Выводы. Таким образом, целенаправленное развитие коммуникативных навыков совместными усилиями дает существенное обогащение коммуникативного опыта детей и способно нейтрализовать многие проблемы. При организации коррекционных игр, направленных на формирование коммуникативных умений, педагог должен сам играть с детьми, заражать своим эмоциональным настроем малышей. Очень важно поддерживать каждого ребенка, показывать ему, что взрослый и другие дети - не противники и не конкуренты, а близкие, тесно связанные с ним и во многом похожие на него люди. Для ребенка самая большая радость в игре - это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоциональный контакт с другими детьми и взрослыми, возможность проявления своих чувств. В наших силах помочь «особым» детям испытать эту радость.
Литература:
1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2014.
2. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Т. Марковой. - М., 2002.
3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. - М., 2012.
4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М., 2011.
5. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возрастаю - М., 2007.
6. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. - М.,2010.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук Фонарева Екатерина Александровна
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); доктор педагогических наук, доцент Фонарев Дмитрий Владимирович Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); кандидат педагогических наук, профессор Черняев Александр Антонович
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань)
СПОРТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА
ОСНОВЕ ФИТНЕС-АЭРОБИКИ
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема организации физического воспитания девушек -старшеклассниц. Рассмотрен спортизированный подход формирования у девушек потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Обоснована и экспериментально проверена эффективность внедрения спортизированного подхода в структуру учебного процесса старшей школы на основе занятий фитнес-аэробики.
Ключевые слова: спорт, физическая культура, девушки, спортизированный подход, фитнес-аэробика, спортивное образование.
Annotation. This article deals with the problem of organizing physical education of girls. The sports approach of formation at girls of requirement for systematic employment by physical training and sports is considered. The effectiveness of the introduction of the sports approach in the structure of the high school educational process based on fitness aerobics is substantiated and experimentally tested.
Keywords: sports, physical culture, girls, sports approach, fitness aerobics, sports education.
Введение. Физическая культура в общеобразовательных учреждениях представлена как образовательная область, как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования целостного развития личности учащихся. Она направлена на обеспечение необходимого уровня развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств и создает предпосылки для многообразных проявлений творческой активности. Являясь обязательным разделом гуманитарного компонента образования, физическая культура способствует гармонизации телесного и духовного единства учащихся, формированию у них таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие [1].
Однако практика показывает, что традиционная организация физического воспитания в общеобразовательных школах не всегда значима и интересна учащимся, часто не соответствует их желаниям, потребностям и интересам, вследствие чего школьники не систематически посещают уроки физической культуры. В связи с этим, в настоящее время остается актуальным вопрос о необходимости реализации новых подходов, форм, методов и содержания физического воспитания школьников. При этом учителю очень важно знать основные мотивы и интересы школьников к физической культуре и спорту. Ранее, Д.В. Фонаревым, В.А. Бурцевым, И.А. Золотухиной и др. были предприняты эмпирические шаги в организации и содержании занятий старших школьников, студентов, суть которых заключалась в конверсии средств спортивной подготовки в физическое воспитание [3-6].
Современный мир переживает период глобальных социальных, экономических и экологических событий, при этом ярко выраженным социальным феноменом является заинтересованность подрастающего поколения к спорту [2].
В конце двадцатого, начале двадцать первого века была проведена серия экспериментов, в содержании которых применялся спортизированный подход.
К наиболее оригинальным направлениям спортизированного подхода, способным существенно улучшить систему физического воспитания, авторы [7, 8] соотносят:
• «спортивно ориентированное физическое воспитание»;
• «спортивная культура» как учебный предмет общеобразовательной школы;
• «школьный спортивный клуб»;
• «каждой школе - спортивную команду».
Рассматривая первое направление - «спортивно ориентированное физическое воспитание», следует остановиться на основных технологических моментах данной инновации:
• использование в процессе физического воспитания приемлемых для его целей, средств и методов тренировки;
• организация физического воспитания на основе добровольно выбранного вида спорта;
• предоставление ученику возможности свободного выбора вида спорта;
• организация занятий по учебно-тренировочным группам;
• предоставление ученику возможности перехода из одной группы в другую;
• перенос урока физической культуры за рамки обязательного школьного расписания;
• организация занятий не менее и не более трех раз в неделю;
• обязательное выполнение нормативов базового компонента школьной программы.
