Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КОММУНИКАТОРА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ'

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КОММУНИКАТОРА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА / ИСКУССТВОВЕДЧЕСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОММУНИКАТОР / ИСКУССТВОВЕДЧЕСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КРЕАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРОДУКТЫ РЕКЛАМНОГО И PR-ТВОРЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гольдман И.Л.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью оценки уровней сформированности творческих компетенций бакалавров рекламы и связей с общественностью как будущих коммуникаторов в рамках искусствоведческо-культурологического подхода к профессиональной медиаобразовательной деятельности. Автор предлагает методику диагностики сформированности искусствоведческо-культурологической компетентности обучающихся в условиях интеграции рекламы, связей с общественностью и разных видов искусства; обосновывает выбор показателей и критериев оценки искусствоведческо-культурологической компетентности обучающихся; демонстрирует преимущества искусствоведческо-культурологических ресурсов в творческой подготовке профессионального коммуникатора, возможности использования медиаобразовательного потенциала художественной культуры для формирования креативной личности коммуникатора как субъекта культуры. В статье выделяются принципы отбора содержания теоретической и практической подготовки коммуникатора с учетом искусствоведческо-культурологического подхода как методологической основы формирования творческой компетентности коммуникатора и раскрываются уровни сформированности искусствоведческо-культурологических компетенций профессионального коммуникатора в соответствии с выбранными критериями оценки. Статья адресована медиапедагогам-практикам и исследователям методологических проблем профессиональной медиаобразовательной деятельности, гуманитарно-творческой педагогики рекламного и PR-образования, методов диагностики сформированности творческой компетентности коммуникаторов в русле междисциплинарной интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гольдман И.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR ASSESSING THE FORMATION OF THE ART AND CULTURAL COMPETENCIES OF THE COMMUNICATOR IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL MEDIA EDUCATION

The relevance of the article is due to the need to assess the levels of formation of bachelors' creative competencies, studying in advertising and public relations as future communicators within the framework of an art and cultural approach to professional media education. The author offers a methodology for diagnosing the formation of the students' art-cultural competence in the context of the integration of advertising, public relations and various types of art; justifies the choice of indicators and criteria for assessing the students' art-cultural competence; demonstrates the advantages of art history and cultural resources in the creative training of a professional communicator, the possibility of using the media educational potential of artistic culture to form a creative personality of a communicator as a subject of culture. The article highlights the principles of selecting the content of the theoretical and practical training of the communicator, taking into account the art-cultural approach as a methodological basis for the formation of the creative competence of the communicator and reveals the levels of formation of the art-cultural competencies of the professional communicator in accordance with the selected evaluation criteria. The article is addressed to media educators-practitioners and researchers of methodological problems of professional media education, humanitarian and creative pedagogy of advertising and PR education, methods of diagnostics of the formation of creative competence of communicators in line with interdisciplinary integration.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КОММУНИКАТОРА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.147

Методика оценки сформированности искусствоведческо-культурологических компетенций коммуникатора в системе профессионального медиаобразования

Methodology for assessing the formation of the art and cultural competencies of the communicator in the system of professional media education

Гольдман И.Л., Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, ira. goldman@inbox. ru

Gol'dman I., Saint-Petersburg Humanitarian University of Trade Unions, ira.goldman@inbox.ru DOI: 10.51379/KPJ.2022.151.1.004

Ключевые слова: медиаобразовательная деятельность, диагностика, искусствоведческо-культурологическая компетентность, профессиональный коммуникатор, искусствоведческо-культурологический подход, креативная личность, продукты рекламного и PR-творчества.

