Научная статья на тему 'Методика оценки инновационного потенциала промышленного предприятия'

Методика оценки инновационного потенциала промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
383
573
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТРАТЕГИЯ ПРОРЫВА / КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ / БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / INNOVATIVE POTENTIAL / BREAKTHROUGH STRATEGY / QUALITY OF INFORMATION / SCORE / INTEGRATED INDICATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Удалов Федор Егорович, Соменкова Наталия Сергеевна, Абрамян Вардан Рафикович

В статье рассматривается проблема оценки инновационного потенциала как фактора, определяющего возможность стратегического развития промышленного предприятия на инновационной основе. Приводится методика экспертной оценки этого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика оценки инновационного потенциала промышленного предприятия»

Литература

1. Зварич, Э. Когда и кому нужны кроссы / Э. Зварич // Рекламодатель: теория и практика. - 2Q1Q. - № - С. 46 -51.

2. Имшинецкая, И.Я. Cross-promotion как фактор эффективного продвижения товара / И.Я. Имшинецкая // Sales Business. - 2QQ5. - № 7. - URL: www.archive-online.ru/ read/salespro/296.

3. Лель, Е. Эволюция SMS-рассылок / Е. Лель / Маркетинг и реклама. - 2QQ9. - № 1. - С. 68 - 71.

4. Сухова, О. Кросс-промо: реклама на двоих / О. Сухова // Дела.ру.: общественно-деловое издание. - URL: http://www.dela.ru/articles/18114/

5. Хмелькова, Н.В. О формах ко-маркетинга / Н.В. Хмелькова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2Q1Q. - № 14 (195). - С. 1Q9 - 114.

6. Хмелькова, Н.В. Сетевые взаимодействия в марке-

тинговой деятельности компаний (comarketing) / Н.В. Хмелькова. - Новосибирск, 2009.

7. Bengtsson, A. Co-branding and The Impact on Inter-organizational Relationships / A. Bengtsson, P. Servais. Proceedings from the 20th IMP-conference, Copenhagen, 2004. -URL: www.impgroup.org/ uploads/papers/4499.pdf

8. Blackett, T. Co-branding: The Science of Alliance / T. Blackett, B. Boad. - London, 1999.

9. Holmes, D.E. Dual Branding: Legal Structures and Choices Operational and Other Issues / D.E. Holmes. Holmes&Lofstrom, 2003. - URL: www.HolmesLofstrom.com

10. Strategic Alliances Give Big Revenue Boost To America’s Fastest-Growing Companies // Barometer Serveys. -URL: www.barometerserveys.com.

11. Weisenfeld, E. The Benefits of Coalition Loyalty. State of the Loyalty Industry / E. Weisenfeld. - URL: www.loyalty360.org/..loyalt y/../state_of_the_indust r y _evan

weisenfeld/

УДК 005.93

Ф.Е. Удалов, Н.С. Соменкова, В.Р. Абрамян

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье рассматривается проблема оценки инновационного потенциала как фактора, определяющего возможность стратегического развития промышленного предприятия на инновационной основе. Приводится методика экспертной оценки этого потенциала.

Инновационный потенциал, стратегия прорыва, качество информации, балльная оценка, интегральный показатель.

The article considers the problem of estimation of innovative potential as a factor defining the possibility of strategic development of the industrial enterprise through innovation. The technique of an expert estimation of this potential is presented.

Innovative potential, breakthrough strategy, quality of information, score, integrated indicator.

Исследования процессов реализации любых проблем, проводящиеся в ретроспективном аспекте, показывают, что если эти проблемы не нашли адекватного решения или не полностью реализованы первоначально намеченные цели, то это практически всегда есть следствие ошибок управленческого характера. Последнее вовсе не означает, что у руля управления стояли неквалифицированные руководители или они принимали необдуманные решения, хотя в отдельных случаях и это имеет место. Главной причиной управленческих ошибок является недостаточный уровень качества информации об объекте управления. Под качеством информации нами понимается ее своевременность, достоверность и полнота. Качественные показатели информации зависят не только от специалистов, формирующих эту информацию, но и от сложности и предсказуемости процессов, связанных с реализацией целей или с поведением объекта управления.

Стратегическо-инновационная деятельность как объект управления является одним из самых трудных и важных объектов деятельности руководителей и специалистов на промышленных предприятиях, поскольку она охватывает целую взаимосвязанную и взаимообусловленную цепь сложных процессов и явлений, возникающих в процессе реализации стра-тегическо-инновационных проектов.

