Научная статья на тему 'Методика оценки пространственной дифференциации экономики регионов России'

Методика оценки пространственной дифференциации экономики регионов России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1067
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ТИПОЛОГИЯ РЕГИОНОВ / ИНДЕКСЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ / REGIONAL DEVELOPMENT / SPATIAL DIFFERENTIATION / REGION TYPE CLASSIFICATION / REGIONAL DEVELOPMENT INDICES / STATE REGULATION OF LONG-TERM DEVELOPMENT OF SPATIAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Иванова Наталья Владимировна

В статье рассматриваются основные проблемы межрегиональных различий по уровню социально-экономического развития и методические основы формирования оценки пространственной дифференциации в экономике регионов Российской Федерации. определена методика типологизации пространственного развития современной России с целью решения стратегических задач сбалансированного развития регионов. выделены критерии формирования пятитипов российскихрегионов поуровню эколого-,социо-экономического развития и соответствующих им условных зон регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper addresses main problems of inter-regional differences by the level of social and economic development and describes methodological principles of making the assessment of the spatial differentiation in economies of the Russian Federation regions.Amethodologyfor typological classification of the spatial development of modern Russia is defined. the formation criteria for five types of Russian regions by the level of ecological and social-economic development and related arbitrary areas of regional development are identified.

Текст научной работы на тему «Методика оценки пространственной дифференциации экономики регионов России»

УДК 332.1

Методика оценки пространственной дифференциации экономики регионов России

в статье рассматриваются основные проблемы межрегиональных различий по уровню социально-экономического развития и методические основы формирования оценки пространственной дифференциации в экономике регионов Российской Федерации. определена методика типологизации пространственного развития современной России с целью решения стратегических задач сбалансированного развития регионов. выделены критерии формирования пяти типов российских регионов по уровню эколого- , социо- экономического развития и соответствующих им условных зон регионального развития.

Ключевье слова: региональное развитие; пространственная дифференциация; типология регионов; индексы регионального развития; государственное регулирование долгосрочного развития пространственной экономики.

The paper addresses main problems of inter-regional differences by the level of social and economic development and describes methodological principles of making the assessment of the spatial differentiation in economies of the Russian Federation regions. A methodology for typological classification of the spatial development of modern Russia is defined. the formation criteria for five types of Russian regions by the level of ecological and social-economic development and related arbitrary areas of regional development are identified.

Keywords: regional development; spatial differentiation; region type classification; regional development indices; state regulation of long-term development of spatial economy.

Иванова Наталья Владимировна

канд. экон. наук, доцент, зам. зав. кафедрой «Региональная экономика и экономическая география» Финансового университета E-mail: [email protected]

необходимость дифференциации уровней регионального развития

Существующая в России дифференциация (от лат. differentia — разность, различие) социально-экономического развития и непропорционально высокая доля регионов, находящихся в состоянии рецессии (от лат. recessus — спад, отступление), свидетельствуют о том, что российская федеративная система в ее нынешнем виде асимметрична.

Следовательно, для определения целевых приоритетов и создания эффективной стратегии регионального развития необходима разработка типологии регионов — группировки субъектов Российской Федерации по совокупностям (типам), устойчиво различающихся между собой по количественным и качественным признакам развития.

Основными причинами необходимости дифференциации уровней регионального развития являются:

• деформация отраслевой структуры производства и потребления продукции, ориентация на сырьевые сектора экономики, что влечет приток инвестиций преимущественно в развитие ресурсодобывающих регионов;

• снижение уровня развития человеческого потенциала и миграция интеллектуального потенциала как внутри региональной системы Российской Федерации, так и за ее пределы;

• негативные факторы глобализации: массовый приток низкокачественной и фальсифицированной

продукции из-за рубежа и сокращающийся внутренний спрос на отечественную продукцию;

• ухудшение экологической устойчивости вследствие антропогенной деятельности;

• снижение роли воспитательного и образовательного фактора в формировании инновационно мыслящего населения

• концентрация экономической деятельности в тех местах, которые обладают конкурентными преимуществами, и т. д.

При формировании комплексной типологии регионов должны учитываться особенности социально-экономического и экологического развития субъектов Российской Федерации, а также степень их дифференциации по основным параметрам пространственного развития.

Анализ существующих подходов к разработке типологий субъектов Российской Федерации свидетельствует о том, что в стране накоплен большой опыт классификаций регионов и имеется ряд интересных и перспективных идей [1]. Чаще всего создание типологий используется для решения каких-то отдельных задач — для межбюджетного регулирования, экологического районирования и т. д.

