Научная статья на тему 'Теоретические основы индикативного подхода к кластеризации малых городов региона'

Теоретические основы индикативного подхода к кластеризации малых городов региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / МАЛЫЙ ГОРОД / КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ершова В. Ю.

Развитие экономики регионов выходит на новые этапы диверсификации различных отраслей инфраструктуры, на создание эффективной индустрии, инновационных индикаторов развития, информатизации инвестиционной привлекательности субъектов региона. Особую актуальность в этих условиях приобретает формирование кластерных систем развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы индикативного подхода к кластеризации малых городов региона»

Теоретические основы индикативного подхода к кластеризации

малых городов региона

В.Ю.Ершова; соискатель кафедры «Экономика и управление в городском хозяйстве» ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурностроительный университет»;

migerka81 @Ьк.т

Аннотация:

Развитие экономики регионов выходит на новые этапы диверсификации различных отраслей инфраструктуры, на создание эффективной индустрии, инновационных индикаторов развития, информатизации инвестиционной привлекательности субъектов региона. Особую актуальность в этих условиях приобретает формирование кластерных систем развития.

Ключевые слова: регион, малый город, кластер

Важнейшей проблемой устойчивого социально-экономического развития России, ее будущего, становится проблема малых городов. Особенность малого города - его скромные размеры. В малых городах отсутствует урбанистическая среда, характерная для крупных мегаполисов, с присущими ей громадными промышленными, транспортными и жилыми сооружениями.

Малые и средние города особенно ощутимы в политической, социально-экономической и культурной жизни России. Из 15 000 муниципальных образований, действующих на территории РФ, малые и средние города, а также поселки городского типа, составляют абсолютное большинство. Малых городов с населением менее 50 000 человек в России насчитывается свыше 7500 [3].

Но в настоящее время малые города, являясь в основном, моногородами с единственной градообразующей отраслью, в условиях

перехода к рыночной экономике оказались в трудном положении. Спад производства, закрытие зачастую единственного в городе предприятия, задержки выплат заработной платы являются причиной обострения социальных проблем (бедность, рост преступности, снижение рождаемости и пр.) и в целом снижения качества среды жизнеобеспечения человека, ее комфортности и безопасности.

Для малых городов характерна неблагоприятная демографическая ситуация (естественная убыль населения; преобладание в структуре населения лиц в нетрудоспособном возрасте; сокращение продолжительности жизни; прирост потока мигрантов, что в перспективе может привести к обострению социальной напряженности). Сложная экономическая ситуация связана, в частности, с тем, что исчезли самобытные производства, основанные на использовании собственных ресурсов, а многие градообразующие предприятия оказались неконкурентоспособными или просто неэффективными в условиях рынка. Туристический бизнес часто приносит в местный бюджет слишком мало средств, так как это транзитный туризм, а соответствующая инфраструктура туризма отсутствует. К тому же многие историко-культурные памятники находятся в запущенном состоянии, города постепенно теряют индивидуальный архитектурный облик. Г ородские инженерные коммуникации устарели морально и физически.

Острой в малых городах являет жилищная проблема, так как муниципальное строительств практически прекратилось и в результате этого малообеспеченные граждане, число которых возросло, не могут улучшить свои жилищные условия. Имеется большая доля ветхого аварийного жилья, высока доля жилья низкой степени благоустроенности. Программы расселения из ветхого жилого фонда не подкреплены финансированием, так как цены на жилье столь высоки, что они непосильны для бюджетов малых городов. Недостаточно развита в малых городах сеть культурно-досуговых учреждений.

Ограниченные возможности получения начального

профессионального, средне- специального и особенно высшего образования, а также ограниченный выбор мест приложения труда и их незначительное профессиональное разнообразие ведет к почти безвозвратному оттоку наиболее талантливой молодежи и квалифицированных кадров в более крупные города. Недостаток рабочих мест, низкий уровень заработной платы, невозможность самореализации, особенно молодежи и мужского населения, ведет к ухудшению криминогенной ситуации.

Рис. 1. Перспективные ресурсы развития типичного малого города

Для устойчивого экономического роста города важно, чтобы в нем сформировались и получили развитие отрасли, наиболее эффективно использующие местную специфику, и появились новые виды производств. Наиболее острые проблемы малых городов РТ представлены на рисунках 2 и

3.

