Научная статья на тему 'Методика планирования производственной деятельности рыбохозяйственных предприятий'

Методика планирования производственной деятельности рыбохозяйственных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
553
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ / PLANNING PRINCIPLES / ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА / PRODUCTION PLAN / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / PRODUCTION CAPACITY / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ / ENTERPRISE POTENTIAL / ПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫЙ СПРОС / EFFECTIVE DEMAND / ПЛАН ПРОДАЖ / SALES PROGRAM / MANUFACTURING PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мищенко Н. Г.

Предложенная в работе методика основана на разработке плана производства с учетом производственной мощности, емкости рынка, платежеспособного спроса населения, коэффициента эластичности спроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning procedure of fishery enterprises production activity

The procedure described is based on the production schedule development taking into account manufacturing capacity, market capacity, effectual demand of population and demand elasticity coefficient.

Текст научной работы на тему «Методика планирования производственной деятельности рыбохозяйственных предприятий»

С учетом данных методических позиций может быть предложена методика анализа хозяйственной устойчивости и конкурентоспособности предприятий рыбной промышленности, базирующаяся на анализе четырех укрупненных групп критериев: эффективность процессов добычи и переработки морепродукции и уровень их логистизации (Э(п)); финансовое состояние рыбохозяйственной фирмы (Ф(п)); эффективность организации продвижения товара на рыбном рынке с учетом возможностей логистики (Э(с)); конкурентоспособность рыбной продукции (К(т)). Коэффициент конкурентоспособности рыбообрабатывающих предприятий (К(кп)) можно выразить формулой:

К(кп) = 0,17Э(п) + 0,21 Ф(п) + 0,32Э(с) + 0,3К(т), (2)

где 0,17, 0,21, 0,32 и 0,30 - коэффициенты весомости показателей, определенные экспертным методом группой ученых ВНИЭРХа и руководителей рыбопромышленных предприятий. Показатели конкурентоспособности, сопоставляются с эталоном (лидером на рынке) или с показателями за прошлый период времени. Для сравнения могут использоваться также среднеотраслевые показатели по отдельным типам судов, рыбообрабатывающим организациям, сбытовым организациям и т. д. Оценка конкурентоспособности по данному методу позволяет с разных точек зрения оценить реальное положение рыбохозяйственной структуры и наметить пути его улучшения.

Литература

1. Карнаухов С.Б. Концепция логистики (системный анализ). - М.: Рос. экон. акад., 2003. -162 с.

2. Экономические проблемы развития рыбной промышленности и хозяйства России в свете реализации Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2020 года: материалы всерос. науч.-практ. конф. - М.: ВНИЭРХ, 2004. - 227 с.

3. Веснин В.В. Стратегическое управление. - М.: Проспект, 2013. - 328 с.

4. Методология и практика оценки инвестиционных лизинговых проектов: методическое пособие / сост. М.В. Фролова, Н.В. Воронина, В.Г, Зарецкая, И.Л. Скидан. - Хабаровск: Алина, 2001. - 194 с.

5. Горшечников В.П., Шпаченков Ю.А. Становление и развитие малого предпринимательства в рыбном хозяйстве Сахалинской области. - М.: ВНИРО, 1998. - 283 с.

6. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Дело, 2004. - 424 с.

УДК 658.5:639.2/.3

Н.Г. Мищенко

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: [email protected]

МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Предложенная в работе методика основана на разработке плана производства с учетом производственной мощности, емкости рынка, платежеспособного спроса населения, коэффициента эластичности спроса.

Ключевые слова: принципы планирования, план производства, производственная программа, производственная мощность, потенциал предприятия, платежеспособный спрос, план продаж.

N.G. Mishchenko (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003). Planning procedure of fishery enterprises production activity

The procedure described is based on the production schedule development taking into account manufacturing capacity, market capacity, effectual demand of population and demand elasticity coefficient.

Key words: planning principles, production plan, manufacturing program, production capacity, enterprise potential, effective demand, sales program.