Общим недостатком всех типологий является отсутствие подхода к региону — субъекту Российской Федерации как к единой социально-экономической экосистеме.

Методика типологизации пространственного развития в субъектах Российской Федерации

Для реализации сбалансированного подхода к анализу региона — субъекта Российской Федерации необходим одновременный учет трех классификационных признаков: уровня развития социальных и эколого-экономических индикаторов на определенной территории.

Методологическая трудность состоит именно в выборе конкретных оценочных показателей или индикаторов для каждого признака.

Требуемые показатели должны: количественно отражать меру обособления регионов друг от друга; быть характерными для всех регионов и быть сопоставимыми.

Критерии определения типов регионов должны быть выбраны в зависимости от уровня развития экономики, финансов, социальной сферы, инноваций и экологического состояния в субъектах Российской Федерации.

Таким образом, методика типологизации пространственного развития современной России в соответствии с основными задачами региональной политики должна включать:

• региональную диагностику частных аналитических показателей и «неперегруженных» агрегатных индексов;

• проведение сравнительного анализа показателей комплексной оценки и синтетического показателя — интегрального индекса эколого-со-цио- экономического развития регионов.

Интегральный показатель нивелирует особенности, основные факторы развития. Так, если экономические темпы регионального развития высоки, а экологические показатели имеют низкие или вовсе отрицательные значения, общий показатель усредняет данные, и регион может оказаться на лидирующих позициях в рейтинге субъектов страны (например. Тюменская область, г. Москва и т. д.). И наоборот, если регион традиционно специализируется на экологически терпимых видах производства, очевидно, что региональное развитие более устойчиво с эколого-экономической точки зрения и сбалансировано (Новгородская область, Пензенская область, Республика Алтай, Республика Чувашия, Краснодарский край и т. д.).

Поскольку обобщенные показатели слишком «усредняют» региональный фон, методика определения уровня социально- экономического развития региона и его отнесения к конкретной группе регионов должна основываться на частных показателях с оценкой эффективности регионального развития по основным блокам экономического, финансового, социального, инновационного и экологического развития.

В каждом из вышеуказанных блоков следует использовать показатели, характеризующие развитие региона в определенном направлении, из совокупности которых целесообразно выбрать один-два «опорных» индикатора.

Формирование типологии по уровню регионального развития

В целях объективной конкретизации типа региона целесообразно формировать группы регионов по отдельным индексам:

• производственно-инвестиционного развития;

• бюджетной эффективности;

• развития человеческого потенциала;

• инновационного развития;

Н.В.Иванова МЕтодикА оценки ПРостРАнствЕнной дифференциации...

65

• эколого-экономического развития.

Комплексная оценка эффективности производственно-инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации определяется по формуле

Р1 = (11+12+13+14+15) /5, (1)

где Р1 — индекс производственно-инвестиционной деятельности в регионе;

11 — индекс значения показателя — производство обрабатывающей промышленности, соотнесенного с показателем численности населения по сравнению со среднероссийским значением уровня производства за исследуемый период;

12 — индекс значения показателя — объема добычи полезных ископаемых, соотнесенного с показателем численности населения;

13 — индекс значения показателя — производство и распределение электроэнергии, газа и воды, соотнесенного с показателем численности населения;

14 — индекс значения показателя — производство продукции сельского хозяйства, соотнесенного с показателем численности населения;

15 — индекс значения показателя — объем инвестиций в основной капитал, соотнесенного с показателем численности населения.

Данный индекс позволяет определить изменение масштабов производственно-инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации и ее объемы в расчете на одного человека в регионе, что следует учитывать при обобщении полученных данных по коэффициентам и процентам, поскольку эти значения будут, конечно, ниже, чем валовые объемы производственно-инвестиционной деятельности в разрезе регионов, но в то же время эти аналитические и оценочные показатели будут более точно показывать эффективность регионального развития в разных аспектах.

Коэффициент среднего по России значения индекса производственно-инвестиционной деятельности в 2011 г. составил 0,069, что означает, что на одного человека в Российской Федерации (с учетом инвестиций) в среднем приходится около 6,9% производства отраслей промышленности и сельского хозяйства, из них:

• на долю обрабатывающих производств-в среднем 0,8% на 1 чел.;

• на долю добычи полезных ископаемых — 2,7%;

• на долю производства электроэнергии, газа и воды — 1%;

• на долю сельского хозяйства — 1,2%;

• на долю инвестиций на одного человека — в среднем около 1,3% в общей структуре производственно-инвестиционной деятельности Российской Федерации.