Рис.2. Наиболее острые проблемы типичного малого города

Рис. 3. Мнение населения об основных приоритетах развития города и района По мнению населения, можно сделать вывод о том, что главным вопросом стоит - улучшение качества жизни. Для развития экономики города, а успешное развитие экономики предопределяет улучшение качества жизни, формирование финансового потенциала и является решающим фактором позитивных сдвигов в социальном комплексе, в наращивании куль-

турно-архитектурного богатства города, в выходе из кризиса и дальнейшем процветании города в целом, нужно повышать инвестиционную привлекательность городской экономики, формировать эффективную конкурентную среду, создавать информационную базу ресурсов города.

Министерство экономики Республики Татарстан разработало концепцию территориальной экономической политики. Оценка пространственной организации республики показала, что население на территории региона распределено неравномерно. Характерной особенностью является его концентрация в таких промышленно развитых районах, как Казанско - Зеленодольском на Северо-Западе, Челнинско - Нижнекамском -на Северо-Востоке и Альметьевско-Бугульминском - на Юго-Востоке. Помимо городского округа Казань (1 123,3 тыс.чел.), крупнейшими по численности населения являются следующие городские округа и муниципальные районы: Набережные Челны (507 тыс. чел.), Нижнекамский (264,9 тыс. чел.), Альметьевский (194 тыс. чел.), Зеленодольский (159,8 тыс. чел.) и Бугульминский (112,6 тыс. чел.). Наименьшая численность населения наблюдается в Тюлячинском (14,4 тыс. чел.) и Атнинском (13,8 тыс. чел.) районах.

Городское население республики составляет 75% (2823,9 тыс. чел.), при этом абсолютное большинство горожан (90%) проживают в 14 городах республиканского значения. Незначительная часть населения республики (9,9%) приходится на долю остальных 8 городов и 21 поселка городского типа. В 15 районах республики (Дрожжановский, Апастовский, Кайбицкий, Верхнеуслонский, Пестречинский, Высокогорский, Атнинский,

Балтасинский, Тюлячинский, Рыбнослободский, Актанышский, Муслюмовский, Новошешминский, Черемшанский, Алькеевский

муниципальные районы) проживает только сельское население. В ряде районов, не принадлежащих к крупным промышленным центрам, наблюдается преобладание сельского населения (Буинский, Сармановский, Мензелинский, Аксубаевский, Нурлатский, Спасский, Алексеевский,

Сабинский, Кукморский, Арский, Камско-Устьинский, Тетюшский муниципальные районы). [1, 2]

Развитие промышленного производства республики неравнозначно на различных территориях. Так, на долю 4 территориальных единиц приходится около 90% промышленного производства. При этом, вклад Альметьевского муниципального района составляет около 30%, Нижнекамского - 24%, городских округов Набережные Челны и Казани - 19% и 14 %

соответственно. Вместе с тем имеет место существенная межрайонная дифференциация. Так по показателям эффективности, по объему ВТП на душу населения, по объему инвестиций на душу населения уровень дифференциации районов составил десятки и сотни раз. Наблюдается достаточно высокий уровень межрайонной дифференциации доходов населения, уровня заработной платы и пенсий.

Обеспеченность жильем населения Республики примерно соответствует среднероссийкому уровню. Однако в таких городах, как Набережные Челны, Нижнекамск и Елабуга общая площадь жилых помещений, приходящаяся на 1 жителя, меньше, чем в среднем по Республике Татарстан.

Выявленный дисбаланс социально-экономического развития районов становится основным препятствием в развитии республики [3, 4],

способствует углублению диспропорций территориального развития, затрудняет достижение высокого качества среды жизнеобеспечения населения во всех муниципальных и городских округах и районах.

