Научная статья на тему 'Налоговый потенциал как основа прогнозирования налоговых поступлений'

Налоговый потенциал как основа прогнозирования налоговых поступлений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
539
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / ПОТЕНЦИАЛ / СИСТЕМА / АНАЛИЗ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ / ПОКАЗАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горобец Ю. А.

Предложен научно-методический подход оценки налогового потенциала на основе комбинирования элементов метода репрезентативной налоговой системы и метод, основанный на макроэкономических показателях. Применение научно-методического подхода производится с использованием регрессионного анализа на основании макроэкономических показателей, которые, как предполагается, определяют величину налоговой базы или взаимосвязаны с фактической налоговой базой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговый потенциал как основа прогнозирования налоговых поступлений»

НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ОСНОВА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ

Ю.А. ГОРОБЕЦ, аспирант

башкирский государственный университет

Предложен научно-методический подход к оценке налогового потенциала на основе комбинирования элементов метода репрезентативной налоговой системы и метод, основанный на макроэкономических показателях. Применение научно-методического подхода производится с использованием регрессионного анализа на основании макроэкономических показателей, которые, как предполагается, определяют величину налоговой базы или взаимосвязаны с фактической налоговой базой.

Ключевые слова: налог, потенциал, система, анализ, макроэкономический, показатель.

В условиях перехода к рыночной экономике важное значение приобретают соблюдение и достижение качественных параметров роста, а также самодостаточного развития страны, в целом и всех ее регионов. Последнее предполагает высокую доходность бюджетов всех уровней, с учетом качественной привязки к их ресурсной базе, которая является основой формирования налогового потенциала. От величины налогового потенциала и полноты его реализации напрямую зависит качественное и количественное выражение общественных благ, предоставляемых государством своим гражданам. Налоговый потенциал, являясь инструментом выявления и сравнения уровня региональной бюджетной обеспеченности, выступает в качестве экономической базы для сглаживания диспропорций с целью решения проблем межбюджетного регулирования.

Налоговый потенциал входит в число основных макроэкономических показателей, характеризующих финансовые возможности государства. Одновременно данный показатель выступает индикатором эффективности системы налогообложения и информационной основой составления прогнозов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Несмотря на особую значимость показателя «налоговый потенциал», на сегодняшний день в

экономической литературе, он до сих пор остается в ряде наименее ясных и определенных. Неоднозначность трактовки категории «налоговый потенциал» в современной отечественной и зарубежной литературе порождает многообразие подходов и соответствующих им методик количественного определения налогового потенциала. Вследствие чего проблема достоверности его оценки и прогнозирования остается нерешенной.

Наиболее интенсивно проблема налогового потенциала разрабатывалась совместно канадскими и американскими экономистами и финансистами в 1980—1999 гг. Результатом данных исследований явилось определение налогового потенциала как размера налоговых доходов территории при применении единых по всему государству налоговых ставок по всем налогам. При единстве налоговых ставок вытекает, что налоговый потенциал определяется величиной налогооблагаемых баз каждого из регионов [2]. Данное определение, несмотря на применимость для США, достаточно уязвимо для использования в России. Это объясняется высокой централизацией регионов Российской Федерации. В связи с этим появляются для региональных властей стимулы посредством искажения информационно-статистической базы занизить величину налогооблагаемой базы региона с целью получения трансфертов из федерального бюджета.

Впервые понятие налогового потенциала в России появилось в 1993 г. в издании Всемирного банка «Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма», в котором термин «налоговый потенциал» определяется так: «Налоговый потенциал» (tax сараску) — способность базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений (но не фактическая сумма налоговых поступлений как таковых) [1, с. 201].

Зарубежный термин «tax capacity» — налогоспособность — на наш взгляд, является своего рода прототипом российского понятия налогового потенциала, однако его использование за рубежом обычно ограничивается уровнем хозяйствующего субъекта. Несмотря на это, существуют примеры исследования, использующие данный термин для описания налогового потенциала, как государства, так и его субъектов, а также производящие оценку налогоспособности на государственном и региональном уровнях.

Несмотря на то, что единого общепринятого определения налогового потенциала не сложилось, все же можно обозначить весь спектр взглядов исследователей — от представления налогового потенциала как средних ожидаемых налоговых сборов в регионах до сложного системного понятия, учитывающего региональные факторы и взаимодействие со смежными системами различных уровней: ресурсно-сырьевой, производственной, экономической.

Проанализировав различные взгляды авторов на категорию «налоговый потенциал», мы пришли к выводу, что при определении содержания налогового потенциала необходимо выделить ключевые категории, характеризующие данное понятие. Такие категории позволяют сформулировать требования к определению сущности «налоговый потенциал». Проведенный анализ позволил в качестве базовых категорий выделить две: «потенциал» и «ресурсная база».