Keywords: media educational activity, diagnostics, art and cultural competence, professional communicator, art and cultural approach, creative personality, products of advertising and PR creativity.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью оценки уровней сформированности творческих компетенций бакалавров рекламы и связей с общественностью как будущих коммуникаторов в рамках искусствоведческо-культурологического подхода к профессиональной медиаобразовательной деятельности. Автор предлагает методику диагностики сформированности искусствоведческо-культурологической компетентности обучающихся в условиях интеграции рекламы, связей с общественностью и разных видов искусства; обосновывает выбор показателей и критериев оценки искусствоведческо-культурологической компетентности обучающихся; демонстрирует преимущества искусствоведческо-культурологических ресурсов в творческой подготовке профессионального коммуникатора, возможности использования медиаобразовательного потенциала художественной культуры для формирования креативной личности коммуникатора как субъекта культуры. В статье выделяются принципы отбора содержания теоретической и практической подготовки коммуникатора с учетом искусствоведческо-культурологического подхода как методологической основы формирования творческой компетентности коммуникатора и раскрываются уровни сформированности искусствоведческо-культурологических компетенций профессионального коммуникатора в соответствии с выбранными критериями оценки. Статья адресована медиапедагогам-практикам и исследователям методологических проблем профессиональной медиаобразовательной деятельности, гуманитарно-творческой педагогики рекламного и PR-образования, методов диагностики сформированности творческой компетентности коммуникаторов в русле междисциплинарной интеграции.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to assess the levels of formation of bachelors' creative competencies, studying in advertising and public relations as future communicators within the framework of an art and cultural approach to professional media education. The author offers a methodology for diagnosing the formation of the students' art-cultural competence in the context of the integration of advertising, public relations and various types of art; justifies the choice of indicators and criteria for assessing the students' art-cultural competence; demonstrates the advantages of art history and cultural resources in the creative training of a professional communicator, the possibility of using the media educational potential of artistic culture to form a creative personality of a communicator as a subject of culture. The article highlights the principles of selecting the content of the theoretical and practical training of the communicator, taking into account the art-cultural approach as a methodological basis for the formation of the creative competence of the communicator and reveals the levels of formation of the art-cultural competencies of the professional communicator in accordance with the selected evaluation criteria. The article is addressed to media educators-practitioners and researchers of methodological problems of professional media education, humanitarian and creative pedagogy of advertising and PR education, methods of diagnostics of the formation of creative competence of communicators in line with interdisciplinary integration.

Введение. Творческая подготовка

профессионального коммуникатора как субъекта культуры напрямую связана с реализацией гуманитарной парадигмы в системе профессионального медиаобразования,

интеграцией будущих бакалавров и магистров в современный художественный процесс, в том числе в цифровое культурное пространство.

Через диалог с художественной культурой, погружение в культурные смыслы художественных практик осуществляется гуманитаризация, фундаментализация

образования в сфере рекламы и связей с общественностью (РК), нацеленного на формирование креативной личности

коммуникатора как субъекта культуры.

Именно к факторам гуманитаризации высшего образования С.В. Наумов относит «способы творческого оперирования культурным наследием, ориентацию на самоценность личности и создание наилучших условий для ее творческого саморазвития» [4, с.17].

Проблема нашего исследования состоит в том, что для творческой подготовки профессионального коммуникатора как субъекта художественной культуры на основе искусствоведческо-культурологического подхода необходима методика оценки уровня сформированности искусствоведческо-

культурологической компетентности

обучающихся. Несмотря на культуротворческую ориентированность рекламного и РЯ-образования, практические возможности профессиональной деятельности коммуникаторов в арт-индустрии в условиях тесного взаимодействия художественных и

коммуникативных практик в музейно-выставочном, городском и бизнес-пространстве, последовательно и системно не исследуется вполне закономерное использование

искусствоведческо-культурологического подхода в формировании творческой компетентности профессионального коммуникатора на образовательных ступенях бакалавриата и магистратуры, и, как следствие не разрабатывается методика диагностики сформированности искусствоведческо-

культурологической компетентности в системе профессионально-творческой подготовки

коммуникатора.

Цель нашей статьи - выделив основные критерии и показатели оценивания сформированности творческих компетенций профессионального коммуникатора на основе искусствоведческо-культурологического подхода, предложить методику диагностики

сформированное™ преимущества

искусствоведческо-культурологического подхода в формировании творческой компетентности коммуникаторов как субъектов художественной культуры и креативных личностей.

На этапах анализа проблемы и достижения поставленной цели нам представляется важным фундаментальное высказывание исследователей Е.А. Соколкова и Н.Е. Буланкиной, отмечающих, «что накопление знаний обучающихся должно носить характер практический и ориентированный на восприятие всего комплекса мировой культуры» [7, с.32].

В творческой подготовке профессионального коммуникатора формирование восприятия художественной культуры, «художественного видения» продуктов рекламного и PR-творчества в современном художественном процессе - одна из определяющих и приоритетных задач.

В свою очередь основой профессиональной компетентности коммуникатора являются творческие компетенции, формирование которых предполагает получение коммуникатором искусствоведческо-культурологического опыта, художественно-эстетическое восприятие

рекламных и PR-коммуникаций.

Изучая особенности профессиональной культуры бакалавра рекламы и связей с общественностью, О.А. Плотникова и Л.М. Семенова приходят к заключению: «Для того, чтобы обеспечить высокий уровень профессионализма бакалавров по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью», необходима культурная основа профессиональной деятельности» [6, с.13].