На сегодняшний день данное направление является наиболее отработанным в практике физического воспитания городов Ижевск, Пермь, Звездный, Чайковский, Набережные Челны и др.
«Спортивная культура» как учебный предмет является логическим продолжением организации физической активности школьников. Если внедрение технологии спортивно ориентированного физического воспитания предлагается с 5-х по 8-е классы, то «Спортивная культура» логично вписывается в учебный план старшей школы.
В отличие от традиционного урока физической культуры, занятия проводятся по выбранному виду спорта с обязательным участием в соревнованиях и выполнением учебно-спортивных нормативов в сочетании с регулярной учебно-тренировочной деятельностью. Старшеклассники, имеющие отклонения в состоянии здоровья, тренируются в оздоровительных группах с обязательной оценкой динамики физической подготовленности. В то же время учащиеся, не выбравшие для себя вид спорта, могут тренироваться в фитнес-группах или группах ОФП с обязательным тестированием динамики физической подготовленности.
Помимо организации учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, старшеклассники в ходе учебного предмета «Спортивная культура» осваивают теоретические и методические знания по организации самостоятельных занятий спортом.
В рамках предмета, наряду с формированием личностной спортивной культуры старшеклассника, происходит его активная социализация. Подростки в процессе спортивной деятельности учатся занимать лидирующие позиции, обучаются навыкам общения, исполняют разные социальные роли (физорг, капитан команды, судья по спорту), определяются со своими профессиональными интересами.
«Школьный спортивный клуб». Суть данного проекта заключается в интеграции основного и дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности посредством внедрения 6-часовых занятий в неделю (3 урока физической культуры и 3 занятия в спортивно-оздоровительных группах ДСШ).
Процесс реализации дополнительного образования в школах в условиях оптимизации образования можно существенно улучшить за счет внедрения проекта «Каждой школе - спортивную команду». Авторы проекта предлагают создавать при общеобразовательных учреждениях спортивные коллективы и группы поддержки данных команд.
Огромный социализирующий и оздоровительный эффект заложен в ведущей идее данного проекта. Он несет в себе возможность воспитания настоящих граждан; патриотизм, любовь к школе, умение бороться и побеждать, а иногда и умение проигрывать, чувствовать локоть товарища - всему этому можно научиться в спортивной команде школы. При хорошей организации спортивной работы школьная команда может стать клубом для общения учащихся разных возрастов. Немаловажно, что в таких условиях будет укрепляться связь общеобразовательных школ со спортивными структурами: федерациями, городскими комитетами по физической культуре и спорту.
Данный проект усиливает учебный процесс, дополняет возможности использования внеучебного времени в целях привлечения детей к систематическим занятиям спортом и формирования их спортивной культуры. Он рассматривается авторами как перспективная инновация.
Основными задачами школьной команды являются:
- формирование физического, нравственного и духовного здоровья школьников;
- пропаганда здорового стиля жизни;
- укрепления дружбы и взаимопонимания между детьми и подростками через участие в спортивных мероприятиях;
- патриотическое воспитание.
В составе школьной спортивной команды могут быть учащиеся, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья и не занимающиеся в детских спортивных школах.
Так как спортизированный подход показал свою эффективность, мы предположили, что внедрение в урочную форму физического воспитания старшеклассников фитнес-аэробики, позволит, с одной стороны, повысить эффективность процесса физического воспитания, окажет положительное влияние на динамику физической подготовки школьниц, с другой стороны - обеспечит спортивно - физкультурную образованность старшеклассников и повысит мотивацию к спортивным занятиям.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность модели содержания и организации спортивного образования старшеклассниц в условиях общеобразовательной школы.
Результаты исследования и их обсуждение. Фитнес-аэробика - сложнокоординационный, эстетический, командный вид спорта. Соревновательные комбинации отличаются быстрым темпом, резкой сменой положения тела, позиций, сложными по координации движениями. Координационные способности лежат в основе овладения спортивной техникой. Наша модель спортивного образования в рамках учебного предмета «Физическая культура» строилась с учетом общепринятой методологии (рис. 1).
В содержание учебного предмета спортивной направленности входит три раздела теоретический, практический и контрольный. Целевыми ориентирами данной модели являются становление спортивного образования на основе формирования осознанной, значимой и действенной мотивации занятий, гармонизации физического, интеллектуального, нравственного и эстетического развития и спортивного стиля жизни.
