Вестник КГЭУ, 2017, № 2 (34) УДК 332.145
Экономические науки
РОЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ В ФОРМИРОВАНИИ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (на примере Республики Татарстан)
И.В. Юсупова1, Л.Х. Кашапова2
Министерство экономики Республики Татарстан, г. Казань, Россия Исполнительный комитет Чистопольского муниципального района,
г. Чистополь, Россия
I. [email protected]; [email protected]
Резюме. В статье рассматриваются роль эффективного размещения производительных сил в формировании концепции пространственного развития регионов Российской Федерации как современного подхода к определению условий для их эффективного социально -экономического развития. Уделено внимание вопросам совершенствования и развития системы расселения, а также определению приоритетов размещения производительных сил на уровне регионов и муниципалитетов Республики Татарстан. Рассмотрены основные направления оптимальной пространственной организации Республики Татарстан с точки зрения концентрации высококвалифицированной рабочей силы и инновационных технологий. Ключевые слова: трудовые ресурсы, трудовой потенциал, производительные силы, система расселения, стратегия развития, муниципальные стратегии, региональные проекты, инновационные технологии, пространственная организация, концепция пространственного развития, Республика Татарстан.
THE ROLE OF THE EFFICIENT ALLOCATION OF PRODUCTIVE FORCES IN THE FORMATION OF THE CONCEPT OF SPATIAL DEVELOPMENT OF REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION (on the example Republic of Tatarstan)
I.V. Yusupova1, L.Kh. Kashapova2
1The Ministry of economy of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia Committee of Chistopol municipal district, Chistopol', Russia
I. [email protected]; [email protected]
Abstract. The article discusses the role of effective allocation of productive forces in the formation of the concept of spatial development of regions of the Russian Federation as a modern approach to the definition of conditions for their effective socio-economic development. Attention is paid to questions of improvement and development of the settlement system, and prioritization of productive forces at the level of regions and municipalities of the Republic of Tatarstan. The main directions of the optimal spatial organization of the Republic of Tatarstan in terms of a concentration of highly skilled workforce and innovative technologies.
Keywords: labour resources, labour potential, productive forces, system of settlement, development strategy, municipal strategy, regional projects, innovative technologies, spatial organization, conception of spatial development of the Republic of Tatarstan.
Проблема эффективного размещения производительных сил и производств непосредственно связана с совершенствованием и развитием системы расселения. Сложившаяся система расселения и пространственная организация Российской Федерации, в основном, сформировалась хаотично, и теперь либо закрепляет сырьевую специализацию страны, либо является следствием индустриализации СССР с конца 20-х по конец 30-х годов прошлого столетия, а также более поздних социалистических «строек века», таких, как Магнитогорск (Магнитка), или Байкало-Амурская магистраль (БАМ).
Соответственно, следуя парадигме размещения производительных сил С.Г. Струмилина, «население следует за производством», и сегодняшние диспропорции в территориальном развитии и на рынке труда - отголоски массового перемещения трудовых ресурсов для реализации актуальных для экономики страны того периода проектов.
Упомянутые диспропорции на рынке труда - давняя проблема. По итогам анализа движения трудовых ресурсов в 50-е-70-е годы отмечалось, что «на всех этапах планирования народного хозяйства нашей страны... наибольшие отклонения фактических показателей от плановых наблюдались в области труда» [ 1].
В условиях плановой экономики баланс трудовых ресурсов являлся одним из важнейших методов статистического анализа, он играл активную роль в формировании народнохозяйственного плана, а также в решении проблем рационального размещения производительных сил по территории страны и отраслям. При разработке баланса Годовые плановые балансы служили основой для разработки мероприятий, обеспечивавших поступление рабочей силы в народное хозяйство территорий в достаточном размере при вводе в строй в том или ином году новых предприятий или, наоборот, при высвобождении рабочей силы в результате технического прогресса на действующих предприятиях, истощения разработок добывающей промышленности и своевременное перераспределение работников внутри территории или за ее пределами [ 2].
