Научная статья на тему 'Региональные кластеры как форма территориальной организации производства'

Региональные кластеры как форма территориальной организации производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
699
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕР / УПРАВЛЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УПАКОВКА / КРИТЕРИИ ОПТИМИЗАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / НЕТКАНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / НЕФТЕХИМИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА / CLUSTER / MANAGEMENT / PACKING / OPTIMIZATION CRITERIA / REGIONAL CLUSTER / PETROCHEMICAL CLUSTER / MOLDED FABRIC / INDUSTRY PLACING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кашбразиев Р. В., Панасюк М. В.

В статье рассмотрены теоретические вопросы исследования региональных кластеров как формы территориальной организации производительных сил в условиях рыночной экономики. Предложены методы решения задач размещения кластерообразующих предприятий и их влияния на развитие экономической системы региона. Приводятся результаты решения задачи размещения предприятий, полученных на основе: 1) метода сравнительных издержек; 2) отраслевой многопродуктовой модели. Это позволяет авторам обосновать выбор оптимального варианта территориальной организации производственно-сбытовой сети кластерообразующих предприятий нефтехимии и других ведущих отраслей региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL CLUSTERS AS A FORM OF TERRITORIAL ARRANGEMENT OF INDUSTRY

The article views the theoretical issues of regional cluster investigation as a form of territorial organization of production powers in the market economy. It suggests methods of the cluster-forming enterprises placing and their impact on the development of the regional economic system. The authors present the results of enterprise placing obtained on the basis of: 1) comparative costs method; 2) branch multi-product model. It allows to justify the optimal choice of territorial organization of the production-delivery network of cluster-forming enterprises of petrol chemistry an other leading branches of regional economy.

Текст научной работы на тему «Региональные кластеры как форма территориальной организации производства»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, ЭКОНОМИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ)

УДК 332.12

Р.В. КАШБРАЗИЕВ, кандидат экономических наук, доцент, М.В. ПАНАСЮК, доктор географических наук, профессор

Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина

РЕГИОНАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ КАК ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

В статье рассмотрены! теоретические вопросы исследования региональные кластеров как формыI территориальной организации производительных сил в условиях рыночной экономики. Предложены! методы! решения задач размещения кластерообразующих предприятий и их влияния на развитие экономической системы! региона. Приводятся результаты! решения задачи размещения предприятий, полученных на основе: 1) метода сравнительных издержек; 2) отраслевой многопродуктовой модели. Это позволяет авторам обосновать выбор оптимального варианта территориальной организации производственно-сбытовой сети кластерообразующих предприятий нефтехимии и других ведущих отраслей региональной экономики.

Расширение процесса глобализации, переход развитых стран в постиндустриальную стадию во многом меняют внешнюю среду и направления развития стран и регионов. В этих условиях повышение конкурентоспособности региональной экономики требует разработки новых направлений стратегии развития, ориентированных на повышение эффективности экономической системы региона на базе комплексности использования его природного и социально-экономического потенциала, и создание на этой основе благоприятных условий для бизнеса.

Одним из перспективных направлений данного плана является формирующаяся теория производственного кластера. Она охватывает широкий спектр проблем, включая как производственно-технологические, финансово-

экономические, так и проблемы управления кластерами как территориальными формациями. Теория производственного кластера обобщает исследование отраслей территориальной специализации, ключевых фирм -лидеров отрасли, сетей внутрирегиональных производителей-поставщиков, производственной и рыночной инфраструктуры.

Анализ современной организации производства такого ключевого региона России как Республика Татарстан (РТ), показывает завершение формирования ярко выраженных ключевых фирм - лидеров новой экономики, относящихся к нефтегазохимической отрасли, энергетике, авиации, автомобилестроению, агропромышленному комплексу (АПК) [1]. Все отмеченные предприятия являются комплексо-образующими и в пределах зон их влияния

формируют предпосылки возникновения, соответственно: 1) нефтегазохимического; 2) энергетического; 3) автомобильного; 4) авиационного и 5) агропромышленного кластеров. В республике создаются предпосылки организации управления производственными кластерами.

