Научная статья на тему 'Методика построения уроков хореографии в рамках модуля элективных дисциплин по физической культуре и спорту'

Методика построения уроков хореографии в рамках модуля элективных дисциплин по физической культуре и спорту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / ПЛАСТИКА / СПОРТ / УПРАЖНЕНИЯ / УРОК / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХОРЕОГРАФИЯ / EXPRESSIVENESS / PLASTICS / SPORT / EXERCISES / LESSON / PHYSICAL EDUCATION / CHOREOGRAPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мостовая Татьяна Николаевна

Упражнения хореографии сегодня активно используются в спорте, системах физических упражнений, в процессе физического воспитания. Уроки хореографии могут служить как альтернативой учебно тренировочных занятий, так и вспомогательным средством воспитания физических качеств. Методика построения таких уроков имеет свои особенности, принципы, закономерности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A METHOD OF CONSTRUCTING CHOREOGRAPHY IN THE FRAMEWORK OF THE MODULE OF ELECTIVE SUBJECTS FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORT

Choreography Exercises are now actively used in sports, exercise systems, in the process of physical education. Choreography lessons can serve as an alternative to training sessions, as well as an auxiliary means of education of physical qualities. The method of construction of such lessons has its own characteristics, principles, patterns .

Текст научной работы на тему «Методика построения уроков хореографии в рамках модуля элективных дисциплин по физической культуре и спорту»

МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ УРОКОВ ХОРЕОГРАФИИ В РАМКАХ МОДУЛЯ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

A METHOD OF CONSTRUCTING CHOREOGRAPHY IN THE FRAMEWORK OF THE MODULE OF ELECTIVE SUBJECTS FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORT

Мостовая Татьяна Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Mostovaya Tatyana Nikolaevna candidate of pedagogical Sciences, associate professor Department "Appliedphysical culture» Orel state University after named . S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Упражнения хореографии сегодня активно используются в спорте, системах физических упражнений, в процессе физического воспитания. Уроки хореографии могут служить как альтернативой учебно-тренировочны^/х занятий, так и вспомогательны1м средством воспитания физических качеств. Методика построения таких уроков имеет свои особенности, принципыы, закономерности.

Abstract. Choreography Exercises are now actively used in sports, exercise systems, in the process of physical education. Choreography lessons can serve as an alternative to training sessions, as well as an auxiliary means of education of physical qualities. The method of construction of such lessons has its own characteristics, principles, patterns.

Ключевые слова: вы^/разительность, пластика, спорт, упражнения, урок, физическое воспитание, хореография.

Keywords: expressiveness, plastics, sport, exercises, lesson, physical education, choreography.

В системе физического воспитания урок хореографии может иметь место как одна из форм учебных занятий, а также возможно использование отдельных элементов танца в какой-либо части занятия [1].

В случае внедрения уроков хореографии, как формы учебных занятий, следует придерживаться определенной методики проведения. В специализированных учебных заведениях принято классифицировать уроки хореографии по типам поставленных задач, согласно которым урок может быть обучающим, тренировочным, контрольным, разминочным и показательным. Рассматривая хореографию как вспомогательное средство повышения уровня физической подготовленности, развития психофизических качеств, и качества выступления спортсменов технико-эстетических видов спорта, следует отдавать предпочтение урокам обучающим и тренировочным.

Основными задачами данных типов уроков является освоение отдельных элементов и связок, хореографической лексики, а также развитие физических качеств, музыкальности, выразительности, достижение и сохранение высокого

37/163

уровня спортивного мастерства.

Обучение основным элементам является начальным этапом освоения техники какого-либо вида спорта или системы физических упражнений [1, 4]. В этом случае целесообразно использовать раздельный метод выполнения упражнений с его многократным повторением. Каждое достаточно сложное упражнение следует расчленять на отдельные элементы, а также выполнять подготовительные упражнения, подводящие к главному.

Тренировочный урок, как и в спорте, преследует цель - подготовку организма к работе, достижение высокого уровня спортивного мастерства и сохранение его. Такой урок может стать альтернативой спортивной тренировки. Подбор специальных упражнений и дозирование нагрузки должны подбираться в соответствии с поставленными задачами. Например, совершенствование пластической выразительности, оттачивание определенного стиля танца, развитие музыкальности или ритмичности. Тренировочные уроки являются более узконаправленными и насыщенными элементами определенного танцевального стиля и жанра. Количество упражнений уменьшается, они проводятся серийно-поточным методом.