Оценка бюджетной эффективности в субъектах Российской Федерации определяется по формуле

В2= (11/12) — (13/14), (2)

где В2 — индекс бюджетной эффективности в регионе;

11 — индекс значения показателя — объем доходов консолидированного бюджета, соотнесенного с показателем численности населения по сравнению со среднероссийским значением уровня производства за исследуемый период;

12 — индекс значения показателя — объем расходов консолидированного бюджета, соотнесенного с показателем численности населения по сравнению со среднероссийским значением уровня производства;

13 — индекс значения показателя — объем дотаций из федерального бюджета, соотнесенного с показателем численности населения по сравнению со среднероссийским значением за исследуемый период;

14 — индекс значения показателя — объем валового регионального продукта (ВРП), соотнесенного с показателем численности населения по сравнению со среднероссийским значением за исследуемый период.

Общим недостатком всех типологий является отсутствие подхода к региону - субъекту Российской Федерации как к единой социально-экономической экосистеме

Для России вот уже более 10 лет характерно большое число дотационных регионов на фоне узкого круга субъектов-доноров, что порождает массу внутренних экономических и социальных проблем, которые с течением времени только усугубляются и требуют выработки эффективных управленческих решений на перспективу.

Комплексная оценка развития человеческого потенциала в субъекте Российской Федерации определяется по формуле

Н3 = (11+12+13) /3, (3)

где Н3 — индекс развития человеческого потенциала в регионе;

11 — индекс значения показателя — образование — численность населения региона с образованием, соотнесенного с показателем численности населения по сравнению со среднероссийским значением за исследуемый период;

12 — индекс значения показателя -здоровье и качество жизни — ожидаемая продолжительность жизни населения региона при рождении;

13 — индекс значения показателя — производство ВРП, соотнесенного с показателем численности населения.

Данный индекс несколько упрощает стандартную методику ООН и позволяет достаточно своевременно определять изменение основных компонент развития человека в субъектах Российской Федерации.

Для формирования обоснованных выводов по качеству и эффективности социального развития в регионах Российской Федерации рекомендуется также учитывать индексы среднедушевых доходов, коэффициенты естественного прироста населения, уровень бедности и безработицы в регионах.

4. Оценка степени инновационного развития в субъектах Российской Федерации определяется по формуле

N4 = (11+12) /2, (4)

где N4 — сводный индекс инновационного развития в регионе;

11 — индекс значения показателя — количество выданных патентов на 10 тыс. занятых в экономике за исследуемый период;

12 — индекс значения показателя — объем производства инновационных товаров (услуг) за исследуемый период.

При расчете индекса инновационного развития в регионах можно увидеть, что в Москве и Санкт-Петербурге и Московской области в 2011 г. было произведено 395 646,2 млн руб., или 18,8% от общего объема инновационной продукции в стране.

Диспропорции в распределении инновационного производства по субъектам Российской

Федерации обусловлена как непосредственно показателями, используемыми при расчете индекса инновационного развития, так и неравномерностью расселения населения в стране.

Основная часть населения проживает на территориях Центрального, Приволжского, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов Российской Федерации на площади около 1,9 млн км2, что составляет 11,1% от всей территории страны.

Средняя плотность населения здесь составляет 54,5 чел./км2, что на 45 человек больше, чем на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока России, где средняя плотность населения составляет 9,4 чел./км2.

В целях стратегического развития страны и ее регионов решение проблемы очагово-ареального и равномерного расселения, обустройства и занятости населения является одной из важнейших задач как регионального, так и национального развития и обеспечения безопасности страны в целом.

Комплексная оценка эколого-экономического развития региона включает расчет эколого-эконо-мического индекса по формуле

Е5 = (СЧН/ВРП) х 100%, (5)

где Е5 — эколого-экономический индекс;

СЧН — скорректированные чистые накопления;

ВРП — валовой региональный продукт.

Скорректированные чистые накопления рассчитываются по формуле, разработанной коллективом ученых под руководством А. Я. Резни-ченко [2].

СЧН = ВН - ИД - ИПР - УЗОС +

+ РЧК + ЗОС + ООПТ, (6)

где ВН — валовые накопления основного капитала;

ИД — инвестиции в основной капитал по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых»;

ИПР — истощение природных ресурсов;

УЗОС — ущерб от загрязнения окружающей среды;

РЧК — расходы бюджета на развитие человеческого капитала;

ЗОС — затраты на охрану окружающей среды;

ООПТ — оценка особо охраняемых природных территорий.