Следовательно, творческая компетентность -проявление способности коммуникатора как субъекта художественной культуры к креативной деятельности в рекламе и PR, эффективной профессиональной коммуникации в условиях интеграции художественных и медиапрактик, с опорой на мировое художественное наследие при разработке творческих идей и концепций новых культурных рекламных и PR, реализации арт-коллабораций.

Искусствоведческо-культурологическая компетентность представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих бакалаврам и магистрам рекламы и связей с общественностью проследить аспекты взаимодействия художественных и

коммуникативных практик, воспринимать и анализировать продукты рекламного и PR-творчества в системе художественной культуры, интерпретировать художественное содержание в

творческой рекламной и РЯ-деятельности, решать профессиональные задачи в арт-индустрии.

В сравнении с искусствоведческо-культурологической компетентностью

художественно-эстетическая компетентность -способность профессиональным коммуникатором понимать художественно-эстетическую ценность продуктов рекламного и РЯ-творчества, воспринимать и интерпретировать рекламные и PR-тексты как носители художественно-эстетической информации, проследить художественно-эстетические коммуникации в рекламе и РЯ, влияние культурных трансформаций рекламы и РЯ на современный художественный процесс.

Материалы и методы. В системе профессионального медиаобразования реклама и PR как феномены художественной культуры могут стать объектами искусствоведческо-культурологической рефлексии. Как трансляторы художественных ценностей они способствуют диалогу профессионального коммуникатора с художественной культурой, преобразуются в самостоятельные арт-проекты, культурно-познавательные коллаборации (например: «Каждый хочет знать» в ЦВЗ «Манеж»; «Новый год в стиле русского авангарда» при сотрудничестве Государственного Русского музея и ТК «Невский центр»; арт-объекты и скульптурные произведения петербургских художников в рекламных тумбах в рамках второго культурно-просветительского проекта «Сквозь проспект»; елка с логотипами футбольных клубов у Гостиного двора в преддверии Лиги чемпионов; выставки известных фотографов Хельмута Ньютона и Paperboyo в Музее современного искусства Эрарта).

В связи с чем невозможно не согласиться с позицией Е.А. Ноздренко и Н.П. Копцевой, опирающихся на философско-

культурологический подход к анализу рекламы: «Как средство трансляции культурной информации она выполняет проективную роль в усвоении личностью ценностей культуры в культурном обмене и в своих конкретных общественных типовых проявлениях есть своеобразный культурный проект» [5, с.87].

Так как реклама и PR являются проводниками художественных трансформаций в современном социокультурном процессе и медиасреде, формирование искусствоведческо-

культурологических компетенций может способствовать художественно-эстетической компетентности и, как следствие, профессионально-творческой компетентности коммуникатора в рекламе и РЯ, на основе

интеграции последних с произведениями художественной культуры в музейно-выставочном, городском и бизнес-пространстве.

В частности, обращая внимание на когнитивные и образовательные возможности паблик арта в городском среде, О.В Шлыкова отмечает, что они «позволяют его создателям, кураторам и участникам публичной динамики, став частью общего проекта в процессе творческой коллаборации, открывать новые горизонты высокохудожественно-эстетического (не только политического, экономического и т.п.) развития самого себя и внешнего окружения» [10, с.125].

Все указанные выше аспекты необходимо, с нашей точки зрения, учитывать в разработке методики оценки сформированности творческой компетентности на основе искусствоведческо-культурологического подхода.

С учетом содержания критериев искусствоведческо-культурологические компетенции могут формироваться на разных уровнях: базовом, общепрофессиональном, профессионально-творческом. Диагностику сформированности творческой компетентности с опорой на искусствоведческо-

культурологический подход мы предлагаем проводить по трем критериям: когнитивно-коммуникативному, деятельностно-

интенциональному, рефлексивно-

интегративному, на что мы уже обращали внимание в предыдущих публикациях [2].

Чтобы диагностировать уровни

сформированности искусствоведческо-

культурологической компетентности,

целесообразно определиться с методами анализа и оценки:

1. Для диагностики по когнитивно-коммуникативному критерию, на наш взгляд, целесообразно проводить тестирование, коммуникативные разминки, устные и онлайн-опросы (используя Moodle, Mirapolis, Google Формы и др.) с целью проверки теоретической подготовки, в частности бакалавров (по курсам «Основы теории коммуникации», «Коммерческая реклама на рацио и ТВ», «Этические основы рекламы и связей с общественностью»), магистров («Методологические основы научных исследований», «Креативные технологии»).