Сформированная в эпоху советской индустриализации экономика начала интегрироваться в глобальный рынок, перестала быть замкнутой и самодостаточной, эффективность утратили как отдельные производственно-технологические комплексы (достаточно упомянуть «поясные цены» — после того как исчез централизованный контроль за ценами значительная часть продукции из Сибири и Дальнего Востока стала неконкурентоспособной, как и их территориально -производственная проекция в виде системы расселения). Проблемы, которые связаны с устаревшей системой расселения в РФ и неэффективной ее пространственной организацией, а также архаичной системой управления данными процессами, можно охарактеризовать следующим образом:
- из неэффективных пространственных структур стали вымываться ресурсы и, в первую очередь — человеческие. Например, Мурманская, Архангельская области и Республика Коми за 1990-е годы потеряли 10-20% населения. Прогнозы на будущее неблагоприятны. По худшим из них, потери в этих регионах достигнут 30 -40% населения. Происходит опустынивание ранее освоенных территорий. По данным Всероссийской переписи 2002 г. даже в центральных, старонаселенных областях России поселения свертываются. Так называемый миграционный «западный транзит» фактически оголяет Дальний Восток и районы Севера;
- неэффективная пространственная организация страны влечет за собой рост расходов на поддержание инфраструктур, избыточных на территориях, теряющих население и производственные активы, и недостаточного в растущих регионах (ограниченность возможностей портового хозяйства, экспортных трубопроводов в нефтегазовом комплексе и пр.). Так, по оценке экспертов Института Брукингса,
ежегодные потери РФ от неэффективной пространственной организации экспертно оцениваются в 2,25-3,0% ВВП в год;
- возрастают региональные диспропорции в развитии. В 1998 г. душевое производство ВРП в десяти наиболее экономически развитых регионах России превышало среднестатистический уровень в 2,5 раза, а в 2000 -ом — уже в 3,2 раза. Экономические аутсайдеры увеличили свое отставание от среднероссийских показателей с 3,3 до 3,5 раз. К 2004 г. десять — двенадцать субъектов Федерации из 89 обеспечивали более 50% ВВП страны. Разделение по темпам социально -экономического развития проходит не только по административным границам, но и внутри них. Более 50% населения страны живет вне зоны экономического роста — по оценке эксперта Института Системного Анализа РАН В.Н. Лексина, экономический рост сосредоточен всего в 140 точках из 1027 городов и поселков городского типа, а также примерно 152 тыс. сельских населенных пунктов. Данный разрыв в развитии становится основным социальным противоречием в стране, порождающим неравномерное экономические и трудовые дисбалансы, а также неравномерное качество жизни.
Нынешняя система расселения и пространственная организация Российской Федерации формируется хаотично и закрепляет сырьевую специализацию страны и транзитный характер развития многих ее регионов, причем во многом этот процесс поддерживается иностранными игроками, которые заинтересованы в сугубо сырьевой функционализации России. Наиболее конкурентоспособной на мировом рынке частью страны оказываются сырьевые зоны. Они «стягивают» на себя проектные мощности, поглощают свободные капиталы, квалифицированную и мобильную рабочую силу, они постепенно становятся «спонсорами» общенациональных политических процессов, придавая им выгодную для себя направленность. Большинство инфраструктурных проектов последнего десятилетия нацелены на обеспечение транзитной экономики и не обеспечивают связность страны. Отсутствие зон высокоорганизованной урбанистической среды жизни (концентрация современных городских инфраструктур, информационных каналов, экологически благоприятных условий жизни в населенных пунктах, транспортная доступность основных мировых центров и пр.) становится препятствием для концентрации на территории РФ ресурсов будущего: высококвалифицированной, мобильной рабочей силы, инновационных технологий, источников информации, «брендов», культурных ценностей и т.п. [3].
Для решения вопросов оптимального пространственного развития регионов макроэкономическое регулирование необходимо дополнить политикой регионального развития, которое предполагает актуализацию производительных сил страны в условиях глобального рынка. Она требует определенной пространственной организации страны — сборки экономики не только из отраслей, технологий или компаний, но и из территорий. «Собирать страну как конкурентоспособную на глобальном рынке экономическую систему нужно не столько из отраслей, технологий и компаний, сколько из специальным образом организованных регионов-территорий. Отраслевая и технологическая логика традиционной промышленной политики должна быть заменена или, по крайней мере, скорректирована территориальной или пространственной» [4].