По итоговым сравнениям полученных данных со среднероссийским коэффициентом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

критерии определения типов регионов в зависимости от уровня развития экономики, финансов, социальной сферы, инноваций и экологического состояния в субъектах

Российской Федерации

Тип региона Критерии и интервалы

Регионы с высоким уровнем развития Более 100% среднероссийского уровня (коэффициент более 1)

Стабильно развивающиеся регионы ^100% среднего по РФ показателя, но ? 75% среднего по РФ (1-0,75)

«Стагнационные» регионы ^74,9% среднего по РФ показателя, но ? 50% среднего по РФ (0,75-0,5)

«Рецессивные» регионы ^49,9% среднего по РФ показателя, но ? 25% среднего по РФ (0,5-0,25)

Регионы с низким уровнем развития Менее 25% среднего по РФ (коэффициент менее 0, 25)

эколого-экономического индекса, который в 2011 г. составлял 0,4 ед., проведена типология регионов.

Итоговая оценка типа региона для отбора по приоритетным направлениям регионального развития должна проходить в три этапа:

1-й этап — оценка показателей и параметров для каждого субъекта Российской Федерации;

2-й этап — определение рейтингового балла субъекта (либо отрасли, приоритетного направления в субъекте) по группе факторов (экономических, финансовых, социально-демографических, эколого-экономических и т. д.);

3-й этап — определение интегрального индекса по субъекту Российской Федерации и ранжирование регионов по соответствующим типам развития.

Интегральный индекс регионального развития, основанный на данной методике, имеет следующий вид:

1инт = (Р1+В2+Н3+М+Е5) /5, (7)

где: 1инт — интегральный индекс регионального развития;

Р1 — индекс производственно-инвестиционной деятельности в регионе;

В2 — индекс бюджетной эффективности в регионе;

Н3 — индекс развития человеческого потенциала в регионе;

N4 — сводный индекс инновационного развития в регионе;

Е5 — эколого-экономический индекс региона.

типология регионов Российской Федерации

По итогам проведения расчетов по каждому блоку показателей предлагается применять соответствующую уровню регионального развития, разработанную типологию регионов России в следующем виде (табл. 1).

В группу регионов с высоким уровнем развития входят субъекты Российской Федерации, в которых достигнутый уровень определенного показателя социального, экономического и экологического развития превышает средний по стране показатель, достигнутый за исследуемый период. Это может свидетельствовать о повышенных темпах развития (по сравнению со среднероссийским уровнем) конкретного индикатора регионального развития в конкретном временном диапазоне.

К группе стабильно развивающихся регионов (от лат. stabШs — устойчивый, постоянный) следует относить субъекты Российской Федерации, в которых достигнутый уровень развития конкретных показателей социальной и эколого-экономической сферы в определенном временном периоде составляет от 100 до 75% среднероссийского уровня.

Данное соотношение свидетельствует о том, что сложившиеся в регионе условия для социально-экономической деятельности позволяют достигать стабильных результатов эффективного развития региона.

Стагнационные» регионы (от лат. stagno — делаю неподвижным, останавливаю) включают субъекты Российской Федерации, в которых основные социальные и эколого-экономические индикаторы

Таблица 2

Матрица «типология регионов по уровню социально-экономического развития»

Тип региона —----- ' ___________ Субъекты РФ Р1 В2 Н3 N4 Е5 1инт

Регионы с высоким уровнем развития (эффективная зона)

Стабильно развивающиеся регионы (доминантная зона)

«Стагнационные» регионы (нестабильная зона развития)

«Рецессивные» регионы (проблемная зона развития)

Регионы с низким уровнем развития (неадекватно проблемная зона)

находятся на уровне 75-50% от среднероссийских параметров.

Данное отношение позволяет сделать вывод о том, что регионы этой группы на определенном этапе представляют собой средний уровень регионального развития и при принятии определенных управленческих решений в перспективе могут перейти как в более развитую группу регионов, так и в группу менее развитых регионов страны.

Рецессивные» регионы (от лат. recessus — отступление, удаление) представляют собой субъекты Российской Федерации, в которых уровень развития конкретных индикаторов региональной системы находится в диапазоне 50-25% от среднего по стране. Для последовательного перехода субъекта Российской Федерации из группы рецессивных в более высокие группы необходима оценка основных причин, по которым субъект попадает в данную группу, и разработка эффективных управленческих решений по перспективному развитию субъектов группы.

