Pigar Natalia Yuryevna PROSPECTS OF DEVELOPMENT .
economic sceinces
УДК 330
DOI: 10.26140/anie-2019-0801-0058
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАЗАНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ
© 2019
Пигарь Наталья Юрьевна, студент 3 курса магистратуры Института экономики и финансов кафедры «Государственное и муниципальное управление» Казанский (Приволжский) федеральный университет (420008, Россия, Казань, ул. Кремлёвская, 18, e-mail: [email protected])
Аннотация. Актуальным вопросом экономического развития России на сегодняшний день является эффективная организация пространства городов и управление этой организацией. Агломерация в этом случае является наиболее перспективной формой. Вопрос создания агломераций на территории Республики Татарстан рассматривается в документе «Стратегия развития Республики Татарстан до 2030 года». Его решение обеспечит высокую конкурентоспособность республики и решит вопрос сбалансированности территориально-пространственного развития региона. Существуют различные подходы к пониманию сущности агломераций, которые рассматриваются, в основном, как системы расселения или как формы размещения производительных сил без привязки к административно-территориальному устройству, что не позволяет организовать управленческие процессы в них. Это обуславливает необходимость комплексного решения задач управления развитием городских агломераций, начиная с определения их границ и структурного состава и заканчивая разработкой организационного механизма управления их развитием, так в Республике Татарстан 19 октября 2018 года в Казани был созван Координационный Совет призванный решить вопросы социального и инфраструктурного пространства. «В документе о создании Координационного Совета свои подписи поставили главы районов и г. Казани. В совет вошли Лаишевский, Зеленодольский, Пестречинский, Верхнеуслонский, Атнинский и Высокогорский районы». В данной статье рассмотрены варианты агломерационного развития и выбран путь, оптимальный для Казанской агломерации. Проведен анализ трех агломераций Республики Татарстан - Казанской, Камской и Альметьевской, так как рассматривать развитие Казанской агломерации в отрыве от её сателлитов экономически не эффективно. В статье также рассмотрены проблемы трех агломераций Республики Татарстан, определен наиболее подходящий тип их развития, для каждой в отдельности, и предложен план их взаимодействия.
Ключевые слова: агломерация, территориально-пространственное развитие, транспортная инфраструктура, дифференциация денежных доходов, территории-сателлиты, субагломерации, синергетический эффект, диверсификация, пятипоясная агломерация, секторальное развитие, поясное зонирование.
PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF KAZAN AGGLOMERATION
© 2019
Pigar Natalia Yuryevna, 3-year student of magistracy, Institute of Economics and Finance, Department "State and Municipal Administration" Kazan (Volga Region) Federal University (420008, Russia, Kazan, street Kremlyovskaya, 18, e-mail: [email protected])
Abstract. The actual issue of the economic development of Russia today is the effective organization of the urban space and the management of this organization. Agglomeration in this case is the most promising form. The issue of creating agglomerations on the territory of the Republic of Tatarstan is considered in the document "Development Strategy of the Republic of Tatarstan until 2030". His decision will ensure the high competitiveness of the republic and resolve the issue of balancing the territorial and spatial development of the region. There are various approaches to understanding the essence of agglomerations, which are considered mainly as settlement systems or as a form of placement of productive forces without reference to the administrative-territorial structure, which does not allow organizing management processes in them. This necessitates a comprehensive solution to the tasks of managing the development of urban agglomerations, starting with determining their boundaries and structural composition and ending with the development of an organizational mechanism for managing their development. Thus, in the Republic of Tatarstan, on October 19, 20l8, a Coordination Council was convened in Kazan to solve social and infrastructure issues. "In the document on the establishment of the Coordination Council, the heads of districts and the city of Kazan put their signatures. The council included Laishevsky, Zelenodolsky, Pestrechinsky, Verkhneuslonsky, Atninsky and Vysokogorsky districts ". In this article, the options of agglomerative development are considered and the path chosen is optimal for Kazan agglomeration. The analysis of the three agglomerations of the Republic of Tatarstan - Kazan, Kama and Almetyevsk, since the development of the Kazan agglomeration apart from its satellites is not economically efficient. The article also considers the problems of the three agglomerations of the Republic of Tatarstan, identifies the most appropriate type of their development, for each separately, and proposes a plan for their interaction.
