УДК 332.145
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (на примере Республики Татарстан)
И.В. Юсупова
Министерство экономики Республики Татарстан, г. Казань, Россия
Резюме. В статье рассматриваются понятия «человеческий ресурс», «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «человеческий капитал» в контексте реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года. Для воспроизводства и оценки использования человеческого капитала как важнейшего компонента производства необходимо определить его место в системе экономических категорий, традиционно используемых в российской экономической науке. Поскольку ядро и главный приоритет Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года - создание условий для накопления и развития человеческого капитала, то следует дефинировать данное понятие применительно к данному приоритету, уточнив его до формулировки «движущая сила Стратегии». Для достижения амбициозных целей Стратегии к 2030 году: формирования в республике Волжско-Камского метрополиса, увеличения валового регионального продукта в 1,8, а также роста в регионе оборота розничной торговли в 1,9 раза, объема в строительстве — в 1,6 раза, инвестиций в основной капитал — в 1,7 раза необходимо создать условия, чтобы капитализировать человеческий потенциал. В статье уделено внимание стратегическим основам формирования человеческого капитала связи с инвестициями на различных этапах его формирования. Рассмотрены основные направления Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года в части формирования и повышения эффективности использования человеческого капитала.
Ключевые слова: трудовой ресурс, трудовой потенциал, человеческий капитал, человеческий потенциал, стратегия развития, Стратегия-2030.
HUMAN CAPITAL AS A KEY FACTOR IN THE STRATEGY OF REGIONAL
DEVELOPMENT (on the example Republic of Tatarstan)
I.V. Yusupova
The Ministry of economy of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia
Abstract. The article discusses the concept of «human resources», «manpower», «labour potential», «human capital» in the context of Strategy of socio-economic development of Tatarstan Republic till 2030. To reproduce and evaluate the use of human capital as an important component of production it is necessary to determine its place in the system of economic categories traditionally used in the Russian economic science. Since the kernel and the main priority of the Strategy of socio-economic development of the Republic of Tatarstan till 2030 - creation of conditions for accumulation and development of human capital, it is necessary to define this concept in relation to the priority of the Strategy, adding it to the wording «the driving force of
the Strategy». To achieve the ambitious objectives of the Strategy to 2030: the formation of the Republic of the Volga-Kama metropolis, increase the gross regional product of 1,8 and the region's growth in retail trade turnover 1,9 times, the volume of construction — by 1,6 times, investment in fixed capital — in 1,7 times it is necessary to create the conditions to capitalize on human potential. The article draws attention to the strategic foundations of the human capital formation response to investment at various stages of its formation. The basic directions of strategy of social-economic development of the Republic of Tatarstan till 2030 in the formation and increase of efficiency of use of human capital.
Keywords: abor, labor potential, human capital, human potential, development strategy, 2030 Strategy.
Стратегирование является базовой социальной технологией, а также технологией проектирования социального объекта таким образом, чтобы достигнуть гармонизации индивидуального, личностного и общественно значимого, реализовать гуманистические цели, направленные на развитие творческих способностей и активности человека [1].
С точки зрения человеческого развития, понятие «труд» шире и глубже, нежели понятия «работа» или «занятость» как таковые. Работа, т.е. регулярная оплачиваемая трудовая деятельность на рабочем месте обеспечивает доход, поддерживает человеческое достоинство и способствует уверенности в завтрашнем дне и участию в жизни общества. Труд способен поднять человеческое развитие на новую высоту, если меры политики содействуют расширению возможностей для производительного, оплачиваемого труда, приносящего удовлетворение; способен повысить знания, умения и потенциал работников, обеспечить их права, безопасность и благополучие [2].
Связь между трудом и человеческим развитием носит синергетический характер. Труд повышает уровень человеческого развития, предоставляя доход и средства к существованию, способствуя сокращению нищеты и обеспечивая справедливый рост. Человеческое развитие, повышая уровень здоровья, знаний, навыков и сознательности, приумножает человеческий капитал и расширяет возможности и диапазон выбора [3].