По данным Министерства экономики РТ, наиболее конкурентоспособными оказываются сырьевые районы (табл. 1). Они концентрируют на своей территории проектные мощности, поглощают свободные капиталы, квалифицированную и мобильную рабочую силу. Неэффективная пространственная организация влечет за собой рост расходов на поддержание инфраструктур, избыточных в районах, теряющих население и производственные активы, и недостаточного на развивающихся территориях (ограниченность возможностей транспортного хозяйства,

трубопроводов в нефтегазовом комплексе и пр.). Таким образом, основной проблемой, связанной с пространственной организацией республики, является возрастание региональных диспропорций в развитии районов. Как следствие, из неэффективных пространственных структур «вымываются» ресурсы и в первую очередь - человеческие.

Таблица 1

Основные направления инновационо-инвестиционных мероприятий

в экономических зонах РТ

Экономическая зона Основные направления инновационо-инвестиционных мероприятий в экономической зоне

Казанская агломерация Основные отрасли экономической специализации -комплексы отраслей обрабатывающей промышленности и сфера услуг. Природные ресурсы ограничены. Большое экономическое значение имеют лишь запасы природных строительных материалов (доломиты, песок, известняки, гравий, глина). Трудовые ресурсы представлены высококвалифицированными кадрами. Структура промышленного производства представлена машиностроением, металлообработкой (вертолето-, судо- и самолетостроение, моторостроение, приборостроение, компрессорстроение, производство медицинских приборов и оборудования, оптикомеханических приборов, вакуумной техники), химической и нефтехимической промышленностью, промышленностью строительных материалов, электроэнергетикой, легкой и пищевой промышленностью, деревообработкой и полиграфической промышленностью. Формирование на основе модернизации исторически сложившихся обрабатывающих отраслей (машиностроения, химии и нефтехимии, авиационной и легкой промышленности) инновационных центров передовой индустрии и современной сервисной экономики в г.о. Казани и г. Зеленодольске. Развитие Свияжского логистического узла. Развитие традиционных отраслей, таких как машиностроение, химия и нефтехимия, авиационная и легкая промышленность и др.), а также развитие новых отраслей (биофармацевтика). Расширение сети высокоскоростных магистралей.

Юго-Восточная Ярко выраженная экономическая специализация зоны -нефтедобыча и производство нефтяного оборудования.

Основные отрасли специализации - нефтедобывающая отрасль. Инновационное направление экономического развития - использование новых технологий для развития и модернизации добычи нефтегазовых ресурсов, в том числе -с переходом к глубокой переработке нефти и битумов. Перспективными направлениями развития экономической зоны: более рациональное использование имеющегося научно-производственного и образовательного потенциала в области нефтепереработки и нефтхимии, а также создание производств по строительству и ремонту автомобильных дорог в Альметьевском, Лениногорском, Бугульминском и Бавлинском районах в рамках реализации инвестиционного проекта по строительству международного транспортного коридора «Западная Европа - Западный Китай».

Набережночелнинская агломерация Главные промышленные отрасли - автомобилестроение и электротехническая отрасль, химическая и нефтехимическая промышленность. Также представлены такие отрасли, как нефтедобыча, производство строительных материалов, электроэнергетика, пищевая промышленность. В данной экономической зоне сформированы два крупнейших в республике кластера: автомобилестроительный (базовые предприятия ОАО «КамАЗ» и ГК «Соллерс») и нефтеперерабатываю щий (базовые предприятия - ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «ТАНЭКО»). Основные направления развития кластеров - создание автокомпонентного производства, развитие малого нефтеперерабатывающего бизнеса, предприятий основной химии. С целью развития сферы туризма и рекреации ведется работа по созданию туристско-оздоровительного парка «Камские поляны».

Закамская Основными отраслями специализации являются следующие: топливная и пищевая промышленность, точное машиностроение, а также промышленность строительных материалов, энергетика, лесная и легкая промышленность. Приоритетными направлениями стратегического развития этой экономической зоны являются интенсификация с/х производства, развитие легкой промышленности, развитие водного и аграрного туризма, развитие гостиничного бизнеса, производство строительных

материалов и деревообработка, развитие рыбного хозяйства.

Предволжская Преимущественно сельскохозяйственная специализация. Основные отрасли экономики - пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, сельское хозяйство. Изучение и освоение природных минеральносырьевых ресурсов придаст этому преимущественно сельскохозяйственному региону импульс в направлении промышленного развития. Стратегическими направлениями развития могут стать такие направления, как развитие сферы туристических услуг (экологический туризм) и придорожного гостиничного сервиса.