Keywords: agglomeration, spatial development, transport infrastructure, differentiation of money incomes, satellite territories, subagglomeration, synergistic effect, diversification, five-belt agglomeration, sectoral development, belt zoning.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Разработкой теоретических положений по развитию агломерационных процессов занимались классики региональной науки (А. Вебер [1], В. Кристаллер [2], А. Леш [3], А. Маршалл[4], И. Тюнен [5]), а также современные западные (У. Айзард [6], П. Кругман [7], М. Фуджита [8] и др.) и отечественные ученые (Е.Г. Анимица, Н.Ю. Власова [9], А.Г. Вишневский [10], Б.М. Гринчель [11], Н.В. Зубаревич [12], Г.М. Лаппо [13], В.Н. Лексин [14], П.М. Полян [15] и др.).
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Организационные аспекты управления развитием агломераций, рассматриваются в работах Ю.М. Алпатова [16], С.С.
Артоболевского [17], Р.В. Бабуна [18], М.А. Винокурова [19], И.В. Волчковой [20], В.Л. Глазычева [21], А.Ю. Даванкова [22], П.И. Дубровина [23], М.А. Михайловой [24], М.Г. Рагозиной [25], А.С. Серебренниковой [26], А.А. Угрюмовой [27] и др.
Указанные авторы внесли весомый вклад в разработку рассматриваемых проблем, однако методология создания институциональных условий, обеспечивающих управленческие процессы в агломерации, а также формирования организационных основ управления ими отстает от требований современной практики.
Вышеизложенное обусловило выбор объекта, предмета, а также постановку цели и задач исследования.
Формирование целей статьи (постановка задания). Уточнить типологию и критерии выделения городских агломераций, определить пути совершенствования управления развитием городских агломераций на мате-
экономические науки
Пигарь Наталья Юрьевна ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ...
риалах Казанской городской агломерации.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Исследование развития Казанской городской агломерации позволяет выделить ряд индикаторов, которые включают количественные и качественные характеристики, среди них: уровень дифференциации денежных доходов населения в городе-центре и территориях-сателлитах, наличие сформированных естественным путем городов - сателлитов, возможность формирования искусственных городов-сателлитов, дифференциация по уровню промышленного производства, дифференциация по уровню значимости сферы услуг, дифференциация экологической безопасности в центре и городах-сателлитах, а также уровень связанности логических потоков между центром и сателлитами. Полученный комплекс критериев систематизирован в таблице 1.
Таблица 1 - Индикаторы выбора подхода к формированию городской агломерации
№ ВП Критерии выоора подхода Поясное зонирование Секторное Параллельный город развитие
1 Наличие географических особенностей, ограничивающих расширение агломерациимежду поясами
2 Вы сокий у р о в ень дифф ер енциации д ен ежных д о - + +/-
3 Наличие сформированных естественным путем са- + +
4 Возыожность формирования искусственно создан-ныл сателлитов
5 Высокий уровень дифференциациипо уровню +
6 В ы с о кий ур о в ень дифф ер енциации п о ур овню р аз-витня сферы услуг +
7 +
S Высокий уровень логистической связанно ста (жестко сть'надежность) + +
Критерий вы 6 opa подхода Полено е зонирование Секторное Параллельный город Направленное Казанская агломерация Камская агломерации Альметьевская агломерация
Наличие географических особенно стен, огр аннчивакхцих р arn m-р ение агломерации между поясами
Высокий уровень дифференциации +/- + +
Наличие сформированных естественным путем сателлитов + -
кусственно созданных сателлитов + + +
Высокий уровень дифференциации по уровню промышленного производства
Высокий уровень дифференциации по уровнюразвитиясферы услуг -
Высокий уровень дифференциации + + +
Выс окий ур о вень логистической + + +
сконцентрироваться на точках роста, не привязанных к состоянию крупного центрального города (Казани).
Для Камской агломерации актуален путь секторального агломерационного развития, который предполагает множественные точки роста, развитие сильных сторон муниципальных образований с целью получения синер-гетического эффекта их взаимодействия в рамках агломерации.
