REFERENCES
1. Strategy of development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2020, (2009), Bulletin of the Ministry of sport, tourism and youth policy of the Russian Federation, No. 1, pp. 36-39.
2. Vinogradov, P.A. and Mochenov V.P. (1998), "Problems of development of physical culture and sports at the Federal level", Proceeding of the International scientific and practical conference "The national idea - health of the people", FSBI, Moscow, pp. 20-21.
3. Kudinova, VA. (2014), "Evaluation of productivity and efficiency of physical culture and sports in the constituent entities of the Russian Federation", Modern problems of science and education, No. 4, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13965 (accessed 29 September 2018).
4. Karpov, V.Yu., Kudinova, V.A., Seselkin, A.I. and Bakulina, E.D. (2016), "Monitoring the effectiveness of development of physical culture and sport in the Russian Federation", Theory and practice of physical culture, No.3, pp. 56-58.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.09.2018
УДК 796.035
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК 16-17 ЛЕТ НА ОСНОВЕ СРЕДСТВ ФИТНЕСА
Виктория Андреевна Кузьмина, магистр, Наталия Ивановна Романенко, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(КГУФКСТ), г. Краснодар
Аннотация
В статье рассматривается методика применения средств фитнеса на основе танцевальной аэробики по системе Зумба и силовой фитнес-программы в стиле памп-тренинга в физическом воспитании девушек 16-17 лет. В результате проведенного педагогического эксперимента доказана эффективность разработанной оригинальной методики обучения и развития физических качеств, способствующей повышению уровня физической подготовленности.
Ключевые слова: методика, средства фитнеса, девушки 16-17 лет, физическое развитие, физическая подготовленность.
METHOD OF INCREASING PHYSICAL PREPAREDNESS OF GIRLS 16-17 YEARS
BASED ON FITNESS FUNDS Victoria Andreevna Kuzmina, the master student, Natalia Ivanovna Romanenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar
Annotation
The article analyzes the technique of using fitness means on the basis of dance aerobics in Zumba system and power fitness program in the style of pump training in the physical education of girls aged 1617. As a result of the conducted pedagogical experiment, the effectiveness of the developed original method of teaching and developing physical qualities that contributes to raising the level of physical preparedness is proved.
Keywords: methods, means of fitness, girls of 16-17 years old, physical development, physical readiness.
ВВЕДЕНИЕ
Сохранение и укрепление здоровья молодежи, и полноценное развитие их личности является важнейшей составляющей системы физического воспитания. Одна из главных задач физической культуры - выработать у учащихся потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, приобрести знания в области физкультурно-спортив-ной деятельности, сформировать привычку ведения здорового образа жизни [2, с. 316; 5,
с. 188]. Однако анализ научно-методической литературы показывает, что в настоящее время среди учащихся наблюдается падение интереса к традиционным занятиям физическими упражнениями в школе. Специалисты отмечают, что причиной их низкой мотивации является отсутствие возможности выбора вида двигательной активности, неудовлетворенность традиционным содержанием программного материала по физическому воспитанию [1, с.71; 6, с. 81].
Внедрение новых средств физической культуры и спорта в процесс физического воспитания старшеклассников представляется одним из перспективных путей его совершенствования [1, с.70; 3, с. 84-86, 7, с. 67].
В связи с вышеизложенным проведение исследований, связанных с повышением эффективности процесса физического воспитания на основе инновационных видов двигательной активности представляется своевременным и актуальным.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования - разработать методику повышения физической подготовленности девушек 16-17 лет на основе средств фитнеса.
Исследование проводилось в течение шести месяцев на базе фитнес-цента «Фит Лайн» города Краснодара в нем приняло участие 28 девушек 16-17 лет. Под наблюдением находились две группы по 14 человек в каждой. Девушки занимались 4 раза в неделю по 60 минут. Двигательная активность контрольной группы была основана на комплексных занятиях по ОФП. Для девушек экспериментальной группы была разработана специальная методика физкультурно-оздоровительных занятий с использованием средств фитнеса: два раза в неделю девушки занимались танцевальной аэробикой по системе Зумба, и два - силовой фитнес-программой глобального характера в стиле памп-тренинга. В заключительных частях каждого занятия применялся стретчинг в течение 10-12 минут.
Методика проведения физкультурно-оздоровительных занятий с использованием средств фитнеса состояла из трех блоков по 2 этапа в каждом (таблица). Первый этап занятий носил преимущественно образовательную направленностью. На каждом занятии давался обязательный минимум теоретических знаний. На втором этапе происходило обучение двигательным действиям, закрепление и перевод умений в навык.
Таблица - Методика занятий фитнесом экспериментальной группы девушек 16-17 лет
1 блок (12 занятий)
1 этап 2 этап
Теория и основы использования средств фитнеса в физической подготовке. Обучение базовым движениям. Согласованность движений и дыхания. Корректировка техники выполнения упражнений.