В современных рыночных условиях хозяйствования производственная программа представляет собой комплексный план производства продукции, содержащий все плановые показатели, будем ее в дальнейшем называть план производства или производственный план. Этот план составляется с учетом перспективного стратегического плана и является тактическим планом, разрабатывающимся сроком на один год с разбивкой по кварталам и месяцам. Он тесно связан с другими разделами - планами по труду, снабжению и реализации продукции, по финансам, прибыли, себестоимости, инвестициям, новой технике - и другими показателями и разделами плана, которые разрабатываются на основе производственного плана.

В рыночных условиях планы производства ориентированы на общие потребности населения, изменения конъюнктуры рынка: конкуренция, спрос, предложение, цены, конкурентоспособность продукции и другие рыночные факторы. В основу такого планирования положены рыночные принципы планирования, методы разработки и обоснования производственного плана производственными ресурсами. При этом план производства базируется на платежеспособном спросе населения и предложении, емкости рынка, эластичности спроса и конкурентоспособности продукции (услуг).

Рассмотрим порядок разработки производственного плана и обоснование его необходимыми ресурсами [1].

Первым этапом разработки плана является анализ конъюнктуры рынка и потенциала предприятия, на основе которых разрабатывается план производства.

Важнейшей особенностью планирования в рыночных условиях является анализ рынка и составление плана маркетинга, в котором определяются на плановый период емкость рынка, спрос и предложение, цены, сегментация и география продаж. На основе этой информации разрабатывается план продаж, формируется портфель заказов на продукцию и производственный (тактический) план выпуска продукции. План производства должен быть тесно связан с планом продаж, портфелем заказов потребителей, эластичностью спроса и платежеспособным спросом населения.

Важное место в анализе следует уделить вопросу определения емкости рынка, поведению конкурентов и определению потребности в продукции, с учетом конкурентов и товарозамените-лей. При оценке общего спроса необходимо рассчитать платежеспособный спрос населения для расчета плана продаж, его объемов и структуры в соответствии с сегментацией рынка. Здесь же необходимо сделать анализ конкурентов, их поведения на разных рынках и влияние на спрос, предложение и формирование конкурентных преимуществ. Для анализа конкуренции составляется табл. 1 , на основе которой проводится анализ рыночной конкуренции. Рейтинг исследуемой фирмы и основных конкурентов оценивается по 5-балльной системе.

Таблица 1

Анализ конъюнктуры рынка рыбопродукции

Наименование показателей Рынок 1 Рынок 2 Рынок 3

Фирма Конкуренты Фирма Конкуренты Фирма Конкуренты

1 2 3 1 2 1 2

Реклама, тыс. руб. 50 60 70 60 40 30 35 60 45 30

Объем, емкость рынка, туб 180 300 150 190 60 50 43 200 45 140

Качество продукции, балл 3,5 4 4 3 4 5 4 3,9 4 4,5

Цена, тыс. руб. 4 4 5 5 4,5 4,5 5 4,2 4,3 4,6

Упаковка, маркировка, балл 3,5 4 5 4 4,5 4,5 4 3,9 4 4,5

Услуги сервиса (расфасовка, дегустация, доставка на дом), балл 2,3 3,5 4 4,5 3 3,5 4,5 4,5 4,2 4,1

Платежеспособный спрос, тыс. руб. 160 230 140 130 50 50 39 135 42 133

Для каждого из рынков необходимо оценить и сравнить затраты на рекламу, упаковку, сервисные услуги, обеспечение качества продукции и цену у конкурентов и фирмы, в отношении которой проводится анализ. Это позволит сделать выводы о возможностях снижения или повышения цен; размерах рекламной кампании, об упаковке, объемах и характере сервисных услуг фирмы, позволяющие повысить конкурентоспособность продукции рассматриваемой фирмы и завоевать определенный сегмент рынка. В этой связи необходимо более детально оценивать конкурентов, что позволит указать те пробелы в стратегии или качественных характеристиках товаров, которые не позволяют фирме добиться успеха.

При анализе конкуренции важна прогнозная оценка сбыта продукции, достоинств и недостатков конкуренции, объемов и динамики спроса основных клиентов фирмы на продукцию, цен, которые используются для составления плана продаж и производства продукции.