Но при самом высококачественном процессе оперативного управления производством результаты решения инновационно-стратегических проблем зависят от реального уровня инновационного потенциала промышленного предприятия. Поэтому объективное определение этого уровня приобретает все большую значимость. В современных условиях формирование и развитие инновационного потенциала становится определяющим фактором устойчивого развития промышленного предприятия, который связан с трансформацией новых научных знаний, идей, открытий и изобретений, а также существующих технологий в новые или усовершенствованные продукты, внедренные на рынке и в производстве. Оценка инновационного потенциала является важной частью процесса управления и реализации инновационного потенциала промышленного предприятия. Нами предлагается методика оценки инновационного потенциала, в основу которой положен метод экспертных оценок.

Предлагаемая методика характеризует уровень инновационного потенциала и призвана помочь руководству предприятия проанализировать сложившееся состояние дел, выявить резервы повышения инновационного потенциала и выбрать приоритетные направления его развития.

Методика включает следующие этапы:

1. Разбиение инновационного потенциала предприятия на пять составляющих, охватывающих все ключевые аспекты: научно-исследовательский, технико-технологический, кадровый, финансовый и организационно-структурный.

2. Определение набора показателей, влияющих на соответствующую составляющую инновационного потенциала.

3. Определение экспертным путем веса каждого показателя в оценке соответствующей составляющей.

4. Оценка каждого показателя на основе опроса экспертов по пятибалльной шкале. Балльная шкала сформирована следующим образом:

5 баллов - очень хорошее состояние инновационного ресурса, классифицируется как очень сильная сторона инновационного потенциала;

4 балла - хорошее состояние, инновационный ресурс не требует изменения, классифицируется как сильная сторона;

3 балла - среднее состояние, требует ограниченных изменений ресурса для доведения до требований нормативной модели;

2 балла - плохое состояние, требуются серьезные изменения инновационного ресурса, классифицируется как слабая сторона инновационного потенциала;

1 балл - очень плохое состояние, инновационный ресурс требует радикальных преобразований, классифицируется как очень слабая сторона инновационного потенциала.

5. Вычисление составляющих инновационного потенциала, определяемых в баллах от 0 до 5 в процессе экспертной оценки по формуле:

т

Я, = £ , С1)

у=1

где Я, - ,-я составляющая инновационного потенциала предприятия; т, - число показателей в составе гой составляющей инновационного потенциала; Ру -балльная оценка у-го показателя г-й составляющей инновационного потенциала; ау - весовой коэффициент у-го показателя г-й составляющей инновационного потенциала, определяемый экспертно (при этом

т

£ а« =1).

у=1

6. Определение интегрального показателя инновационного потенциала по формуле

1Р = Цьа , (2)

г=1

где 1Р - инновационный потенциал предприятия; п -число составляющих инновационного потенциала предприятия; Я, - г-я составляющая инновационного потенциала предприятия; Ъ, - весовой коэффициент г'-й составляющей инновационного потенциала, оп-

п

ределяемый экспертно (при этом £ Ъ1 = 1).

1=1

Таким образом, структурными компонентами инновационного потенциала промышленного предприятия являются: научно-исследовательский, техникотехнологический, кадровый, финансовый и организационно-структурный потенциалы.

Рассмотрим каждую составляющую инновационного потенциала более подробно.

Оценка научно-исследовательского потенциала включает в себя:

- наличие у предприятия интеллектуальной собственности и прав на нее в виде патентов на изобретения, промышленных образцов, свидетельств на полезные модели; компьютерных программ и других объектов интеллектуальной собственности;

- доли объектов интеллектуальной собственности во внеоборотных активах предприятия;

- доли персонала, занятого в НИР и ОКР (отношение числа занятых в сфере НИР и ОКР к числу всех работников предприятия);

- доли расходов на НИР и ОКР в общей сумме затрат предприятия;

- количества собственных внедренных разработок (характеризует научную и рационализаторскую активность предприятия);

- новизны разработок, их соответствия мировому уровню.