В группу регионов с низким уровнем развития входят регионы с уровнем развития определенных показателей менее 25% от среднероссийских значений, достигнутых в исследуемый период времени, что свидетельствует о кризисной ситуации в данных субъектах РФ.

Расчетные показатели целесообразно заносить в итоговую матрицу либо представлять в виде сводного атласа в целях формирования аналитических выводов и составления прогнозных сценариев альтернативного развития регионов в перспективе (табл. 2).

Несмотря на большие разрывы и диспропорции в территориальном развитии различных регионов России свод ряда частных индексов позволил «выровнять» данные по экономическим, социальным

и экологическим показателям, что предопределило, в частности, положение в первой группе регионов Республики Алтай, благодаря высокому эколого- экономическому индексу, который снивелировал влияние относительно невысоких для данного региона значений ряда экономических и социальных показателей.

Вместе с тем на распределение регионов по предлагаемым типам большое влияние оказывает средний уровень интегральной оценки эколого- со-цио- экономического развития в целом по стране.

В связи с этим, величина интегрального коэффициента эколого-социо- экономического развития в среднем по Российской Федерации в 2011 г. составил 0,64, что соответствует современному «стагнационному» состоянию страны и предопределяет попадание 22 субъектов Российской Федерации в группу с коэффициентом, равным или превышающим данный показатель.

Попадание 40 субъектов Российской Федерации в группу «стабильно развивающихся регионов» следует также рассматривать через призму того, что средний по стране коэффициент составил 0,64, поэтому в данных субъектах Российской Федерации абсолютное значение интегрального коэффициента находится на уровне от 0,64 до 0,48, т. е. степень сбалансированности в региональном развитии данной группы регионов составляет от 48 до 64% от потенциальных возможностей.

Соответственно в средней группе «стагнационных» регионов, в которую вошли 20 субъектов страны, степень сбалансированности регионального развития составляет всего 48-32% от возможного потенциала, что свидетельствует о явном дисбалансе в развитии данной группы регионов.

Таким образом, при проведении типологии регионов с учетом принципа сбалансированности

экологических, социальных и экономических факторов в региональном развитии необходимо рассматривать в единстве абсолютные и относительные показатели, характеризующие степень равновесия или разбалансированности в развитии каждого конкретного региона.

Поскольку сводный индекс не является объективным транслятором происходящих в регионе социально-экономических процессов в силу нивелирования основных факторов регионального развития через систему «усреднения», в качестве основного критерия определения типа региона рассматривается конкретный показатель отдельно взятого «блочного» индекса, а использование сводного индекса позволяет упростить сравнительный анализ конкретных и обобщенных индикаторов регионального развития.

В связи со «сглаживанием» позитивных и негативных трендов в общей картине интегральной оценки рекомендуется, при обосновании приоритетов стратегического социально- экономического развития регионов на перспективу, использовать сравнительный анализ предлагаемых в методике индексов «блочно-отраслевой» оценки и конкретные частные показатели, дополняющие полученные результаты и способствующие:

• снятию экологического и социального напряжения в ряде промышленно и экспортно ориентированных регионов;

• развитию экологически «терпимых» и «щадящих» видов производств и снижению импортной зависимости от основных видов продовольствия и продукции переработки (сельское хозяйство и обрабатывающая промышленность);

• формированию опорно-каркасной сетевой системы расселения и экономики;

• сохранению невозобновимых и частично возобновимых минеральных ресурсов и рациональному, более эффективному использованию возобновимых природных ресурсов (рекреационные ресурсы, энергосбережение, охрана и рациональное использование земель и т. д.);

• переходу от тупикового пути техноэкономи-ки к экологическому типу организации экономической жизни в регионах Российской Федерации.

Составление типологии регионов по критериям, отражающим территориальные различия в потенциале и уровне их социально-экономического развития (готовности к модернизации экономики и социальной сферы) с учетом современной макроэкономической ситуации в стране и особенностей

геополитического положения, предполагают «свод» в единый «атлас» типов регионов по общим, выделенным в ходе диагностики и предложенной методике типологизации, рейтинговым баллам и критериям с учетом нестабильности внутренней и внешней среды.

Таким образом, выделяются пять условных зон и соответствующих им типов российских регионов, не образующих в совокупности компактную территорию и имеющих зачастую очаговый характер.