Достижение высоких результатов в спорте и системах физических упражнений тесным образом сопряжено с уровнем двигательной подготовки, который можно значительно повысить, используя средства хореографии [3,5].

К основным средствам хореографии относятся классический, народный, бальный, эстрадно-спортивный танец, свободная пластика, мимика и пантомимика, акробатические и общеразвивающие упражнения, ритмика. Основой хореографического искусства являются танцевальные движения различного характера, но следует уделять достаточно внимания ритмике, которая учит согласовывать движения с музыкой.

Во время выполнения элементов классического танца необходимо большое внимание уделять технике. Для достижения высокого уровня следует использовать подводящие упражнения и контролировать работу основных групп мышц. Подготовительные упражнения являются необходимым средством обучения для начинающих заниматься спортом.

Урок хореографии по своей структуре не отличается от классического урока, в него входят подготовительная, основная и заключительная части. В подготовительной части происходит «настрой» организма на работу, организация учеников, подведение их к основной части занятия. Здесь используются шаговые, беговые и общеразвивающие упражнения, танцевальные соединения. Они способствуют мобилизации внимания, памяти, подготовке внутренних систем организма к физической нагрузке. Упражнения могут проводиться раздельным методом, в движении, в виде музыкальной игры.

Основная часть занятия направлена на решение основных задач. В этой части используется большой арсенал движений: элементы различных танцевальных направлений, свободной пластики, акробатики и т.д. Обычно эта часть занятия посвящена глубокой технической проработке танцевальных связок, композиций, соединений. Здесь отрабатываются сложные прыжки, повороты, вращения, трюки, сложно координированные упражнения.

В заключительной части нагрузка снижается с помощью специальных упражнений на расслабление, растяжку и релаксацию. Можно использовать

адажио, движения и комбинации современных танцев.

Основными принципами построения урока хореографии являются: соразмерность отдельных частей урока; грамотный подбор и последовательность выполнения заданий; чередование нагрузки и отдыха. Длительность и соразмерность частей урока может меняться в зависимости от поставленных задач, но в любом случае, на основную часть должна приходиться большая (около 80 %) часть времени.

На каждом занятии выполняются различные по координации и выразительности движения, которые требуют концентрации внимания и сосредоточенности. Необходимо, чтобы такие упражнения чередовались с простыми, более легкими. Сначала рекомендуется использовать несложные по структуре движения, а затем плавно повышать их физическую трудность выполнения. Потом можно перейти к сложным движениям, требующим высокой концентрации внимания и большого физического напряжения. В конце можно выполнить сложно координированные упражнения, но с меньшей затратой физических сил.

В отношении методики составления танцевальных связок и комбинаций нельзя выписать единый рецепт. Здесь очень многое зависит от личной индивидуальности, творческих способностей и авторского прочтения тренера, хореографа [2]. Однако есть определенные закономерности, которые необходимо учитывать.

Во-первых, это возрастные, гендерные особенности, уровень физической подготовленности, хореографическая подготовка, периодизация занятий, этап подготовки.

Во-вторых, последовательность и логика исполнения движений. Каждое движение должно логически сочетаться с последующим и переходить в него. Конечная поза движения должна быть начальной для выполнения следующего.

В-третьих, следует соблюдать оптимальную трудность композиции. Она не должна быть слишком простой, в этом случае может пропасть интерес к исполнению. Слишком сложные упражнения так же могут привести к утрате увлеченности занятиями.

В-четвертых, в каждом танцевальном номере должны присутствовать элементы новизны и разнообразия. Органическое сочетание хорошо знакомых движений с новыми, позволяет оптимизировать и разнообразить процесс обучения двигательным действиям.

При составлении танцевальных номеров, композиций и связок следует учитывать рисунок перемещений, осуществлять подбор элементов сложности в зависимости от возможностей учеников, грамотно сочетать количество выполняемых элементов на полу (в партере), стоя, в воздухе (прыжки).

На занятиях физической культурой в неспециализированных высших и средних учебных заведениях не всегда возможно провести урок хореографии по следующим причинам: во-первых, это разный уровень физической и хореографической подготовленности; во-вторых, разные физические возможности и задатки создают трудности в подборе упражнений; в-третьих, интересы молодежи не всегда совпадают, что приводит различию в уровнях мотивационной притязательности. Однако не стоит полностью отказываться от несложных танцевальных упражнений, которые помогут разнообразить занятия физической культурой, окрасить эмоциональный фон, создать хорошее

настроение.