2. Оценку уровня сформированности искусствоведческо-культурологических компетенций по интенционально-деятельностному критерию следует проводить на основе анализа текущих практических (творческих) заданий и исследовательских работ, выполняемых обучающимися в рамках

содержания программы осваиваемого курса на этапе текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.

3. По рефлексивно-интегративному

критерию оценку сформированности

искусствоведческо-культурологической компетентности целесообразно осуществлять с помощью внутреннего наблюдения,

анкетирования, групповых интервью, тренингов, рецензий.

Опытно-экспериментальная проверка уровня сформированности искусствоведческо-

культурологической компетентности

осуществлялась нами в образовательных организациях высшего образования: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный

институт кино и телевидения» (СПбГИКиТ, СПбГУКиТ), ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет им. проф. М.А. Бонч-Бруевича» (СПбГУТ), ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет имени Петра Великого» (СПбПУ), ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» (ЛГУ имени А.С. Пушкина»).

Начиная с 2009 года, мы последовательно выстраивали структуру процесса проектирования модели формирования и развития творческой компетентности коммуникатора на основе искусствоведческо-культурологического подхода, а затем апробировали ее на практических (аудиторных и выездных) занятиях будущих бакалавров и магистров рекламы и связей с общественностью, в ходе научного, методологического сопровождения

исследовательской работы обучающихся [1], организации разных видов практик в культурных институциях Санкт-Петербурга, руководстве выпускными квалификационными работами.

Вместе с тем комплексную и системную диагностику с учетом всех уровней, критериев и показателей мы начали проводить только в НОУ ВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов» (далее - Университет), поскольку именно здесь подготовка будущих коммуникаторов ведется на Факультете культуры, и что самое главное -профессиональная медиаобразовательная

деятельность осуществляется с учетом культуроцентристской модели Университета, благодаря чему реализация выбранного нами подхода в системе рекламного и РЯ-образования, как и положения разработанной нами модели формирования и развития искусствоведческо-культурологической компетентности

профессионального коммуникатора, получили

возможность большего практического применения, теоретико-методологического

обоснования и дальнейших перспектив развития.

В процессе опытно-экспериментальной работы в данной образовательной организации высшего образования мы используем как активные, так и интерактивные методы формирования творческой компетентности бакалавров и магистров рекламы и связей с общественностью с помощью искусствоведческо-культурологического подхода. При этом от гуманитарно-художественного и культурного наполнения теоретической и практической подготовки коммуникатора в системе рекламного и PR-образования зависит, по нашему мнению, уровень творческой компетентности,

сформированной с помощью интегрированного искусствоведческой-культурологического подхода как методологической основы реализации художественно-эстетической

концепции в профессиональном

медиаобразовании.

Исследуя методологию формирования профессиональной компетентности специалистов по рекламе с учетом интегрированного подхода, в частности структуру профессиональной компетентности, М.А. Николаева справедливо замечает: «Креативность является необходимым компонентом любой деятельности и рассматривается, в рамках исследования, как ключевая компетенция будущего специалиста по рекламе, понимается как универсальная познавательная творческая способность.<...> Развитие креативности способствует

становлению творческой зрелости специалиста в процессе самоактуализации личности и достижению им личностной, профессиональной и духовной вершин (акме)» [3, с.51].

Кроме того, творческая компетентность позволяет коммуникатору активно использовать потенциал художественной культуры в профессиональной деятельности и выступать посредником между потребителями культурных продуктов и субъектами рекламной и PR-индустрии.

Как отмечает И.В. Челышева, «определяющее значение получает не столько владение знанием, информацией, сколько способы ее реализации и творческого освоения» [9, с.6]. Следовательно, обращение к разным видам художественной деятельности в системе профессионального медиаобразования, в подготовке коммуникатора, в целом предопределено в эпоху всеобщего медиапотребления, необходимости

формирования профессионала в условиях культуры потребления, а значит детерминирует

характер творческого развития обучающихся на материале мировой художественной культуры с учетом особенностей современного

художественного процесса, способствует овладению методами творческой работы с рекламными и РЯ-практиками.

В свою очередь руководитель научной школы «Медиаобразование и медиакомпетентность» А.В. Федоров указывает на следующие важные компоненты в содержании медиаобразования: «основы искусствоведения в медиасфере (виды и жанры медиа, функции медиа в социуме, язык медиа, история медиакультуры и т.д.), сведения об основных областях применения теоретических знаний (профессиональные средства массовой информации, любительская медиасфера, каналы распространения медиа, киноклубные движения в медиасфере, учреждения досуга, образовательные учреждения и т.д.), практические творческие задания на медиаматериале» [8, с.27].