Данная пространственная организация регионов должна:
- обеспечивать интеграцию в глобальный рынок, наиболее эффективную с точки зрения капитализации страны (повышения стоимости ее активов — территории и рабочей силы);
- способствовать ускоренному социально-экономическому развитию РФ, за счет правильного распределения производительных сил по территории, причем не
только как поставщика сырья на мировые рынки, но и производителя высокотехнологичной продукции;
- обеспечивать связанность страны, открывающую доступ территорий и их населения к источникам социально-экономического роста;
- гарантировать удержание территории страны как «большого пространства».
В связи с принятием в 2014 г. Закона «О стратегическом планировании в
Российской Федерации» появилось основание для разработки нового документа стратегического планирования федерального уровня - «Стратегии пространственного развития Российской Федерации», определяющей приоритеты, цели и задачи регионального развития и направленной на поддержание устойчивости системы расселения на территории страны.
Закон позволит преодолеть имевшуюся разобщенность стратегического, территориального, экологического и отраслевого планирования, транспортного, энергетического и производственного строительства, приводившую к неэффективной, пространственной организации страны, прежде всего за счет повышения комплексности разработки документов стратегического и территориального планирования, усиления роли государства в этом процессе. Это -инновация в сфере государственного управления, новый формат решений по управлению региональным развитием [ 5].
Именно поэтому наличие целостной государственной концепции пространственного развития страны является одним из главных условий управления на всех уровнях — от федерального, до муниципального [ 5].
Экономика Республики Татарстан, как и России в целом, проходит сложный период. На сегодняшний день требуется новая модель более интенсивного использования всех ресурсов и резервов экономического роста.
Такая модель обозначена в Стратегии-2030 Республики Татарстан. Пространственное развитие - одно из трех ядер Стратегии-2030.
Несколько крупных флагманских проектов создадут новое качество пространства Татарстана. Сеть скоростных и высокоскоростных связей объединит Казанскую, Камскую и Альметьевскую агломерации в единый Волго -Камский метрополис, а развитая дорожная сеть обеспечит интеграцию республики в международную транспортную систему, позволив полностью использовать преимущества центрального евразийского положения [ 6].
Благодаря реализации таких проектов, как «Чистый путь» и «Экозона «Волжско-Камский поток», шанс на «второе дыхание» получат малые города и сельские территории [ 6].
Экономическая политика региона будет направлена на формирование и развитие кластеров, усиление их взаимодействия с целью создания новых продуктов, технологий и услуг. Татарстан укрепит свои позиции как комфортный регион для ведения бизнеса и вложения инвестиций, в том числе иностранных.
В рамках «Татарстанской технологической инициативы» (пилотного проекта Национальной технологической инициативы) будут созданы 10 новых инновационных кластеров «умной экономики». Таким образом, существующая инновационная инфраструктура будет использоваться с максимальной отдачей при условии обеспечения данных проектов трудовыми ресурсами необходимого качества.
Рынок труда интересует, откуда будут поступать ему трудовые ресурсы и какого качества: трудоспособное в трудоспособном возрасте население, лица старших возрастов, подростки моложе трудоспособного возраста, «маятниковые» мигранты, межрегиональные мигранты, иностранные трудовые мигранты [ 7].
Также рынок труда интересует резерв рабочей силы с целью определения доли участия в формировании трудового потенциала региона для детального представления об использовании трудовых ресурсов по видам занятости: состав и численность подготавливаемых кадров, уровень их образования, трудоспособные граждане, не занятые в экономике на данный момент, а также могут ли эти категории и в каком качестве дополнительно задействованы в экономике региона.
С целью комплексного решения вопросов эффективного размещения производительных сил в формировании концепции пространственного развития регионов необходимо принять меры, аналогичные принятым Республикой Татарстан в отношении Иннокама, направленные на развитие многоотраслевых территориально-производственных кластеров, реструктуризацию и модернизацию их производственной базы, разработку схем территориального размещения производительных сил и расселения населения; разработать типологию регионов с учетом их географического положения, традиционно сложившейся специализации, социально-экономической и демографической ситуации, а также сложившейся структуры занятости и безработицы.
Федерация должна сосредоточиться на формировании и развитии опорного каркаса пространственной организации страны, так как не может централизованно планировать все аспекты пространственного развития РФ. Территории, не отнесенные к узлам данной организации, должны самостоятельно вырабатывать и реализовывать стратегии своего развития. Федерация должна осуществлять селективную бюджетную (грантовую) поддержку региональных инициатив.
