ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2015. № 1
РЕЦЕНЗИИ
В.А. Сушко, канд. социол. наук, доц. кафедры методологии социологических исследований социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*
ЛОГИКА И ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Рецензия на учебное пособие Ю.П. Аверина "Теоретическое построение количественного социологического исследования"1
V.A. Sushko
LOGIC AND PRINCIPLES OF QUANTITATIVE SOCIOLOGICAL RESEARCH PROJECT (review of the training manual "Theoretical constructs of quantitative sociological research" by Yu.P. Averin)
Статья представляет собой рецензию на учебное пособие Ю.П. Аверина "Теоретическое построение количественного социологического исследования".
Ключевые слова: социологическое исследование, методы и методология, программа социологического исследования.
The article is a review of the training manual Yu.P. Averin "Theoretical constructs quantitative sociological research".
Key words: sociological research, methods and methodology, the program of sociological research.
Современная социология дает знания об обществе как едином социальном организме во взаимодействии объективных и субъективных факторов исторического развития и функционирования, а следовательно, позволяет действовать осознанно, научно прогнозируя возможные последствия своей деятельности. Социологические знания в наше время играют важную роль в прогнозировании, являются важным показателем мнения народа, представленного в виде результатов социологических исследованиий. Социологическое видение общества, реализация социологического подхода к обществу — это всегда анализ явления, процесса в системе социальных связей, анализ с точки зрения его соотношения с обществом как целым. Информация, полученная в ходе социологического исследования, может способствовать решению проблем в различных
* Сушко Валентина Афанасьевна, e-mail: [email protected]
1 См.: Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования. М.: Академический проект, 2014.
областях человеческой жизни и деятельности. С его помощью можно выяснить скрытые качества социальных явлений и процессов, установить существенные причины, лежащие в их основе. Важнейшую роль социологические исследования играют в условиях современной экономической и социальной жизни, когда предстоит выяснить движущие факторы развития и деятельности социальных, этнических, демографических общностей, раскрыть особенности социального положения и жизнедеятельности различных социальных групп, показать социальную мобильность и дифференциацию общества в современных условиях.
В этой связи особого внимания заслуживает вышедшая в начале 2014 г. книга Ю.П. Аверина2 "Теоретическое построение количественного социологического исследования". Учебное пособие представляет собой второе расширенное и существенно дополненное издание этого фундаментального труда, которое дает практически исчерпывающее профессиональное описание и знание того, какие существуют принципы, методы и подходы к построению программы социологического исследования от постановки проблемы до формулировки гипотез и построения измерительного инструментария для их проверки. Большое внимание уделяется обоснованию технологии и процедурам теоретической разработки отдельных этапов программы, которые лежат в основе дальнейшего построения методики эмпирического исследования. В учебном пособии достаточно много иллюстраций с примерами из эмпирических исследований, проведенных автором книги.
Овладение методологией социологических исследований позволяет будущим социологам профессионально реализовать практически преобразовательную функцию социологии и обеспечить ее широкое использование обществом. Освоение универсальных принципов и методов получения социологического знания о социальных явлениях позволяет социологу использовать их в любой отрасли социологической науки, в любой сфере общественной жизни. Поэтому большое внимание в учебном пособии уделено использованию понятийного аппарата теории для построения концептуальных моделей, приемам сведения общих, абстрактных понятий к конкретным частным понятиям, на основе которых формулируются гипотезы исследования3.
Учебное пособие состоит из восьми тем, логично объединенных общей авторской концепцией. Каждая тема заканчивается
2 Аверин Юрий Петрович — профессор, доктор социологических наук, заведующий кафедрой методологии социологических исследований социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Автор более 50 научных публикаций.
3 См.: Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования. С. 7.
определением основных понятий, контрольными вопросами для проверки усвоения содержания темы и списком литературы.
Такая структура позволяет от теоретического осмысления построения количественного социологического исследования перейти к практическому построению концепции и программы.
Тема 1 "Методология социологического исследования как отрасль социологии. Исследовательские парадигмы". Тема начинается с раскрытия функций социологии: онтологической, которая объединяет задачи теоретического описания, объяснения и прогнозирование бытия социального явления4, и логико-методологической, решающей задачу определения закономерностей производства достоверного знания о социальных явлениях, закономерностей того, как надо их познавать5. Далее в учебном пособии рассматриваются и даются определения объекта и предмета методологии социологического исследования, понимание и сущность исследовательских парадигм, таких, как позитивизм, неопозитивизм, номинализм, интерпретивизм и многопарадигмальный подход к исследованию. Каждый раздел снабжен схемами и примерами, достаточно ясно и понятно объясняющими излагаемый материал, а также определениями, отдельно сформулированными и вынесенными за рамки основного текста.