Секторальный тип позволит учитывать географические ограничения развития агломерации, усилить взаимодействие с Альметьевской агломерацией, сформировать самостоятельные центры на базе Мамадыша и Чистополя (третий пояс агломерации).
Для Альметьевской агломерации можно рекомендовать тип поясного зонирования с сохранением рекреационных зон между поясами агломерации. Базовым предприятием, вокруг которого формируются и будут в дальнейшем формироваться связи, является в Альметьевской агломерации предприятие «Татнефть».
Общая направленность изменений городских агломераций Республики Татарстан, предлагаемая к внедрению, представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Общая направленность решения проблем агломерационного развития Республики Татарстан
Источник: составлено автором по: Стратегические направления социально-экономического развития муниципальных образований: опыт Республики Татарстан / Н.Г.Багаутдинова, И.С.Глебова, М.В.Панасюк, И.В.Юсупова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. -С.115-119
Оптимальный подход к формированию Казанской городской агломерации может быть выбран в соответствии с приведенными в таблице характеристиками. Это позволит обеспечить эффективную агломерационную политику с равномерным распределением центров и сателлитов агломерации.
Таблица 2 - Выбор оптимального типа развития для Казанской, Камской и Альметьевской агломераций
Проблемы Направления решения проблем
Проблема развития малых городов и с ельских территорий Составить иреализовать программыразвитиямалых городов и
Проблема транспортной до ступно сгн,р азвитости ip анспортно-коммуника цио нно й сист емы Развитие наземного общественного транспорта, а также альтернативного транспорта
Разработка докумешациии строительство скоростиыхжелезньи дорог, организация транспортно-посадочных узлов,развитие логистиче ской инфраструктуры
Модернизация аэропортов с целью повышенияпосадочной доступности
дорогами с круглогодичным сообщением
Проблема экологии, утилизации отходов С о - д ание р аггаонал ьной системы обращения с отходами
Проблема институциональной обеспеченности агл омеративного Развитие пр о ектной, иссл едовательской, образовательной деятельности на территории агломераций
Источник: составлено автором Очевидно, что одной из существенных проблем агломераций является развитие транспортной инфраструктуры. Рассмотрим возможности решения стратегических проблем по каждой из трех агломераций (Казанская, Камская, Альметьевская). В таблице 4 отражены перспективы решения проблем агломеративного развития Казанской агломерации.
Таблица 4 - Стратегия решения проблем развития Казанской городской агломерации
Проблемы Напр аБлениярешения проблем
Проблема развитая малыхгор одов и сельсгах Упорядочение хозяйственной деятельности в пригородных гонах;
территории агломерации Редевелопыент территорий поселения-спутников города Казани, развитие селитебной
Проблема транспортной доступности, развитости транспортно-коммуник ационной Развитие скоростных связей, строительство нового автодорожного и железнодорожного обходов города Казани,
Развитие и модернизация инженернойинфрастрчтпуры:
с, ,
Проблема экологии,утилизации отходов Сохранениеэкосистемы -применение "зеленых" технологий, использование мало-и ср еднеэтажно й жил ой за стройки, р азвитие р екр еаци онных идо суговых функций в ЛаишевскомиВерхнеуслонскомрайонах
С охр анениеи обустройство приречных территории Волги и малых рек. формирование рекр еационных зон
Проблема институциональной совместных проектов с зарубежными партнерами; Активизация международной образователытоии исследовательской кооперации
Источник: составлено автором по: Стратегические направления социально-экономического развития муниципальных образований: опыт Республики Татарстан / Н.Г.Багаутдинова, И.С.Глебова, М.В.Панасюк, И.В.Юсупова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. -С.115-119.
Сопоставляя Казанскую городскую агломерацию с критериями выбора подходов к агломерационному развитию, можно сделать вывод, что наибольшее количество совпадений наблюдается по параметру параллельного города. Это создает необходимость формирования параллельных городов в первом поясе агломерации, а именно - в городах Зеленодольск, Иннополис и прилегающих муниципальных районах; в параллельных центральным городам субагломерациях (Арск и Буинск). Этот подход к формированию агломерации позволит
Источник: составлено автором Таким образом, основным вектором становится развитие скоростных магистралей, сохранение экосистемы возле рек (прибрежных зон), реконструкция и модернизация территорий-спутников Казани.