Овладение искусствоведческо-

культурологическими компетенциями

предусматривает восприятие рекламы и PR в системе художественной культуры,

интерпретацию художественно-образного языка разных видов искусства, современных художественных практик; осознание

художественно-эстетической ценности продуктов рекламного и PR-творчества; обращение к искусствоведческо-культурологической литературе для решения творческих, художественно-эстетических задач в рекламной и РЯ-коммуникации культурных институций, а также в условиях коллаборации искусства и бизнеса.

Результаты. В рамках преподаваемых дисциплин («Основы теории коммуникации» для 1 курса и «Коммерческая реклама на радио и ТВ» для 3 курса направления бакалавриата 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью», «Методологические основы научных

исследований», «Креативные технологии» для 1 курса магистратуры 42.04.01 «Реклама и связи с общественностью») мы вовлекаем обучающихся в творческую деятельность для получения искусствоведческо-культурологического опыта, развития художественно-образного мышления, которые необходимы, на наш взгляд, прежде всего для профессиональной коммуникации в арт-индустрии, а также могут оказаться востребованными при решении креативных задач, использовании нестандартных технологий продвижения в разных сферах профессиональной коммуникации.

Итак, экстраполируя личностно-

ориентированный и компетентностный подходы

на искусствоведческо-культурологический, мы формируем творческую компетентность бакалавров и магистров рекламы и связей с общественностью как субъектов культуры и креативных личностей.

С учетом специфики искусствоведческо-культурологического подхода, текущего и промежуточного контроля обучающихся на ступенях бакалавриата и магистратуры нами были определены уровни сформированности творческих компетенций профессионального коммуникатора на основе соответствующих критериев, а также качественных, количественных и дискретных показателей. Количественными показателями промежуточной аттестации (зачетов и экзаменов) являются «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

В текущей аттестации обучающихся мы ориентируемся на дискретные показатели (минимальные 20 баллов, максимальные - 40). Качественными показателями творческой подготовки являются выполненные студентами ситуационные задания и тренинги, участие в воркшопах, коммуникативных разминках, мудбордах, в выездных занятиях.

Безусловно, за процессом формирования искусствоведческо-культурологических компетенций можно наблюдать благодаря вовлеченности обучающихся в научно-исследовательскую деятельность в условиях интеграции коммуникативных и художественных практик в системе профессионального рекламного и РЯ-образования.

Именно поэтому в 2021 году в рамках ежегодной студенческой научной конференции в НОУ ВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов» обучающиеся 1 курса направления 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» (профиль - «Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере») под руководством автора данной статьи, апробирующего искусствоведческо-

культурологический подход в формировании творческой компетентности коммуникатора в профессиональной медиаобразовательной среде, подготовили доклады по актуальным темам («Театральная афиша как форма культурной коммуникации в рекламе», «Визуальные образы в коммерческой рекламе брендов», «Арт-коллаборации как инструмент рекламного продвижения бренда», «Нестандартные технологии в рекламной коммуникации коммерческих брендов», «Музыкальная коммуникация в рекламе брендов»), которые

были успешно представлены на секции «Современные рекламные коммуникации».

Включение искусствоведческо-

культурологического компонента в содержание программ базовых и вариативных учебных дисциплин на основе перечисленных принципов способствует формированию творческой компетентности обучающихся как в процессе аудиторных, так и выездных занятий посредством активных и интерактивных методов обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В частности, для промежуточной аттестации обучающихся 1 года заочной формы обучения направлению 42.04.01 «Реклама и связи с общественностью» (профиль - «Брендинг и репутационный менеджмент») нами был составлен перечень тем контрольных работ по дисциплине «Креативные технологии» с опорой на выбранный методологический подход к творческому развитию обучающихся. Среди тем, предложенных обучающимся для проектно-исследовательской деятельности: «Возможности цифровой фотографии в рекламном творчестве», «Клип как вид рекламного творчества», «Трейлер как вид экранного творчества», «Фестиваль как инструмент креативной рекламной

коммуникации», «Организация рекламной коммуникации художественной галереи», «Театральный перфоманс как форма рекламной коммуникации», «Рекламное продвижение театров в социальных медиа», «Современные рекламные акции художественных музеев», «Ambient-реклама в продвижении арт-проектов социокультурных институций» и другие.