В этих условиях необходимо формировать новые подходы к решению проблем организации и планирования экономической базы региона, в том числе к оптимизации территориальной организации его производительных сил. Данная работа имеет целью рассмотрение проблем территориальной организации предприятий в условиях формирования региональных кластеров, а также моделирования территориальной организации кластерообра-зующих предприятий и их влияния на развитие экономической системы региона.

В качестве объекта исследования рассматриваются предприятия, занимающиеся производством упаковочных материалов и тары (одно из наиболее перспективных направлений в современной нефтехимии).

Формы территориальной организации производства в условиях рыыночной экономики

За последние два десятилетия был создан ряд концепций конкурентоспособности стран и регионов, которые легли в основу создания стратегий конкурентного развития национальных экономик. Конкурентоспособность национальной экономики определяется как концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и других возможностей, реализуемых в товарах, успешно противостоящих зарубежным товарам как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Все эти возможности географически дифференцированы и являются характерными особенностями той или иной территории [2].

Концепцией, получившей наибольший резонанс как в научных, так и в общественных кругах, стал ромб конкурентных преимуществ, предложенный американским экономистом

М. Портером, который указал на ключевую роль местоположения в создании конкурентных преимуществ. Согласно его концепции, группа расположенных на одной территории компаний и организаций, действующих в определенном секторе экономики и взаимодополняющих друг друга, формируют основу промышленного кластера. Ключевую роль в процессах класте-рообразования играет конкурентоспособность местоположения [3]. Конкурентоспособность компании нельзя объяснить, анализируя только внутренние источники ее развития, компанию и отрасль необходимо рассматривать в своем региональном контексте. Преимущества места, определенного экономико-географического положения создают предпосылки концентрации предприятий и организаций различных отраслей и сфер экономической деятельности, то есть формирования кластера.

Исследования М. Портера показали, что регионы обладают главными конкурентными преимуществами в нескольких группах смежных отраслей промышленности, наиболее конкурентоспособные фирмы которых дают большую часть мирового экспорта. Наиболее конкурентоспособные смежные отрасли, расположенные в регионе, образуют промышленные кластеры.

Термин «региональный кластер» был предложен М. Энрайтом для дефиниции пространственного скопления взаимосвязанных предприятий, схожих по своей специализации компаний [4]. В его работах региональный кластер определен как промышленный кластер, в котором фирмы - члены кластера (работающие в одной или нескольких родственных отраслях экономики) - образуют территориальную агломерацию. Фирмы концентрируются на определенной территории из-за очевидных преимуществ экономико-географического положения. Более того, конкурируя друг с другом, кластерные фирмы повышают свою общую конкурентоспособность по сравнению с фирмами, расположенными вне кластера.

Необходимо также отметить, что региональный кластер включает в свой состав группу экономически взаимосвязанных предприятий и

организаций, относящихся к отрасли специализации, и группу предприятий, оказывающих им сервисные услуги.

В развитии региональных кластеров, даже в условиях развитых рыночных отношений, велика роль государства. Так, Ко А. и Иёеай А. [5] отмечают, что в трудных условиях структурных реформ и комплексных проблем инновационного развития регионов необходима государственная стратегия формирования региональных кластеров, где вовлеченности государства отводится важное место.

В рыночной системе предприниматель сам определяет место и форму вложения своих инвестиций, исходя из принципа максимизации прибыли, поэтому кластеры формируются под влиянием законов рыночной конкуренции, при относительно незначительном воздействии органов регионального управления. Однако по мере возникновения экономического ядра кластера процесс их развития все в большей степени зависит от поддержки системы государственного управления, что требует определения позиций и выполнения функций контроля и регулирования развития кластера.

Кластеры формируются на базе территориального сочетания различных производств, ориентированных на экспорт или конечное потребление в сферах информационно-коммуникационных технологий, производства медицинских препаратов, отраслях электроники и электротехники, легкой промышленности, АПК и т.д.