В процессе анализа рынка, поведения конкурентов необходимо сделать расчет емкости рынка с целью определения платежеспособного спроса населения. После анализа рынка следует произвести анализ производственного потенциала предприятия для оценки потенциальных возможностей фирмы: достаточность имеющихся в наличии производственных мощностей, уровня их использования. Необходимо проанализировать уровень прогрессивности материально-технической базы, качество, надежность, прогрессивность применяемых технологий, оборудования, инструмента и дать оценку, сможет ли фирма производить продукцию, соответствующую по объему рыночному спросу, а по уровню издержек производства, цен и качества - требованиям, сложившимся на рынке. Кроме того, необходимо проанализировать уровень квалификации кадрового потенциала, прогрессивность применяемых технологий, эффективность внедрения НТП, инноваций и т. д.

На рис. 1 приведена схема анализа рынка и оценки факторов и условий разработки планов продаж и производства продукции, где наглядно рассмотрены внутренние и внешние факторы, влияющие на разработку планов маркетинга, продаж и производства продукции. Здесь же раскрыты основные условия и мероприятия, которые необходимо учитывать при разработке планов продаж, на основе которых разрабатываются планы производства.

После анализа рынка и оценки потенциала предприятия можно заключать хозяйственные договора и формировать портфель заказов. В результате анализа рынка цен необходимо составить ориентировочный план - прогноз продаж, производства продукции, прибыли, рентабельности продукции. Для этого вначале рассчитаем и оценим производственную мощность предприятия.

В рыночных условиях для оценки потенциала предприятия (фирмы) необходимо рассчитать среднегодовую мощность и определить уровень ее использования с учетом спроса [2].

Производственная мощность предприятия представляет собой максимально возможный объем производства продукции в год при полном, без потерь и простоев, использовании производительности оборудования, годового баланса рабочего времени, рабочих и применение прогрессивной технологии и организации производства. В рыбной промышленности, например, мощность приводится в расчете на 1 туб. (тысячу условных банок); в машиностроении мощность рассчитывается на выпуск готовой продукции: машин, самолетов, оборудования, кораблей, станков и т. д.

В общем виде производственная мощность рассчитывается по техническим проектам и мощности ведущего оборудования или сборочного, коптильного, консервного цеха. Она рассчитывается исходя из количества единиц установленного оборудования (Ы), производительности единицы оборудования в час, смену, сутки (П), годового фонда рабочего времени (Т) и Кс - коэффициента сменности работы оборудования:

М = N • П • Т • К • (1)

В расчетах коэффициента сменности (Кс) принимают 3 смены работы цеха, участка в сутки -для непрерывного производства, а для прерывного производства (Кс) принимается в размерах 1,5-2 смены в сутки. Коэффициент сменности определяется по формуле:

Ч + и + и

Кс = с1 + Ч с2 + Ч с3 , (2)

Ч с1

где Чс1, Чс2, Чс3 - количество человек, отработавших соответственно в 1-, 2-, 3-ю смены.

Анализ внешних факторов фирмы

Оценка рынка сбыта продукции

Состояние текущего и перспективного спроса, его объемов, структуры, их колебания. Факторы, влияющие на спрос

Анализ и оценка емкости рынка. Сегментация рынка, общего спроса

Прогнозирование объемов, структуры, спроса, продаж

Анализ цен и ценовой политики конкурентов, выбор - расчет цены

Методы продвижения товаров, рекламы, сбыта продукции

Уровень сервисных услуг, оказываемых конкурентами

Разработка плана маркетинга

Анализ внутренних факторов фирмы

Оценка внутренних возможностей фирмы

Где находится фирма, куда нужно идти фирме, как это сделать?