Условием разработки стратегии развития человеческого капитала, адекватной социально-экономическим условиям регионов и охватывающей разные уровни анализа — от региональной экономики до отдельного индивида, выступает предварительное определение основных понятий, используемых как язык описания человеческой роли в системе производства, обмена, распределения и потребления ограниченных ресурсов человеком и обществом. Очевидно, что именно человеческий капитал как способность человека (социальной группы) создавать добавленную стоимость работодателю и обеспечивать соответствующий доход человеку отражает эффективность человека в трудовом процессе. Для оценки, формирования и использования этого важнейшего компонента производства необходимо определить его место в системе экономических категорий, традиционно используемых в российской экономической науке. В западной экономической науке общепринятыми понятиями для описания общественного труда являются понятия «человеческие ресурсы», «трудовой потенциал» и «человеческий капитал». В российской научной литературе состав категорий более широк: «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «человеческие ресурсы», «человеческий потенциал», «человеческий фактор», «интеллектуальный потенциал» и «человеческий капитал» [4].
Использование указанных категорий имеет разную временную историю. Экономическая категория «трудовые ресурсы» введена в научный оборот в 20 -е гг. прошлого века академиком С.Г. Струмилиным и применяется до последнего времени; «трудовой потенциал» стал использоваться учеными с конца 1970 -х -начала 1980 -х гг.; «человеческие ресурсы» и «человеческий капитал» в зарубежной научной литературе в современном понимании стала активно применяться в конце 1980-х - начале 1990-х гг.
Для современной экономики формирование человеческого капитала имеет стратегическое значение. Важно все: его уровень и качество, профессиональная подготовка, обеспечивающие мобильность и конкурентоспособность трудовых ресурсов.
О. Уильямсон считает, что институциональные преобразования обходятся тем дороже, чем больше они запаздывают [ 5].
Человеческий капитал, поскольку он стал массовым феноменом и вышел за рамки единичных проявлений выдающихся созидательных способностей личности, имманентен инновационному типу воспроизводства. Не случайно нынешнее политическое руководство России обратилось к задаче формирования национального человеческого капитала в поисках инструментов, способных изменить инерционную стратегическую ориентацию развития экономики страны на извлечение сырьевой ренты и обеспечить переход к инновационному типу воспроизводства.
В условиях научно-технического прогресса, применения новейших информационных технологий, экономики знаний вышеназванные качества требуют не просто формирования, а постоянного обновления знаний большинства специалистов, что в сочетании с преобразованиями в политической, экономической и социальной сферах жизни российского общества за последние годы приводит к возникновению серьезных противоречий в профессиональной ориентации и подготовке трудовых ресурсов. Исследование инвестиций в человеческий капитал, особенно в образование, с теоретических позиций представляется крайне необходимым, так как только с позиций соответствия образования требованиям современного общественного производства возможно улучшение качества трудового ресурса. Усиление внимания к указанным проблемам объясняется тем, что человеческий капитал является сложной, динамичной системой, обладающей собственным, в значительной степени открытым механизмом воздействия на состояние социально -экономической системы [6].
Точное определение экономической категории «человеческий капитал» имеет одинаково важное значение для формирования концептуальных основ социально -экономической политики, так и для обоснования практических решений в целях совершенствования системы образования, форм и методов регулирования отношений в сфере труда и занятости, повышения эффективности использования кадрового потенциала предприятий и фирм [6].
Экономика Республики Татарстан, как и России в целом, проходит сложный период. На сегодняшний день требуется новая модель более интенсивного использования всех ресурсов и резервов экономического роста.
Татарстан, являясь одним из ведущих регионов страны, последовательно поддерживает курс на укрепление государственности - строительство сильной России.
В июне 2015 года была подписана Стратегия социально -экономического развития Республики Татарстан до 2030 года и начался отсчет 15-летнего периода, за который должен осуществиться качественный скачок республики на уровень глобально конкурентноспособного региона.
Стратегия -2030 объединит жителей Татарстана вокруг общей глобальной цели-Татарстан-2030 - глобальный конкурентоспособный устойчивый регион, драйвер (основной источник роста) полюса роста «Волга - Кама».
Татарстан - лидер по качеству взаимоувязанного развития человеческого капитала, институтов, инфраструктуры, экономики, внешней интеграции (осевой евразийский регион России) и внутреннего пространства; регион с опережающими темпами развития, высокой включенностью в международное разделение труда [7].