Тема 2 "Программа количественного социологического исследования: функции, структура, логика построения, назначение и общее понимание основных элементов" сначала раскрывает общие принципы научного исследования — универсализм и организованный скептицизм. Логические принципы научного исследования являются следствием принятия профессионалом определенных правил получения и воспроизводства знания. В этой связи автор раскрывает суть этих правил, опираясь на работу Н. Сторера, раскрывающего содержание постулатов научного этоса Р. Мертона6. Показано, насколько эти принципы неразрывно связаны между собой, выполнение требований одного из них невозможно, если не выполняются требования другого принципа7. Затем дается определение программы социологического исследования, раскрываются функции и структура программы, причем все это также предлагается к изучению при помощи интересных и наглядных схем. Зачастую у социолога-исследователя возникают вопросы: с чего начинать построение программы, на что необходимо опираться, чтобы по-
4 Там же. С. 10.
5 Там же.
6 См.: Сторер Н. Социология науки // Американская социология: перспективы, проблемы, методы / Сокр. пер. с англ. В. Воронина и Е.В. Зиньковского. Ред. и вступ. ст. Г.В. Осипова. М., 1972. С. 253.
7 См.: Аверин Ю.П. Указ. соч. С. 32.
лучить знание об исследуемом явлении, как надо делать, чтобы получить эти знания, что потом делать с уже полученными данными? Достаточно подробно, включая 13 процедур, представлена процедура построения вводной части программы социологического исследования и теоретико-методическая часть программы, включающая 9 процедур. Материал систематизирован, четко изложен и достаточно понятен для изучения. Также в конце темы представлена обобщенная структура программы социологического исследования, позволяющая глубже осмыслить прочитанное.
Тема 3 "Замысел социологического исследования: содержание и способы разработки вводной части программы" начинается с постановки проблемы исследования. Достаточно важно и необходимо на этом этапе правильно понимать социальную проблему, осознать то противоречие, которое ее формирует, понять, насколько она является острой в современном обществе и какие пути ее решения существуют. Важно, чтобы она не достигла той остроты, которая может закончиться конфликтами. Для этого необходимо определить критерии отбора социальной проблемы для социологического исследования. Также в данной теме рассматриваются подходы к формулировке темы социологического исследования, структура темы, определение цели исследования, критерии ее определения и типичные ошибки при формулировке. Затем уделяется внимание рассмотрению вопроса о постановке задач социологического исследования, определяются их виды. В качестве примеров приводятся результаты исследования по такой важной теме современного общества, как качество жизни взрослого населения России, одним из руководителей которого был автор. После этого автор предлагает свое понимание теоретических основ исследования, обоснование и логику их выбора и в качестве примера приводит теорию социального действия, теорию П. Бурдье, теоретический подход В. Наварро, теорию систем действия Т. Парсонса, теорию семьи и теорию малых групп. Определяя эмпирические основы исследования, автор подробно описывает источники их получения, определяет эмпирический объект социологического исследования, методы сбора, обработки и обобщения первичных эмпирических данных. В помощь студентам в конце темы приводятся различные примеры.
В теме 4 "Обоснование концепции и построение концептуальной модели социологического исследования: теоретическое самоопределение и структура понятий" дается понимание концепции социологического исследования и ее роли, основание выбора концепции, логические шаги к выбору теоретических основ. Автор достаточно детально, с применением понятийного аппарата, подробных примеров разбирает то, как конструируется концептуаль-260
ная модель, какие необходимо предпринять шаги для ее построения, а также какова ее роль в социологическом исследовании.
Такое подробное описание и объяснение являются новшеством для учебников и учебных пособий такого рода, так как в многочисленных книгах по методологии социологического исследования данная тема практически нигде не затрагивалась, почти полностью отсутствует в учебных материалах для студентов-социологов, и поэтому такое представление является важнейшей частью учебного пособия и может быть полезно не только будущим социологам, но и тем, кто уже занимается прикладной социологией. Без четкого понимания того, как строить такие концепции, зачем они нужны, как избежать ошибок при их построении и умения использовать эти концепции, не должно обходиться ни одно социологическое исследование.