В системе физического воспитания в ВУЗе хореографические упражнения должны стать альтернативой общеразвивающим и специальным беговым упражнениям, целью которых является улучшение определенных физических качеств и общего уровня физической подготовленности. Основные физические качества, развитию которых посвящены физкультурные занятия - это сила, гибкость, выносливость, координация. Фактически все хореографические упражнения способствуют в большей или меньшей степени их развитию [6] . Имеет смысл для развития каждого качества выделить ряд или систему элементов.

Для развития силы и гибкости можно использовать комплекс партерной хореографии, т.е. упражнений выполняемых лежа на полу (на гимнастических ковриках или матах). Для развития выносливости используются прыжки, беговые упражнения; для координации - танцевальные элементы с работой различными частями тела.

Проводимые исследования (педагогические наблюдения, результаты констатирующего и формирующего эксперимента) позволяют сделать вывод о том, что даже такое альтернативное замещение физкультурных упражнений упражнениями хореографии позволяет качественно повысить уровень пластичности и выразительности исполнения движений.

Упражнения партерной хореографии - это наклоны корпуса в разных направлениях, растяжки, махи ногами, прогибы и подъемы корпуса.

Хореографические прыжки можно разделить на несколько групп, в зависимости от места выполнения, амплитуды, наличия продвижения, поворота, прыжки с двух ног на две, с двух ног на одну, с одной на одну. Кроме этого, существуют три условные группы прыжков: малая, средняя и большая. Прыжки этой группы отличаются по амплитуде. К малой группе относя такие прыжки, как соте, эшапе, ассамбле, глиссад, па де баск и др. Средняя группа - это па де ша, ферме, фуэтэ. Большая группа прыжков - это жете, гранд жете, жете антурнан, па де ша и др.

Техника выполнения всех видов прыжков заключается в том, что нужно прыгнуть как можно выше, выполнить прыжок с предельной амплитудой, легко, грациозно, пружинно, в соответствии с характером музыки.

В процессе физического воспитания не стоит выполнять слишком сложные прыжки. Рекомендуется включать в комплексы занятий такие, как соте, шажман де пье, эшапе, глиссад, жете, ассамбле, ферме, томбе.

Кроме малых и средних прыжков, партерной хореографии занятия физической культурой можно разнообразить множеством упражнений под музыку. Характер и лексика этих упражнений будет формироваться в зависимости от уровня подготовленности, мотивации и других особенностей учеников. Кроме этого, большую роль имеет и хореографическая подготовка и грамотность самого преподавателя или тренера.

Различные элементы хореографии следует сочетать друг с другом, с музыкой, какими-либо физкультурными движениями. Повторение элементов в связках, импровизация, творческий подход помогут разнообразить занятия, сделать их эмоционально насыщенными, интересными и увлекательными.

В системах физических упражнений и спорте хореография используется

гораздо шире и разнообразнее. Кроме партерной части и прыжков, возможно изучение различных шагов, подскоков, поворотов, вращений, выполняемых в определенных танцевальных стилях и жанрах.

Повороты на ногах - один из видов хореографических упражнений. Обычно повороты используют при перестроениях, смене поз, передвижении. Как правило, они выполняются на двух ногах следующим образом.

Повороты приставлением ноги выполняются на 45, 90 и 180° на одной ноге (ступне или полупальцах) и приставлением к ней другой.

Повороты переступанием выполняются на полупальцах на месте и с продвижением по диагонали, дуге, кругу. В повороте с продвижением первый шаг на полупальцы указывает направление движения. В подготовительной фазе поворота голова держится прямо, взгляд направлен горизонтально, во время вращения голова сперва задерживается в начальном положении (взгляд направлен как до поворота), затем резко поворачивается и, опережая туловище, возвращается в исходное положение.

Скрестные повороты выполняются скрестным шагом одной ногой впереди или сзади другой на 180, 360°. При повороте на 180° делается скрестный шаг ногой вперед или назад. Опорная нога ставится так, чтобы носки были на одной линии. Поднимаясь на полупальцы, выполняется поворот кругом на двух ногах (тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги). Скрестный поворот на 360° выполняется шагом вперед, в завершающей фазе нога, выполняющая скрестный шаг, приставляется к опорной. В скрестном повороте назад на 360° приставляется опорная нога.