Стержень стратегии - человек, и три приоритета Стратегии группируются вокруг этого стержня: собственно формирование и накопление человеческого капитала; создание комфортного пространства для развития человеческого капитала; создание общественных институтов, при которых человеческий капитал востребован экономикой и может успешно функционировать. Экономическая политика рассматривается, прежде всего, как создание условий, в которых человек -носитель талантов - может реализоваться. Это важнейший акцент и в инновационной, и в инвестиционной, и в кластерной политике [7].
В Стратегии республики используется модель «Татарстан 7+6+3», задающая логику стратегического анализа, целеполагания и построения системы управления, ориентированной на рост конкурентоспособности региона и его предприятий [7].
Модель совмещает два уровня рассмотрения региона: внешний, отражающий конкурентные позиции Татарстана относительно других регионов в разрезе семи направлений межрегиональной конкуренции: человеческий капитал, пространство, финансовый капитал, рынки, институты, природные ресурсы, инновации и информация, и внутренний, описывающий структуру шести базовых экономических комплексов: нефтегазохимический комплекс, энергетический комплекс, машиностроительный комплекс, агропромышленный комплекс, инфраструктурный комплекс и комплекс услуг в разрезе трех экономических зон (Казанская, Камская, Альметьевская), формирующихся вокруг трех одноименных городских агломераций.
Семь направлений конкуренции могут быть интерпретированы и применительно к бизнесу (предприятиям, хозяйственным комплексам), и применительно к региону, что делает модель удобным инструментом изучения и описания взаимосвязанных процессов: конкуренции регионов и предприятий.
В процессе разработки Стратегии на основе анализа ряда факторов были выделены три агломерации республики - Казанская, Камская и Альметьевская, каждая из которых имеет свои особенности и приоритеты развития и является точкой роста ряда экономических зон.
Документ предусматривает, в числе прочего, формирование в республике Волжско-Камского метрополиса, а также увеличение валового регионального продукта в 1,8 раза — до 5 трлн рублей. Базовый сценарий стратегии также предусматривает к 2030 году рост в регионе оборота розничной торговли в 1,9 раза, объема в строительстве — в 1,6 раза, инвестиций в основной капитал — в 1,7 раза.
Существует определение человеческого капитала, как «производящей мощи личности». Задача Стратегии 2030 состоит в том, чтобы потенциал превратился в капитал. В Стратегии выделено приоритетное направление-создание условий для накопления и развития человеческого капитала. Необходимо создать условия, чтобы капитализировать человеческий потенциал. Их можно назвать по -разному: социальные институты, вертикальные лифты и т.д. Когда человек увидит, что здесь, в этом регионе, возможно накапливать потенциал и есть возможность его выгодно капитализировать, он обязательно примет участие в этих процессах.
Достижение экономической эффективности производства товаров и услуг, а также результативности государственного управления напрямую стало определяться величиной и качеством человеческого капитала, обусловленных качеством
образования, культуры и здоровья предыдущих поколений и наращиваемого через накопление знаний, опыта, умений людей. Без эффективной системы развития человеческого потенциала, основой которой, в свою очередь, является система образования, невозможно достичь высокого уровня конкурентоспособности в глобальной конкуренции экономических систем.
Важность модернизации кадрового потенциала утверждают ряд ученых. Только труд тех самых «кадров», «персонала», «работников», и создает все ценности. И в этом смысле кадры не только «все решают», но и все создают. Кадры - это главная и единственная ценность в экономике [ 8].
Следует создать спрос на кадры и обеспечить большое количество высокоэффективных рабочих мест, на которых таланты могут и должны реализоваться. Необходимо привлечь инвесторов, в том числе путем создания разветвленной сети промышленных площадок, а также продемонстрировать ему квалифицированные кадры с большим потенциалом и привлекательные конкурентные условия, низкие риски и др.
Войти в число глобальных регионов-лидеров-значит показать сопоставимые темпы изменений, предложить миру современные технологии и услуги. В Татарстане -талантливая молодежь с высоким потенциалом и здоровыми амбициями, а, значит, будущее у республики есть.
Современная система образования, качественное здравоохранение, самобытная культура, высокооплачиваемая и интересная работа станут теми факторами, которые обеспечат нам приток лучших профессионалов и создадут комфортные условия для их жизни и работы в нашей республике. Особое внимание уделено талантливой молодежи, которой предстоит строить Татарстан будущего.
