Научная статья на тему 'Методика перспективной оценки налогового потенциала субъекта Федерации'

Методика перспективной оценки налогового потенциала субъекта Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рощупкина В.В.

Различные способы анализа и прогнозирования налогового потенциала региона предполагают использование показателей, в большинстве своем отражающих поступление тех или иных налогов в бюджетную систему и учитывающих уровень собираемости налогов. В статье подчеркивается, что при расчете налогового потенциала следует использовать экономические индикаторы, оказывающие воздействие на формирование налоговой базы. В силу преобладания преимуществ прогноза с помощью многофакторного анализа именно с позиций развития, динамики процессов, а также возможности учета влияния всех факторов, говорится в статье, предпочтение все же следует отдать ему. Применение данной методики должно обеспечивать не только адекватный прогноз величины бюджетных налоговых доходов, но также и нахождение приоритетных направлений увеличения налоговых сборов в бюджеты всех уровней. Влияние случайных факторов накладывает значительный отпечаток на закономерности динамики региональной налоговой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика перспективной оценки налогового потенциала субъекта Федерации»

3 (60) - 2008

Налоги и налогообложение

МЕТОДИКА ПЕРСПЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ

В. в. рощупкииа,

кандидат экономических наук Северо-Кавказский государственный технический университет

Одной из актуальнейших проблем научного прогнозирования на современном этапе остается проблема надежности, достоверности прогностических оценок, как количественных, так и на качественном, описательном уровне, которая тесным образом связана с процедурой сбора, систематизации и обработки информации; эффективностью освоения современных методов и технологий прогнозирования.

Территориальное прогнозирование и планирование призваны стать самостоятельной формой экономической работы, имеющей цель, назначение и логику. Необходимо существенно изменить и их роль. Они должны отражать интересы региона, содержать информацию, значимую с точки зрения задач управления социально-экономическим развитием территории.

Повышение интереса к прогнозированию на региональном уровне обусловлено процессами экономического роста, продолжающегося последние годы, переходом к среднесрочному финансовому планированию, подготовкой законов о разграничении полномочий между уровнями бюджетной системы страны, использованием информационных технологий в процессе управления, разработкой программных продуктов для моделирования развития регионов.

Различные способы анализа и прогнозирования налогового потенциала региона предполагают использование показателей, в большинстве своем отражающих поступление тех или иных налогов в бюджетную систему и учитывающих уровень собираемости налогов. При расчете налогового потенциала следует использовать экономические индикаторы, оказывающие воздействие на формирование налоговой базы.

Одним из основных прогнозных документов является перспективный финансовый план, при разработке которого определяющими являются стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития страны и региона, задачи, сформулированные в Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.), Сводном докладе о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования с учетом постановлений Правительства РФ о разработке перспективного финансового плана (от 06.03.2005 № 118), «О правительственной комиссии по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу» (от 02.03.2005 № 100).

В перспективном финансовом плане на 2006 — 2008 гг. предусматривается влияние комплекса инвестиционно ориентированных налоговых новаций, поскольку с 2006 г. установлен общий порядок принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений, осуществлены меры, относящиеся к налогу на прибыль организаций — ускоренное списание амортизации на вновь вводимые основные средства в размере 10 %; списание расходов на НИОКР в течение двух лет, снятие ограничения на перенос убытков на будущие периоды (30 % к налоговой базе).

Для перспективной оценки налогового потенциала региона целесообразно использовать раздел «Налоговые доходы» перспективного финансового плана. Прогнозное значение исследуемой величины потенциала будет равно сумме значений видов налогов (табл. 1).

Особенностью разработки перспективного финансового плана является выбор управляющих

Таблица 1

Прогноз налогового потенциала Ставропольского края на 2006 — 2008 гг. по видам налогов, млн руб.

Вид налога Пессимистический расчет по годам Наиболее вероятный расчет по годам Оптимистический расчет по годам

2006 2007 2008 2006 2007 2008 2006 2007 2008

Совокупный налоговый потенциал 37 697, 00 38 589, 00 39 481, 00 41 386, 90 43 243, 00 45 099, 10 45 926, 00 47 173, 00 48 420, 00

Налог на добавленную стоимость 6 708,00 6 781,00 7 225,00 7 100, 00 7 345, 00 7 560, 00 7 344,00 7 702,00 7 880,00

Акцизы4 2 070,00 2 091,00 2 246,00 2 134, 90 2 220, 00 2 321, 00 2 283,00 2 429,00 2 502,00

