: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Стрельникова Ирина Васильевна. - Ярославль, 2008. - 20 с.
10. Филин, С. А. Двигательно-координационная тренировка самбистов на этапе начальной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Филин Сергей Александрович. - Москва, 2013. - 23 с.
11. Учебник спасателя / С.К. Шойгу, М.И. Фалеев, Г.Н. Кириллов [и др.]. - Москва : МЧС России, 2002. - 527 с.
REFERENCES
1. Velichko, V.M. (2014), Fire-applied sports: manual, Politop, Moscow.
2. Germanov, G.N. (2011), "Training (motive) task - structurally functional unit of sports and pedagogical process (theoretical-methodical aspect of a problem)", Theory and practice of physical culture, No 5, pp. 94-99.
3. Germanov, G.N. and Tsukanova, E.G. (2011), "Training tasks as primary unit microstructures of sports training", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 74, No 4, pp. 29-34.
4. Kalinin, A.P. (2004), Modern rescue andfirefighting sport. Moscow.
5. Korolkov, A.N. (2016), "Sports mental images: individual, special and general", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 236-239.
6. Korolkov, A.N. and Nikitushkin, V.G. (2016). "Perception thresholds of body various links movements", Prikladnaya sportivnaya nauka, Vol. 4, No. 2, pp. 27-32.
7. Korolkov, A.N., Germanov, G.N., Shalaginov, V.D. and Mashoshina, I.V. (2019), Rescue and firefighting sport: theory of the training and advanced sports technologies: monograph, Iva, Voronezh.
8. Germanov, G.N., Korolkov, A.N., Shalaginov, V.D. and Mashoshina, I.V. (2020), Rescue and firefighting sport: manual, You write, Moscow.
9. Strelnikova, I.V. (2008), Focused development of coordination abilities of young men of 1517 years of age engaged in fire and applied sports at the stage of in-depth training, dissertation, Yaroslavl.
10. Filin, S.A. (2013), Motor-coordination training of sambo players at the stage of initial preparation, dissertation, Moscow.
11. Shoygu, S. K., Faleev, M. I., Kirillov, G. N. et al. (2002), Textbook by the rescuer, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.04.2020
УДК 796.011.3
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ УЧАСТНИКОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Виктория Валерьевна Кравец, учитель, Информационно-технологический лицей № 24, Нерюнгри; Людмила Дмитриевна Хода, доктор педагогических наук, профессор, Лариса Анатольевна Прокопенко, кандидат педагогических наук, доцент, Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета, Нерюнгри
Аннотация
Анализ опыта работы с участниками всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» показывает, что необходима планомерная теоретическая подготовка к выполнению теоретико-методического задания. На практике у многих участников период теоретической подготовки составляет один год и менее. Поэтому эту подготовку учащихся необходимо начинать с 7-8 классов и продолжать в последующий период обучения. В теоретической подготовке, на наш взгляд, необходимо сочетание изучения базовых основ теории и методики физической культуры по учебникам институтского уровня соответствующих авторов и ускоренную подготовку по тестовым базам предыдущих олимпиад или специально составленных тестов, используя разнообразные формы и методы для усвоения материала. Показана работа учителя (руководителя по теоретической подготовке), включающая: 1) подбор методической литературы; 2) обучение конспектированию при чтении конкретной темы; 3) обучение заучиванию понятий в письменной и устной речи методом повторения; 4) подготовку для конкретного одного понятия тестов различной формы (закрытых, открытых, на составление, на соответствие, на перечисление); 5) подбор готовых
тестовых заданий по изучаемым темам; 6) отбор готовых электронных тестовых баз (например: AST-тест, интернет-тесты).