2 блок (24 занятия)
1 этап 2 этап
Формирование полноценного понимания основ здорового образа жизни и умение их применять на практике. Закрепление начальных практических умений.
3 блок (36 занятий)
1 этап 2 этап
Совершенствование теоретических знаний. Умения переводились в двигательный навык выполнения упражнений.
В 1-м блоке использовали конструктивно-расчлененный метод выполнения упражнений. Моторная плотность занятий была снижена в связи с обучением и упражнения выполнялись с низкой интенсивностью: в танцевальной аэробике ЧСС 100-120 уд/мин, в памп-тренинге вес отягощения 20% от 1 повторного максимума и в стретчинге время удержания 20-30 сек.
Во 2-м блоке корректировалась техника выполнения упражнений. Создавалось двигательное представление путем освоения подводящих и специальных упражнений, закреплялось смысловое и зрительное представление о связке упражнений. Интенсивность занятий постепенно увеличивалась: ЧСС 120-140 уд/мин, вес отягощения 30%, время
удержания 30-40 сек.
В 3-ем блоке происходило совершенствование ранее изученных упражнений и их модификаций. Добивались выполнения целостного комплекса упражнений, завершалось формирование умений, переходящих в навык. Наблюдалась высокая моторная плотность и интенсивность занятий вследствие использования ломаных стилей музыки в танцевальной аэробике и сочетание различных режимов мышечного сокращения в памп-тренинге: ЧСС 140-160 уд/мин, вес отягощения 40%, время удержания 40-60 сек.
Педагогический контроль предусматривал наблюдение за переносимостью нагрузки по объективным показателям (ЧСС, частота дыхания, АД) и субъективным (осмотр кожных покровов, интенсивность потоотделения и др.).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На начало эксперимента было выявлено, что результаты антропометрических измерений соответствуют для этого периода онтогенеза человека возрастным изменениям. А уровень физической подготовленности оценен как низкий согласно федеральной комплексной программе физического воспитания учащихся [4].
По окончанию педагогического эксперимента выявлена достоверная положительная динамика показателей физического развития (рисунок 1).
% 3 2 1 0 -1 -2 -3 -4 -5
2,7
1
0,5
0,5
-0,9
-0,7
-3,6
Длина тела
Вес
ОГК Объем талии Объем бедер
тесты ПЭГ шКГ
Рисунок 1 - Темпы прироста показателей физического развития девушек 16-17 лет
Уменьшился вес тела на 4,6 кг. Темпы прироста составили 3,8%. Увеличилась окружность грудной клетки на 5,6 см. Снизились объемы талии и бедер. Темпы прироста составили 3,8 и 3,6% соответственно.
По результатам исследования физической подготовленности в экспериментальной группе получены достоверные изменения по всем исследуемым тестам. Наиболее высокая динамика отмечалась при тестировании силы плечевого пояса в тесте сгибание разгибание рук в упоре лежа. Темпы прироста составили 18,7% (рисунок 2).
%
20 15 10 5 0
3,7 5,9
1 1
.8Д
16,4
9,3
2 5 3,6
1,5 2,5 1 5 -1 0,5 ^,^0,5
2,5
1
3
7
4 5 6
тесты ШЭГ ШКГ
Примечание: 1 - бег 2000 м, 2 - прыжок в длину, 3 - сгибание-разгибание рук в упоре лежа, 4 - подъем туловища в сед, 5 - челночный бег 3x10 м, 6 - бег 100 м, 7 - наклон вперед сидя.
Рисунок 2 - Темпы прироста показателей физической подготовленности девушек 16-17 лет
Высокие показатели динамики (16,4%) активной гибкости объясняются использованием упражнений в статическом режиме в заключительных частях занятий.
Преимущество темпов прироста показателей силы мышц живота в экспериментальной группе по сравнению с контрольной составило 9,3%.
Показатели силы мышц ног выявили более выраженную динамику (5,9%) в экспериментальной группе по сравнению с контрольной (1,1%). Улучшились значения выносливости в беге на 2000 м. Темпы прироста составили 3,7%. По уровню физической подготовленности старшеклассницы перешли с низкого уровня на средний.
ВЫВОДЫ
Таким образом, предложенная методика поэтапного освоения средств фитнеса является действительно эффективным средством гармонизации физического статуса занимающихся, что выразилось в улучшении показателей физического развития и повышения уровня физической подготовленности. Разработанная методика занятий фитнесом с использованием танцевального направления в стиле Зумба и памп-тренинга может использоваться в практике физического воспитания девушек 16-17 лет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грудина, С.В. Актуальность внедрения фитнес-технологий в учебно-воспитательный процесс школьников / С.В. Грудина // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. - СПб. : Реноме, 2012. - С. 70-72.