Анализ производственных мощностей и их использование, технический уровень оснащенности предприятия

Прогрессивность технологий, нормативов, эффективность использования природных

ресурсов, качество продукции, производительность труда, рентабельность, уровень квалификации кадров

Сырьевая база, надежность коммерческих связей, поставок сырья, материалов

Эффективность внедрения НТП, резервы снижения себестоимости и цен

Разработка производственной программы

Меры и условия, учитываемые при разработке плана

Продукция: качество, конкурентоспособность, новизна, упаковка, сервисные услуги, цена, послепродажная гарантия

Цены: уровень цен, их колебания, перспективы снижения цен

Выбор каналов сбыта: расчет емкости рынка сбыта, формирование и расчет платежеспособного спроса населения

Организация сбыта и продвижения товаров, стимулирование продаж, реклама, упаковка, сервисные услуги

Рис. 1. Оценка факторов и условий, учитываемых при разработке планов продаж и производства продукции

Мощность - величина непостоянная и меняющаяся по мере замены устаревшего оборудования новым, более производительным, при внедрении новых технологий и организации производства, модернизации оборудования.

Поэтому по мере реконструкции предприятий и модернизации оборудования мощность нужно пересчитывать. Для этого составляют баланс производственных мощностей и рассчитывают среднегодовую мощность. Баланс мощностей имеет вид:

Мср = Мнг + Мв -Муб + Морг, (3)

где Мнг - мощность на начало года; Мв, Муб - мощность ввода и убытия соответственно; Морг -мощность, увеличенная за счет внедрения в производство организационно-технических мероприятий.

Среднегодовая мощность (Мср) определяется по формуле:

Мв - Муб

Мср = МНг + в уб , (4)

К

ос

где Кос - коэффициент освоения мощностей (Кос для 1 года = 0,65; 2 года = 0,75 - 0,85).

Для оценки величины производственных мощностей и степени их использования рассчитывается коэффициент фактического (Кф) и планового использования производственных мощностей (Кпл), которые равны:

в„

кф =-7т100, (5)

ш ср

в

Кпл = тт- 100, (6)

М ср

где Вф, Вдл - фактический и плановый выпуск продукции.

Из этих формул можно рассчитать план выпуска продукции:

В = . (7)

пл ту V '

К пл

Производственную мощность необходимо увязать со спросом на продукцию. Для этого рассчитывают коэффициент спроса (Кспр):

Кспр = ^Т' (8)

М ср

где Qспр - рыночный объем спроса на продукцию (в натуральных единицах).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затем рассчитывается плановый объем выпуска продукции (Впл), приравняв его к спросу:

Впл = Кспр • Мср. (9)

Главную трудность здесь представляет расчет объемов спроса. Планируемый спрос определяется методом изучения спроса на товарных рынках или нормативным методом.

Для расчета коэффициента спроса нужно определить спрос на продукцию по каждому каналу сбыта и в целом емкость рынка, представляющую собой объем товаров (в денежном или натуральном выражении), который могут купить потребители в день, месяц, год. Емкость рынка определяется с помощью статистических данных за прошедший год и с учетом платежеспособного спроса населения в каждом населенном пункте. В общем виде емкость рынка можно рассчитать нормативным методом. Для этого вначале рассчитывают емкость коллективных потребителей (Ек):

Ек =]Г Н,ЧЮ(,, (10)

где НI - суточная норма потребления товара; Чи- - численность коллективных потребителей; ti - период потребления; / = 1... п - группы коллективных потребителей.

1

Затем определяется общая емкость рынка (Еобщ):

Ек = 2н,Ч0бЩ^ Эл

(11)

где Чобщг- - общая численность населенного пункта; Эл - эластичность спроса на товар.

Искомую емкость рынка (Ен) без учета емкости коллективных потребителей и конкурентов определяем по формуле:

( п \

Ен = Еобщ

X Ек

V 1=1

й + Р - ЧР - А - К

(12)

где ХЕю - емкость коллективных потребителей; й - доля коллективных потребителей; Рс - страховой резерв; ЧР - товар произведен в частном секторе; А - товар-заменитель; Кн - доля товаров конкурентов.

Общую емкость рынка следует приравнять к потребностям населения (П). Однако из-за неравенства доходов населения и его платежеспособного спроса вначале необходимо рассчитать коэффициент платежеспособного спроса населения (Кплт) и, умножив его на искомую емкость рынка продукции Ен, можно определить платежеспособный спрос населения (Сш):

Од - П - Ен • Кплт.

Коэффициент платежеспособного спроса можно рассчитать по формуле:

=

Ч„

Ч.