Цель и задачи спортивного образования базируются на требованиях «Обязательного минимума содержания образования по физической культуре» и отражают спортивную направленность учебного процесса.
Рисунок 1. Модель содержания и организации спортивного образования в старших классах
Структура годичного цикла строится с учетом закономерностей организации учебного процесса в школе. Опираясь, на научные разработки в фитнес-аэробике, в одном макроцикле мы выделили три периода -подготовительный, соревновательный и переходный (восстановительный). В каждом мезоцикле решались частные задачи поэтапного планирования физического развития и физической подготовленности девушек (рис. 2).
Где ПП - подготовительный период; СП- соревновательный период; ВП- восстановительный (переходный) период; ОПП - общеподготовительный период; СПП - специально-подготовительный период; ПСП - предсоревновательный период; С-ВП - соревновательно-восстановительный период.
Рисунок 2. Структура экспериментального годичного цикла подготовки по учебной программе спортивной направленности с элементами фитнес- аэробики
Тренировочный микроцикл занятий в экспериментальной группе составлен с учетом требований принципа «непрерывности». Так, в понедельник учащиеся изучают базовый компонент нашей программы, направленный на общую физическую подготовку. Общий объем занятий по данному направлению составляет 34 часа в год. С точки зрения теории спорта данный урок в структуре микроцикла можно считать
восстановительным. В среду и пятницу у девушек проходят специально тренировочные - «стимулирующие» занятия (68 часов в год).
Проявление интереса и мотивации к занятиям по физической культуре мы изучали с помощью анкетирования. Результаты анкетирования, проведенного в начале и в конце учебного года, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Заинтересованность девушек в посещаемости учебных занятий по ФК
Интересно ли Вам посещать учебные занятия по физической культуре? ЭГ КГ
До эксперим. После эксперим. До эксперим. После эксперим.
Да, интересно 40 % 66,7 % 23,5 % 23,5 %
Чаще интересно, чем нет 5,9 % 13,3 % 35,3 % 29,4 %
Иногда 33,3 % 20 % 17,6 % 35,3 %
Не интересно 20 % 0 % 23,5 % 23,5 %
В результате проведенного эксперимента у занимающихся ЭГ повысился интерес к занятиям по физической культуре на 34,1 % - это включая учащихся, которым «интересно всегда на занятиях» и «чаще интересно, чем нет».
Одним из показателей эффективности инновационной программы явилось повышение уровня теоретической подготовленности занимающихся в области укрепления и формирования здоровья средствами физической культуры. Результаты оценки теоретической подготовленности девушек старших классов представлены в табл. 2.
Таблица 2
Оценка теоретической подготовленности школьниц за период эксперимента
Теоретическая подготовка Оценка «5» % Оценка «4» % Оценка «3» % Оценка «2» %
Общий уровень знаний КГ до эксп. 0 11,8 35,3 41,2
после эксп. 5,9 17,6 29,4 35,3
ЭГ до эксп 6,7 13,3 46,7 33,3
после эксп. 46,7 40 13,3 0
Физические упражнения, выполняемые в аэробике, обеспечивают всестороннее, гармоничное развитие, формирование базовых двигательных координаций, что создает необходимые предпосылки для улучшения уровня физической подготовленности и положительно сказывается на естественном росте организма (табл. 3).
Таблица 3
Показатели физической подготовленности девушек ЭГ и КГ
Показатели физической подготовлен Группы до эксперимента М±m после эксперимента М±m ±Д ±Д% р
Сгибание и разг. рук в упоре лежа (кол-во раз) ЭГ 5,8±0,06 15,6±0,5 9,8 62,8 <0,05
КГ 6,2±0,4 9,7±0,3 3,5 36,1 <0,05
Бег на выносливость 1000 м. (с) ЭГ 296,3±3,6 258,3±11,7 38 14,7 <0,05
КГ 302±4,7 286,3±4,3 15,7 5,5 >0,05
Прыжок в длину с места (см) ЭГ 166,7±2,4 172,8±2,2 6,1 3,5 <0,05
КГ 169,5+3,1 171,5±2,8 2 1,17 >0,05
Наклон вперед из положения сидя (см) ЭГ 14,2±1,6 20,4±1,2 6,2 30 <0,05
КГ 13,3±1,8 14,8±1,6 1,5 10,1 >0,05
Вис на перекладине, согнув руки (с) ЭГ 15,1±2,4 24,6±2,8 9,5 38,6 <0,05
КГ 17,3±3,1 16,4±2,3 0,9 5,5 >0,05
Подъем туловища из положения лежа на спине за 30 с (колич. раз) ЭГ 20,1±0,7 25,2±0,5 5,1 20,2 <0,05
КГ 19,5±0,6 23,4±0,8 3,9 16,7 <0,05
Из табл. 3 видно, что после эксперимента из 6 тестов по общей физической подготовленности по 4 тестам (бег 1000 м., прыжок в длину с места, наклон вперед из положения сидя, вис на перекладине, согнув руки) достоверные различия (р<0,05) между результатами контрольной и экспериментальной группами.
