Научная статья на тему 'Методика подготовки будущих педагогов к осуществлению социологических исследований'

Методика подготовки будущих педагогов к осуществлению социологических исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ / SOCIOLOGY / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SOCIOLOGICAL RESEARCH / МЕТОД / МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / METHODOLOGY OF SOCIOLOGICAL RESEARCH / ПРИНЦИПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / PRINCIPLES OF SOCIOLOGICAL RESEARCH / ЭТАПЫ / STAGES / СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / STRUCTURE OF SOCIOLOGICAL RESEARCH / ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / PROGRAM OF SOCIOLOGICAL RESEARCH / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекиров Сервер Нариманович

Статья посвящена обоснованию необходимости формирования навыков осуществления социологических исследований у будущих педагогов в процессе изучения университетского курса социологии. В работе проанализированы основные термины понятийного аппарата социологического исследования как метода познания. В исследовании отражена методика подготовки будущих педагогов к осуществлению социологических исследований в последующей профессиональной деятельности, приведены методические рекомендации относительно повышения эффективности данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекиров Сервер Нариманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNIQUE OF PREPARATION OF FUTURE TEACHERS TO THE IMPLEMENTATION OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

The article is devoted to the substantiation of the necessity of formation of sociological research skills of future teachers in the process of studying the University course of sociology. The paper analyzes the basic terms of the conceptual apparatus of sociological research as a method of cognition. The study reflects the methodology of training future teachers to carry out sociological research in the subsequent professional activity, provides guidelines for improving the effectiveness of this process.

Текст научной работы на тему «Методика подготовки будущих педагогов к осуществлению социологических исследований»

Педагогика

УДК 371

кандидат политических наук, доцент кафедры

философии и социальных наук Бекиров Сервер Нариманович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация. Статья посвящена обоснованию необходимости формирования навыков осуществления социологических исследований у будущих педагогов в процессе изучения университетского курса социологии. В работе проанализированы основные термины понятийного аппарата социологического исследования как метода познания. В исследовании отражена методика подготовки будущих педагогов к осуществлению социологических исследований в последующей профессиональной деятельности, приведены методические рекомендации относительно повышения эффективности данного процесса.

Ключевые слова: социология, социологическое исследование, метод, методика социологического исследования, принципы социологического исследования, этапы, структура социологического исследования, программа социологического исследования.

Annotation. The article is devoted to the substantiation of the necessity of formation of sociological research skills of future teachers in the process of studying the University course of sociology. The paper analyzes the basic terms of the conceptual apparatus of sociological research as a method of cognition. The study reflects the methodology of training future teachers to carry out sociological research in the subsequent professional activity, provides guidelines for improving the effectiveness of this process.

Keywords: sociology, sociological research, methodology, methodology of sociological research, principles of sociological research, stages, structure of sociological research, program of sociological research.

Введение. На современном этапе развития отечественного социума в условиях трансформационных процессов важную роль относительно подготовки специалиста с высшим образованием и, в частности, педагога играют дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла. Среди блока указанных дисциплин одним из важных составляющих профессиональной подготовки педагога ввиду современных условий и специфики его труда занимает университетский курс социологии.

В условиях резкого роста практического значения социальной информации, повышения роли общественного мнения как социального института в политических процессах сегодня эмпирическая социология приобретает статус ведущей и необходимой науки для различных отраслей социальной практики.

Актуальность и необходимость изучения будущими педагогами социологических основ вызваны противоречием между развитием теоретических основ методологии эмпирического социологического исследования и практикой эмпирических исследований.

Основополагающим методологическим элементом, в котором находит свое концентрированное выражение вся система знаний социологии, является социологическое исследование, в котором различают две основные части - теоретическую (концептуальную) и методическую (инструментальную).

Методологическая составляющая заключается в определении фундаментальных подходов к стратегии использования теоретической части метода социологического исследования. Эффективность этой части как метода познания социальной реальности определяется качеством владения культурой диалектического мышления и общей теоретической подготовкой.

Методическая (инструментальная) составная часть программы социологического исследования тесно связана с другими элементами конкретных социологических исследований, которые всегда направлены на изучение реальной ситуации, на конкретный анализ социальных процессов, их зависимостей и взаимосвязей.

Так, одной из задач современного вуза по реализации полноценной профессиональной подготовки будущих педагогов является формирование готовности выпускников к осуществлению социологических исследований.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение методических особенностей подготовки будущих педагогов к осуществлению социологических исследований.

Изложение основного материала статьи. Анализ научной литературы позволяет прийти к выводу, что на современном этапе актуальной является проблема изучения методических аспектов обучения студентов основам проведения всех этапов социологического исследования.