Несколько крупных флагманских проектов создадут новое качество пространства Татарстана. Сеть скоростных и высокоскоростных связей объединит Казанскую, Камскую и Альметьевскую агломерации в единый Волго-Камский метрополис, а развитая дорожная сеть обеспечит интеграцию республики в международную транспортную систему, позволив полностью использовать преимущества центрального евразийского положения.
Благодаря реализации таких проектов, как «Чистый путь» и «Экозона «Волжско-Камский поток», шанс на «второе дыхание» получат малые города и сельские территории.
Экономическая политика региона будет направлена на формирование и развитие кластеров, усиление их взаимодействия с целью создания новых продуктов, технологий и услуг. Татарстан укрепит свои позиции как комфортный регион для ведения бизнеса и вложения инвестиций, в том числе иностранных.
В рамках «Татарстанской технологической инициативы» (пилотного проекта Национальной технологической инициативы) будут созданы 10 новых инновационных кластеров «умной экономики». Таким образом, существующая инновационная инфраструктура будет использоваться с максимальной отдачей.
Когда цели Стратегии- 2030 будут достигнуты, Татарстан встанет в ряд глобально конкурентоспособных регионов - полюсов роста мировой экономики, в том числе за счет того, что человеческий капитал был определен одним из трех основных ядер развития стратегии.
Литература
1. Мясникова Т.А. Теоретико-методологические положения и методическое обеспечение стратегирования социально-экономического развития муниципальных образований в регионах России: диссертация доктора Экономических наук: 08.00.05 / Мясникова Татьяна Алексеевна; [Место защиты: Воронежский государственный университет]. Воронеж, 2016.
2. Доклад о человеческом развитии 2015. Труд во имя человеческого развития. Copyright © 2015 by the United Nations Development Programme 1 UN Plaza, New York, NY 10017, USA);
3. Ермоленко А.А. Человеческий капитал // Вестник Адыгейского государственного университета. 2010. Серия 5: Экономика. С. 11-20.
4. Козлов А. Человеческий капитал в системе экономических категорий труда // Управление персоналом. 2008. №9. С. 25-26.
5. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб.: Лениздат, 1996. 702 с.
6. Горбунова О. Генезис категории «трудовые ресурсы //Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 3-4 (025-026). С.25;
7. Закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 года №40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года».
8. Боссиди Ларри. В конце концов все решают люди, а не стратегии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fictionbook.ru/static/trials/04/36/82/04368235. a6.pdf
References
1. Myasnikova T.A. Theoretical-methodological concepts and methodical support of strategies for socio-economic development of municipal formations in the regions of Russia: dissertation of doctor of Economic Sciences: 08.00.05 / Myasnikova Tatyana Alekseevna;[a protection Place: Voronezh state University]. Voronezh, 2016.
2. The human development report 2015. Work in the name of human development. Copyright © 2015 by the United Nations Development Programme 1 UN Plaza, New York, NY 10017, USA);
3. Ermolenko A.A. Human capital//Bulletin of Adyghe state University. 2010. Series 5: Economics. P. 11-20.
4. Kozlov A. Human capital in the system of economic categories of labor / Management of personnel. 2008. No. 9. Pp. 25-26.
5. Williamson O. Economic capitalism institutes. SPb.: Lenizdat, 1996. 702 p.
6. Gorbunova O. The Genesis of the category "human resources //Socio-economic phenomena and processes. 2011. No. 3-4 (025-026). P. 25;
7. The law of the Republic of Tatarstan from June 17, 2015 № 40-ZRT «On approval of strategy of social-economic development of the Republic of Tatarstan till 2030»;
8. Bossidy Larry. In the end everything is decided by people, not strategies. [Electronic resource]. Mode of access: http://fictionbook.ru/static/trials/04/36/82/04368235.a6.pdf
Автор публикации
Юсупова Ирина Валерьевна - канд.экон. наук, заместитель начальника отдела стратегического развития Министерства экономики Республики Татарстан.
The author of the publication
Yusupova Irina Valerievna - Cand. Sci. (econ.), Deputy head of strategic development Department of the Ministry of economy of the Republic of Tatarstan.
Дата поступления 18.03.2017.