(13)

(14)

общ

где Чпл - численность платежеспособного населения с уровнем доходов не ниже уровня прожиточного минимума; Чобщ - общая численность населения города, района, области.

Для большей гарантии реальности плана необходимо объем выпуска продукции (5пл) приравнять к объему спроса. После этого руководство предприятия на основе анализа стабильности спроса должно принимать решение о расчетной величине плана, который устанавливается в пределах спроса (2спр), выше или ниже его (15), но это связано с риском не реализовать часть продукции:

>

Впл > бспр . (15)

Для окончательного принятия решения о величине и ассортименте плана выпуска продукции фирма должна уточнить спрос в течение месяца и только после этого принять план и приступить к формированию портфеля заказов, с учетом этого разрабатывается план продаж.

План продаж разрабатывается на основе маркетингового анализа спроса. Для этого рассчитывают ориентировочный объем продаж (Пр) по следующей формуле:

Пр = вс • X,

(16)

где Вс - среднесуточный объем продаж; X - планируемый период продаж.

Объем продаж вначале определяется на каждый день, неделю, месяц в виде ориентировочной прогнозной величины для уточнения стабильности спроса и цен и разработки плана продаж.

На этой стадии планирования спрос изучается, уточняется, и после первого месяца производится корректировка плана в ту или иную сторону (рост, снижение). То есть при увеличивающемся спросе план продаж можно повысить, при низком спросе - снизить.

Пример плана продаж приведен ниже (табл. 2).

Таблица 2

План продаж

Годовой объем товаров Объем в год (центнер) В том числе по кварталам, месяцам (центнер)

1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

А 288 24 24 24 24 24 24 26 26 26 22 22 22

Б 449 37 37 38 38 38 38 39 39 39 35 36 35

В 159 13 12 13 14 14 14 15 15 12 13 12 12

п

Этот план составляется в натуральном и денежном выражении на каждый месяц и квартал. Сначала составляется план продаж в натуральном выражении, затем составляется план продаж в денежном выражении на каждый месяц и год путем умножения объема продаж на цену за 1 центнер, кг, тонну. В нем указываются сроки продаж. Особо в плане оговариваются объемы продаж, цены и скидки к ним, вид рынка, каналы сбыта [3].

На основе плана продаж составляются и заключаются контракты с потребителями, торговыми фирмами и составляются согласованные с ними графики поставки товара.

Основными задачами плана продаж являются:

1) анализ конъюнктуры рынка (спрос, цена, емкость и т. п.);

2) составление плана производства продукции;

3) составление финансового плана - движения денежных потоков;

4) организация товародвижения (выбор каналов сбыта, продвижение и стимулирование продаж);

5) оценка конкурентоспособности продукции на рынке и привлекательность ее с позиции покупателя (принятие решения о снятии с продаж низкоконкурентной продукции и замены ее другой);

6) разработка мероприятий по стимулированию спроса и продвижению товара.

К показателям планирования продаж относят:

1) объемы продаж в натуральном выражении;

2) объемы продаж в денежном выражении;

3) цены на продукцию;

4) объем полуфабрикатов, заготовок, услуг на сторону;

5) нормативы заказов готовой продукции на декаду, месяц, квартал.

Важной особенностью планирования продаж является составление грамотного контракта продаж с учетом риска изменения конъюнктуры рынка спроса, появления новых изделий, изделий-заменителей с более низкими ценами, с учетом инфляции. Все эти условия нужно оговаривать в контрактах. Слишком рискованно составлять портфель заказов и заключать перспективные контракты на 5 лет, тем более 7-10 лет, так как велик риск инфляции, падения спроса, изменения цен. Поэтому все эти условия необходимо тщательно изучать и оговаривать в контрактах.

Как уже отмечалось раньше, план продаж начинается с маркетингового анализа рынка [4]. Планирование продаж осуществляется поэтапно.