Ключевые слова: Всероссийская олимпиада школьников, теоретическая подготовка, методика.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p217-221
METHODS OF PREPARATION FOR IMPLEMENTATION OF THEORETICAL AND
METHODOLOGICAL TASKS OF PARTICIPANTS OF THE ALL-RUSSIAN OLYMPIAD OF SCHOOLCHILDREN ON THE SUBJECT "PHYSICAL CULTURE"
Victoria Valeryevna Kravets, the teacher, Information and technology Lyceum no. 24, Neryun-gri, Lyudmila Dmitrievna Khoda, the doctor of pedagogical sciences, professor, Larisa Ana-tolyevna Prokopenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Technical Institute (branch) North-Eastern Federal University, Neryungri
Abstract
Analysis of the experience with the participants of all-Russian Olympiad on the subject "Physical culture" shows that you need the systematic theoretical preparation for the theoretical and methodical task. In practice, many participants have theoretical training period of one year or less. Therefore, this training of students should start from grades 7-8 and continue in the subsequent period of study. In theoretical training, in our opinion, it is necessary to combine the study of the basic foundations of the theory and methodology of physical culture from textbooks of the Institute level of the corresponding authors and accelerated training on the test bases of previous Olympiads or specially compiled tests, using a variety of forms and methods for mastering the material. The work of a teacher (head of theoretical training) is shown, including: 1) selection of methodological literature; 2) training in taking notes when reading a specific topic; 3) training in memorizing concepts in written and oral speech by repetition; 4) preparation of tests of various forms for a particular concept (closed, open, for compilation, for compliance, for enumeration); 5) selection of ready-made test tasks on the topics studied; 6) selection of ready-made electronic test databases (for example: AST-test, Internet tests).
Keyword: All-Russian school Olympiad, theoretical training, methodology.
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка к всероссийской олимпиаде школьников включает несколько испытаний/блоков, и каждый требует серьезной и планомерной подготовки. Из пяти испытаний для участников четыре являются практическими (гимнастика, спортивные игры, прикладная физическая культура, легкая атлетика) и один теоретический - теоретико-методическое задание. Причем, теоретический блок в подготовке участников имеет равно значимое с остальными значение, позволяя при хорошей физической подготовленности участника войти в число победителей олимпиады [2].
Независимо от уровня проведения, всероссийская олимпиада школьников начинается выполнением теоретико-методического задания. В ежегодных рекомендациях Центральной предметной комиссии даются примеры заданий и их правильные ответы [3]. В течение последних пяти лет количество видов и форм заданий постепенно увеличивается. На начальном этапе проведения испытания (2010-2013 гг.) было всего четыре формы заданий - задания с выбором одного или нескольких ответов (закрытой формы), задания, в которых правильный ответ надо дописать (открытой формы), задания на перечисление и задания на соответствие. В настоящее время количество видов заданий значительно увеличилось [4]. Появились задания на составление определений и понятий, задания процессуального или алгоритмического характера, задания с графическими изображениями (пиктограммы) двигательных действий, задания на составление комбинации из предложенных элементов спорта, задание на составление комплексов и описание физических упражнений, задания на решение задач, задание-кроссворд, задания с обоснованием. Количество тестов-заданий в одном теоретико-методическом задании к 2019 году снизилось
(от 31 в 2016 году до 20 заданий в 2019 году), однако появилась их объемность (задания А, Б) и сохранилась сложность. В каждом теоретико-методическом задании имеются задания низкой, средней и повышенной сложности. Задания повышенной сложности ориентированы на более широкий спектр знаний в области адаптивной физической культуры, физиологии, медицины [4].
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Анализируя тестовые задания «Методических рекомендаций» Центральной предметно-методической комиссии и Теоретико-методическое задание заключительного этапа 2017-2018 года и 2018-2019 года, было установлено наличие идентичных тем, видов спорта, заданий. Это позволяет на основе имеющихся рекомендаций частично прогнозировать темы заключительного этапа олимпиады и готовиться к ним.
