Научная статья на тему 'Модель управления агломерационным развитием Республики Татарстан'

Модель управления агломерационным развитием Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
192
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГЛОМЕРАЦИЯ / AGGLOMERATION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ECONOMIC ZONE / РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ / DEVELOPMENT OF MUNICIPALITIES / АГЛОМЕРАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / AGGLOMERATION DEVELOPMENT / УПРАВЛЕНИЕ АГЛОМЕРАЦИЕЙ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT AGGLOMERATION MODEL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кашапова Л.Х.

Оценка накопленных за последние годы проблем, возникших, в том числе в результате интенсификации социально-экономического развития Республики Татарстан, а также задачи поддержания высоких темпов роста в будущем делают насущной необходимостью скоординированность планирования и развития трех агломераций: Казанской, Камской, Альметьевской. Как правило, вопрос, связанный с развитием агломераций, рассматривают с точки зрения перспектив экономического развития региона. Для обеспечения высоких темпов экономического роста регион обязан перейти к развитию инновационных технологий и постиндустриальному типу производства, а городские агломерации являются средоточием этих процессов и источниками конкурентоспособности России в глобальной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNANCE MODEL THE SINTERING OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Assessment accumulated over the past years problems have arisen including as a result of the intensification of socio-economic development of the Republic of Tatarstan, as well as the challenges of maintaining high growth rates in the future make a necessity of co-ordination between the planning and development of three Metropolitan areas: Kazan, Kamsky, Almetyevsk. Typically, the question associated with the development of agglomerations, considered from the point of view of prospects of economic development of the region. To ensure high rates of economic growth, the region is obliged to proceed to the development of innovative technologies and post-industrial type of production, and Metropolitan areas are the focus of these processes and sources of competitiveness of Russia in the global economy.

Текст научной работы на тему «Модель управления агломерационным развитием Республики Татарстан»

УДК 338.24

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ АГЛОМЕРАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Кашапова Л.Х., первый заместитель руководителя Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района по экономическим вопросам

Исполнительный комитет Чистопольского муниципального района, г. Чистополь,

Россия

Контакты: L.Kashapova@tatar.ru

Оценка накопленных за последние годы проблем, возникших, в том числе в результате интенсификации социально -экономического развития Республики Татарстан, а также задачи поддержания высоких темпов роста в будущем делают насущной необходимостью скоординированность планирования и развития трех агломераций: Казанской, Камской, Альметьевской. Как правило, вопрос, связанный с развитием агломераций, рассматривают с точки зрения перспектив экономического развития региона. Для обеспечения высоких темпов экономического роста регион обязан перейти к развитию инновационных технологий и постиндустриальному типу производства, а городские агломерации являются средоточием этих процессов и источниками конкурентоспособности России в глобальной экономике.

Ключевые слова: агломерация, экономическая зона, развитие муниципалитетов, агломерационное развитие, управление агломерацией, модель управления.

Социально-экономическое развитие Республики Татарстан целесообразно рассматривать в разрезе следующих экономических зон: Казанской, Набережночелнинской, Юго-Восточной, Предволжской, Предкамской, Закамской и трех агломераций: Казанской, Камской и Альметьевской [1]. Под агломерацией понимается компактная пространственная совокупность муниципальных районов и городских округов, объединенных производственными, транспортными и культурными связями [2].

178

В составе Казанской экономической зоны (Атнинский, Верх-неуслонский, Высокогорский, Зеленодольский, Лаишевский, Пестречинский муниципальные районы и муниципальное образование город Казань) сосредоточены предприятия химии и нефтехимии, фармацевтики, машиностроения, оборонно -промышленного комплекса, лесопереработки, легкой и пищевой промышленности. Основными отраслями специализации Казанской экономической зоны являются комплексы отраслей обрабатывающей промышленности и сфера услуг, то есть отрасли, использующие квалифицированные кадры и крупный потенциал, накопленный в военно-промышленном комплексе.

Структура промышленного производства представлена, прежде всего, машиностроением и металлообработкой (самолето -и вертолетостроение, судостроение, приборостроение, производство моторов, компрессорного оборудования, медицинских приборов и инструментов, оптико-механической продукции и др.), химической и нефтехимической, фармацевтической промышленностью, промышленностью строительных материалов, электроэнергетикой, пищевой и легкой промышленностью, деревообработкой, полиграфической промышленностью.

Ведущими отраслями промышленности Набережночелнин-ской экономической зоны (Агрызский, Актанышский, Елабуж-ский, Заинский, Мензелинский, Муслюмовский, Менделеевский, Нижнекамский, Тукаевский муниципальные районы и муниципальное образование «город Набережные Челны») являются машиностроение (автомобилестроение, электротехническая промышленность), химия, нефтехимия, нефтепереработка, газохимия. Из других отраслей представлены нефтедобыча, электроэнергетика, промышленность строительных материалов, пищевая промышленность.