На 1-м этапе составляется план в натуральном и денежном выражении и обосновывается необходимыми ресурсами для продвижения и сбыта товара. К таким ресурсам относятся: тара, упаковочный материал, подъемно-транспортные, погрузочно-разгрузочные средства, складские помещения, рабочие кадры для сортировки упаковки, транспортировки и доставки грузов. От наличия достаточности, качества указанных ресурсов в большей мере зависит выполнение плана продаж. Поэтому план продаж считается реальным (выполнимым), если он обоснован вышеуказанными материально-техническими ресурсами.

На 2-м этапе осуществляется организация товародвижения от производителей к потребителям -рынкам, магазинам, базам, складам. Основное внимание на втором этапе должно быть уделено организации товародвижения по графикам с указанием времени завоза, объемов товаров, при этом делается оптимизация потоков товародвижения для исключения встречных потоков, холостых (обратных), порожних рейсов, простоев при разгрузке и т. д. На этой стадии составляются графики недельно-суточных заданий и ведется диспетчерский контроль за их исполнением.

Для упорядочения организации и планирования следует решать такие задачи, как:

1) своевременное качественное выполнение плановых заданий по завозу товаров;

2) рациональное использование транспорта;

3) оптимизация распределения грузов по видам транспорта, товарным каналам (товародвижения и т. п.);

4) сокращения материальных запасов;

5) выбор оптимальных каналов (товародвижения).

Под каналами товародвижения понимаются организации, любые средства перевозки товара к потребителю. Каналы товародвижения иногда называют каналами сбыта товаров. На рис. 2 приведена схема организации и планирования товародвижения и сбыта (продаж) продукции, в которой подробно раскрыты особенности планирования продаж.

На приведенной схеме наглядно показаны основные этапы планирования продаж товара, включая анализ рынка сбыта и составления планов-прогнозов продаж и заключения контрактов, договоров с потребителями.

В современных условиях применяют в основном три вида каналов товародвижения:

1) прямые связи производителя и потребителя;

2) свободные товарные рынки;

3) связи потребителей и изготовителей через посредников.

Рис. 2. Схема организации и планирования товародвижения и сбыта товаров

При прямых связях продажу товаров следует осуществлять по хозяйственным договорам-контрактам, заключенным на год или иной другой срок. В этих договорах поставок оговариваются объемы, ассортимент, цены, сроки поставки, место и условия поставки.

По свободным товарным рынкам - продукция вывозится ее владельцем на рынок, и осуществляется фирменная торговля в специализированных магазинах, павильонах, киосках и т. д. Также продвижение товара на рынок может осуществляться по устной договоренности с торговыми предприятиями. Критерием выбора каналов сбыта является минимум издержек обращения. Главное условие - обеспечение продвижения товара.

Связи через посредников не всегда являются эффективными, так как приводят к удорожанию продукции.

Большую роль для стимулирования продаж играет продвижение товаров. Это любая форма информирования и убеждения покупателя о товаре: его качестве, цене, конкурентоспособности, полезности и других преимуществах товара по отношению к товарам конкурентов.

Для организации продвижения товаров составляется план продвижения. Он предусматривает систематическое изучение конъюнктуры рынка, принятие решений о формах, методах, деятельности фирмы по сбыту товара. План продвижения составляется на основе маркетинговой стратегии воздействия на потребителя и благожелательное отношение к нему: предпочтение, убеждение потребителя и стимулирование продаж, формирование постоянных покупателей и т. д. Стимулирование продаж должно быть направлено на следующие виды поощрения покупателя:

1) продажа со скидкой;

2) продажа в кредит, без полной предоплаты:

3) продажа по предварительным заказам товаров;

4) ярмарки, выставки товаров;

5) реклама;

6) продажа в кредит с частичной предоплатой;

7) оказание сервисных услуг, дегустации, товаров и т. п.

С целью обеспечения выполнения плана сбыта (продаж) необходимо систематически изучать ход продаж на рынке и вносить соответствующие коррективы в план продаж и производство продукции. Необходимо также активизировать рекламную кампанию, если снижаются темпы продаж и план не выполняется.

Для лучшей организации продаж и продвижения товаров на рынок необходимо собирать и анализировать информацию о ходе продаж, спросе, предложениях, ценах и возникающих сбоях в процессе реализации.