Основной принцип взаимодействия предприятий, входящих в кластер, - конкуренция и кооперация. Конкурируя друг с другом и одновременно образуя альянсы, кластерообра-зующие фирмы повышают свою общую конкурентоспособность по сравнению с фирмами, расположенными вне кластера. Кластеры отличаются также быстрым увеличением объема информационных связей, включающих обмен идеями, «ноу-хау», технологиями, между входящими в состав кластера предприятиями.

На сегодняшний день наиболее важными факторами размещения в постиндустриальной экономике являются энергетический фактор для добывающих производств и фактор труда для

массовых и новейших производств обрабатывающей промышленности.[6]. Основной целью размещения новых предприятий является снижение общих издержек производства. В зависимости от отраслевой принадлежности, это может быть снижение (в разных сочетаниях) транспортных затрат, затрат на сырье, рабочую силу и т.д. Общей закономерностью является преобладание факторной (веберовской) системы размещения в добывающих отраслях производства, иерархической (кристаллеровской) - в отраслях обрабатывающей промышленности, факторной - в новейших высокотехнологичных отраслях производства.

Обращает на себя внимание то, что факторная система размещения новейших производств задается преимущественно ранними стадиями «продуктового цикла». Учитывая, что развитие информационно-коммуникационных технологий формирует важную область клас-терообразования, данная система может стать определяющей при решении задач развития и размещения новых предприятий, а также при принятии инвестиционных решений. Это приводит к тому, что при обосновании территориальной организации производств в пределах формирующего кластера следует придерживаться преимущественно схем «штан-дортных решений».

Решение задач размещения предприятий кластера на основе метода сравнительных издержек

Производство тары и упаковочных материалов может стать важнейшим направлением развития экономики Республики Татарстан на ближайшее десятилетие. Упаковка является не только важнейшей составляющей производства (строительной, электронной, автомобильной, мебельной и медицинской промышленности) и реализации товаров, но и определенным образом характеризует образ жизни, уровень развития общества. Качественная, высокотехнологичная упаковка, обладающая хорошим дизайном, выполняет как защитные функции при транспортировке и хранении, так и является

немаловажной частью усилий по продвижению продукции на рынке.

Решению задачи по выбору места размещения производства предшествует анализ рыночного спроса на производимый товар. Рынок упаковки является наиболее важным в сфере полимеров, так как в этом сегменте потребляется около трети производимых полимерных материалов. Отечественная тароупа-ковочная отрасль интенсивно развивается. В начале 90-х гг. в России производилось около 30 кг упаковки на душу населения в год. В настоящее время уровень производства упаковки составляет по различным оценкам 60-80 кг на человека в год. Аналогичный показатель в Германии и США составляет 190 и 230 кг соответственно.

В Российской Федерации быстрый подъем отрасли начался в 1999 году. Его стимулировал рост производства потребительских товаров и спрос на новые упаковочные материалы. В секторе потребительской упаковки отмечалась наибольшая рентабельность - 70%. Благодаря бурному развитию пищевой промышленности, на долю которой приходится половина всей потребляемой упаковки, до 2002 года темпы роста рынка составляли 50 - 100% в год. Затем динамика производства упаковки снизилась и сейчас составляет 10 - 15%. В настоящее время проявляется новая тенденция рынка, означающая его вхождение в качественно новую фазу: стали расти сегменты более дорогой и высокотехнологичной упаковки.

Упаковка, производимая на основе полимерных материалов, - второй по величине сегмент российского рынка: на ее долю приходится 36% потребления упаковки в целом и 60% - в пищевой промышленности. Емкость рынка упаковки из полимерных материалов оценивается в 1,2-1,3 млрд долл. в год.