В «эффективную зону» с экономической точки зрения включаются субъекты Российской Федерации с высоким уровнем развития и высокой степенью обеспеченности социально-экономическим потенциалом [Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО — Югра, Ямало-Ненецкий АО, Сахалинская обл., Красноярский край, Республика Саха (Якутия)]. С точки зрения эколого-экономической оценки, напротив, часть этих регионов уступает экономическим «аутсайдерам»» — Республике Алтай, Тыве, Хакасии и т. д..

Диспропорции в распределении инновационного производства по субъектам Российской Федерации обусловлена как непосредственно показателями, используемыми при расчете индекса инновационного развития, так и неравномерностью расселения населения в стране

В «доминантную зону» входят субъекты Российской Федерации, имеющие близкие к среднероссийским уровни конкурентоспособности и обеспеченности социально-экономическим потенциалом (2-я группа стабильно развивающихся регионов).

«Нестабильную (неустойчивую) зону» составляют регионы, имеющие сравнительно высокие оценки текущей конкурентоспособности экономики при относительно низких уровнях обеспеченности социально-экономическим потенциалом (стагнационные на момент исследования регионы, которые под влиянием внутреннего или внешнего (в виде государственного участия) импульса могут перейти в типовую группу регионов, которая расположена выше или ниже).

В «проблемную зону» входят регионы с низкими оценками текущего состояния экономики, социальной и инновационной сферы и т. д. при относительно невысоких уровнях обеспеченности социально-экономическим потенциалом (4-й тип регионов).

В «неадекватно проблемную зону» должны быть включены субъекты Российской Федерации с низкими оценками текущей диагностики уровня регионального развития при сравнительно высоких уровнях обеспеченности социально-экономическим потенциалом.

Согласно представленной типологии состав территорий, нуждающихся в адекватных и своевременных управленческих новациях, формируется из регионов, находящихся в «нестабильной», «проблемной» и «неадекватно проблемной» зонах.

Управляющие органы должны уделять особое внимание «проблемной» и «неадекватно проблемной» зонам, а также наиболее многочисленной зоне «стагнационных» регионов, из которых первоочередными являются, на наш взгляд, регионы, показатели в которых составляют от 60% среднероссийского уровня.

В долгосрочной же перспективе внимание государства должно равномерно распределяться на все зоны регионального развития с соответствующим выделением приоритетных направлений согласно конкретным условиям и особенностям каждого субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с выявленными существующими проблемами и новыми потребностями пространственного развития в Российской Федерации можно выделить пять основных типов регионов, охватывающих все зоны полярного развития страны.

выводы

Использование предлагаемой методики по типологии российских регионов позволит:

1) провести комплексную диагностику уровня и качества регионального развития в Российской Федерации;

2) выявить основные причины и факторы, способствующие попаданию субъекта Российской Федерации в определенную группу регионов по уровню социо- эколого- экономического развития;

3) раскрыть проблемы разбалансированности регионального развития и определить векторные направления решения этих проблем;

4) определить целевые ориентиры стабилизации и сбалансированности социо- эколого- экономической деятельности в нестабильной и проблемной зонах регионального развития России;

5) сформировать приоритеты развития в субъектах, входящих в доминантную и эффективную зоны российского пространства в кратко- средне-и долгосрочной перспективе;

6) способствовать обоснованию и разработке эффективных управленческих решений по проведению экологической, социальной, финансово-экономической политики в регионах Российской Федерации.

Разработанная методика и расчет целого комплекса показателей по основным направлениям регионального развития показали, что для всех типов регионов, «кочующих» по разным типам в зависимости от плоскости среза социо-эколого-экономического исследования, необходимо проводить федеральную и региональную политику, направленную на повышение уровня жизни населения, рациональную диверсификацию экономики региона и борьбу с негативными явлениями социально-экономического развития в условиях глобализации.

литература

1. Типология социально-экономического развития субъектов РФ / Минрегион России. URL: http://www. minregion.ru.

2. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее / руководитель авторского коллектив — д-р экон. наук С. Н. Бобылев. М., 2010.

3. Эколого- экономический индекс регионов РФ. Методика и показатели для расчета / под ред. А. Я. Резниченко, Е. А. Шварц, А. И. Постновой. М.,2012.

4. Ермакова Н. А. Типология регионов для целей регионального развития: уч. пособие. СПб: Изд-во Санкт- Петербургского госуниверситета экономики и финансов, 2011.

5. UNEP. CEObrifing. Demystifying Materiality: Hardwiring biodiversity and ecosystem services into finance. October 2010.

6. URL: сайт Независимого института социальной политики.

7. URL: http://riarating.ru/infografika — сайт «Риарейтинг».

8. URL: сайт Росстата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.