Налог на доходы физических лиц 7 576,00 7 709,00 8 872,00 8 111, 00 8 990, 00 9 678, 00 9 274,00 9 972,00 10 804,00

Налоги на имущество 2 669,00 2 847,00 3 007,00 3 009, 00 3 112, 00 3 112, 00 3 331,00 3 396,00 3 809,00

Налог на добычу полезных ископаемых 1 008,00 1 019,00 1 023,00 1 040, 00 1 099, 00 1 060, 00 1 062,00 1 088,00 1 115,00

Налог на совокупный доход 1 121,00 1 276,00 1 301,00 1 330, 00 1 307, 00 1 550, 00 1 509,00 1 465,00 1 771,00

Налоги, сборы и регулярные платежи на пользование природными ресурсами 636,00 643,00 685,00 657, 00 720, 00 700, 00 696,00 730,00 745,00

Налоги и взносы на социальные нужды (единый социальный налог) 15 909,00 16 223,00 18 699,00 17 005, 00 18 450, 00 20 005, 00 19 437,00 21 391,00 22 845,00

параметров. В качестве их, по мнению Б. В. Мелен-тьева, целесообразно брать часть налогов (одновременно государственных налоговых доходов) [1]. Это связано с тем, что показатель определяется объемом общественных потребностей, допускающих некоторую автономность при их формировании. С другой стороны, поскольку часть этих средств формируется через систему налогообложения, последнюю можно организовать под определенную политику экономического стимулирования.

При прогнозировании составляющих сводного финансового баланса, в частности статьи «Налоговые доходы», в прогноз не включается величина налога на прибыль, отсюда перспективную оценку налогового потенциала нельзя характеризовать как комплексную.

Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:

• достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории;

• точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой;

• сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;

• повысить качество бюджетного планирования;

• скоординировать использование финансовых ресурсов, как территориальных органов, так и предприятий, расположенных в регионе;

• концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретных период направлениях экономического и социального развития территории;

• изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;

• осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;

• активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;

• добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.

С целью углубления исследования представляется целесообразным проводить прогнозирование налогового потенциала субъекта Федерации методом сценарного анализа, для которого необходимо выделить ряд требований:

1) моделирование должно опираться на массовые статистические наблюдения, так как в налогообложении практически все процессы являются массовыми. Они характеризуются закономерностями, которые не обнаруживаются на основании лишь одного или нескольких статистических наблюдений;

2) следующее требование порождается динамичностью налоговых процессов, изменчивостью их параметров и структурных отношений. Вследствие этого налоговые процессы приходится посто-

янно держать под наблюдением, необходимо иметь устойчивый поток новых данных [2];

3) познание количественных отношений налоговых процессов и явлений опирается на экономические измерения. Их точность в значительной степени предопределяет и точность конечных результатов количественного анализа посредством моделирования.

Структурно-параметрическое построение модели производится на основе статистических динамических (авторегрессионных) уравнений с целью прогнозирования значений репрезентативных налогооблагаемых баз и соответствующих им налогов. В качестве факторных критериев использованы следующие:

• номинальная начисленная заработная плата;

• валовая прибыль предприятий и организаций;

• объем розничного товарооборота;

• стоимость имущества (основных фондов) предприятий и организаций;

• объем производства горючего и смазочных материалов;

• объем производства спиртосодержащей продукции.

Прогнозные значения оценочных показателей отражены в табл. 2.

Поскольку метод экстраполяции тенденций является самым распространенным и наиболее разработанным среди всей совокупности методов

прогнозирования, представляется целесообразным применить его в целях перспективной оценки налоговых возможностей региона.

Подводя итог, можно сделать выводы, что расчеты, осуществленные несколькими способами, дают неоднозначные результаты (табл. 3). Поэтому, сравнивая положительные и отрицательные свойства прогноза на основе перспективного финансового плана, многофакторных моделей и экстраполяции тенденций, следует признать преимущества второго в силу следующих причин.

Первая — в регрессионную модель включается большое число определяющих факторов, даже при допущении того, что часть факторов теоретически неизвестна.

Вторая причина — уравнение регрессии — это модель вариации уровня показателя в статической совокупности, база прогноза по многофакторной регрессии в статике практически адекватна задаче прогнозирования.

Последняя причина — для прогноза регрессионным анализом не требуется большого объема информации о факторах.

В силу преобладания преимуществ прогноза с помощью многофакторного анализа именно с позиций развития, динамики процессов, а также возможности учета влияния всех факторов, на наш взгляд, предпочтение все же следует отдать ему. Применение данной методики должно обеспечи-

Таблица 2

Прогноз величины налогового потенциала Ставропольского края на 2006 — 2008 гг., млн руб.