В таблице 5 отражены перспективы решения проблем агломеративного развития Камской агломерации.
Таблица 5 - Стратегия решения проблем развития Камской агломерации
Проблемы Напр авления р ешения проблем
Проблема р азвишя малых городов и сельских территорий агломераций Трансформация и диверсификация специализации город ов-яд ер агломерации, развитие синергетического эффекта от сотрудничества
■у силение идентичносш городов-ядер агломерации
Проблема транспортной до стугаюсги, р азвит о сти тр анспо ртно -к оммуннк ацнонной Формирование устойчивого структур оосразукяцего транспортного каркаса агломерации, включаяразвитие скоростных связейи строительство стратегических
Проблема экологии, утилизации отх одов Инг ененвн о е р азвитае го р одов агл ом ерацин в гр а ницах существующих
Девелопыент (деятельность, связанная с развитием терригориии по дготовкой земель и объектов с целью их нового использования) террнторнйв санитарно-защитаых зонах промышленных предприятий, нацеленный на формирование плотной и связной городской среды
Источник: составлено автором Таким образом, основной вектор развития Камской агломерации - это акцент на специализации городов -ядер агломерации, с дальнейшей диверсификацией их
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 1(26)
257
Pigar Natalia Yuryevna
PROSPECTS OF DEVELOPMENT .
economic sceinces
специализации; транспортная инфраструктура предполагает строительство стратегических мостов и развитие скоростных линий связи. В таблице 6 отражены перспективы решения проблем агломеративного развития Альметьевской агломерации.
Таблица 6 - Стратегия решения проблем развития Альметьевской агломерации
Проблемы Направления решения проблем
сельских территорий агломераций Развитие селитебной за стройки в поселениях-спутниках гор о доб Альметьевска, Бугульыы
Формирование иразвише коммуникационных центров как восновных городах агломерации такна межмг'шщиппьныхплощадках.развитие дорожнойкарты
Проблема транспортной до ступности. развитости транспорт но-комму никационно й сист емы автобусного сообщения; интенсификация ицентрализацияработы сети общественного транспорта, охватывающей города-ядра агломерации, поседения-епутникии сельские населенные пункты
Проблема экологии, утилизации отходов Бнедр ение инновационных эко систем
Проблема институциональной обеспеченности агл омеративного развития Гр антовые пр oip аммы для вузовских ннно вации; привлечение инноваци онных ко мпании к обсужд ениюи совершенствованию учебных планов ипр огр зым; р аспшр ение пр актики стажировок студентоБИ выпускников в компаниях инновационного сектора
Источник: составлено автором
Таким образом, основным вектором решения проблем стратегического развития Альметьевской агломерации является создание единой транспортной системы агломерации, внедрение инновационных экологических систем, развитие грантовых программ и привлечение инновационных компаний к совершенствованию дорожной карты.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. На основе анализа практики управления развитием городских агломераций выявлен перечень критериев, совокупность которых позволяет определить оптимальные направления и условия формирования агломерации, включая ограничения поясного расширения агломерации, уровень дифференциации денежных доходов населения, уровень дифференциации промышленного производства, уровень развития сферы услуг в зоне влияния городской агломерации, наличие и количество сателлитов, возможность их формирования.
На основе проведенного анализа определены приоритетные типы и направления формирования базовых агломераций Республики Татарстан, в соответствии с которыми для Казанской пятипоясной агломерации оптимальным направлением формирования является тип «параллельный город», для Камской пятипоясной агломерации оптимальным направлением формирования агломерации является тип «секторальное развитие», для двухпоясной Альметьевской агломерации оптимальным направлением агломерации является тип «поясное зонирование».
Вопрос о создании агломераций актуален для многих территорий, например, рассматривается вопрос о создании Самарско-Тольяттинской агломерации. В Республике Татарстан вопрос создания агломераций уже активно решается, поэтому ценный опыт создания базовых агломераций Республики Татарстан и механизм управления агломерациями с помощью Координационного Совета может быть использован другими субъектами Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вебер А. Теория размещения промышленности. М.: А. Вебер., 1926. - 223 с.