На урочных занятиях по фитнес-аэробике, одной из задач является приобщение учениц к систематическим занятиям специальными физическими упражнениями, направленными на повышение эффективности выполнения двигательных действии, а также эстетичность их восприятия (табл. 4).
Таблица 4
Показатели специальной физической подготовки девушек КГ и ЭГ
Показатели специальной физич. подгот. Группы до эксперимента М±т после эксперимента М±т ±Д ±Д% р
Координация (Челночный бег 3х10м) с. ЭГ 8,77 ± 0,52 8,3 ± 0,31 0,47 5,7 < 0,05
КГ 8,61 ± 0,5 8,28 ± 0,55 0,33 4 > 0,05
Подвижность позвоночного столба (см) ЭГ 21,79 ± 3,53 26,32 ± 3,17 4,53 17,2 < 0,05
КГ 23,11 ± 3,19 24,27 ± 4,01 1,16 4,8 > 0,05
Равновесие (с) ЭГ 18,53 ± 16,98 25,42 ± 18,39 6,9 27,1 < 0,05
КГ 17,02 ± 17,92 19,34 ± 17,9 2,32 12 > 0,05
Аэробная выносливость (Гарвардский степ-тест) ЭГ 13,5 ± 2,53 11,06 ± 2,34 2,44 18,1 < 0,05
КГ 14,94 ± 2,39 13,68 ± 2,42 1,26 8,4 > 0,05
В фитнес-аэробике характерны различные группы движений. Для выявления темпов прироста координации движения по её основным разновидностям нами проводилось тестирование для определения исходного уровня данной двигательной координации. В ходе каждого года педагогического эксперимента проводилось тестирование в виде соревнований.
В ходе проведения педагогического эксперимента определялись темпы прироста координации движения в различных группах двигательных действий по каждой его разновидности: в базовых шагах, поворотах и вращениях, танцевальных движениях, прыжках и прыжковых упражнениях, коллективных (групповых) действиях (табл. 5).
Таблица 5
Показатели прироста координации движения (в баллах) в различных проявлениях у старшеклассниц, занимающихся фитнес-аэробикой
Разновидности и проявление Группы Конец 1 года эксперим. Конец 2 года эксперим. ±Д ±Д% р
При выполнении базовых шагов ЭГ 6,17+0,22 8,78+0,41 2,6 29,6 < 0,05
КГ 6,21+0,32 6,89+0,23 0,68 9,9 > 0,05
В прыжках и прыжковых упражнениях ЭГ 5,39+ 0,24 9,09+ 0,37 3,7 40,7 < 0,05
КГ 5,30+ 0,21 5,51+ 0,22 0,21 3,8 > 0,05
В поворотах и вращательных движениях ЭГ 5,12+ 0,24 8,67+ 0,41 3,55 40,9 < 0,05
КГ 5,28+ 0,23 5,47+ 0,23 0,19 3,5 > 0,05
В танцевальных движениях ЭГ 4,71+ 0,24 9,11+ 0,41 4,4 48,3 < 0,05
КГ 4,79+ 0,30 5,09+ 0,25 0,3 5,9 > 0,05
В коллективных действиях ЭГ 5,07+ 0,22 7,88+ 0,38 2,81 35,7 < 0,05
КГ 5,11+ 0,19 5,41+ 0,25 0,3 5,55 > 0,05
Сумма средних баллов ЭГ 5,29+ 0,20 8,71+ 0,36 3,42 39,3 < 0,05
КГ 5,34+ 0,22 5,67+ 0,24 0,33 5,8 > 0,05
Материалы исследований показали, что увеличение темпов прироста показателей координации выполнения движений в базовых шагах, прыжковых упражнениях, движениях с элементами вращения, а
также в танцевальных и коллективных упражнениях у девушек экспериментальной группы достоверно выше, чем у сверстниц контрольной группы.