Вид налога Оценочный показатель Прогнозное значение оценочного показателя по годам Прогнозная величина налогового потенциала по годам

2006 2007 2008 2006 2007 2008

Налог на доходы физических лиц Валовые доходы населения 40 890, 00 44 123, 67 50 109, 00 6 854, 05 7 100, 90 8 972, 00

Единый социальный налог Валовые доходы населения 40 890, 00 44 123, 67 50 109, 00 14 206,58 16 007, 05 21 391, 00

Налог на прибыль предприятий Прибыль предприятий и организаций 22 263, 00 24 489, 00 26 343, 00 5 065, 69 5 643, 45 6 340, 00

Налог на добавленную стоимость Величина розничного оборота товаров и услуг 59 028, 60 79 212, 30 100 334, 00 6 551, 15 7 320, 00 7 702, 00

Налог на имущество предприятий и организаций Среднегодовая стоимость основных фондов предприятий и организаций 18 232, 00 20 100, 00 25 007, 00 1 830, 59 2 003, 54 2 100, 00

Акцизы на алкоголь Объем производства алкоголя и спиртосодержащей продукции 1 009, 00 1 090, 00 1 300, 00 1 020, 00 1 200, 00 1 310, 00

Акцизы на горючее и смазочные материалы Объем производства горюче-смазочных материалов 810, 00 802, 00 800, 00 805, 00 870, 00 920, 00

Платежи за пользование природными ресурсами Объем производства сырьевых отраслей промышленности 3 004, 00 3 900, 00 4 990, 00 4 210, 00 5 006, 00 5 890, 00

Итого, млн руб. 40 543, 06 45 141, 89 54 625, 00

У а

к

et

&

*

о

-

о

*

и

О

= О А S

со св

Л Ч

Е- О

о Е- Ш

т г

S

5 5

= =

V Е- О = т s ч т

О cd

- А

о

са О - — — оо

о о

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

fS

=

св * = О VO о о

& fS

о Л

0! =

Л

=

са

s

Е-

*

=

и

А

=

Ю

а

о :=

ш Я

ч а

о р

н о

л а

вв 3

S

н

о «

а и

S <и

О *

о

сч

ау чо

сч

чо оо

СЛ

оо

Г--СЛ

чо

я

и

о =

я

Й «

оо

сч

Г--

чо

в 3

X -

м

о

я

ё

а

С

СЛ

сч

а и

S <и

О *

о

сч

сч сч

чо

Й «

чо

чо о о

(S

о в о

о

сч

Г--оо

о

в l!S

a °

S « О sr о

с

о

сч оо

СЛ

оо а\

л *

а

§

§

-с и

о

s а

I £ й а

и

о

я

8 о

се S

я о

се н

м й

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я я

й W

ts

3 о

JS [2

Я о

Я «

§ и

& °

S <U

« §

° £

Н" я

о н

5 §

се В

Рч а

о о

Я &

° со о

се о

« g

^ g

К се

S и

ы «

и ю

О о

I

о Я

О

вать не только адекватный прогноз величины бюджетных налоговых доходов, но также и нахождение приоритетных направлений увеличения налоговых сборов в бюджеты всех уровней.

Подводя итог, следует отметить, что влияние случайных факторов накладывает значительный отпечаток на закономерности динамики региональной налоговой системы. Часть факторов является следствием социально-политических процессов и несовершенства методов управления и принятия согласованных управленческих решений, как на уровне отдельных регионов, так и на уровне страны в целом.

В силу названных аспектов целесообразен, на наш взгляд, пересмотр подходов к управляемым структурам со стороны управляющих органов, основанный на взаимосвязи, взаимовлиянии и взаимообусловленности факторов внутренней среды региона и внешних регулирующих воздействий путем учета сочетания закономерностей развития самой экономической системы и влияния случайных, непредвиденных факторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванов Н. П., Стехина С. Н, Рожков О. П. Основные направления совершенствования процесса финансового прогнозирования в системе управления экономическим развитием (на примере Ставропольского края). // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Приложение. 2003. № 3.

2. Мелентьев Б. В. Межрегиональный инструментарий прогнозирования экономического развития: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук: 08.00.13. — Новосибирск, 2006.

3. Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Ставропольского края // www. stavinvest. га

4. Попенков Д. Р. Методы оценки налогового потенциала территории // Власть и управление на Востоке России. 2003. № 2 (23).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.