Технико-технологический потенциал представляет собой совокупность оборудования и технологий производства, имеющихся на данном предприятии. Уровень технико-технологического потенциала должен производиться через оценку:

- наличия основных производственных фондов, необходимых для осуществления инновационной деятельности;

- состояния производственного оборудования (степень износа, средний возраст), используемого для производства продукции (в том числе инновационной);

- уровня механизации и автоматизации производства (отношение основных и вспомогательных рабочих, трудящихся по наблюдению за автоматами и при помощи машин, к общей численности основных и вспомогательных рабочих);

- возможности предприятия при располагаемом оборудовании и имеющихся технологиях обеспечить в краткосрочной и долгосрочной перспективе выпуск продукции, конкурентоспособной на российском и мировом рынках;

- мероприятий по модернизации и приобретению нового оборудования, усовершенствованию технологических процессов.

Кадровый потенциал характеризует обеспеченность инновационной деятельности человеческими ресурсами, квалификационную и возрастную структуру персонала, задействованного в создании и распространении инноваций. Кадровый потенциал включает в себя оценку:

- доли работников с высшим образованием в общей численности промышленно-производст-венного персонала;

- доли работников, имеющих среднее специальное образование в общей численности промышленно-производственного персонала;

- достаточности промышленно-производственного персонала для выполнения производственной программы;

- наличия кадров, имеющих опыт проведения НИР;

- доли затрат на обучение и подготовку персонала, связанного с осуществлением инновационной деятельности.

Оценка финансового потенциала включает:

- достаточность собственных финансовых ресурсов для осуществления инновационной деятельности;

- возможность привлечения заемных средств;

- возможность получения бюджетного финансирования, грантов;

- возможность привлечения иностранных инвестиций.

Оценка организационно-структурного потенциала включает:

- наличие специализированных подразделений (отдела главного конструктора, отдела главного технолога, отдела маркетинга новой продукции, патентно-правового отдела, информационного отдела, отдела стратегического развития);

- наличие специализированных лабораторий, экспериментальной базы;

- наличие партнерских и личных связей с НИИ и вузами, предприятиями, зарубежными партнерами.

Для проведения оценки инновационного потенциала при помощи указанных характеристик необходимо создать экспертную комиссию, в состав которой должны входить компетентные специалисты. Выставленные экспертами оценки заносятся в сводную таблицу. По каждой составляющей инновационного потенциала экспертные оценки обобщаются, находится их среднее арифметическое, определяемое по формуле:

N

_ Тя

я = ——, (3)

N

где Я - средняя оценка каждой из составляющих инновационного потенциала предприятия; Як - оценка составляющей инновационного потенциала, данная к-м экспертом; N - число экспертов, принявших участие в оценке.

Далее находим интегральный показатель инновационного потенциала предприятия. В результате оценки интегрального показателя инновационного потенциала можно выделить промышленные предприятия обладающие:

- высоким уровнем инновационного потенциала (3,75 < 1Р < 5);

- средним уровнем инновационного потенциала (2,5 < 1Р < 3,75);

- низким уровнем инновационного потенциала (0 < 1Р < 2,5).

Разработанная методика оценки инновационного потенциала промышленного предприятия прошла апробацию на одном из крупных машиностроитель-

ных предприятий Нижегородской области - ОАО ПКО «Теплообменник».

Более полувека это предприятие является одним из ведущих предприятий в области разработки и производства агрегатов и систем кондиционирования, регулирования давления воздуха герметических отсеков и систем нейтрального газа авиационной техники. Практически на всех отечественных гражданских самолетах и вертолетах установлены изделия, изготовленные на этом предприятии. В ОАО ПКО «Теплообменник» первыми в Нижегородской области стали применять информационные технологии САПР-конструктор и САПР-технолог. Они позволяют весь процесс проектирования довести до международных стандартов.

ОАО ПКО «Теплообменник» активно занимается инновационной деятельностью. В рамках развития производства гражданской продукции на предприятии было освоено производство климатических установок и кондиционеров для легковых автомобилей отечественного производства, а также микроавтобусов «ГАЗель» и «Соболь». В результате сотрудничества с немецкой фирмой <^еЬаБ1о» на заводе организован выпуск независимых воздушных отопителей для автотранспорта.

Разработаны системы кондиционирования воздуха для самолетов ТУ-204, ТУ-334 с применением 3-х колесных турбохолодильников на газовых подшипниках, с осушкой воздуха при высоком давлении, с использованием цифровой системы управления и встроенного контроля на базе микропроцессоров, с применением исполнительных механизмов регулируемой скорости вращения.