В целях дальнейшей апробации искусствоведческо-культурологического подхода как методологической основы реализации художественно-эстетической концепции в профессиональном медиаобразовании,

подготовки коммуникатора к профессионально-творческой деятельности в рекламе и PR в условиях взаимодействия последних с современными художественными практиками в музейно-выставочном, городском и бизнес-пространстве для обучающимся 3 курса по направлению бакалавриата 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью», магистров 1 года обучения направлению 42.04.01 «Реклама и связи с общественностью» были составлены перечни тем выпускных квалификационных работ, на которые они могли бы ориентироваться в методологии исследования.

В перечень тем выпускных

квалификационных работ для бакалавров вошли, например: «Проектирование специальных мероприятий в креативной индустрии», «Организация рекламной коммуникации

современной арт-институции», «Ambient-реклама как форма массовой коммуникации в городской среде», «Нестандартные формы PR-коммуникации в креативной индустрии», «PR-сопровождение культурно-образовательного проекта в СМИ», «Управление рекламной кампанией фестиваля», «Рекламные технологии продвижения творческого кластера», «PR-технологии в управлении репутацией бренда в креативной индустрии», «Методика работы с PR-текстами в цифровой арт-среде», «Разработка PR-стратегии учреждения культуры».

В свою очередь магистрам были предложены следующие варианты тем: «Цифровые арт-коллаборации в системе PR-коммуникаций бренда», «Методология PR-сопровождения социального проекта в креативной индустрии», «Креативные методы управления рекламной коммуникацией бренда», «Современные PR-концепции в креативной индустрии», «Корпоративные коммуникации в управлении репутацией культурной институции», «Методология рекламного продвижения образовательного проекта в креативной индустрии».

Также нами была разработана система оценки будущими коммуникаторами своего

компетентностного поведения в условиях интеграции рекламы, PR и искусства в музейно-выставочном, городском и бизнес-пространстве с учетом особенностей искусствоведческо-культурологического подхода к формированию творческих компетенций.

Для диагностики сформированности искусствоведческо-культурологических компетенций обучающимся необходимо оценить каждое утверждение исходя из степени согласия и промежуточных интервалов: «полностью согласен» - 80 - 100 баллов; «преимущественно согласен» - 50 - 79 баллов; «иногда согласен» -30 - 49 баллов; «абсолютно не согласен» - 0 - 29 баллов.

Какие же утверждения нужно оценить обучающимся по указанной шкале, чтобы посчитать суммарный балл? Перечень утверждений представлен ниже:

1. «Я могу выделить художественно -выразительные средства, использованные при создании продуктов /произведений рекламного и PR-творчества;

2. «Я считаю, что мировое художественное наследие - основной источник рекламного и PR-творчества»;

3. «Я хотела бы создавать продукты / произведения рекламного и PR-творчества,

обращаясь к материалу мировой художественной культуры»;

4. Я всегда воспринимаю рекламу и PR в системе художественной культуры, как феномены художественной культуры»;

5. «Я часто встречаюсь с продуктами / произведениями рекламного и PR-творчества в музейно-выставочном, городском и бизнес-пространстве»;

6. «Я не вижу границ между произведениями современного искусства, рекламой и PR в музейно-выставочном, городском и бизнес-пространстве»;

7. «Я часто замечаю продукты рекламного и PR-творчества, созданные на материале мировой художественной культуры»;

8. «Я уверен, что можно не обращаться к представителям творческой индустрии (художникам, режиссерам, актерам, композиторам и т. д.) для создания креативных рекламных и PR-продуктов»;

9. не всегда могу понять содержание произведений / продуктов рекламного и PR-творчества, созданных на материале мировой художественной культуры».

Также для диагностики уровня сформированности творческой компетентности коммуникатора на основе искусствоведческо-культурологического подхода в условиях интеграции рекламы и PR с искусством обучающимся предлагается оценить свою готовность к творческой деятельности в сфере профессиональной коммуникации по перечню утверждений:

1. «На занятиях испытываю потребность в знаниях по интеграции рекламы, PR и искусства в музейно-выставочном, городском и бизнес-пространстве»;

2. «В процессе занятий ориентируюсь в художественно-эстетических аспектах рекламных и PR-коммуникаций»;

3. «Не испытываю затруднений в анализе художественного содержания произведений рекламного и PR-творчества»;

4. «Способен к решению профессиональных задач в арт-индустрии»;

5. «Могу разрабатывать творческие проекты рекламных и PR-мероприятий для культурных институций»;

6. «Способен к использованию искусствоведческо-культурологических знаний в продвижении арт-проектов в музейно-выставочном, городском и бизнес-пространстве»;

7. «Выстраиваю и поддерживаю профессиональное сотрудничество с представителями арт-индустрии для успешной

реализации творческих проектов в культурных институциях и коммерческом секторе»;

8. «Использую искусствоведческо-культурологический инструментарий при разработке и реализации собственных творческих проектов в рекламной и PR-коммуникации»;

9. «Могу участвовать и проводить исследования художественно-эстетических аспектов рекламной и PR-деятельности, опираясь на интегрированный искусствоведческо-культурологический опыт».