Среди разновидностей скрестных поворотов выделяется спиральный поворот, который представляет собой скрестный поворот шагом вперед с волной. Поворот выполняется из полуприседа с опережающим движением ног относительно туловища и с наклоном его во второй фазе.

Среди упражнений хореографии часто используются такие, как «гармошка», «веревочка», «яблочко», «ковырялочка», «молоточки», «флиг-фляг», «балансе», поворот «сотеню», «девелепе» и другие.

Эффективность воздействия хореографии зависит от техники выполнения ее упражнений. При неграмотном выполнении упражнений обучающий эффект снижается в несколько раз. Поэтому тренер-хореограф должен хорошо разбираться в технике выполнения, методике обучения элементам хореографии. Основным средством хореографической подготовки на начальном этапе обучения являются подготовительные упражнения. Затем, по мере освоения сложных упражнений, они несут вспомогательную функцию. На учебно-тренировочных занятиях простые упражнения чаще всего выполняются в различных сочетаниях друг с другом и с элементами индивидуальных видов спорта: равновесиями, поворотами, прыжками, движениями свободной пластики и т.д.

В художественной гимнастике, акробатике, спортивных танцах и других видах спорта можно сочетать элементы спорта с упражнениями хореографии на середине зала, у шведской стенки. Можно использовать как статические (равновесия, упоры, шпагаты, стойки), так и динамические (перекаты, кувырки, колеса, перевороты, сальто) упражнения. Составляя связки или учебные этюды, необходимо правильно подобрать облегченные элементы классификационной

программы с учетом соответствующего года обучения. По мере усвоения элементов программы, следует позднее сочетать элементы хореографии с элементами индивидуальных видов спорта.

Особую эффектность выступлению придают прыжки. В п. 6 описывались малые, несложные прыжки, которые можно использовать на занятиях физической культурой. В технико-эстетические виды спорта и некоторые системы физических упражнений следует включать упражнения с большой амплитудой, высокой интенсивностью и активным перемещением. К таким упражнениям относятся большие прыжки, такие, как гранд жете, разножка, пистолет, бедуинский и др.

Исполнение больших, сложных прыжков требует хорошей физической подготовленности, а именно развитых силы, гибкости, ловкости, амплитудного выполнения взмахов, умения сохранять правильное положение корпуса и координировать движения рук, ног, головы и корпуса.

В процессе обучения прыжкам, следует выполнять подводящие упражнения на середине зала, у опоры, у шведской стенки. Возможно использование специального гимнастического оборудования: скамейки, перекладины, брусьев, батута и др.

Наиболее часто в танцевальном искусстве и спорте выполняют прыжки: гранд жете, разножка, щучка, дуга, бедуинский. Они отличаются зрелищностью и достаточно ярко демонстрируют уровень физической подготовленности.

Литература

1. Бирюк Е. В., Овчинникова Н. А. Хореографическая подготовка в спорте : метод. рекомендации. Киев : Изд-во КГИФК, 1990. 20 с.

2. Варшавская Р. А. Художественное движение как часть эстетического и физического воспитания : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. Л., 1946.130 с.

3. Евсеев Ю. И. Физическая культура : учеб. пособие. Ростов н/Д : Феникс, 2003.

4. Лисицкая Т. С. Хореография в гимнастике. М. : Физкультура и спорт, 1984. 170 с.

5. Физическая культура : учеб. пособие / под ред. В. А. Коваленко. М. : Изд-во АСВ, 2000.

6. Шишманова Ж. В. Большой путь. М. : Физкультура и спорт, 1980. 88 с.

References

1. Biryuk Е. V., Ovchinnikova N. A. Khoreograficheskaya podgotovka v sporte [Dance training in sport]. Kiev, KG/FK Publ, 1990, 20p.

2. Varshavskaya R. A. KHudozhestvennoe dvizhenie kak chast' esteticheskogo i fizicheskogo vospitaniya. Dis. kand. ped. nauk [Artistic movement as part of aesthetic and physical education. Diss. cand. ped. sci.]. Leningrad, 1946, 130 p.

3. Evseev Yu. I. Fizicheskaya kul'tura [Physical culture]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2003.

4. Lisitskaya T. S. Khoreografiya v gimnastike [Choreography in gymnastics]. Mosocw, Fizkul'tura i sport Publ., 1984,170p.

5. Kovalenko V. A. (ed.). Fizicheskaya kul'tura [Physical education]. Moscow, ASV Publ, 2000.

6. Shishmanova Zh. V. Bol'shoj put' [long way]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1980, 88p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.