2. Кристаллер В. Концепция центральных мест. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0 %B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D0% BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8 B%D1%85_%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82. Дата обращения: 11.01.2019.
3. Леш А. Теория центральных мест [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://studme.org/1791021126382/geografiya/teoriya_ tsentralnyh_mest_kristallera_lyosha. Дата обращения: 11.01.2019.
4. Маршалл А. Принципы политической экономии. - М.: Издательство «Прогресс», 1983. - 416 с.
5. Тюнен И. Изолированное государство / И.Тюнен - М.: Экономическая жизнь, 1926. - 326 с.
6. Айзард У. Размещение и экономика пространства: монография /Айзарда У., 1956
7. Кругман П. Теория анализа торговых моделей и мест расположения экономической активности. Новые принципы экономической географии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38741. Дата обращения: 11.01.2019.
8. Фуджита М. Модели модернизации традиционной теории размещения производства
9. Анимица, Е.Г. Градоведение: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. /Е.Г. Анимица, Н.Ю. Власова — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010. — 417 с.
10. Вишневский, А.Г. На полпути к городскому обществу / А. Г. Вишневский // Человек. — 1992. — № 1.
11. Гринчель Б.М., Назарова Е.А. Методы оценки конкурентной привлекательности регионов: монография / — СПб.: ГУАП, 2014. — с. 244
12. Зубаревич Н.В. Города как центры модернизации экономики и человеческого капитала // Общественные науки и современность. 2010. № 5. С. 5-19
13. Лаппо Г.М. География городов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 217 с.
14. Лексин, В.Н. «Региональные столицы» в экономике и социальной жизни России / В. Н. Лексин // Вопросы экономики. — 2006. — № 7. — С. 90.
15. Полян П.М. Методика выделения и анализа опорного каркаса расселения. - М.: ИГ АП СССР, 1988. - 220с.
16. Алпатов Ю.М. Землепользование в России и особенности правового регулирования земельных отношений в городе Москве: моногр. / Ю.М. Алпатов. - М.: Юркомпани, 2016.
17. Артоболевский С.С. Крупнейшие агломерации и региональная политика: от ограничения роста к стимулированию развития (европейский опыт) //Крупные города и вызовы глобализации / С.С. Артоболевский. - Смоленск, 2013. - 280 с.
18. Бабун Р.В. Агломерация городов как объект управления // Регион: экономика и социология. 2012. № 2. С. 239—252.
19. Винокуров, М.А. Город как основа социально-экономического и инновационного развития в XXI веке / М.А. Винокуров // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2010. — № 5. — С. 5-10.
20. Волчкова И.В. Теория и практика управления развитием агломераций: монография / И.В. Волчкова, И.Н. Минаев. — Томск: Изд-во Томского государственного архитектурно-строительного университета, 2014. — 234 с.
21. Глазычев В.Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды /В. Л. Глазычев. — М., 1984.
22. Гордеев С.С., Даванков А.Ю. Выбор оптимального варианта реконструкции индустриального района // Стратегия экологической безопасности России. СПб., 1992. С. 189-193
23. Дубровин П.И. Агломерация городов (генезис, экономика, морфология) / П.И. Дубровин // Вопросы географии: сб. 45. — М., 1959. — 34 с.
24. Михайлова М.А. Межмуниципальное сотрудничество при реализации полномочий муниципальных
25. образований в городской агломерации: автореф. дисс. ... канд. эконом. наук: 08.00.05 /Михайлова Мария Александровна. / - Иркутск, 2012. — 24 с.
26. Рагозина, М.Г. Межмуниципальное сотрудничество в России: перспективы развития с учетом адаптации зарубежного опыта к возможностям российского законодательства / М.Г. Рагозина // Вопросы межмуниципального хозяйственного сотрудничества. — М., 2010. — С. 87-106.
27. Серебренникова A.C. Городское агломерирование: новая тенденция развития межмуниципального сотрудничества? / A.C. Серебреникова // Городское управление. 2009. - № 2. - С. 45-56.
28. Угрюмова А. А. Управление экономическим ростом агломераций (на примере Московской агломерации): дис. докт. экон. наук: 08.00.05 / A.A. Угрюмова. Москва, 2005. - 284 с.
Статья поступила в редакцию 24.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019