Результаты анализа смесей, содержащих АК и АКР в различном соотношении (М±т)
Определяемый компонент Взято, мг/л Отношение ЛК:АКР Найдено, мг/л
АКР 0,97 1:1 1,00±0,06
АКР 0,94 10:1 0,95 ±0,09
А К 10,00 1:1 10,54 ±0,44
А К 0,44 1:10 0,48 ±0,06
А К 1,04 1:10 1,15-Ю, 15
ты в той же последовательности, как при анализе пробы.
Определение АК. В пробирку помещают 1 мл анализируемой веды, добавляют 1 мл 2 % раствора ацетата аммония, 0,1 мл этилового спирта и 0,5 мл окислительной смеси, которую готовят сливанием 25 мл воды, 4 мл 1,5 % раствора йодно-кислого калия в 5 % серной кислоте и 4 мл 2 % раствора перманганата калия. Через 10 мин добавляют по каплям 2 % раствор сульфита натрия до обесцвечивания и 2 капли избытка. Затем вводят 3,5 мл раствора динатрие-вой соли хромотроповой кислоты (приготовленной растворением 0,1 г препарата в 5 мл 10 % серной кислоты и добавлением 125 мл концентрированной серной кислоты), перемешивают и нагревают на кипящей водяной . бане 30 мин. После охлаждения доводят объем до 9 мл водой, перемешивают и вновь охлаждают. Измеряют интенсивность окраски при длине волны 570 им в кювете на 20 мм по отношению к холостой пробе (Э2). Получают два градуировочных графика с хромотроповой кислотой — для АКР и АК в диапазоне концентраций 1 —15 мг/л (0,1 — 1,5 мл стандартных растворов, содержащих
0.01.мг/мл АК и АКР). Затем с помощью графика находят оптическую плотность (О,), соответствующую содержанию АКР в анализируемой пробе, найденному по методу СК. Содержание АК рассчитывают по разности Э2—Эь Если найденное количество АКР в 5 раз и более превышает количество АК или содержание АК меньше 1 мг/л, то повторно выполняют определение АК следующим образом: 100 мл анализируемой во--ды помещают в перегонную колбу вместимостью 250 мл, добавляют 2 капли 1,5 % раствора гид-роксида калия и проводят перегонку под вакуумом при температуре около 50 °С (нагрев на водяной бане), отгоняя примерно 90 мл жидкости. Измеряют объем кубового остатка и анализируют его на содержание АКР и АК описанными выше способами. Время анализа 50—80 мин. Предел обнаружения АК 0,2 мг/л, АКР 0,4 мг/л. Погрешность определения АКР па уровне 1 мг/л не превышает ±10 %; АК на уровне 0,5 мг/л — ±13% 09=0,05).
Определению не мешают уксусная кислота, изопропилацетат, изокропиловый спирт, этилаце-тат. Методика проверена на искусственных смесях с различным содержанием АК и АКР (см. таблицу). %
Литература
1. Гронсберг Е. В.// Проблемы аналитической химии.— М„ 1970. —Т. I, —С. 257.
2. Ипатова С. П.// Гиг. и сан. — 1971. — № 10.— С. 64— 66.
3. Клочковский С. П., Носков В. В., Кирьянова Л. Л. // Там же. — 1977. — № 10. — С. 55—57.
4. Перегуд Е. А., Гернет Е. В. Химический анализ воздуха промышленных предприятий. — Л., 1970.
5. Предельно-допустимые концентрации вредных веществ в воздухе и воде.— Л., 1975.— С. 206—218.
Поступила 23.08.88
Ф
УДК 371.7:371.381
Н. П. Гребняк
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОРА, ФОРМИРУЮЩЕГО РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ
Донецкий медицинский ииститут им. М. Горького
Одной из основных задач трудового обучения является формирование ключевых функций, обусловливающих профессиональное развитие школьников. В соответствии с концепцией функциональных тенденций [1, 2, 11] обучение оказывается наиболее плодотворным тогда, когда оно активизирует потенциальные возможности и способствует достижению оптимального уровня, т. е. соответствует показателям, находящимся в зоне актуального (ЗАР) и ближайшего развития (ЗБР).
Целью настоящей работы являлось изучение воздействия трудового обучения школьников как
фактора, формирующего развитие ключевых функций.
Обследовано 224 учащихся 5—8-х классов общеобразовательных школ и 248 учащихся 9—10-х классов, осваивающих различные профессии в межшкольных учебно-производственных комбг^ натах (УПК). Изучали статический и динамич(Р ский тремор рук, темп движений и графическую устойчивость, координированность двигательных актов [3, 5], скорость и точность зрительно-мо-торной реакции (ЗМР), коэффициенты точности (Ктр) и баланса реакции на движущийся объект (Крдо) [4], воспроизведение ритма раздражений
на различных частотах [8]. Скорость переработки информации и показатель внимания (ПВ) определяли по корректурной пробе.