Предкамская Экономика в значительной мере представлена такими отраслями, как сельское хозяйство, пищевая промышленность, лесопереработка, промышленность строительных материалов, легкой промышленностью, строительством, транспортом и сферой услуг. Приоритетными направлениями экономического развития являются следующие направления: интенсификация сельскохозяйственного производства и переработки с/х продукции, развитие гостиничного и придорожного сервиса, развитие аграрного и экологического туризма, возрождение народных промыслов, производство строительных материалов.

В целях рациональной организации территориального управления в данной концепции необходимым условием поступательного, прорывного развития экономики любой территории является кластерный подход.

Мировой опыт кластероориентированной политики демонстрирует примеры роста территориальной конкурентоспособности. [5] Во многих странах с развитой экономикой отраслевые кластеры стали типичной формой организации взаимодействия бизнес-структур.

Высокая конкурентоспособность и стабильность кластерных хозяйственных систем определяется, прежде всего, факторами, стимулирующими распространение новых технологий, характером и структурой взаимодействия науки, образования, финансирования, государственной политики и промышленности. Наиболее жизнеспособные кластеры инновационной активности формируются на основе

диверсификации межотраслевых связей. Разнообразие и относительная доступность внутри кластера различных источников технологических знаний и связей облегчает комбинирование факторов производства и становится предпосылкой эффективной инновации.

Кластерные системы характеризуются такими особенностями, как наличие крупного предприятия - лидера (якорного предприятия), определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию всей системы; территориальная локализация основной массы субъектов экономики; устойчивость внутренних и внешних связей субъектов - участников кластерной системы; долговременная координация взаимодействия субъектов - участников кластерной системы в рамках производственных программ ее развития и функционирования, инновационные процессы многоуровневых систем управления, ориентация продукции кластеров на экспорт или импортозамещение.

Кластерный подход предполагает обеспечение промышленного развития хозяйствующих субъектов кластера с помощью органов власти всех уровней управления при помощи создания условий для развития бизнеса.

Кластер как устойчивое партнерство взаимосвязанных организаций и отдельных лиц основывается на учете положительных синергетических эффектов региональной агломерации и может иметь потенциал, превышающий простую сумму потенциалов отдельных составляющих. Это приращение возникает как результат сотрудничества и эффективного использования возможностей партнеров на длительную перспективу, сочетания кооперации и конкуренции, близости потребителя и производителя, сетевых эффектах и диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса. Отсутствуют границы между секторами и видами деятельности, и все они рассматриваются во взаимосвязи. Отсутствие распределенных между производителями секторов потребления требует формирования системы взаимовыгодных договоренностей в рамках установленных государством приоритетов и

правил. При этом необходимо учитывать, что каждый из участников решает свои характерные задачи, определяемые его уставными, программными, нормативными документами. Но в пределах региона власть, бизнес и общество могут найти круг общих задач. Упрощая, можно сказать, что эффективное общее и профессиональное образование, научные исследования, производство, местная и региональная власть выгодны всем.

Итак, преимущества кластеров очевидны: для администрации -увеличивается количество налогоплательщиков и налогооблагаемая база (центры управления малым и средним бизнесом, как правило, находятся на той же территории, что и сам бизнес, в отличие от вертикальных корпораций), появляется удобный инструмент для взаимодействия с бизнесом, снижается зависимость от отдельных бизнес-групп, появляются основания для диверсификации экономического развития территории.

Список литературы

1. Концепция территориальной экономической политики

Республики Татарстан: Министерство экономики РТ. Управление

территориального развития. 2009.

2. Российский статистический ежегодник: Стат. сб./Госкомстат России. - М., 2010. - 687 с.

3. Романова А.И. Инвестиционное стимулирование рынка строительных услуг / Известия КГАСУ, №2/14, 2010, С. 339-344.

4. Формирование рейтингов инновационного развития регионов России и выработка рекомендаций по стимулированию инновационной активности субъектов Российской Федерации / www.urban-planet.org/article_13.html.

5. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития /Теория и практика управления. - №5. - 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.