На основе этого анализа делаются оценка и выводы об объемах и ценах продаж, о районах продаж, группе покупателей и сегменте рынка, конкурентоспособности продукции, характере сбыта как отдельных товаров, так и групп товаров. Также уточняется количество и частота заказов на товар, что дает основание для установления цен, организации рекламы и регулирования продаж.

В результате указанных действий анализируются и выделяются товары: с растущим спросом, с падающим спросом, нейтральные товары со стабильным спросом, фирмой принимается решение об увеличении или снижении производства и сбыта товаров, на которые растет или падает спрос, и уточняется цена.

Рассматриваются причины снижения спроса, реакции фирмы и меры по усилению дизайна, рекламы, упаковки, введению дополнительных маркетинговых, сервисных услуг - продаж в кредит, в рассрочку, установление более длительного гарантийного срока обслуживания, изменения расфасовки, упаковки и обучение потребителей правилам эксплуатации товаров.

После этого делается прогноз объемов сбыта товаров на долгосрочный период. При этом годовой объем сбыта принимается за 100%, а обороты за месяц (сбыт) рассчитываются как часть годового оборота. На основе годового и месячного планов сбыта составляются и уточняются планы производства продукции.

План продаж рассчитывается на основе спроса и емкости рынка. В табл. 3 приведены расчетная емкость рынка, платежеспособный спрос населения, план продаж, план производства продукции и прибыли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании плана производства товарного выпуска рассчитывается план товарной продукции, на базе которого разрабатываются планы по труду, прибыли, рентабельности, материально-техническому снабжению, инвестициям, новой технике и др.

Таблица 3

Планирование прибыли и рентабельности

Показатели Единица измерения План на 2015 г. Примечания

Емкость рынка тыс. тонн 78 Расчет емкости рынка

Спрос (платежеспособный) тыс. тонн 60,0 расчет

Цена 1 тонны, Ц тыс. руб. 65,0 расчет

Предполагаемый объем продаж тыс. тонн 63,0 расчет

Объем производства продукции (товарный выпуск), Тв тыс. тонн 66,0 расчет

Полная себестоимость продукции, С млн руб. 42900 расчет

Предполагаемая прибыль, П млн руб. 858,0 расчет

Рентабельность, Р - 0,02 Р = П/С

Основными принципами планирования производства являются:

1) пропорциональность планирования;

2) маркетинговое равновесие спроса и предложения;

3) реальность планов;

4) ответственность за качество выполнения плана и его реализацию;

5) стимулирование выполнения плана.

Принцип пропорциональности исходит из экономического закона пропорционального развития экономики и отражает взаимосвязь между важнейшими элементами, стадиями, этапами, сферами производства и обращения [5]. Он обеспечивается за счет соблюдения пропорций между сферами производства и потребления, между расходами и доходами государства и населения, регионов и других хозяйственных систем.

Принцип маркетингового равновесия спроса и предложения в рыночных условиях является наиболее важным. Этот принцип предполагает ориентацию на потребителя, его потребности и платежеспособный спрос. Следовательно, планирование производства продукции должно базироваться на глубоком изучении рыночного спроса, цен, конкурентоспособности продукции.

Принцип реальности планов является основным при обосновании плана производства продукции. План должен быть обеспечен всеми производственными ресурсами: материально-техническими, энергетическими, транспортными и т. д., а также производственными мощностями.

Принцип ответственности за качество плана и его реализацию. План - это программа работы предприятия на месяц, квартал, год, на основе которого в процессе производства вкладываются большие объемы инвестиций, производственные ресурсы, поэтому ошибки могут привести к огромным убыткам.

Принцип стимулирования выполнения плана необходим для своевременного, качественного, эффективного выполнения плана. Для этого четко увязывают задания по объему, ассортименту и качеству выпускаемой продукции с соответствующими материальными и моральными стимулами и интересами. В этой связи разрабатывают систему мотивации и материального стимулирования за выполнение планов по количеству и качеству выпускаемой продукции.

На основе этих принципов разрабатываются методы планирования и формируется система показателей. В рыбной отрасли, представляющей собой комплекс рыбодобывающих, обрабатывающих и обеспечивающих предприятий, применяется специфическая для отрасли система показателей.