2. Занова, В.О. Программа физического воспитания старшеклассниц на основе средств фитнеса / В.О. Занова, Н.И. Романенко // Электронный журнал «Бюллетень науки и практики». -2016. - № 11 (12). - С. 316-320. - Режим доступа : http://www.bulletennauki.com/romanenko-zanova (дата обращения: 01.09.2018).
3. Лубышева, Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практики : монография / Л.И. Лубышева. - М. : Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. - 200 с.
4. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А. А. Зданевич. - М. : Просвещение, 2010. - 56 с.
5. Романенко, Н.И. Методика физического воспитания старшеклассниц с использованием средств оздоровительной физической культуры / Н.И. Романенко // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 3. - № 10 (октябрь). - С. 188-190.
6. Хаимова, Ю.И. Повышение мотивации старшеклассников к видам двигательной активности / Ю.И. Хаимова, Н.И. Романенко // Тезисы XXXX научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа : материалы конференции. Часть 2. - Краснодар, 2013. - С. 81-82.
7. Филимонова, О.С. Современные физкультурно-оздоровительные технологии : учебно-методическое пособие / О.С. Филимонова, Н.И. Романенко. - Краснодар : [б.и.], 2017. - 108 с.
REFERENCES
1. Grudina, S.V. (2012), "Actuality of introduction of fitness technologies in the educational process of schoolchildren", Theory and practice of education in the modern world: materials II Intern. sci. Conf, Renome, St. Petersburg, pp. 70-72.
2. Zanova, V.O. and Romanenko, N.I. (2016), "The program of physical education of senior pupils on the basis of fitness means", The Bulletin of Science and Practice, available at: http://www.bulleten-nauki.com/romanenko-zanova.
3. Lubysheva, L.I. (2017), Sports in the system of physical education: from a scientific idea to innovative practice: monograph, Theory and practice of physical culture and sports, Moscow
4. Lyakh, V.I. (2010), Comprehensive program of physical education of students grades 1-11, Education, Moscow.
5. Romanenko, N.I. (2016), "Methodology of physical education of senior pupils with the use of means of improving physical training" The International Scientific and Research Journal "Successes of Modern Science and Education", Vol. 3, No. 10, pp. 188-190.
6. Khaimov, Yu.I. and Romanenko, N.I. (2013), "Increase of motivation of high school students for the types of motor activity", Theses of the XXXX scientific conference of students and young scientists of higher educational institutions of the Southern Federal District, Krasnodar, pp. 81-82.
7. Filimonova, O.S. and Romanenko, N.I. (2017), Modern physical culture and health technologies, Krasnodar.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.09.2018
УДК 799.3
О РАЗВИТИИ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ СТРЕЛКОВЫХ СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНЫХ ВИДОВ СПОРТА
Тимофей Сергеевич Купавцев, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры, Анатолий Васильевич Малиновский, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры, Андрей Андреевич Моисеенко, старший преподаватель, Дмитрий Викторович Юркин, заместитель начальника кафедры, Барнаульский юридический институт МВД России (БЮИ МВД России), г. Барнаул
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению вопросов развития в системе МВД России служебно-прикладных стрелковых видов спорта как одного из важных направлений обеспечения подготовки сотрудников к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В статье раскрываются тенденции развития служебно-прикладных стрелковых видов спорта, вопросы подготовки спортсменов, особенности организации и проведения спортивных соревнований, анализируются различные аспекты судейства соревнований и подготовки спортивных судей. На основе анализа состояния изучаемого вопроса установлены основные барьеры развития, предлагаются направления развития служебно-прикладных стрелковых видов спорта в системе МВД России.
Ключевые слова: сотрудники МВД России, профессиональная подготовка, методы профессионального образования, служебно-прикладной спорт, спортивная подготовка, спортивные соревнования, организация соревнований.
ABOUT DEVELOPMENT OF SHOOTING OFFICE AND APPLIED SPORTS IN SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN
FEDERATION
Timofey Sergeyevich Kupavtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, chief of department, Anatoly Vasilyevich Malinovsky, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, chief of department, Andrey Andreevich Moiseenko, the senior teacher, Dmitry Viktorovich Yurkin, the deputy chief of department, Barnaul Law Institute of the Ministry of
Interior of Russia, Barnaul
Annotation
The article is devoted to the issues of development of service and applied shooting sports in the system of the Ministry of internal Affairs of Russia as one of the important areas of training of employees for the use of physical force, special means and firearms. The article reveals the trends in the development of service and applied shooting sports, the issues of training athletes, especially the organization and conduct of sports competitions, it analyzes the various aspects of judging competitions and training of sports judges. On the basis of the analysis of the state of the studied issue the main barriers of development are established, the directions for development the applied shooting sports in the system of the Ministry of internal Affairs of Russia are offered.
Keywords: employees of the MIA of Russia, professional development, methods of professionally education, professional and applied sports, sport training, sports competition, organization of sports competitions.
Стратегия национальной безопасности одним из приоритетных направлений государственной политики в России определяет обеспечение суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности. Одним из средств достижения