Тема 5 "Построение операциональной модели и определение переменных социологического исследования: переход к наблюдаемым свойствам" является логическим продолжением четвертой темы, так как в ней раскрываются теоретические подходы к пониманию операциональных понятий того, как нужно строить операциональную модель социологического исследования. Также важнейшей частью данной темы является объяснение понимания переменных социологического исследования, требования к операциональным свойствам как к переменным. Подробно рассматривается классификация переменных и их роль в социологическом исследовании, выделяются явные и скрытые переменные и их разновидности. Все пункты работы сопровождаются подробными примерами, иллюстрациями, схемами. Затем подробно рассматриваются переменные в зависимости от их роли в объяснении отношений между предметом и объектом социологического исследования, выделяются зависимые и независимые переменные, объяснительные, контрольные и факторные переменные.
Тема переменных в социологическом исследовании крайне важна и необходима, так как ее роль достаточно велика. Многие ученые в своих трудах рассматривали понятие, роль и виды переменных. Среди них В.И. Добреньков, А.И. Кравченко8, Э. Гидденс9, Ю. Волков, И. Мостовая10, Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер11 и многие другие. В данном учебном пособии используется определение П. Лазарсфельда, согласно которому переменные — это любое средство, с помощью которого можно провести различия между
8 См.: Добреньков В., Кравченко А. Социология: В 3 т. М., 2001. Словарь по книге.
9 См.: Гидденс Э. Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины. М., 1999.
10 См.: Волков Ю., Мостовая И. Социология: Учебник для вузов. М., 1998. Глоссарий к книге.
11 См.: Аберкромби Н, Хилл С., Тернер Б£. Социологический словарь. М., 2008.
единицами исследования12, т.е. изменение средств состояния позволяет провести это различие13. Такая структура объяснения позволяет с интересом изучать материал, находя все новые аспекты исследуемых проблем.
Тема 6 "Причинно-следственные связи и построение объяснительной модели в количественном социологическом исследовании" посвящена объяснению природы причинности в социальной действительности, потому что задачи социологической науки состоят не только в том, чтобы описывать свойства социальных явлений, выявлять связи между ними, но и объяснять, почему данные связи возникают. Это позволяет определять социальные механизмы существования и развития данных явлений. Чтобы такое объяснение было возможным, необходимо выявить связи между свойствами социальных явлений, которые носят закономерный характер14. В этой связи рассматривается социальный факт как основание причинности, а затем уже особенности причинно-следственных связей в социальной действительности. На многочисленных схемах, диаграммах, таблицах приводятся примеры с данными из социологических исследований, посвященных изучению различных сторон качества жизни, таких, как влияние социального статуса на качество жизнедеятельности индивида, самочувствие взрослого населения России в течение года, установки и стереотипы подростков в отношении здоровья и их место в системе ценностей, и другие, наглядно показывающие особенности причинно-следственных связей и их критерии. Также в рамках этой темы объясняются и анализируются виды объяснительных моделей в социологическом исследовании. Это достаточно важный фрагмент, так как в зависимости от того, какой вид объяснительной модели используется в рамках данного исследования, формируются соответствующие цель и задачи исследования, определяются его теоретические основы15.
В этой связи рассматриваются модель целостности, модель всеобщей значимости, модель символического интеракционизма, функциональная модель Р. Мертона и синергетическая модель. Все модели сопровождаются определениями, объяснениями, примерами и таблицами, из которых понятна цель излагаемого материала.
Тема 7 "Построение и проверка гипотез в количественном социологическом исследовании. Построение эмпирических и теоре-
12 Lasarsfeld P. Concept formation and measurement in the behavioral sciences: some historical observations // Concepts, Theory and Explanations in the behavioral Sciences / Ed. by G. DiRenzo. N.Y., 1966.
13 См.: АверинЮ.П. Указ. соч. С. 173.
14 Там же. С. 234.
15 Там же. С. 276.