В качестве механизма «запуска» перестройки пространственной организации не только «сверху», но и «снизу», можно использовать опыт Республики Татарстан. В Республике Татарстан разработана Программа «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года», утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.10.2008 №763 .
Данная Программа предполагает сочетание принципов, используемых при разработке схем развития и размещения производительных сил субъектов Российской Федерации, с программным подходом, применяемым при разработке целевых программ [8]. До настоящего времени в Российской Федерации опыт разработки подобных программ отсутствовал, поэтому многие методические и методологические приемы используются впервые. Республика Татарстан является своеобразным научно-практическим полигоном, обеспечивающим применение новых научных разработок для обоснования содержания экономической политики Республики Татарстан и ее муниципальных образований, направленной на ускорение социально-экономического развития и повышение качества жизни населения.
Литература
1. Методические указания к разработке государственных планов развития народного хозяйства СССР. М.: Изд-во «Экономика», 1974. 791 с.
2. Коровкин А.Г. Динамика занятости и рынка труда: вопросы макроэкономического анализа и прогнозирования. М.: МАКС Пресс, 2001. 319 с.
3. Концепия пространственного развития в РФ. Приложение к докладу «Россия. Пространственное развитие».
4. Щедровицкий П.Г., Княгинин В.Н. От роста к развитию // Эксперт. 2005. № 5(452).
5. Щитинский В.А. Стратегия пространственного развития Российской Федерации» -инновация в государственном управлении России. Управленческое консультирование.2015.№ 7. С. 35-41.
6. Закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 года №40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года».
7. Юсупова И. В., Власова А. В. Роль и место прогноза баланса трудовых ресурсов в оценке процессов, происходящих и ожидаемых на рынке труда Республики Коми//Профессиональное образование и занятость молодежи - XXI век: Матер. междунар. науч.-практ. конференции (Кемерово, 27-28 марта 2013 г.). Кемерово: КРИРПО, 2013. С. 128-133.
8. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.10.2008 №763 «Об утверждении Программы «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года».
References
1. Metodicheskie ukazaniya k razrabotke gosudarstvennykh planov razvitiya narodnogo khozyaistva SSSR. M.: Izd-vo «Ekonomika», 1974. 791 p.
2. Korovkin A.G. Dinamika zanyatosti i rynka truda: voprosy makroekonomicheskogo analiza i prognozirovaniya. M.: MAKS Press, 2001. 319 p.
3. Kontsepiya prostranstvennogo razvitiya v RF. Prilozhenie k dokladu «Rossiya. Prostranstvennoe razvitie».
4. Shchedrovitskii P.G., Knyaginin V.N. Ot rosta k razvitiyu // Ekspert. 2005. No. 5(452).
5. Shchitinskii V.A. Strategiya prostranstvennogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii» - innovatsiya v gosudarstvennom upravlenii Rossii. Upravlencheskoe konsul'tirovanie.2015.No. 7. P. 35-41.
6. Zakon Respubliki Tatarstan ot 17 iyunya 2015 goda №40 -ZRT «Ob utverzhdenii Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Tatarstan do 2030 goda».
7. Yusupova I. V., Vlasova A. V. Rol' i mesto prognoza balansa trudovykh resursov v otsenke protsessov, proiskhodyashchikh i ozhidaemykh na rynke truda Respubliki Komi//Professional'noe obrazovanie i zanyatost' molodezhi - XXI vek: Mater. mezhdunar. nauch.-prakt. konferentsii (Kemerovo, 27-28 marta 2013 g.). Kemerovo: KRIRPO, 2013. P. 128-133.
8. Postanovlenie Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan ot 22.10.2008 No. 763 «Ob utverzhdenii Programmy «Razvitie i razmeshchenie proizvoditel'nykh sil Respubliki Tatarstan na osnove klasternogo podkhoda do 2020 goda i na period do 2030 goda».
Авторы публикации
Юсупова Ирина Валерьевна - канд.экон. наук, заместитель начальника отдела стратегического развития Министерства экономики Республики Татарстан. Кашапова Лейсан Хамзевна - первый заместитель руководителя Чистопольского муниципального района по экономике.
The author of the publication
Irina V. Yusupova - Cand. Sci. (ekon.), Deputy head of strategic development Department of the Ministry of economy of the Republic of Tatarstan.
Leysan Kh. Kashapova - first Deputy head of the Chistopolsky municipal district on economy.
Дата поступления 11.02.2017.