Рассмотрим одну из частных задач размещения производства тары - лотков для перевозки продукции - в формирующемся нефтехимическом кластере РТ (постановка задачи, сбор и обобщение представленного в табл. 1-6 материала проводилась Р.М. Сабитовым). Зная, что только одна сеть продуктовых супермар-

кетов потребляет в год от 6 до 8,4 млн лотков, можно рассчитать необходимое количество лотков для удовлетворения потребностей в данной продукции 14-ти регионообразующих населенных пунктов РТ, включая Азнакаево, Альметьевск, Бавлы, Бугульму, Буинск, Елабугу, Заинск, Зеленодольск, Казань, Лениногорск, Набережные Челны, Нижнекамск, Нурлат, Чистополь. Общие годовые потребности в данном виде продукции составят примерно 500 млн штук. Это обуславливает необходимость размещения мощностей в 1190т в год, что соответствует производительности примерно 4-х единиц производственного оборудования.

Критерием оптимизации размещения была выбрана минимизация затрат как наиболее подходящая для новых производств в условиях формирования регионального нефтехимического кластера при наличии устойчивого внутрироссийского и регионального рынков сбыта. Таким образом, необходимо разместить 4 производственные линии так, чтобы затраты на производство и транспортировку как сырья, так и готовой продукции были бы минимальными.

При расчетах по оптимальному размещению возникает проблема выбора наиболее важных видов издержек, то есть разделение затрат на относительно постоянные, слабо варьируемые от города к городу/району и существенно дифференцируемые в разных городах/районах. В данной задаче последним видом издержек выступают затраты на транспортировку готовой продукции, которые, как показал анализ, существенно удорожают ее стоимость.

Расчет транспортных затрат на перевозку сырья для производства продукции обусловлен заданной совокупностью поставщиков, находящихся в населенных пунктах: Нижнекамск, Казань и Екатеринбург. Для решения задачи строится известная матрица суммарных транспортных затрат, включающих как затраты на доставку сырья, так и затраты на доставку готовой продукции. Строки и столбцы в ней относятся к одним и тем же городским посе-

лениям, так как любое из них является основным потребителем и вместе с тем, потенциальным производителем продукции.

Анализ по методу сравнительных издержек позволил авторам выбрать в качестве пункта размещения производства г. Набережные Челны, для которого, как видно из таблицы, транспортные затраты минимальны (ок. 83 млн руб.). Производственная и инфраструктурная базы города таковы, что возможно разместить все 4 установки, обеспечивающие полное удовлетворение потребностей в упаковочной продукции выбранных городов. Размещение производства в данном городе усиливает позиции складывающегося нефтехимического кластера Северо-Восточного экономического района РТ с основным центром в г. Нижнекамском.

Решение задач размещения предприятий кластера материалов на основе отраслевой многопродуктовой модели

Создание нетканых материалов - второе перспективное направление развития нефтехимического кластера РТ. Объем и темпы роста данного производства намного выше, чем у многих видов продукции данной отрасли. Эта особенность обусловлена тем, что в технологиях производства нетканых материалов заложен короткий и дешевый путь получения широкого ассортимента текстильных полотен, отличающихся высокими потребительскими качествами.

Производство нетканых материалов в мире за последние 10 лет увеличилось почти в 3 раза, составив, в частности, в 2002 г. 3 млн т в год. Оно в основном сосредоточено в Западной Европе, США, Японии и Китае.

В рассматриваемой постановке задачи в качестве нетканого материала выступает спанбонд - материал из 100% полипропилена, который находит применение в самых разных отраслях промышленности в качестве дешевого заменителя более дорогих тканей и как материал для изготовления одноразовой одежды, в том числе медицинской и технической. В общей сложности весь объем потребления спанбонда

в России можно оценить в 700 - 800 т/мес.

При решении данной задачи был проведен предварительный анализ затрат, определяющих выбор оптимального варианта размещения данного вида кластерообразующего производства. По его итогам в состав основных статей были включены все виды производственных затрат, в первую очередь затраты на оборудование, строительно-монтажные работы, а также на транспортировку, которые являются главными факторами, обуславливающими размещение производства.

Для решения рассматриваемой задачи была разработана модель развития и размещения производства. Основными параметрами модели являются:

1. Количество пунктов производства - т.

2. Количество видов изделий, относящихся к разновидностям спанбонда (количество видов продукции), - р.