Теоретическая подготовка участников олимпиады должна быть фундаментальной и носить долгосрочный характер. Обычно, одаренные школьники, становятся участниками олимпиады с 7-8 класса, что позволяет проводить планомерную подготовку в течение двух-трех, иногда, четырех лет школьного периода обучения. Теоретические занятия, в нашей практике, в годичной подготовке с апреля по октябрь в учебный период проводились 3-4 раза в неделю по 1-1,5 часа. За месяц до этапных испытаний ежедневно по 1 часу, при выполнении тестовых баз - 45 минут. Однако, не все участники проходят такой фундаментальный путь подготовки, у некоторых он может составлять 1 год и менее. Поэтому, на наш взгляд, в теоретической подготовке необходимо сочетание изучения базовых основ теории и методики физической культуры по учебникам институтского уровня соответствующих авторов, и ускоренную подготовку по тестовым базам предыдущих олимпиад или специально составленных тестов.
В нашей работе использовалась следующая методика теоретической подготовки участников олимпиад:
1. Изучение теории и методики физической культуры (раздела/темы/понятия):
- чтение материала 1-2 раза (самостоятельно или под контролем учителя);
- конспектирование (запись) по ходу 2-го чтения (самостоятельно или под контролем учителя);
- заучивание определения понятий наизусть (с разбивкой на элементы или целиком, с использованием рисунков, схем, пиктограмм);
- закрепление заученного понятия в тестовых заданиях различной формы: закрытых, открытых, на составление, на соответствие, на перечисление и др. (задания готовит учитель);
- выполнение баз тестовых заданий различной формы до 100% положительного результата выполнения тестов (последнего заключительного этапа, регионального этапа или специально подготовленных учителем).
2. Заучивание готовых теоретико-методических заданий предыдущих олимпиад / интернет-тестовых баз / электронных тестовых баз (А8Т-тест) при подготовке к муниципальному этапу за полгода до проведения:
- первое представление готовой тестовой базы с выделением правильных ответов в заданиях (тестовые базы подбирает учитель);
- разбор ответов теоретико-методического задания (ТМЗ) с учителем с пояснением правильных ответов;
- повторное решение ТМЗ с проговариванием правильных ответов в группе участников.
3. Повторное выполнение ТМЗ. Учитель готовит задания с измененной последовательностью ответов в тестовом задании закрытого типы; с изменением формы задания.
4. Решение ТМЗ до 100% выполнения тестов.
5. Решение заданий различных тестовых баз.
Теоретическая подготовка участников олимпиады требует от учителя (руководителя по теоретической подготовке) определенной методической работы, это:
1. Подбор методической литературы и разбивка ее на разделы/главы/темы/понятия.
2. Обучение конспектированию при чтении конкретной главы/темы/понятия.
3. Обучение учеников заучиванию понятий в письменной и устной речи методом повторения.
4. Подготовка для конкретного одного понятия тестов различной формы (закрытых, открытых, на составление, на соответствие, на перечисление). Например, определение: закаливание - это повышение сопротивляемости организма к различным внешним воздействиям. Преобразование определения:
1) закрытая форма: Закаливание - это ...
а) способность организма противостоять различным заболеваниям;
б) способность организма противостоять разным метеофакторам;
в) повышение сопротивляемости организма к различным внешним воздействиям;
г) адаптированность к физическим нагрузкам.
2) открытая форма: .
3) на составление: ...
4) на соответствие: ..., и другие.
5. Подбор готовых тестовых заданий по изучаемым темам и корректировка их в ходе заучивания (изменение последовательности ответов в закрытых заданиях, изменение формы задания) и закрепления [1].
6. Отбор готовых электронных тестовых баз (например: Л8Т-тест, интернет-тесты), и повторное выполнение участником одной базы до 100-го положительного результата.
