at: http://www.zipsupc.ru/dzf/pr_metrek2. html. Date of access: 15.11.2012.
6. Annenkova O.S. Lektsiya kak metod obucheniya v professional'nom obrazovanii [Lection as a Method of Training in Professional Education]. Garantii kachestva professional'nogo obrazovaniya: Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [Guarantees of Quality of Professional Education: International Scientific and Practical Conference]. Barnaul, 2010, pp. 170—172. Available at: http://elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/2010/01/ pdf/170annenkova.pdf. Date of access: 06.12.2013.
7. Politsinskiy E.V., Rumbeshta E.A. Aktivizatsiya poznavatel'noy deyatel'nosti studen-tov na lektsionnykh zanyatiyakh [Activation of Cognitive Work of Students on the Lectures]. Vestnik TGPU [Proceedings of Tomsk State Pedagogical University]. 2011, no. 6, pp. 37—40. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti-studen-tov-na-lektsionnyh-zanyatiyah. Date of access: 10.12.2013.
8. Morozova L.Yu. Podgotovka i chtenie lektsiy vzrosloy auditorii [Preparing and Presenting Lectures to Adult Audience]. Sotsial'naya set' rabotnikov obrazovaniya [Social Network of Education Workers]. Available at: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/chtenie-lekciy-vzro-sloy-auditorii. Date of access: 06.12.2013.
9. Polezhaev Yu.O., Tel'noy V.I. Metodika izucheniya distsipliny «Nachertatel'naya geometriya» [Learning Methods of the Discipline "Perspective Geometry"]. Vestnik MGSu [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2007, no. 1, pp. 82—83.
10. Tel'noy V.I. Primenenie novykh informatsionnykh tekhnologiy pri izuchenii distsipliny «Inzhenernaya grafika» [Application of New Informational Technologies in the Process of Learning the Discipline "Engineering Graphics]. Integratsiya, partnerstvo i innovatsii v stroi-tel'noy nauke i obrazovanii: nauchnoe izdanie [Integration, Partnership and Innovations in Engineering Science and Education: Scientific Edition]. Moscow, MGSU Publ., 2012, pp. 786—791.
About the author: Tel'noy Victor Ivanovich — Candidate of Military Sciences, Associated Professor, Department of Descriptive Geometry and Engineering Graphics, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Jaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; [email protected], +7 (499) 183-24-83.
For citation: Tel'noy V.I. Osobennosti lektsiy kak vida uchebnoy raboty po grafiches-kim distsiplinam so studentami zaochnoy formy obucheniya [Lectures Features as a Type of Training in Graphic Disciplines with Extra-Mural Students]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2013, no. 12, pp. 171—179.