Каждое из указанных выше утверждений обучающимся необходимо оценить по степени периодичности, поставив соответствующие баллы: «регулярно» - 3 балла, «периодически» -

2 балла, «редко» - 1 балл, «никогда» - 0 баллов. Суммирование баллов позволит, на наш взгляд, судить об уровне готовности будущих коммуникаторов к профессионально-творческой деятельности в рекламе и PR с учетом интеграции коммуникативных и художественных практик в арт- и медиапространстве: 0 - 12 - базовый (начальный) уровень; 13 - 20 -общепрофессиональный (средний) уровень; 21 -27 - профессионально-творческий (высокий) уровень.

Примечательно, что в результате опроса обучающихся 1, 3 и 4 курсов (100 человек) по направлению бакалавриата 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» в период с сентября по ноябрь 2021 года относительно восприятия рекламы как феномена художественной культуры, мы убедились, что 100% обучающихся

3 и 4 курсов и 97,4% обучающихся 1 курса направления 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» считают рекламу видом искусства; 100% опрошенных (среди обучающихся 1, 3 и 4 курсов) замечают интерпретацию содержания художественных произведений в рекламном творчестве; в сравнении с обучающимися 1 курса (50% респондентов) студенты 4 курса (76,9% респондентов) посещают выставки рекламы в художественных музеях, творческих кластерах, арт-лофтах, арт-центрах.

Заключение. Таким образом, выбранные диагностические методы представляются важными и определяющими инструментами оценки сформированности искусствоведческо-культурологических компетенций будущих коммуникаторов как субъектов художественной культуры в системе профессионального рекламного и PR-образования. А использование искусствоведческо-культурологического подхода как методологической основы профессионально-творческой медиаобразовательной деятельности

вполне закономерно в привлечении обучающихся к проведению выездных занятий в культурных институциях Санкт-Петербурга, где можно вести активный диалог с искусством, поиск творческого освоения рекламы и РЯ; овладевать методами работы с материалом современной художественной культуры, мирового культурного наследия, вдохновляющего на креативные эксперименты в медиапрактиках. В 2021 году были проведены интерактивные,

искусствоведческо-культурологические занятия с бакалаврами и магистрами на киностудии «Ленфильм», в Музее современного искусства Эрарта, открытой киностудии «Лендок», творческом кластере АРТМУЗА,

Государственном музейно-выставочном центре «РОСФОТО» и в других культурных институциях.

Представленная нами методика оценки сформированности искусствоведческо-

культурологических компетенций обучающихся в рамках структурно-функциональной модели творческой подготовки профессиональных коммуникаторов указывает на преимущества искусствоведческо-культурологического подхода в формировании творческой компетентности бакалавров и магистров рекламы и связей с общественностью и направлена на взаимодействие фундаментальных и прикладных искусствоведческо-культурологических знаний в педагогике рекламного и РЯ-образования для успешной адаптации коммуникатора к профессионально-творческой деятельности в культурной индустрии с опорой на мировое художественное наследие.

Литература:

1. Гольдман И.Л., Андреев Д.А. Формы PR-текстов о кино в системе интернет-коммуникации: сборник статей / И.Л. Гольдман, Д.А. Андреев // Наука. Исследования. Практика / Материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург. Апрель 2020). - Санкт-Петербург: ГНИИ «Нацразвитие», 2020.

- С. 44-48.

2. Гольдман И.Л. Методология формирования творческой компетентности профессионального коммуникатора: искусствоведческо-культурологический подход / И.Л. Гольдман // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 4 (147).

- С. 55-63.

3. Интегративный подход к профессиональной подготовке будущих специалистов по рекламе: практико-ориентированная монография [Электронный ресурс] / М.А. Николаева; Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2014. - 249 с. - URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/2865/1/mon00028.pdf

4. Наумов С.В. Теория системного управления инновационным развитием регионального образования: монография / С.В. Наумов; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Нижегородский гос. пед. ун-т». - Нижний Новгород: Нижегородский ин-т развития образования, 2008. - 170 с.