В рыбной отрасли необходимо все показатели подразделить на две группы:

1) производственно-технические;

2) финансово-экономические.

К производственно-техническим показателям относятся: перечень основных видов продукции по ассортименту, качеству, объем, цена, сроки выпуска; расчетная среднегодовая производственная мощность; коэффициент использования мощности; необходимое количество ресурсов; распределение ресурсов по подразделениям.

Эти показатели являются базовыми для подготовки и организации производства, выпуска оснастки, деталей, узлов и т. п. На основании этих показателей должно осуществляться оперативно-производственное планирование и управление производством.

К основным финансово-экономическим показателям относятся: объем товарной реализованной продукции в оптовых ценах предприятия; прибыль; рентабельность производства, рентабельность собственных активов, рентабельность продаж; себестоимость и плановые затраты на 1 рубль товарной продукции; рост производительности труда; фонд заработной платы; численность персонала; фондоотдача; объем инвестиций; внешнеторговый оборот: импорт; экспорт.

С учетом этих показателей должны формироваться исходные данные, нормативы, режимы работы, задания для береговых предприятий, а также добывающего и обрабатывающего флота.

Таким образом, для расчета плана производства производится оценка потенциала предприятия: расчет производственной мощности, оценивается ее достаточность для выпуска продукции, предусмотренной в плане продаж, и рассчитывается план товарного выпуска (Тв) в натуральном выражении.

На основании плана товарного выпуска (Тв) и цены (Ц), выявленной в процессе анализа рынка, можно рассчитывать план товарной продукции.

На базе плана товарной продукции разрабатываются все оставшиеся планы: по труду, финансам, прибыли, инновациям, материально-техническому снабжению и социальному развитию фирмы и другие планы предприятия.

После принятия плана товарной продукции и плана продаж составляются и уточняются хозяйственные договора с потребителями продукции.

Литература

1. Планирование на предприятии: учебное пособие / Е.С. Вайс, В.М. Васильцова, Т.А. Вайс, В.С. Васильцов. - М.: КНОРУС, 2011. - 336 с.

2. Васильева Е.С. Оперативно-производственное планирование программы предприятия (на примере машиностроения) // Справочник экономиста. - 2007. - № 2. - С. 67.

3. Пивоваров К.В. Планирование на предприятии: учебное пособие. - М.: ИТК Дашков и Ко, 2008. - 232 с.

4. Романов Е. А. Планирование на предприятиях рыбной промышленности. - М., 2006. -424 с.

5. Глазырин Ю.А. Техпромфинплан: показатели и основы расчета экономической эффективности // Справочник экономиста. - 2007. - № 12. - С. 23.

УДК 658.78:639.2/.3(571.66)

Н.Ю. Нестеренко

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: nesterenkok. [email protected]

ОЦЕНКА СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ

В данной статье рассматриваются вопросы оценки эффективности функционирования складской логистики на примере предприятия рыбной отрасли Камчатского края. Вопросы складской логистики для отечественных региональных предприятий становятся очень важными в силу их удаленности от мест потребления продукции и особенностей сырьевой базы рыболовства. В статье произведен расчет основных параметров работы складов предприятия и сделаны соответствующие выводы о необходимости расширения складских мощностей.

Ключевые слова: складская логистика, склад, цепь поставки, рыбная отрасль, материальный поток, хранение, складирование.

N.Y. Nesterenko (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003). Assessment of warehousing logistics at fishing enterprises

This article deals with the issues of performance evaluation of warehousing logistics operation at fishing industry of Kamchatka region. Warehousing logistics problems for domestic regional enterprises become very important due to their remoteness from products consumption places and peculiarities of fishery raw-material base. Calculation of key parameters of company's warehouses operation is done and conclusions about the necessity to expand the storage capacity are drawn.

Key words: warehousing logistics, warehouse, supply chain, fishing industry, material flow, storage warehousing.

С развитием экономических отношений с каждым годом все актуальней становится проблема складирования продукции. Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. Движение через склад связано с затратами живого и овеществленного труда, что увеличивает стоимость товара. В связи с этим проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на рационализацию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.