тических обобщений" посвящена рассмотрению гипотезы как важнейшего элемента программы социологического исследования. Гипотеза в социологической науке вообще и в социологическом исследовании в частности занимает особое место. Из подтвержденных гипотез состоит тело теории, и чем больше подтвержденных гипотез включает в себя теория, тем больше описательно-объяснительный охват данной теории. В этом смысле общенаучная функция гипотез заключается в том, что их выдвижение позволяет получить новые научные утверждения, обогащающие знание о социальной действительности. Таким образом, гипотеза является главной составляющей теории на стадии ее формирования и про-верки16. Поэтому представляется важным определить критерии состоятельности гипотезы, источники выдвижения гипотез, этапы построения гипотезы, включающие предварительный, теоретический и эмпирические этапы. Содержание и форма гипотез также важны, потому что гипотезы играют важную роль в социологическом исследовании и содержат хотя и вероятностное, еще не подтвержденное научными средствами, но новое знание, предполагающее способы разрешения противоречия, лежащего в основе проблемы. Также роль гипотезы заключается в том, что она помогает отобрать те факты, которые необходимы для решения проблемы исследования, и определяет основное направление анализа эмпирических фактов.
Автор разделяет гипотезы на три вида: описательные, описательно-объяснительные и объяснительные — и подробно объясняет содержание и форму каждой, приводя в пример логические схемы умозаключений, используемые в гипотезах. После этого очерчивается логический путь проверки каждого вида гипотез и схемы этих проверок. После того как подробно описаны гипотезы, автор переходит к пониманию социального показателя и его разновидности, используя подход Ч. Додда, который ввел в категориальный аппарат социологии понятие показателя17, а также раскрывает принципы построения и способы конструирования социальных показателей.
В рамках последней, восьмой, темы "Измерение показателей и построение социальных индикаторов" автор говорит о том, что такое измерение в социологическом исследовании, что такое измерение показателей, и переходит к понятию индикатора, а также рассматривает виды социальных индикаторов. Каждый вид социального индикатора автор поясняет подробным определением, примерами, схемами, таблицами и расчетами, что наглядно де-
16 Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 1: Методология и история. М., 2000. С. 133; Аверин Ю.П. Указ. соч. С. 302.
17 DoddCh. Dimentions of society. N.Y., 1940; Аверин Ю.П. Указ. соч. С. 359.
монстрирует представленный материал и упрощает возможность его понимания и использования при построении программы количественного социологического исследования.
В целом данное учебное пособие содержит подробный анализ осмысления, составления и выполнения программы количественного социологического исследования.
Следует также обратить внимание на структуру книги. Она выстроена четко, в соответствии с общей логикой исследования поставленных проблем. К достоинствам учебного пособия следует отнести также хороший научный стиль изложения, делающий материал доступным для широкого круга читателей, а также основательную эмпирическую базу исследования.
Выводы автора находят свое отражение в схемах, таблицах и рисунках, что делает работу наглядной и помогает восприятию содержания.
Учебное пособие Ю.П. Аверина содержит уникальную систематизацию концепций и практик в методологии социологического исследования.
Работа, несомненно, представляет интерес не только для экспертного и научного сообщества, студентов и аспирантов, занимающихся данной тематикой, но и для широкого круга читателей, которых волнуют современные процессы, происходящие в российском обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. М., 2008 (Aberkrombi N., Hill S., Terner B.C. Sociologicheskij slovar'. М., 2008).
Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования. М., 2014 (Averin Ju.P. Teoreticheskoe postroenie kolichestvennogo sociologicheskogo issledovanija. M., 2014).
Волков Ю., Мостовая И. Социология: Учебник для вузов. М., 1998. Глоссарий к книге (Volkov Ju., Mostovaja I. Sociologija: Uchebnik dlja vuzov. М., 1998. Glossarij k knige).
Гидденс Э. Социология. М., 1999. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины (Giddens Je. Sociologija. M., 1999. Glossarij: osnovnye ponjatija i vazhnejshie terminy).
Добренькое В.И., Кравченко А.И.. Социология: В 3 т. М., 2001. Словарь по книге (Dobren'kov V.I., Kravchenko A.I. Sociologija: V 3 t. М., 2001. Slovar' po knige).
Сторер Н. Социология науки // Американская социология: перспективы, проблемы, методы / Ред. и вступ. ст. Г. В. Осипова. М., 1972 (Storer N. Sociologija nauki // Amerikanskaja sociologija: perspektivy, problemy, metody / Red. i vstup. st. G.V Osipova. M., 1972).
DoddCh. Dimentions of society. N.Y., 1940.
Lasarsfeld P. Concept formation and measurement in the behavioral sciences: some historical observations // Concepts, Theory and Explanations in the behavioral Sciences / Ed. by G. DiRenzo. N.Y., 1966.