Прежде чем перейти к рассмотрению практических аспектов изучаемой проблемы, следует уточнить значение термина «социологическое исследование» и спектр его основных задач.

Введение термина «социологическое исследование» в научный оборот связано с именем французского социолога Эмиля Дюркгейма, который в своей работе «Самоубийство» (1897) использовал впервые данное понятие, получившее в дальнейшем широкое научное развитие и на современном этапе представляющее собой фундамент социологического знания и особый способ познания.

На основе анализа теоретических трудов Г.С. Батыгина, И.А. Бутенко, А.Г. Здравомыслова можем прийти к выводу, что понятие «социологическое исследование» рассматривается с двух позиций:

- как один из основных способов развития социологического знания, состоящий из сознательной концентрации усилий исследователя или коллектива исследователей на определенных задачах;

- как система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических действий, осуществляемых для получения достоверных данных относительно изучаемого явления или процесса для их дальнейшего применения в практике социального управления [1; 3; 2].

На основе вышеизложенного заключим, что главной задачей социологического исследования является получение объективных и достоверных данных о различных социальных явлениях и процессах, о закономерности и случайности их функционирования и развития.

Полученные в ходе осуществляемого социологического исследования данные и выводы, а также рекомендации, разработанные на их основе, позволяют решать те или иные социальные проблемы, противоречия, конфликты. Конечной целью процесса решения данных проблем путем реализации социологического исследования, является улучшение жизни членов общества, социальных общностей и социума в целом.

Рассмотрев понятийное и функциональное значение социологического исследования, обратимся к изучению проблемы его методики.

По мнению исследователей В.Г. Овсянникова и М.В. Пашкова, под методикой социологического исследования стоит понимать «совокупность методов и приемов для реализации целей и задач социологического исследования, например, методика изучения профессиональной ориентации, методика социального анализа деятельности предприятия и др.» [6, с. 209].

Социологи В. Г. Андреенков и О. М. Маслова под методикой социологического исследования понимают «совокупность технических разновидностей метода с указанием правил их применения в конкретных исследовательских ситуациях, например, методика опроса, использующая технику почтового анкетирования по месту жительства и технику закрытых и открытых опросов» [5, с. 42-43].

Авторами Г.С. Батыгиным и И.А. Бутенко методика социологического исследования рассматривается как сумма частных приемов, которые дают возможность применить тот или иной метод к данной предметной области с целью накопления и систематизации эмпирического материала [1; 2].

Обучение будущих педагогов методике осуществления социологического исследования берет свое начало с донесения до студентов информации относительно последовательности и структуры социологического исследования.

Последовательность социологического исследования представлена следующими этапами:

1. Подготовительный этап, включающий:

- окончательное формулирование темы исследования;

- разработку программы, состоящей из обязательных элементов, таких как: описание проблемной ситуации, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, понятийный аппарат исследования);

- установление выборки, определение инструментария и разработку методических документов;

- формирование рабочей группы исследователей;

- разработку рабочего плана исследования с определением всех составляющих этапов исследования от разработки программы и до подготовки итоговых документов.

2. Этап сбора первичной социологической информации, основной задачей которого является сбор информации посредством применения методов социологического исследования (анкетирования, интервью, наблюдения и т.д.).

3. Этап проверки, обработки и обобщения информации, включающий:

- проверку и упорядочение собранной информации с точки зрения точности, полноты и качества заполнения методических документов;

- обработку полученных данных.

4. Этап анализа информации и подготовки итоговых документов, состоящий из таких элементов, как:

- формулировка аналитических выводов на основе обобщенных данных в соответствии с определенными в программе целью, задачами и гипотезой исследования;

- разработка рекомендаций по решению проблемы.

В рамках первого этапа наиболее важным моментов является выбор направления исследования и формулировка темы. Для решения данной проблемы преподавателем может быть составлен перечень тем. Студенты также могут сформулировать тему самостоятельно на основе собственных интересов, потребностей, осведомленности в той или иной сфере, которую корректирует и утверждает научный руководитель.

На этапе выбора темы важным аспектом является учет уровня ее проблемности и актуальности. Социологическое исследование может быть реализовано на основе определенного социального противоречия, конфликта, потребности в улучшении определенной ситуации или в более глубоком анализе проблемы, характеризующейся недостаточной изученностью.