В настоящее время предприятие разрабатывает системы кондиционирования воздуха объекта Т-50 (совместно с ОАО «ОКБ Сухого»), объекта СУ-35, объекта ИЛ-112, агрегаты комплексной системы кондиционирования воздуха для семейства региональных самолетов Супер-М совместно с французской фирмой «Либхер».

Завод изготавливает широкую номенклатуру изделий для авиационной, автомобильной, тракторной, газовой и других отраслей промышленности. В рамках программы развития производства гражданской продукции на предприятии было разработано и запущено в производство более 20 наименований товаров народного потребления.

В настоящее время ОАО ПКО «Теплообменник» выпускает 600 видов изделий. К основным видам выпускаемой продукции относятся: агрегаты для авиационной промышленности, теплообменники для автомобильной промышленности, независимые и зависимые отопители для автомобильной промышленности, модули отопительные водогрейные и ряд других товаров народного потребления, таких как: колонки, туристические газовые плиты и др.

На сегодняшний день структура производства выглядит следующим образом:

- авиационная продукция - 46 %;

- гражданская продукция - 19 %;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- товары народного потребления - 32 %;

- прочие товары и услуги - 3 %.

Наличие широких производственных мощностей

позволяет выпускать самые разные изделия из любого металла. На предприятии внедрены следующие технологические процессы: литье заготовок из алюминиевых сплавов, точная изотермическая и полужидкая штамповка, вакуумная термообработка, изготовление пружин, нанесение гальванических и лакокрасочных покрытий, нанесение износостойких покрытий в вакууме.

Рассмотрим на примере исследуемого предприятия результаты апробации методики оценки инновационного потенциала по пятибалльной шкале. Результаты расчета составляющих инновационного потенциала ОАО ПКО «Теплообменник» приведены на рисунке.

Исследование показало, что проблемной областью ОАО ПКО «Теплообменник» является, в первую очередь, технико-технологический потенциал, недостаточно высокий уровень которого обусловлен

значительной долей изношенного производственного оборудования и слабым темпом обновления технологической базы. Это связано с недостаточностью объема инвестиций в технологии и основные фонды. В тоже время предприятие обладает достаточно высоким кадровым и организационно-структурным потенциалами.

Значение интегрального показателя инновационного потенциала предприятия составило 3,2, что свидетельствует о том, что ОАО ПКО «Теплообменник» относится к группе предприятий со средним уровнем инновационного потенциала. Последнее означает, что для становления предприятия на путь стратегии прорыва, связанной с реализацией современных достижений научно-технического прогресса, ему необходимо резко поднять все составляющие этого потенциала и особенно его технико-технологический и научно-исследовательский уровень.

Организационно-структурный потенциал Финансовый потенциал Кадровый потенциал Технико-технологический потенциал Научно-исследовательский потенциал

Q

□ З,7

□ З,2

ЦЗ,8

□ З,2

Оценка составляющих инновационного потенциала ОАО ПКО «Теплообменник)

УДК 339.138: 658.336.8

Р.А. Щинова

ФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Статья посвящена выбору рациональной структуры товарного ассортимента промышленного предприятия. Рассматривается формирование продуктовой программы, которая включает ряд процедур с использованием технологии моделирования как метода исследования, и процесса построения и развития модели, позволяющих оптимизировать структуру ассортимента выпускаемой продукции.

Процесс, оптимизация, товарная позиция, ассортимент, модель, эффективность.

The article is devoted to the choice of a rational structure of commodity assortment of industrial enterprises. The author considers the formation of the production program which includes a number of procedures with the use of modeling technology as a method of research and also as a process of constructing and developing of the model, allowing to optimize the structure of the product range.

Process, optimization, a commodity item, assortment, model, efficiency.

Экономическая и промышленно-сбытовая деятельность предприятия представляет собой замкнутую информационную систему с обратной связью. Модели таких систем должны сохранять замкнутый контур. Большинство ученых понятие «модель» определяет как приближенное или упрощенное воспроизведение важнейших сторон, характеристик и

особенностей изучаемых явлений и процессов. Вопросам моделирования, связанных с экономической проблематикой, посвящены работы зарубежных ученых (Дж. Форрестора, Л.Р. Хаббарда, Р. Шеннона, Д. Кейнса, А.Вальраса) и отечественных исследователей (О.М. Белоцерковского, А. Петрова и др.). Мы рассматриваем модель (лат. modulus - мера, образец)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.