5. Ноздренко Е.А. Система культуры: новые детерминанты. Реклама как фактор современного культурно-исторического процесса: монография / Е.А. Ноздренко, Н.П. Копцева; Сибирский федеральный университет. - Москва: ИНФРА-М; Красноярск: СФУ, 2018. - 155 с.

6. Плотникова О.А. Профессиональная культура бакалавра по направлению «Реклама и связи с общественностью»: учебное пособие / О.А. Плотникова, Л.М. Семенова; М-во образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральский гос. ун-т, Фак. «Торгово-экономический», Каф. «Маркетинговые коммуникации». - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2013. - 77 с.

7. Соколков Е.А. Методология культурного самоопределения формирующейся личности специалиста-гуманитария. Опыт философского осмысления: монография / Е.А. Соколков, Н.Е. Буланкина. - Москва: Университетская кн., 2011. - 230 с.

8. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности [Электронный ресурс] / А.В. Федоров. - Москва: МОО «Информация для всех», 2014. - 64 с - Режим доступа: https://ifap.ru/library/book546.pdf

9. Челышева И.В. Трансформация развития эстетической концепции в российском медиаобразовании (1960-2011) / И.В. Челышева; под ред. канд. пед. наук, доц. Е.В. Мурюкиной. - Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2014. - 220 с

10. Шлыкова О.В. Цифровые практики паблик-арта: коммуникативные стратегии «умного» города / О.В. Шлыкова // Вестник культуры и искусств. - 2021. - № (67). - С. 124-134.

References:

1. Goldman I.L., Andreev D.A. Forms of PR-texts about cinema in the Internet communication system: collection of articles / I.L. Goldman, D.A. Andreev // Science. Research. Practice / Proceedings of the international scientific conference (St. Petersburg, April

2020). - St. Petersburg: GNII "National Development", 2020. - P. 44-48.

2. Goldman I.L. Methodology for the Formation of Creative Competence of a Professional Communicator: An

Artistic and Cultural Approach / I.L. Goldman // Kazan Pedagogical Journal. - 2021. - № 4 (147). - S. 55-63.

3. An integrative approach to the professional training of future advertising specialists: a practice-oriented monograph [Electronic resource] / M.A. Nikolaev; Ural. state ped. un-t. - Yekaterinburg, 2014. - 249 p. - URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/2865/1/mon00028.pdf

4. Naumov S.V. Theory of system management of innovative development of regional education: monograph / S.V. Naumov; Federal Agency for Education, State Educational Institution of Higher Professional Education "Nizhny Novgorod State ped. un-t. - Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod Institute for the Development of Education, 2008. - 170 p.

5. Nozdrenko E.A. The system of culture: new determinants. Advertising as a factor in the modern cultural and historical process: monograph / E.A. Nozdrenko, N.P. Koptseva; Siberian Federal University. - Moscow: INFRA-M; Krasnoyarsk: SFU, 2018. - 155 p.

6. Plotnikova O.A. Professional culture of a bachelor in the direction of "Advertising and Public Relations": textbook / O.A. Plotnikova, L.M. Semenov; Ministry of Education and Science of the Russian Federation, South Ural State. un-t, Fak. "Trade and Economic", Department.

"Marketing communications". - Chelyabinsk: Ed. center of SUSU, 2013. - 77 p.

7. Sokolkov E.A. Methodology of cultural self-determination of the emerging personality of a specialist in the humanities. Experience of philosophical understanding: monograph / E.A. Sokolkov, N.E. Bulankin - Moscow: University book, 2011. - 230 p.

8. Fedorov A.V. Glossary of terms on media education, media pedagogy, media literacy, media competence [Electronic resource] / A.V. Fedorov. -Moscow: International Public Organization "Information for All", 2014. - 64 p. - Access mode: https://ifap.ru/library/book546.pdf

9. Chelysheva I.V. Transformation of the development of the aesthetic concept in Russian media education (1960-2011) / I.V. Chelyshev; ed. cand. ped. Sciences, Assoc. E.V. Muryukina. - Taganrog: Taganrog Publishing House. institute named after A.P. Chekhov, 2014. - 220 p.

10. Shlykova O.V. Digital Practices of Public Art: Communication Strategies of a Smart City / O.V. Shlykova // Bulletin of Culture and Arts. - 2021. - No. (67). - S. 124134.

5.8.7. Методология и технология профессионального образования (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования)

Сведения об авторе:

Гольдман Ирина Леонидовна (г. Санкт-Петербург, Россия), кандидат искусствоведения, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Факультета культуры, НОУ ВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов», e-mail: ira.goldman@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.