Юго-Восточная экономическая зона (Азнакаевский, Альме-тьевский, Бавлинский, Бугульминский, Лениногорский, Сарма-

179

новский, Черемшанский, Ютазинский муниципальные районы) имеет ярко выраженную специализацию: нефтедобыча и производство нефтяного оборудования.

Предволжская экономическая зона (Апастовский, Буинский, Дрожжановский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Тетюшский муниципальные районы) базируется на предприятиях пищевой промышленности, сельского хозяйства, промышленности строительных материалов.

Предкамская экономическая зона (Арский, Балтасинский, Кукморский, Мамадышский, Рыбно-Слободский, Сабинский, Тю-лячинский муниципальные районы) базируется на предприятиях агропромышленного комплекса, промышленности строительных материалов, пищевой промышленности.

Закамская экономическая зона (Аксубаевский, Алексеевский, Алькеевский, Новошешминский, Нурлатский, Спасский, Чистопольский муниципальные районы) - индустриально-аграрный район, ориентированный на добычу нефти, точное машиностроение, промышленность строительных материалов, а также производство и переработку сельскохозяйственной продукции.

Понимая важность агломерационного развития Республики Татарстан, муниципальные образования Республики Татарстан при поддержке Президента Республики Татарстан инициировали разработку проекта Закона Республики Татарстан «Об агломерационном развитии Республики Татарстан». Законопроект разработан в целях устойчивого развития Республики Татарстан, направлен на обеспечение условий для развития инновационной экономики и повышения уровня и качества жизни населения Республики Татарстан исходя из приоритетов и целей, отраженных в Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденной Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года №40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально -экономического развития Республики Татарстан до 2030 года».

180

Проект закона определяет правовые, организационные и экономические основы развития агломераций в Республике Татарстан. Законопроект регулирует принципы, направления взаимодействия и правоотношения органов государственной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций и общественности Республики Татарстан в целях обеспечения устойчивого сбалансированного социально-экономического развития Республики Татарстан как единого социокультурного и экономического пространства. При этом законопроект учитывает интересы республики и взаимные интересы муниципальных образований и направлен на создание условий для формирования благоприятной среды жизнедеятельности, ведения бизнеса, повышения качества жизни населения.

Экономические зоны в Татарстане определены как часть территории республики, сформированная в естественных природных и административных границах, обладающая социально-экономической и пространственной спецификой. Существующие Казанская, Камская и Альметьевская - городские агломерации, входящие в состав каждой экономической зоны, состоят из центральных муниципальных образований, пояса агломерации и пояса, формирующего влияния городских агломераций [1].

Границы агломераций и их характеристики определены Стратегией социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года с учетом схемы территориального планирования Республики Татарстан, размещения производительных сил на территории Республики Татарстан и тенденций социально-экономического развития агломераций.

Состояние экономики, социальной сферы агломераций как центров муниципальных образований и динамика процессов их развития являются основным источником изменений социально -экономических систем муниципальных районов, и, соответственно, региона в целом [3].

181

Данным законопроектом предлагается следующая модель управления агломерацией. Агломерации создаются в соответствии с соглашениями между городскими округами и муниципальными районами, заключаемыми на основании нормативных правовых актов представительных органов городских округов и муниципальных районов, принимаемых по согласованию с представительными органами сельских поселений (далее - соглашения о создании агломерации) и положениями об агломерациях.

С целью координации вопросов совместного регулирования текущей деятельности агломерации создается координационный орган - Инвестиционный совет агломерации, действующий в соответствии с Положением об Инвестиционном совете агломерации. Членами Инвестиционного совета агломерации являются по должности Главы муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан, входящих в состав агломерации. Координация работы по развитию агломераций осуществляется уполномоченным Правительством Республики Татарстан органом.

Реализация данной модели управления агломерацией приведет к всплеску экономической активности и повышению уровня жизни на всей территории агломерации. Иными словами, речь идет о повышении эффективности деятельности агломераций в результате их интеграции, слияния отдельных частей в единую систему.

Источники

1. Закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 года №40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года».

2. Институты развития не способны подтолкнуть модернизацию России, 2010. URL: http://www. nanonewsnet.ru

3. Багаутдинова Н.Г., Глебова И.С., Панасюк М.В., Юсупова И.В.. Стратегические направления социально-экономического развития муниципальных образований: опыт Республики Татарстан. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. 119 с.

182

GOVERNANCE MODEL THE SINTERING OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Kashapova L.

Assessment accumulated over the past years problems have arisen including as a result of the intensification of socio-economic development of the Republic of Tatarstan, as well as the challenges of maintaining high growth rates in the future make a necessity of coordination between the planning and development of three Metropolitan areas: Kazan, Kamsky, Almetyevsk. Typically, the question associated with the development of agglomerations, considered from the point of view of prospects of economic development of the region. To ensure high rates of economic growth, the region is obliged to proceed to the development of innovative technologies and post-industrial type of production, and Metropolitan areas are the focus of these processes and sources of competitiveness of Russia in the global economy.

Keywords: agglomeration, economic zone, development of municipalities, the agglomeration development, management agglomeration model management.

Дата поступления 01.12.2016.

183

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.