Определение категории «потенциал» является ключевым в понимании данной категории. В этимологическом значении термин «потенциал» происходит от латинского «рotencia». Категория «потенциал» относится к числу общенаучных понятий. Методологическое значение данной категории чрезвычайно важно для экономики, которая связана с обобщенной, собирательной характеристикой ресурсов как управляемой системой. Широкая трактовка смыслового понятия «потенциал» состоит в его рассмотрении как «совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области» [3, с. 701].

Следует отметить, что категория «потенциал» вызывала и вызывает интерес у многих ученых-экономистов. В отечественной и зарубежной литературе существует достаточное количество работ, в которых делаются попытки сформулировать понятие «потенциал», раскрывая его сущность как резерв, ресурс, свойство, фактор, возможность.

По нашему мнению, категории «резерв», «ресурс», «средство» являются только носителями по-

тенциала, а «фактор» — необходимым компонентом для его реализации. «Возможность» отражает благоприятное стечение обстоятельств для осуществления чего-либо. «Потенциал» же представляет собой «способность, которая может быть реализована при наличии определенных условий». Предложенное определение выделяет содержание категории как характеризующей способность к развитию и росту.

По результатам проведенного исследования налогового потенциала был сделан вывод, что материальной базой налогового потенциала является совокупность ресурсов, формирующихся на стадиях воспроизводственного процесса и выступающих в роли источника налоговых поступлений. Данная совокупность представляет собой ресурсную базу. Таким образом, автором под налоговым потенциалом предлагается понимать способность ресурсной базы, формирующейся под воздействием факторов, приносить в бюджетную систему доходы в виде налоговых поступлений.

Теоретическое обоснование сущности категории «налоговый потенциал» является важнейшей предпосылкой построения адекватной модели оценки и прогнозирования. Налоговое прогнозирование представляет собой оценку налогового потенциала и осуществляется на базе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов в виде системы показателей и основных параметров социально-экономического развития.

Нами был представлен наиболее универсальный метод, комбинирующий элементы метода репрезентативной налоговой системы и метода оценки налогового потенциала на базе макроэкономических показателей. В предложенной методике использование элементов метода репрезентативной налоговой системы исходит из необходимости более точной оценки налогового потенциала по каждому отдельному конкретному налогу, входящего в репрезентативную группу. При использовании элементов метода на базе макроэкономических показателей оценка исходит из необходимости подбора макроэкономического показателя в качестве характеристики базы по каждому отдельному налогу. Расчеты произведены с использованием линейных регрессионных моделей. Модели оценены нами на основе метода наименьших квадратов. В целом, данный подход может быть представлен формулой вида:

Тр = с0 + С! • МЕ + 8,., (1)

где ТР. — оценка налогового потенциала по г'-му налогу; МЕ. — макроэкономический показатель,

предположительно имеющий связь с фактической базой г'-го налога или определяющий ее величину; 8. — ошибка, необъясненный остаток регрессии; с0, с: — коэффициенты, параметры уравнения регрессии.

В обобщенном виде, исходя из аддитивности, данный метод можно представить как сумму оценок налогового потенциала по отдельным налогам.

Проведем оценку налогового потенциала Республики Башкортостан на основе метода репрезентативной налоговой системы с использованием регрессионного анализа взаимосвязей налоговых поступлений и макроэкономических показателей субъекта Федерации. Для этого определим структуру налогового потенциала по основным группам и видам налогов, действующих на территории региона.

Анализ структуры налогового потенциала Республики Башкортостан в 2005 г. показал, что более половины (57 %) всех налоговых доходов сформировались за счет поступлений от трех налогов: налога на прибыль организаций, акциза и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). На налог на добавленную стоимость (НДС) приходилось 15 %. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) составил 12 %; 8 и 3 % — единый социальный налог (ЕСН) и налог на имущество предприятий. Прочие налоги составили 5 %. В совокупности за счет поступлений моделируемых налогов формируется около 95 % всех налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации по Республике Башкортостан.

Коснемся показателей, которые непосредственно влияют на объем поступлений каждого из указанных налогов: валовая прибыль предприятий, объем производства горючего и смазочных материалов (ГСМ) и спиртосодержащей и алкогольной

продукции, объем добычи нефти, объем розничного товарооборота, номинальная заработная плата, стоимость основных фондов. Результатом проведенного корреляционно-регрессионного анализа для выявления зависимости между налогом и выделенными экономическими показателями получены следующие оценки уравнений регрессии (табл. 1).

Необходимым условием анализа адекватности регрессионных уравнений является проверка гипотез относительно параметров уравнения.

Для проверки значимости построенных моделей выдвигались гипотезы:

Но:р, =р2 =... = вк = 0

И : 3/ е[1,п]: в. * 0, (2)

где k = 1, п = 12.