3. ¥ - количество размещаемых линий оборудования.

4. с1к - затраты производство к-го вида продукции в ¿-м пункте, включающие все отмеченные выше определяющие статьи себестоимости.

5. А к - предполагаемый при заданных

затратах объем производства к-го вида продукции в ¿-м пункте.

6. - прогнозируемые потребности рынка

в к-м виде продукции.

Переменные модели, обозначаемые, как

х к, относятся к дихотомическим, и принимают

два значения - 0 или 1. х к = 1 показывает, что в ¿-м пункте необходимо производить к-й вид

продукции, а х = 0, что производство 1к

размещать нецелесообразно в силу неэффективного в данных условиях.

Целевая функция - Ь (х.к ) задает суммарные затраты на производство и транспортировку продукции. Она минимизируется.

m p

L Xk) = ЕЕ

ik xik

• Ш1П

1=1к=1

Ограничения модели включают:

1. Условие удовлетворения спроса по всем видам продукции:

т

X Ак х > Ьк.

1=1

2. Условие соответствия числа выбранных вариантов размещения предполагаемому числу линий оборудования:

т р

X X х,к = Р.

1=1 к=1

3.

4.

Р

Е Xik £ 1. k=1

xik > 0 •

При решении задачи были заданы пять видов спанбонда и предварительно отобраны 11 пунктов возможного размещения производства

Затраты на производство к-го

(табл. 1). Предполагается размещение трех технологических линий.

Предполагаемый при заданных затратах объем производства к-го вида продукции в г-м пункте рассчитывается как определенная в бизнес-плане стоимость 1 кг продукции, умноженная на планируемый годовой объем производства (табл. 2).

Потребности в продукции определялись на основе маркетинговых исследований рынков России (табл. 3).

Итоги решения задачи показали, что производство первого, третьего и четвертого продукта целесообразно, а производство второго и пятого должно быть признано неэффективным в условиях заданного региона. Общая потребность рынка по выбранным видам продукции составляет 348 млн руб.

По мнению авторов, все три заданные производственные линии должны быть размещены в одном населенном пункте - г. Казани. При этом достигается минимальная величина производственно-транспортных затрат, составившая примерно 306 млн руб. Исходя из этого необходимо сделать выводы о том, что в состав

Таблица 1

вида продукции в г-м пункте, тыс. руб.

Cik

1 2 3 4 5

г. Елабуга 106 009 106 008 106 010 106 008 106 009

п. Камские Поляны 114 163 114 160 114 170 114 168 114 161

п. Прости 126 394 126 395 126 390 126 401 126 388

г. Мамадыш 114 163 114 174 114 182 114 155 114 169

г. Казань 101 931 101 940 101 931 101 920 101 952

г. Зеленодольск 106 008 106 020 106 000 106 092 106 009

п. Юдино 114 163 114 168 114 155 114 160 114 182

п. Васильево 122 317 122 320 122 318 122 242 122 214

г. Наб.Челны 106 008 106 008 106 034 106 048 106 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г. Менделеевск 114 163 114 155 114 172 114 213 114 048

г. Заинск 122 317 122 224 122 185 122 401 122 372

Таблица 2

Предполагаемые объемы производства к-го вида продукции в г-м пункте производства, млн руб.

1 2 3 4 5

г. Елабуга 124 124 152 166 195

п. Камские Поляны 124 124 152 166 195

п. Прости 123 123 151 165 193

г. Мамадыш 125 125 153 167 195

г. Казань 126 126 154 169 197

г. Зеленодольск 126 126 155 170 199

п. Юдино 126 126 154 169 197

п. Васильево 126 126 155 169 198

г. Наб.Челны 123 123 151 165 193

г. Менделеевск 124 124 152 166 194

г. Заинск 124 124 152 166 194

Таблица 3

Потребности в продукции производства спанбонда (тыс. руб.)