Важным моментом при подготовке будущих педагогов к осуществлению социологических исследований является также оказание методической помощи при составлении программы исследования. Для реализации данной цели преподавателем может быть написана памятка создания программы социологического исследования, отображающая все элементы данного обязательного документа, а именно:

- описание проблемной ситуации;

- определение объекта исследования;

- определение предмета исследования;

- формулировка цели и задач исследования;

- формулировка гипотезы исследования;

- анализ понятийного аппарата исследования;

- формирование и описание социологической выборки;

- определение методов сбора социологической информации;

- определение методов обработки информации.

Задачей преподавателя социологии является обучение студентов:

- созданию рабочего плана исследования, а также методических особенностей подбора и применения методов социологического исследования, в частности, анкетирования;

- обобщению и систематизации полученных социологических данных;

- методам и формам подсчета и обобщения результатов;

- подготовке выводов и заключения исследования.

Важным моментом в данном ключе является обучение правильному подбору метода исследования, так как метод представляет собой его концептуальную основу, «способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности» [4, с. 155].

По мнению В.Г. Овсянникова и М.В. Пашкова, «чтобы воспользоваться методикой или даже полученными с ее помощью фактами, социолог должен овладеть некоторым минимумом соответствующих

методологических принципов... Именно через применение методологических принципов в методике происходит реализация методологии» [6, с. 209].

На наш взгляд, основополагающими принципами реализации социологического исследования являются следующие:

- принцип конкретизации;

- принцип типологизации;

- принцип объективизации.

Рассмотрев основные этапы работы со студентами относительно подготовки их к осуществлению социологических исследования, заключим, что уровень сформированности навыков будущих педагогов относительно анализируемой в исследовании проблемы зависит от процентного соотношения практического блока в методике обучения студентов. Так, в рамках курса социологии могут реализовываться мини-исследования, индивидуальные и коллективные исследования, долгосрочные исследования; кроме того, студентам стоит предлагать такую форму работы, как структурный анализ проведенных социологических исследований.

Практические задания на занятиях по социологии должны подбираться с учетом поэтапного увеличения уровня сложности. Например, на ранних этапах работы студентам может быть предложено создание перечня тем, актуальных для проведения социологического исследования. Со временем будущие педагоги должны обучаться самостоятельно составлять документацию, сопровождающую социологическое исследование. Только на основании сформированных навыков студентов по указанным видам работы преподавателю следует приступать к организации условий для реализации будущими педагогами самостоятельных социологических исследований.

Выводы. Резюмируя вышесказанное, заключим, что в системе полноценной профессиональной подготовки будущих педагогов большое значение имеет формирование социологического мышления и навыков реализации социологических исследований, которые представляют собой основной метод социологии относительно изучения социальной действительности.

В рамках реализации курса «Социология» для будущих педагогов особое внимание должно отводиться формированию готовности студентов к осуществлению социологического исследования, для чего необходима целенаправленная методическая система, основывающаяся в первую очередь на реализации элементов исследования с нарастающей сложностью и дальнейшим самостоятельным проведением обучающимися пробных социологических исследований.

Таким образом, проведение пробных социологических исследований является важной составляющей освоения студентами педагогических вузов курса социологии и обеспечивает получение практических умений и навыков исследования различных социальных процессов и явлений, необходимых для будущей профессиональной деятельности педагогов.

Литература:

1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. Учебник для студентов гуманитарных ВУЗов и аспирантов. - М., 1995. - 286 с.

2. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. - М., 1998. - 228 с.

3. Здравомыслов А.Г. Методология и процедуры социологического исследования. - М., 1969. - 205 с.

4. Краткий словарь по социологии / под ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. - М.: Политиздат, 1988. - 479 с.

5. Методы сбора информации в социологических исследованиях / под ред. В. Г. Андреенкова, О. М. Масловой. - М.: Наука, 1990. - 232 с.

6. Овсянников В.Г., Пашков М.В. Методологические принципы и методика прикладного социологического исследования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. -2012. - № 3. - С. 205-211.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования профессиональной культуры будущих учителей истории в процессе их подготовки в высшей школе. В работе анализируются основные понятия изучаемого феномена, рассмотрены структурные компоненты профессиональной культуры педагога. В исследовании определены педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих учителей истории на основе учета специфики предмета и компонентов изучаемого феномена.

Ключевые слова: профессиональная культура педагога, профессионально-педагогическая культура, педагогическая культура, информационная культура, коммуникативная культура, структура профессиональной культуры педагога, будущие учителя истории, профессиональное образование, педагогические условия.

Annotation. The article is devoted to the problem of formation of professional culture of future teachers of history in the process of their training in higher education. The paper analyzes the basic concepts of the studied phenomenon, the structural components of the professional culture of the teacher. The study defines the pedagogical conditions for the formation of professional culture of future teachers of history based on the specifics of the subject and the components of the phenomenon under study.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.