В качестве критерия, отражающего воздействие трудового обучения, использован уровень развития показателей. В основу дифференциров-ки этого критерия положены возрастная динамика показателей функционального состояния организма и их изменения под воздействием трудовой кагрузки в школьных мастерских или УПК- Формирующее воздействие трудового обучения может проявиться в различных условиях развития — в ЗАР и ЗБР. К ЗАР отнесено достоверное улучшение показателей по сравнению с таковыми в предыдущем классе при улучшении исследуемых показателей под влиянием трудовой нагрузки. К ЗБР отнесены устойчивое состояние показателей или тенденция к улучшению по сравнению с их состоянием в предыдущем классе при улучшении показателей под влиянием трудовой нагрузки.
Анализ уровней актуального и ближайшего развития функций в динамике обучения в 5—8-х классах показал, что наиболее интенсивное развитие их происходит у мальчиков 5—6-х классов. Причем в 5-м классе большинство показателей находится в ЗБР, тогда как в 6-м классе почти все показатели перемещаются в ЗАР, что, по мнению авторов [1, 2], указывает на более высокую степень их функциональной готовности.
Отличительная особенность проявления функциональных тенденций у девочек состоит в меньшей степени их выраженности как по количеству зон развития, так и по уровню; большинство показателей находится в ЗБР. Характерно, что показатели, связанные с различением сигналов (Ктр, ПВ), даже в 8-м классе были в зоне ближайшего развития. Наряду с этим следует также отметить незначительную выраженность тенденций к активации функции координированное™ движений.
Полученные результаты свидетельствуют о качественном своеобразии проявления тенденции к активации функций. Отличительной их особенностью является более высокий уровень развития функциональных тенденций у мальчиков. Установленная закономерность, учитывая больший удельный вес практических работ у них во время занятий в школьных мастерских (87—90 %), свидетельствует, что трудовое обучение у мальчиков способствует активации тех сил, которые предуготовлены к действию в этом возрасте. При этом также следует иметь в виду, что повышенный уровень двигательной активности приводит к у.%чшению функционального состояния организма [9, 10]. Следовательно, это позволяет использовать действие трудовых нагрузок во время обучения в школьных мастерских как фактор, направленный на формирование и развитие ключевых функций организма учащихся.
При анализе уровня развития ключевых функ-
ций в различных группах профессий при обучении в УПК установлено, что наиболее интенсивное развитие их происходит при освоении профессий типа «человек — техника». В этой группе большинство ключевых функций бурно развивается. Особенно интенсивно изменяются показатели статического тремора, двигательной реакции, координации движений, воспроизведения ритма раздражений, концентрации внимания и наглядно-образной памяти. Причем показатели, связанные с дифференцировкой, находятся в ЗАР.
Активизация ключевых функций в значительной степени выражена также в процессе овладения профессиями типа «человек — знаковая система». Причем отличительной чертой этой группы профессий является то, что под влиянием трудовой нагрузки активизируются в основном функции дифференцировки и точности двигатель-пых актов.
В группе профессий типа «человек — человек» интенсивное развитие установлено всего по двум признакам — показателю графической устойчивости (ЗАР) и темпу движений (ЗБР). Это свидетельствует о том, что обучение указанным профессиям не способствует активизации функций. Между тем интенсивное развитие ключевых функций при освоении профессий типа «человек— техника» и «человек — знаковая система» указывает на высокий уровень готовности организма школьников к развитию.
Исходя из современных представлений о взаимосвязи условий обучения с формированием профессиональных навыков [6, 7], можно сделать предположение о специфичности формирующего влияния обучения в УПК. Подтверждением этому служит установленная дифференцировка развития ключевых функций у учащихся, осваивающих различные профессии.
Литература
1. Амонашвили Ш. А. В школу— с шести лет. — М., 1986.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений. — М„ 1982. — Т. 1.
3. Гребняк Н. П.// Гиг. и сан.— 1986. — № 12.— С. 31—
33.
4. Дубровина 3. В.. Блинова Л. Т., Макарова Л. П. // Физнол. человека. — 1980. — № 6. — С. 1076—1085.
5. Загрядский В. П., Сулимо-Самуйло 3. К■ Методы исследований в физиологии труда. — Л., 1976.
6. Косилов С. А. // Возрастные особенности взаимодействия моторных и висцеральных функций. — Калинин, 1978, —С. 6—17.
7. Леонова Л. А. Повышение эффективности производственного обучения подростков. — М„ 1980.
8. Рабинович Р. Л. // Журн. высш. нервн. деят.— 1961.— № 5. — С. 960—965.
9. Сухарев А. Г. Гигиенические принципы нормирования двигательной активности школьников: Автореф. дне.... д-ра мед. наук. — М., 1972.
10. Сухарев А. Г., Шелонина О. А. // Гиг. и сан.— 1985.— № 7, —С. 58—61.
11. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. — ДА., 1966.
Поступила 17.05.83
2 Гигиена и санитарии № 7
— 33 —