Для проверки гипотезы Н0 была использована

статистика:

^ =

расч

I(У!- у)2 I (у, - у, )2

п - 2

(3)

где у — расчетное значение зависимой переменной; у — среднеарифметическое значение зависимой переменной; у. — фактическое значение зависимой переменной; п — количество наблюдений.

Статистика в случае справедливости Н имеет распределение Фишера с числом степеней свободы п1 = к и п2 = п - к -1.

По таблице распределения Фишера определено критическое значение статистики F (а = 0,05; п1 = 1; п2 = 10) = 4,96. Поскольку ^расч > Fво всех случаях, нулевая гипотеза отвергается, т. е. построенные уравнения регрессии являются статистически значимыми.

Таблица 1

Оценки уравнений регрессии

Налог Модель регрессии Показатель

Коэффициент детерминации R ^-критерий Г-критерий Статистика Дарбина-Уотсона

Акциз на ГСМ ЕТёт = 192,282 + 7,492б^ 0,989 903,65 2,26 30,06 1,24

Акциз на САП ЕТа1с =17,360 + 0,592да1с 0,989 859,46 2,31 29,32 2,46

НДС УЛТ = 0,092ВЗ 0,955 167,91 0,35 12,96 2,11

Налог на прибыль предприятий ТР = 0,3530Р 0,988 786,84 - 0,83 28,05 1,74

НДФЛ 1Т = -1,127 + 324,398^^ 0,95 188,97 - 7,02 13,75 1,59

НДПИ ЗТ =-110,631 + 0,3380 ор ' ' -^ор 0,993 1372,56 - 2,27 37,05 1,96

ЕСН ЗЗТ = -0,881 + 244, \5\NW 0,958 225,32 - 7,96 15,01 1,64

Налог на имущество организаций ЕЛТ = 0,020СЛ 0,981 525,03 - 0,7 22,91 2,66

Таблица 2

Сравнительные значения прогнозов налогового потенциала Республики Башкортостан и его фактического значения в 2006—2007 гг.

Показатель, Год

млн руб. 2005 2006 2007

Факт [3] Прогноз РБ Прогноз Факт [3] Прогноз РБ Прогноз Факт [3]

Акцизы на ГСМ 17 958,4 11 916,1 16 030,4 14 831,1 12 547,9 18 258,4 24 664,1

Акцизы на САП 2 836,1 1 097,1 3 199,7 3 320,9 1185,3 3 459,1 3 983,8

НДС 16 969,1 16500,2 17 971,2 11 538,0 18297,1 20 377,3 21 166,8

Налог на прибыль 23 069,7 23 769,2 25 458,6 27 205,3 25 384,1 27 135,2 32 207,0

организаций

НДФЛ 12 780,5 14 624,8 14 681,0 16 816,2 16525,1 17 332,1 23 076,0

НДПИ 19 934,9 8197,7 23 215,9 25 239,3 9067,5 23 219,2 26 243,7

ЕСН 9 201,1 25 677,8 11 000,7 11 035,1 29014,2 13 028,3 13 472,7

Налог на имущество 2 951,0 2 001,4 3 157,7 3 684,1 2 035,6 3 265,4 4 861,9

организаций

Налоговый потенциал 105 700,8 103 785 114 715 113 670 114 057 126 075 149 676

Далее была проверена значимость отдельных коэффициентов построенных регрессионных уравнений. Выдвигались гипотезы:

Н0: коэффициент р. незначительно отличен от нуля (Р. = 0);

Н1: коэффициент р.. незначительно отличен от нуля (Р.. ф 0 ).

Для проверки Н0 была использована статистика:

=Ъ+Ъ=А

^ расч о с ,

8ъ 8Ъ

(4)

где j = 1, 2,...&; Ъ — коэффициент регрессии; 8ь — стандартная ошибка коэффициента уравнения регрессии.

По таблице распределения Стьюдента определено значение ^критерия (а = 0,05; п = 10) — 2,23. Данная статистика, в случае справедливости нулевой гипотезы, имеет распределение Стьюдента с п = п - к -1 степенями свободы. Все коэффициенты в построенном уравнении регрессии оказались значимыми.

Для проверки гипотезы о наличии (отсутствии) в остатках автокорреляции используется критерий Дарбина-Уотсона, статистика которого рассчитывается по формуле

I(В, -В,-О2

Б - № = ^-. (5)

п .

I В'

1=1

По таблицам для заданного уровня значимости а = 0,05; определены пороговые значения ¿1 = 0,88 и = 1,32 . Согласно расчетным значениям статистики Дарбина-Уотсона (см. табл. 1), гипотеза о наличии автокорреляции в остатках отвергается.