Вид продукции 1 2 3 4 5

Потребности ( Ьк) 130 000 17 000 113 000 105 000 97 000

перспективного нефтехимического кластера РТ должны войти территории зон экономического влияния двух основных центров - г. Казани и г. Нижнекамска, которые формируют экономические микрорайоны Северо-Запада и Северо-Востока республики.

Полученные оптимальные значения показателя объема производства, представленные в

табл. 4, показывают, что формирование производственных мощностей в Казани удовлетворит рыночный спрос по выбранным видам продукции.

Итоги маркетинговых исследований обусловили необходимость решения задачи при альтернативном варианте потребностей рынка в продукции (табл. 5).

Последующие расчеты показали, что в

Таблица 4

Объемы производства по выбранным в результате решения видам продукции, тыс. руб.

Вид продукции 1 2 3 4 5

Объемы производства 125633,0 0 154073,8 168505,1 0

Таблица 5

Потребности в продукции производства спанбонда, тыс. руб.

Вид продукции 1 2 3 4 5

Потребности ( bk ) 150 000 59 000 95 000 70 000 57 750

нефтехимическом кластере Республики Татарстан целесообразно размещать производство первого и четвертого видов продукции, а производство второго, третьего и пятого -неэффективно по приведенным затратам.

Оптимальный вариант размещения производства первого продукта включает два пункта -г. Зеленодольск и п. Васильево, а второго -п. Прости. Минимальные затраты на развитие и размещение производства при данном варианте составят примерно 355 млн руб. против 306 млн руб. по предыдущему.

В Республике Татарстан на данном этапе развития экономики можно выделить следующие потенциальные кластеры: нефтегазохими-ческий, энергетический, автомобильный, авиационный, агропромышленный.

Развитие предложенных методов анализа размещения предприятий позволит в перспективе обосновать выбор оптимального варианта территориальной организации производственно-сбытовой сети кластерообразующих предприятий нефтехимии и других ведущих отраслей региональной экономики. Рассмотренная многопродуктовая отраслевая модель позволяет решать задачи нахождения оптимума производства продукции при минимизации затрат на производство, строительство, транспортировку сырья, доставку продукции, а также ряд подобных задач для различных отраслей нефтехимии.

При предложенных способах решения задач используется такой вид стратегии организации производства и размещения новых предприятий, как минимизация издержек. Он основан на том, что на региональный или мировой рынок выходит тот производитель, себестоимость продукции которого ниже, чем у конкурентов. Такая стратегия полностью соответствует классическим схемам

размещения производства, и она оправдана в условиях формирования региональных кластеров.

Естественно, дальнейшее развитие региональных производственных кластеров, внедрение системы кластерного управления отраслями специализации региона потребуют новой стратегии, учитывающей дифференциацию производства товаров и услуг, ориентацию на узкоспециализированные сектора в самых разных регионах и странах, тесную кооперацию с научно-исследовательскими организациями, входящими с промышленными предприятиями в один кластер.

Поэтому в дальнейшем для разработки методологии анализа развития производственных кластеров Республики Татарстан потребуется детальный анализ социальной, экономической, политической жизни республики и всей рыночной конъюнктуры в целях принятия решения для создания кластерной инициативы по ведущим, уже существующим и перспективным производствам.

Список литературы

1. Послание Президента Республики Татарстан Государственному Совету. - Казань, 2006.

2. Конкурентоспособность в системе мирового хозяйства: пространственный анализ; под ред. Н.С. Ми-роненко. - М. - 2002.

3. Портер М. Конкуренция; пер. с англ. - СПб.: ИД «Вильямс», 2000.

4. Enright M. Why Clusters are the way to win the game? // World Link.- N 5. - July / August, 1992.

5. Ito A., Hideaki A. The strategic implications of formation of regional industrial clusters by pluralistic approaches of the regional employment analysis and the competitive development model. - The 42 Congress of the Regional Science Association. - Dortmund, Germany, August, 2002.

6. Размещение производства в рыночной среде. Из трудов Б.Н. Зимина, сост. А.П. Горкин, Ю.Г. Липец. - М.: Альфа. - 2003.

В редакцию материал поступил 29.01.07.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.