Выводы. Реализация модели и учебной программы спортивного образования школьниц, построенной на основе использования средств фитнес-аэробики, обеспечивает повышение показателей физической, спортивно-технической подготовленности учащихся, их функционального и физического здоровья, уровня теоретических знаний.
Литература:
1. Бальсевич, В.К. Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в общеобразовательной школе: методология проектирования и эксплуатации / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 4. - С. 2-6.
2. Борилкевич, В. Е. Экологические проблемы в спорте / В.Е. Борилкевич / III Международный конгресс «Человек, спорт, здоровье» 19-21 апреля 2007г., Санкт-Петербург, Россия: Материалы конгресса / Под ред. В. А. Таймазова. - СПб.: Олимп-СПб, 2007. - С. 26.
3. Бурцев, В.А., Бурцева, Е.В., Данилова, Г.Р. Исследование уровня развития мотивационного компонента спортивной культуры в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе игровых видов спорта // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4-1. С. 76-79.
4. Золотухина, И.А., Дедловская, М.В. Организация физического воспитания учащихся общеобразовательных школ в условиях внеурочной работы по спортивным играм // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. № 3. С. 20-24.
5. Русакова, С.С., Мугаллимова, Н.Н. Методология модернизации системы физического воспитания в вузе // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. № 3. С. 55-61.
6. Рябышева, С.С., Миннахметова, Л.Т., Миннахметов, Р.Р. Развитие силовых способностей детей среднего и старшего школьного возрастов // Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам. Материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. 2014. С. 470-472.
7. Фонарев, Д.В. Технология управления муниципальной системой спортивно ориентированного физического воспитания школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009. № 2. С. 5-12.
8. Черняев, А.А., Фонарева, Е.А. Нравственное воспитание личности в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2014. № 5. С. 75-77.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук, профессор Хагай Валерий Сергеевич Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь); кандидат технических наук, доцент, профессор Российской Академии Естествознания Тимошенко Леонид Иванович
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); доцент кафедры социально гуманитарных дисциплин Барсагаева Ирина Владимировна Северо-Кавказский социальный институт (г. Ставрополь);
преподаватель Хагай Вадим Валерьевич
Филиал Военной Академии РВСН имени Петра Великого (г. Серпухов)
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ЖИЗНИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы привлечения современной молодежи и студентов к занятиям физической культурой и спортом. Также затронут вопрос развития спортивных баз и стадионов за последнее время и работа Правительства Российской Федерации в этом направлении, а также работа коммерческих организаций по развитию массового увлечения физической культурой граждан в досуговых зонах, зонах отдыха и парковых зонах в городах и в местах отдыха. Затронут вопрос привития детям с детства любви к занятиям физической культурой и необходимости продолжения занятий в любом возрасте. Проведен анализ работы закона о запрещении курения в общественных местах.
Ключевые слова: физическая культура, занятия спортом, степень нагрузки, пагубные привычки, молодое поколение, двигательная активность.
Annotation. In article questions of involvement of modern youth and students to occupations are considered by physical culture and sport. Also will raise the question of development of sports bases and stadiums lately and work of the Government of the Russian Federation in this direction and also work of the commercial organizations for development of mass hobby for physical culture of citizens in leisure zones, recreation areas and park zones in the cities and in vacation spots. It is raised the question of instilling in children since the childhood of love to occupations by physical culture and need of continuation of occupations for any age. The analysis of work of the law on prohibition of smoking in public places is carried out.
Keywords: physical culture, sports activities, loading degree, addictions, younger generation, physical activity.
Введение. Воспитание человека как личности начинается с детства, с семьи, школы и института. Помимо общеобразовательных дисциплин, таких как математика, родной язык, история и др. ребята знакомятся и с таким профилем обучения как физическая культура. Занятия в учебных заведениях способствуют не только разнообразию обыденного рабочего дня, но и таят в себе более глубокую истину, которая становится понятна детям благодаря родителям и учителям. При понимании человеком важности физической активности в жизни, меняются ценности - здоровье становится очень важным фактором для достижения поставленных целей, счастья и благополучия.
Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является представление результатов исследования пользы занятиями физической культурой и спортом различных категорий граждан, особенно молодежи и студентов.