Таким образом, в ходе проведенного исследования мы получили удовлетворительные результаты оценивания параметров. Рассмотренные налоги находятся в прямой сильной зависимости от экономических показателей (значение коэффициента Я2). Анализ остатков позволил определить, что построенные модели достаточно адекватно описывают наблюдаемые временные ряды. Следовательно, с определенной степенью вероятности можно доверять прогнозам, построенные с помощью подобранных моделей.

В подтверждение достоверности составленного нами прогноза развития налогового потенциала на среднесрочную перспективу произведен сравнительный анализ полученных прогнозных значений с прогнозными значениями, рассчитанными органами власти Республики Башкортостан и фактическими значениями налогового потенциала Республики Башкортостан.

Анализируя данные табл. 2, можно сказать, что рассчитанное нами прогнозное значение налогового потенциала Республики Башкортостан в 2006 г. отличается от его фактического значения незначительно. А также фактический налоговый потенциал лежит в рамках доверительного интервала. При этом прогнозное значение, рассчитанное органами власти Республики Башкортостан, отличается от его фактического значения на 8,7 %. Прогнозные значения на 2007 г. отличаются от его фактического значения на 15,8 и 23,8 % соответственно. Таким образом, мы можем утверждать, что предлагаемая нами методика оценки налогового потенциала является наиболее достоверной.

Прогнозирование налогового потенциала является научно обоснованным предвидением направлений развития налоговой системы и от-

дельных финансовых институтов, возможного состояния экономики в будущем, а также альтернативных путей и сроков достижения параметров социально-экономического развития. Поэтому, с нашей точки зрения, прогноз налогового потенциала служит лишь инструментом и информационной базой для определения стратегии развития налоговой системы как региона, так и государства в целом. В связи с этим точность прогноза и обоснование вариативности полученных значений являются главными задачами прогнозирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Валлих К. М. Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма. — М.: Изд-во Всемирного банка. 1993. — 208 с.

2. Официальный сайт Управления ФНС по Республике Башкортостан. URL: http://www. r02nalog. га.

3. Экономический энциклопедический словарь. / Авт. -сост. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. В. Кураков. — М.: Вуз и школа. 2005. — 1030 с.

Саммит

ВНИМАНИЕ - МОЛОДЕЖНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

В рамках Саммита «Сильная Россия - 2009», который прошел в Москве 18 июня, обсудили ситуацию с молодежным предпринимательством в стране. По мнению начальника управления молодежной политики Федерального агентства по делам молодежи РФ Романа Пырмы, одна из главных проблем - отсутствие в молодежной среде позитивного представления о предпринимательстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Число желающих попробовать себя в бизнесе за последние десять лет снизилось практически в два раза, - считает Роман Пырма. - Если быть точным, с 13 до 7 %. Это в первую очередь связано с тем, что наше образование не формирует установки на риск, ответственность в предпринимательстве, за исключением специализированных факультетов и вузов.

Для исправления ситуации представитель Федерального агентства по делам молодежи РФ предложил решить ряд задач. Первая - улучшить информирование молодежи о возможностях в сфере предпринимательства, создавать позитивный образ предпринимателя в молодежной среде. Вторая - разработать образовательные программы, обеспечивающие приобретение молодежью знаний и навыков в открытии и ведении собственного дела. Третья -создать системы выявления, отбора и поддержки молодежных предпринимательских проектов в рамках проводимых конкурсов, определить перспективные бизнес-проекты и содействовать их коммерциализации. Четвертая - формировать сообщества молодых

предпринимателей посредством сетевых структур, современных средств коммуникации и общественных организаций для взаимодействия, защиты их интересов и выработки решений.

В своем Обращении в адрес участников саммита министр спорта, туризма и молодежной политики В. Мутко также подчеркнул, что развитие молодежного предпринимательства, а именно его популяризация, повышение предпринимательских компетенций молодежи, сопровождение и поддержка молодых предпринимателей являются приоритетными направлениями государственной молодежной политики в Российской Федерации. Сегодня определены условия, на которых молодые предприниматели могут получать государственные гранты для начала своего дела, и прежде всего в инновационных сферах.

На саммите отмечалось, что если в 2007 г. положительное решение финансовой комиссии получил 31 проект на общую сумму 18 млн руб., то в 2008 г. было профинансировано 35 проектов молодежного предпринимательства на сумму 25 млн руб. И сегодня этот процесс идет по нарастающей. В ближайшие годы будет создана уникальная система работы с молодыми людьми, которая поможет подготовить молодых людей, владеющих навыками открытия и ведения собственного дела. При этом планируется создать систему наставничества, которая позволит взять молодежные проекты на сопровождение, экспертизу и консалтинг.

Виталий ТЕТЕРЯТНИК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.