Для теоретической подготовки нами использовалась следующая литература: учебно-методическая литература по теории и методике физической культуры и спорта (на начальном этапе - учебник для учащихся 11-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета "Физическая культура" под общей редакцией Парши-кова, А.Т. с соавторами), адаптивной физической культуре, спортивной медицине, физиологии спорта, биомеханике; методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура». А также кроссворды, задачи, электронная форма тестовых заданий (А8Т-тест, интернет-тесты), ТМЗ предыдущих олимпиад 2010-2019.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленная методика подготовки участников всероссийской олимпиады к выполнению теоретико-методического задания апробируется в течение последних трех лет. Участники на заключительном этапе олимпиады, как правило, показывают средний уровень теоретической подготовки, что, на наш взгляд, связано с малым сроком подготовки или эмоциональной нестабильностью участников при выполнении испытания. Вместе с тем, пролонгированные наблюдения за участниками на различных этапах олимпиады позволяют сделать вывод, что в подготовку необходимо включать как обязательную составляющую или отдельный блок - обучение участников управлению личным эмоциональным состоянием. Помощь психолога была бы полезной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балашова, В.Ф. Физическая культура: тестовый контроль знаний : методическое пособие / В.Ф. Балашова, Н.Н. Чесноков. - Москва : Физическая культура, 2007. - 132 с.
2. Кравец, В.В. Подготовка учащихся к всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура» / В.В. Кравец, Л. Д. Хода // Теория и практика физической культуры. -2015. - № 6. - С. 54.
3. Красников, А.А. Тестирование теоретико-методических знаний в области физической культуры и спорта : учебное пособие / А.А. Красников, Н.Н. Чесноков. - Москва : Физическая культура, 2010. - 176 с.
4. Чесноков, Н.Н. Теоретико-методические задания на Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура» / Н.Н. Чесноков, Д.А. Володькин. - Москва : Физическая культура, 2014. - 138 с.
REFERENCES
1. Balashova V.F. and Chesnokov, N.N. (2007), Physical culture: test control of knowledge: methodological guide, Physical culture, Moscow.
2. Kravets V.V. and Khoda, L.D. (2015), "Preparing students for the all-Russian school Olympiad on the subject "Physical culture", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 54.
3. Krasnikov, A.A. and Chesnokov, N.N. (2010), Testing of theoretical and methodological knowledge in the field ofphysical culture and sport: textbook, Physical culture, Moscow.
4. Chesnokov, N.N., Volodkin, D.A. (2014), Theoretical and methodological tasks at the all-Russian Olympiad of schoolchildren on the subject "Physical culture ", Physical culture, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.05.2020
УДК 796.922.093.642
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ МЕЗОЦИКЛОВ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИАТЛОНИСТОВ
Алексей Леонтьевич Кривенцов, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка; Александр Игоревич Кол-дашов, старший преподаватель, Московский государственный областной университет
Аннотация
Введение - в статье представлены результаты использования проектирования целевых программ мезоциклов в подготовке биатлонистов, Методика и организация исследования - для улучшения тренировочного процесса биатлонистов использовалось проектирование целевых программ на основе мезоциклов. Это позволит индивидуализировать тренировочный процесс, а также оптимизировать использование различных средств и методов, направленных на достижение спортивного результата. Результаты и их обсуждение - в ходе педагогического эксперимента выявилось, что проектирование целевых программ дает положительную динамику и способствует улучшению спортивных результатов. Выводы - проектирование целевых программ мезоциклов оказывает положительное влияние на тренировочный процесс и соревновательную деятельность биатлонистов. Ключевые слова: спорт, биатлон, мезоцикл, спортивная деятельность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p221-225
DESIGN OF TARGET PROGRAMS OF MESOCYCLES IN BIATHLON SPORTS
ACTIVITIES
Alexey Leontievich Kriventsov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka; Alexander Igorevich Koldashov, the senior teacher, Moscow State Regional University
Abstract
Introduction - the article presents the results of using the design of target mesocycle programs in the training of biathletes. Methodology and organization of the study - to improve the training process of biathletes, the design of target programs based on the mesocycles was used. This will allow you to individualize the training process, as well as to optimize the use of various tools and methods aimed at achieving the sports results. Results and discussion - in the course of the pedagogical experiment, it was revealed that the design of target programs gives positive dynamics and it contributes to improving the sports re-